Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
с РАЙОННОЙ НАУЧНО • ПРАКТИЧЕСКОЙ К О Н Ф Е Р Е Н Ц И К РАЗВИВАТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ Формирование нового челове ка, сказал докладчик, нравст венное воспитание трудящих ся Коммунистическая партия рассматривает как одну из важ нейших задач строительства коммунистического общества, «Великое дело строительства коммунизма, — указывал Л. И. Брежнев, — невозможно дви гать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, об разования, общественной созна тельности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он без соответ ствующей материально-техниче ской базы». Исходя из этого, райком пар тии, первичные партийные ор ганизации стремятся строить свою работу с учетом комп лексного решения этой важней шей задачи, связанной с соци ально-политической и трудовой активностью каждого тружени ка. Могучим средством нравст венного воспитания человека, формирования у него осознан ного чувства общественного дол га, активной жизненней пози ции, непримиримости ко всему, что противоречит социалисти ческому образу жизни, является политическое и экономическое образование. В районе в системе партий ной учебы в текущем 1978— 1979 учебном году занимается 1.813 человек, в том числе 1.293 коммуниста, в системе комсо мольской политучебы— 464 че ловека, в экономических школах, школах комтруда и на курсах по вышения квалификации — 2.332 человека. Политическая учеба способствует утверждению в трудовых коллективах такой мо рально-психологической атмо сферы, при которой каждый считает своим естественным дол гом работать с наивысше 11 отда чей сил и знаний общему делу. Поэтому не случайно, что боль шинство слушателей является ударниками коммунистического труда, охотно выполняет раз личные общественные поруче ния, В формировании нравствен ных идеалов личности, в деле воспитания убежденных, стра стных борцов за комму низм неизмеримо возросла з наше время роль пропагандиста А для того, чтобы успешно справляться с этими благород ными задачами, пропагандист сам должен настойчиво учить ся, глубоко знать марксистско- ленинскую теорию, хорошо раз бираться в вопросах внутренней и внешней политики партии, жизни страны, умело использо вать возможности политической пропаганды для воспитания тру дящихся в духе коммунистиче ской нравственности, беспре дельной преданности идеалам коммунизма. В текущем учебном году про пагандистами утверждены 178 человек, 116 из них с высшим и незаконченным высшим обра зованием, около ста человек имеют пропагандистский стаж от 3-х до 10 лет и более. Партийные организ а ц и и швейного цеха Л'Ь 7 Московского производственного объединения «Сокол», райсельхозтехники. дистанции пути, молзавода, кол хозов «Родина», «Заветы Ильи ча», совхозов «Гагаринский», «Знаменский» и другие оказы вают практическую помощь про пагандистам, агитаторам и по литинформаторам в нравствен ном воспитании коллективов, систе.матически осуществляют контроль за ходом политической и экономической учебы. Однако нравственно-полити ческое воспитание трудящихся, сказал далее докладчик, не мо жет ограничиваться только рам ками ^марксистско-ленинской учебы. Как известно, нравствен ное воспитание человека начина ется с детских лет и в этом пла не огромная роль принадлежит семье и школе. Первые уроки нравственности ребенок получа ет в семье. Всестороннее разви тие и воспитание ребенка в се- Он отметил большую роль шко лы в деле патриотического и ин тернационального воспитания учащихся и положительную ра боту в этом направлении клу бов интернациональной дружбы Золотушинской, № 42 имени Л. Н. Толстого средних, Зна менской восьмилетней школ, районного Дома пионеров. Здесь проходят митинги солидарности с патриотами Чили; Ребята ак тивно участвуют во Всесоюзной акции «Пионеры С С С Р — детям Вьетнама». Большую поисковую работу ведут красные следопы ты Лев-Толстовской. Гагарин ской, Митягинской средних и Кругловской, Карповской вось милетних школ. Наряду с положительными сторонами в нравственном и трудовом воспитании школьни ков пока еще много недостат ков и нерешенных проблем. Н а до обратить особое внимание родителей и учителей на важ ность приобщения детей к непо средственному участию в произ- торая сложилась в нем, опреде ляет жизненную позицию чело века. Только сильный, нравст венно зрелый коллектив спосо бен поставить на ноги оступив шегося человека. Далее докладчик остановился на тех изменениях, которые про изошли в жизни села за годы Советской власти. Добротные красивые дома, хорошие дороги, водопровод, газ, прекрасные ма газины, Дома культуры, детские сады-ясли и т. д. — вот далеко не полный перечень того, что стало обычным в жизни сел и деревень. Теперь у нас почти в каждой семье есть телевизор или радиоприемник, холодиль ник, стиральная машина и много другой сложной бытовой те.хни- ки. Жизнь в селах и поселке ста новится зажиточной. Партийные организации призваны не толью противостоять потребительским настроения.м, стяжательству, но и своевременно предупреждать их. И з д о к л а д а з а в е д у ю щ е г о о т д е л о м пропаганды и агитации райкома КПСС В. А . Шалимова мье, как правило, является за логом того, что в будущем из него вырастает настоящий со ветский человек, активный строитель коммунизма. В условиях развитого социа листического общества качест венные изменения произошли в советской школе. Она теперь не просто учебное заведение, где усваиваются определенные знания, а и важная ячейка, где под руководством партийных ор ганизаций разрабатываются и осуществляются комплексные планы воспитания детей и под ростков. Для решения воспита тельных задач здесь концентри руются силы педагогических коллективов, детских общест венных организаций, родитель ских и ученических комитетов, шефских организаций. Новые требования к школе .диктуют настоятельную необхо димость усиления идеологиче ской подготовки кадров. В этих целях во всех средних и восьми летних школах для учителей созданы теоретические семина ры, в которых они изучают раз личные проблемы марксистско- ленинской теории. В теоретических семинарах при средних и восьмилетних школах района пятый год уже изучается курс «Проблемы нравственного воспитания со ветского человека». Умелыми ■ пропагандистами теоретического семинара по нравственному вос питанию проявили себя Б. И. Кузовкин, Т. А . Кузовлева, Л. Н. Осетрова и многие другие. Далее докладчик подробно остановился на вопросах идей но-нравственного воспитания подрастающего поколения в ду хе коммунистической морали. водственном труде. Школа, ро дител , общественность должны настойчиво работать над тем, чтобы поднять в глазах школь ников престиж профессий сфе ры материального производства, готовить достойную смену стар шим поколениям. После воспитания в семье и школе молодой человек, как правило, попадает в трудовой коллектив. Трудовой коллектив обладает огромной силой нравст венного воздействия на челове ка; в нем каждый связан с дру гими тесными узами доверия п ответственности, соревнования и товарищеской взаимопомощи. В районе немало таких произ водственных коллективов, кото рые являются действительно школой идейно-политического, трудовбго и нравственного вос питания. В их числе коллективы швейного цеха, райсельхозтек- ники, М П М К , локомотивного де по, молзавода и другие. В этих коллективах постоян но анализируется морально-пси хологическая обстановка, устра няются причины, порождающие нравственную незрелость, недис циплинированность, недобросо вестное отношение к труду. Про винившимся сам коллектив опре деляет меру наказания. Важные вопросы идейно-нравственного воспитания ставятся на обсужде ние коммунистов на партийных собраниях, заседаниях парткома и бюро. Все это воспитывает добросовестное, заинтересова.ч- ное отношение к делу, повыша ет ответственность рабочих за судьбу планов и обязательств. Практика убеждает нас, что именно трудовой коллектив, та психологическая атмосфера, ко- В наше 11 стране утвердилась новая коммунистическая мораль. Однако нет секрета в том, что отклонение от норм нравствен ности— воровство, частнособст веннические тенденции, хули ганство и пьянство еще встреча ются. Борьба с ртими пережит ками прошлого является делом чести каждого советского граж данина. Важне 1 ш и м средством нрав ственного воспитания советско го человека является социали стическое соревнование. Проду манная его организация помо гает выполнять одновременно целый ряд экономических, со циальных и воспитательных функций. Соревнуясь друг с другом, люди прежде всего учат ся понимать государственное значение своего труда, свой гражданский долг перед обще ством. Человек же, хорошо осоз нающий значимость своего тру да, самостоятельно изыскивает пути и методы повышения его производительности, проявляет деловитость, предприимчивость, инициативу и творчество. Неплохо организовано сорев нование среди доярок колхоза «Заветы Ильича», Карповского отделения совхоза «Домачев- ский». Центрального отделения совхоза «Знаменский» и совхо за имени Л. Толстого. Эти кол лективы добиваются наивысших надоев молока на фуражную ко рову в нашем районе. Исключительно важное зна чение для нравственного воспи тания трудящихся, особенно мо лодых рабочих, имеет движение за коммунистическое отношение к труду, в котором сегодня уча ствуют около двух тысяч чело век, а 1.050 рабочих носят вы сокое звание ударников комму нистического труда. За годы восьмой и девятой пятилеток 407 человек в районе награжде ны орденами и медалями. Прекрасно зарекомендовала себя и такая форма воспитания, как наставничество. Оно получи ло широкое распространение. .3 настоящее время в районе на считывается 170 наставников. Они щедро дарят своим воспи танникам время, опыт, тепло своих сердец. Серьезно подхо дят к организации этого дела парторганизации колхозов «Ро дина», «Заветы Ильича», рай сельхозтехники, М ПМ К . В этих коллективах наставничество раз вивается успешно потому, что здесь хорошо понимают пользу его, ведут работу по подбору кад ров наставников, поощряют их благородный труд. Однако в колхозах «Красный путиловец», имени Ленина, сов хозах «Домачевский», «Пламя» развитию наставничества уде ляется пока мало внимания. Главными факторами форми рования нравственных убежде ний и привычек является уча стие в общественно полезном труде, а также общеобразова тельная, политическая и проф союзная учеба. Производствен ный коллектив и разнообразные формы идеологического воздей ствия оказывают наиболее мощ ное и решающее влияние на нравственность. Но люди находятся на про изводстве, а учащиеся в шкрле не все время. Значительную до лю суток они проводят дома в кругу семьи и знакомых, нл улице и в общественных местах. Для лучшего использования досуга трудящихся требуется прежде всего хорошая органи зация пропагандистской, массо во-политической. культурно-про светительной и физкультурной работы в кл 5 'бах, на стадионах, в парках — всюду, где трудя щиеся проводят свободное вре мя. Для организации хорошего до суга трудящихся у нас есть все возможности. В районе имеется 30, клубных учреждений, 25' библиотек, 30 киноустановок, 2 стадиона и 28 спортивных площадок и полей. Однако мы прекрасно понима ем. что мало построить новый Дом культуры или стадион, нуж но еще развернуть там увлека тельную и вместе с тем идеоло гически насыщенную деятель ность общественных организа ций. Клубы и стадионы останут ся пустыми, если там не будет интересных мероприятий. Нельзя не отметить огромно)! роли кино в нравственном вос питании трудящихся. Но мы не можем быть довольны нынеш ним уровнем его использования в идейно-воспитательной работе. Беспокоит наметившаяся тенден- \ ция к сокращению количества зрителей. В клубах и Домах культуры не работают кинолек тории общественно-политиче ской направленности, не про водятся беседы и кинолекции. Важная роль в нравственном воспитании трудящихся отво дится работникам печати и р,ч- дио. Перед ними поставлена за дача — активно вторгаться в жизнь, пристальней изучать про цессы трудовой жизни коллек тивов. На страницах газеты я в радиопередачах следует все мерно пропагандировать передо вой опыт новаторов производ ства. Формирование активной жиз ненной позиции людей, воспи тание сознательного отношения к общественному долгу во мно гом определяется уровнем пар тийного руководства этой рабо той. Вопросы, связанные с нрав ственным воспитанием людей, должны постоянно находиться в центре внимания партийных ко митетов, регулярно рассматри ваться на заседаниях партбюро и собраниях коммунистов. Задача повышения уровня идейно-нравственного воспита ния, совершенствования его форм и методов, формирования социально-активной личности — одна из сложнейших во всей идеологической работе. Здесь немало еще нерешенных проб лем и трудностей. Но сейчас партийные органи зации района располагают всем необходимым, чтобы более ак тивно и целеустремленно вести работу по идейно-нравственному воспитанию всех слоев населе ния, поднимать их политическую и производственную активность - на решение исторических задач, намеченных X X V съездом пар тии, июльским и ноябрьски.м (1978 г.) Пленумами Ц К КП СС , на выполнение планов и социа листических обязательств деся той пятилетки. На снимке: в зале заседаний. Фото А. Гавриловой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz