Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ П о с е л о к б у д е л о б р а з ц о в Ь т Глубоко чтут память великого русского писателя Л. Н. Толстого в пашен стране. Яркое свидетельство этому—подготовка к 150-ле­ тию со дня его рождения. На станцию, где прошли последние дни жизни писателя, приезжали многочисленные гости, и каждый при.чо- дил к памятнику, возлогал цветы. На снимке; возложение венков в предъюбилейные дни. Фото А. Гавриловой. В телеграммах, отправляемых во многие газеты России, кор­ респонденты писали в тревож­ ные ноябрьские дни 1910 года, что станция Астапево, где на­ шел приют великий русский пи­ сатель. представляла из себя печальное зрелище; грязная, за­ холустная, пустынная, затерян­ ная. Были и другие мрачные эпитеты. Иной она стала при Совет­ ской в.части. Маленький насе­ ленный пункт при железнодо­ рожной станции превратился в современный поселок городско­ го типа, носящей имя Льва Толстого. Появились новые ули­ цы. десятки красивых много­ квартирных домов, администра­ тивных и культурно-бытовых зданий. Оформлены площади и скверы, посажено множество деревьев и кустарников. Кто пролетал над поселком на само­ лете, мог воочию убедиться в красоте его планировки, зелено­ го наряда. Районная газета уже сообща­ ла своим читателям о том, что сделано в поселке по благоуст­ ройству. Это и асфальтирование улиц, и разбивка скверов и цветников, и строительство но­ вых тротуаров. Но сегодня мне хочется коротко остановиться на том, что сделано в этом нап­ равлении в период подготовки к празднованию 150-летия со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Она практически началась с весны текущего года. До каждо­ го предприятия были доведены задания. Выполнение мероприя­ тий по подготовке к юбилею контролировал специально соз­ данный штаб по благоустройст­ ву. Большую работу проделали до­ рожные строители, коллективы райобъединения «Сельхозтех­ ника», межколхозной передвиж­ ной механизированной колонны, хлебоприемного предприятия, молочного завода, комбината жилищно-коммунальных пред­ приятий и благоустройства, рем- стройучастка. Только в нынеш­ нем году отсыпаны щебнем и асфальтированы улицы Цент­ ральная. Заводская, часть Мало- Красноармейской, значительно благоустроены улицы Володар­ ского, . Международная, Мало- Красноармейский проезд. Прове­ дена реконструкция улицы Лев- Толстовской, на которую израс­ ходовано более 100 тысяч руб­ лей. Почетное задание — реконст­ руировать сквер, где установлен памятник Л. Н, Толстому —бы­ ло поручено коллективу дистан­ ции пути. И надо отметить, что путейцы с высоким чувством от­ ветственности отнеслись к это­ му важному делу. Несмотря на предельно сн^атый срок, они ус- , успешно справились с заданием. В сквере уложены железобе­ тонные плиты, установлены чугунная ограда, светильники, высажены голубые ели, декора­ тивный кустарник, много цве­ тов. Исполком поселкового Сове­ та принимал все меры к тому, чтобы улучшить уличное осве­ щение. Велась реконструкция водопроводной сети и строились новые линии. Благоустроен парк районного Дома культуры, где построен фонтан со смотро­ вой площадкой. Многое сделано, но многое еще предстоит сделать. Необхо­ димо благоустроить окраинные улицы райцентра, навести над­ лежащий санитарный порядок как в производственном, так и в жилом секторах. Исполком пос­ совета, депутаты, общественные организации, население добьют­ ся того, что поселок, носящий имя великого писателя, будет образцовым. Л. ЖЕРНОВЕНКОВ, за.ч. председателя исполко.ма поссовета. На снимке: .V. .'1. Горьким (1901 г.) Л. 11. Толстом и в Ясцой Поляне Йютохроннка Т.ЛСс Он был сплетеньем всех кор ф России, ствол ее н крона. Певец ее трудов н дней. Ее сермяга н корона. В нем встретились, схлестнулись в нем Ее дворянство н крестьянство. В непостоянстве — день за днем — Ее живое постоянство. Туляк в нем видит земляка, Родную душу —парижанин. Рабочая его рука Своею .мощью поражает. Своею нежностью, своей Неутомимостью, и, право. Из-за кустов его бровей Глядит колюче наша слава. Лев ОЗЕРО! В ОДИН из погожих сен­ тябрьских дней 1909 года площадь у Курского вокзала в Москве была запружена наро­ дом. Порой то здесь, то там раз­ давались полицейские свистки. Наконец, в воздухе пронеслось; «Едет, едет!...» У начала площади останови­ лось несколько экипажей. С пер­ вого медленно сошел высокий старец с широким лбом и седою бородой, спадающей на грудь. Многотысячная толпа задвига­ лась, зашумела: «Льву Никола­ евичу, ура! Слава Толстому! Да здравствует великий борец! Ура-а-а!» Толстой и его спутники с тру­ дом прошли через толпу на пер­ рон. Когда писатель показался в окне вагона, шум усилился, вверх полетели фуражки, шля­ пы. — Благодарю! Благодарю за добрые чувства... Спасибо... — произнес Толстой, и голос его дрогнул. Поезд тихо тронулся. Моло­ дые люди—студенты, курсист­ ки. рабочие—двинулись за ним, взволнованные, радостные... С того памятного события пройдет немногим более года, и всю Россию, всю планету потря­ сет горестное известие; велико­ го мастера литературы не стало. «Умер Лев Толстой,—писал в те дни В. И. Ленин.— Его миро­ вое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской ре­ волюции». В творчестве, взглядах, учени­ ях Толстого Ленин увидел кри­ чащие противоречия, которые ХУДОЖНИК СЛОВА были обусловлены противоречи­ ями действительности. Сила Толстого—в его гениальном ху­ дожническом даре, трезвом ре­ ализме, страстном протесте про­ тив лжи и фальши буржуазного общества. Его слабость—в про­ поведи «непротивления злу» на­ силием, в культивировании са­ мой утонченной и потому осо­ бенно омерзительной попов­ щины. Ленин гордился Толстым — гениальным художником, кото­ рый «...сумел поставить в своих работах столько великих вопро­ сов. сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художе­ ственной литературе». Толстой прожил большую жизнь. Его литературное насле­ дие огромно—девяносто объеми­ стых томов. Необъятны художе­ ственные горизонты писателя, поразительны разнообразие тем, сюжетов, образов, характеров, философская глубина его про­ изведений. Эпопея «Война и мир». В ли­ тературе планеты нет романа, который можно было бы поста­ вить рядом с эти.м творением Толстого. Жизнь и смерть, сво­ бода и рабство, любовь и нена­ висть. война и мир. благородст­ во и бесчестие —важнейшие вопросы человеческого бытия .художником исследуются глубо­ ко и обстоятельно. Непримири­ мый противник агрессии. Тол­ стой в своем произведении вос­ славил войну освободительную, справедливую. Ему бесконечно дороги люди, мысли и стремле­ ния которых направлены к высо­ кой цели—изгнанию захватчи ков, утверждению мира, народ­ ному благополучию. Высочайшее художественное мастерство Толстого, его непрев­ зойденное умение изображать «диалектику души» ярко, со всей полнотой проявились в «Войне и мире». Не говоря уже о главных действующих лицах, каждый второстепенный персо­ наж воспринимается в своей жизненной индивид\’альности, конкретности. «Героев «Войны и мира» от­ деляют от советских людей пол­ тора столетия.— записал това­ рищ Л. И, Брежнев в Книге по­ четных посетителей дома-.музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Но их сближают высокие чувст­ ва патриотизма и геройства, один и тот же дух правды и справедливости, готовность от­ дать жизнь за честь и незави­ симость Родины». После «Войны и мира» Тол­ стой приступил к работе над романом «Анна Каренина» (1873— 1877 гг.). «Семейная мысль» в произведении тесно связана с общественной жиз.чью 70-х годов прошлого века—пе­ риодом становления в России новых, капиталистических отно­ шений. Тревожный ветер време­ ни оживает на страницах книги, вызывая чувство неуютности, смятения у многих ее героев. людей сложных и трудных су­ деб. Анна Каренина, Констан­ тин Левин—они определяют две основные линии романа—не хо­ тят приспосабливаться к тем жизненным нормам, которые калечат личность, ведут к ду­ ховной опустошенности. Они пытаются обрести счастье, под­ чиняясь своему искреннему чув­ ству, благородным движениям сердца. Но это оказывается не- осуществи.мым. Мучаясь и стра­ дая. они духовно растут, все больше убеждаясь в бесплодно­ сти своих стремлений... С еще большей, чем в «Анне Карениной», силой на ненави­ стный ему строй писатель обру­ шился в романе «Воскресение». Это произведение стало обвини­ тельным актом против основ буржуазного общества. Народ— подлинный хозяин жизни, буду­ щее принадлежит трудовому че­ ловеку—утверждает автор «Во­ скресения». «Война и мир», «Анна Каре- вина», «Воскресение»... Три знаменитых произведения. Но это только часть, хотя и очень весомая, литературного насле­ дия Толстого. Среди его шедев­ ров—и автобиографическая три­ логия «Детство», «Отрочество», «Юность», и «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», возвеличивающая людей труда. «С.мерть Ивана Ильича», «Хад­ жи-Мурат», пьесы «Власть тьмы», «Живой труп», расска­ зы «Рубка леса», «Люцерн», «После бала»... Здесь ж е— пол­ ные страсти и гнева публици­ стические статьи, об одной из которых докладывалось царю: она «по своему содержанию должна быть приравнена к наи­ более возмутительным и рево­ люционным воззваниям»... Жизнь Толстого — это неу­ станное служение народу, слу­ жение как писателя, педагога, .заступника перед властями, как доброго друга и помощника в трудную годину голода, несча­ стий. «Мв!слитель и художник... всегда, вечно в тревоге и волне­ нии...» — говорил Толстой, и сам являл пример художниче­ ской неугомонности. Ему были открыты сокровен­ ные тайны родного слова — под его пером оно обретало вол­ шебную силу, играло разными красками, оттенками. Язык пи­ сателя могуч глубинной Связью с народной речью, постижением ее богатств, мастерским их ис­ пользованием, В 1910 году Ленин писал, что творения Толстого «всегда бу­ дут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе челове­ ческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капитали­ стов...» После победы Октябрьской революции такое время настало. Ныне имя Льва Толстого извест­ но в каждом уголке наше!! страны, далеко за ее рубежами. Советские люди гордятся б е с ­ см ерт ным сыном русского на­ рода, гениальным писателем, чье творчество явилось шагом вперед в художественном разви­ тии человечества С. КОШЕЧКИИ Кандидат фнлодогически.х наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz