Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)

ЕСЛИ ОТЕЦ ХЛЕБОРОБ. . . В этой деревне. пожа.ауй, раньше всех пробуждаются в доме Шляховых. Зарозовеет чуть-чуть восток, а Нина Ми­ хайловна с мужем Ивано.м Тара­ совичем уже на ногах: надо ус­ петь поскорее убрать и накор­ мить скотину, птицу, пригото­ вить завтрак. И вот уже хозяй­ ка подходит к спящим детям: — Вставайте, ребята. Пора на работу. — ласково говорит она. Ребята — это сыновья Ана­ толий. Виктор, Николай. Пора вставать и тринадцатилетней Нине, Она шестиклассница, и ей надо обязательно успеть к утршнему поезду в Лев Тол- Л р й . где она учится. Да и не тачется матери, чтобы дочь от­ стала от подружек, ведь до станции Янушево три километ­ ра веселей пройти вместе. З а ­ двигалось, зашумело, зашеве­ лилось все в доме. Хозяин возвращается со дво­ ра, и за завтрак садятся шумной ватагой — все шесть человек. Ребята еще не совсем отошли ото сна: вечером прогуляли в клубе. Но надо на работу. Отец не любит, чтобы кто-то из них отстал от него. Четвер(^ мужчин направляют­ ся к стану отделения: двое — отец и Анатолий садятся за ры­ чаги тракторов. Виктор спешит на ферму к животным, молото­ боец Николай направляется в нузвицу; надо успеть разжечь горн до прихода кузнеца, пото­ му что в мастерской уже засту­ чали, заскрежетали металзк^м, и кто-либо из трактористов обя­ зательно заглянет в кузницу. Мать и дочь за мужчинами сле­ дом тоже выходят из дома. Ни­ на Михайловна провожает Нину за околицу и спешит на ферму. Дом Шляховых на целый день пустеет. Особенно сейчас, в го- .^ ч ую весеннюю страду. ...Детство и юность старшего Шляхова, как и его сверстни­ ков. было опалено войной. На хрупкие плечи подростков, на натруженные руки женщин и стариков свалились все хозяй­ ские заботы. Ивану Шляхову, не по годам рослому, сообрази­ тельному дереве-чскому парень­ ку, в тринадцать—-четырнадцать лёт пришлось трудиться нарав­ не со взрослыми. Еще алмазами сверкала роса на траве, а он уже спешил к ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ конюшне, протирая воспален­ ные от недосыпания глаза, вы­ водил лошадей и вместе с ребя­ тами верхом спешил в поле. Двухлемешные плуги были уже на загоне. И вот одна за дру­ гой впрягаются лошади, и потя­ нулись по стерне юные пахари, ожигая о нее босые ноги. Оста­ вались после плугов пласты перевернутого чернозема. И вот готово поле под посев, уже ходят по нему старики с лукош­ ками, бросая золотое зерно в землю. Во время уборки Иван на бестарке возил зерно от «Ком­ мунара» на ток, д ^ а л верев­ ку на соломокопнителе комбай­ на, укладывая кучи соломы в ровные ряды. Р а ^ т а л и на мо- л о тл к е , подавая вилами тугие снопы из скирда на полок к барабану; возил поздними вече­ рами на подводах мешки с зер­ ном ка элеватор. Частенько с другими отправлялся на ночную скирдовку копен, сложенных днем руками матери я других женщин. Только после войны Иван за­ кончил школу. Любовь к земле. 1 Ш которой вырос и сроднился за военные годы, заставила его навсегда остаться хлеборобом. ... Тридцатый год работает Иван Тарасович в Котовке. Две- цадцать лет — механизатором. Трудолюбие привил детям. Старшие — Петр, Владимир, Раиса обзавелись своими семь­ ями, живут и работают во Льве Толстом и Москве. А младших Анатолия, Виктора и Николая не пожелал отпускать от себя. Учил их сам работать на трак­ торе и комбайне. Анатолий уже получил трактор. Все трое сы­ новей имеют права комбайнера. Й так уж вышло, что всем тро­ им предстоит служба в армии: Анатолию пошел девятнадца­ тый, Николаю — двадцатый, Виктору — двадцать первый. О семье Шляховых, трудолюби­ вой, дружной только хорошее говорят в совхозе имени М. Горького. — Иван Тарасович — хоро­ ший механизатор и семьянин,— сказал директор совхоза В. Я. Махйнов. — Сыновей воспитал трудолюбивыми, и они работа­ ют вместе с отцом. Жена его по многодетности ушла на пен­ сию, но продолжает трудиться на ферме телятницей. — Честный труженик, добро­ совестный механизатор, — го­ ворит управляющая Котовским отделением Л. Т. Морковина.— А ребята его — самые отзыв­ чивые, послушные. К любому придут на помопщ. Жаль с ни­ ми расставаться, ведь им в ар­ мию скоро. — Нынешний год Иван Та­ расович бороновал под яровые, культивировал почву под куку­ рузу с внесением аммиачной во­ ды. Норму всегда перевыпол­ нял. Красный вымпел имел по­ стоянно на своем тракторе. Его «ДТ-75» всегда на ходу. Закон­ чим культивацию, и механиза­ тор начнет свой «С К -4» гото­ вить н уборочной страде. Следует дс^вить , что в про­ шлом году он намолотил зерна больше др^тнx комбайнеров, ^ рассказывает о Шлйхове глав­ ный агроном совхоза А А. Фро­ лов. — Наш Иван — молодец. Работает с отоньком, — заклю- чает -нетеран совхоза, много лет проработавший управляющим, П. П. Какалин. — Не первый год наше отделение готовит к уборке технику хорошо, а ПДля- хов — лучше всех. Впереди —- новые дела, но­ вые заботы. ... А вечером снова вся боль­ шая семья в сборе. Начинают­ ся разговоры о прошедшем дне, о предстоящих делах. И мать, Нина Михайловна, с гордостью и любовью глядя на своих взрослых сыновей, украдкой смахнет непрошенную капельку на щеке, думая о проводах ре­ бят В армию. И не одна она. Ве­ черами тайком вздыхают и де­ вушки. Придет время, и подру­ ги скажут им; «Служите, ребя­ та. честно, мы подождем!*. «Верится, что после службы они обязательно вернутся до­ мой, к родной земле, взлелеян­ ной руками их отца Ивана Та- ■расовича и их руками, к земле, любовь к которой впитали с детства. Так и продолжится се­ мейная традиция. А ЛАЗУТКИН. Черновицкая область. Давняя дружба связывает Елену Иванов­ ну Гудн.му и Маргалйну Д.митрневну Булезюк, проживающих в се­ ле Коровин Глыбокского района. Первыми они всту'пили в колхоз, были активистками. Неоднократно обеих женщин избирали депута­ тами в областной, районный и сельский Советы народных депута­ тов. Е. И. Гудима работала птичницей, а М. Д. Булезюк выращи­ вала сахарную свеклу. За высокие показатели в социалистическом соревновании они награждены орденами Ленина. Но не только сов­ местный труд в кол.чозе, общественные дела объединили их. Сын Е. И. Гудимы — Дмитрий Ильич женился на дочери М. Д. Буле­ зюк — Марии Гавриловне. Под добрым наставничеством свекрови знатной птичницей стала и невестка. Она тоже удостоена ордена Ленина. А орденом «Знак Почета» награжден ее муж, Дмитрий Ильич, который тоже работает в цехе по выращиваншо цыплят в птицесовхозе имени Калинина. На снимке вы видите Елену Ивановну Гудиму (вторая слева) и Маргалйну Дмитриевну Булезюк (вторая справа) с Дмитрием Иль­ ичам, Марией Гавриловной и их дочерью Еленой (слева) с малыщ- кой Лилианой. (Фотохроника ТАСС). Ответ получен, меры приняты «КОГДА БУДЕТ РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС?». Под таким заголов­ ком в № 6 нашей газеты от 12 апреля с. г. было опубликовано письмо жителя села Новочемоданова Ф. Малахова. В нем он ста­ вил вопрос об открытии движения рейсового автобуса до села Но­ вочемоданова. Начальник Лев-Толстовского филиала Данковской пассажир­ ской автоколонны А. М. Тамонова сообщила редакции, что с пись­ мом Ф. Малахова были ознакомлены руководители колонны. Воп­ рос об открытии автобусного маршрута до Новочемоданова будет решен положительно. * * * В М 53 нашей газеты от 29 апреля была опубликована заметка «ГДЕ ГУСТО, А ГДЕ ПУСТО», в которой отмечались факты нека­ чественного ведения сева гороха в Свищевском отделении совхоза «Знаменский». Директор совхоза М. С. Хорошилов сообщил редакции, что фак­ ты, отмеченные в заметке, подтвердились. Сразу же были приняты вкстреиные меры по исправлению допущенных недостатков. Сев го­ роха в отделении был приостановлен, на площади под данную куль­ туру проведена повторная культивация. Затем сев был продолжен, семена заделывались на должную глубину. По окончании сева поле незамедлительно прикатано. * * * «В НАДЕЖДЕ НА АВОСЬ». Так называлась критическая кор­ респонденция, опубликованная в № 29 газеты «Путь Ильича». В ней рассказывалось о серьезных недостатках в содержании круп­ ного рогатого скота и свиней в совхозе имени Л. Толстого. Как нам сообщил директор совхоза Ф. Ф. Кун, в настоящее время принят ряд мер для улучшения положения в животноводстве. Так, на свиноферме началось строительство нового кормоцеха. Сейчас ведется также работа по организованному переводу крупного рогатого скота на летние пастбища. Б Е С Е Д А А Т Е И С Т А Ислам — самая молодая сре­ ди мировых религий. По мусуль­ манскому летоисчислению ей идет 1400-й год. Начало XV ве- ка пышно от.мечается среди ве­ рующих в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Аф­ рики, мусульманскими община- -ми в Европе, США, Канаде, Японии. Нелам возник в VII веке на Аравийском полуострове, где ныне находятся его главные свя­ тыни — города Мекка и Ме­ дина. Само исламское учение по- стрбено на пяти канонических основах: пост, молитва, палом­ ничество в Мекку, налог-закят (по вероучению каждый и.мущий мусульманин должен вносить определенный налог), свидетель­ ство—шахадат (исповедание ве­ ры): «Нет божества, кроме ал­ лаха, и Муха.ммед—посланник аллаха». Ислам после своего возникно­ вения разделился на два основ­ ных направления: суннизм и шиизм. Они существуют и по- ныне. Преобладающим является суннизм, последователи которо­ го признают наряду с Кораном сунну. Сунна— мусульманское священное предание, которое со­ стоит из Хадисов — рассказов, содержащих описание какого-ни­ будь действия пророка Мухам­ меда или его изречение. Шииты— наиболее влиятель­ ное меньшинство среди мусуль­ ман. Первоначально шииты со­ ставляли группу привержен­ цев (по-арабски — «шиа») чет- Ислам вчера и сегодня вертого «праведного* халифа (духовный руководитель)—Али, которого считают «преемником* Мухаммеда, чудотворцем. Шии­ ты приписывают аллаху слова, якобы сказанные им Мухамме­ ду: «Если бы не было тебя, я не создал бы мира, но если бы не было Али, я не создал бы и тебя*. Шиитское направление в исламе не является единым, сплоченным, в нем действует целый ряд сект. Ислам скрупулезно и ревни­ во регламеятерует все проявле­ ния человеческой жизни, прони­ кает в ее самые интимнейшие уголки. Эта религая не имеет четкого разделения на светские и духовные функции, способст­ вует сохранению их нераздели- мости. Каждый верующий мо­ жет отправлять религиозные об­ ряды как в семье, тан и в об­ щине. В исламе отсутствует по­ нятие «отлучение от церкви*, поэтому еретические движения часто прибиваются к берегам ислама. Идеология ислама, его неко­ торые обряды, деятельность иных религиозных организаций ведут к обособлению людей раз­ ных национальностей, пренеб­ режительному отношению к обычаям и традициям немусуль- ман. Многие мусульманские слу­ жители культа поощряют слепое повиновение «божественной во­ ле*, отречение человека от жиз­ ненных благ, крайний аскетизм. Ислам установил запреты на некоторые виды искусства. Осо* бенно отрицательно сказался на развитии культуры мусульман­ ского мира з а п ^ т на изобрази­ тельное искусство. Мусульма­ нам запрещалось создавать скульптуру, рисовать портреты, а также делать рисунки с изо­ бражением каких бы то ни бы­ ло живых существ. В последнее вре.мя наблюда­ ется усиление «политизации ис­ лама*. В зависи.мости от кон­ кретных социально-исторических условий эта религия способна «перестраиваться*, играть не­ редко диаметрально противопо­ ложную роль. В период, когда президентом Египта был Насер, исламские лозунги использова­ лись там для &рь6ы против им­ периализма н международного сионизма, для идеологического обоснования некапиталистичес­ кого пути развития. Сейчас же, при правлении садатовского ре­ жима. исламские богословы этой страны оправдывают позорный сепаратный договор между Египтом и Израилем, капиту­ лянтскую политику египетского руководства. Бурные события в Иране, Аф­ ганистане. на Арабском Восто­ ке мусульманские богословы используют для укрепления сво­ их религиозных позиций, твер­ дя о якобы революционном ха­ рактере ислама. Обычно ставят в пример Иран, где победила народная антиим­ периалистическая революция. Но тут важно учитывать осо­ бенности этой страны. Р а ч и ­ тельная часть населения негра­ мотна, живет в нищете и отста­ лости, испытывает на себе мощ­ ное влияние исламской религии. В религиозных обычаях, в му­ сульманских традициях многие иранцы видят привычные, а по­ рой и вовсе единственные фор­ мы общественного бытия, укла­ да жизни. И неудивительно, что протест иранцев против чуже­ земного засилья, их социально- политические устремления при­ обрели религиозную окраску. Отвергая консервативные на­ чала в исламе, противоречащие истинным интересам верующих, необходимо подчеркнуть, что некоторые его постулаты объек­ тивно направлены против им­ периализма и неоколониализма. И в Коране, и в преданиях, в которых зафиксированы догма­ ты ислама, имеется немало при­ зывов создать более справедли­ вое общество, смягчить эксплуа­ тацию. облегчить положение не­ имущих. Именно на эту сторону исламской религии опирались и опираются в своей деятельно­ сти левые мусульманские орга­ низации. Все чаще антисоветчики из лагеря мусульманской реакции кричат о «тяжелом положении мусульман в нашей стране», об­ виняют Советское государство в том, что оно «запрещает свобо­ ду вероисповедания». Это заведомая ложь. В СССР побывали сотни мусульманских деятелей из .многих зарубежных стран. Они убедились, что ни о како.м запрете вероисповедания у нас не может быть и речи. Вот, например, что говорил после поездки по Советскому Союзу министр вакуфов, ислам­ ских дел и святынь Иордании Абдель Азиз аль-Хаят: «Мы убедились, что мусульмане име­ ют свободу совершения религи­ озных обрядов, поклонений, ре­ лигиозной жизни, включая мо­ ления и бракосочетания... Вла­ сти не вмешиваются в дела ре­ лигии...» Однако антисоветчики вопре­ ки фактам продолжают и в пе­ чати, и по радио твердить о «преследовании мусульман в СССР», поучают советских граждан мусульманского веро­ исповедания брать пример со своих зарубежных «революци­ онных братьев». Тщетны поту­ ги буржуазных пропагандистов! В нашей стране нет социальных и иных причин для религиозных антисоветских «вспышек». Советским мусульманам нет нужды ориентироваться на сво­ их единоверцев за рубежом. После победы Великого Октяб­ ря народы бывших царских ок­ раин, в то.м числе и те, кото­ рые исповедовали ислам, совер­ шили огромные социалистичес­ кие преобразования. Из мрака бескультурья, невежества, ни­ щеты, которые господствовали в пору царского самодержавия, они шагнули к невиданным вы­ сотам экономического, социаль­ ного и культурного развития, достигли такого уровня жизни, о котором пока лишь .мечтают миллионы мусульман в странах Азии и Африки. Г. КЕРИМОВ, Кандидат .исторических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz