Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)
Более дпадцати пяти лет прора ботала в цехе силикатного кирпи ча съемщицей Елена Максимовна М арухииа (па снимке). Н е все вначале ей давалось в работе, пришлось приглядываться к л уч шим рабочим, постепенно учиться у мастеров своего дела. И опыт постепенно накопился. С та л а не только выполнять производствен ные задания, но и значительно увеличивать производительность труда . Сейчас в цехе Елена М а к - си.мовна считается лучшей съем щицей готопой продукции. Е. М . М а р ух и н у за хорошую р а б о ту неоднократно награждали значком «Победитель социалисти ческого соревнования». Н о рм у вы работки она выполняет на П О — 11.3 процентов. Скромная труж ени ца в любое время приходит на помощь товарищ ам по работе, охотно делится с ними своим мно голетним опытом. С большим у ва жением отзывается об этой жен щине секретарь партийной органи зации цеха И. С . Гостева. Ф о то Л. Гавриловой. Э ТОТ РАССКАЗ — об одной из трунгениц колхоза имени Кирова. Уже будучи на пенсии, П. А. Власова продолжала ра ботать и только совсем недавно рассталась с повседневными про- нзводственны.ми буднями, о чем, кстати, сожалеет еще и сейчас. Как бы подытоживая пройден ный свой путь, Пелагея Абра мовна говорит: «Жизнь прошла не зря!» А мне ее жизнь показалась прекрасной, и это слово я ре шил вынести в заголовок. Нет, это понятие совершенно не оз начает, что женщина жила без мятежно, наслаждаясь только прелестями, не ведая ни горечи, ни разочарований и невзгод. Но и.менно эти повседневные забо ты, эта наполненная до краев жаркими колхозными буднями обстановка и сделала ее жизнь прекрасной — такой, что мож но позавидовать. В нынешнем году Пелагее Аб рамовне посчастливилось быть в Москве — вместе с группой других ветеранов войны и труда ее пригласили на Всесоюзное ра дио. — Эта встреча мне очень по нравилась, — говорит Власова. —Нас тепло приветствовали пио неры, выступили перед нами пи сатели — участники Великой Отечественной войны. А когда корреспондент радио попросил ее рассказать о самом необычном в жизни эпизоде вре мен войны, она сразу же при- по.мнила тот жаркий летний день, когда на комбайне «Коммунар» убирала хлеб. Получилось в этот раз так, что ей почти трое су ток не удалось как следует по спать — в ночную с.мену рабо тала на об.молоте хлебов тем же «Коммунаром». Делалось это "так: подгоняла комбайн к скир РАССКАЗЫ О ВЕТЕРАНАХ ТРУДА ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ де снопов, женщины вручную подавали хлеб на хедер, и ком байн вымолачивал зерно, кото рое надо срочно было сдавать государству. И вот после этих бессонных ночей Власову направили еще и на косовицу хлебов. Первые не сколько кругов все шло нор мально. Но потом, убаюканная шумом агрегата, она не замети ла, как подкралась к ней дремо та. Ослабевшие руки выпустили штурвал, женщина перекину лась за ограждение мостика н в какие-то доли секунды могла свалиться на полотно работаю щей жатки. Она и сейчас с тру дом верит, что в этот момент не сробел штурвальный: он 5 Ю- пел схватить ее за комбинезон в тот момент, когда она уже па дала. Так держал он ее до тех пор, пока беда' не за.метил трак торист, буксировавший комбайн. Только чудом осталась жива. Казалось, этот страшный слу чай мог отбить охоту к технике. Но Власова не придала ему зна чения и опять, как ни в чем не бывало, каждый день выходила на свое.м «Коммунаре» в поле. Целых двадцать лет не расста валась она с его штурвалом. Ее властно звала привязан ность к технике, которая возник ла еще в детстве. Помнится, как- то приехал в их колхоз на ком байне Мишка Костин из сосед него села Ломового. Н деревен ской девчушке очень понравил ся комбайн. Она тут же взобра лась на мостик, облазила всю громадную машину. А потом — к .матери: — Хочу, мама, на комбайнера выучиться... Конечно, ни материнского, ни отцовского согласия не получи ла. Но .мечта не давала покоя. Н когда через некоторое время начался набор на механизатор ские курсы, она вновь пошла с горячей просьбой к .матери. На этот раз мать согласилась. — Ты теперь уже не малень кая, иди учись, — сказала она. Радости не было предела. Правда, надо было сдавать всту пительные экзамены, а образо вания было маловато. Спасибо, выручили другие курсанты, по могли. И даже во время учебы донимал русский язык — неред ко ставили ей по письму двой ку. Но по материальной части техники она получала исключи тельно пятерки. А уж к работе горела неверо ятно. Бывало, поломается ком байн, Пелагея Абрамовна на вьючивала на себя по пуду все возможных неисправных дета лей и пешком спешила в МТС, за семь километров. А отсюда вновь на себе тащила те же це пи и подшипники, да еще при хватывала ведерко смазки. А работать ей довелось как раз в годы войны, когда одоле вали неи.моверные трудности. Скажем, привезут в поле обед, так и не заметишь, как он ока зывался съеденным. Ее подруж ка, трактористка Анна Мишу нина, обычно после такого обе да плутила: — Эх, поесть бы теперь! Да и техника была не та, что сейчас, У ее «Ко.м.мунара», на пример, почти не действовал ре гулятор газа, так что во время косовицы хлеба приходилось од ной рукой держать штурвал, а другой — регулировать обороты двигателя в зависимости от гус тоты хлебов. Не было речи, ко нечно. и о кабине для комбай нера, поэтому не мудрено, что вся пыль доставалась ему и штурвальному. Но жизнь нравилась. — Был какой-то в нас азарт. —вспоминает Пелагея Абрамов на. — Никогда мы на .здоровье не жаловались. Аппетит всегда был богатырский. А если нара ботаешься и устанешь, то под ложи под себя борону — и на бороне уснешь. Это страсть к работе, к кол лективу не дает покоя даже те перь. Сейчас Пелагея Абрамов на домохозяйка. П хоть знает, что надо заботиться о том, что бы вовремя приготовить обед мужу и сыну, работающим то же механизаторами, а все же тянет на производство. Недаром, наверное, уже в пенсионные го ды она стар.злась быть в коллек тиве: работала машинистом кол хозной электростанции, пото.м, когда село подключили к госу дарственной электролинии, пере шла на ферму, была даже хозяй кой сельской бани. Только в та ком труде на благо людей ви дит счастье П. Л. Власова, удо стоенная недавно почетного зва ния заслуженной колхозницы. И, конечно же, хочется ей, что бы теперешняя молодежь горе ла таким же желанием. И. Г А Г А Р И Н . Д У Р М А Н СУЕ В Е Р ИЙ Помните у А. С. Пушкина: «Татьяна верила преданьям про стонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предска. зания.м луны...» Суеверных людей н теперь еще немало. Они верят в судь бу, в колдовство, знахарство, в предска.зания и различные при меты. Но попробуйте уличить их в религиозной .мистике, и они не на шутку обидятся: «По звольте, я суеверный, не отри цаю, но в бога не верю, я ате ист». И все-таки суеверия есть не что иное, как отголосок древних религиозных верований. Они ро дились в эпоху, когда че.цовек был беспомощен перед могучи ми силами природы, не мог объяснить многих стихийных яв лений, боялся их и в слабой по пытке бороться с ними искал загадочных примет. Наши дале кие предки, например, видя в спокойной глади воды свое от ражение, всерьез думали, что это их «двойник», их «душа», и старались осторожно, не потре вожив увиденный образ, уйти. Позднее, когда люди научились пользоваться зеркалом, роди лась суеверная примета — раз бить его значит «уничтожить своего двойника», свою «душу». Или вот такой пустяк: пере бежала кошка дорогу, да к то му еще и черная! Суеверный че ловек видит в этом для себя нечто опасное. ,злопо.чучное. бу дет обходить это место, даже если ему придется проделать огромный крюк, -А если нет об ходного пути, то, страдая, три раза плюнет через левое плечо, тем самым якобы снимая дья вольскую угрозу своему благо получию. Для людей, далеких от мис- тики, здравомыслящих, .этот факт кажется смешным и неле пым. Ведь кошки —безобидные домашние существа, и перебега ют они дорогу на таких же «шэавах». как. скаже.м, собаки, куоы. овцы, лисицы и другие лнкие или домашние животные. Ничего свер.хъестественного в этом нет, А вот суеверные люди начинают волйпваться. ждут ка кой-то беды. К тому же, если случаются совпадения: кошка перескочила дорогу, а через не которое время человек повреди.л БЕСЕДЫ АТЕИСТА ногу или потерял кошелек. — факт этот надолго врезается в па.мять. Но кошка тут совсем ни при чем, виноваты рассеянность, зряшная тревога человека. Они его и подвели. Среди многих примет, при шедших к нам из древности, не мало таких, которые связаны с числами. Числовая .мистика по лучила свое [мопространение .много веков назад в Малой Азин, затем ею стали пользо ваться древнне греки, а в сред ние века она «пленила» Европу. «Числа правят миром»,— ут- верждал знаменитый .математик древности Пифагор. Его после дователи и единомышленники верили в мистичеода-ю жизнь чисел н утверждали, что за 1 ;аждым предметом стоит опре деленное число. Н оно, как и духи, несет либо зло, либо доб ро. По их тогдашнему утвержде нию. двойка дает любовь, укреп ляет брак и союз. Чтили они и семерку, считая эту цифру «счастливой», пото.му что она отражает многие явления все ленной: на небе семь планет, на Земле семь чудес света, в созвездиях Большой н Малой Медведиц насчитывается по семь зве.зд и т. д. Но вот «страшное» число 13 суеверные люди не любят. От куда же возникло представление о нем как о несчастливом? Все дело в том, что древние вели счет не по десятиричной систе ме, как теперь, а по двенадца тиричной. Считали не десятка ми. а дюжина.ми, то есть в ходу была цифра «12», весьма удоб ная при торговых сделках. Лю бой первоклассник сейчас знает, что «12» делится без остатка на 2, 3, 4. 6. Она годилась для от счета времени (.минута делится на пять дюжин сек>'нд, сутки — на 2 дюжины часов, год — на 12 месяцев и т, п. ). А число «13» не поддается делению, поэтому-то наши пред ки и считали его «трудным», «чертовой дюжиной». Оно пута ло расчеты, сбивало с толку не шибко грамотных люден. Кроме того, у древних евреев число «13» было по.хоже на букву, с которой начиналось слово «смерть». В тайниках природы есть н будет немало такого, что способ но вызывать у суеверных людей и удивление, и страх, и сомне ние. Хочется им сказать: по больше читайте, размышляйте. Это проверено опытом: книги учат думать, осознавать причи ны и суть тех явлений, которые прежде всего страшат и смуща ют воображение. Кошка перебе жала дорогу, разбилось зеркало, повстречался человек с п.усты- мп ведрами, рассыпалась соль? Ну и что? Разве от этого что-то способно измениться в жизни? «Способно, — скажет иной суеверный человек. — Взять ви сокосный год. Он считается тя желым, нехорошим. Люди чаще болеют и умирают, животные то же, погодные условия сильно изменяются». Такие рассуждения неверны, они происходят от не.знания объ ективных законов развития ок ружающего нас мира, от немате риалистического взгляда на про исходящие в природе явления. Действительно, в високосные го ды наблюдаются значительные отклонения погодных условий от нормы, они сопровождаются стихийными бедствиями в виде ураганов, наводнений, ливней, наблюдаются массовые вылеты саранчи. >шащаются слунаи ин фарктов миокарда и инсультов. Но високосный год в том не по винен. Ведь он — лишь искус ственный прием для удобства счета времени. Причина бед —в совпадении такого года с перио дом солнечной активности, ког да в природе во.зникают губи тельные для людей и животно го мира стихийные явления. Немало еще невежественных людей, которые верят в ворож бу и гадания. Этим испокон ве ков пользовались различные «предсказатели судьбы», а точ нее — .ловкие обманщики и об манщицы. Гадают на картах, блюдцах, на ладонях (по «лини ям жизни») и т. д.. но все это построено на домыслах, на лов кости рук или словесной экви либристике. Вот гадалка приме тила молодую женщину, у кото рой хмурое, озабоченное лицо, взяла за руку, начала льстиво и таинственно: «Ах. какая на рядная, симпатичная, а на душе, чувствую, неспокойно! Знаю, по чему ты печалишься, кто твой враг, что тебя ждет впереди». И пошло-поехало! П женщина, по павшая в ловкие щупальцы га далки, уже начинает тревожить ся, предв.зято относиться к сво им «врагам», а то п сводить сче ты с не повинными людьми. Есть люди, верящие в колду нов, чертей, в целебные свойства «святой воды», в знахарство. Знахарки и различные «исцели тели» нередко наносят не.малый вред здоровью тех. кто к ним обращается. «Заговорами» н только им известными «настоя ми» они пытаются лечить чуть ли не все подряд недуги, даже берутся *приворожит 1 >» .мужей к женам, женихов к невестам, «изгонять винного беса». Иногда приходится слышать, что-де после посещения знахаря или знахарки у больного наступило облегчение. Объясняется это прежде всего состоянием нерв ной системы человека, его вос приимчивостью к внушению и самовн.ушению. Ведь к знахарям идут чаще всего люди с ослаб ленной, неустойчивой нервной системой. Они очень мнительны, обостренно реагируют на слова. Если, к примеру, знахарь вну шает больному, что он через неделю или чере:< месяц непре менно выздоровеет, то человек сам себе начинает помогать са. мо.вн\'шением: «Ага. я поправля юсь. у меня все пройдет». Он перестает беспокоиться, ) 1 ачина- ет следить за собой, ведет стро гий образ жизни. Большинство советских людей давно избавилось от религиоз ных предрассудков. Они не ве рят, как говорится, ни в черта, ни в дьявола, ни в пророческие сны и т. п. Но можно ли быть спокойным, если среди «ас на ходятся даже отдельные люди, оплетенные паутиной предрас судков и суеверий?! Бороться с этими пережитка ми темного прошлого, разъяс нять их вред призваны прежде всего пропагандисты атеизма, активисты общественных органи заций. Это нужно для того, что бы люди быстрее освобождались от дурмана суеверий. О . М О Ж А Е В А : М е то д и с т Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание». На в ахте- м о с к в и ч и Москва. Кол ;к ‘Ктив рабочих, ин женеров. техников и е.чужаишх 11ервого Госуаарствениого ордена Ленина и о])дсна Октябрьской [Ре волюции ПОДШИПЧП 1 КОВОГО завода яви л ся ‘в столице одним из инициа торов социалистического соревно вания за достойную встречу пред стоящ его X X V I съезда К П С С . На предприятии приняты повышенные социалистические обязательства. Решено обеспечить аосрочное вы полнение иятилетнего задания, дать сверх плана продукции на 8 миллионов рублей, сэкономить за десятую пятилетку 55 миллионов киловатт-часов электроэнергии четыре тысячи топи условного той . лива. Каждый второй подшипниковец является ударником ком.муиисти- ческого труда . 3.100 производст венников еще в апреле этого геца завершили свои личные пятилетки. 58 кварталов подряд коллекти ву передового предприятия столи цы по итогам социалистического соревнования среди предприятий а ВТО .мобильной промышленност!! присуждается первое место и пере ходящее Красное знамя. На снимке: на поточной линии производства крупногабаритных псашииннков. Ф ото в. Хухлаева. (Фотохроника Т А С С ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz