Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)
Р У С С К И Е V П Е Л Ь Ц Ы Центр Москвы, Кремль. Здесь близ древних Боровицких ворот уже сто с лишним лет стоит бе локаменное здание, украшенное резными колоннами и оконны.ми наличниками. Это Государствен ная Оружейная палата, старей- ШИ 11 музей страны. Первое из дошедших до нас летописных сведений об Оружеи- Н 011 палате восходит к 15-47 го ду. Тогда в огне пожара погиб «казоннын двор с царскою каз ною...» и «Оружейная палата вся погоре с воиньски'м оружием...» Возникнув на заре образова ния Московского государства. Оружейная палата была одно временно производственной мас терской, в которой ковалось бо евое и парадное оружие, и хра нилищем. в котором накаплива лись сокровища княжеского, а впоследствии и царского двора. В палате рядом с оружейникалш работали художники, расписы вавшие кремлевские соборы, царские покои, иконы. В конце XVI и особенно в XVII век-е, когда Московское государ ство разгромило отряды польско. шведских интервентов. Оружей ная палата становится своеоб разной художестйенно-промыш. ленной академией, в которой ра. ботают одаренные мастера зем ли русской. Первым в плеяде кремлевских умельцев стоит имя Никиты Да выдова, проработавшего в Ору жейной палате более полувека Этот мастер делал в основном оборонительные доспехи: шлемы и латы. Далеко не все из того, что создал «отец р у с с к и о р у жейников», как часто величают Никиту Давыдова, дошло до на ших дней. Нам известны всего лишь пять предметов, принадле жащих его мастерству и храня щихся в Оружейной палате. В 1621 году он выделал по заказу царя Михаила Романова булатный шлем. В этой работе молодой мастер проявил себя как великолепный бронник (ору. жейник) и не менее одаренный художник. Золотая насечка по П О Г О Д 4 Но сведениям Липецкого гйд- рометеобюро ожидаются крат ковременные осадки Темпера тура днем 5—10 градусов моро за. 1 января 1980 г. Вторник. Восход солнца — 9 ч. 02 м. Заход — 16 ч. 19 м. Долгота дня — 7 ч. 17 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6. Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора—2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2 11-12, отдела экономики сель ского хозяйства—2-11-22, отде ла писем—2-14-16, бухгалтерии —2-14-11__________________ Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Текст этого номера набирал линотипист Л. Макаров, вер стала Н. Гаврилина, печатала Н. Тепцова. Корректор Н. Назарова, де журный по номеру -А. Сутор- мин. Высокая печать. Один печат ный лист. Тираж 4.179 экз. Заказ Ке 1414. стали, тончайшая паутина резно го узора, вкрапленные драгоцен. ные камни и многоцветная эмаль — все это говорит о том, что русский мастер в совершенстве владел всеми известными в его время приемами художествен ной обработки металлов. Другой шедевр Никиты Давы. дова — так называе.мые «зерца ла», или оборонительные доспе хи, выкованные и.м для царя Алексея Михайловича (1663 год). Эти сверкающие сталью и .золотом пластины защищали грудь и спину воина. В центре доспехов крепилась обычно круг лая пластина — зеркало, или, как говорили тогда, «зерцало». «Панцирь чиста серебра» — так говорится о подобных изделиях в былинах; о таких, наверное, доспехах писал Александр Сер геевич Пушкин в «Сказке о царе Салтане» — «...в чешуе, как жар горя...». В XVI—-XVII столетиях в Кре.мле работают выдающиеся мастера «самопального» дела. В числе лучших были Григорий Вяткин и его ученик, а впослед ствии «знатный оружейник» Ва силий Титов. В коллекции Ору жейной палаты хранятся три великолепные пищали, на ство лах которых стоит надпись; «Де ла Василия Титова». Подписы вать оружие своей фамилией или ставить личное клеймо — этой чести в древности удоста ивались считанные мастера. Как и многие русские масте ра. Василий Титов, украшая ствол и казенную часть оружия, любил применять рельефную резьбу по металлу, так называ емый «оброн». При подобной обработке фон узора углубляет, ся и рисунок становится выпук- ■пым. Фон рельефа, как правило, золотился. Трагически сложилась судьба искуснейшего мастера. Прорабо тав 25 лет в Оружейной палате, он подал царю прошение о при бавке жалованья, ибо «прокор миться ему нечем». В 1681 году Василия Титова не стало, и на его похороны царская казна от пустила два рубля. Василий Ти тов как жил, так и умер в ни щете... В Оружейной палате хранят ся также изделия мастеров «са мопального и латного дела» Пер- вуши Исаева, Григория Вятки на, иконописца и художника Си мона Ушакова и многих других замечательных русских >"мель- цев. Л. ГОДИН. з и м н и м ДНЕМ. Фотоэтюд А. Гавриловой. Мастера ружейной гравюры Славу ижевским охотничьим ружья.м принесли не только мас тера-оружейники, но и худож ники. Традиционные достоинст ва оружия — точность боя и безотказность — сочетаются с великолепно выполненными гра вюрами на ружейной стали. Всеми ЭТИЛ5И качествами обла дают и ружья новейших моде лей, созданные на механическом заводе для .международной вы ставки в Брюсселе. Вот уже более века живет и совершенствуется ижевская гравюра на ружейной стали. Кропотливо работают .мастера, перенося на сталь ствольной ко робки рисунок, выполненный предварительно на ват.мане. Пробиты сечка.ми на металле узорные канавки, вчекапена в них серебристая проволочка, повторяющая контуры древес ного листа. Золотыми крапин ками вспыхивает под рукой гра вера рябиновая кисть. И заго ворил, ожил металл. Взмыл из осенней чащи глухарь, встрепе нулись от ветра ветки деревьев. Цвета в гравюрах создают сами металлы. Золото и сереб ро, соединенные в различных пропорциях с медью, латунью. никелем, дают богатую гам.му цветовых оттенков — от жел того и белого до красного и го лубого. Первым в стране разра ботал и применил такую много цветную технику гравировки на ружье народный художник Уд муртии Л. Васев. Хранятся его ружья в музее предприятия. Есть у мастера сюжет, посвя щенный творчеству И. С. Тур генева и Н. А. Некрасова. Ря дом с портретами классиков ху дожник воссоздал в композиции картину В. Перова «Охотники на привале», изобразил героев «Бежина луга», запечатлел де да Мазая с зайцами. Все это— на пространстве площадью в спичечный коробок. А краска ми художнику послужили спла вы благородных металлов. Изделия ижевских златокуз- нецов экспонировались на мно гих всемирных и .международ ных выставках, побывали в Лон доне и Париже, Чикаго и Мон реале, неизменно вызывая вос хищение посетителей. Ю. КЕДРОВ, корр. ТАСС, Иже в с к УГОЛОК ЮМОРА Р А С С К А З Л Е С Н И К А Приехал однажды к нам в лес горожанин отдыхать. Ото шел от машины шагов на де сять и сразу опьянел от свеже го воздуха. Бухнулся на траву и .моментально заснул, да так, что пали из пушки — не разбу дишь. Чего я только ни делал, чтобы привести его в чувство, ведь простынет человек. И по п и в ы к ЦЫПЛЕНОК-АКСЕЛЕР.ХТ СЛОВАРЬ - ШУТКА Автобиография —• технический паспорт авто.мобнля. Коньяк — гибрид двух живот ных. Инжир — иноземный маргарин. С некоторых пор жители де ревни Пеньки стали замечать, что пастух Иван Мышкин все время старается прикрыть нос рукой. «Что бы это значило?» —ду.мали все. И по деревне по шли слухи. Одни говорили; «От пыли закрывается». Вторые: «Это он табак нюхает». «Поте рять боится, вот н держит», — шутили третьи. Но спросить у самого Ивана, зачем он это де- А Ф О Р И З М Ы Одни работают ради прогресса, другие ради прогрессивки. Не рой я.му другому — могут подумать, что ты кладоискатель. Философским вопрос: почем сегодня материя? Не всякий разделит в одиночку пол-литра на три части. Уголок ю.мора подготовил Александр Овчаров. щекам хлопал, и водой брыз гал. Нет, не по.могает. Лежит себе, как бревно, носом трели выводит. Наконец, меня осенило. Это же горожанин! Быстренько под тащил его к выхлопной трубе, подержал минут пять. И что бы вы думали? Враз очухался. Вро де бы в родную стихию попал... лает, не решался никто. Только недавно, во время очередной по пойки, собутыльник Ивана Мить ка спросил его: — Чего это ты все время нос прячешь? — Да привычка, — ответил Иван. — Бык .мой красного цве та не переносит. Однажды, ког да я был навеселе, боднул меня так, что с тех пор я и того... ТЕЛЕВИДЕНИЕ 1 января. Первая программа. 8.00 — Время. Ииформацнон-' пая программа, 8.40 — Ожив шие игрушки. Выступлеине дет ских коллективов. 9.10 — «И музыка льдин». Телевизионный документальный фильм. 9.25— Зимний этюд. Поэтическая ком позиция. 9.55 — Программа но вых мультипликационных филь мов; «Куда идет слоненок», «Привет .Мартышке», «Л вдруг получится!» 10.20—«Здесь ли ра русская звучала». Фильм-* концерт. 11.00 — Фильм—де-3 тям. Премьера телевизIюнног(^^ художественного фильма «Зав трак на траве». 2-я серия. 12.10 — Международная встре ча по хоккею. «Монреаль Ка- иадиенс»—ЦСКА. 14.10—Про грамма, посвященная 21-й го довщине Кубинской револю ции. 15.40 — Вступая в год Олимпиады. Телевизионное обо зрение. 16.25 — Премьера те левизионного художественного фильма «Тот самый Мюнхгау зен». 1-я серия. 17.35 — Зим ний эскиз. Кииозарисовка. 17.40 — Телевизионный художест венный фильм «Тот самый Мюнхгаузен». 2-я серия. 18.45 — Мир встречает Новый год. Международная программа. 19.30 — Заключительный ве чер IX Всесоюзного фестиваля «Песня-79». 21.00 — Время. Ин формационная программа. 21.35 — Продолжение заключитель ного вечера IX Всесоюзного фестиваля «Песня-79». По окон чании — Новости. 2 января. Первая программа. 8.00 — Время. Информацион ная программа. 8.40 — Утрен няя гимнастика. 9,05 — Пре мьера телевизионного многосе рийного мультипликационного фильма «Дядюшка Ау». 9.25— С. Соловейчик—«Ватага «Семь ветров». Телевизионный спек такль. История 7-я — «Повет рие». 10.10 — В мире живот ных. По окончании—Новости. 14.30 — Новости. 14.50—«Силь нее огня». (Последние часы в Ла Монеда). Телевизионный доку.ментальный фильм. 16.05 — Наро>тные мелодии. 16.15— Большая арена юного спорт смена. 16.45 — Жизнь науки. 17.15 — Фильм—детям. «Знак орла». Премьера телевизионно го многосерийного художест венного фильма (Польша). 1-я серия, 18.45 — Сегодня в ми ре, 19.00 — Поет народный ар тист РСФСР А. Розум. 19.20— К 110-й годовщине со дня рож дения В. И, Ленина. «Сердце матери». Художественный фильм. 21.00 — Время. Инфор мационная программа. 21.35— Театральные встречи. По окон чании — Информационный вы пуск Сегодня в мире. ц (Л# Редактор Н. КОБЗЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz