Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)
ЕСЛИ ОТЕЦ ХЛЕБОРОБ. . . В этой деревне. пожа.ауй, раньше всех пробуждаются в доме Шляховых. Зарозовеет чуть-чуть восток, а Нина Ми хайловна с мужем Ивано.м Тара совичем уже на ногах: надо ус петь поскорее убрать и накор мить скотину, птицу, пригото вить завтрак. И вот уже хозяй ка подходит к спящим детям: — Вставайте, ребята. Пора на работу. — ласково говорит она. Ребята — это сыновья Ана толий. Виктор, Николай. Пора вставать и тринадцатилетней Нине, Она шестиклассница, и ей надо обязательно успеть к утршнему поезду в Лев Тол- Л р й . где она учится. Да и не тачется матери, чтобы дочь от стала от подружек, ведь до станции Янушево три километ ра веселей пройти вместе. З а двигалось, зашумело, зашеве лилось все в доме. Хозяин возвращается со дво ра, и за завтрак садятся шумной ватагой — все шесть человек. Ребята еще не совсем отошли ото сна: вечером прогуляли в клубе. Но надо на работу. Отец не любит, чтобы кто-то из них отстал от него. Четвер(^ мужчин направляют ся к стану отделения: двое — отец и Анатолий садятся за ры чаги тракторов. Виктор спешит на ферму к животным, молото боец Николай направляется в нузвицу; надо успеть разжечь горн до прихода кузнеца, пото му что в мастерской уже засту чали, заскрежетали металзк^м, и кто-либо из трактористов обя зательно заглянет в кузницу. Мать и дочь за мужчинами сле дом тоже выходят из дома. Ни на Михайловна провожает Нину за околицу и спешит на ферму. Дом Шляховых на целый день пустеет. Особенно сейчас, в го- .^ ч ую весеннюю страду. ...Детство и юность старшего Шляхова, как и его сверстни ков. было опалено войной. На хрупкие плечи подростков, на натруженные руки женщин и стариков свалились все хозяй ские заботы. Ивану Шляхову, не по годам рослому, сообрази тельному дереве-чскому парень ку, в тринадцать—-четырнадцать лёт пришлось трудиться нарав не со взрослыми. Еще алмазами сверкала роса на траве, а он уже спешил к ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ конюшне, протирая воспален ные от недосыпания глаза, вы водил лошадей и вместе с ребя тами верхом спешил в поле. Двухлемешные плуги были уже на загоне. И вот одна за дру гой впрягаются лошади, и потя нулись по стерне юные пахари, ожигая о нее босые ноги. Оста вались после плугов пласты перевернутого чернозема. И вот готово поле под посев, уже ходят по нему старики с лукош ками, бросая золотое зерно в землю. Во время уборки Иван на бестарке возил зерно от «Ком мунара» на ток, д ^ а л верев ку на соломокопнителе комбай на, укладывая кучи соломы в ровные ряды. Р а ^ т а л и на мо- л о тл к е , подавая вилами тугие снопы из скирда на полок к барабану; возил поздними вече рами на подводах мешки с зер ном ка элеватор. Частенько с другими отправлялся на ночную скирдовку копен, сложенных днем руками матери я других женщин. Только после войны Иван за кончил школу. Любовь к земле. 1 Ш которой вырос и сроднился за военные годы, заставила его навсегда остаться хлеборобом. ... Тридцатый год работает Иван Тарасович в Котовке. Две- цадцать лет — механизатором. Трудолюбие привил детям. Старшие — Петр, Владимир, Раиса обзавелись своими семь ями, живут и работают во Льве Толстом и Москве. А младших Анатолия, Виктора и Николая не пожелал отпускать от себя. Учил их сам работать на трак торе и комбайне. Анатолий уже получил трактор. Все трое сы новей имеют права комбайнера. Й так уж вышло, что всем тро им предстоит служба в армии: Анатолию пошел девятнадца тый, Николаю — двадцатый, Виктору — двадцать первый. О семье Шляховых, трудолюби вой, дружной только хорошее говорят в совхозе имени М. Горького. — Иван Тарасович — хоро ший механизатор и семьянин,— сказал директор совхоза В. Я. Махйнов. — Сыновей воспитал трудолюбивыми, и они работа ют вместе с отцом. Жена его по многодетности ушла на пен сию, но продолжает трудиться на ферме телятницей. — Честный труженик, добро совестный механизатор, — го ворит управляющая Котовским отделением Л. Т. Морковина.— А ребята его — самые отзыв чивые, послушные. К любому придут на помопщ. Жаль с ни ми расставаться, ведь им в ар мию скоро. — Нынешний год Иван Та расович бороновал под яровые, культивировал почву под куку рузу с внесением аммиачной во ды. Норму всегда перевыпол нял. Красный вымпел имел по стоянно на своем тракторе. Его «ДТ-75» всегда на ходу. Закон чим культивацию, и механиза тор начнет свой «С К -4» гото вить н уборочной страде. Следует дс^вить , что в про шлом году он намолотил зерна больше др^тнx комбайнеров, ^ рассказывает о Шлйхове глав ный агроном совхоза А А. Фро лов. — Наш Иван — молодец. Работает с отоньком, — заклю- чает -нетеран совхоза, много лет проработавший управляющим, П. П. Какалин. — Не первый год наше отделение готовит к уборке технику хорошо, а ПДля- хов — лучше всех. Впереди —- новые дела, но вые заботы. ... А вечером снова вся боль шая семья в сборе. Начинают ся разговоры о прошедшем дне, о предстоящих делах. И мать, Нина Михайловна, с гордостью и любовью глядя на своих взрослых сыновей, украдкой смахнет непрошенную капельку на щеке, думая о проводах ре бят В армию. И не одна она. Ве черами тайком вздыхают и де вушки. Придет время, и подру ги скажут им; «Служите, ребя та. честно, мы подождем!*. «Верится, что после службы они обязательно вернутся до мой, к родной земле, взлелеян ной руками их отца Ивана Та- ■расовича и их руками, к земле, любовь к которой впитали с детства. Так и продолжится се мейная традиция. А ЛАЗУТКИН. Черновицкая область. Давняя дружба связывает Елену Иванов ну Гудн.му и Маргалйну Д.митрневну Булезюк, проживающих в се ле Коровин Глыбокского района. Первыми они всту'пили в колхоз, были активистками. Неоднократно обеих женщин избирали депута тами в областной, районный и сельский Советы народных депута тов. Е. И. Гудима работала птичницей, а М. Д. Булезюк выращи вала сахарную свеклу. За высокие показатели в социалистическом соревновании они награждены орденами Ленина. Но не только сов местный труд в кол.чозе, общественные дела объединили их. Сын Е. И. Гудимы — Дмитрий Ильич женился на дочери М. Д. Буле зюк — Марии Гавриловне. Под добрым наставничеством свекрови знатной птичницей стала и невестка. Она тоже удостоена ордена Ленина. А орденом «Знак Почета» награжден ее муж, Дмитрий Ильич, который тоже работает в цехе по выращиваншо цыплят в птицесовхозе имени Калинина. На снимке вы видите Елену Ивановну Гудиму (вторая слева) и Маргалйну Дмитриевну Булезюк (вторая справа) с Дмитрием Иль ичам, Марией Гавриловной и их дочерью Еленой (слева) с малыщ- кой Лилианой. (Фотохроника ТАСС). Ответ получен, меры приняты «КОГДА БУДЕТ РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС?». Под таким заголов ком в № 6 нашей газеты от 12 апреля с. г. было опубликовано письмо жителя села Новочемоданова Ф. Малахова. В нем он ста вил вопрос об открытии движения рейсового автобуса до села Но вочемоданова. Начальник Лев-Толстовского филиала Данковской пассажир ской автоколонны А. М. Тамонова сообщила редакции, что с пись мом Ф. Малахова были ознакомлены руководители колонны. Воп рос об открытии автобусного маршрута до Новочемоданова будет решен положительно. * * * В М 53 нашей газеты от 29 апреля была опубликована заметка «ГДЕ ГУСТО, А ГДЕ ПУСТО», в которой отмечались факты нека чественного ведения сева гороха в Свищевском отделении совхоза «Знаменский». Директор совхоза М. С. Хорошилов сообщил редакции, что фак ты, отмеченные в заметке, подтвердились. Сразу же были приняты вкстреиные меры по исправлению допущенных недостатков. Сев го роха в отделении был приостановлен, на площади под данную куль туру проведена повторная культивация. Затем сев был продолжен, семена заделывались на должную глубину. По окончании сева поле незамедлительно прикатано. * * * «В НАДЕЖДЕ НА АВОСЬ». Так называлась критическая кор респонденция, опубликованная в № 29 газеты «Путь Ильича». В ней рассказывалось о серьезных недостатках в содержании круп ного рогатого скота и свиней в совхозе имени Л. Толстого. Как нам сообщил директор совхоза Ф. Ф. Кун, в настоящее время принят ряд мер для улучшения положения в животноводстве. Так, на свиноферме началось строительство нового кормоцеха. Сейчас ведется также работа по организованному переводу крупного рогатого скота на летние пастбища. Б Е С Е Д А А Т Е И С Т А Ислам — самая молодая сре ди мировых религий. По мусуль манскому летоисчислению ей идет 1400-й год. Начало XV ве- ка пышно от.мечается среди ве рующих в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Аф рики, мусульманскими община- -ми в Европе, США, Канаде, Японии. Нелам возник в VII веке на Аравийском полуострове, где ныне находятся его главные свя тыни — города Мекка и Ме дина. Само исламское учение по- стрбено на пяти канонических основах: пост, молитва, палом ничество в Мекку, налог-закят (по вероучению каждый и.мущий мусульманин должен вносить определенный налог), свидетель ство—шахадат (исповедание ве ры): «Нет божества, кроме ал лаха, и Муха.ммед—посланник аллаха». Ислам после своего возникно вения разделился на два основ ных направления: суннизм и шиизм. Они существуют и по- ныне. Преобладающим является суннизм, последователи которо го признают наряду с Кораном сунну. Сунна— мусульманское священное предание, которое со стоит из Хадисов — рассказов, содержащих описание какого-ни будь действия пророка Мухам меда или его изречение. Шииты— наиболее влиятель ное меньшинство среди мусуль ман. Первоначально шииты со ставляли группу привержен цев (по-арабски — «шиа») чет- Ислам вчера и сегодня вертого «праведного* халифа (духовный руководитель)—Али, которого считают «преемником* Мухаммеда, чудотворцем. Шии ты приписывают аллаху слова, якобы сказанные им Мухамме ду: «Если бы не было тебя, я не создал бы мира, но если бы не было Али, я не создал бы и тебя*. Шиитское направление в исламе не является единым, сплоченным, в нем действует целый ряд сект. Ислам скрупулезно и ревни во регламеятерует все проявле ния человеческой жизни, прони кает в ее самые интимнейшие уголки. Эта религая не имеет четкого разделения на светские и духовные функции, способст вует сохранению их нераздели- мости. Каждый верующий мо жет отправлять религиозные об ряды как в семье, тан и в об щине. В исламе отсутствует по нятие «отлучение от церкви*, поэтому еретические движения часто прибиваются к берегам ислама. Идеология ислама, его неко торые обряды, деятельность иных религиозных организаций ведут к обособлению людей раз ных национальностей, пренеб режительному отношению к обычаям и традициям немусуль- ман. Многие мусульманские слу жители культа поощряют слепое повиновение «божественной во ле*, отречение человека от жиз ненных благ, крайний аскетизм. Ислам установил запреты на некоторые виды искусства. Осо* бенно отрицательно сказался на развитии культуры мусульман ского мира з а п ^ т на изобрази тельное искусство. Мусульма нам запрещалось создавать скульптуру, рисовать портреты, а также делать рисунки с изо бражением каких бы то ни бы ло живых существ. В последнее вре.мя наблюда ется усиление «политизации ис лама*. В зависи.мости от кон кретных социально-исторических условий эта религия способна «перестраиваться*, играть не редко диаметрально противопо ложную роль. В период, когда президентом Египта был Насер, исламские лозунги использова лись там для &рь6ы против им периализма н международного сионизма, для идеологического обоснования некапиталистичес кого пути развития. Сейчас же, при правлении садатовского ре жима. исламские богословы этой страны оправдывают позорный сепаратный договор между Египтом и Израилем, капиту лянтскую политику египетского руководства. Бурные события в Иране, Аф ганистане. на Арабском Восто ке мусульманские богословы используют для укрепления сво их религиозных позиций, твер дя о якобы революционном ха рактере ислама. Обычно ставят в пример Иран, где победила народная антиим периалистическая революция. Но тут важно учитывать осо бенности этой страны. Р а ч и тельная часть населения негра мотна, живет в нищете и отста лости, испытывает на себе мощ ное влияние исламской религии. В религиозных обычаях, в му сульманских традициях многие иранцы видят привычные, а по рой и вовсе единственные фор мы общественного бытия, укла да жизни. И неудивительно, что протест иранцев против чуже земного засилья, их социально- политические устремления при обрели религиозную окраску. Отвергая консервативные на чала в исламе, противоречащие истинным интересам верующих, необходимо подчеркнуть, что некоторые его постулаты объек тивно направлены против им периализма и неоколониализма. И в Коране, и в преданиях, в которых зафиксированы догма ты ислама, имеется немало при зывов создать более справедли вое общество, смягчить эксплуа тацию. облегчить положение не имущих. Именно на эту сторону исламской религии опирались и опираются в своей деятельно сти левые мусульманские орга низации. Все чаще антисоветчики из лагеря мусульманской реакции кричат о «тяжелом положении мусульман в нашей стране», об виняют Советское государство в том, что оно «запрещает свобо ду вероисповедания». Это заведомая ложь. В СССР побывали сотни мусульманских деятелей из .многих зарубежных стран. Они убедились, что ни о како.м запрете вероисповедания у нас не может быть и речи. Вот, например, что говорил после поездки по Советскому Союзу министр вакуфов, ислам ских дел и святынь Иордании Абдель Азиз аль-Хаят: «Мы убедились, что мусульмане име ют свободу совершения религи озных обрядов, поклонений, ре лигиозной жизни, включая мо ления и бракосочетания... Вла сти не вмешиваются в дела ре лигии...» Однако антисоветчики вопре ки фактам продолжают и в пе чати, и по радио твердить о «преследовании мусульман в СССР», поучают советских граждан мусульманского веро исповедания брать пример со своих зарубежных «революци онных братьев». Тщетны поту ги буржуазных пропагандистов! В нашей стране нет социальных и иных причин для религиозных антисоветских «вспышек». Советским мусульманам нет нужды ориентироваться на сво их единоверцев за рубежом. После победы Великого Октяб ря народы бывших царских ок раин, в то.м числе и те, кото рые исповедовали ислам, совер шили огромные социалистичес кие преобразования. Из мрака бескультурья, невежества, ни щеты, которые господствовали в пору царского самодержавия, они шагнули к невиданным вы сотам экономического, социаль ного и культурного развития, достигли такого уровня жизни, о котором пока лишь .мечтают миллионы мусульман в странах Азии и Африки. Г. КЕРИМОВ, Кандидат .исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz