Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
Воспитанию школьников—комплексный подход 23 августа состоялось традиционное августовское совещание учителей. С докладом «О ходе выполне ния постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. УЗ } У П ОДГОТОВКА к новому учебному году, сказал док ладчик, проходит в деловой, творческой обстановке. На во оружении нашей школы—реше ния XXV съезда партии, широ кая программа действий, разра ботанная в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер шенствовании обучения, воспи тания учащихся общеобразова тельных школ и подготовки их к труду». В школах района имеются все условия для того, чтобы мо лодежь получила полное сред нее образование. За последние десять лет в селах открыто 4 средних школы, построено 12 новых школьных зданий. Работа многих педагогических коллективов по охвату учащих ся всеобщим средним образова нием показала, что они стоят на правильном пути. Так, из 327 выпускников 8-х классов 206 человек изъявили желание учиться дальше, многие продол жат образование в средних учеб ных заведениях, в профтехучи лищах. Однако у нас имеются еще руководители школ, кото рые не проводят с восьмиклас сниками определенной работы в этом направлении, не учитыва ют потребностей района, обла сти в молодых рабочих руках. Поэтому более 50 человек с восьмилетним образованием вы ехали за пределы области, по существу связь с ними потеря на. Невнимательно отнеслись к этому педагоги Головинщиискон, Лев-Толстовской и Митягин- ской средних школ. Сейчас воп рос стоит так: коллектив вы полнил поставленную перед ним задачу, если каждый выпускник восьмого класса через любые каналы дальнейшего обучения получит среднее образование. Говоря о всеобщем среднем образовании, мы не должны за бывать, что на предприятиях, в колхозах и совхозах трудятся немало молодых людей, не имеющих среднего образЪвания, поэтому лозунг «Каждому мо лодому труженику—среднее об разование»— актуален и се годня. В прошлом учебном году 87 человек, учившиеся без отрыва от производства, получили ат тестаты о среднем образовании. Продуманная, планомерная ра бота по вовлечению производст венников в учебный процесс ведется педагогическими кол лективами Знаменской, Орлов ской, Первомайской, Золоту шинской школ. Они добились то го, что на протяжении ряда лет здесь нет отсева учащихсл-за- очников. Другая картина наб людается в Гагаринской школе, 1 ,оторая в течение ряда лет не выполняет план по заочному , обучению и допускает самый высокий процент отсева. Так. из 19 человек, поступивших в 9-й класс, осталось на конец года всего 9 человек. Осуществление всеобщего обя зательного среднего образо- вания требует повышения от ветственности всех работников просвещения за судьбу каждого ребенка и подростка. Мы долж ны воспитать у всех выпускни ков восьмых классов убежде ние, что получение среднего об разования в современных усло виях является гражданским дол гом, жизненной потребностью советского человека. Результаты прошлого учеб ного года говорят о том, что многие педагогические коллек тивы значительно улучшили ка чество обучения. Это прежде всего относится к Гагаринской, Золотуш^нской, Первомайской средним, Топовской, Загрядчин- ской, Знаменской, Ильинской восьмилетним школам. По срав нению с 1976—77 учебным го дом повысилось качество зна ний—40 процентов учащихся учится на «4» и «5». Немного ниже этот показатель в Головин- щинской, Лев-Толстовской, Пле- мянниковской, Сланской шко лах. Заслуживает одобрения и рас пространения опыт работы пе дагогического коллектива То повской восьмилетней школы, где усилия учителей направле ны на то, чтобы к каждому уро ку была отличная подготовка. Здесь уделено самое серьезное внимание созданию необходи мой учебно-материальной базы, организовано семь современных учебных кабинетов. Радуют результаты Знамен ской восьмилетней школы, кото рая на протяжении ряда лет ра ботает без второгодников. Мы с гордостью называем имена наших лучших учителей- наставников, которые весь свой опыт, знания отдают делу обу чения и воспитания подрастаю щего поколения. Это Н. Я. Не- стифорова, В. И. Больных. В. П. Чернова, В. Е. Грушин, В. П. Черняева, Л. Н. Осетрова, А. Перепелова, С. А. Тара сов, Л. М. Кузнецова, Г. С. Грачева, Н. Ф. Осипова, А. Д. Парамонова. В. А. Самохина и многие другие. Одно из направлений совер шенствования учебно-воспита тельного процесса связано с ро стом научно-методического ма стерства учителя, повышением результативности его труда. В этом году курсовую переподго товку прошли 30 учителей, а Л. Н. Полянская, М. Г. Башлы кова. Г. Т. Морозова, А. М. Рас торгуева заочно закончили пе дагогические В 5 ЮЫ. В совершенствовании учебно- воспитательного процесса ис пользованы далеко не все ре зервы. Один из них—использо вание технических средств обу чения. А вот в Домачевской средней школе даже учебные кинофильмы не показывались почти целую четверть. Техни ческие средства плохо исполь зуются в Головинщинской, Пер вомайской школах. А ведь за опытом далеко ходить не надо. В Гагаринской средней школе так построено расписание заня тий, что учителя проводят ки- ноурюки по телевидению, ис пользуя учебные программы. Далее докладчик подробно остановился на вопросах повы шения воспитывающего характе ра каждого урока, формирова ния у учащихся коммунистиче ского мировоззрения и нравст венности. Непременное условие достижения этих целей—хоро шая постановка гуманитарного образования, от.метил доклад чик. ЦК КПСС и Совет Министров СССР определили необходи мость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере ма териального производства, обос нованному выбору профессии. Сейчас необходимо добиться, чтобы тема труда, величие людей труда звучали на уроках всех дисциплин, во всех воспитатель ных мероприятиях, начиная с 1 класса и до выпускного. Пусть стены школ украсят портреты знатных рабочих, мастеров вы соких урожаев, выпускников школы, порадовавших своими производственными успехами. Неисчерпаемые воспитатель ные возможности заложены в каждом изучаемом предмете. Раскрывать красоту труда че рез свой предмет, прививать любовь к нему—вот на что ори ентирует последнее постановле ние о школе. Однако на практике получа ется обратное. Учащиеся в ос новном ориентируются на руч ной труд. Девятиклассники не имеют навыков вождения сель скохозяйственных машин и им в большинстве своем не доверяют технику, а в школах своей тех ники мало. Вот и получается разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Партия и правительство пра вильно ориентируют нас на по вышение качества обучения, на недопущение отрыва теорий от практики. В трех сельских шко лах ведется обучение механиза торским специальностям. Это Золотушинская, Гагаринская, Головинщинская школы, препо дается автодело в Лев-Толстов- ской школе. Здесь оборудованы кабинеты машиноведения, ре гулярно проводятся занятия. Но ребята очень мало обучаются практическому вождению, вы полнению тех или иных сель скохозяйственных работ. Но если в вышеупомянутых школах как-то налажено обуче ние механизаторским професси ям, выпускники остаются в хо зяйствах и работают по специ альности, то этого не скажешь о Домачевской. Первомайской, Митягинской средних школах. В них нет даже кабинетов маши новедения, все занятия по труду сводятся к работе в мастерской. Не на должном уровне нахо дится трудовое обучение в вось милетних и начальных ш.колах. В большинстве из них нет мас терских, оборудование и инст рументы устарели. Сланская, Племянниковская, Кузовлевская, Астаповская шко лы отказались от пришкольных участков с тем, чтобы не обре менять себя заботами по разви тию навыков и любви к сельско хозяйственному труду. Стало уже привычным ограждать уча- щи.хся от любой физической ра боты в школе и на участке. Наши школы испытывают трудности из-за недостаточного обеспечения школьных мастер ских материалами, да и не все шефствующие организации вы полняют свои обязательства. Далее докладчик остановился на вопросах, связанных с орга низацией внеклассной и вне школьной работы с учащимися, улучшением физического и во енно-патриотического воспита ния школьников. Большое место в докладе уде лено организации трудового обучения в школах района. В этом направлении отмечен поло жительный опыт Гагаринской средней школы. Все лето в шко ле действовал лагерь труда и отдыха. Руками ребят обработа но 40 гектаров сахарной свеклы, на большой площади была сде лана видовая прополка озимой пшеницы. В этом году из 40 вы пускников в совхозе осталось ра ботать 19 человек. Однако из числа выпускников Золотушинской, Митягинской, Домачевской школ никто не остался в селе. Задача заключается сейчас в том, чтобы в наступающем учеб ном году устранить все имею щиеся недостатки в организа ции трудового обучения школь ников, более квалифицированно готовить юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь. Необходимо развивать ученические производственные бригады, организационно и ма териально укреплять их. В заключение докладчик вы разил уверенность в том, что учительство района не пожале ет сил для претворения в жизнь исторических решений XXV съезда КПСС по народному об разованию. Завуч средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого М. Г. За цепина рассказала собравшимся о подготовке школы к новому учебному году. Директор Знаменской восьми летней школы Л. Н. Осетрова рассказала о настойчивой рабо- те педколлектива по улучшению качества знаний учащихся. Директор Гагаринской сред ней школы Г. С. Грачева поде лилась опытом организации тру дового воспитания в Гагарин ской средней школе, о лагере труда и отдыха. В прениях также выступили учительница русского языка и литературы Астаповской вось- милетней школы В. П. Черня ева, первый секретарь райкома ВЛКСМ Л. Г. Карикова, заведу ющая Троицкой школой В. А. Самохина, делегат Всесоюзнопг съезда учителей, директор Дома пионеров Л. М. Суворова, заве дующая детским комбинатом Т. Г. Петрина. На совещании выступил ин спектор облоно М. Л. Анцифе ров. В работе совещания П 1 )инял участие и выступил секрегар!^^ райкома КПСС В. В. Алексан;^Н ров. ^ За долголетнюю и безупреч ную работу по воспитанию под растающего поколения учитель ница П, Я. Нестифоровой был вручен ордев! «Знак По чета», а учителям А. Д. Пара моновой и В. Е. Грушину—знач ки «Отличник народного про свещения». Участников августовского со вещания тепло приветствовали юные пионеры. На совещании П1)иняты реко мендации по улучшению учебно- воспитательной работы. Совсем немного времени оста лось до того дня, когда в шко лах района прозвенит первый зво нок н классы заполнятся веселы ми, неугомонными, любознатель ными мальчишка.мн и девчонками. Им предстоит увлекательный по ход в страну знаний, куда поведут их добрые и умелые наставники— учителя. Для них начало нового учебного года — это не только праздник, но и трудный, отвегст- венный экзамен на умение зажечь в детских сердцах огонек света и добра, любви к знания.м, книге. Особенно волнуются молодые учителя. Для них первый звонок —это радость встречи с новым, не изведанным, с пытливыми, внима тельными глазами ребят. Поэтому так важно для ] 1 нх доброе напут ственное слово товарищей по труду. На снимках: внизу —директора Карповской и Новочемодановской восьмилетних школ С. ,А. Тарасов и В. И. Симонов делятся опытом с молодыми педагогами; вверху справа—-учительница Гагаринской средней школы Н. Я. Нестнфорова; слева —заведующая Срезневской начальной школой Л. Д. Парамо нова. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz