Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)

С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь О Б У Ч Е Н И ВОСПИТАНИЕ школьник Т 7 А Р ТИ Я и правительство, ■ * * сказал докладчик, на всех периодах истории нашего госу­ дарства уделяли огромное вни­ мание советской общеобразова­ тельной школе. Большие задачи по развитию школы намечены X X V съездом К П С С , постанов­ лением ЦК К П С С и Совета Ми­ нистров С С С Р «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобра­ зовательных школ и подготовки их к труду». Это постановление ориентиро­ вано не только на органы про­ свещения, но и на те звенья го­ сударственной системы, которые оказывают воздействие на рабо­ ту школы и других учебно-вос­ питательных учреждений. В .этом документе партии и прави­ тельства определены роль и за­ дачи советских органов, проф­ союзных и комсомольских орга­ низаций, трудовых коллективов и дальнейшем обучении и вос­ питании учащихся. В районе проделана опреде­ ленная работа по выполнению задач, поставленных в этом до- н,ументе. Бюро райкома К П С С , исполком райсовета народных депутатов разработали меро­ приятия, направленные на даль­ нейшее совершенствование обу­ чения и воспитания учащихся В районе завершен переход ко всеобщему среднему образо­ ванию. В школах созданы все условия для того, чтобы моло­ дежь могла своевременно полу- лучить его. Только в прошлом году более 300 юношей и деву­ шек получили среднее образо­ вание, что в два раза больше, чем в 1970 году. Повышается успеваемость учащихся, качест­ во знаний. Значительно сокра­ щен отсев учащихся, улучшил­ ся качественный состав учите­ лей основных предметов, значи­ тельно окрепла материальная база школ. Вместе с тем в районе еще иного недостатков в постановке учебно-воспитательного процес са. Еще не все окончившие 8 классов продолжают учебу даль ше. Наблюдается еще отсев де тей из 1— 8 классов, особенно в школах Домачевского сельсо­ вета. Довольно много учащихся выбыло из 8 -^10 классов в Зо- ' лотушинской средней школе. Этот недостаток есть в Голо- винщинской. Первомайской средних школах. А в Гагарин ской средней школе в прошлом учебном году прекратили учебу шестеро восьмиклассников. Такое могло случиться в ре­ зультате бездушного, безответ- , ственноро отношения руководи­ телей школ, учителей и сельских Советов к учебе молодежи. Одна из основных причин от­ сева — неуспеваемость, второ­ годничество. Больше всего неус- певаюших в Головинщинской, Золотушинской и Домачевской пшолах. В восьмилетних и средних пшолах предъявляют большие претензии к учителям Остро-Ка- менскоп. Котовской, Зыковской, Красно-Фермской начальных ппюл. Дело в том, что окончив- пше эти школы, слабо усваива­ ют программу старших классов, теряют интерес к учебе, в ре­ зультате чего допускается от­ сев. Подобных недостатков бы­ ло бы меньше, если бы руково­ дители и у'чителя опорных сред­ них и восьмилетних школ под­ держивали постоянную связь с подшефными начальными шко­ лами, вместе с ними занимались поиском новых'форм и методов улучшения учебно-воспитатель­ ного процесса. Родители учащихся, окончив- пшх восемь классов, для про­ должения учебы отправляют своих детей в город Чаплыгин. А ведь в райцентре имеется ин торнат, где созданы все усло­ вия для учебы и отдыха уча­ щихся. Много ребят едут учить­ ся в Чаплыгин из Новочемода- новской восьмилетней школы. В решении задачи осущест­ вления всеобщего среднего об­ разования большая роль отво­ дится вечерним и заочным шко­ лам. Но иногда профсоюзные и комсомольские организации, ис­ полкомы сельсоветов мало что делают для привлечения моло­ дежи в заочные школы. Так, в совхозе «Гагаринский» из 45 Как уже сообщалось в нашей газете, 30 мая сессия рай­ совета народных депутатов обсудила вопрос «О мерах по даль­ нейшему совершенствованию обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». С до­ кладом выступил председатель райисполкома Г. М. ПЕНДЮ- РИН. В прениях выступили 7 человек. Ниже публикуется отчет с сессии райсовета. молодых рабочих, не имеющих среднего- образования, продол­ жают учебу только 22. К сожа­ лению, учителя в этом вопросе мало что делают. Слабо работают учебно-кон­ сультационные пункты в Круг- ловской, Топовской восьмилет­ них школах, в совхозе имени Л. Толстого. Далее докладчик подробно ос­ тановился на состоянии учебно- воспитательного процесса. В его постановке имеются недостатки. В текущем учебном году с кон­ трольными работами справились 92 процента учащихся, а в про­ шлом — 94,6 процента. Это сви­ детельствует о все еще невысо­ ком научно-теоретическом и ме­ тодическом уровне преподава­ ния отдельных предметов. Не­ которые директора и завучи школ редко посещают уроки лано для улучшения быта учи­ телей. Поэтому некоторые педа­ гоги проживают на частных квартирах. Несвоевременно про­ водится и ремонт квартир. Так, учительница Первомайской шко­ лы В. В. Спиридонова живет в аварийно.м здании. В прошлом году на его ремонт было выде­ лено 8.000 рублей, но исполком и его председатель т. Селива­ нов проявили беспечность и не использовали деньги. Или еще пример. В Круглов- скоп школе более 25 лет рабо­ тает учительницей 3. И. Красин- ская. В ее квартире протекает крыша. Председатель сельсове­ та М. Н. Звягин знает об этом, но вот уже два года не органи­ зует починку крыши. Слабо ре­ шают вопросы, связанные с улучшением быта учителей, председатели Гагаринского и До- мы в работе по профориентации. Редкие гости здесь руководите­ ли и специалисты совхоза име­ ни М. Горького. Не любят они встречаться с учащимися, не создают в хозяйстве условий для закрепления молодежи на селе. И не случайно из 10 вы­ пускников прошлого года в се­ ле остались работать только двое. Не остались в совхозе и два бывших выпускника, вер- нувши.хся из армии, так как сов.хоз не обеспечил их жильем. Такое же отношение к школе, к созданию условий для проф­ ориентации и закреплению мо­ лодежи на селе у руководите­ лей колхоза «Красный путило- вец». С каким бы вопросом учи­ теля ни обращались в правле­ ние кол.хоза, всегда получали отказ или обещания. Такое отношение к школе, к закреплению молодежи может привести к тому, что завтра не­ кем будет заменить ушедших на пенсию механизатора или дояр­ ку. В прошлом году из 197 вы­ пускников средних школ района в селах остались работать толь­ ко 38 человек. Оставляет желать лучшего работа ученических производст­ венных бригад, которых в рай- с е с с и и р а й о н н о г о С о в е т а учителей. Плохо поставлен кон­ троль за учебно-воспитательным процессом в Домачевской, Золо­ тушинской, Астаповской и Слан- ской ш колах . Руководители школ, район­ ный отде народного образова­ ния не уделяют должного вни­ мания повышению квалификации учителей. Так, из 28 препода­ вателей немецкого языка лишь двое прошли курсовую подготов­ ку. Из 42 учителей русского языка и литературы не были на курсах 11 человек. В районе есть школы, педа­ гогические коллективы которых творчески подходят к выбору методов и приемов улучшения учебно-воспитательного процес­ са. Заслуживает одобрения и распространения опыт учителей Знаменской, Топовской, Митя- гинской школ, которые работа­ ют без второгодников, добива­ ются высокого качества знаний. У нас много учителей, опыт ко­ торых необходимо распростра­ нять. К ним относятся М. М, Матюнина из Лев-Толстовской средней, В. А . Бельмесова из То­ повской, В. П. Черняева из Ас- таповскоп, Н С . Полянская из Митягинской школ и многие другие. Осуществление всеобщего обя­ зательного среднего образова­ ния молодежи в сельской мест­ ности требует дальнейших уси­ лий в решении вопросов, свя­ занных с улучшением быта уча­ щихся в пришкольных интерна­ тах, обеспечением бесперебойно­ го йодвоза учащихся к школе, организацией горячего питания. Особенно серьезную озабочен­ ность вызывает организация пи­ тания учащихся. Если в Лев- Толстовскон, Гагаринской, До­ мачевской,. Митягинской, Круг- ловскон и Топовской школах смогли это сделать, то, напри­ мер. в Новочемодановской, Пер­ вомайской школах в буфетах, кроме конфет и пряников, ни­ чего нет. Правление райпо, ру­ ководство общепита совершенно устранились от обеспечения школ пирожками, булочками, полуфабрикатами. ■ Местные Советы народных де­ путатов обязаны многое делать для улучшения работы общеоб­ разовательной школы. Поэтому исполкомы райсовета, поселко­ вого и ряда сельских Советов ре­ гулярно обсуждают вопросы ра­ боты школ. Однако некоторые сельсоветы это делают от слу­ чая к случаю, не выполняют ре­ шений сессий или исполкомов. Это относится к Первомайско­ му, Острр-Каменскому, Знамен­ скому сельсоветам. В ряде сельсоветов мало сде­ мачевского сельсоветов тт. Про- светова и Тушов. Партия и правительство пос­ тавили задачу решительного по­ ворота школы к улучшению под­ готовки учащихся к труду в сфе­ ре материального произведетва, к обоснованному выбору профес­ сии. В районе есть положитель­ ные примеры по трудовому, обу­ чению и п13офессионалыюй ори­ ентации школьников. В Лев-Тол- стовско!» средней школе введе­ но углубленное обз^чение стар­ шеклассников автоделу. Для этого здесь имеется хорошо обо­ рудованный, технически осна­ щенный кабинет автодела. Как правило, учащиеся вместе с ат­ тестатом зрелости пол^шают пра­ ва шофера. За последние два года их получили 65 выпускни­ ков школы. Производственный труд уча­ щихся в учебных мастерских, вся внеклассная и внешкольная работа по труду способствует упрочению связей между шко­ лой и производством, усилению воспитательной роли трудового обучения, его профессиональной направленности. Н как резуль­ тат этого — 27 выпускников в прошлом году пошли работать в сферу материального произ­ водства. Умело поставлено трудовое воспитание в Топовской восьми­ летней школе. Здесь созданы прочные трудовые • традиции, и.меется отличный пришкольный участок. Учащиеся оказывают большую помощь совхозу в вы ращивании овощей, уборке уро­ жая. В школе организуются встречи с передовиками произ­ водства, руководителями хозяй­ ства. В школе 8 лет обходятся без ремонта, мебель имеет хороший вид, в классах чистота и поря­ док. Территория вокруг школы в образцовом состоянии: везде цветы, зелень. Все это сделано руками ребят. Такие же возможности для трудового воспитания имеются в других школах. Однако терри­ тории вокруг Головинщинской, Первомайской, Митягинской и Домачевской средних школ на­ ходятся в запущенном состоя­ нии. а учебно-опытные участки зарастают травой. В этих школах не обеспечи­ вается круглогодичный цикл ра­ боты ученических производст­ венных бригад, не осуществля­ ется агроучеба. Порой хорошие начинания не доводятся до кон­ ца. Так, в Золотушинской сред- неГс школе в прошлом учебном году велся факультатив по жи­ вотноводству, а ныне он не функ­ ционирует. В школе нет систе- оне 16. Можно прямо сказать, что эти бригады не отвечают требованиям времени. Только в бригаде Гагаринской средней школы есть тракторы, набор сельскохозяйственных машин. В других же бригадах школ этого нет, не закреплены за школами и земельные участки, вся рабо­ та ведется в отрыве от потреб­ ностей хозяйств. Производствен­ ная деятельность ученических бригад слабо увязывается с опытнической работой. Вез помощи колхозов и сов­ хозов не решить проблему зак­ репления молодежи на селе. И поэтому руководители и специа­ листы хозяйств должны проник­ нуться мыслью о том, что сегод­ няшний школьник — .завтраш­ ний работник совхоза или кол­ хозник. Эффективность всей воспита­ тельной работы среди учащихся определяется тем. какой жиз­ ненный путь избрали наши вос­ питанники, как относятся они к общественному долгу, какова активность их жизненной пози­ ции, К сожалению, приходится отметить, что в идейно-полити ческом, нравственном, .эстетиче­ ском и атеистическом воспита­ нии в школах района много не­ достатков. В ряде школ слабо внедряются рекомендации Все­ союзного съезда учителей, об­ ластной учительской конферен­ ции по развитию инициативы и общественной активности комсо­ мольских, пионерских и учени­ ческих организаций. Серьезные недостатки име­ ются в воспитательной работе в Золотушинской, Головинщин­ ской школах. В средней школе № 42 имени Л. И. Толстого в воспитательной работе допуска­ ется излишняя парадность и шу­ миха. здесь больше работают с активными учащимися, зачас­ тую забывая о «трудных», И не случайно здесь среди учащихся допускаются правонарушения. Докладчик подробно оста'но- вился на работе комиссии по де­ лам несовершеннолетних при райисполкоме, детской комнаты РОВД , спортивных организаций по воспитанию молодежи. В заключение докладчик ска­ зал, что 1979 год — год ребен­ ка. Задача каждого состоит в том, чтобы обеспечить счастли­ вое детство каждому ребенку, воспитать человека, гармониче­ ски сочетающего в себе духов­ ное богатство, моральную чис­ тоту и физическое совершен­ ство. С содокладом по обсуждаемо­ му вопросу выступила предсе­ датель постоянной комиссии по народному образоваяйй л куэЬ- турр л. Г. Карикова; . Первым в пренйшх выступил председатель исполкома^ пос^ - вета Н. А. Смыков. Ор сказал, что испо.чком уделяет постоян­ ное внимание работе школ по­ селка. В прошлом году на сес­ сии обсуждался вопрос о повы­ шении роли семьи, школы и об­ щественности в воспитании де­ тей. Следует сказать, что боль­ шинство руководителей -пред­ приятий приняли соответч;’гвуго- щие меры по выполнению реше­ ний сессии. У нас есть примеры шефства производственных кол­ лективов над школой. Так, рай- объединение «Сельхозтехника» много хорошего сделало для Лев-Толстовской средней школы. Хорошо работают комиссии содействия семье и школе на молзаводе, в силикатном цехе. Однако такие комиссии бездей­ ствуют в цехе локомотивного депо, дистанции пути и рязк . других предприятий. Директор совхоза «Пламя» А . Г . Епшпкнн в своем выступ-' Ленин рассказал о связи хозяй­ ства с Топовской и -Загрядчин- ской школами. Мы понимаем, что сама школа не в состоянии . справиться с решением проб- ( лем, стоящих перед ней. Поэто­ му совхоз и Ш1«)ла разработали совмеср 1 ые мероприятия по пальнейшему совершенствованию обучения и воспитания детей. Руководители совхоза, обще­ ственные организации села все­ гда помогают педагогическому - коллективу в воспитании уча­ щихся. Особое внимание уделя­ ем трудовому воспитанию, В ('бенх школах созданы учениче­ ские производственные брига­ ды. Учащихся, гюторые добива- Ю1ч;я успехов п труде, награж даем Почетными грамотами, а школы — премиями. В прошлом году учащимися обработано семь гектаров сахар­ ной и три гектара кормовой свеклы, пять гектаров овопщй. Н в нынешнем году ученичес­ кими бригадами будет выполнен большой объем работ. Совхоз шеазывает помощь школе в хозяйственных делах: выделяем транспорт, стройма­ териалы. В этом году совхоз своими силами начал строить интернат при Топовской школе. В Гагаринской средней шко­ ле. сказала бригадир свинофер­ мы совхо.за «Гагаринский» т . 1У1. Зимина, создана , ученическая производственная бригада. Уча­ щиеся изучают основы растение­ водства и животноводства, ов­ ладевают профессией механиза­ тора. На протяжении последних лет работает лагерь труда.и от дыха, 90 учащихся ежегодно по­ лучают удостоверения тракто- риста-машиниста третьего клас­ са. Успешному решению вопро­ сов трудового воспитания и профессиональной ориентации способствует хорошее отноше­ ние со стороны руководства сов­ хо.за. Школе выделена необхо­ димая сельскохозяйственная техника, к работе с учащимися привлечены специалисты совхо­ за. Школа работает по кабинет­ ной системе, имеются необхо­ димые технические средства. Вместе с тем. в работе шко­ лы имеются и недостатки. И над их устранением надо больше ра^тать депутатам, обществен­ ности. На сессии также выступили директор Знаменской восьми­ летней школы Л . Н . Осетрова, заведующий роно М . А . Рьшднн, . председатель Троицкого сельсо­ вета М . И. Гудкова. На сессии выступил секретарь райкома КП С С В. В. Александ­ ров. В работе сессии принял учас­ тие первый секретарь райкома К П С С Ю. и. Востриков. Сессия приняла решение, на­ правленное на дальнейшее со­ вершенствование обучения и вос­ питания учащихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz