Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

Более дпадцати пяти лет прора ­ ботала в цехе силикатного кирпи­ ча съемщицей Елена Максимовна М арухииа (па снимке). Н е все вначале ей давалось в работе, пришлось приглядываться к л уч ­ шим рабочим, постепенно учиться у мастеров своего дела. И опыт постепенно накопился. С та л а не только выполнять производствен­ ные задания, но и значительно увеличивать производительность труда . Сейчас в цехе Елена М а к - си.мовна считается лучшей съем­ щицей готопой продукции. Е. М . М а р ух и н у за хорошую р а ­ б о ту неоднократно награждали значком «Победитель социалисти­ ческого соревнования». Н о рм у вы ­ работки она выполняет на П О — 11.3 процентов. Скромная труж ени ­ ца в любое время приходит на помощь товарищ ам по работе, охотно делится с ними своим мно ­ голетним опытом. С большим у ва ­ жением отзывается об этой жен­ щине секретарь партийной органи­ зации цеха И. С . Гостева. Ф о то Л. Гавриловой. Э ТОТ РАССКАЗ — об одной из трунгениц колхоза имени Кирова. Уже будучи на пенсии, П. А. Власова продолжала ра­ ботать и только совсем недавно рассталась с повседневными про- нзводственны.ми буднями, о чем, кстати, сожалеет еще и сейчас. Как бы подытоживая пройден­ ный свой путь, Пелагея Абра­ мовна говорит: «Жизнь прошла не зря!» А мне ее жизнь показалась прекрасной, и это слово я ре­ шил вынести в заголовок. Нет, это понятие совершенно не оз­ начает, что женщина жила без­ мятежно, наслаждаясь только прелестями, не ведая ни горечи, ни разочарований и невзгод. Но и.менно эти повседневные забо­ ты, эта наполненная до краев жаркими колхозными буднями обстановка и сделала ее жизнь прекрасной — такой, что мож­ но позавидовать. В нынешнем году Пелагее Аб­ рамовне посчастливилось быть в Москве — вместе с группой других ветеранов войны и труда ее пригласили на Всесоюзное ра­ дио. — Эта встреча мне очень по­ нравилась, — говорит Власова. —Нас тепло приветствовали пио­ неры, выступили перед нами пи­ сатели — участники Великой Отечественной войны. А когда корреспондент радио попросил ее рассказать о самом необычном в жизни эпизоде вре­ мен войны, она сразу же при- по.мнила тот жаркий летний день, когда на комбайне «Коммунар» убирала хлеб. Получилось в этот раз так, что ей почти трое су­ ток не удалось как следует по­ спать — в ночную с.мену рабо­ тала на об.молоте хлебов тем же «Коммунаром». Делалось это "так: подгоняла комбайн к скир­ РАССКАЗЫ О ВЕТЕРАНАХ ТРУДА ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ де снопов, женщины вручную подавали хлеб на хедер, и ком­ байн вымолачивал зерно, кото­ рое надо срочно было сдавать государству. И вот после этих бессонных ночей Власову направили еще и на косовицу хлебов. Первые не­ сколько кругов все шло нор­ мально. Но потом, убаюканная шумом агрегата, она не замети­ ла, как подкралась к ней дремо­ та. Ослабевшие руки выпустили штурвал, женщина перекину­ лась за ограждение мостика н в какие-то доли секунды могла свалиться на полотно работаю­ щей жатки. Она и сейчас с тру­ дом верит, что в этот момент не сробел штурвальный: он 5 Ю- пел схватить ее за комбинезон в тот момент, когда она уже па­ дала. Так держал он ее до тех пор, пока беда' не за.метил трак­ торист, буксировавший комбайн. Только чудом осталась жива. Казалось, этот страшный слу­ чай мог отбить охоту к технике. Но Власова не придала ему зна­ чения и опять, как ни в чем не бывало, каждый день выходила на свое.м «Коммунаре» в поле. Целых двадцать лет не расста­ валась она с его штурвалом. Ее властно звала привязан­ ность к технике, которая возник­ ла еще в детстве. Помнится, как- то приехал в их колхоз на ком­ байне Мишка Костин из сосед­ него села Ломового. Н деревен­ ской девчушке очень понравил­ ся комбайн. Она тут же взобра­ лась на мостик, облазила всю громадную машину. А потом — к .матери: — Хочу, мама, на комбайнера выучиться... Конечно, ни материнского, ни отцовского согласия не получи­ ла. Но .мечта не давала покоя. Н когда через некоторое время начался набор на механизатор­ ские курсы, она вновь пошла с горячей просьбой к .матери. На этот раз мать согласилась. — Ты теперь уже не малень­ кая, иди учись, — сказала она. Радости не было предела. Правда, надо было сдавать всту­ пительные экзамены, а образо­ вания было маловато. Спасибо, выручили другие курсанты, по­ могли. И даже во время учебы донимал русский язык — неред­ ко ставили ей по письму двой­ ку. Но по материальной части техники она получала исключи­ тельно пятерки. А уж к работе горела неверо­ ятно. Бывало, поломается ком­ байн, Пелагея Абрамовна на­ вьючивала на себя по пуду все­ возможных неисправных дета­ лей и пешком спешила в МТС, за семь километров. А отсюда вновь на себе тащила те же це­ пи и подшипники, да еще при­ хватывала ведерко смазки. А работать ей довелось как раз в годы войны, когда одоле­ вали неи.моверные трудности. Скажем, привезут в поле обед, так и не заметишь, как он ока­ зывался съеденным. Ее подруж­ ка, трактористка Анна Мишу­ нина, обычно после такого обе­ да плутила: — Эх, поесть бы теперь! Да и техника была не та, что сейчас, У ее «Ко.м.мунара», на­ пример, почти не действовал ре­ гулятор газа, так что во время косовицы хлеба приходилось од­ ной рукой держать штурвал, а другой — регулировать обороты двигателя в зависимости от гус­ тоты хлебов. Не было речи, ко­ нечно. и о кабине для комбай­ нера, поэтому не мудрено, что вся пыль доставалась ему и штурвальному. Но жизнь нравилась. — Был какой-то в нас азарт. —вспоминает Пелагея Абрамов­ на. — Никогда мы на .здоровье не жаловались. Аппетит всегда был богатырский. А если нара­ ботаешься и устанешь, то под­ ложи под себя борону — и на бороне уснешь. Это страсть к работе, к кол­ лективу не дает покоя даже те­ перь. Сейчас Пелагея Абрамов­ на домохозяйка. П хоть знает, что надо заботиться о том, что­ бы вовремя приготовить обед мужу и сыну, работающим то­ же механизаторами, а все же тянет на производство. Недаром, наверное, уже в пенсионные го­ ды она стар.злась быть в коллек­ тиве: работала машинистом кол­ хозной электростанции, пото.м, когда село подключили к госу­ дарственной электролинии, пере­ шла на ферму, была даже хозяй­ кой сельской бани. Только в та­ ком труде на благо людей ви­ дит счастье П. Л. Власова, удо­ стоенная недавно почетного зва­ ния заслуженной колхозницы. И, конечно же, хочется ей, что­ бы теперешняя молодежь горе­ ла таким же желанием. И. Г А Г А Р И Н . Д У Р М А Н СУЕ В Е Р ИЙ Помните у А. С. Пушкина: «Татьяна верила преданьям про­ стонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предска. зания.м луны...» Суеверных людей н теперь еще немало. Они верят в судь­ бу, в колдовство, знахарство, в предска.зания и различные при­ меты. Но попробуйте уличить их в религиозной .мистике, и они не на шутку обидятся: «По­ звольте, я суеверный, не отри­ цаю, но в бога не верю, я ате­ ист». И все-таки суеверия есть не что иное, как отголосок древних религиозных верований. Они ро­ дились в эпоху, когда че.цовек был беспомощен перед могучи­ ми силами природы, не мог объяснить многих стихийных яв­ лений, боялся их и в слабой по­ пытке бороться с ними искал загадочных примет. Наши дале­ кие предки, например, видя в спокойной глади воды свое от­ ражение, всерьез думали, что это их «двойник», их «душа», и старались осторожно, не потре­ вожив увиденный образ, уйти. Позднее, когда люди научились пользоваться зеркалом, роди­ лась суеверная примета — раз­ бить его значит «уничтожить своего двойника», свою «душу». Или вот такой пустяк: пере­ бежала кошка дорогу, да к то­ му еще и черная! Суеверный че­ ловек видит в этом для себя нечто опасное. ,злопо.чучное. бу­ дет обходить это место, даже если ему придется проделать огромный крюк, -А если нет об­ ходного пути, то, страдая, три раза плюнет через левое плечо, тем самым якобы снимая дья­ вольскую угрозу своему благо­ получию. Для людей, далеких от мис- тики, здравомыслящих, .этот факт кажется смешным и неле­ пым. Ведь кошки —безобидные домашние существа, и перебега­ ют они дорогу на таких же «шэавах». как. скаже.м, собаки, куоы. овцы, лисицы и другие лнкие или домашние животные. Ничего свер.хъестественного в этом нет, А вот суеверные люди начинают волйпваться. ждут ка­ кой-то беды. К тому же, если случаются совпадения: кошка перескочила дорогу, а через не­ которое время человек повреди.л БЕСЕДЫ АТЕИСТА ногу или потерял кошелек. — факт этот надолго врезается в па.мять. Но кошка тут совсем ни при чем, виноваты рассеянность, зряшная тревога человека. Они его и подвели. Среди многих примет, при­ шедших к нам из древности, не­ мало таких, которые связаны с числами. Числовая .мистика по­ лучила свое [мопространение .много веков назад в Малой Азин, затем ею стали пользо­ ваться древнне греки, а в сред­ ние века она «пленила» Европу. «Числа правят миром»,— ут- верждал знаменитый .математик древности Пифагор. Его после­ дователи и единомышленники верили в мистичеода-ю жизнь чисел н утверждали, что за 1 ;аждым предметом стоит опре­ деленное число. Н оно, как и духи, несет либо зло, либо доб­ ро. По их тогдашнему утвержде­ нию. двойка дает любовь, укреп­ ляет брак и союз. Чтили они и семерку, считая эту цифру «счастливой», пото.му что она отражает многие явления все­ ленной: на небе семь планет, на Земле семь чудес света, в созвездиях Большой н Малой Медведиц насчитывается по семь зве.зд и т. д. Но вот «страшное» число 13 суеверные люди не любят. От­ куда же возникло представление о нем как о несчастливом? Все дело в том, что древние вели счет не по десятиричной систе­ ме, как теперь, а по двенадца­ тиричной. Считали не десятка­ ми. а дюжина.ми, то есть в ходу была цифра «12», весьма удоб­ ная при торговых сделках. Лю­ бой первоклассник сейчас знает, что «12» делится без остатка на 2, 3, 4. 6. Она годилась для от­ счета времени (.минута делится на пять дюжин сек>'нд, сутки — на 2 дюжины часов, год — на 12 месяцев и т, п. ). А число «13» не поддается делению, поэтому-то наши пред­ ки и считали его «трудным», «чертовой дюжиной». Оно пута­ ло расчеты, сбивало с толку не шибко грамотных люден. Кроме того, у древних евреев число «13» было по.хоже на букву, с которой начиналось слово «смерть». В тайниках природы есть н будет немало такого, что способ­ но вызывать у суеверных людей и удивление, и страх, и сомне­ ние. Хочется им сказать: по­ больше читайте, размышляйте. Это проверено опытом: книги учат думать, осознавать причи­ ны и суть тех явлений, которые прежде всего страшат и смуща­ ют воображение. Кошка перебе­ жала дорогу, разбилось зеркало, повстречался человек с п.усты- мп ведрами, рассыпалась соль? Ну и что? Разве от этого что-то способно измениться в жизни? «Способно, — скажет иной суеверный человек. — Взять ви­ сокосный год. Он считается тя­ желым, нехорошим. Люди чаще болеют и умирают, животные то­ же, погодные условия сильно изменяются». Такие рассуждения неверны, они происходят от не.знания объ­ ективных законов развития ок­ ружающего нас мира, от немате­ риалистического взгляда на про­ исходящие в природе явления. Действительно, в високосные го­ ды наблюдаются значительные отклонения погодных условий от нормы, они сопровождаются стихийными бедствиями в виде ураганов, наводнений, ливней, наблюдаются массовые вылеты саранчи. >шащаются слунаи ин­ фарктов миокарда и инсультов. Но високосный год в том не по­ винен. Ведь он — лишь искус­ ственный прием для удобства счета времени. Причина бед —в совпадении такого года с перио­ дом солнечной активности, ког­ да в природе во.зникают губи­ тельные для людей и животно­ го мира стихийные явления. Немало еще невежественных людей, которые верят в ворож­ бу и гадания. Этим испокон ве­ ков пользовались различные «предсказатели судьбы», а точ­ нее — .ловкие обманщики и об­ манщицы. Гадают на картах, блюдцах, на ладонях (по «лини­ ям жизни») и т. д.. но все это построено на домыслах, на лов­ кости рук или словесной экви­ либристике. Вот гадалка приме­ тила молодую женщину, у кото­ рой хмурое, озабоченное лицо, взяла за руку, начала льстиво и таинственно: «Ах. какая на­ рядная, симпатичная, а на душе, чувствую, неспокойно! Знаю, по­ чему ты печалишься, кто твой враг, что тебя ждет впереди». И пошло-поехало! П женщина, по­ павшая в ловкие щупальцы га­ далки, уже начинает тревожить­ ся, предв.зято относиться к сво­ им «врагам», а то п сводить сче­ ты с не повинными людьми. Есть люди, верящие в колду­ нов, чертей, в целебные свойства «святой воды», в знахарство. Знахарки и различные «исцели­ тели» нередко наносят не.малый вред здоровью тех. кто к ним обращается. «Заговорами» н только им известными «настоя­ ми» они пытаются лечить чуть ли не все подряд недуги, даже берутся *приворожит 1 >» .мужей к женам, женихов к невестам, «изгонять винного беса». Иногда приходится слышать, что-де после посещения знахаря или знахарки у больного наступило облегчение. Объясняется это прежде всего состоянием нерв­ ной системы человека, его вос­ приимчивостью к внушению и самовн.ушению. Ведь к знахарям идут чаще всего люди с ослаб­ ленной, неустойчивой нервной системой. Они очень мнительны, обостренно реагируют на слова. Если, к примеру, знахарь вну­ шает больному, что он через неделю или чере:< месяц непре­ менно выздоровеет, то человек сам себе начинает помогать са. мо.вн\'шением: «Ага. я поправля­ юсь. у меня все пройдет». Он перестает беспокоиться, ) 1 ачина- ет следить за собой, ведет стро­ гий образ жизни. Большинство советских людей давно избавилось от религиоз­ ных предрассудков. Они не ве­ рят, как говорится, ни в черта, ни в дьявола, ни в пророческие сны и т. п. Но можно ли быть спокойным, если среди «ас на­ ходятся даже отдельные люди, оплетенные паутиной предрас­ судков и суеверий?! Бороться с этими пережитка­ ми темного прошлого, разъяс­ нять их вред призваны прежде всего пропагандисты атеизма, активисты общественных органи­ заций. Это нужно для того, что­ бы люди быстрее освобождались от дурмана суеверий. О . М О Ж А Е В А : М е то д и с т Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание». На в ахте- м о с к в и ч и Москва. Кол ;к ‘Ктив рабочих, ин­ женеров. техников и е.чужаишх 11ервого Госуаарствениого ордена Ленина и о])дсна Октябрьской [Ре­ волюции ПОДШИПЧП 1 КОВОГО завода яви л ся ‘в столице одним из инициа­ торов социалистического соревно­ вания за достойную встречу пред­ стоящ его X X V I съезда К П С С . На предприятии приняты повышенные социалистические обязательства. Решено обеспечить аосрочное вы­ полнение иятилетнего задания, дать сверх плана продукции на 8 миллионов рублей, сэкономить за десятую пятилетку 55 миллионов киловатт-часов электроэнергии четыре тысячи топи условного той . лива. Каждый второй подшипниковец является ударником ком.муиисти- ческого труда . 3.100 производст­ венников еще в апреле этого геца завершили свои личные пятилетки. 58 кварталов подряд коллекти­ ву передового предприятия столи ­ цы по итогам социалистического соревнования среди предприятий а ВТО .мобильной промышленност!! присуждается первое место и пере­ ходящее Красное знамя. На снимке: на поточной линии производства крупногабаритных псашииннков. Ф ото в. Хухлаева. (Фотохроника Т А С С ) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz