Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)

П О С Т У П Ь С О В Е Т С К И Х П Я Т И Л Е Т О К 'У >* /ай§<-ой ,<м й с<^ /жкгач. Диаграмма роста промышленного производства. Фотохроника ТАСС. ПтМ ?-4!>а. Ш § « ш Диаграмма роста производства предметов пот­ ребления и розничного товарооборота. О СТРОИ Т ЕЛ Ь СТВ Е дороги Лев Толстой— Первомайское было высказано немало крити­ ческих замечаний. На медлен­ ные темпы ее возведения строи­ телям не раз указывалось на различных районных совещани­ ях, а также в печати. Но каких- то резких положительных изме­ нений до сих пор не произошло. Начальник Д С У тов. Выриков уже не раз заявлял: — С понедельника возьмемся за дело как следует. Но проходили понедельники, а сдвига так и не видно. Навер­ ное, строители забыли, как им приходилось вести работу в осенне-зимнее время, когда зас­ тывший асфальт укладывали глыбами, что отрицательно ска­ зывалось на качестве. Удивляет еще и то, что сей­ час нет даже никаких «объек­ тивных» причин такой медли­ тельности. Строители распола­ гают необходимой технико!!, имеется в достатке щебень, ас­ фальт и другие материалы. Такая затяжка допускается не только в строительстве до­ роги. Коллектив Д С У обязан за­ кончить сооружение площадки на животноводческом комплексе НА ОБЕЩАНИЯХ ДАЛЕКОНЕУЕДЕШЬ в колхозе «Родина», но и здесь темпы крайне низкие. Хотелось бы напо.мнить тов. Вырикову, что эту работу за него выполнять никто не будет. Пора принять действенные ме­ ры, чтобы полнее использовать все свои возможности и резер­ вы, покончить с непозволнтель-. ной раскачкой. Общеизвестно, что с наступ­ лением летнего периода интен­ сивность движения по всем до­ рогам района значительно воз­ растает. Об этом тоже не сле­ дует забывать. На обещаниях тут далеко не уедешь. Коллектив Д С У должен делом ответить на обращение участни­ ков областного собрания партий­ но-хозяйственного актива по до­ рожному строительству, приз­ вавших повысить темпы и каче­ ство дорожных работ. А. АРХИПКИН , инженер отдела капитального строительства управления сельского хозяйства райисполкома. Д И РЕКТО Р уже знал о слу­ чившемся. И по дороге в -^ к о л у впервые не замечал прек- "Ч^асного весеннего утра, яркого солнца, зеленого наряда деревь­ ев. Глаза застилала черная пе­ лена неожиданно свалившейся беды, и все вокруг казалось се- ч рым, безрадостным... В 1944 году в солдатской • гимнастерке впервые пересту­ пил порог школы фронтовик Бо­ рис Иванович Кузовкин. До сих пор помнится, как по-хорошему • дрогнуло сердце, когда увидел десятки устремленных на него детских глаз. Святое имя— учи­ тель! 35 лет верно и честно нес он по жизни это звание, отда­ вая ребятам тепло своей души. Тысячи юношей и девушек по­ лучили от него путевку в боль­ шую жизнь и теперь вспомина­ ют его добрым словом. Были у Бориса Ивановича, как и у каж­ дого учителя, а тем более как директора школы, и свои радос­ ти, и огорчения. Были... Бсего пришлось повидать на веку, не­ даром время выбелило голову сединой, будто ранним снегом. Ио с тако 1 1 явной, циничной, от­ кровенной подлостью он столк­ нулся впервые за 05 лет своей работы. Так же, как и весь пед- • коллектив средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого. Нет, чер- * иой неблагодарностью учителям отплатили не взрослые, не ро­ дители (тогда, наверное, было бы чуточку полегче), а ученики, которых они заботливо опекали, начиная с первого класса, учи­ ли правде, добру, вели к свету, к знаниям. От этого вдво(ше тя­ желее... Директор вспоминал все, что знал об этих ребятах, их прош­ лое, в нем искал истоки проис­ шедшего, а перед глазами плы-. ли перерезанный надвое боль­ шой портрет Л . И. Толстого, чье имя достойно носит школа с мо­ мента своего основания, выво­ роченные дверные замки, обго­ ревшие шторы, перекрученные, растерзанные страницы клас­ сных журналов... Школа собралась на линейку. Многие недоумевали, почему так взволнованы учителя. Ди­ ректор рассказал о случившем­ ся ... Бее, без утайки. Поступок трех учеников будто громом по­ разил собравшихся. Бее оцепе­ нели. Б школе стало удивитель­ но тихо, так тихо, что стало слышно, как ш^тиит за окнами весенний ветер и беззаботно V * щебечут птицы... ^ Молча расходились с линей­ ки, молча проходили мимо раз­ резанного портрета писателя, отворачивались, чтобы скрыть подстушившие к глазам слезы. Потрясенные, как-то враз по­ взрослевшие одноклассники тех троих недоуменно оглядывались вокруг. Столько лет они учи­ лись вместе, дышали с ними од­ ним воздухом, делили пополам радости и неудачи, а, выходит, по-настоящему их не распозна­ ли, не разглядели подлинного лица, не заглянули, так сказать, в да’шу. Гнев, презрение пере­ полняли сердца всех учеников, и напряженная тишина разор­ валась, зазвенела десятками возмущенных ребячьих голосов, Бозможность высказаться дали всем. Легли на учительские столики обыкновенные тетрадные листы, исписанные торопливым почер­ ком. Ничего не изменяя, приве­ дем отдельные слова: «После этого случая, который прюизо- шел у нас в школе, я не могу на них смотреть спокойно». «Этот поступок заставляет со­ дрогаться сердце каждого», «Дойти до такого могут только люди, которые не дорожат ни­ чем, ни своей честью, ни школь­ ной...». «Это бесчеловечно. Нет у них души». «Не место им ря- дрм с нами». «Это настоящее варварство и за это надо беспо- Н А М О РАЛ ЬНЫ Е ТЕМЫ _ окно. Спасать ауловскую честь ринулся и Шаляпин. Здесь, в стенах родной шко­ лы, где не жалели сил и средств для их воспитания, они совер­ шили свой мерзкий поступок. Ребята выбили дверь кабинета завуча, взяли нож, полоснули по портрет^. Принесли из спорт­ зала лом, выломали несколько замков, повредили телевизор. Б учительской рвали, топтали жур­ нал не только 9 «А » , но и жур­ налы других классов. Зачем крушили и били все, что попа­ дало ИЛ 1 под руку, они тогда не давали себе отчета, как не да­ ли его и после. Бедь школа не делала им ничего плохого, кроме добра. Отрезвев, они ужаснутся нов БЛКСМ единогласно прого­ лосовали за исключение Ю. Ша­ ляпина из комсомола. Комсо­ молке Л . Исаевой объявили строгий выговор с занесением в личное дело. Аулов, Кузьмин и Шаляпин исключены из шко­ лы, что было с одобрением встречено всеми учащимися. Против Аулова и Шаляпина возбуждено уголовное дело. Послужит ли это для ребят уроком, сойдут ли они с опасно­ го. скользкого пути, на который встали, покажет время... р Д Е Ж Е корень зла? Что сде- * лало из нормальных в об- щем-то ребят преступников? От­ веты на эти вопросы ищут пре­ подаватели, родители, школьни- ПЛАМЯ ВШКОЛЬНОМ ОКНЕ щадно наказывать». ..Дики((, невероятный за всю историю школы случай. Да пол­ но, случайность ли это? В ней проглядываются свои определен­ ные закономерности, привед­ шие ребят к столь бесславному финалу. Но сначала о самой ис­ тории. К В Е Ч Е Р У 9 мая закадычная компания — Юрий Шаля­ пин, ученик 9 «В» класса, Алек­ сандр Аулов,-ученик 9 «А» клас­ са и ученик 8 «В» класса Ви- тали 11 Кузьмин — собралась вместе. Сложили карманные деньги, прикинули. Попросили какого-то сердобольного взрос­ лого дядю купить им вина — две бутылки емкостью по 0,7 литра. «Раздавить» их пошли к ученице 10 «Б» класса Любе Исаевой. У нее начинающие вы­ пивохи чувствовали себя воль­ готно. Какие у дочери друзья- приятели, родители не интересо­ вались. чем занимается у них дома молодежь — то же самое. («Родители Исаевой нам никог­ да ничего не говорили», — от­ кровенно признается потом А . Аулов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних). Затем ребята оказались воз­ ле родной школы. Они не боя­ лись попасться на глаза учите­ лям, потому как знали, что се­ годня праздник. Увидели на вто­ ром этаже распахнутую фор­ точку. У Аулова созрело реше­ ние одним махом уничтожить все свои задолженности по уче­ бе, и как в волшебной сказке, перенестись сразу в 10 класс. (Аулов не успевал по семи пред­ метам, и перспектива перевода его в следующий класс была весьма призрачной. Надо было сидеть дома, зани.маться, но как раз это его и не устраивало). По его мнению надо было унич­ тожить классный журнал, а по­ том поди разберись, какие у не­ го отметки. Спьяну не подумал, что учителя-то помнят, знают... Ребята обошли школу. К не­ счастью. на первом этаже одна из форточек оказалась откры­ той. Подсадили Кузьмина, он пролез в форточку, распахнул содеянному, но будет уже позд­ но. — Мы просто обнаглели, — после прокомментирует свои де( 1 ствия Аулов. Слишком мягко сказано. Они подожгли четыре оконных шторы. Пламя в окне школы за­ метили игравшие неподалеку ученики младших классов, под­ няли тревогу. Уйти та 1 Шом, что­ бы никто не знал, чьих рук де­ ло, не удалось. Увидев, что их заметили, тройка разбила окно в другом кабинете и бросилась врассыпную. Спок 0 1 Ютвию этих ребят мож­ но позавидовать. Аулов и Кузь­ мин, как ни в чем не бывало, заявились домой, ничего не ска­ зав своим домашним, а Шаля­ пин пошел на танцы, где еще долго выписывал кренделя, на­ ступая на ноги танцующим и сггвернословя. ...На заседании комиссии я долго смотрел на Аулова и Ша­ ляпина, налитых силой и моло­ достью, взращенных на пышных родительских хлебах. (О Кузь­ мине пойдет особый разговор). Слушал их невнятные, очень уж робкие ответы и в душе жалел их. Отчего бы не пожалеть, ведь они опозорили не школу, а са­ мих себя, потеряли самое доро­ гое, что есть у человека — свою человеческую совесть. Расплата была тяжелой. Ро­ дители Аулова и Шаляпина воз­ местили школе причиненный их чадами ущерб в раз.мере 1.793 рубля. На общешкольном ком­ сомольском собрании 299 чле­ ни. Они не однозначны, не просты. Каждый видит в себе долю вины, свои упущения. И если не говорить об изъянах воспитательной работы в школе, то причиной • преступления по­ служило прежде всего равноду­ шие родителей к школе, к нрав­ ственному воспитанию своих детей. Обычно рассуждают при­ мерно так: мы росли, ничего с нами не случилось, выросли, ра­ ботаем, хорошо зарабатывае.м и живем, и они вырастут, ничего с ними тоже не случится. Бое­ питание? Этим пусть занимает­ ся школа, у нас своих дел не­ впроворот. В годы юности нам было трудно, так пусть хоть на­ ши дети хорошо поживут. В последнее время серьезное опасение вызывало у учителей поведение Юрия Шаляпина. Па­ рень вел двуличную жизнь. В школе был тихим, скромным, вне ее водил дружбу с ребятами по­ старше, у которых всегда име­ лись деньги. Стал выпивать, за­ частил на танцы. На родитель­ ских собраниях неоднократно учителя говорили об этом отцу паренька машинисту цеха локо­ мотивного депо Анатолию Его­ ровичу. Но тот не внимал ска­ занному. Принес Юрий хорошие отметки — значит все в поряд­ ке (А учился Юрий хорошо —- на «четыре» и «пять»). Отец Аулова рабочий Д Р С У Виктор Ефимович относился к воспитанию своего сьша нес­ колько по-иному. Ну и что, что плохо учится? Я вот никаких особых школ не кончал, а зара­ батываю отлично. Так будет и он. Исподволь, незаметно для самих себя, родители разруша­ ли уважение, доверие сына к школе, воспитывали чувство пренебрежительного отношения к ней и учителям. В обоих семьях сыновья рос­ ли потребителями. Именно на родителях оборвалась цепочка ответственности за их воспита­ ние. Родители удовлетворяли их малейшие желания, как разум­ ные (одежда, обувь), так и при­ хоти. Снабжали карманными деньгами, хотя они были сыты. И подростки, накопив определен­ ную сумму, покупали водку. Ро­ дители не били тревогу, когда сыновья ходили на танцы, за­ держивались больше положен­ ного срока на улице. А ведь из­ вестно. что такая слепая любовь к детям, всепрощенчество, не­ требовательность к добру не приводит. Подростки привыкли в жизни все брать легко, ниче­ го не давая взамен. Третий подросток В. Кузьмин воспитывается в семье своей сестры Валентины Лапиной, ра­ ботавшей в швейном цехе № 7. Два года назад она из самых добрых и гуманных побуждений, чтобы спасти подростка от на­ висшей над ним беды, забрала его от матери, спившейся, вко­ нец потерявшей себя женщины. Сделала все, что в ее силах, чтобы Виталик не чувствовал себя обойденным, обиженным. Осознает ли он теперь, какой черной неблагодарностью отпла­ тил своей сестре? С ВЕТЛАЯ , высокая, чистая, окруженная морем цветов и зелени, школа стоит словно вдохновенный человеческий гимн добру, разуму, красоте. И больно сожмется сердце, когда подумаешь об одном «если». Что, если бы в тот момент не случилось никого рядом? Что, если бы не заметили пламя в школьном окне?... Сейчас ничто в школе не на­ поминает о случившемся. Толь­ ко стоит в кабинете директора затянутый серым холстом боль­ шой портрет писателя, волнуя, предостерегая, тревожа... Да молчаливой холодной брешью зияют в классах три пустых ме­ ста за столами. Пройдут годы. Станут ребята взрослыми. И многим захочется хоть на минуту окунуться в мир своего детства, побывать в том уголке, где прошли детские го­ ды. Но придут ли сюда эти трое, позволит ли им сделать это со- в)есть? А. СУТОРМИН. С О В Е Т Д Е Р Ж А Т С Е К Р Е Т А Р И в воскреснике по созданию культурных пастбищ в Пайдес- ком районе активно \шаствовали комсо.мольцы и молодежь пред­ приятий и организаций районно­ го центра. Организовал это важ­ ное для укрепления кор.мовой базы общественного животновод­ ства мероприятие городской со­ вет секретарей комсомольски.х организаций. Пайде — небольшой городок в центральной Эстонии. Общих вопросов у молодежи немало. Вот почему райком комсомола одобрил инициативу комсомоль­ ского комитета мясокомбината о создании совета комсомоль­ ских секретарей. Под руководст­ вом совета уже сделано немало интересного и полезного. Одно из дел — шефство над развити­ ем кормовой базы для скота. Совет секретарей координиру­ ет работу комсомольских орга­ низаций. Уже идут репетиции сводного агитколлектива, кото­ рый будет выступать перед зем­ ледельцами. Намечается общи­ ми силами построить городскую комсомольско-молодежную спор­ тивную базу. Эстонская ССР . Ф. КААЗИК, корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz