Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)
ВОСПИТЫВАТЬ АКТИВНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА Как уже сообщалось в нашей газете, 21 августа состоялось районное совещание учителей. Ниже публикуется отчет с со вещания. Д ВГУСТОВСКОЕ совещание “ учителей проходит в обста новке болБШОго трудового и по литического подъема, вызванно го решениями июньского (1980 г.) Пленума ЦК КПСС, сказал докладчик М. А. Рындин, заведующий роно. Весть о со- . <ыве XXVI съезда КПСС встре- <5ена в педагогических коллек тивах с большим воодушевлени ем. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении иде ологической, политико-воспита тельной работы» говорится о воспитании всех трудящихся в духе высокой идейности и пре данности социалистической Ро дине, делу коммунизма, о ко.м- мунйстичес'ко'м отношении к I труду и общественной собствен- ' ности, о гармоническом разви тии личности, создании подлин ного богатства духовной куль туры. На передовой линии борьбы за решение этих задач стоит со ветское учительство — много численный, тесно сплоченный вокруг КПСС отряд бойцов иде ологического фронта. При пос тоянном внимании районной партийной организации педаго гические коллективы школ при ложили немало усилий к тому, чтобы еще выше поднять уро вень учебно-воспитательного процесса, повысить эффектив ность урока, сделать содержа ние образования более доступ ным, улучшить подготовку уча- -^ййи.хся к жизни и труду. На пути к решению этих за дач учителя района добились определенных результатов; лик видировано второгодничество, к па 9 средних школ с полной ус- I певаемостью закончи.ти 6, из 10 ^ восьмилетних — 9 и все началь ные школы. Сократился отсев учащихся из 1—8 классов, а в 9__10 классах на протяжении последних двух лет его нет со всем. Улучшилось качество зна- НИ 11 школьников, осуществлено всеобщее среднее образование молодежи. В 1979— 1980 учеб ном году 100 процентов под ростков. окончивших восьмые классы, продолжали свое обра зование. Нам удалось организо вать обучение практически всей работающей молодежи, которая в свое время не получила сред него образования. За последние три года десять классов общеоб разовательной школы окончили .567 человек, причем в системе ' заочной школы получили сред нее образование 250 человек. Большое внимание в районе уделяется школьному строитель ст.в.у, В этом году вошла в эк сплуатацию Кузовлевская вось милетняя школа на 160 мест. К первому сентября будет сдана Знаменская средняя школа на 190 .мест. Меры по укреплению материальной базы школ зна чительно улучшили условия их паботы. В новом учебном году все учащиеся бу;рт заниматься в'окну 'Ьй'ену.'' ■■ ' За прошлый учебный год .^96 выпсскников получили среднее образование. Охват всех выпус кников восьмых классов даль нейшим обучением —. главная задача педколлективов. Пло.хо этот вопрос решался в Загря.т- чинскои. Новочемодановской, Знаменской школах. В этом году слабо идет комплектование 9-х классов в Знаменской. Лев-Тол- стовской, Домачевской школах. ^ Одной из главных причин этого является слабая подготовлен ность восьмиклассников к П1>о- должению образования. Особен но слабые ученики пост.упают в девятые классы из Сланской, Кругловской и другах школ. Нельзя сказать .хорошего о качестве обучения в Остро-Ка менской. Котовской, Гагинской, Свищевокой начальных школах. Докладчик заострил внима ние на вопросе совершенствова ния педагогического обеспече ния учебно-воспитательного про цесса в школах. Большое место, сказал он, в решении этой зада чи занимает введение кабинет ной системы, создание учебно- .методических комплексов. Боль шая и повседневная работа по оснащению учебных кабинетов, перевода их на автоматизирован ное управление, создание новых учебно-методических комплек сов ведется в Лев-Толстовской средней школе. Здесь только в прошлом году созданы кабинеты географии и физики, в Гагарин ской — кабинет по профориен тации и Ленинский музей, в Топовской переоборудовано шесть кабинетов. Робкие шаги в этом направлении делают Первомайская, Домачевская, Головинщинская, Митягинская средние школы. Каждый педагог хорошо зна ет, что интерес к предмету, к знания.м будет не только сохра нен, но и повышен только в том случае, если на уроке обеспе чивается доступность обучения. В соответствии с требования ми ЦК КПСС об улучшении идеологической работы учителя шко.ч стали больше внимания уделять вооружению школьни ков пониманием законов и пер спектив общественного разви тия. В школа.х изучаются жизнь и деятельность В. И. Ленина, труды .4. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Цели на». Нескольью слов об аттестации учителей. Первый пятилетний цикл завершен. Аттестацию в районе прошли все учителя. 84 процента из них признаны соот ветствующими зани.маемой дол жности, в том числе — 21 учи тель получил поощрение. Каждый педагог хорошо зна ет, что интерес к предмету, к знаниям будет не просто сохра нен, но и повышен только в том случае, если на уроке обеспечи- уделяется самое большое вни мание. В школах созданы проч ные трудовые традиции. Уча щиеся начальных классов и.ме- ют свои участки, где они рых лят почву, сажают растения, ухаживают за ними в течение лета под р.уководство.м звенье вого. который выбирается из числа учащихся. В Гагаринской школе посто янно 1 эаботает ученическая про изводственная бригада. За ней закреплено 173 гектара земли. В школе есть трактор, прицеп ной инвентарь. В течение лета работал лагерь труда и отдыха, в котором сорок пять ^’чащиxся овладевали мастерством сель скохозяйственных профессий. Ребята обработали 30 гектаров сахарной свеклы, три гектара овощей, работала бригада кор- мозаготовителей. Руководители совхоза, специалисты частые гости в школе. Совместная рабо та школы и хозяйства дает по ложительные результаты. Из 45 выпускников в это.м году 17 остались работать в совхозе. Но есть примеры совершен но другой работы по профориен- С августовского совещания учителей Переход на новые програм.мы и учебники, введение кабинет ной системы обучения позволя ют давать учащимся более глу бокие и прочные знания. Успеваемость по району со ставила 99.6 процента, значи тельно ниже она в Загрядчин- ской. Гагаринской. Домачев ской и Головинщинской школах. Высокого качества обучения д.'.биваются педагогические кол лективы .Знаменской, Ильин ской, Карповской, Астаповской школ. Шаг назад в этом отно шении сделали педколлективы Лев-Толстовской, Первомайской. Тсповской, Золотушинской, Га гаринской. До-мачевской, Кузов- левской школ. В нашем районе есть немало педагогов, которые в полноГ! мере используют большие воз можности урока, последователь но осуществляют принцип орга нического единства обучения и воспитания. Проверка показала, что лучшие учителя .3. В. Пота пова (Золотушинская средняя). М М. Матюнина (Лев-Толстов- ская средняя), В. П. Черняева (Астаповская восьмилетняя), Т. Л. Кузовлева (Кузовлевская восьмилетняя), В. И. Больных (Лев-Толстовская средняя). В, С. Тырнова (Знаменская средняя), В. К. Абрывалина (Лев-Толстов ская средняя), В. А. Самохина (Троицкая начальная), А. Д. Па рамонова (Срезневская началь ная) творчески подходят к про ведению уроков, используют эф фективные методы и приемы обучения. Учительница Гагаринской средней школы Н. Я. Нести- форова проработала в школе бо лее 30 лет. Своим девизом она избрала крылатые горьковские слова: «Всякое дело надо лю бить, чтобы хорошо его де лать». Необыкновенная влюб ленность в свое дело и огромная работоспособность, целеустрем ленность и творческий поиск на иболее эффективных приемов и методов обучения — таковы ха рактерные черты этого педаго га. Все ее уроки — открытые, всегда на них можно учиться не только начинающим, но и учите лям со стажем. Не секрет и то, что ряд учите лей отстает от задач и требований современноц школы, не система тически пополняет свой тео 1 Ю- тический багаж и мало вни.ма- ния уделяет совершенствованию педагогического мастерства. вается доступность обучения. П о к а з а т е л ь к а ч е с т в а з н а н и й — важный стимул работы наших школ. Плохо у нас работают группы продленного дня. В Первомай ской, Головинщинской, Домачев ской школах группы продленно го дня находятся на положении пасынков. Даже в Лев-Толстов- скон средней школе нет игрово 11 комнаты, работает всего два— три кружка. Во .многих школах после самоподготовки дети прос то «убивают» время. Много внимания в докладе уделялось атеистическому вос питанию учащихся, работе фа культативов, занятиям с учащи- .мися во внеурочное и внеклас сное время. В школах района есть поло жительные при.меры трудового обучения, воспитания и проф ориентации учащихся. Система тически эта работа проводится в Лев-Толстовской средней школе. •Здесь введено углубленное обу чение учащи.хся старших клас сов автоделу. Для этого имеется .хорошо оборудованный, техни чески оснащенный кабинет. Как правило, учащиеся вместе с ат тестатом о среднем образовании получают права шофера. Только за последние два года более 50 выпускников школы получили водительские удостоверения. Педагогические коллективы Топовской. Знаменской. Лев- Толстовской школ считают, что трудовое воспитание учащихся — самая благодатная почва для всестороннего, гармонического фор.мирования личности. Здесь воспитанию в труде, изучению личности ребенка через труд тацни. Нз 25 выпускников Пер вомайской школы в селе оста лись только двое, по два чело века осталось в Митягине. До- мачах. Постановление ЦК КПСС пра вильно ориентирует нас на по вышение качества обучения, на недопустимость разрыва теории и практики. В Золотушинской, Головинщинской, Гагаринской средних школах введено углуб ленное изучение агротехники, работы на тракторах. Практи ческие навыки вождения тракто ра, выполнения полевых работ ребята получают в производст венных бригадах. Этого как раз и нет в других школах. Своей техники нет, а в хозяйствах ре бятам ее не доверяют. Получая теоретические знания и не имея практических навыков после школы, ученики должны вновь пройти курсы трактористов. Ру ководители хозяйств, директора школ не делают еще того, чтобы из школы выпускался готовый специалист, способный управ лять техникой. Плохо поставлена в районе работа по направлению выпуск ников в сельские профтехучили ща за счет хозяйств. Без помо щи колхозов и совхозов нельзя решить эту проблему. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в закреплении кадров на селе, особенно меха низаторов, животноводов. Над лежащим образом трудовое обу чение можно поставить только в союзе с колхозом. совхозом, предприятием, опираясь на их помощь. Дальше в докладе говорилось о том, как изменился качествен ный II количественный состав учителей района, почему наблю дается текучесть кадров. Разго вор шёл также о создании моло дым специалистам условий для плодотворной работы и отдыха, о внеконкурсном направлении, выпускников школ в пединсти туты, о подвозе учащи.хся, орга низации горячего питания, соз дании спортивных площадок. Всего несколько дней оста лось до начала учебного года, с к а з а л в з а к л ю ч е н и е д о к л а д ч и к . Следует еще раз проверить в каждой школе, какова готов ность к занятиям. Успешно под готовиться и начать новый учеб ный год — долг работников просвещения. Это станет нашим вкладом в достойную встречу XXVI съезда партии. Первой в прениях выступила директор Знаменской средней школы Л. Н. Осетрова. Она рас сказала о большой воспитатель ной работе, которую проделал педколлектив в прошедшем учебном году, остановилась на создании микроклимата в ре зультате проведенных внеклас сных .мероприятий. Трудовая подготовка в Перво- .майской средней школе, сказа ла в выстушлении председатель исполкома Первомайского сель ского Совета Н. Р. Аулова, ос тавляет желать много лучшего. Стоит в школе трактор, а трак ториста нет. Кто же будет учить ))ебят? Остановилась она также и на вопросе текучести кадров из-за нехватки жилья. Работе Троицкой начальной школы посвятила свое выступ ление заведующая школой В. А. Самохина. В нашей школе постоянно ра ботает летний лагерь труда и отдыха, сказал секретарь парт организации Гагаринской сред ней школы А. С, Усков, ребята овладевают сельскохозяйствен ными профессиями. В нынешнем году 45 человек получили удо стоверения механизатора. А за последние четыре года в родном селе осталось работать 30 про центов молодежи. В прениях также выступили первый секретарь РК ВЛКСМ В. В. Пахомов, директор Загряд- чинской восьмилетней школы Л. М. Кузнецова, организатор внеклассной и внешкольной работы Лев-Толстовской сред ней школы А. К. Лазутина, ин спектор школ облоно М. А. Ан циферов. В работе совещания принял участие и выступил секретарь райкома КПСС В. В. Александ ров. Участников совещания тепло приветствовали юные пионеры. Лучшие учителя района были награждены значком «Отличник народного просвещения РСЗФСР», Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «Ветеран тру да» и другими наградами. Па снимке; счастннкн с'ж-щания (слева направо) учительница начальных классов Первомайской средней школы Татьяна В.та шми- новна Оборотова. унптелкиима нностоанного языка Знаменской средней школы Надежда Николаевна Бачурина, заведующая Тро ицкой начальной школой Валентина Алексеевна Самохана. учите.ч, истории Головиищинской средней школы Илья Семенович Пнс 1 р 110 в, учительница иачальцых классов Топовской средней школы Е.тена Дмитриевна Белоусова. Фото .А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz