Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
В О С П И Т А Т Ь Х О З Я И Н А З Е М Л И Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал на XXV съезде партии: «Комму нистическое воспитание предпо лагает постоянное совершенст вование системы народного об разования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-тех нической революции. Она при дает иной, чем прежде, харак тер труду, а стало быть, и под готовке человека к труду». И от нас, сельских учителей, мно гое зависит в решении пробле мы закрепления кадров в кол хозах и совхозах. Я работаю в Топовской вось милетней школе, преподаю би ологию. Этот предмет таит не- исчерпае.мые возможности для трудового воспитания учащихся. Правда, пока еще в школьных курсах биологии не получила отражения технология выращи вания сельскохозяйственных ра стений и животных. Знания школьников о разнообразии сор тов и пород, их хозяйственно-био логических особенностях скуд ны. И я стараюсь выйти за рам ки учебников, знакомлю ребят с возделыванием двух-трех сортов культурных растений и содержанием животных в сов хозе «Пламя». В теме «Цветко вые растения и их классифика ция» изучаются не тол.ько признаки, но и требования куль тур к условиям среды. На уро ках школьники получают пер вые агрономические знания. Ряд уроков биологии д.ает учащимся полное представление о некоторых профессиях. Ребя та знакомятся с условиями ра боты овцеводов, садоводов, се- ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ лекционеров, охотоведов, вете ринаров, зоотехников. Програм ма предусматривает несколько экскурсий на производство. На иболее целесоо(5разны экскур сии на такие участки, где при меняются передовые методы труда, внедряются достижения науки, где используется совре менная техника и осуществля ется комплексная механизация. Это позволяет показать влияние научно-технического прогресса на повышение производительно сти труда, на улучшение усло вий работы полеводов и живот новодов, а также познакомить с людьми, занятыми в процессе производства. В пятом классе ребята знако мятся с микроскопом. Этот уве личительный прибор развивает у них любознательность, а осо бенно—терпение и усидчивость. Не всегда все получается сра зу, но они стараются самостоя тельно настроить микроскоп, приготовить препарат. Школь ники выращивают дома сенную палочку, туфельку, чтобы по том на уроке исследовать эти простейшие организмы. Наибольшую ценность в тру довом воспитании учащихся имеет непосредственная работа на учебно-опытном участке. Де ти не только приучаются лю бить землю, исследовать ее, но и преображать. Они делают ров ные дорожки и грядки, красиво сочетают цветы. Много радости приносят им первые всходы, первые листочки, первые буто ны. Ребята привыкают берючь все, что создано их трудом. Да же самые красивые цветы и са- .мые вкусные овощи остаются нетронутыми до поры уборки. В этом мы видим единство тру дового, нравственного и эстети ческого воспитания. Ежегодно на нашем участке закладываются опыты. Главная ценность их состоит в том, что школьники получают и теоре тические знания, и определен ную сумму практических навы ков. Опыты ставятся с целью изучения оптимальных сроков сева сельскохозяйс т в е н н ы х культур, глубины заделки се мян, влияния различных доз минеральных удобрений на урю- жайность, выявления лучших сортов. На участке строго соб людается чередование культур полевого и овощного севооборо тов. Ребята любят ухаживать за деревьями в саду. Они прово дят осеннюю и весеннюю окоп- ку, летнее мотыжение, обвязку стволов на зиму, обрезку и по белку. Коллективный труд все гда приносит им радость. В нашей школе создано и ра ботает ученическое производст венное звено. Участие в нем способствует ознакомлению с техникой, с различными отрас лями сельского хозяйства и ор ганизацией производства, а так же прюфессиональной ориента ции. Ученическое звено занимает ся в основном овощеводством, выращивает капусту, огурцы, помидоры. В зимнее врюмя р>е- бята знакомятся с агротехни кой их возделывания. Згшятия прюводят специалисты совхоза. В хозяйстве имеется рассадопо садочная машина и школьники сами работают на ней. Посад- - ка овощей прюводится в две сме ны. Летом плантация тщательно обрабатывается, а в августе и сентябре убирается урожай. Кроме работы на учебно, опытном участке и на овощной плантации, многие школьники помогают своим родителя.м в обработке сахарной свеклы. Осенью силами звена были уб- ршны сладкие корни со 100 гек таров. За свой труд каждый член звена ■получил по 40 руб лей, а школьная столовая—бо лее 100 килограммов сахара. Школа поддерживает тесную связь с совхозом «Пламя». В гости к ребятам часто приходят руководители хозяйства, передо вые рабочие — представители различных профессий. Эти встречи помогают ребятам сде лать правильный путь в жизни. Надолго запомнили ребята минувшую осень. В День работ ников сельского хозяйства на торжественном собрании в сель ском Доме культуры школе бы ла объявлена благодарность и выдана денежная премия в сум ме 250 рублей. А мы в свою очередь решили перенести опытническую работу с при школьного участка на совхоз ные поля. В конце прошлого года Цент ральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли по становление «О дальнейшем со вершенствовании обучения, вос питания учащихся общеобразо вательных школ и подготовки их к труду». Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы воспи тать подлинных хозяев земли. В. БЕЛЬМЕСОВА, учительница биологии Топовской восьмилетней школы. Туркменская ССР. В пять раз возрастет производство серной кис лоты на Чарджоуском суперфосфатном заводе после пуска мощной установки, сооружаемой на предприятии совместно со специалистами из Польши. На месяц раньше срока завершен монтаж, основных узлов и «сердца» установки—контактного аппарата. В ответ на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о дальней шем развертывании социалистического соревнования в 1978 году кол лектив строителей принял обязательство ввести установку в дейст вие на два месяца раньше срока, к 61-й годовщине Великого Ок тября. На снимке: участок строительства. Фото В. Зленко. (Фотохроника ТАСС). Хорошо были организованы в прошло.м году закупки молока у населения ‘ в Первомайском сель совете. И большая заслуга в этом сборщиков молока. На этом сним ке вы видите сборщицу Д. Н. Ку- зовлеву. .Она перевыполнила свои годовые обязательства. Хорошо работает Д. Н. Кузовлева и сей час. Январское задание ею пере выполнено. Фото А. Гавриловой. Ю б и л е й ш к о л ы Лев-Толстовской средней школе в первых числах февра ля исполнилось 20 лет. По это му поводу в школе состоялось торжественное собрание. С док ладом выступила завуч школы Н. А. Иванникова. Педагогический коллектив с юбилеем поздравили замести тель председателя райисполко ма А. А. Залыгаев, заведующий роно М. А. Рындин, управляю щий райобъединением «Сель, хозтехника» Л. Д. Ролдугин и другие. От имени шефов школы — коллектива райобъединения «Сельхозтехника» — секретарь партбюро этого предприятия Н. И. Баринов вручил работни кам школы памятные подарки. Юбилею были посвящены также большой ш к о л ь н ы й праздник и другие мероприятия. Б Ы Т О В О Е . ОБСЛУЖИВАНИЕ Назревшие проблемы Коммунистическая партия и советское государство своей главной задачей считают неук лонное повышение материаль ного и культурного уровня жиз ни советских людей. И эта зада ча решается успешно. Постоян но растет заработная плата ра бочих и служащих, оплата тру да колхозников. Но вместе с тем расширяется спрос населе ния. И не только на промыш ленные и продовольственные то вары. За последние годы значи тельно возрос он на различные виды услуг. Удовлетворять их призваны предприятия сферы обслуживания. Основной объем реализации услуг выполняет коллектив районного производственного управления бытового обслужи вания. И надо отметить, что сделано здесь немало. Напри мер, в минувшем году услуг реализовано на 205,5 тысячи рублей при плане 197,2 тысячи рублей. Следует сказать, что предприятие это планово-убы точное. Годовой план преду сматривает 23,4 тысячи рублей убытков, фактически о;ш соста вили 2.770 рублей. Районное произчодсгвепн эе управление оказывает населе нию 17 видов услуг. По 12 из них годовое задание не толы;о выполнено, но и перевыполнен'». Хорошие показатели достигну ты по пошиву обуви и одежды, вязке трикотажных изделий, ремонту часов и транспортных средств, по оказанию сельскохо зяйственных и других услуг. Из сказанного можно заклю чить, что количественные пока затели выглядят неплохо. А как обстоит дело с качеством об служивания? Надо прямо ска зать, не совсем благополучно, если, конечно, понятие качест ва рассматривать не только в узком, но и в широко.м смысле. Возьмем, к примеру, индиви дуальный пошив одежды. Не редко заказчик или отка.зывает- ся брать изготовленную пещь, или требует что-то переделать. Иногда это действительный брак, а иногда и амбиция заказ чика. О вкусах, говорят, не спорят: одному вещь нравится, другому—не очень. Но брак все-таки бывает. И не только при пошиве одежды или обуви. Допускается брак при ремонте часов, при изготовлении фотог рафий. Однако случаи его ни где не фиксируются, а поэтому конкретно о качестве сказать трудно. Но как бы там ни было, даже малейший брак отрица тельно сказывается на настрое нии заказчика. Теперь мы остановимся на качестве в широком с.мысле этого слова. Как уже было ска зано, районное производствен ное управление оказываэт 17 видов услуг. Этого очень и очень мало. Однако на теку щий год не запланировано рас ширение бытового обслужива ния. Представьте себе такую кар тину. В вашей квартире вышел из строя выключатель. Если вы живете в коммунальной кварти ре, то там легче. Стоит набрать номер телефона комбината жи лищно-коммунальных предпри ятий и благоустройства и к вам придет электрик. А как быть тем. кто живет в индивидуаль ном доме? Кстати, таких в на шем поселке большинство. Для них ремонт выключателя выра стает в проблему. Жилец ищет «левого» электрика. Ремонт сто ит копейки, а специалисту со стороны приходится платить трояк или пятерку. И это не единственный при мер. Скажем, ветром разбило форточку, а стекло вставить не кому. Много и других .мелких работ. Это и замена люстры, и побелка квартиры, и ремонт во допроводного крана. Неплохо бы иметь при районном производ ственном управлении бюро доб рых услуг, где бы были и элек трики, и стекольщики, и сантех ники, и маляры. Но пока насе ление испытывает большие трудности. Выручают, конечно, так называемые «частники». Но от этого жители страдают и мо рально. и материально. Хороший вид обслуживания —прокат транспортной и быто вой техники, различного инвен таря. Но он пока находится в загоне. Что предлагают быто вики? Холодильник, телевизор и посуду. Вот и весь их арсенал. За год от этого вида услуг вы ручено всего лишь 600 рублей. Правда, в нынешнем году в про кат поступили лыжи. Но и это не решает проблемы. На прокат можно выдавать и коньки, и па латки и другое спортивное сна ряжение. Растет спрос и на транспортные средства. Дума ется, настала пора развивать данный вид услуг. Не на должном уровне нахо дится реклама. Население по рой не знает, какие оказывают ся услуги, не имеет представле ния об их ценах. В январе ны нешнего года план по прокату оказался невыполненным. Бы товики объясняют это тем. что холодильники не пользуются спросом зимой. А вот о том, что в прюкат поступили лыжи, вряд ли кто знает. Жители нашего района очень нуждаются в транспортных ус лугах. Если вы купили шкаф или холодильник, то, чтобы довезти покупку до квартиры, вам приходится полдня «ло вить» автомашину. Но особенно остро ощущается транспортная проблема в дни поступления угля. Вот справка райтопа. В прош лом году реализовано 8.512 тонн угля и 1.358 кубометров дров. Покупателям своим тран спортом эта организация доста вила лишь 1.365 тонн угля и 326 кубометре® дров. Основ, ную же массу топлива населе ние вывезло на «левых» авто мобилях. Спрашивается, поче му же райтоп полностью не обеспечил доставку угля и дров потребителям? Дело в том, что он имеет всего два трактора с тележками. Причем фактически работат один, второй давно под. лежит списанию. Лесоторговый склад райпо продал в прошлом году населе нию 6.324 тонны угля, большое количество строительных мате- ралов. Все это также вывезено на государственно.м транспорте. Только основная масса грузопе ревозок не оформлена бухгал териями предприятий, в чьем ведении находятся автомобили и тракторы, а оплата за услуги утекла в карманы водителей. Причем деньги эти немалые. В прюделах поселка за один рейс шоферы берут пять рублей, а если приходится везти груз в сельскую местность, то «такса» выше: два червонца, а то и четвертная. Следует отметить моральный аспект данной проблемы. Ис пользуя государственный тран спорт, водители бессовестно обирают честных тружеников. А имея даровые деньги, многие из них пьянствуют, что ведет к дорожно-транспортным проис шествиям, к семейным сканда лам, к преступлениям. Чтобы положить конец всему этому, назрела необходимость создания в поселке хотя бы не большого транспортного пред, приятия, которое оказывало бы услуги населению. Как видно из сказанного, проблемы повышения качества бытовых услуг встают первыми в порядок дня. Решить их мож но лишь совместными усилиями местных Советов, прюдприятин сферы обслуживания, хозяйст венных руководителей, общест венных организаций. В. МЕДВЕДЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz