Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ К У З О В К И Н Б. И., директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого: — Н равственное воспитание — это постоянное обогащение учащихся знаниями, овладение опытом, это развитие ума и формирование отношения к доб­ ру и злу, подготовка к активной борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в (обществе моральными устоями. Эти задачи решаются педаго­ гическим коллективом постоян­ но. Особенно благодатный мате­ риал в распоряжении препода­ вателей истории, литературы, географии и других предметов. И учителя — Л . Ф. Баранова, Р. П. Башлыкова, В. В. Хме- левская, Т. Я. Рудакова, А . С. Ливинцева и другие умело ис­ пользуют богатый матери­ ал своего предмета в решении задач нравственного воспитания. В учебно-воспитательном про­ цессе педагогический коллектив должен формировать такие ка­ чества личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность. трудолюбие, благородство и умение управ- рять собой. Советский человек человека с этими обязательст­ вами справились досрочно. Комсомольцы провели не­ сколько вечеров отдыха и встреч с ветеранами труда, посвяще­ ние в молодые рабочие, конкур­ сы: «Алло, мы ищем таланты». «А ну-ка, девушки!» «Мастер золотые руки». Развитию нравственного вос­ питания способствует наставни­ чество. В нашем цехе оно есть во всех бригадах. Воспитание и обучение про­ фессиональному мастерству мо­ лодых рабочих поручено 49 на­ ставникам, в числе которых 30 рабочих, 10 инженерно-техниче­ ских работников, 9 коммунистов. С большой гордостью мы назы­ ваем имена лучших наставни­ ков; Е. В. Архипкиной, Н. М. Еремеевой, Т. И. Костиной, А . П. Белавской и многих дру­ гих. Нашими наставниками обу­ чено 220 человек. Цеховая пар­ тийная организация большое значение придает дальнейшему развитию этого движения. О В Ч И Н Н И К О В А . И., на­ чальник М П М К ; — Воздействие руководителя Люди стали жить лучше, име­ ют больше материальных благ. За последние годы расходы на ученика восьмого класса повы­ сились, например, в три раза, а на ученицу 9 — 10 класса — в четыре. В некоторых семьях стои.мость гардероба девушки десятиклассницы в среднем в два раза превышает стоимость гардероба ее матери. В этом ни­ чего опасного нет, если бы воспитательное воздеГ 1 ствие вно­ сило правильные кор 1 юктивы в огромный поток еще не осмыс­ ленных подростко.м благ, но, к сожалению, такое не всегда про­ исходит, и подросток не связы­ вает эти блага непосредственно с трудовыми усилиями семьи. Пагубное влияние на подрост­ ка оказывает пьянство некото­ рых родителей. Известно, что значительное число подростков- правонарушителен в п е р в ы е приобщались к вину за роди­ тельским столом. В целях предупреждения пра­ вонарушений у четырех небла­ гополучных семей в этом году дети были отобраны. Третья часть подростков, со­ стоящих у нас на учете, не име- ч е м г о в о р и л и в ы с т у п а ю щ и е обязан поступать так, чтобы не причинять зла другим, не позво­ лять себе быть только потреби­ телем благ и радостей, должен честно трудиться, уважать ро­ дителей, быть добрым и чутким, уметь сдерживать свои порывы и желания, быть за все ответ­ ственным. В этом плане мы придаем большое значение и работе с учителями. У нас действует се­ минар по нравственному воспи­ танию, проводятся педагогиче­ ские советы, доклады на такие темы, как «Такт и мастерство учителя». Проводимая работа дала свои плоды. Резко сократились конф­ ликты «учитель— ученик», уве­ личилось число диспутов, бесед на нравственные темы. Общеиз­ вестно плодотворное взаимовли­ яние физического и умственного труда: применение знаний в фи­ зическом труде облегчает тру­ довое воспитание, делает его творческим. Но вместе с тем необходимо констатировать случаи пренеб­ режения физическим трудом _у учащихся, особенно увлеченньГх умственным трудом. Избежать этого возможно только улучше­ нием организации трудовой дея­ тельности и продумыванием ее цели и содержания. Т Р У Б И Ц И Н А Н . М ., секре­ тарь партбюро швейного цеха Московского производственно­ го объединения «Сокол»; — В настоящее время пробле­ ма комплексного подхода к ре­ шению вопросов идейно-воспи­ тательной и нравственной рабо­ ты поставлена нашей партией в центр внимания партийных, со­ ветских и хозяйственных орга­ нов, всех общественных органи­ заций. При нашей парторганизации работают начальные политиче­ ские школы по курсу «Консти­ туция развитого социализма». Занятия проходят регулярно. Все слушатели принимают ак­ тивное участие в работе полит­ школы, материалы конспекти­ руют. Для политзанятий у нас опре­ делен единый день— понедель­ ник, агитаторы проводят беседы по плану цехового партбюро не реже двух раз в месяц. С помощью агитаторов и по лнтинформаторов в цехе распро­ странены почины «Пятилетке качества — рабочую гарантию», «Достигать наивысших резуль­ татов при наименьших затра­ тах», «Ни одного отстающего рядом». Более ста человек соревно­ вались за то, чтобы выполнить трехлетнюю программу к пер­ вой годовщине принятия новой Конституции С С С Р . Нз них 83 любого коллектива на воспита­ ние коммунистической нравст­ венности ведется по многим каналам: через партийные и об­ щественные организации— в ча­ стности, через НТО , ВО И Р , бю­ ро экономического анализа, со­ веты профилактики, товарищес­ кие суды, ДНД , группы и посты народного контроля. Взять хотя бы совет профи­ лактики по борьбе с нарушите­ лями трудовой дисциплины и норм морали. У нас совет со­ стоит из 9 человек. Возглавляет его прораб В. Е. Печерский. — Это деловой, с высокими нравст­ венными качествами человек. Он ведет большую воспитатель­ ную работу в коллективе. Искусство работать с людьми не дается от рождения, оно фор­ мируется в течение жизни под влиянием различных факторов: жизненного опыта, работы над собой, различных форм обуче­ ния. Для руководящих работни­ ков непревзойденным образцом во всех отношениях, в том числе и во взаимоотношениях с под­ чиненными, является стиль ру­ ководящей деятельности В. И. Ленина. И з воспоминании со­ ратников Владимира Ильича известно, что несмотря на зани­ маемый пост и громадный авто­ ритет в партии и в стране, он был прост, вежлив в обраще­ нии с людьми любого ранга и положения, внимателен, умел выслушивать мнения людей, брать все ценное на вооружение. Руководство коллективом не­ разрывно связано с процессом воспитания отдельной личности. Понимание всей сложности и тонкости механизма психологи­ ческих связей коллектива и лич­ ности— важное требование к сов­ ременному стилю воспитатель­ ной работы. Человек не должен чувствовать себя объектом вос­ питания. Особенно недопусти­ мы достаточно скомпрометиро­ вавшие себя методы «накачек», «нотаций» и т. д. со стороны руководителя по отношению к работнику, допустивше.му ту или иную ошибку. Дисциплина выступает как нравственная ка ­ тегория лишь в том случае, ког­ да требования руководителя вы­ ступают как требования коллек­ тива. Л А С Ь К О В А Е. С., секретарь комиссии по делам несовершен­ нолетних при райисполкоме; — Семья остается самым тон­ ким и совершенным инструмен­ том воздействия на все стороны формирования личности. У нас в районе немало делается для повышения педагогической куль­ туры родителей. Однако недо­ статков в этой работе еще много. ет одного из родителей. Именно ребята из таких семей нужда­ ются в хорошем шефе, дельном наставнике. Школа, обществен­ ность должны в этих случаях проявить особую заботу, повы­ шенную ответственность. Мы имеем возможность буквально «по рукам» разобрать такие трудных ребят. Здесь важно об­ думанно подходить к выбору шефа, наставника. Нередко они подбираются по сугубо формальным признакам, без учета личных качеств, склон­ ностей, авторитета у подрост­ ков. Наставников надо учиТь этому специфическому, трудно­ му делу, регулярно контролиро­ вать их деятельность, поощрять за успехи. В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних ставит перед собой задачу пре­ дупреждения преступности сре­ ди подростков. С этой целью активизирована профилактиче­ ская работа. За последние два месяца в п. Лев Толстой опера­ тивной группой было проведе­ но шесть рейдов по предупреж­ дению правонарушений среди не­ совершеннолетних. Необходимо в ближайшее время провести рейды на территории Остро- Каменского, Первомайского, Знаменского и Домачевского сельских Советов. Г У Д К О В А М . И., председа­ тель Тфоицкого сельского Сове­ та: — Важная роль в воспитании трудящихся принадлежит совет­ ским праздникам и обрядам, ко­ торые укрепляют связь между отдельным человеком и общест­ вом, В нашей стране сложилась и продолжает развиваться систе­ ма советских праздников и об­ рядов, являющихся составным элементом социалистической культуры . В дни советских праздников в колхозах, распо­ ложенных на территории наше­ го сельского Совета, проводятся торжественные собрания, на ко­ торых подводятся итоги проде­ ланной работы, называются име­ на передовиков, победителей социалистического соревнова­ ния. Их тепло поздравляют с трудовыми успехами, вручают награды. 9 мая, в День Победы, тру­ женики сел Троицкого и Голо- винщина собираются у обелис­ ка павшим воинам. Здесь прово­ дится торжественный митинг и возложение венков. Большой популярностью пользуются тру­ довые праздники. В колхозе «Заветы Ильича» проводится торжественный ри­ туал посвящения молодежи в кол.хозники, устраиваются тор­ жественные проводы парней в Советскую Армию. На снимках: вверху •— заведующая Кузовлевской сельской биб­ лиотекой агитатор Л. Г. Кузовлева; внизу —пропагандисты заведу­ ющий юридической консультацией Б. А. Сухарев и начальник швей­ ного цеха .Московского производственного объединения «Сокол» В. А. Малышева Фото А. Гавриловой. Большое внимание Троицкий сельский Совет уделяет прове­ дению семейных бытовых празд­ ников. Это торжественные про­ воды ветеранов труда на пен­ сию, регистрация новорожден­ ных, регистрация брака. В этих праздниках нашли свое отраже­ ние коммунистический гума­ низм. глубокое уважение к че­ ловеку труда, красота челове­ ческих взаимоотношений. Для того, чтобы социалисти­ ческая обрядность в формирова­ нии нравственного облика совет­ ского человека достигала цели, важно, чтобы она приобрела ре­ гулярный характер, имела ус­ тойчивый календарь. Д Ь Я К О В А 3. А ., директор районной библиотеки: — В сложившейся системе нравственного воспитания, вклю­ чающей семью, школу, произ­ водственные коллективы, обще­ ственные организации, большая роль принадлежит учреждениям культуры, в частности, библио­ текам. Многие из них в этом направле­ нии проводят определенную ра­ боту. Например, Золотушинскач сельская библиотека совместно с сельским Домом культуры з этом году провела различные массовые мероприятия: вечер «Буревестник революции», по­ священный П О годовщине со дня рождения А . М. Горького, устные журналы »Образ жизни — советский», «Ты на подвиг зо­ вешь, комсомольскиГ! билет» п другие. В формировании идейного ми­ ровоззрения. нравст в е н н ы х убеждений, выработке активной жизненной позиции исключи­ тельная роль принадлежит худо­ жественной литературе. Огромной силой воздействия на читателей обладают книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». В библиотеках района на них сей­ час большой спрос. По этим книгам в библиотеках ра 1 ”юна были оформлены выставки, про­ водились и проводятся чита­ тельские конференции. П А Х О М О В В. В., второй сек­ ретарь райкома ВЛ К СМ : — Свидетельством высоких нравственных ценностей, актив­ ной жизненной позиции юно­ шей и девушек Страны Советов является их самоотверженный труд. Это ярко проявилось во всена­ родной битве за урожай этого года. Комбайнеры совхозов име­ ни Л. Толстого Н. Измайлов и имени М. Горького А . Круцко намолотили более восьми тысяч центнеров зерна каждый, шофер райобъединения Р. Мирзоев пе­ ревез на хлебоприемный пункт 1.000 тонн зерна. Комсомольские организации уделяют постоянное внимание привлечению молодежи к управ­ лению социалистическим про­ изводством. В районе действует ряд молодежных общественных органов управления. Сюда отно­ сится «Комсомольский прожек­ тор», советы молодых специа­ листов и молодых рабочих и другие. Активная жизненная позиция молодежи выражена в девизе, с которым она участвует в об­ щественном про и з в о д с т в е : «Учимся коммунизму — строим коммунизм». Растить молодых ленинцев — значит воспитывать юношей и девушек в духе коммунисти­ ческой идейности, высокой нрав­ ственности. Н этот важнейший участок воспитания и впредь будет находиться в центре вни­ мания районной комсомольской организации. * * * В работе районной научно- практической конференции по нравственному воспитанию тру­ дящихся приняли участие и вы­ ступили прокурор района В. И. Воронцов, райвоенком П. И. Га- лак. Районная научно-практиче­ ская конференция приняла ре­ комендации, направленные на дальнейшее развитие и совер­ шенствование нравственного воспитания трудящихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz