Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

ЗА экономической УЧЕБЫ в системе мер, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного произ­ водства, огромное место зани­ мает экономическое образование трудящихся. Оно стало важным средством развития творческой активности людей, способствует усилению действенности сорев­ нования за выполнение произ­ водственных планов и социали­ стических обязательств. Роль экономического образо­ вания велика и в том отноше­ нии, что оно содействует рас­ пространению передового опыта, внедрению в производство до­ стижений науки и практики. И это можно проследить на примерах нашего района. Так, в колхозе «Заветы Ильича» дей­ ствует экономическая школа второго года обучения, которой руководит главный зоотехник хозяйства А. Д. Тимошина. За­ нятия в этой школе проводятся регулярно, слушатели— доярки и скотники —хорошо усваива­ ют материал, активно участву­ ют в социалистическом сорев­ новании. И не будет преувеличением сказать, что учеба животново­ дов в значительной мере помо­ гает успешному выполнению планов и обязательств. .В прош­ лом году, например, работники ферм хозяйства дали слово вы­ полнить план двух лет десятой пятилетки по продаже молока и мяса к 60-летию Великого Ок­ тября. Это слово они сдержали значительно раньше— в конце сентября производственная про­ грамма по реализации продук­ тов животноводства была ус­ пешно завершена. В целом за два года план прюдажи государ­ ству молока и мяса выполнен на 110 процентов. Следует отметить, что в третьем году пятилетки живот­ новоды этого хозяйства не сда­ ют темпов в производстве и про­ даже продукции. Они одними из первых в районе досрочно спра­ вились с планом первого квар­ тала по реализации молока и мяса. Необходимо отметить и то, ^то коллектив животноводов колхоза настойчиво борется за улучшение качества продукции. Так, если в 1976 году молока первого сорта было сдано 90 процентов, то за три месяца те­ кущего года—97 процентов. Должен сказать, что дости­ жение паивысшей эффективно­ сти производства немыслимо без борьбы за увеличение произво­ дительности труда, сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции, снижение ее себестоимости. Надо, чтобы об этих экономических катего­ риях получил представление каждый человек. Если слуша­ тели школ не будут знать о них, тогда и об эффективности эко­ номической учебы не может быть и речи. Возьмем, к примеру, колхоз «Красный путиловец». Здесь созданы две экономические школы. которыми руководят специалисты. Однако партийная организация хозяйства не осу­ ществляет контроля за качест­ вом проведения учебных заня­ тий, за их рег^'лярностью, не интересуется тем, как усваива­ ют слушатели учебную програм­ му. Такая бесконтрольность приводит к тому, что учеба не оказывает должного влияния на производственные дела, выпол. нение доведенных заданий и социалистических обязательств. Так, план двух лет десятой пятилетки по продаже зерна хо­ зяйство. выполнило на 61 про­ цент. сахарной свеклы—на 64 и молока—на 91,6 процента. Не блещут здесь и качествен­ ные показатели. В 1976 году колхоз продал первосортного молока только 29 процентов, а в прошлом — 32. Подобные примеры можно привести и по совхозу «Дома- чевский». Достаточно сказать, что это хозяйство допустило в прошлом году наибольший убы­ ток—свыше 750 тысяч рублей. Главная цель экономической учебы— привить труженикам сельского хозяйства нетерпи­ мость к бесхозяйственности, воспитать у них чувство правди­ вости, стремление настойчиво бороться за улучшение произ­ водственных показателей, вы­ полнение личных и коллектив­ ных обязательств. Примером в этом, как я уже говорил, явля­ ется работа экономической шко­ лы колхоза «Заветы Ильича». Ее опыт заслуживает того, что­ бы его переняли партийные ор­ ганизации всех других хозяйств района. В. ТРОШИН, начальник планово-экономнче- ского отдела управления сельского хозяйства райисполкома. Н А Г Р А Д А О Б Я З Ы В А Е Т совершенствование организации треда и уппавления, механизация и автоматизация трудоемких про­ цессов, повышение роли специали­ стов. В третьем году пятилетки кол­ лектив обязался получить молока на 400 тонн больше, чем в прош­ лом году, поднять урожайность зерна на 1,5 центнера, реализо­ вать 5.500 томи овощей. В нынешнем году возросли средние надои молока от коровы по сравнению с тем же цериодо.м прошлого года. Техника отремон­ тирована и поставлена на -■'Ч 1 :ейку готовности, семена доведены до кондиций первого и второго клас­ сов, закапчивается внесение орга­ ники на поля. На верхнем снимке: лучший в области оператор .машшшого . до­ ения депутат Верховного Совета РСФСР Т. И. Герасимова. На нижнем снимке: иа заседа­ нии партийного комитета совхоза. (Фото.хроинка ТАСС). Новгородская область. Сов.хоз- технику.м имени 50-летия ВЛКС.\\ награжден переходящим Красным знамене.м ЦК КПСС, Совета .'Ми­ нистров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Соревнуясь за достойную встречу 60-летия Великого Октяб­ ря, коллектив досрочно выполнил годовые обязательства, реализо­ вав сверх них 100 тонн молока, 1.000 тонн овощей, 80 тонн мяса. В среднем от каждой коровы по­ лучено по 3.525 килограммов мо­ лока, а самых высоких показате­ лен в оЖпасти добилась депутат Верховного Совета РСФСР Т. И. Герасимова, получив от коровы свыше 5.240 килограммов молока. Решающую роль в повышепнн эффективности производства и ка­ чества работы играют постоянное НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ З А Б Ы Т О ____ НЕ Щ А Д Я Ж И З Н И Приближался к концу срок действительной службы в ар­ мии. Василий Субботин, как и все его товарищи-одногодки, уже думал о гражданской жиз­ ни. В письмах домой он делился с родными своими планами па будущее. Но осуществление их отодвинулось на неопределен­ ный срок. Началась Великая Отечественная война. Часть, в которой служил Ва­ силий Субботни, находилась в' Западной Белоруссии, в непо­ средственной близости от гра­ ницы. Уже на третий день вой­ ны батальон встушил под Бе­ лостоком в бой с немецко-фаши- стски.ми захватчиками. Бой был тяжелым и неравным. Враг имел преимущество в технике. Но ему не удалось разгромить батальон. Организованно отсту­ пая, воины задерживали против­ ника на каждом оборонительно.м рубеже, уничтожали его живую силу и боевую технику. В районе Вязьмы часть попа­ ла в окружение. Но наши бойцы не пали духом. Сосредоточив­ шись в месте прорыва кольца, они бросились на немцев вруко­ пашную. Мужественно дрался и Василий Субботин. Батальон вышел, из окружения с мини­ мальными потерями. Тяжело было на душе у на­ ших солдат во время отступле­ ния. Но они знали, что враг бу­ дет остановлен, а затем отбро­ шен на запад. Василию Суббо­ тину хорошо запомнился' день 2 декабря 1941 года. Бои тогда шли в Подмосковье. Василий тогда командовал минометным расчетом. 65 ■мин выпустили бойцы по врагу, не давая ему возможности сгруппироваться для наступления в районе Во­ локоламского шоссе. А потом наши войска перешли в контр­ наступление. Василию Субботину дове­ лось освобождать Вязьму, Смо­ ленск, Оршу, Могилев, Витебск и другие города. За годы войны он был и автоматчиком, и пуле­ метчиком, и минометчиком. В составе 1-го Белорусского фрон­ та участвовал в освобождении городов и сел Польши, форси­ ровал такие реки, как Днепр, Западный Буг, Висла и другие. Навсегда осталось в памяти форсирование реки Одера. Не­ смотря на сильный огонь про­ тивника, небольшая группа бой­ цов, в числе которых был и Ва­ силий Субботин, переправилась на противоположный берег. Уничтожив'огневые точки вра­ га. наши солдаты закрепились там и обеспечили переправу своему подразделению на зах­ ваченный плацдарм. За этот подвиг Субботин был награжден орденом Славы III степени. По­ беду встретил в Берлине. За годы войны Василий Суб­ ботин был трижды ранен: пер­ вый раз под Вязьмой, второй— при освобождении Варшавы, а третье, самое тяжелое ранение получил в Берлине. Лишь через год после окончания войны вер­ нулся он из госпиталя. Долгое время Василий Петро­ вич Субботин работал в депо, а сейчас он на заслуженном от­ дыхе. Часто фронтовик вспоминает дела давно минувших дней, сво­ их боевых товарищей, живых и не вернувшихся с полей войны. -А на встречах с пионерами рассказывает о том, как наша армия отстояла завоевания Ок­ тября. А. БОЛЬНЫХ. К 150.ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л, Н. ТОЛСТОГО В конце 1855 года Толстой приезжает в Петербург, где он впервые лично знакомится с крупнейшими русскими писате­ лями —сотрудниками журнала «Современник» и встречает с их сторюны восторженное отно­ шение. Высокую оценку дают писатели таланту молодого Тол­ стого. Весной 1857 года Толстой со­ вершил свое первое заграннч- ное путешествие. Он посетил Францию, Швейцарию, Герма­ нию. Здесь все привлекает Тол­ стого: и консерватория, и лек­ ции, и театры. Но были вещи, которые приводили Толстого в негодование, —разврат и мер­ зость биржи, политическая де­ магогия Наполеона 111, и все то. что ярко выражает сущ­ ность буржуазного строя, бур­ жуазной цивилизации. В ре­ зультате этого путешествия он создает рассказ «Люцерн». В этом рассказе передается дей­ ствительный случай, происшед­ ший в Швейцарии в городе Лю­ церн. Странствующий певец играл на гитаре перед окнами богатой гостиницы. Около ста человек слушали его, но никто ничего ему не дал за его пение, а некоторые стали над ним сме­ яться. Толстой был возмущен бездушием богачей-туристов. (Продолжение. Начало в №№ 37, 38, 41). ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПИСАТЕЛЬ Накануне 60-х годов после длительного перерыва Толстой снова окунулся в деревенскую жизнь. Он был уже не тот увле­ кающийся юноша, каким прие­ хал в Ясную Поляну, оставив студентом второго курса Казан­ ский университет. Теперь это был человек с большим жизнен­ ным опытом. Осенью 1859 года Толстой открыл школу для крестьянских ребят и с увлечением отдался за­ нятиям со своими учениками. Удовлетворением на с у щ н о й нравственной потребности ста­ новится для него это дело. Пе­ дагогическая деятельность Тол­ стого сыграла большую роль в его творческой жизни. Все свое вре.мя и силы Тол­ стой отдает школе. Он называет ее «поэтическим, прелестным де.1ом. от которого нельзя отор­ ваться». Яснополянская школа яви. лась подлинной лабораторией, где шли неустанные поиски на­ иболее плодотворных методов обучения детей. Вся педагоги­ ческая деятельность Толсгосо - это страстное утверждение че­ ловеческого достоинства ребен­ ка. Толстой выступил Пр.'^ГИБ насилия над ребенком, он хотел, чтобы ученики шли в школу с легким сердцем, зная, что их не ждут там унизительные наказа, ния, окрики, принуждения. ♦Школьники — люди, — пи­ сал Толстой, —хотя и малень­ кие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие: они все хотят учиться, затем только хо­ дят в школу, и потому им весь­ ма легко будет дойти до заклю­ чения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться». Статьи Толстого по педагоги­ ке. высказывания его в дневни­ ках и письмах и другие доку, менты ярко свидетельствуют о внимательном отношении Тол­ стого к школьному делу, о глу- боко.м изучении сложных вопро­ сов образования и воспитания, об огромной любви к ученикам, крестьянским детям. «Если учи­ тель соединяет в себе .любовь к делу и к ученикам, он совер. шейный учитель». (Толстой. Пе- дагогич. соч.) В своей педагогической прак­ тике Толстой не замыкался в одной Яснополянской ' школе. Когда в июне 1861 года сенат утвердил его на должность ми­ рового посредника, то Толстой направил свою деятельность не только на защиту крестьянских земельных интересов, но и на развитие народного образования в участке. Так, с июня 1861 го­ да по январь 1862 г. по ини­ циативе Толстого в окрестных селах Ясной Поляны была от­ крыта 21 школа. Посредническая деятельность вскоре навлекла на Толстого не­ нависть местных помещиков, которые уже через месяц после его назначения подали предво­ дителю дворянства заявление о том, что «все действия и распо­ ряжения» Толстого для дворян «невьшосимы и оскорбитель­ ны», возбуждают в крестьянах «враждебное расположение к помещикам» и «приносят дворя­ нам огромные потери...» В письме к В. П. Боткину от 26 января 1862 г. Толстой со­ общает, что, несмотря на страш­ ное негодование дворян, он мно­ го успел сделать полезного. Школьные занятия, участие в проведении крестьянской ре­ формы в качестве мирового по­ средника не были случайными эпизодами в биографии писате­ ля. Интерес к жизни народа и стремление разрешить вопрос о роли дворянства в жизни наро­ да нарастали. Еще в 1853 году, на Кавказе, размышляя о про­ изведениях Тургенева и Григо­ ровича, посвященных изобра­ жению народа, Толстой писал в дневнике: «Простой народ так много выше нас стоит своей ис­ полненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описы­ вать в нем дурное». Пройдет много лет. и высо­ кая оценка нравственных^ ка­ честв русского крестьянина еще более возрастает, —■. писатель сам станет смотреть на мир его глазами. Толстой обретает воз. можность воссоздавать народ­ ную жизнь со всеми подчас тем­ ными и трагическими ее еггоро. нами. «Три смерти» и «Поликуш- ка» одни из первых вех на этом пути. В основе рассказа «Три смер­ ти» лежит мысль о нравствен­ ном здоровье русского крестья­ нина, близкого к прекрасной и вечной природе, выступающей в качестве высшего критерия человеческих поступков. Не бо­ лезнь, а нравственные страда­ ния окажутся причиной смерти другого толстовского героя — Дворового Поликушни. Идея единения с народом волновала Толстого с первых дней его сознательной жизни. В 1863 году он закончил по­ весть «Казаки». Герой повести разочаровавшийся аристократ Оленин в духовно убогой жизни людей его круга, хочет стать казаком. Но мечты его рушатся. Создав яркое произведение, ри­ сующее в реалистических чер­ тах жизнь Кавказа, Толстой не нашел окончательного решения той идейной задачи, которая стояла перед ним. М. ГЛАГОЛЕВА, старший научный сотрудник филиала Государственного музея Л. Н. Толстого. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz