Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)
РАССКАЗЫ ОБ УДАРНИКАХ П Я Т И Л Е Т К И ___________ ИХ СЧХСГЬЕ— в ТРУДЕ В детстве Сашу часто спра шивали: «Ке 1 Мты будешь, когда вырастешь?» И мальчик, очено увлекавшийся игрой с разными железками, неизменно отвечал: «Буду трактористом». Взрослые этому не удивлялись. Они виде ли, как Саша провожал -восхи щенным взглядом проезжавшие по селу тракторы, редкие авто машины. После школы выучил ся профессии механизатора. Прошли годы, и теперь в сов хозе «Знаменский» об Алексан дре Тимофеевиче Тушове отзы ваются как о лучшем механиза торе. Весно 1 он выезжает на предпосевную культивацию, в летнюю страду пересаживается на комбайн «Колос», осенью вместе с братом Анатолием на К-700 в две смены поднимают зябь. Кстати. Анатолий работа ет шофером, в период подъема зяби помогает брату вести па хоту. В прошлом году Александр Тимофеевич вспахал 718 гекта ров зяби, а в период уборки на молотил свыше 400 тонн зерна. Хлеборобы знают, как нелег ко порой достается осенняя об работка почвы. Были годы, ког да из-за неблагоприятных погод ных условии все полевые рабо ты, в том числе и подъем зяби, оттягивались на поздние сроки. Работе мешали осенние дожди, а иногда и преждевременно вы павшие заморозки. Но и в этих условиях Александр Тимофее вич и его товарищи по работе умело использовали технику, по казывали пример в районном со- циалистическо.м соревновании. — Какое бы дело ни поручи ли Тушову,—говорит управляю- ЩИ 1 Центральным отделение.м А. В. Хромых, — обязательно исполнит в срок. Сейчас Алек сандр сагрегатировал три куль тиватора, будет на К-700 прово дить предпосевную обработку почвы. За безупречный труд А. Т. Тушов награжден орденом Тру довой славы III степени. Ему вручались Почетные грамоты, денежные премии. подарки. Не один год механизатор—побе дитель социалистического сорев нования, ударник коммунистиче ского труда. Односельчане оказали ему большое доверие, единодушно избрали депутатом сельского Со вета. Он принимает активное участие в обсуждении на сесси ях вопросов, касающихся бла гоустройства населенных пунк тов, торговли, обслуживания и т. п. В Знаменке о семье Тушовых только и слышно: «Дружно жи вут и хорошо работают». И не малую долю лестных слов мож но адресовать жене Александра — Марии Степановне — передо вой доярке хозяйства. Не было такого года, чтобы Мария Степановна не выполни ла своих обязательств. До.маш- нее хозяйство, воспитание двух дочерей требуют не.малого вни- .машш. Но Мария Степановна успевает повсюду: и до.ма, и на фер.ме. А первы.м помощником во всех делах является Алек сандр Тимофеевич. Тепло отзываются о доярке Тушовой главный зоотехник сов хоза А. Д. Передерей, секре тарь парткома Д. И. Мерзликин. — Приятно работать с таки ми людьми, как Мария Степанов на Тушова, — говорит А. Д. Пе редерей. — В нынешнем году она обязалась надоить от канс- дой коровы по 2.200 килограм- .мов .молока. Выполнила квар тальное задание на 116 процен тов. Сейчас в сутки получает около семи килограммов .молока от коровы. М. С. Тушова в праздничные дни прикалывает на грудь орден «Знак Почета». Она, как и муж. ударница. — Недавно в сельском Доме культуры по инициативе агитато ра А. П. Лебедевой и актива совхоза, — рассказывает Д. И. Мерзликин. — состоялся вечер чествования трудовой династии Тушовых. За честный труд им вручили подарки, старшеклас сники и молодежь села слушали выступления Тушовых о своих прюфессиях. ...На совхозной Доске почета в числе лучших людей .хозяйства портреты Александра и Марии Тушовых — знатных людей се ла, нашедших свое счастье в сельском труде. А. ЛАЗУТКИН. Клавдия Ефимовна Жуликова, к я о р т к о а р с уюбол выьш в и и м ди п т р е оф н е а сс с и н о и н м а к л е ь , ныдо м опытом, одна из лучших тружениц к р о ал л ь х н о о за й и мм о е л н о и чн К о и то р в о а в р а н . ойНа ф ц е е р н м т е ц Кн и о л . а а л в Ии д с и в т я и се ч г Е е д с ф а к и о ми го д о е в т н с а о в р р е а в а в б н а о о н т в г а а а е нр т иде я д с а з о в а успешное выполнение планов сдачи сельскохозяйственных продуктов государству. з в в у о о л г В з о ь м т жо а и ж и т н в о д о в о о т б н р б д о е о о в з с б о о о и д в п е ч т с ь е ы т с с т н я к а о о , й го в б ы о е о з т с т р о н з а к а о с и б л ш х о и е т н л н р и и е е я с к тв ж а ив п о р т и н с ы у мщ . и .А К и . м Е ен . ноЖу э л т и и ко к в а о ч й е . С з я а в р т о к е и а л м м ь и н . о о п Е ыд с т е л о л и . и м т , с н з я е на с н л и а м я д о м и л т и о с д я о ы н м а у и о н б д и я о х что-то, всегда придет на помощь, поможет и советом, и делом. С раннего утра спешит она на фне е шрмн уюю к з с и в м о о и в м ку пи с то к мор ц мамам . и В де н лы о о д я б р о с к л т е юо б и и н т е я хо в з р а о н у шх и о м о д а . е т А ь з . с а т П а к р о о а э р н т о о и в м я а. у м и - и т т о р д у о и добивается она хороших надоев. .\1ного внимания уделяет доярка с .м я ол х о о д р ыошм о т и ел в о о ч в к р а е м мя Ои н х а на с к т о р р е м м и и т т ь , следит, чтобы в клетках всегда было чисто и сухо. г п а е е ш С т е н й о в ч с а е с вы с п п и е о л р лые н д и о к т в ь а т я о. с дм о о у ц я , и р а ч к л т а и об с п ты р и и ч у л е с а с г к о ие к о ва б р я т за а т л е а л Ф . ь о с т т о ва А , , з Г а а д в а р н и и л е ов в о т й о . ро ВНИМАНИЕ: ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ НА Д О Л Ж Н О С Т Ь - П О К О Н К У Р С У Приток молодых специали стов в литовский совхоз име ни XXV съезда КПСС позво лил по-новому организовать подбор и расстановку кадров командиров среднего звена. Здесь провели конкурс на за мещение должностей бригади ров животноводства и руко водителей нпатовских отря дов. Жюри, в состав которо го входили главные специа листы, представители обще ственных организаций хозяй ства и преподаватели сосед него совхоза-техникума, от дало преимущество тем, кто, имея законченное среднее специальное образование, по казал не только хорошие прю- фессиональные знания, но и педагогические навыки. Кан дидатов на эти посты назвали на собраниях коллективов подразделений. Таким же об разом в сов.хозе впредь будут определять тех, кто возгла вит отделение, ферму, звено. А ведь еще сравнительно недавно хозяйству не хватало дипломированных специалис тов. Бригадирами, заведую щими отделениями, как пра вило, работали практики, мно гие из которых не всегда мог ли обеспечить грамотное ру ководство. Между тем, про изводство здесь сложное, сов хоз специализирован на семе новодстве и выращивании бройлеров. Правда, приезжа- •’ш сюда по распределению выпускники сельскохозяйст венных техникумов, но надол го не задерживались. Их не устраивали бытовые условия, да и плохо помогали моло- дьш главные специалисты. Дело сдвинулось с места, когда в середине семидеся тых годов дирекция и парт ком начали осуществлять комплексный план подготов ки собственных кадров и адаптации молодых специали стов. Хозяйство направило на учебу в вузы и техникумы со своей стипендией группу вы- пускш 1 ков .местной средней школы — наиболее отличив шихся членов ученической бригады. В центрально.м по селке Юкнайчяй построили жилой дом для молодых спе циалистов, открыли техниче скую библиотеку и кабинет научной организации труда. Вернувшись домой с дип ломами, командиры среднего звена стали вскоре задавать тон в работе. Так. Б. Урбо- нас, вып 5 'скник Шилутского сов.хоза-техникума, возглавив ший птицеферму, выступил инициатором работы по еди ному наряду. Его поддержа ли другие руководители бри гад. В [результате каждый по чувствовал свою ответствен ность за общий резуль^тат ра боты, укрепилась трудовая дисциплина. Даже из ремонт ных мастерских и кормоцеха, где раньше текучесть кадров была са.мой большой, люди не стали увольняться «по соб ственному желанию». Квалифицированное руко водство, внедрение передовой технологии. рекомендаций ученых, .многогранная воспи тательная работа, проводимая в коллективах, не замедлили сказаться на производствен ных показателях. За годы прошлой пятилетки в совхо зе почти вдвое повысилась производительность труда, хозяйство перевыполнило пла ны продажи государству все:’; видов продукции. За высокую,эффективность и качество работы в десятой пятилетке совхоз имени ХХ\' съезда КПСС Шилутского района удостоен переходяще го Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР Л. АНТОНЕНКОВ, А, ПИПИРАС, корр. Т.АСГ. г. Шилуте. ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ В постановлении партии и правительства «О дальнейше .1 совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобра зовательных школ и подготовки их к труд>’» сказано: «Выпуск ники средней школы должны владеть глубоки.ми знаниями ос нов наук и трудовыми навыка ми для работы в народно.м хо зяйстве». Таким образом, перед учительством ставится задача повышать качество знаний, уме ний и навыков школьников. Важнейши.м средство.м повы шения эффективности учебно- воспитательного процесса педа гогический коллектив Топовской средней школы считает кабинет ную систему обучения. Она, как и весь ко.мплекс учебно-методи ческой оснащенности урока, поз воляет увеличить объем изучае мого и усваиваемого материала. Для создания хорошо обору дованных кабинетов необходима прочная материально-техничес кая база. Как средняя, наша школа совсем еще молодая. В этом учебном году будет осуще ствлен только первый выпуск десятиклассников. Кабинеты' п школе были созданы несколько лет назад, а теперь переобору дованы. Конечно, это далеко не идеальные кабинеты, и еще мно го сил. знаний н средств надо приложить, чтобы они в полной мере отвечали современным тре бованиям. И.меющиеся оборудо вание, наглядные пособия в ос новном используются до 9 клас са. Надеемся в нынешнем году приобрести необходимый на глядный материал для старших классов. В нашей школе оборудованы кабинеты физики и математики, русского языка и литературы, биологии, географии, начато обо рудование кабинета военного де ла, .много предстоит поработать. Урок и учит, и воспитывает чтобы создать хороший кабинет истории. Лучшими кабинетами в школе мы считае.м географи ческий и биологический. Во всех кабинетах имеются универсаль ные диапроекторы, есть аппарат «ЛЭТИ», два эпидиаскопа, ко- доскоп, проигрыватели, три ки ноаппарата, недавно приобрете ны два телевизора. В каждо.м кабинете сосредо точена необходимая .методичес кая, дидактическая, художест венная, научно-популярная ли тература. В кабинетах истории, географии и литературы есть необходимое количество произ ведений Ленина, созданы стен ды «Учись учиться», где есть советы «Как рюшать задачи», «Как работать над сочинением», «Как совершенствовать напи санное», «Как читать книгу». «Как учить уроки биологии» и др. На уроках русского языка учащиеся пользуются различны ми словарями. Учителя- работают над тем, чтобы на каждо.м уроке был не обходимый дидактический и раз даточный материал по классам, темам, разделам. Педагоги нашей школы сходят ся на том. что в кабинете мож но ко.мплексно применять на глядные пособия н технические средства обучения. Это способ ствует более быстрому психоло гическому переключению уча щихся с одного предмета на дру гой. Учительница географии И. С. Жаворонкова, проработав шая в школе 18 лет. говорит: «Качество преподавания улуч шилось в связи с комплексным использованием наглядных по собий. Люблю проводить уроки в кабинете географии: кажется, что тебе и стены помогают.-. И действительно, этому учителю стены помогают. Стенды, офор мленные в кабинете, созданы не для фона, не для создания ин терьера, это рабочие стенды. Учитель обращается к ним на каждом уроке. Преподавая эко- но.мическую географию нашей страны в вось.мом классе, учи тель постоянно обращается к лштериалам стенда «Шаги пяти леток», использует партийные и правительственные документы, готовит специальные карточки- задания по материала.м XXVI съезда КПСС. Часто на уроках демонстрируются диафильмы и кинофильмы. Технические средства позво ляют и другие уроки проводить с наибольшей пользой для уча щихся. Обычно считается, что математикам технические сред ства не так важны, как другим предметникам. Но учитель ма тематики нашей школы Н. Ф, Кириллова убеждает в обрат ном. Умелое использование тех нических срюдств на уроках ма тематики позволяет учительни це включать в работу всех уча- щи.хся на уроке, быстро перехо дить от одного вида работы к другому. При проверке до.машне- го задания одновременно прово дится и повторение пройденного, и подготовка учащихся к вос приятию нового. Опыт лучших школ страны убеждает, что кабинетная систе ма создает благоприятные усло вия и для осуществления вне урочной воспитательной работы. Передовые коллективы школ соз дают кабинеты труда, профори ентации. Создать такие кабине ты мы не -може.м из-за отсутст вия соответствующих помеще ний. но уголок профориентации у нас есть. Он скромен, не так бросается в глаза, но, .может быть, не это главное. Главное— возбудить у ребят стремление в стенах школы определить свое рабочее место, цель в жизни, свою будущую профессию. Ма териалом в этом уголке служат рассказы о тех, кто живет ря дом с ребятами, кто украшает нашу землю, кто растит хлеб. Любое мероприятие, проводимое с целью профориентации уча щихся и подготовки их к труду, мы стре.мимся связывать с жизнью совхоза, района, страны. Однажды в школе состоялся вечер-ршзду'мье, вечер-размыш ление «Кем быть», на который пришли комбайнеры и шоферы, доярки и строители, фельдшер и агроном. Люди, которые ско ро уйдут на заслуженный отдых, с надеждой всматривались в тех, кто мог бы заменить их за штур валом комбайна и на ферме, за рулем автомашины и рычагами трактора. Механизатор В. П. Ар хипов сказал, что он доволен тем, что его сын, прошлогодний выпускник Гагаринской средней школы, работает рядом с ним, а в страду его показатели были часто выше, чем у отца. Заду'шевнон была встреча, много мыслей пробудила она в умах и сердцах ребят, о многом заставила задуматься. Конечно, трудно сказать, что все выпускники 1981 года оста нутся в родном селе. Это зави сит от слишком многих условий, но коллектив школы строит свою работу' так, чтобы из стен шко лы выходили люди с активной жизненной позицией, готовые к труду. В. БЕЛЬМЕСОВА, завуч Топовской средней школы. д с в ты ы а М ш х в а о е к н с а к и « в я С « а К о . э к о ф о м В л ф п ь е п л н к а е и т р к и к к с в и е н н » ы к о е у ст л о с и ь т и т к с у п р т ры р е ы ом т и а ы з и в в п о о ы д о т с т в т еы в л х а и л и с е м г к о к а г о у ч в т е ы с х т у в в а а и в д р т е а о т б мь о а т шо ыб и » р н . а , з Пц в ыо ы се п н т у и о с каемых нашей промышленностью, товары широкого потребления и п р выр аз е е ц д ы мви ет д ыыпро д п д о и у мщк а е ц шв и ын и е х го р п я р о д о б а д и у х к о о т т д о р а в а , , сл о н е б о й л н я а е р т о с д я но с г мо о х т о р з о я м йст р в а а б . о В т ыы ст с а о в юк з а ныяв .< республик, краев, областей, про- . р м а ы слш е л й еии с ы о х ве ц т е с н к т о р й ов, и р н а д з у л с и т ч р н и ыи х о п т о в л л н е е т н е к д и и р я ен к р и о а ю з м л п и л в ч е н к ы г с о н м д ыи ы х ст д с о и е р с с о т я е н т мо а й ми уп п п р я р т а и о в изводственной аеятелыюсти. На снимке: один из разделов с э к к а сп зыоз в и а ц юи щи ий Каз о ахск п о о йчво С -з С а Рщ , ит р н а о с й системе земледелия в республике. Фото В. Яцины. (Фотохроника Т.АСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz