Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

Р У С С К И Е V П Е Л Ь Ц Ы Центр Москвы, Кремль. Здесь близ древних Боровицких ворот уже сто с лишним лет стоит бе­ локаменное здание, украшенное резными колоннами и оконны.ми наличниками. Это Государствен­ ная Оружейная палата, старей- ШИ 11 музей страны. Первое из дошедших до нас летописных сведений об Оружеи- Н 011 палате восходит к 15-47 го­ ду. Тогда в огне пожара погиб «казоннын двор с царскою каз­ ною...» и «Оружейная палата вся погоре с воиньски'м оружием...» Возникнув на заре образова­ ния Московского государства. Оружейная палата была одно­ временно производственной мас­ терской, в которой ковалось бо­ евое и парадное оружие, и хра­ нилищем. в котором накаплива­ лись сокровища княжеского, а впоследствии и царского двора. В палате рядом с оружейникалш работали художники, расписы­ вавшие кремлевские соборы, царские покои, иконы. В конце XVI и особенно в XVII век-е, когда Московское государ­ ство разгромило отряды польско. шведских интервентов. Оружей­ ная палата становится своеоб­ разной художестйенно-промыш. ленной академией, в которой ра. ботают одаренные мастера зем­ ли русской. Первым в плеяде кремлевских умельцев стоит имя Никиты Да­ выдова, проработавшего в Ору­ жейной палате более полувека Этот мастер делал в основном оборонительные доспехи: шлемы и латы. Далеко не все из того, что создал «отец р у с с к и о р у ­ жейников», как часто величают Никиту Давыдова, дошло до на­ ших дней. Нам известны всего лишь пять предметов, принадле­ жащих его мастерству и храня­ щихся в Оружейной палате. В 1621 году он выделал по заказу царя Михаила Романова булатный шлем. В этой работе молодой мастер проявил себя как великолепный бронник (ору. жейник) и не менее одаренный художник. Золотая насечка по П О Г О Д 4 Но сведениям Липецкого гйд- рометеобюро ожидаются крат­ ковременные осадки Темпера­ тура днем 5—10 градусов моро­ за. 1 января 1980 г. Вторник. Восход солнца — 9 ч. 02 м. Заход — 16 ч. 19 м. Долгота дня — 7 ч. 17 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6. Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора—2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2 11-12, отдела экономики сель­ ского хозяйства—2-11-22, отде­ ла писем—2-14-16, бухгалтерии —2-14-11__________________ Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Текст этого номера набирал линотипист Л. Макаров, вер­ стала Н. Гаврилина, печатала Н. Тепцова. Корректор Н. Назарова, де­ журный по номеру -А. Сутор- мин. Высокая печать. Один печат­ ный лист. Тираж 4.179 экз. Заказ Ке 1414. стали, тончайшая паутина резно­ го узора, вкрапленные драгоцен. ные камни и многоцветная эмаль — все это говорит о том, что русский мастер в совершенстве владел всеми известными в его время приемами художествен­ ной обработки металлов. Другой шедевр Никиты Давы. дова — так называе.мые «зерца­ ла», или оборонительные доспе­ хи, выкованные и.м для царя Алексея Михайловича (1663 год). Эти сверкающие сталью и .золотом пластины защищали грудь и спину воина. В центре доспехов крепилась обычно круг­ лая пластина — зеркало, или, как говорили тогда, «зерцало». «Панцирь чиста серебра» — так говорится о подобных изделиях в былинах; о таких, наверное, доспехах писал Александр Сер­ геевич Пушкин в «Сказке о царе Салтане» — «...в чешуе, как жар горя...». В XVI—-XVII столетиях в Кре.мле работают выдающиеся мастера «самопального» дела. В числе лучших были Григорий Вяткин и его ученик, а впослед­ ствии «знатный оружейник» Ва­ силий Титов. В коллекции Ору­ жейной палаты хранятся три великолепные пищали, на ство­ лах которых стоит надпись; «Де­ ла Василия Титова». Подписы­ вать оружие своей фамилией или ставить личное клеймо — этой чести в древности удоста­ ивались считанные мастера. Как и многие русские масте­ ра. Василий Титов, украшая ствол и казенную часть оружия, любил применять рельефную резьбу по металлу, так называ­ емый «оброн». При подобной обработке фон узора углубляет, ся и рисунок становится выпук- ■пым. Фон рельефа, как правило, золотился. Трагически сложилась судьба искуснейшего мастера. Прорабо­ тав 25 лет в Оружейной палате, он подал царю прошение о при­ бавке жалованья, ибо «прокор­ миться ему нечем». В 1681 году Василия Титова не стало, и на его похороны царская казна от­ пустила два рубля. Василий Ти­ тов как жил, так и умер в ни­ щете... В Оружейной палате хранят­ ся также изделия мастеров «са­ мопального и латного дела» Пер- вуши Исаева, Григория Вятки на, иконописца и художника Си­ мона Ушакова и многих других замечательных русских >"мель- цев. Л. ГОДИН. з и м н и м ДНЕМ. Фотоэтюд А. Гавриловой. Мастера ружейной гравюры Славу ижевским охотничьим ружья.м принесли не только мас­ тера-оружейники, но и худож­ ники. Традиционные достоинст­ ва оружия — точность боя и безотказность — сочетаются с великолепно выполненными гра­ вюрами на ружейной стали. Всеми ЭТИЛ5И качествами обла­ дают и ружья новейших моде­ лей, созданные на механическом заводе для .международной вы­ ставки в Брюсселе. Вот уже более века живет и совершенствуется ижевская гравюра на ружейной стали. Кропотливо работают .мастера, перенося на сталь ствольной ко­ робки рисунок, выполненный предварительно на ват.мане. Пробиты сечка.ми на металле узорные канавки, вчекапена в них серебристая проволочка, повторяющая контуры древес­ ного листа. Золотыми крапин­ ками вспыхивает под рукой гра­ вера рябиновая кисть. И заго­ ворил, ожил металл. Взмыл из осенней чащи глухарь, встрепе­ нулись от ветра ветки деревьев. Цвета в гравюрах создают сами металлы. Золото и сереб­ ро, соединенные в различных пропорциях с медью, латунью. никелем, дают богатую гам.му цветовых оттенков — от жел­ того и белого до красного и го­ лубого. Первым в стране разра­ ботал и применил такую много­ цветную технику гравировки на ружье народный художник Уд­ муртии Л. Васев. Хранятся его ружья в музее предприятия. Есть у мастера сюжет, посвя­ щенный творчеству И. С. Тур­ генева и Н. А. Некрасова. Ря­ дом с портретами классиков ху­ дожник воссоздал в композиции картину В. Перова «Охотники на привале», изобразил героев «Бежина луга», запечатлел де­ да Мазая с зайцами. Все это— на пространстве площадью в спичечный коробок. А краска­ ми художнику послужили спла­ вы благородных металлов. Изделия ижевских златокуз- нецов экспонировались на мно­ гих всемирных и .международ­ ных выставках, побывали в Лон­ доне и Париже, Чикаго и Мон­ реале, неизменно вызывая вос­ хищение посетителей. Ю. КЕДРОВ, корр. ТАСС, Иже в с к УГОЛОК ЮМОРА Р А С С К А З Л Е С Н И К А Приехал однажды к нам в лес горожанин отдыхать. Ото­ шел от машины шагов на де­ сять и сразу опьянел от свеже­ го воздуха. Бухнулся на траву и .моментально заснул, да так, что пали из пушки — не разбу­ дишь. Чего я только ни делал, чтобы привести его в чувство, ведь простынет человек. И по п и в ы к ЦЫПЛЕНОК-АКСЕЛЕР.ХТ СЛОВАРЬ - ШУТКА Автобиография —• технический паспорт авто.мобнля. Коньяк — гибрид двух живот­ ных. Инжир — иноземный маргарин. С некоторых пор жители де­ ревни Пеньки стали замечать, что пастух Иван Мышкин все время старается прикрыть нос рукой. «Что бы это значило?» —ду.мали все. И по деревне по­ шли слухи. Одни говорили; «От пыли закрывается». Вторые: «Это он табак нюхает». «Поте­ рять боится, вот н держит», — шутили третьи. Но спросить у самого Ивана, зачем он это де- А Ф О Р И З М Ы Одни работают ради прогресса, другие ради прогрессивки. Не рой я.му другому — могут подумать, что ты кладоискатель. Философским вопрос: почем сегодня материя? Не всякий разделит в одиночку пол-литра на три части. Уголок ю.мора подготовил Александр Овчаров. щекам хлопал, и водой брыз­ гал. Нет, не по.могает. Лежит себе, как бревно, носом трели выводит. Наконец, меня осенило. Это же горожанин! Быстренько под­ тащил его к выхлопной трубе, подержал минут пять. И что бы вы думали? Враз очухался. Вро­ де бы в родную стихию попал... лает, не решался никто. Только недавно, во время очередной по­ пойки, собутыльник Ивана Мить­ ка спросил его: — Чего это ты все время нос прячешь? — Да привычка, — ответил Иван. — Бык .мой красного цве­ та не переносит. Однажды, ког­ да я был навеселе, боднул меня так, что с тех пор я и того... ТЕЛЕВИДЕНИЕ 1 января. Первая программа. 8.00 — Время. Ииформацнон-' пая программа, 8.40 — Ожив­ шие игрушки. Выступлеине дет­ ских коллективов. 9.10 — «И музыка льдин». Телевизионный документальный фильм. 9.25— Зимний этюд. Поэтическая ком­ позиция. 9.55 — Программа но­ вых мультипликационных филь­ мов; «Куда идет слоненок», «Привет .Мартышке», «Л вдруг получится!» 10.20—«Здесь ли­ ра русская звучала». Фильм-* концерт. 11.00 — Фильм—де-3 тям. Премьера телевизIюнног(^^ художественного фильма «Зав­ трак на траве». 2-я серия. 12.10 — Международная встре­ ча по хоккею. «Монреаль Ка- иадиенс»—ЦСКА. 14.10—Про­ грамма, посвященная 21-й го­ довщине Кубинской револю­ ции. 15.40 — Вступая в год Олимпиады. Телевизионное обо­ зрение. 16.25 — Премьера те­ левизионного художественного фильма «Тот самый Мюнхгау­ зен». 1-я серия. 17.35 — Зим­ ний эскиз. Кииозарисовка. 17.40 — Телевизионный художест­ венный фильм «Тот самый Мюнхгаузен». 2-я серия. 18.45 — Мир встречает Новый год. Международная программа. 19.30 — Заключительный ве­ чер IX Всесоюзного фестиваля «Песня-79». 21.00 — Время. Ин­ формационная программа. 21.35 — Продолжение заключитель­ ного вечера IX Всесоюзного фестиваля «Песня-79». По окон­ чании — Новости. 2 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион­ ная программа. 8.40 — Утрен­ няя гимнастика. 9,05 — Пре­ мьера телевизионного многосе­ рийного мультипликационного фильма «Дядюшка Ау». 9.25— С. Соловейчик—«Ватага «Семь ветров». Телевизионный спек­ такль. История 7-я — «Повет­ рие». 10.10 — В мире живот­ ных. По окончании—Новости. 14.30 — Новости. 14.50—«Силь­ нее огня». (Последние часы в Ла Монеда). Телевизионный доку.ментальный фильм. 16.05 — Наро>тные мелодии. 16.15— Большая арена юного спорт­ смена. 16.45 — Жизнь науки. 17.15 — Фильм—детям. «Знак орла». Премьера телевизионно­ го многосерийного художест­ венного фильма (Польша). 1-я серия, 18.45 — Сегодня в ми­ ре, 19.00 — Поет народный ар­ тист РСФСР А. Розум. 19.20— К 110-й годовщине со дня рож­ дения В. И, Ленина. «Сердце матери». Художественный фильм. 21.00 — Время. Инфор­ мационная программа. 21.35— Театральные встречи. По окон­ чании — Информационный вы­ пуск Сегодня в мире. ц (Л# Редактор Н. КОБЗЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz