Путь Ильича. 1980 г. (п. Лев-Толстой)
НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ Но баранку не бросал шофер О Александр Федулович За- гуменников до действитель ной службы трудился комбай- нерюм в Лев-Толстовской МТС. В 1939 году был приз ван в ряды Красной Армии. Оставалось несколько меся цев до окончания службы,но нападение фашистской Гер мании на нашу страну изме нило все его мечты и планы. Весть о начале войны за стала Александра Федулови- ча в Москве. На второй день войны, получив новый легко вой автомобиль, он выехал в район Минска. Вез крупного специалиста по строительст ву оборонительных сооруже ний. Первое время А. Загумен- ников служил в инженерной бригаде. Он возил тогда ко- .мандира этой бригады. От ступая, саперы в неглубоком тылу наших войск возводили новые линии укреплений, ко торые испол 1 изовалнсь наши- ,\ 1 и войсками для обороны. Инженерная бригада много сделала для разгрома врага под Москвой. Созданные ею оборонительные укрепления помогли нашим войскам за держать фашистов. С ноября 1941 года шофе ра Загуменникова перевели в другую часть. Он получил грузовую автомашину. От Москвы и до Белоруссии часть продвигалась вперед с большими боями. На машине ЗИС А. Ф. Загуменников до ставлял к передовой снаряды для «Катюш», мины и патро ны. Часто попадал солдат под обстрелы врага. Но машину не бросал, а умело маневри руя, старался проскочить об стреливаемый участок на предельной скорости. Он рис ковал, но зная, что на пере довой его ждут с грузом бой цы. Разве можно было в тя желые .минуты боя подвести их. Под огнем вместе с бой цами быстро разгружал бое припасы и опять .мчался за ними. И так по нескольку раз в день. Он не ходил в атаки, не штур.мовал окопы, но делал на войне то простое дело, без которого невозмож но было добиться успеха в любо-м бою. Тысячи километров фрон товых дорог проехал А. Ф. Загуменников. Видел осво божденные города Калугу, Юхнов, Вязьму, Смоленск, Оршу, Борисов, видел боевую работу своих друзей артил леристов; исковерканные сож женные вражеские машины, танки, бронетранспортеры. После боев под Минском А. Ф. Загуменникова, как хо рошо подготовленного, наход чивого и смелого водителя, перевели работать шофером в штаб Второго Белорусско го фронта. Он возил коман диров оперативного управле ния войсками. Однажды, возвращаясь из очередной поездки, он заме тил, как неподалеку от доро ги приземлился наш подби тый самолет. Оставив маши ну, он подбежал к охвачен ному пла.менем самолету, по мог вылезти из кабины ра неным летчикам, оттащил их в безопасное место. Через несколько .минут горящий са- .молет взорвался. За спасе ние летчиков он был награж ден медалью «За боевые за слуги». Войну закончил А. Ф. За гуменников в Германии. А до этого на своей машине про ехал всю Польшу. По-разному складывались после войны судьбы фронто виков. У Александра Феду- ловича она сложилась так; в Германии он встретил мо лодую девушку из Симферо поля Веру, угнанную фаши стами в 1942 году в неволю, они полюбили друг друга, а через год поженились. С Верой Макаровной Алек сандр Федулович вырастил и воспитал четверых детей. Люд.мила стала медицинским работником, Валентина рабо тает в милиции, Люба — в торговле. Сын Владимир окончил военное училище, ныне капитан, командует ав тобатальоном. За участие в Великой Оте чественной войне Александр Федулович Загуменников был награжден также медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Сейчас бывший фронтовик трудится шофером в НГЧ-6. Более 20 лет работает он шо фером на одной и той же ма шине. А. БОЛЬНЫХ. Ф Г' Всего полгода прошло с тех пор. как надел воен ную форму н принял боевую присягу выпускник Лев- Толстовской средней школы Евгений Иванищев (на С]1нмке). Недавно ‘ командир учебного подразделения, где несет службу комсомолец, прислал письмо, в кото- ро.м рассказал о том, как служит наш земляк. Евгений заканчивает курсы по подготовке коман диров танков. Программу усвоил на «хорошо», креп кие знания показал по материальной части танка и его вооружению. У.меет водить .машину при любой погоде, в любых дорожных условиях. Метко стреляет из оружия не только днем, по и ночью. Рядовой Иванищев хорошо изучил воинские Ус тавы н правильно руководствуется ими в повседнев ной жизни подразделения. В армию он пришел, имея неплохие знания по военному делу, исполнительным и дисциплинированным юношей. Все это ему при годилось в воинской службе. Среди товарищей Евгений Иванищев пользуется большим авторитетом. Он избран ко.мсоргом взвода. К 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина молодой воин взял высокие социалистические обя зательства по овладению воинской специальностью и с честью выполнил их. Для товарищей комсомолец Иванищев является примером честного исполнения своего воинского долга. Командир падразделения в письме выразил благо дарность матери комсо.чольца Галине Нико.чаевне, работающей на станции Лев Толстой, за правильное воспитание сып.о. Семен Данилович Котехов до войны работал слесарем в паровозном депо. В ряды Красной Армгги был призван в начале 1943 года. Но на фронт попал не сразу. Пона чалу служил на дальневос точной границе, где освоил ■ миномет и получил военную специальность заряжающе го, Семен Данилович принял участие в заключительном этапе войны с немецко-фа шистской Германией. В на чале 1944 года он прибыл на 1-й Украинский ф^нт в район Львова. К тому време ни уже завершилось полное освобождение от фашистских захватчиков советской земли. Ближе к границе сопротив ление врага возрастало. Враг перебрасывал с западного фронта все>новые дивизии на советско-германский фронт. Дойдя с боями до небольшо го польского городка Сандо- мира. наши войска временно перешли к обороне, подтяги вали резервы для нового на ступления. Утром 12 января 1945 го да батальоны стрелковой ди визии, в составе которой вое вал наш земляк, после огне вого налета внезапно атако вали противника. Бойцы ов ладели первой, а затем вто рой линией обороны врага. Фашисты упорно сопротив лялись, и вновь в дело всту пали наши артиллеристы и минометчики. В этом бою расчет, где заряжающим был С. Д. Котехов, выпустил по врагу более 60 тяжелых мин. Семен Данилович участ вовал в освобождении горо дов Кельце, Ченстохова. На территории Германии в боях за город Бреслау был ранен. Весть о победе над Германи ей встретил в госпитале. По сле лечения нашему земляку в мае 1945 года пришлось участвовать в подавлении от дельных очагов сопротивле ния врага. После войны дивизия воз вратилась на родную землю. Служба продолжалась, вои ны совершенствовали свое ратное мастерство, основыва ясь на опыте минувшей тя желой войны. Сейчас бывший фронтовик трудится главным кондукто ром на станции Лев Толстой. А. АЛЕКСЕЕВ. ГОТОВЯТСЯ К СЛУЖБЕ Пройдет время и сегод няшние старшеклассники ста нут солдатами. Народ дове рит им охрану священных рубежей нашей Родины. Важно, чтобы в армию при шло грамотиое, физически крепкое пополнение. На вос питание этих качеств буду щих воинов направлена вся военно-патриотическая рабо та, проводимая в средней школе № 42 имени Л. Н. Толстоого. Для этой работы школа имеет хорошую материаль ную базу, которая создана силами самих учащихся. Это позволило организовать в школе несколько оборонно массовых кружков; стрелко вый, радиотехнический, воен ного моделирования, по под готовке радиотелефонистов. Для обучения ребят стрел ковому делу был построен стрелковый тир. В нем уста новлены механизмы автома тической смены мишеней. Команда стрелков школы — неоднократный чемпион рай она. Несколько лет подряд занимала первое место по пу левой стрельбе на первенст во школ Юго-Восточной же лезной дороги. За отличную подготовку наши стрелки в это.м году были награждены ценным подарком — олим пийским магнитофоном «Ма як». Сейчас пятеро учащихся школы имеют второй спор тивный разряд и семеро — третий разряд по стрельбе. В радиотехническом круж ке занимается 27 человек. Ребята конструируют радио аппаратуру. В прошлом го ду модель, изготовленная учащимися, демонстрирова лась на областной выставке детского технического твор чества. Их экспонат завоевал приз — путевку в Артек. В кружке по подготовке радиотелефонистов занима ется 108 человек. Имеется хороший кабинет радиоэлек троники. При школе создай самодеятельный радиоклуб, где ребята учатся работать на коротковолновой, ультра коротковолновой радиостан циях. Ребята держали связь почти со всеми странами ми ра. Помимо занятий в круж ках, учащиеся организуют встречи с ветеранами войны и труда, проявляют о них тимуровскую заботу, собира ют материал о выпускниках школы, проходящих сейчас службу в рядах Советской Армии. У ребят много планов на будущее. В июне намечено провести вечер встречи с вы пускниками школы военных лет, в конце учебного года — традиционный воен'по- спортивный праздник «За честь школы», а 7 мая — слет солдатских матерей. Все эти мероприятия посвящены 35-летию победы советского народа над фашистской Гер манией. Часто в адрес школы при ходят письма от командиров подразделений, в которых служат наши выпускники, со словами благодарности в ад рес педагогов школы, сумев ших воспитать настоящих патриотов Родины, смелых, инициативных ребят, кото рые с честью выполняют свой воинский долг. Такие письма для нас всегда большая радость. А. ТРУШИН, военрук школы. И з в е с т и е о начале вели кой Отечественной войны Евгений Данилович Клинков- ский встретил, находясь на действительной службе в ар мии. Вскоре его направили во вновь сформированный железнодорожный восстано вительный батальон, в соста ве которого Евгений Данило вич оставался до конца вой ны. Тот, кто на.ходился во вре мя войны в таких частях, знает, как тяжело ириходи- лось нашим железнодорогк- никам. Отступая, фашисты взрывали железные дороги, мосты. Этим они рассчитыва ли задержать наступление наших солдат, думая, что для восстановления потребуется ДОРОГИ ВЕЛИ К ПОБЕДЕ много времени. Но они оши бались. Евгений Данилович и сам удивляется сейчас, вспоминая то время; откуда только силы брались. Военные железнодорож ники делали все для того, чтобы фронт своевременно получал все необ.ходимое для ведения боевых дейст вий. Продвигался на запад фронт, вслед за ним восста навливались железнодорож ные дороги, менялись взор ванные рельсы и шпалы, ук ладывались новые пролеты мостов. Часто это происхо дило под бомбежкой и артоб стрелом врага. Когда бом бежки становились особенно частыми, то солдаты работа ли ночами. Они знали, что от их труда зависит поло жение дел на фронте. Знали, что по восстановленны.м же лезным дорогам пойдут поез да с грузами с востока, пред назначенными для восстанов ления разрушенного народ ного хозяйства, городов и сел. Все 1.418 дней и ночей Евгений Данилович Клинков- ский и его боевые товарищи своим трудом старались при близить долгожданную побе ду. Евгений Данилович вос станавливал железнодорож ное полотно и на землях Че хословакии, Венгрии, Поль ши, Германии. Там встретил и долгожданную победу. Но не сразу пришлось сол дату с.менить военную фор му на гражданскую одежду. Кругом разруха, нужно было налаживать работу за водов, фабрик. А для этого необходимы были железные дороги. И восстановитель ный батальон снова в пути. Вскоре после окончания вой ны Евгений Данилович в со ставе восстановительното по езда прибыл в поселок Лев Толстой. Сотни платформ с лев-толстовским балластом уходили ен^^месячно в сторо ну Волова и Ельца для ук ладки его в полотно желез ных дорог. Здесь Евгений Данилович продолжал работать до кон ца 1946 года. А когда демо билизовался, решил остаться в нашем поселке. Долгое время Е. Д. Клинковский ра ботал маиинистом водокач ки. За добросовестный труд имеет много поощрений. Сейчас бывший воин нахо дится на заслуженном отды хе. А. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz