Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)
П О С Т У П Ь С О В Е Т С К И Х П Я Т И Л Е Т О К 'У >* /ай§<-ой ,<м й с<^ /жкгач. Диаграмма роста промышленного производства. Фотохроника ТАСС. ПтМ ?-4!>а. Ш § « ш Диаграмма роста производства предметов пот ребления и розничного товарооборота. О СТРОИ Т ЕЛ Ь СТВ Е дороги Лев Толстой— Первомайское было высказано немало крити ческих замечаний. На медлен ные темпы ее возведения строи телям не раз указывалось на различных районных совещани ях, а также в печати. Но каких- то резких положительных изме нений до сих пор не произошло. Начальник Д С У тов. Выриков уже не раз заявлял: — С понедельника возьмемся за дело как следует. Но проходили понедельники, а сдвига так и не видно. Навер ное, строители забыли, как им приходилось вести работу в осенне-зимнее время, когда зас тывший асфальт укладывали глыбами, что отрицательно ска зывалось на качестве. Удивляет еще и то, что сей час нет даже никаких «объек тивных» причин такой медли тельности. Строители распола гают необходимой технико!!, имеется в достатке щебень, ас фальт и другие материалы. Такая затяжка допускается не только в строительстве до роги. Коллектив Д С У обязан за кончить сооружение площадки на животноводческом комплексе НА ОБЕЩАНИЯХ ДАЛЕКОНЕУЕДЕШЬ в колхозе «Родина», но и здесь темпы крайне низкие. Хотелось бы напо.мнить тов. Вырикову, что эту работу за него выполнять никто не будет. Пора принять действенные ме ры, чтобы полнее использовать все свои возможности и резер вы, покончить с непозволнтель-. ной раскачкой. Общеизвестно, что с наступ лением летнего периода интен сивность движения по всем до рогам района значительно воз растает. Об этом тоже не сле дует забывать. На обещаниях тут далеко не уедешь. Коллектив Д С У должен делом ответить на обращение участни ков областного собрания партий но-хозяйственного актива по до рожному строительству, приз вавших повысить темпы и каче ство дорожных работ. А. АРХИПКИН , инженер отдела капитального строительства управления сельского хозяйства райисполкома. Д И РЕКТО Р уже знал о слу чившемся. И по дороге в -^ к о л у впервые не замечал прек- "Ч^асного весеннего утра, яркого солнца, зеленого наряда деревь ев. Глаза застилала черная пе лена неожиданно свалившейся беды, и все вокруг казалось се- ч рым, безрадостным... В 1944 году в солдатской • гимнастерке впервые пересту пил порог школы фронтовик Бо рис Иванович Кузовкин. До сих пор помнится, как по-хорошему • дрогнуло сердце, когда увидел десятки устремленных на него детских глаз. Святое имя— учи тель! 35 лет верно и честно нес он по жизни это звание, отда вая ребятам тепло своей души. Тысячи юношей и девушек по лучили от него путевку в боль шую жизнь и теперь вспомина ют его добрым словом. Были у Бориса Ивановича, как и у каж дого учителя, а тем более как директора школы, и свои радос ти, и огорчения. Были... Бсего пришлось повидать на веку, не даром время выбелило голову сединой, будто ранним снегом. Ио с тако 1 1 явной, циничной, от кровенной подлостью он столк нулся впервые за 05 лет своей работы. Так же, как и весь пед- • коллектив средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого. Нет, чер- * иой неблагодарностью учителям отплатили не взрослые, не ро дители (тогда, наверное, было бы чуточку полегче), а ученики, которых они заботливо опекали, начиная с первого класса, учи ли правде, добру, вели к свету, к знаниям. От этого вдво(ше тя желее... Директор вспоминал все, что знал об этих ребятах, их прош лое, в нем искал истоки проис шедшего, а перед глазами плы-. ли перерезанный надвое боль шой портрет Л . И. Толстого, чье имя достойно носит школа с мо мента своего основания, выво роченные дверные замки, обго ревшие шторы, перекрученные, растерзанные страницы клас сных журналов... Школа собралась на линейку. Многие недоумевали, почему так взволнованы учителя. Ди ректор рассказал о случившем ся ... Бее, без утайки. Поступок трех учеников будто громом по разил собравшихся. Бее оцепе нели. Б школе стало удивитель но тихо, так тихо, что стало слышно, как ш^тиит за окнами весенний ветер и беззаботно V * щебечут птицы... ^ Молча расходились с линей ки, молча проходили мимо раз резанного портрета писателя, отворачивались, чтобы скрыть подстушившие к глазам слезы. Потрясенные, как-то враз по взрослевшие одноклассники тех троих недоуменно оглядывались вокруг. Столько лет они учи лись вместе, дышали с ними од ним воздухом, делили пополам радости и неудачи, а, выходит, по-настоящему их не распозна ли, не разглядели подлинного лица, не заглянули, так сказать, в да’шу. Гнев, презрение пере полняли сердца всех учеников, и напряженная тишина разор валась, зазвенела десятками возмущенных ребячьих голосов, Бозможность высказаться дали всем. Легли на учительские столики обыкновенные тетрадные листы, исписанные торопливым почер ком. Ничего не изменяя, приве дем отдельные слова: «После этого случая, который прюизо- шел у нас в школе, я не могу на них смотреть спокойно». «Этот поступок заставляет со дрогаться сердце каждого», «Дойти до такого могут только люди, которые не дорожат ни чем, ни своей честью, ни школь ной...». «Это бесчеловечно. Нет у них души». «Не место им ря- дрм с нами». «Это настоящее варварство и за это надо беспо- Н А М О РАЛ ЬНЫ Е ТЕМЫ _ окно. Спасать ауловскую честь ринулся и Шаляпин. Здесь, в стенах родной шко лы, где не жалели сил и средств для их воспитания, они совер шили свой мерзкий поступок. Ребята выбили дверь кабинета завуча, взяли нож, полоснули по портрет^. Принесли из спорт зала лом, выломали несколько замков, повредили телевизор. Б учительской рвали, топтали жур нал не только 9 «А » , но и жур налы других классов. Зачем крушили и били все, что попа дало ИЛ 1 под руку, они тогда не давали себе отчета, как не да ли его и после. Бедь школа не делала им ничего плохого, кроме добра. Отрезвев, они ужаснутся нов БЛКСМ единогласно прого лосовали за исключение Ю. Ша ляпина из комсомола. Комсо молке Л . Исаевой объявили строгий выговор с занесением в личное дело. Аулов, Кузьмин и Шаляпин исключены из шко лы, что было с одобрением встречено всеми учащимися. Против Аулова и Шаляпина возбуждено уголовное дело. Послужит ли это для ребят уроком, сойдут ли они с опасно го. скользкого пути, на который встали, покажет время... р Д Е Ж Е корень зла? Что сде- * лало из нормальных в об- щем-то ребят преступников? От веты на эти вопросы ищут пре подаватели, родители, школьни- ПЛАМЯ ВШКОЛЬНОМ ОКНЕ щадно наказывать». ..Дики((, невероятный за всю историю школы случай. Да пол но, случайность ли это? В ней проглядываются свои определен ные закономерности, привед шие ребят к столь бесславному финалу. Но сначала о самой ис тории. К В Е Ч Е Р У 9 мая закадычная компания — Юрий Шаля пин, ученик 9 «В» класса, Алек сандр Аулов,-ученик 9 «А» клас са и ученик 8 «В» класса Ви- тали 11 Кузьмин — собралась вместе. Сложили карманные деньги, прикинули. Попросили какого-то сердобольного взрос лого дядю купить им вина — две бутылки емкостью по 0,7 литра. «Раздавить» их пошли к ученице 10 «Б» класса Любе Исаевой. У нее начинающие вы пивохи чувствовали себя воль готно. Какие у дочери друзья- приятели, родители не интересо вались. чем занимается у них дома молодежь — то же самое. («Родители Исаевой нам никог да ничего не говорили», — от кровенно признается потом А . Аулов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних). Затем ребята оказались воз ле родной школы. Они не боя лись попасться на глаза учите лям, потому как знали, что се годня праздник. Увидели на вто ром этаже распахнутую фор точку. У Аулова созрело реше ние одним махом уничтожить все свои задолженности по уче бе, и как в волшебной сказке, перенестись сразу в 10 класс. (Аулов не успевал по семи пред метам, и перспектива перевода его в следующий класс была весьма призрачной. Надо было сидеть дома, зани.маться, но как раз это его и не устраивало). По его мнению надо было унич тожить классный журнал, а по том поди разберись, какие у не го отметки. Спьяну не подумал, что учителя-то помнят, знают... Ребята обошли школу. К не счастью. на первом этаже одна из форточек оказалась откры той. Подсадили Кузьмина, он пролез в форточку, распахнул содеянному, но будет уже позд но. — Мы просто обнаглели, — после прокомментирует свои де( 1 ствия Аулов. Слишком мягко сказано. Они подожгли четыре оконных шторы. Пламя в окне школы за метили игравшие неподалеку ученики младших классов, под няли тревогу. Уйти та 1 Шом, что бы никто не знал, чьих рук де ло, не удалось. Увидев, что их заметили, тройка разбила окно в другом кабинете и бросилась врассыпную. Спок 0 1 Ютвию этих ребят мож но позавидовать. Аулов и Кузь мин, как ни в чем не бывало, заявились домой, ничего не ска зав своим домашним, а Шаля пин пошел на танцы, где еще долго выписывал кренделя, на ступая на ноги танцующим и сггвернословя. ...На заседании комиссии я долго смотрел на Аулова и Ша ляпина, налитых силой и моло достью, взращенных на пышных родительских хлебах. (О Кузь мине пойдет особый разговор). Слушал их невнятные, очень уж робкие ответы и в душе жалел их. Отчего бы не пожалеть, ведь они опозорили не школу, а са мих себя, потеряли самое доро гое, что есть у человека — свою человеческую совесть. Расплата была тяжелой. Ро дители Аулова и Шаляпина воз местили школе причиненный их чадами ущерб в раз.мере 1.793 рубля. На общешкольном ком сомольском собрании 299 чле ни. Они не однозначны, не просты. Каждый видит в себе долю вины, свои упущения. И если не говорить об изъянах воспитательной работы в школе, то причиной • преступления по служило прежде всего равноду шие родителей к школе, к нрав ственному воспитанию своих детей. Обычно рассуждают при мерно так: мы росли, ничего с нами не случилось, выросли, ра ботаем, хорошо зарабатывае.м и живем, и они вырастут, ничего с ними тоже не случится. Бое питание? Этим пусть занимает ся школа, у нас своих дел не впроворот. В годы юности нам было трудно, так пусть хоть на ши дети хорошо поживут. В последнее время серьезное опасение вызывало у учителей поведение Юрия Шаляпина. Па рень вел двуличную жизнь. В школе был тихим, скромным, вне ее водил дружбу с ребятами по старше, у которых всегда име лись деньги. Стал выпивать, за частил на танцы. На родитель ских собраниях неоднократно учителя говорили об этом отцу паренька машинисту цеха локо мотивного депо Анатолию Его ровичу. Но тот не внимал ска занному. Принес Юрий хорошие отметки — значит все в поряд ке (А учился Юрий хорошо —- на «четыре» и «пять»). Отец Аулова рабочий Д Р С У Виктор Ефимович относился к воспитанию своего сьша нес колько по-иному. Ну и что, что плохо учится? Я вот никаких особых школ не кончал, а зара батываю отлично. Так будет и он. Исподволь, незаметно для самих себя, родители разруша ли уважение, доверие сына к школе, воспитывали чувство пренебрежительного отношения к ней и учителям. В обоих семьях сыновья рос ли потребителями. Именно на родителях оборвалась цепочка ответственности за их воспита ние. Родители удовлетворяли их малейшие желания, как разум ные (одежда, обувь), так и при хоти. Снабжали карманными деньгами, хотя они были сыты. И подростки, накопив определен ную сумму, покупали водку. Ро дители не били тревогу, когда сыновья ходили на танцы, за держивались больше положен ного срока на улице. А ведь из вестно. что такая слепая любовь к детям, всепрощенчество, не требовательность к добру не приводит. Подростки привыкли в жизни все брать легко, ниче го не давая взамен. Третий подросток В. Кузьмин воспитывается в семье своей сестры Валентины Лапиной, ра ботавшей в швейном цехе № 7. Два года назад она из самых добрых и гуманных побуждений, чтобы спасти подростка от на висшей над ним беды, забрала его от матери, спившейся, вко нец потерявшей себя женщины. Сделала все, что в ее силах, чтобы Виталик не чувствовал себя обойденным, обиженным. Осознает ли он теперь, какой черной неблагодарностью отпла тил своей сестре? С ВЕТЛАЯ , высокая, чистая, окруженная морем цветов и зелени, школа стоит словно вдохновенный человеческий гимн добру, разуму, красоте. И больно сожмется сердце, когда подумаешь об одном «если». Что, если бы в тот момент не случилось никого рядом? Что, если бы не заметили пламя в школьном окне?... Сейчас ничто в школе не на поминает о случившемся. Толь ко стоит в кабинете директора затянутый серым холстом боль шой портрет писателя, волнуя, предостерегая, тревожа... Да молчаливой холодной брешью зияют в классах три пустых ме ста за столами. Пройдут годы. Станут ребята взрослыми. И многим захочется хоть на минуту окунуться в мир своего детства, побывать в том уголке, где прошли детские го ды. Но придут ли сюда эти трое, позволит ли им сделать это со- в)есть? А. СУТОРМИН. С О В Е Т Д Е Р Ж А Т С Е К Р Е Т А Р И в воскреснике по созданию культурных пастбищ в Пайдес- ком районе активно \шаствовали комсо.мольцы и молодежь пред приятий и организаций районно го центра. Организовал это важ ное для укрепления кор.мовой базы общественного животновод ства мероприятие городской со вет секретарей комсомольски.х организаций. Пайде — небольшой городок в центральной Эстонии. Общих вопросов у молодежи немало. Вот почему райком комсомола одобрил инициативу комсомоль ского комитета мясокомбината о создании совета комсомоль ских секретарей. Под руководст вом совета уже сделано немало интересного и полезного. Одно из дел — шефство над развити ем кормовой базы для скота. Совет секретарей координиру ет работу комсомольских орга низаций. Уже идут репетиции сводного агитколлектива, кото рый будет выступать перед зем ледельцами. Намечается общи ми силами построить городскую комсомольско-молодежную спор тивную базу. Эстонская ССР . Ф. КААЗИК, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz