Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

Ц ЕРКОВНИКИ отводят пока­ янию исключительную роль в духовной жизни верующих. Они заявляют, что в результате исповеди грехи «делаются совер­ шенно уничтоженными, как бы их вовсе не было», а исповеду­ ющийся «возрождается духов­ но». По мнению церковников, христианская исповедь — это главный путь к тому, чтобы сделать человека совестливее, нравственно чище, добрее. Однако если обратиться к та­ инству покаяния, посмотреть на его существо, то с этими утвер­ ждениями согласиться нельзя. И вот почему. Защитники религии утверждают, что верующий идет на исповедь добровольно, никто его на цепи не тащит. Но на де­ ле такая цепь существует; это страх перед божьим судом, на­ казанием в аду и надежда на вечное спасение, жизнь в раю. Следовательно, имя этой невиди­ мой, но могучей цепи — страх и надежда. Очень образно писал об этом замечательный фран­ цузский философ К. Гельвеций: «Во все времена духовенство желало быть могущественным и богатым. Каким путем добилось оно этого? Продажей страха и надежды... Но кому продавать страх? Грешникам. Кому прода­ вать надежды? Кающимся. Убе­ дившись в этой истине, духовен­ ство поняло, что покупателей тем больше, чем больше грешни­ ков... Грешник становится рабом попа». П О Г О Д А По сведениям Липецкого гид­ рометеобюро ожидается погода без осадков. Температура 5—10 градусов мороза. 8 января 1981 г. Четверг. Восход солнца — 8 ч. 68 м. Заход солнца — 16 ч. 16 м. Долгота дня — 7 ч. 18 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6 . Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора —2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2 - 11 - 12 , отдела экономики сель­ ского хозяйства— 2 - 11 - 22 , отде­ ла писем—2-14-16, бухгалтерии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6 . Телефон: 2-11-13. Текст этого номера набирал линотипист Л. Макаров, вер­ стала Н. Гаврилина, печатала Л. Сысоева. Корректор В. Потапова, де­ журный по номеру В. Медве­ дев. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ И С П О В Е Д Ь ? БЕСЕДЫ АТЕИСТА В этих словах схвачено глав­ ное: именно сознание собствен­ ного ничтожества, греховности, необходимости покаяния для спасения — и есть та узда, ко­ торая связывает верующего с церковью, делает его духовным рабом религии. Две идеи пронизывают хрис­ тианское таинство покаяния, и обе они, прямо скажем, не спо­ собствуют укреплению мораль­ ных устоев. Одна провозглаша­ ет; человек неискоренимо поро чен, не способен собственными силами противостоять злу. Мол, пороки, дурные поступки неиз­ бежны. Православные каноны не допускают даже мысли о том. что исповедующийся может не обнаружить в себе никаких гре хов. Ведь в таком случае он не нуждается в их отпущении и, стало быть, выходит из-под кон­ троля духовного лица. Интере­ сен рассказ одной верующей женщины, честной и правдивой, о том, как священник убеждал ее, что грех неизбежен: «Никог­ да я не воровала, не прелюбо­ действовала, не обижала близ­ ких и знакомых, не лгала, чест­ но работала. Священник на ис­ поведи спрашивает: грешна ли я? Говорю, что не грешна и не желаю возводить на себя по­ клеп. А священник, видно, осер­ чал, да и говорит: «Неправда твоя, раба божия Домна! Все мы грешны. Поэтому молись бо­ гу». Тут я уже и смирилась». Так покаяние делает верую­ щего рабом сознания своей ис­ порченности. Религиозное уче­ ние о всеобщей греховности со­ здает у верующего убеждение, что грехов не миновать. Тем бо­ лее, что они зачастую объявля­ ются результатом «бесовских наваждений», «дьявольских ис­ кушений», а иногда и «божеско­ го попущения», чтобы смирить гордость человека, показать ему его ничтожество. Отсюда и воз­ ник, очевидно, безнравственный принцип; «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Короче говоря, без греха нет и спасения. Этак мож­ но и все антиобщественные яв­ ления — воровство, хулиганст­ во, пьянство — признать неот­ вратимыми, а вину переложить на какие-то сверхъестественные силы. Другая идея, пронизывающая религиозное покаяние — идея всепрощения. Церковники утвер­ ждают, что милосердие божье безмерно, поэтому и большие, и малые грехи могут быть отпу­ щены навсегда. Надо только смиренно покаяться, а если гре­ хов много, то помолиться, по­ поститься. поставить в церкви свечу потолще. Иначе говоря, откупиться от греха. Проповедь всепрощения, конечно, не может способствовать укреплению вы­ соких нравственных качеств. Она создает у верующих при­ вычку к легкому, ' необремени­ тельному освобождению от гре­ хов. Так формируется сознание безнаказанности любых проступ­ ков, которое не оставляет места для глубоких душевных тревог. Давайте посмотрим, как про­ текает исповедь. Исповедник ставит стереотипные вопросы. Они настолько привычны для него, что произносятся автома­ тически. В разговоре со мной один священник как-то сетовал: тяжело, мол, и утомительно пе­ респрашивать об одном и том же десятки людей подряд. Дей­ ствительно, где уж тут быть ду­ ховному пламени, испепеляюще­ му нравственные пороки?! Ну а верующий? Он тоже приучается к односложному автоматизму ответов: «грешен, грешен, гре­ шен...» Причем, отвечая на воп­ росы исповедника, он часто не знает толком ни содержания за­ поведей, ни даже того, нарухпил ли он их или нет. Еще более формальный харак­ тер носит.практикуемая ныне в православных храмах общая ис­ поведь, когда каются одновре­ менно несколько человек. Свя­ щенник перечисляет длинный список грехов, а верующие воз­ гласом «грешен, батюшка» отме­ чают тот грех, в котором счита­ ют себя повинными. Конечно, нельзя сказать, что на исповеди у человека не может возникнуть глубоких переживаний. Они бы­ вают у искренне верующего. Но дело все в том, что сам харак­ тер христианского покаяния, воз­ можность постоянно сравнитель но легкого избавления от грехов не способствует подлинному раскаянию. Самоанализ, внутренняя рабо­ та души, нравственная самокри­ тика, совесть как внутренний судья — все это становится не­ нужным при исповеди. Зачем? Ведь верующий — только под­ судимый. А судья — священник, действующий от имени «божест­ венной силы». Но он требует от верующего признания своей ви­ ны только перед богом, а не пе­ ред людьми, обществом. Разве священнику, чтобы отпустить грехи, важно знать, что пред­ ставляет собой кающийся, как относится к товарищам, к семье?! Это с религиозной точки зрения дело второстепенное. Са­ мое важное — грешник смирен­ но кается перед богом. Именно с такой позиции церковники и оценивают человека, признавая тем самым, что фактически им безразличен гражданский облик верующего. Идеи, лежащие в основе хри­ стианского покаяния, неразрывно связаны с общими принципами религиозного мировоззрения, суть которых — принизить зем­ ную жизнь, свести все помыслы верующего к спасению своей ду­ ши. Что ему греховное н брен­ ное земное существование, если истинный смысл бытия лежит вне ее, в вечном потустороннем блаженстве? Так совесть верую­ щего получает ориентацию на иллюзорные ценности, уводящие его от реальной действительнос­ ти. Христианская исповедь своим всепрощением усыпляет совесть человека, унижает его мыслями о неискоренимой испорченности, собственном ничтожестве. Она не требует от верующего боль­ шого мужества; тот заранее уве­ рен в полной амнистии своим грехам. Религиозное покаяние не может выявить причины без­ нравственных поступков: до них исповеднику нет никакого дела. Не в христианской исповеди, уводящей в мир иллюзий, черпа­ ет наш современник свои духов­ ные силы. Источник его благо­ родных нравственных идеалов активное участие в жизни соци­ алистического общества, твор­ ческий труд во имя счастья со ветскпх людей. м. СКИБИЦКИЙ. Кандидат философскн.ч наук. ГОРА РАСТУЩАЯ И П О ЮЩ А Я Вновь на один сантиметр «под­ росла» за год гора Большое Богдо. Геологическим музеем под открытым небом, наглядным пособием по истории Земли на­ зывают ученые это уникальное творение природы. Гора Большое Богдо — самая высокая точка Астраханской об­ ласти, на 170 метров поднимаю­ щаяся над поверхностью соля­ ного озера Баскунчак. На вос­ точном склоне горы видны слои пород одного из древнейших пе­ риодов Земли— триасового, ко­ торый начался в невообразимо далекое время — 230 миллио­ нов лет назад. Фундаментом, ядром горы яв­ ляется огромный монолит камен­ ной соли. Она осела нз вод об­ ширного древнего моря, которое сотни миллионов лет назад за­ ливало всю территорию Прнкас- пия. Под действием геологичес­ ких сил соль, имеющая удель­ ный вес меньший, чем другие осадочные породы, медленно вы­ давливалась вверх, приобретая при этом форму куполов. Един­ ственный такой «купол» сохра­ нился до наших дней. Недавно с помощью специальных иссле­ дований установлено, что Богдо ежегодно становится выше на сантиметр. Но, пожалуй, самой удиви­ тельной особенностью горы яв­ ляется ее музыкальность. Вре­ мя оставило на поверхности Богдо самые разнообразные сле­ ды; пещеры, каменные лики, столбы, карнизы, ниши, похожие на гигантские соты, извилистые - щели, трубчатые пустоты. Они- Я то и являются «струнами» ги- ^ гантского «музыкального инст­ румента». «Сольные концерты» горы слышно далеко вокруг. Даже при легком ветре возни­ кает неясный гул. Крепчает ве­ тер — меняется высота звуков, их характер. При шквальных порывах гора издает протяжный вой, глухой рокот, прерывистые вздохи, приглушенные стоны И. ПОДОЛЯКО, корр. ТАСС Ас т р а х а н ь П Е С Е Н Н О Е С Е Л О Черемошны — издавна село песенное. Говорят, слушать рус­ ские напевы сюда приходил еще Лев Толстой. Но время и но­ вые ритмы потеснили старинную народную песню. II понемногу' стала забываться она, да, к сча­ стью, нашелся энтузиаст, кото­ рый взялся возродить ее. Молодой учитель Виктор Пар­ шин ходил по деревням с маг­ нитофоном, просил старушек на­ петь оставшиеся в памяти мело­ дии н слова и все больше скло­ нялся к .мысли: нужно создать фольклорный ансамбль. Н вот открываются старинные сунду­ ки. вытаскиваются десятилетия­ ми не видавшие света паневы и кокошники... Первое же выступление про извело большое впечатление на односельчан. Стали приглашать с концертами в другие колхозы, в районный центр — город Мценск. Видя и слыша, как с притопами да прихлопами ве­ дутся старинные песни, то ве­ личальные, то залихватские, то протяжные, и нежные, веришь; долго жить теперь возродившим­ ся «черемошенским голосам»! Д. ДЕНИСОВ. Высокая печать. Один печат­ ный лист. Тираж 4.111 экз. Заказ № 8 . 8 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион­ ная программа. 8.40 — Утрен­ няя гимнастика. 9.05 — «По следам бременских музыкан­ тов». Мультипликационный фильм. 9.25 — Фильм —детям. «Валькины паруса». Телевизи­ онный художественный фильм. 10.35 — Концерт Государст­ венного заслуженного академи­ ческого Украинского народного хора им. Г. Веревки. По окон­ чании (11.20) — Новости. 14.30 — Новости. 14.50 — Человек на земле. 15.50 — Избранные страницы русской и советской музыки. Д. Шостакович —Сим­ фония № 7. 17.10 — Премьера многосерийного мультиплика­ ционного фильма «80 дней вок­ руг света» (Австралия). 9-я и 10-я сер< 1 и. 17.55 — Ленинский университет миллионов. Воспи­ танию — комплексный подход. Из опыта работы партийной организации г. Зеленограда. 18.30 — В каждом рисунке — солнце. 18.45 — Сегодня в ми­ ре. 19.00 — Песня далекая и близкая. 19.50 — Премьера те­ левизионного документального фильма «Новая встреча с Ин­ дией». О визите тов. Л. И. Брежнева в Индию. 21.00 — Время. Информационная про­ грамма. 21.35 — Чемпионат СССР по фигурному катанию. Парное катание. 22.05— Сегод­ ня в мире. 22.20 — Чемпионат СССР по фигурному катанию. Парное катание. 9 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион­ ная программа. 8.40 — Утрен­ няя гимнастика. 9.05—Встреча юнкоров телестудии Юрленок» с Героем Советского Союза за­ служенным летчиком-испыта- телем СССР С. Н. Анохиным. 9.50 — Фильм — детям. «Под­ готовка к экза.мену». Телеви­ зионный художественный фильм. 10.55 — Концерт народ­ ного ансамбля песни п танца -гШалола» (Узбекская ССР). По окончании (11.15) — Но­ вости. 14.30 — Новости. 14.50 — Твой труд — твоя высота. 15.25 — Русская речь. 15.55 - Программа телевизионных ко­ роткометражных художествен­ ных фильмов для детей: «Мсти­ тели из 2-го «В»; «.Мой друг Кнопнк, который знает все», «Здравствуй, Пушкин!» 16.55— Подмосковные встречи. 17.25— Премьера многосерийного муль­ типликационного фильма «80 дней вокруг света» (Австра­ лия). 11-я серия. 17.45 — Впе­ ред. мальчишки! О V Всесоюз­ ном слете юных геологов. 18.45 — Сегодня в мире. 19.00 — К -XXVI съезду КПСС. Главы ве­ ликой книги. Фильм 6 -й—«Вер­ ность». 20.00— Премьера филь- : 1 -концерта «Композитор В. 1 'аврилин». 21.00 — Время. Ин­ формационная программа, 21.35 — Эрмитаж. 22.05 — Сегодня в мире. 22.20 — Чемпионат СССР по фигурному катан 11|11 -\1.ужчииы. Произвольная про грамма. Фото В. Евсеева. (Фотохроника Т.АСС), Редактор Н. КОБЗЕВ. Лев-Толстовскому райпо на по­ стоянную работу требуются рабо­ чие. Оклад согласно штатному расписанию. 1—2 I Мадагаскар. В 170 километрах к югу от столицы страны, в горо­ де Анцирабе открыт государствен­ ный центр подготовки механиков и водителей для советских трак­ торов «Беларусь». Сотни малага- сиДцеп пачучат здесь профессию механизатора сельского хозяйства. Советские специалисты и их ма- •чагасийские коллеги разработали несколько программ подготовки кадров. На снимке; техник-механик из .Могилева В. ..1 Черник ведет прак- пгческие занятия по вождению. Лев-Толстовскому РПУ бытово­ го обслуживания на постоянную работу требуется кассир-прием- щпна. 3 -3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz