Путь Ильича. 1979 г. (п. Лев-Толстой)
С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Т Ь О Б У Ч Е Н И ВОСПИТАНИЕ школьник Т 7 А Р ТИ Я и правительство, ■ * * сказал докладчик, на всех периодах истории нашего госу дарства уделяли огромное вни мание советской общеобразова тельной школе. Большие задачи по развитию школы намечены X X V съездом К П С С , постанов лением ЦК К П С С и Совета Ми нистров С С С Р «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобра зовательных школ и подготовки их к труду». Это постановление ориентиро вано не только на органы про свещения, но и на те звенья го сударственной системы, которые оказывают воздействие на рабо ту школы и других учебно-вос питательных учреждений. В .этом документе партии и прави тельства определены роль и за дачи советских органов, проф союзных и комсомольских орга низаций, трудовых коллективов и дальнейшем обучении и вос питании учащихся. В районе проделана опреде ленная работа по выполнению задач, поставленных в этом до- н,ументе. Бюро райкома К П С С , исполком райсовета народных депутатов разработали меро приятия, направленные на даль нейшее совершенствование обу чения и воспитания учащихся В районе завершен переход ко всеобщему среднему образо ванию. В школах созданы все условия для того, чтобы моло дежь могла своевременно полу- лучить его. Только в прошлом году более 300 юношей и деву шек получили среднее образо вание, что в два раза больше, чем в 1970 году. Повышается успеваемость учащихся, качест во знаний. Значительно сокра щен отсев учащихся, улучшил ся качественный состав учите лей основных предметов, значи тельно окрепла материальная база школ. Вместе с тем в районе еще иного недостатков в постановке учебно-воспитательного процес са. Еще не все окончившие 8 классов продолжают учебу даль ше. Наблюдается еще отсев де тей из 1— 8 классов, особенно в школах Домачевского сельсо вета. Довольно много учащихся выбыло из 8 -^10 классов в Зо- ' лотушинской средней школе. Этот недостаток есть в Голо- винщинской. Первомайской средних школах. А в Гагарин ской средней школе в прошлом учебном году прекратили учебу шестеро восьмиклассников. Такое могло случиться в ре зультате бездушного, безответ- , ственноро отношения руководи телей школ, учителей и сельских Советов к учебе молодежи. Одна из основных причин от сева — неуспеваемость, второ годничество. Больше всего неус- певаюших в Головинщинской, Золотушинской и Домачевской пшолах. В восьмилетних и средних пшолах предъявляют большие претензии к учителям Остро-Ка- менскоп. Котовской, Зыковской, Красно-Фермской начальных ппюл. Дело в том, что окончив- пше эти школы, слабо усваива ют программу старших классов, теряют интерес к учебе, в ре зультате чего допускается от сев. Подобных недостатков бы ло бы меньше, если бы руково дители и у'чителя опорных сред них и восьмилетних школ под держивали постоянную связь с подшефными начальными шко лами, вместе с ними занимались поиском новых'форм и методов улучшения учебно-воспитатель ного процесса. Родители учащихся, окончив- пшх восемь классов, для про должения учебы отправляют своих детей в город Чаплыгин. А ведь в райцентре имеется ин торнат, где созданы все усло вия для учебы и отдыха уча щихся. Много ребят едут учить ся в Чаплыгин из Новочемода- новской восьмилетней школы. В решении задачи осущест вления всеобщего среднего об разования большая роль отво дится вечерним и заочным шко лам. Но иногда профсоюзные и комсомольские организации, ис полкомы сельсоветов мало что делают для привлечения моло дежи в заочные школы. Так, в совхозе «Гагаринский» из 45 Как уже сообщалось в нашей газете, 30 мая сессия рай совета народных депутатов обсудила вопрос «О мерах по даль нейшему совершенствованию обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». С до кладом выступил председатель райисполкома Г. М. ПЕНДЮ- РИН. В прениях выступили 7 человек. Ниже публикуется отчет с сессии райсовета. молодых рабочих, не имеющих среднего- образования, продол жают учебу только 22. К сожа лению, учителя в этом вопросе мало что делают. Слабо работают учебно-кон сультационные пункты в Круг- ловской, Топовской восьмилет них школах, в совхозе имени Л. Толстого. Далее докладчик подробно ос тановился на состоянии учебно- воспитательного процесса. В его постановке имеются недостатки. В текущем учебном году с кон трольными работами справились 92 процента учащихся, а в про шлом — 94,6 процента. Это сви детельствует о все еще невысо ком научно-теоретическом и ме тодическом уровне преподава ния отдельных предметов. Не которые директора и завучи школ редко посещают уроки лано для улучшения быта учи телей. Поэтому некоторые педа гоги проживают на частных квартирах. Несвоевременно про водится и ремонт квартир. Так, учительница Первомайской шко лы В. В. Спиридонова живет в аварийно.м здании. В прошлом году на его ремонт было выде лено 8.000 рублей, но исполком и его председатель т. Селива нов проявили беспечность и не использовали деньги. Или еще пример. В Круглов- скоп школе более 25 лет рабо тает учительницей 3. И. Красин- ская. В ее квартире протекает крыша. Председатель сельсове та М. Н. Звягин знает об этом, но вот уже два года не органи зует починку крыши. Слабо ре шают вопросы, связанные с улучшением быта учителей, председатели Гагаринского и До- мы в работе по профориентации. Редкие гости здесь руководите ли и специалисты совхоза име ни М. Горького. Не любят они встречаться с учащимися, не создают в хозяйстве условий для закрепления молодежи на селе. И не случайно из 10 вы пускников прошлого года в се ле остались работать только двое. Не остались в совхозе и два бывших выпускника, вер- нувши.хся из армии, так как сов.хоз не обеспечил их жильем. Такое же отношение к школе, к созданию условий для проф ориентации и закреплению мо лодежи на селе у руководите лей колхоза «Красный путило- вец». С каким бы вопросом учи теля ни обращались в правле ние кол.хоза, всегда получали отказ или обещания. Такое отношение к школе, к закреплению молодежи может привести к тому, что завтра не кем будет заменить ушедших на пенсию механизатора или дояр ку. В прошлом году из 197 вы пускников средних школ района в селах остались работать толь ко 38 человек. Оставляет желать лучшего работа ученических производст венных бригад, которых в рай- с е с с и и р а й о н н о г о С о в е т а учителей. Плохо поставлен кон троль за учебно-воспитательным процессом в Домачевской, Золо тушинской, Астаповской и Слан- ской ш колах . Руководители школ, район ный отде народного образова ния не уделяют должного вни мания повышению квалификации учителей. Так, из 28 препода вателей немецкого языка лишь двое прошли курсовую подготов ку. Из 42 учителей русского языка и литературы не были на курсах 11 человек. В районе есть школы, педа гогические коллективы которых творчески подходят к выбору методов и приемов улучшения учебно-воспитательного процес са. Заслуживает одобрения и распространения опыт учителей Знаменской, Топовской, Митя- гинской школ, которые работа ют без второгодников, добива ются высокого качества знаний. У нас много учителей, опыт ко торых необходимо распростра нять. К ним относятся М. М, Матюнина из Лев-Толстовской средней, В. А . Бельмесова из То повской, В. П. Черняева из Ас- таповскоп, Н С . Полянская из Митягинской школ и многие другие. Осуществление всеобщего обя зательного среднего образова ния молодежи в сельской мест ности требует дальнейших уси лий в решении вопросов, свя занных с улучшением быта уча щихся в пришкольных интерна тах, обеспечением бесперебойно го йодвоза учащихся к школе, организацией горячего питания. Особенно серьезную озабочен ность вызывает организация пи тания учащихся. Если в Лев- Толстовскон, Гагаринской, До мачевской,. Митягинской, Круг- ловскон и Топовской школах смогли это сделать, то, напри мер. в Новочемодановской, Пер вомайской школах в буфетах, кроме конфет и пряников, ни чего нет. Правление райпо, ру ководство общепита совершенно устранились от обеспечения школ пирожками, булочками, полуфабрикатами. ■ Местные Советы народных де путатов обязаны многое делать для улучшения работы общеоб разовательной школы. Поэтому исполкомы райсовета, поселко вого и ряда сельских Советов ре гулярно обсуждают вопросы ра боты школ. Однако некоторые сельсоветы это делают от слу чая к случаю, не выполняют ре шений сессий или исполкомов. Это относится к Первомайско му, Острр-Каменскому, Знамен скому сельсоветам. В ряде сельсоветов мало сде мачевского сельсоветов тт. Про- светова и Тушов. Партия и правительство пос тавили задачу решительного по ворота школы к улучшению под готовки учащихся к труду в сфе ре материального произведетва, к обоснованному выбору профес сии. В районе есть положитель ные примеры по трудовому, обу чению и п13офессионалыюй ори ентации школьников. В Лев-Тол- стовско!» средней школе введе но углубленное обз^чение стар шеклассников автоделу. Для этого здесь имеется хорошо обо рудованный, технически осна щенный кабинет автодела. Как правило, учащиеся вместе с ат тестатом зрелости пол^шают пра ва шофера. За последние два года их получили 65 выпускни ков школы. Производственный труд уча щихся в учебных мастерских, вся внеклассная и внешкольная работа по труду способствует упрочению связей между шко лой и производством, усилению воспитательной роли трудового обучения, его профессиональной направленности. Н как резуль тат этого — 27 выпускников в прошлом году пошли работать в сферу материального произ водства. Умело поставлено трудовое воспитание в Топовской восьми летней школе. Здесь созданы прочные трудовые • традиции, и.меется отличный пришкольный участок. Учащиеся оказывают большую помощь совхозу в вы ращивании овощей, уборке уро жая. В школе организуются встречи с передовиками произ водства, руководителями хозяй ства. В школе 8 лет обходятся без ремонта, мебель имеет хороший вид, в классах чистота и поря док. Территория вокруг школы в образцовом состоянии: везде цветы, зелень. Все это сделано руками ребят. Такие же возможности для трудового воспитания имеются в других школах. Однако терри тории вокруг Головинщинской, Первомайской, Митягинской и Домачевской средних школ на ходятся в запущенном состоя нии. а учебно-опытные участки зарастают травой. В этих школах не обеспечи вается круглогодичный цикл ра боты ученических производст венных бригад, не осуществля ется агроучеба. Порой хорошие начинания не доводятся до кон ца. Так, в Золотушинской сред- неГс школе в прошлом учебном году велся факультатив по жи вотноводству, а ныне он не функ ционирует. В школе нет систе- оне 16. Можно прямо сказать, что эти бригады не отвечают требованиям времени. Только в бригаде Гагаринской средней школы есть тракторы, набор сельскохозяйственных машин. В других же бригадах школ этого нет, не закреплены за школами и земельные участки, вся рабо та ведется в отрыве от потреб ностей хозяйств. Производствен ная деятельность ученических бригад слабо увязывается с опытнической работой. Вез помощи колхозов и сов хозов не решить проблему зак репления молодежи на селе. И поэтому руководители и специа листы хозяйств должны проник нуться мыслью о том, что сегод няшний школьник — .завтраш ний работник совхоза или кол хозник. Эффективность всей воспита тельной работы среди учащихся определяется тем. какой жиз ненный путь избрали наши вос питанники, как относятся они к общественному долгу, какова активность их жизненной пози ции, К сожалению, приходится отметить, что в идейно-полити ческом, нравственном, .эстетиче ском и атеистическом воспита нии в школах района много не достатков. В ряде школ слабо внедряются рекомендации Все союзного съезда учителей, об ластной учительской конферен ции по развитию инициативы и общественной активности комсо мольских, пионерских и учени ческих организаций. Серьезные недостатки име ются в воспитательной работе в Золотушинской, Головинщин ской школах. В средней школе № 42 имени Л. И. Толстого в воспитательной работе допуска ется излишняя парадность и шу миха. здесь больше работают с активными учащимися, зачас тую забывая о «трудных», И не случайно здесь среди учащихся допускаются правонарушения. Докладчик подробно оста'но- вился на работе комиссии по де лам несовершеннолетних при райисполкоме, детской комнаты РОВД , спортивных организаций по воспитанию молодежи. В заключение докладчик ска зал, что 1979 год — год ребен ка. Задача каждого состоит в том, чтобы обеспечить счастли вое детство каждому ребенку, воспитать человека, гармониче ски сочетающего в себе духов ное богатство, моральную чис тоту и физическое совершен ство. С содокладом по обсуждаемо му вопросу выступила предсе датель постоянной комиссии по народному образоваяйй л куэЬ- турр л. Г. Карикова; . Первым в пренйшх выступил председатель исполкома^ пос^ - вета Н. А. Смыков. Ор сказал, что испо.чком уделяет постоян ное внимание работе школ по селка. В прошлом году на сес сии обсуждался вопрос о повы шении роли семьи, школы и об щественности в воспитании де тей. Следует сказать, что боль шинство руководителей -пред приятий приняли соответч;’гвуго- щие меры по выполнению реше ний сессии. У нас есть примеры шефства производственных кол лективов над школой. Так, рай- объединение «Сельхозтехника» много хорошего сделало для Лев-Толстовской средней школы. Хорошо работают комиссии содействия семье и школе на молзаводе, в силикатном цехе. Однако такие комиссии бездей ствуют в цехе локомотивного депо, дистанции пути и рязк . других предприятий. Директор совхоза «Пламя» А . Г . Епшпкнн в своем выступ-' Ленин рассказал о связи хозяй ства с Топовской и -Загрядчин- ской школами. Мы понимаем, что сама школа не в состоянии . справиться с решением проб- ( лем, стоящих перед ней. Поэто му совхоз и Ш1«)ла разработали совмеср 1 ые мероприятия по пальнейшему совершенствованию обучения и воспитания детей. Руководители совхоза, обще ственные организации села все гда помогают педагогическому - коллективу в воспитании уча щихся. Особое внимание уделя ем трудовому воспитанию, В ('бенх школах созданы учениче ские производственные брига ды. Учащихся, гюторые добива- Ю1ч;я успехов п труде, награж даем Почетными грамотами, а школы — премиями. В прошлом году учащимися обработано семь гектаров сахар ной и три гектара кормовой свеклы, пять гектаров овопщй. Н в нынешнем году ученичес кими бригадами будет выполнен большой объем работ. Совхоз шеазывает помощь школе в хозяйственных делах: выделяем транспорт, стройма териалы. В этом году совхоз своими силами начал строить интернат при Топовской школе. В Гагаринской средней шко ле. сказала бригадир свинофер мы совхо.за «Гагаринский» т . 1У1. Зимина, создана , ученическая производственная бригада. Уча щиеся изучают основы растение водства и животноводства, ов ладевают профессией механиза тора. На протяжении последних лет работает лагерь труда.и от дыха, 90 учащихся ежегодно по лучают удостоверения тракто- риста-машиниста третьего клас са. Успешному решению вопро сов трудового воспитания и профессиональной ориентации способствует хорошее отноше ние со стороны руководства сов хо.за. Школе выделена необхо димая сельскохозяйственная техника, к работе с учащимися привлечены специалисты совхо за. Школа работает по кабинет ной системе, имеются необхо димые технические средства. Вместе с тем. в работе шко лы имеются и недостатки. И над их устранением надо больше ра^тать депутатам, обществен ности. На сессии также выступили директор Знаменской восьми летней школы Л . Н . Осетрова, заведующий роно М . А . Рьшднн, . председатель Троицкого сельсо вета М . И. Гудкова. На сессии выступил секретарь райкома КП С С В. В. Александ ров. В работе сессии принял учас тие первый секретарь райкома К П С С Ю. и. Востриков. Сессия приняла решение, на правленное на дальнейшее со вершенствование обучения и вос питания учащихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz