Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

1-1 ЕДАВНО газета «Сельская ^ ^ жизнь», рассказывая об опыте бережного использования горюче-смазочных материалов в колхозах и совхозах Екаб. пилсского района Латвийской ССР, привела такие цифры: экономия только одного процен. та жидкого топлива и смазки в год позволит в целом по стра­ не сберечь столько горючего, что его будет достаточно для ра­ боты десятков тысяч тракторов в течение всего года. Не удивительно поэтому, что Но это еще не все. Если в прежнее время автомашины использовались с грузом лишь в одну сторону, то теперь рука, водители транспортного участка стараются, чтобы основная мас­ са машин работала с грузами в оба конца рейса. Конечно, сам груз не попадется в руки, его приходится искать, держать тесную связь со строительными, дорожными и другими органи­ зациями, которые располагают наибольшим количеством на­ роднохозяйственных грузов. щего объединением «Сельхоз­ техника» по автотранспорту Й. Г. Кудрявцев. Из других мер, направленных на усиление режима экономии назову то, что у нас до каждого шофера доведены лимиты на горючее, регулярно производит­ ся снятие остатков топлива. Все это, конечно, положи, тельно сказывается на эксплуа­ тации техники. Многие водите­ ли не только успешно справля. ются с производственными за. даниями, но и добиваются эко. ЗА ЭКОНОМИЮ И БЕРЕЖЛ ИВОСТЬ Топливо—наше богатство рачительному использованию такого большого богатства, ка­ ким является топливо, прида. ется в нашей стране огромное значение. Об этом говорит хотя бы то, что недавно Централь­ ный Комитет КПСС принял специальное постановление об организаторской и политичес. кой работе Кемеровского обко­ ма партии по экономии топ­ ливных и энергетических ресур­ сов на предприятиях и строй, ках области. В связи с этим мне бы хоте, лось рассказать о том, какая работа проводится в этом нап­ равлении коллективом авто­ транспортников районного объ­ единения «Сельхозтехника». Прежде всего отмечу, что тран- • спортное хозяйство объедине. .ния насчитывает одних только 'грузовых автомашин более 80. Это настоящая автоколонна, и естественно, что вопросы ра­ ционального использования ма­ шин, горючего и смазки приоб­ ретают немалое значение. Нужно также сказать, что ес­ ли раньше нашим водителям отпускалось по 188 граммов го­ рючего на тонна-километр пу­ ти, то теперь эта норма снн;ке- на до 104 граммов. И все же. как показывают расчеты, у шо­ феров есть все возможности не только укладываться в норму, но и добиваться экономии. Чем это подкрепляется? Во. первых, тем, что теперь на воо­ ружении наших шоферов авто­ самосвалы, грузоподъемность которых достигла 4,5 тонны—в два раза выше прежних машин. А к этому следует добавить, что многие водители зачастую • работают с прицепными тележ. нами, грузоподъемность кото­ рых тоже немалая— 4 тонны. -И теперь представьте такую картину: если в прежнее время, когда шофер вез груз лишь в одном направлении, а обратно возвращался «вхолостую», он смог сделать, скажем, 400 тон- на.километров. Иное дело сей. час. Работая с прицепной те­ лежкой, загружая автомату в оба конца, водитель делает на таком же рейсовом расстоянии до 1.600 тонна-километрюв. А раз повышается производитель, ность, то, естественно, и эконо­ мические показатели будут значительно лучше. Существенным фактором, спо­ собствующим рациональному использованию горюче-смазоч­ ных материалов, является то, что в объединении «Сельхоз. техника* очень хорошо налаже­ на работа станции технического обслуживания автомобилей. Здесь имеется все необходимое оборудование для того, чтобы машина была постоянно в хоро­ шем состоянии. Если же слу­ чится какая-то поломка, то по сравнению с прежними годами восстановление ее производится в пять-шесть раз быстрее. При этом самое тщательное внима­ ние уделяется контрюлю и регу­ лировкам топливной аппарату­ ры. Станция технического обслу­ живания работает в две смены, что позволяет осуществлять техуходы и ремонт автомашин даже ночью и без участия са. мого водителя. Мне бы хотелось отметить, что значительное внимание ра. боте станции техобслуживания и вообще улучшению эксплуа­ тации автопарка повседневно уделяет заместитель управляю­ номии горючего. Так, Михаил Михайлович Пронин сберег в прошлом году 215 литров топ­ лива и 66 литров —за два меся­ ца нынешнего года. На счету Анатолия Николаевича Дроно. ва соответственно 500 и 35 литров. От 200 до 500 литров бензина сэкономили в прошлом году Николай Петрович Митря- ев, Николай Сергеевич Мазин, Александр Михайлович Игохин. В районной газете поднимал, ся также вопрос о том, как на­ лажено использование горюче­ смазочных материалов в колхо­ зах и совхозах. Конечно, за последние годы оборудование нефтебаз на селе значительно улучшилось. И все же хочется отметить, что многие недостат­ ки здесь до сих пор не изжиты. Во-первых, не везде на долж­ ном уровне находится учет топ­ лива, не заведены заборные ве­ домости, по которым должно от. пускаться горючее механизато­ рам, не производится снятие остатков после дневной работы трактора или автомашины. А если взять такие отделе­ ния, как Астаповское и Слан- ское в совхозе имени Л. Тол. стого, Срезневское в совхозе «Зна.менский», то здесь, к со­ жалению, заправка тракторов по-прежнему ведется из цистерн и бочек, к которым имеется сво­ бодный доступ. В Астапово, например, оборудована бензо­ колонка, но она не работает. Думается, что пора и на селе преодолеть эти и другие упуще­ ния и недоделки, повести более действенную борьбу за рацио, нальное использование горюче­ го и смазки, Е. НЕКРЫЛОВА, главный экономист районного объединения «Сельхозтехника». Книжкина нед^Ш Идут весенние каникулы школьников. И по установив­ шейся традиции, в эти дни про­ водится неделя детской книги. Методисть: районного Дома пи­ онеров, работники библиотеки вместе со школами разработали мероприятия, посвященные лю. бимым авторам нашей детворы. Формы их проведения самые разнообразные, однако все они так или шначе связаны непо. средственно с книгой. Интересы и вкусы школьни­ ков различны. И учитывая это, берутся произведения наиболее известных авторов, пользую, щихся широкой популярностью у ребят. Цель этих мероприя­ тий— расширить литературные познания школьников, познако­ мить их с новой книгой, при­ вить любовь к чтению. Гл 5 'бокнм по содержанию был устный журнал «Ради - жизни на земле». В его основу положе­ ны лучшие произведения наших современников о Великой Оте­ чественной войне. ■Первая стра­ ница «По зову Отчизны за пра­ вое дело» рассказывает о том, как в грозные годы войны под­ нялся советский народ на за­ щиту любимой Родины, как отстаивал он каждую пядь зем. ли. Вторая страница «Города.ге. рои» посвящена защитникам этих великих и неприступных крепостей, вставших на пути вражеских полчищ. «Бессмертный гарнизон» — так называется третья страница устного журнала. Здесь школь­ ники узнают о незабываемом, беспримерном подвиге совет­ ских солдат пограничной крепо­ сти, которые первыми встрети. ли войну, приняли на себя пер. вый бой. Память о героях Бре­ ста навсегда останется жить в сердцах народных. Страница журнала «Традици­ ям верность храня» рассказы, вает о том, как наши доблест­ ные воины охраняют спокойный труд и отдых народа, храня вер­ ность тем, кто пал за то, чтобы небо было безоблачным, а дет­ ство наших детей—счастливым. С этой страницей перекликает­ ся и следующая —«Навечно в памяти народной», «Во имя жизни, во имя сча. стья»—шестая страница, кото, рая как бы обобщает все, что говорилось в предыдущих, еще II еще раз напоминает о тех, кто завоевал право на счастье, как чтят у нас память о них. В нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения вела- кого русского писателя Л. Н. Толстого. Поэтому мероприятия, посвященные его жизни и твор­ честву не случайно занимают особое место. Вечер о Л. Н. Толстом открывает монтаж, из которого школьники могут уз­ нать много интересного о жиз. ни И' творчестве великого рус­ ского писателя. Этот мон­ таж сопровождается чтением отрывков из рассказов Л. Н. Толстого. Чтение в ролях позволит уча­ щимся лучше понять то, что именно хотел сказать писатель, почувствовать глубину мысли, колорит языка произведения, его красоту, насыщенность. Вечер включал в себя цн- сценирование рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский нлен. ник»—любимого многими на­ шими маленькими читателями. И в заключение ребятам будет предложена викторина о творче­ стве писателя. «Книшкина неделя» поможет ребятам встретиться и с други­ ми не менее любимыми авто, рами. А. М. Горькому также посвя­ щен устный журнал, который будет проводиться в районном Доме культуры в честь 110. летия со дня рождения великого пролетарского писателя. Его рюль в развитии советской куль­ туры неизмерима. А. М. Горь­ кий закладывал основы не только советской литературы, но и основы нашей нравствен, ной жизни, советского патрио­ тизма и социалистического ин. тернационалйзма. Убежденный гуманист, А. М. Горький всей своей жизнью утверждал вели­ чие человека, идеи братства и солидарности народов, идеи взаимообогащения прогрессив­ ных литератур всех стран. Все это будет являться основным содержанием устного журнала «Горький — буревестник ре­ волюции». Завершится неделя детской книги утренником для самых маленьких читателей «Приходи сказка». Все мероприятия будут сопро­ вождаться книжными выставка­ ми. Кроме того, во время кани. кул в библиотеке будут прюве- дены обзор литературы о Лени, не, конкурс на лучшее чтение стихотворения о Советской Ар­ мии. В. СЫСОЕВА, зав. детским отделом райбиблиотеки. К 150.ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Разочарованный в светской жизни, огорченный невозмож­ ностью улучшить жизнь своих крестьян. Толстой решает на­ править свою жизнь по новому руслу. В мае 1851 года офицер Ни­ колай Николаевич Толстой, служивший на Кавказе, после длительного отпуска возвра­ щался в свою часть, которая стояла в станице Старогладков. ской. Сюда он приехал не один, с ним был его младший брат Лев, молодой человек двадцати двух лет, недоучившийся сту­ дент и неудачливый помещик, «пустяшный малый», как доб­ родушно-снисходительно назы­ вали его порой родные, жизнь которого все еще не могла уста­ новиться..' И хотя поездка закончилась благсполучно,«а путешествие по Волге от Саратова до Астрахани в лодке было поэтично и оча­ ровательно», как написал Лев Николаевич в одном из писем, он был немножко грустен и об­ раз жизни вначале показался не таким привлекательным, как он того ожидал, и край не на. столько красив, но как бы там пи было, жизнь его измени­ лась. Вскоре после приезда он уча­ ствует в первом «деле» —на­ беге русского отряда на гор­ ский аул. Продолжение. Начало в № 37. ВЕЛИКИЙ русский п и с а т ел ь Здесь, на Кавказе, Толстой стал писателем. Свои первые впечатления отразил в нроиз. ведениях, особенно в рассказах «Набег» и «Рубка леса». В них Толстой впервые создал реали. стические образы мужественных и самоотверженных русских солдат. «В русском, настоящем рус­ ском солдате никогда не заме­ тите хвастовства, ухарства, же­ лания отуманиться, разгоря­ читься во время опасности: на­ против, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные чер­ ты его характера». (Л. Толстой «Рубка леса»). Но первый общественный за­ мысел Толстого был иной. Осенью 1852 года читате.чн «Современника» прочли в 9-й книжке журнала повесть «Исто, рия моего детства», подписан­ ную инициалами Л. Н. Так на­ чался путь писателя, продол­ жавшийся шестьдесят лет, вплоть до трагических ноябрь­ ских дней 1910 года, когда уми­ рающий Толстой лежал в доми­ ке начальника станции Астапо­ во, о которюй узна.ч тогда весь мир. Дебют Толстого был счаст­ ливым —его не ждала судьба «Ганса Кюхельгартена» Гоголя или первого сборника Некрасо­ ва «Мечты и звуки». В отличие от многих знаменитых писате. леи он сразу вошел в литерату­ ру как зрюлый мастер. Повесть «Детство» является первой частью задуманного ро­ мана «Четыре эпохи развития». Этот рюман должен был состо­ ять из четырюх частей. Написа­ ны были только три части: «Детство», «Отрючество» и «Юность». Рукопись «Детства» прюизвела насто.чько сильное впечатление на Н. А. Некрасо­ ва, бывшего в то время редак­ тором журнала «Современник», что он написал Толстому: «Я прючел Вашу рукопись «Дет­ ство». Она имеет в себе на­ столько интереса, что я ее на. печатаю... простота и действи. тельность содержания составля­ ют неотъемлемые достоинства этого произведения». (1852 г. Август. Петербург. Н. Некра­ сов). В «Детстве», «Отрочестве», «Юности» Толстой выступает большим мастерюм, раскрываю­ щим «диалектику души» — сложную борьбу, составляющую содержание внутренней, душев­ ной жизни человека. Анализ человеческих переживаний име­ ет у Толстого своей задачей предъявить высокие требова­ ния к человеку. Разоблачая праздность и по­ рочность бар, показывая под­ невольное положение крестьян, их тяжелую жизнь. Толстой ставит перед читателем основ­ ные вопросы своей эпохи—ка­ нуна 60.x годов. Народ у Тол. стого показан носителем высо­ ких моральных качеств. Любовь к народу, сочувствие его тяжелой жизни определяют все дальнейшее творчество ве­ ликого писателя, проходят крас, ной нитью через все его прюиз- ведения. «Детство»—повесть о не­ скольких днях в жизни ребенка к в то же время—о целом пе­ риоде становления человека, когда «невинная веселость, беспредельная потребность люб­ ви были единственными побуж­ дениями в жизни». Однако пи. сатель не только воссоздает этот цельный ясный поэтиче­ ский мир детства,— он показы­ вает нам первые страдания дет­ ской души и первые признаки появления сложного, рефлекти. руюпщго, уже теряющего свою простоту и естественность чело­ века. Уже в «Детстве» прюявились те характерные черты таланта писателя, о которых несколько лет спустя скажет в своей статье Н. Г. Чернышевский: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психи­ ческой жизни и непосредствен­ ная чистота нравственного чув. ства, придающие... особенную физиономию прюизведениям графа Толстого... всегда оста­ нутся существенными черяами его таланта, какие бы новые стороны ни высказывались в нем при дальнейшем его разви­ тии». В «Отрочестве» герой Толсто­ го делает все новые и нбвые от. крытия, каждое из них беэвоз. вратно уносит частицу того цельного, любовного отношения к миру, какое было свойственно ему прежде. И одна из самых грустных и в то же •время не­ преложных истин открываю­ щихся Николеньке,—мысль о социальном неравенстве, о бед­ ности и богатстве. Это «откр)ы. тие» в дальнейшем определяет многое в судьбе герюя. Но потеряв детскую непосред­ ственность, герой Толстого при- обрютает не только ложные, господствующие в аристокра. тическом кругу представления о взаимоотношениях между людь­ ми, —растет и крепнет его мысль, что в свою очередь не­ сет залог возрюждения. Сами представления и предржссудки людей, окружающих его, долж­ ны предстать перед судом его мысли и подвергнуться беспо­ щадному анализу. Вот почему «Детство», «Отрочество» и «Юность»— повествование не только об утратах, но и о при­ обретениях, а заключительные страницы трилогии — ржссказ о житейском крахе героя—оп­ тимистичны. Ведь этот крах яв­ ляется крахом ложного и искус­ ственного в его жизни н вызы. вает новый моральный порыв. М. ГЛАГОЛЕВА, старшин научный сотрудник филиала Государственного музея Л. Н. Толстого. (Продолжение следует)[, '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz