Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
ЗА экономической УЧЕБЫ в системе мер, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного произ водства, огромное место зани мает экономическое образование трудящихся. Оно стало важным средством развития творческой активности людей, способствует усилению действенности сорев нования за выполнение произ водственных планов и социали стических обязательств. Роль экономического образо вания велика и в том отноше нии, что оно содействует рас пространению передового опыта, внедрению в производство до стижений науки и практики. И это можно проследить на примерах нашего района. Так, в колхозе «Заветы Ильича» дей ствует экономическая школа второго года обучения, которой руководит главный зоотехник хозяйства А. Д. Тимошина. За нятия в этой школе проводятся регулярно, слушатели— доярки и скотники —хорошо усваива ют материал, активно участву ют в социалистическом сорев новании. И не будет преувеличением сказать, что учеба животново дов в значительной мере помо гает успешному выполнению планов и обязательств. .В прош лом году, например, работники ферм хозяйства дали слово вы полнить план двух лет десятой пятилетки по продаже молока и мяса к 60-летию Великого Ок тября. Это слово они сдержали значительно раньше— в конце сентября производственная про грамма по реализации продук тов животноводства была ус пешно завершена. В целом за два года план прюдажи государ ству молока и мяса выполнен на 110 процентов. Следует отметить, что в третьем году пятилетки живот новоды этого хозяйства не сда ют темпов в производстве и про даже продукции. Они одними из первых в районе досрочно спра вились с планом первого квар тала по реализации молока и мяса. Необходимо отметить и то, ^то коллектив животноводов колхоза настойчиво борется за улучшение качества продукции. Так, если в 1976 году молока первого сорта было сдано 90 процентов, то за три месяца те кущего года—97 процентов. Должен сказать, что дости жение паивысшей эффективно сти производства немыслимо без борьбы за увеличение произво дительности труда, сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции, снижение ее себестоимости. Надо, чтобы об этих экономических катего риях получил представление каждый человек. Если слуша тели школ не будут знать о них, тогда и об эффективности эко номической учебы не может быть и речи. Возьмем, к примеру, колхоз «Красный путиловец». Здесь созданы две экономические школы. которыми руководят специалисты. Однако партийная организация хозяйства не осу ществляет контроля за качест вом проведения учебных заня тий, за их рег^'лярностью, не интересуется тем, как усваива ют слушатели учебную програм му. Такая бесконтрольность приводит к тому, что учеба не оказывает должного влияния на производственные дела, выпол. нение доведенных заданий и социалистических обязательств. Так, план двух лет десятой пятилетки по продаже зерна хо зяйство. выполнило на 61 про цент. сахарной свеклы—на 64 и молока—на 91,6 процента. Не блещут здесь и качествен ные показатели. В 1976 году колхоз продал первосортного молока только 29 процентов, а в прошлом — 32. Подобные примеры можно привести и по совхозу «Дома- чевский». Достаточно сказать, что это хозяйство допустило в прошлом году наибольший убы ток—свыше 750 тысяч рублей. Главная цель экономической учебы— привить труженикам сельского хозяйства нетерпи мость к бесхозяйственности, воспитать у них чувство правди вости, стремление настойчиво бороться за улучшение произ водственных показателей, вы полнение личных и коллектив ных обязательств. Примером в этом, как я уже говорил, явля ется работа экономической шко лы колхоза «Заветы Ильича». Ее опыт заслуживает того, что бы его переняли партийные ор ганизации всех других хозяйств района. В. ТРОШИН, начальник планово-экономнче- ского отдела управления сельского хозяйства райисполкома. Н А Г Р А Д А О Б Я З Ы В А Е Т совершенствование организации треда и уппавления, механизация и автоматизация трудоемких про цессов, повышение роли специали стов. В третьем году пятилетки кол лектив обязался получить молока на 400 тонн больше, чем в прош лом году, поднять урожайность зерна на 1,5 центнера, реализо вать 5.500 томи овощей. В нынешнем году возросли средние надои молока от коровы по сравнению с тем же цериодо.м прошлого года. Техника отремон тирована и поставлена на -■'Ч 1 :ейку готовности, семена доведены до кондиций первого и второго клас сов, закапчивается внесение орга ники на поля. На верхнем снимке: лучший в области оператор .машшшого . до ения депутат Верховного Совета РСФСР Т. И. Герасимова. На нижнем снимке: иа заседа нии партийного комитета совхоза. (Фото.хроинка ТАСС). Новгородская область. Сов.хоз- технику.м имени 50-летия ВЛКС.\\ награжден переходящим Красным знамене.м ЦК КПСС, Совета .'Ми нистров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Соревнуясь за достойную встречу 60-летия Великого Октяб ря, коллектив досрочно выполнил годовые обязательства, реализо вав сверх них 100 тонн молока, 1.000 тонн овощей, 80 тонн мяса. В среднем от каждой коровы по лучено по 3.525 килограммов мо лока, а самых высоких показате лен в оЖпасти добилась депутат Верховного Совета РСФСР Т. И. Герасимова, получив от коровы свыше 5.240 килограммов молока. Решающую роль в повышепнн эффективности производства и ка чества работы играют постоянное НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ З А Б Ы Т О ____ НЕ Щ А Д Я Ж И З Н И Приближался к концу срок действительной службы в ар мии. Василий Субботин, как и все его товарищи-одногодки, уже думал о гражданской жиз ни. В письмах домой он делился с родными своими планами па будущее. Но осуществление их отодвинулось на неопределен ный срок. Началась Великая Отечественная война. Часть, в которой служил Ва силий Субботни, находилась в' Западной Белоруссии, в непо средственной близости от гра ницы. Уже на третий день вой ны батальон встушил под Бе лостоком в бой с немецко-фаши- стски.ми захватчиками. Бой был тяжелым и неравным. Враг имел преимущество в технике. Но ему не удалось разгромить батальон. Организованно отсту пая, воины задерживали против ника на каждом оборонительно.м рубеже, уничтожали его живую силу и боевую технику. В районе Вязьмы часть попа ла в окружение. Но наши бойцы не пали духом. Сосредоточив шись в месте прорыва кольца, они бросились на немцев вруко пашную. Мужественно дрался и Василий Субботин. Батальон вышел, из окружения с мини мальными потерями. Тяжело было на душе у на ших солдат во время отступле ния. Но они знали, что враг бу дет остановлен, а затем отбро шен на запад. Василию Суббо тину хорошо запомнился' день 2 декабря 1941 года. Бои тогда шли в Подмосковье. Василий тогда командовал минометным расчетом. 65 ■мин выпустили бойцы по врагу, не давая ему возможности сгруппироваться для наступления в районе Во локоламского шоссе. А потом наши войска перешли в контр наступление. Василию Субботину дове лось освобождать Вязьму, Смо ленск, Оршу, Могилев, Витебск и другие города. За годы войны он был и автоматчиком, и пуле метчиком, и минометчиком. В составе 1-го Белорусского фрон та участвовал в освобождении городов и сел Польши, форси ровал такие реки, как Днепр, Западный Буг, Висла и другие. Навсегда осталось в памяти форсирование реки Одера. Не смотря на сильный огонь про тивника, небольшая группа бой цов, в числе которых был и Ва силий Субботин, переправилась на противоположный берег. Уничтожив'огневые точки вра га. наши солдаты закрепились там и обеспечили переправу своему подразделению на зах ваченный плацдарм. За этот подвиг Субботин был награжден орденом Славы III степени. По беду встретил в Берлине. За годы войны Василий Суб ботин был трижды ранен: пер вый раз под Вязьмой, второй— при освобождении Варшавы, а третье, самое тяжелое ранение получил в Берлине. Лишь через год после окончания войны вер нулся он из госпиталя. Долгое время Василий Петро вич Субботин работал в депо, а сейчас он на заслуженном от дыхе. Часто фронтовик вспоминает дела давно минувших дней, сво их боевых товарищей, живых и не вернувшихся с полей войны. -А на встречах с пионерами рассказывает о том, как наша армия отстояла завоевания Ок тября. А. БОЛЬНЫХ. К 150.ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л, Н. ТОЛСТОГО В конце 1855 года Толстой приезжает в Петербург, где он впервые лично знакомится с крупнейшими русскими писате лями —сотрудниками журнала «Современник» и встречает с их сторюны восторженное отно шение. Высокую оценку дают писатели таланту молодого Тол стого. Весной 1857 года Толстой со вершил свое первое заграннч- ное путешествие. Он посетил Францию, Швейцарию, Герма нию. Здесь все привлекает Тол стого: и консерватория, и лек ции, и театры. Но были вещи, которые приводили Толстого в негодование, —разврат и мер зость биржи, политическая де магогия Наполеона 111, и все то. что ярко выражает сущ ность буржуазного строя, бур жуазной цивилизации. В ре зультате этого путешествия он создает рассказ «Люцерн». В этом рассказе передается дей ствительный случай, происшед ший в Швейцарии в городе Лю церн. Странствующий певец играл на гитаре перед окнами богатой гостиницы. Около ста человек слушали его, но никто ничего ему не дал за его пение, а некоторые стали над ним сме яться. Толстой был возмущен бездушием богачей-туристов. (Продолжение. Начало в №№ 37, 38, 41). ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПИСАТЕЛЬ Накануне 60-х годов после длительного перерыва Толстой снова окунулся в деревенскую жизнь. Он был уже не тот увле кающийся юноша, каким прие хал в Ясную Поляну, оставив студентом второго курса Казан ский университет. Теперь это был человек с большим жизнен ным опытом. Осенью 1859 года Толстой открыл школу для крестьянских ребят и с увлечением отдался за нятиям со своими учениками. Удовлетворением на с у щ н о й нравственной потребности ста новится для него это дело. Пе дагогическая деятельность Тол стого сыграла большую роль в его творческой жизни. Все свое вре.мя и силы Тол стой отдает школе. Он называет ее «поэтическим, прелестным де.1ом. от которого нельзя отор ваться». Яснополянская школа яви. лась подлинной лабораторией, где шли неустанные поиски на иболее плодотворных методов обучения детей. Вся педагоги ческая деятельность Толсгосо - это страстное утверждение че ловеческого достоинства ребен ка. Толстой выступил Пр.'^ГИБ насилия над ребенком, он хотел, чтобы ученики шли в школу с легким сердцем, зная, что их не ждут там унизительные наказа, ния, окрики, принуждения. ♦Школьники — люди, — пи сал Толстой, —хотя и малень кие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие: они все хотят учиться, затем только хо дят в школу, и потому им весь ма легко будет дойти до заклю чения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться». Статьи Толстого по педагоги ке. высказывания его в дневни ках и письмах и другие доку, менты ярко свидетельствуют о внимательном отношении Тол стого к школьному делу, о глу- боко.м изучении сложных вопро сов образования и воспитания, об огромной любви к ученикам, крестьянским детям. «Если учи тель соединяет в себе .любовь к делу и к ученикам, он совер. шейный учитель». (Толстой. Пе- дагогич. соч.) В своей педагогической прак тике Толстой не замыкался в одной Яснополянской ' школе. Когда в июне 1861 года сенат утвердил его на должность ми рового посредника, то Толстой направил свою деятельность не только на защиту крестьянских земельных интересов, но и на развитие народного образования в участке. Так, с июня 1861 го да по январь 1862 г. по ини циативе Толстого в окрестных селах Ясной Поляны была от крыта 21 школа. Посредническая деятельность вскоре навлекла на Толстого не нависть местных помещиков, которые уже через месяц после его назначения подали предво дителю дворянства заявление о том, что «все действия и распо ряжения» Толстого для дворян «невьшосимы и оскорбитель ны», возбуждают в крестьянах «враждебное расположение к помещикам» и «приносят дворя нам огромные потери...» В письме к В. П. Боткину от 26 января 1862 г. Толстой со общает, что, несмотря на страш ное негодование дворян, он мно го успел сделать полезного. Школьные занятия, участие в проведении крестьянской ре формы в качестве мирового по средника не были случайными эпизодами в биографии писате ля. Интерес к жизни народа и стремление разрешить вопрос о роли дворянства в жизни наро да нарастали. Еще в 1853 году, на Кавказе, размышляя о про изведениях Тургенева и Григо ровича, посвященных изобра жению народа, Толстой писал в дневнике: «Простой народ так много выше нас стоит своей ис полненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описы вать в нем дурное». Пройдет много лет. и высо кая оценка нравственных^ ка честв русского крестьянина еще более возрастает, —■. писатель сам станет смотреть на мир его глазами. Толстой обретает воз. можность воссоздавать народ ную жизнь со всеми подчас тем ными и трагическими ее еггоро. нами. «Три смерти» и «Поликуш- ка» одни из первых вех на этом пути. В основе рассказа «Три смер ти» лежит мысль о нравствен ном здоровье русского крестья нина, близкого к прекрасной и вечной природе, выступающей в качестве высшего критерия человеческих поступков. Не бо лезнь, а нравственные страда ния окажутся причиной смерти другого толстовского героя — Дворового Поликушни. Идея единения с народом волновала Толстого с первых дней его сознательной жизни. В 1863 году он закончил по весть «Казаки». Герой повести разочаровавшийся аристократ Оленин в духовно убогой жизни людей его круга, хочет стать казаком. Но мечты его рушатся. Создав яркое произведение, ри сующее в реалистических чер тах жизнь Кавказа, Толстой не нашел окончательного решения той идейной задачи, которая стояла перед ним. М. ГЛАГОЛЕВА, старший научный сотрудник филиала Государственного музея Л. Н. Толстого. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz