Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)
Ц ЕРКОВНИКИ отводят пока янию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате исповеди грехи «делаются совер шенно уничтоженными, как бы их вовсе не было», а исповеду ющийся «возрождается духов но». По мнению церковников, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сделать человека совестливее, нравственно чище, добрее. Однако если обратиться к та инству покаяния, посмотреть на его существо, то с этими утвер ждениями согласиться нельзя. И вот почему. Защитники религии утверждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на де ле такая цепь существует; это страх перед божьим судом, на казанием в аду и надежда на вечное спасение, жизнь в раю. Следовательно, имя этой невиди мой, но могучей цепи — страх и надежда. Очень образно писал об этом замечательный фран цузский философ К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могущественным и богатым. Каким путем добилось оно этого? Продажей страха и надежды... Но кому продавать страх? Грешникам. Кому прода вать надежды? Кающимся. Убе дившись в этой истине, духовен ство поняло, что покупателей тем больше, чем больше грешни ков... Грешник становится рабом попа». П О Г О Д А По сведениям Липецкого гид рометеобюро ожидается погода без осадков. Температура 5—10 градусов мороза. 8 января 1981 г. Четверг. Восход солнца — 8 ч. 68 м. Заход солнца — 16 ч. 16 м. Долгота дня — 7 ч. 18 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6 . Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора —2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2 - 11 - 12 , отдела экономики сель ского хозяйства— 2 - 11 - 22 , отде ла писем—2-14-16, бухгалтерии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6 . Телефон: 2-11-13. Текст этого номера набирал линотипист Л. Макаров, вер стала Н. Гаврилина, печатала Л. Сысоева. Корректор В. Потапова, де журный по номеру В. Медве дев. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ И С П О В Е Д Ь ? БЕСЕДЫ АТЕИСТА В этих словах схвачено глав ное: именно сознание собствен ного ничтожества, греховности, необходимости покаяния для спасения — и есть та узда, ко торая связывает верующего с церковью, делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают хрис тианское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не спо собствуют укреплению мораль ных устоев. Одна провозглаша ет; человек неискоренимо поро чен, не способен собственными силами противостоять злу. Мол, пороки, дурные поступки неиз бежны. Православные каноны не допускают даже мысли о том. что исповедующийся может не обнаружить в себе никаких гре хов. Ведь в таком случае он не нуждается в их отпущении и, стало быть, выходит из-под кон троля духовного лица. Интере сен рассказ одной верующей женщины, честной и правдивой, о том, как священник убеждал ее, что грех неизбежен: «Никог да я не воровала, не прелюбо действовала, не обижала близ ких и знакомых, не лгала, чест но работала. Священник на ис поведи спрашивает: грешна ли я? Говорю, что не грешна и не желаю возводить на себя по клеп. А священник, видно, осер чал, да и говорит: «Неправда твоя, раба божия Домна! Все мы грешны. Поэтому молись бо гу». Тут я уже и смирилась». Так покаяние делает верую щего рабом сознания своей ис порченности. Религиозное уче ние о всеобщей греховности со здает у верующего убеждение, что грехов не миновать. Тем бо лее, что они зачастую объявля ются результатом «бесовских наваждений», «дьявольских ис кушений», а иногда и «божеско го попущения», чтобы смирить гордость человека, показать ему его ничтожество. Отсюда и воз ник, очевидно, безнравственный принцип; «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Этак мож но и все антиобщественные яв ления — воровство, хулиганст во, пьянство — признать неот вратимыми, а вину переложить на какие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние — идея всепрощения. Церковники утвер ждают, что милосердие божье безмерно, поэтому и большие, и малые грехи могут быть отпу щены навсегда. Надо только смиренно покаяться, а если гре хов много, то помолиться, по поститься. поставить в церкви свечу потолще. Иначе говоря, откупиться от греха. Проповедь всепрощения, конечно, не может способствовать укреплению вы соких нравственных качеств. Она создает у верующих при вычку к легкому, ' необремени тельному освобождению от гре хов. Так формируется сознание безнаказанности любых проступ ков, которое не оставляет места для глубоких душевных тревог. Давайте посмотрим, как про текает исповедь. Исповедник ставит стереотипные вопросы. Они настолько привычны для него, что произносятся автома тически. В разговоре со мной один священник как-то сетовал: тяжело, мол, и утомительно пе респрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Дей ствительно, где уж тут быть ду ховному пламени, испепеляюще му нравственные пороки?! Ну а верующий? Он тоже приучается к односложному автоматизму ответов: «грешен, грешен, гре шен...» Причем, отвечая на воп росы исповедника, он часто не знает толком ни содержания за поведей, ни даже того, нарухпил ли он их или нет. Еще более формальный харак тер носит.практикуемая ныне в православных храмах общая ис поведь, когда каются одновре менно несколько человек. Свя щенник перечисляет длинный список грехов, а верующие воз гласом «грешен, батюшка» отме чают тот грех, в котором счита ют себя повинными. Конечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не может возникнуть глубоких переживаний. Они бы вают у искренне верующего. Но дело все в том, что сам харак тер христианского покаяния, воз можность постоянно сравнитель но легкого избавления от грехов не способствует подлинному раскаянию. Самоанализ, внутренняя рабо та души, нравственная самокри тика, совесть как внутренний судья — все это становится не нужным при исповеди. Зачем? Ведь верующий — только под судимый. А судья — священник, действующий от имени «божест венной силы». Но он требует от верующего признания своей ви ны только перед богом, а не пе ред людьми, обществом. Разве священнику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что пред ставляет собой кающийся, как относится к товарищам, к семье?! Это с религиозной точки зрения дело второстепенное. Са мое важное — грешник смирен но кается перед богом. Именно с такой позиции церковники и оценивают человека, признавая тем самым, что фактически им безразличен гражданский облик верующего. Идеи, лежащие в основе хри стианского покаяния, неразрывно связаны с общими принципами религиозного мировоззрения, суть которых — принизить зем ную жизнь, свести все помыслы верующего к спасению своей ду ши. Что ему греховное н брен ное земное существование, если истинный смысл бытия лежит вне ее, в вечном потустороннем блаженстве? Так совесть верую щего получает ориентацию на иллюзорные ценности, уводящие его от реальной действительнос ти. Христианская исповедь своим всепрощением усыпляет совесть человека, унижает его мыслями о неискоренимой испорченности, собственном ничтожестве. Она не требует от верующего боль шого мужества; тот заранее уве рен в полной амнистии своим грехам. Религиозное покаяние не может выявить причины без нравственных поступков: до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской исповеди, уводящей в мир иллюзий, черпа ет наш современник свои духов ные силы. Источник его благо родных нравственных идеалов активное участие в жизни соци алистического общества, твор ческий труд во имя счастья со ветскпх людей. м. СКИБИЦКИЙ. Кандидат философскн.ч наук. ГОРА РАСТУЩАЯ И П О ЮЩ А Я Вновь на один сантиметр «под росла» за год гора Большое Богдо. Геологическим музеем под открытым небом, наглядным пособием по истории Земли на зывают ученые это уникальное творение природы. Гора Большое Богдо — самая высокая точка Астраханской об ласти, на 170 метров поднимаю щаяся над поверхностью соля ного озера Баскунчак. На вос точном склоне горы видны слои пород одного из древнейших пе риодов Земли— триасового, ко торый начался в невообразимо далекое время — 230 миллио нов лет назад. Фундаментом, ядром горы яв ляется огромный монолит камен ной соли. Она осела нз вод об ширного древнего моря, которое сотни миллионов лет назад за ливало всю территорию Прнкас- пия. Под действием геологичес ких сил соль, имеющая удель ный вес меньший, чем другие осадочные породы, медленно вы давливалась вверх, приобретая при этом форму куполов. Един ственный такой «купол» сохра нился до наших дней. Недавно с помощью специальных иссле дований установлено, что Богдо ежегодно становится выше на сантиметр. Но, пожалуй, самой удиви тельной особенностью горы яв ляется ее музыкальность. Вре мя оставило на поверхности Богдо самые разнообразные сле ды; пещеры, каменные лики, столбы, карнизы, ниши, похожие на гигантские соты, извилистые - щели, трубчатые пустоты. Они- Я то и являются «струнами» ги- ^ гантского «музыкального инст румента». «Сольные концерты» горы слышно далеко вокруг. Даже при легком ветре возни кает неясный гул. Крепчает ве тер — меняется высота звуков, их характер. При шквальных порывах гора издает протяжный вой, глухой рокот, прерывистые вздохи, приглушенные стоны И. ПОДОЛЯКО, корр. ТАСС Ас т р а х а н ь П Е С Е Н Н О Е С Е Л О Черемошны — издавна село песенное. Говорят, слушать рус ские напевы сюда приходил еще Лев Толстой. Но время и но вые ритмы потеснили старинную народную песню. II понемногу' стала забываться она, да, к сча стью, нашелся энтузиаст, кото рый взялся возродить ее. Молодой учитель Виктор Пар шин ходил по деревням с маг нитофоном, просил старушек на петь оставшиеся в памяти мело дии н слова и все больше скло нялся к .мысли: нужно создать фольклорный ансамбль. Н вот открываются старинные сунду ки. вытаскиваются десятилетия ми не видавшие света паневы и кокошники... Первое же выступление про извело большое впечатление на односельчан. Стали приглашать с концертами в другие колхозы, в районный центр — город Мценск. Видя и слыша, как с притопами да прихлопами ве дутся старинные песни, то ве личальные, то залихватские, то протяжные, и нежные, веришь; долго жить теперь возродившим ся «черемошенским голосам»! Д. ДЕНИСОВ. Высокая печать. Один печат ный лист. Тираж 4.111 экз. Заказ № 8 . 8 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион ная программа. 8.40 — Утрен няя гимнастика. 9.05 — «По следам бременских музыкан тов». Мультипликационный фильм. 9.25 — Фильм —детям. «Валькины паруса». Телевизи онный художественный фильм. 10.35 — Концерт Государст венного заслуженного академи ческого Украинского народного хора им. Г. Веревки. По окон чании (11.20) — Новости. 14.30 — Новости. 14.50 — Человек на земле. 15.50 — Избранные страницы русской и советской музыки. Д. Шостакович —Сим фония № 7. 17.10 — Премьера многосерийного мультиплика ционного фильма «80 дней вок руг света» (Австралия). 9-я и 10-я сер< 1 и. 17.55 — Ленинский университет миллионов. Воспи танию — комплексный подход. Из опыта работы партийной организации г. Зеленограда. 18.30 — В каждом рисунке — солнце. 18.45 — Сегодня в ми ре. 19.00 — Песня далекая и близкая. 19.50 — Премьера те левизионного документального фильма «Новая встреча с Ин дией». О визите тов. Л. И. Брежнева в Индию. 21.00 — Время. Информационная про грамма. 21.35 — Чемпионат СССР по фигурному катанию. Парное катание. 22.05— Сегод ня в мире. 22.20 — Чемпионат СССР по фигурному катанию. Парное катание. 9 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион ная программа. 8.40 — Утрен няя гимнастика. 9.05—Встреча юнкоров телестудии Юрленок» с Героем Советского Союза за служенным летчиком-испыта- телем СССР С. Н. Анохиным. 9.50 — Фильм — детям. «Под готовка к экза.мену». Телеви зионный художественный фильм. 10.55 — Концерт народ ного ансамбля песни п танца -гШалола» (Узбекская ССР). По окончании (11.15) — Но вости. 14.30 — Новости. 14.50 — Твой труд — твоя высота. 15.25 — Русская речь. 15.55 - Программа телевизионных ко роткометражных художествен ных фильмов для детей: «Мсти тели из 2-го «В»; «.Мой друг Кнопнк, который знает все», «Здравствуй, Пушкин!» 16.55— Подмосковные встречи. 17.25— Премьера многосерийного муль типликационного фильма «80 дней вокруг света» (Австра лия). 11-я серия. 17.45 — Впе ред. мальчишки! О V Всесоюз ном слете юных геологов. 18.45 — Сегодня в мире. 19.00 — К -XXVI съезду КПСС. Главы ве ликой книги. Фильм 6 -й—«Вер ность». 20.00— Премьера филь- : 1 -концерта «Композитор В. 1 'аврилин». 21.00 — Время. Ин формационная программа, 21.35 — Эрмитаж. 22.05 — Сегодня в мире. 22.20 — Чемпионат СССР по фигурному катан 11|11 -\1.ужчииы. Произвольная про грамма. Фото В. Евсеева. (Фотохроника Т.АСС), Редактор Н. КОБЗЕВ. Лев-Толстовскому райпо на по стоянную работу требуются рабо чие. Оклад согласно штатному расписанию. 1—2 I Мадагаскар. В 170 километрах к югу от столицы страны, в горо де Анцирабе открыт государствен ный центр подготовки механиков и водителей для советских трак торов «Беларусь». Сотни малага- сиДцеп пачучат здесь профессию механизатора сельского хозяйства. Советские специалисты и их ма- •чагасийские коллеги разработали несколько программ подготовки кадров. На снимке; техник-механик из .Могилева В. ..1 Черник ведет прак- пгческие занятия по вождению. Лев-Толстовскому РПУ бытово го обслуживания на постоянную работу требуется кассир-прием- щпна. 3 -3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz