Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Воспитанию школьников—комплексный подход 23 августа состоялось традиционное августовское совещание учителей. С докладом «О ходе выполне­ ния постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. УЗ } У П ОДГОТОВКА к новому учебному году, сказал док­ ладчик, проходит в деловой, творческой обстановке. На во­ оружении нашей школы—реше­ ния XXV съезда партии, широ­ кая программа действий, разра­ ботанная в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер­ шенствовании обучения, воспи­ тания учащихся общеобразова­ тельных школ и подготовки их к труду». В школах района имеются все условия для того, чтобы мо­ лодежь получила полное сред­ нее образование. За последние десять лет в селах открыто 4 средних школы, построено 12 новых школьных зданий. Работа многих педагогических коллективов по охвату учащих­ ся всеобщим средним образова­ нием показала, что они стоят на правильном пути. Так, из 327 выпускников 8-х классов 206 человек изъявили желание учиться дальше, многие продол­ жат образование в средних учеб­ ных заведениях, в профтехучи­ лищах. Однако у нас имеются еще руководители школ, кото­ рые не проводят с восьмиклас­ сниками определенной работы в этом направлении, не учитыва­ ют потребностей района, обла­ сти в молодых рабочих руках. Поэтому более 50 человек с восьмилетним образованием вы­ ехали за пределы области, по существу связь с ними потеря­ на. Невнимательно отнеслись к этому педагоги Головинщиискон, Лев-Толстовской и Митягин- ской средних школ. Сейчас воп­ рос стоит так: коллектив вы­ полнил поставленную перед ним задачу, если каждый выпускник восьмого класса через любые каналы дальнейшего обучения получит среднее образование. Говоря о всеобщем среднем образовании, мы не должны за­ бывать, что на предприятиях, в колхозах и совхозах трудятся немало молодых людей, не имеющих среднего образЪвания, поэтому лозунг «Каждому мо­ лодому труженику—среднее об­ разование»— актуален и се­ годня. В прошлом учебном году 87 человек, учившиеся без отрыва от производства, получили ат­ тестаты о среднем образовании. Продуманная, планомерная ра­ бота по вовлечению производст­ венников в учебный процесс ведется педагогическими кол­ лективами Знаменской, Орлов­ ской, Первомайской, Золоту­ шинской школ. Они добились то­ го, что на протяжении ряда лет здесь нет отсева учащихсл-за- очников. Другая картина наб­ людается в Гагаринской школе, 1 ,оторая в течение ряда лет не выполняет план по заочному , обучению и допускает самый высокий процент отсева. Так. из 19 человек, поступивших в 9-й класс, осталось на конец года всего 9 человек. Осуществление всеобщего обя­ зательного среднего образо- вания требует повышения от­ ветственности всех работников просвещения за судьбу каждого ребенка и подростка. Мы долж­ ны воспитать у всех выпускни­ ков восьмых классов убежде­ ние, что получение среднего об­ разования в современных усло­ виях является гражданским дол­ гом, жизненной потребностью советского человека. Результаты прошлого учеб­ ного года говорят о том, что многие педагогические коллек­ тивы значительно улучшили ка­ чество обучения. Это прежде всего относится к Гагаринской, Золотуш^нской, Первомайской средним, Топовской, Загрядчин- ской, Знаменской, Ильинской восьмилетним школам. По срав­ нению с 1976—77 учебным го­ дом повысилось качество зна­ ний—40 процентов учащихся учится на «4» и «5». Немного ниже этот показатель в Головин- щинской, Лев-Толстовской, Пле- мянниковской, Сланской шко­ лах. Заслуживает одобрения и рас­ пространения опыт работы пе­ дагогического коллектива То­ повской восьмилетней школы, где усилия учителей направле­ ны на то, чтобы к каждому уро­ ку была отличная подготовка. Здесь уделено самое серьезное внимание созданию необходи­ мой учебно-материальной базы, организовано семь современных учебных кабинетов. Радуют результаты Знамен­ ской восьмилетней школы, кото­ рая на протяжении ряда лет ра­ ботает без второгодников. Мы с гордостью называем имена наших лучших учителей- наставников, которые весь свой опыт, знания отдают делу обу­ чения и воспитания подрастаю­ щего поколения. Это Н. Я. Не- стифорова, В. И. Больных. В. П. Чернова, В. Е. Грушин, В. П. Черняева, Л. Н. Осетрова, А. Перепелова, С. А. Тара­ сов, Л. М. Кузнецова, Г. С. Грачева, Н. Ф. Осипова, А. Д. Парамонова. В. А. Самохина и многие другие. Одно из направлений совер­ шенствования учебно-воспита­ тельного процесса связано с ро­ стом научно-методического ма­ стерства учителя, повышением результативности его труда. В этом году курсовую переподго­ товку прошли 30 учителей, а Л. Н. Полянская, М. Г. Башлы­ кова. Г. Т. Морозова, А. М. Рас­ торгуева заочно закончили пе­ дагогические В 5 ЮЫ. В совершенствовании учебно- воспитательного процесса ис­ пользованы далеко не все ре­ зервы. Один из них—использо­ вание технических средств обу­ чения. А вот в Домачевской средней школе даже учебные кинофильмы не показывались почти целую четверть. Техни­ ческие средства плохо исполь­ зуются в Головинщинской, Пер­ вомайской школах. А ведь за опытом далеко ходить не надо. В Гагаринской средней школе так построено расписание заня­ тий, что учителя проводят ки- ноурюки по телевидению, ис­ пользуя учебные программы. Далее докладчик подробно остановился на вопросах повы­ шения воспитывающего характе­ ра каждого урока, формирова­ ния у учащихся коммунистиче­ ского мировоззрения и нравст­ венности. Непременное условие достижения этих целей—хоро­ шая постановка гуманитарного образования, от.метил доклад­ чик. ЦК КПСС и Совет Министров СССР определили необходи­ мость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере ма­ териального производства, обос­ нованному выбору профессии. Сейчас необходимо добиться, чтобы тема труда, величие людей труда звучали на уроках всех дисциплин, во всех воспитатель­ ных мероприятиях, начиная с 1 класса и до выпускного. Пусть стены школ украсят портреты знатных рабочих, мастеров вы­ соких урожаев, выпускников школы, порадовавших своими производственными успехами. Неисчерпаемые воспитатель­ ные возможности заложены в каждом изучаемом предмете. Раскрывать красоту труда че­ рез свой предмет, прививать любовь к нему—вот на что ори­ ентирует последнее постановле­ ние о школе. Однако на практике получа­ ется обратное. Учащиеся в ос­ новном ориентируются на руч­ ной труд. Девятиклассники не имеют навыков вождения сель­ скохозяйственных машин и им в большинстве своем не доверяют технику, а в школах своей тех­ ники мало. Вот и получается разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Партия и правительство пра­ вильно ориентируют нас на по­ вышение качества обучения, на недопущение отрыва теорий от практики. В трех сельских шко­ лах ведется обучение механиза­ торским специальностям. Это Золотушинская, Гагаринская, Головинщинская школы, препо­ дается автодело в Лев-Толстов- ской школе. Здесь оборудованы кабинеты машиноведения, ре­ гулярно проводятся занятия. Но ребята очень мало обучаются практическому вождению, вы­ полнению тех или иных сель­ скохозяйственных работ. Но если в вышеупомянутых школах как-то налажено обуче­ ние механизаторским професси­ ям, выпускники остаются в хо­ зяйствах и работают по специ­ альности, то этого не скажешь о Домачевской. Первомайской, Митягинской средних школах. В них нет даже кабинетов маши­ новедения, все занятия по труду сводятся к работе в мастерской. Не на должном уровне нахо­ дится трудовое обучение в вось­ милетних и начальных ш.колах. В большинстве из них нет мас­ терских, оборудование и инст­ рументы устарели. Сланская, Племянниковская, Кузовлевская, Астаповская шко­ лы отказались от пришкольных участков с тем, чтобы не обре­ менять себя заботами по разви­ тию навыков и любви к сельско­ хозяйственному труду. Стало уже привычным ограждать уча- щи.хся от любой физической ра­ боты в школе и на участке. Наши школы испытывают трудности из-за недостаточного обеспечения школьных мастер­ ских материалами, да и не все шефствующие организации вы­ полняют свои обязательства. Далее докладчик остановился на вопросах, связанных с орга­ низацией внеклассной и вне­ школьной работы с учащимися, улучшением физического и во­ енно-патриотического воспита­ ния школьников. Большое место в докладе уде­ лено организации трудового обучения в школах района. В этом направлении отмечен поло­ жительный опыт Гагаринской средней школы. Все лето в шко­ ле действовал лагерь труда и отдыха. Руками ребят обработа­ но 40 гектаров сахарной свеклы, на большой площади была сде­ лана видовая прополка озимой пшеницы. В этом году из 40 вы­ пускников в совхозе осталось ра­ ботать 19 человек. Однако из числа выпускников Золотушинской, Митягинской, Домачевской школ никто не остался в селе. Задача заключается сейчас в том, чтобы в наступающем учеб­ ном году устранить все имею­ щиеся недостатки в организа­ ции трудового обучения школь­ ников, более квалифицированно готовить юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь. Необходимо развивать ученические производственные бригады, организационно и ма­ териально укреплять их. В заключение докладчик вы­ разил уверенность в том, что учительство района не пожале­ ет сил для претворения в жизнь исторических решений XXV съезда КПСС по народному об­ разованию. Завуч средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого М. Г. За­ цепина рассказала собравшимся о подготовке школы к новому учебному году. Директор Знаменской восьми­ летней школы Л. Н. Осетрова рассказала о настойчивой рабо- те педколлектива по улучшению качества знаний учащихся. Директор Гагаринской сред­ ней школы Г. С. Грачева поде­ лилась опытом организации тру­ дового воспитания в Гагарин­ ской средней школе, о лагере труда и отдыха. В прениях также выступили учительница русского языка и литературы Астаповской вось- милетней школы В. П. Черня­ ева, первый секретарь райкома ВЛКСМ Л. Г. Карикова, заведу­ ющая Троицкой школой В. А. Самохина, делегат Всесоюзнопг съезда учителей, директор Дома пионеров Л. М. Суворова, заве­ дующая детским комбинатом Т. Г. Петрина. На совещании выступил ин­ спектор облоно М. Л. Анцифе­ ров. В работе совещания П 1 )инял участие и выступил секрегар!^^ райкома КПСС В. В. Алексан;^Н ров. ^ За долголетнюю и безупреч­ ную работу по воспитанию под­ растающего поколения учитель­ ница П, Я. Нестифоровой был вручен ордев! «Знак По­ чета», а учителям А. Д. Пара­ моновой и В. Е. Грушину—знач­ ки «Отличник народного про­ свещения». Участников августовского со­ вещания тепло приветствовали юные пионеры. На совещании П1)иняты реко­ мендации по улучшению учебно- воспитательной работы. Совсем немного времени оста­ лось до того дня, когда в шко­ лах района прозвенит первый зво­ нок н классы заполнятся веселы­ ми, неугомонными, любознатель­ ными мальчишка.мн и девчонками. Им предстоит увлекательный по­ ход в страну знаний, куда поведут их добрые и умелые наставники— учителя. Для них начало нового учебного года — это не только праздник, но и трудный, отвегст- венный экзамен на умение зажечь в детских сердцах огонек света и добра, любви к знания.м, книге. Особенно волнуются молодые учителя. Для них первый звонок —это радость встречи с новым, не­ изведанным, с пытливыми, внима­ тельными глазами ребят. Поэтому так важно для ] 1 нх доброе напут­ ственное слово товарищей по труду. На снимках: внизу —директора Карповской и Новочемодановской восьмилетних школ С. ,А. Тарасов и В. И. Симонов делятся опытом с молодыми педагогами; вверху справа—-учительница Гагаринской средней школы Н. Я. Нестнфорова; слева —заведующая Срезневской начальной школой Л. Д. Парамо­ нова. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz