Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ К У З О В К И Н Б. И., директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого: — Н равственное воспитание — это постоянное обогащение учащихся знаниями, овладение опытом, это развитие ума и формирование отношения к доб ру и злу, подготовка к активной борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в (обществе моральными устоями. Эти задачи решаются педаго гическим коллективом постоян но. Особенно благодатный мате риал в распоряжении препода вателей истории, литературы, географии и других предметов. И учителя — Л . Ф. Баранова, Р. П. Башлыкова, В. В. Хме- левская, Т. Я. Рудакова, А . С. Ливинцева и другие умело ис пользуют богатый матери ал своего предмета в решении задач нравственного воспитания. В учебно-воспитательном про цессе педагогический коллектив должен формировать такие ка чества личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность. трудолюбие, благородство и умение управ- рять собой. Советский человек человека с этими обязательст вами справились досрочно. Комсомольцы провели не сколько вечеров отдыха и встреч с ветеранами труда, посвяще ние в молодые рабочие, конкур сы: «Алло, мы ищем таланты». «А ну-ка, девушки!» «Мастер золотые руки». Развитию нравственного вос питания способствует наставни чество. В нашем цехе оно есть во всех бригадах. Воспитание и обучение про фессиональному мастерству мо лодых рабочих поручено 49 на ставникам, в числе которых 30 рабочих, 10 инженерно-техниче ских работников, 9 коммунистов. С большой гордостью мы назы ваем имена лучших наставни ков; Е. В. Архипкиной, Н. М. Еремеевой, Т. И. Костиной, А . П. Белавской и многих дру гих. Нашими наставниками обу чено 220 человек. Цеховая пар тийная организация большое значение придает дальнейшему развитию этого движения. О В Ч И Н Н И К О В А . И., на чальник М П М К ; — Воздействие руководителя Люди стали жить лучше, име ют больше материальных благ. За последние годы расходы на ученика восьмого класса повы сились, например, в три раза, а на ученицу 9 — 10 класса — в четыре. В некоторых семьях стои.мость гардероба девушки десятиклассницы в среднем в два раза превышает стоимость гардероба ее матери. В этом ни чего опасного нет, если бы воспитательное воздеГ 1 ствие вно сило правильные кор 1 юктивы в огромный поток еще не осмыс ленных подростко.м благ, но, к сожалению, такое не всегда про исходит, и подросток не связы вает эти блага непосредственно с трудовыми усилиями семьи. Пагубное влияние на подрост ка оказывает пьянство некото рых родителей. Известно, что значительное число подростков- правонарушителен в п е р в ы е приобщались к вину за роди тельским столом. В целях предупреждения пра вонарушений у четырех небла гополучных семей в этом году дети были отобраны. Третья часть подростков, со стоящих у нас на учете, не име- ч е м г о в о р и л и в ы с т у п а ю щ и е обязан поступать так, чтобы не причинять зла другим, не позво лять себе быть только потреби телем благ и радостей, должен честно трудиться, уважать ро дителей, быть добрым и чутким, уметь сдерживать свои порывы и желания, быть за все ответ ственным. В этом плане мы придаем большое значение и работе с учителями. У нас действует се минар по нравственному воспи танию, проводятся педагогиче ские советы, доклады на такие темы, как «Такт и мастерство учителя». Проводимая работа дала свои плоды. Резко сократились конф ликты «учитель— ученик», уве личилось число диспутов, бесед на нравственные темы. Общеиз вестно плодотворное взаимовли яние физического и умственного труда: применение знаний в фи зическом труде облегчает тру довое воспитание, делает его творческим. Но вместе с тем необходимо констатировать случаи пренеб режения физическим трудом _у учащихся, особенно увлеченньГх умственным трудом. Избежать этого возможно только улучше нием организации трудовой дея тельности и продумыванием ее цели и содержания. Т Р У Б И Ц И Н А Н . М ., секре тарь партбюро швейного цеха Московского производственно го объединения «Сокол»; — В настоящее время пробле ма комплексного подхода к ре шению вопросов идейно-воспи тательной и нравственной рабо ты поставлена нашей партией в центр внимания партийных, со ветских и хозяйственных орга нов, всех общественных органи заций. При нашей парторганизации работают начальные политиче ские школы по курсу «Консти туция развитого социализма». Занятия проходят регулярно. Все слушатели принимают ак тивное участие в работе полит школы, материалы конспекти руют. Для политзанятий у нас опре делен единый день— понедель ник, агитаторы проводят беседы по плану цехового партбюро не реже двух раз в месяц. С помощью агитаторов и по лнтинформаторов в цехе распро странены почины «Пятилетке качества — рабочую гарантию», «Достигать наивысших резуль татов при наименьших затра тах», «Ни одного отстающего рядом». Более ста человек соревно вались за то, чтобы выполнить трехлетнюю программу к пер вой годовщине принятия новой Конституции С С С Р . Нз них 83 любого коллектива на воспита ние коммунистической нравст венности ведется по многим каналам: через партийные и об щественные организации— в ча стности, через НТО , ВО И Р , бю ро экономического анализа, со веты профилактики, товарищес кие суды, ДНД , группы и посты народного контроля. Взять хотя бы совет профи лактики по борьбе с нарушите лями трудовой дисциплины и норм морали. У нас совет со стоит из 9 человек. Возглавляет его прораб В. Е. Печерский. — Это деловой, с высокими нравст венными качествами человек. Он ведет большую воспитатель ную работу в коллективе. Искусство работать с людьми не дается от рождения, оно фор мируется в течение жизни под влиянием различных факторов: жизненного опыта, работы над собой, различных форм обуче ния. Для руководящих работни ков непревзойденным образцом во всех отношениях, в том числе и во взаимоотношениях с под чиненными, является стиль ру ководящей деятельности В. И. Ленина. И з воспоминании со ратников Владимира Ильича известно, что несмотря на зани маемый пост и громадный авто ритет в партии и в стране, он был прост, вежлив в обраще нии с людьми любого ранга и положения, внимателен, умел выслушивать мнения людей, брать все ценное на вооружение. Руководство коллективом не разрывно связано с процессом воспитания отдельной личности. Понимание всей сложности и тонкости механизма психологи ческих связей коллектива и лич ности— важное требование к сов ременному стилю воспитатель ной работы. Человек не должен чувствовать себя объектом вос питания. Особенно недопусти мы достаточно скомпрометиро вавшие себя методы «накачек», «нотаций» и т. д. со стороны руководителя по отношению к работнику, допустивше.му ту или иную ошибку. Дисциплина выступает как нравственная ка тегория лишь в том случае, ког да требования руководителя вы ступают как требования коллек тива. Л А С Ь К О В А Е. С., секретарь комиссии по делам несовершен нолетних при райисполкоме; — Семья остается самым тон ким и совершенным инструмен том воздействия на все стороны формирования личности. У нас в районе немало делается для повышения педагогической куль туры родителей. Однако недо статков в этой работе еще много. ет одного из родителей. Именно ребята из таких семей нужда ются в хорошем шефе, дельном наставнике. Школа, обществен ность должны в этих случаях проявить особую заботу, повы шенную ответственность. Мы имеем возможность буквально «по рукам» разобрать такие трудных ребят. Здесь важно об думанно подходить к выбору шефа, наставника. Нередко они подбираются по сугубо формальным признакам, без учета личных качеств, склон ностей, авторитета у подрост ков. Наставников надо учиТь этому специфическому, трудно му делу, регулярно контролиро вать их деятельность, поощрять за успехи. В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних ставит перед собой задачу пре дупреждения преступности сре ди подростков. С этой целью активизирована профилактиче ская работа. За последние два месяца в п. Лев Толстой опера тивной группой было проведе но шесть рейдов по предупреж дению правонарушений среди не совершеннолетних. Необходимо в ближайшее время провести рейды на территории Остро- Каменского, Первомайского, Знаменского и Домачевского сельских Советов. Г У Д К О В А М . И., председа тель Тфоицкого сельского Сове та: — Важная роль в воспитании трудящихся принадлежит совет ским праздникам и обрядам, ко торые укрепляют связь между отдельным человеком и общест вом, В нашей стране сложилась и продолжает развиваться систе ма советских праздников и об рядов, являющихся составным элементом социалистической культуры . В дни советских праздников в колхозах, распо ложенных на территории наше го сельского Совета, проводятся торжественные собрания, на ко торых подводятся итоги проде ланной работы, называются име на передовиков, победителей социалистического соревнова ния. Их тепло поздравляют с трудовыми успехами, вручают награды. 9 мая, в День Победы, тру женики сел Троицкого и Голо- винщина собираются у обелис ка павшим воинам. Здесь прово дится торжественный митинг и возложение венков. Большой популярностью пользуются тру довые праздники. В колхозе «Заветы Ильича» проводится торжественный ри туал посвящения молодежи в кол.хозники, устраиваются тор жественные проводы парней в Советскую Армию. На снимках: вверху •— заведующая Кузовлевской сельской биб лиотекой агитатор Л. Г. Кузовлева; внизу —пропагандисты заведу ющий юридической консультацией Б. А. Сухарев и начальник швей ного цеха .Московского производственного объединения «Сокол» В. А. Малышева Фото А. Гавриловой. Большое внимание Троицкий сельский Совет уделяет прове дению семейных бытовых празд ников. Это торжественные про воды ветеранов труда на пен сию, регистрация новорожден ных, регистрация брака. В этих праздниках нашли свое отраже ние коммунистический гума низм. глубокое уважение к че ловеку труда, красота челове ческих взаимоотношений. Для того, чтобы социалисти ческая обрядность в формирова нии нравственного облика совет ского человека достигала цели, важно, чтобы она приобрела ре гулярный характер, имела ус тойчивый календарь. Д Ь Я К О В А 3. А ., директор районной библиотеки: — В сложившейся системе нравственного воспитания, вклю чающей семью, школу, произ водственные коллективы, обще ственные организации, большая роль принадлежит учреждениям культуры, в частности, библио текам. Многие из них в этом направле нии проводят определенную ра боту. Например, Золотушинскач сельская библиотека совместно с сельским Домом культуры з этом году провела различные массовые мероприятия: вечер «Буревестник революции», по священный П О годовщине со дня рождения А . М. Горького, устные журналы »Образ жизни — советский», «Ты на подвиг зо вешь, комсомольскиГ! билет» п другие. В формировании идейного ми ровоззрения. нравст в е н н ы х убеждений, выработке активной жизненной позиции исключи тельная роль принадлежит худо жественной литературе. Огромной силой воздействия на читателей обладают книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». В библиотеках района на них сей час большой спрос. По этим книгам в библиотеках ра 1 ”юна были оформлены выставки, про водились и проводятся чита тельские конференции. П А Х О М О В В. В., второй сек ретарь райкома ВЛ К СМ : — Свидетельством высоких нравственных ценностей, актив ной жизненной позиции юно шей и девушек Страны Советов является их самоотверженный труд. Это ярко проявилось во всена родной битве за урожай этого года. Комбайнеры совхозов име ни Л. Толстого Н. Измайлов и имени М. Горького А . Круцко намолотили более восьми тысяч центнеров зерна каждый, шофер райобъединения Р. Мирзоев пе ревез на хлебоприемный пункт 1.000 тонн зерна. Комсомольские организации уделяют постоянное внимание привлечению молодежи к управ лению социалистическим про изводством. В районе действует ряд молодежных общественных органов управления. Сюда отно сится «Комсомольский прожек тор», советы молодых специа листов и молодых рабочих и другие. Активная жизненная позиция молодежи выражена в девизе, с которым она участвует в об щественном про и з в о д с т в е : «Учимся коммунизму — строим коммунизм». Растить молодых ленинцев — значит воспитывать юношей и девушек в духе коммунисти ческой идейности, высокой нрав ственности. Н этот важнейший участок воспитания и впредь будет находиться в центре вни мания районной комсомольской организации. * * * В работе районной научно- практической конференции по нравственному воспитанию тру дящихся приняли участие и вы ступили прокурор района В. И. Воронцов, райвоенком П. И. Га- лак. Районная научно-практиче ская конференция приняла ре комендации, направленные на дальнейшее развитие и совер шенствование нравственного воспитания трудящихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz