Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
1-1 ЕДАВНО газета «Сельская ^ ^ жизнь», рассказывая об опыте бережного использования горюче-смазочных материалов в колхозах и совхозах Екаб. пилсского района Латвийской ССР, привела такие цифры: экономия только одного процен. та жидкого топлива и смазки в год позволит в целом по стра не сберечь столько горючего, что его будет достаточно для ра боты десятков тысяч тракторов в течение всего года. Не удивительно поэтому, что Но это еще не все. Если в прежнее время автомашины использовались с грузом лишь в одну сторону, то теперь рука, водители транспортного участка стараются, чтобы основная мас са машин работала с грузами в оба конца рейса. Конечно, сам груз не попадется в руки, его приходится искать, держать тесную связь со строительными, дорожными и другими органи зациями, которые располагают наибольшим количеством на роднохозяйственных грузов. щего объединением «Сельхоз техника» по автотранспорту Й. Г. Кудрявцев. Из других мер, направленных на усиление режима экономии назову то, что у нас до каждого шофера доведены лимиты на горючее, регулярно производит ся снятие остатков топлива. Все это, конечно, положи, тельно сказывается на эксплуа тации техники. Многие водите ли не только успешно справля. ются с производственными за. даниями, но и добиваются эко. ЗА ЭКОНОМИЮ И БЕРЕЖЛ ИВОСТЬ Топливо—наше богатство рачительному использованию такого большого богатства, ка ким является топливо, прида. ется в нашей стране огромное значение. Об этом говорит хотя бы то, что недавно Централь ный Комитет КПСС принял специальное постановление об организаторской и политичес. кой работе Кемеровского обко ма партии по экономии топ ливных и энергетических ресур сов на предприятиях и строй, ках области. В связи с этим мне бы хоте, лось рассказать о том, какая работа проводится в этом нап равлении коллективом авто транспортников районного объ единения «Сельхозтехника». Прежде всего отмечу, что тран- • спортное хозяйство объедине. .ния насчитывает одних только 'грузовых автомашин более 80. Это настоящая автоколонна, и естественно, что вопросы ра ционального использования ма шин, горючего и смазки приоб ретают немалое значение. Нужно также сказать, что ес ли раньше нашим водителям отпускалось по 188 граммов го рючего на тонна-километр пу ти, то теперь эта норма снн;ке- на до 104 граммов. И все же. как показывают расчеты, у шо феров есть все возможности не только укладываться в норму, но и добиваться экономии. Чем это подкрепляется? Во. первых, тем, что теперь на воо ружении наших шоферов авто самосвалы, грузоподъемность которых достигла 4,5 тонны—в два раза выше прежних машин. А к этому следует добавить, что многие водители зачастую • работают с прицепными тележ. нами, грузоподъемность кото рых тоже немалая— 4 тонны. -И теперь представьте такую картину: если в прежнее время, когда шофер вез груз лишь в одном направлении, а обратно возвращался «вхолостую», он смог сделать, скажем, 400 тон- на.километров. Иное дело сей. час. Работая с прицепной те лежкой, загружая автомату в оба конца, водитель делает на таком же рейсовом расстоянии до 1.600 тонна-километрюв. А раз повышается производитель, ность, то, естественно, и эконо мические показатели будут значительно лучше. Существенным фактором, спо собствующим рациональному использованию горюче-смазоч ных материалов, является то, что в объединении «Сельхоз. техника* очень хорошо налаже на работа станции технического обслуживания автомобилей. Здесь имеется все необходимое оборудование для того, чтобы машина была постоянно в хоро шем состоянии. Если же слу чится какая-то поломка, то по сравнению с прежними годами восстановление ее производится в пять-шесть раз быстрее. При этом самое тщательное внима ние уделяется контрюлю и регу лировкам топливной аппарату ры. Станция технического обслу живания работает в две смены, что позволяет осуществлять техуходы и ремонт автомашин даже ночью и без участия са. мого водителя. Мне бы хотелось отметить, что значительное внимание ра. боте станции техобслуживания и вообще улучшению эксплуа тации автопарка повседневно уделяет заместитель управляю номии горючего. Так, Михаил Михайлович Пронин сберег в прошлом году 215 литров топ лива и 66 литров —за два меся ца нынешнего года. На счету Анатолия Николаевича Дроно. ва соответственно 500 и 35 литров. От 200 до 500 литров бензина сэкономили в прошлом году Николай Петрович Митря- ев, Николай Сергеевич Мазин, Александр Михайлович Игохин. В районной газете поднимал, ся также вопрос о том, как на лажено использование горюче смазочных материалов в колхо зах и совхозах. Конечно, за последние годы оборудование нефтебаз на селе значительно улучшилось. И все же хочется отметить, что многие недостат ки здесь до сих пор не изжиты. Во-первых, не везде на долж ном уровне находится учет топ лива, не заведены заборные ве домости, по которым должно от. пускаться горючее механизато рам, не производится снятие остатков после дневной работы трактора или автомашины. А если взять такие отделе ния, как Астаповское и Слан- ское в совхозе имени Л. Тол. стого, Срезневское в совхозе «Зна.менский», то здесь, к со жалению, заправка тракторов по-прежнему ведется из цистерн и бочек, к которым имеется сво бодный доступ. В Астапово, например, оборудована бензо колонка, но она не работает. Думается, что пора и на селе преодолеть эти и другие упуще ния и недоделки, повести более действенную борьбу за рацио, нальное использование горюче го и смазки, Е. НЕКРЫЛОВА, главный экономист районного объединения «Сельхозтехника». Книжкина нед^Ш Идут весенние каникулы школьников. И по установив шейся традиции, в эти дни про водится неделя детской книги. Методисть: районного Дома пи онеров, работники библиотеки вместе со школами разработали мероприятия, посвященные лю. бимым авторам нашей детворы. Формы их проведения самые разнообразные, однако все они так или шначе связаны непо. средственно с книгой. Интересы и вкусы школьни ков различны. И учитывая это, берутся произведения наиболее известных авторов, пользую, щихся широкой популярностью у ребят. Цель этих мероприя тий— расширить литературные познания школьников, познако мить их с новой книгой, при вить любовь к чтению. Гл 5 'бокнм по содержанию был устный журнал «Ради - жизни на земле». В его основу положе ны лучшие произведения наших современников о Великой Оте чественной войне. ■Первая стра ница «По зову Отчизны за пра вое дело» рассказывает о том, как в грозные годы войны под нялся советский народ на за щиту любимой Родины, как отстаивал он каждую пядь зем. ли. Вторая страница «Города.ге. рои» посвящена защитникам этих великих и неприступных крепостей, вставших на пути вражеских полчищ. «Бессмертный гарнизон» — так называется третья страница устного журнала. Здесь школь ники узнают о незабываемом, беспримерном подвиге совет ских солдат пограничной крепо сти, которые первыми встрети. ли войну, приняли на себя пер. вый бой. Память о героях Бре ста навсегда останется жить в сердцах народных. Страница журнала «Традици ям верность храня» рассказы, вает о том, как наши доблест ные воины охраняют спокойный труд и отдых народа, храня вер ность тем, кто пал за то, чтобы небо было безоблачным, а дет ство наших детей—счастливым. С этой страницей перекликает ся и следующая —«Навечно в памяти народной», «Во имя жизни, во имя сча. стья»—шестая страница, кото, рая как бы обобщает все, что говорилось в предыдущих, еще II еще раз напоминает о тех, кто завоевал право на счастье, как чтят у нас память о них. В нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения вела- кого русского писателя Л. Н. Толстого. Поэтому мероприятия, посвященные его жизни и твор честву не случайно занимают особое место. Вечер о Л. Н. Толстом открывает монтаж, из которого школьники могут уз нать много интересного о жиз. ни И' творчестве великого рус ского писателя. Этот мон таж сопровождается чтением отрывков из рассказов Л. Н. Толстого. Чтение в ролях позволит уча щимся лучше понять то, что именно хотел сказать писатель, почувствовать глубину мысли, колорит языка произведения, его красоту, насыщенность. Вечер включал в себя цн- сценирование рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский нлен. ник»—любимого многими на шими маленькими читателями. И в заключение ребятам будет предложена викторина о творче стве писателя. «Книшкина неделя» поможет ребятам встретиться и с други ми не менее любимыми авто, рами. А. М. Горькому также посвя щен устный журнал, который будет проводиться в районном Доме культуры в честь 110. летия со дня рождения великого пролетарского писателя. Его рюль в развитии советской куль туры неизмерима. А. М. Горь кий закладывал основы не только советской литературы, но и основы нашей нравствен, ной жизни, советского патрио тизма и социалистического ин. тернационалйзма. Убежденный гуманист, А. М. Горький всей своей жизнью утверждал вели чие человека, идеи братства и солидарности народов, идеи взаимообогащения прогрессив ных литератур всех стран. Все это будет являться основным содержанием устного журнала «Горький — буревестник ре волюции». Завершится неделя детской книги утренником для самых маленьких читателей «Приходи сказка». Все мероприятия будут сопро вождаться книжными выставка ми. Кроме того, во время кани. кул в библиотеке будут прюве- дены обзор литературы о Лени, не, конкурс на лучшее чтение стихотворения о Советской Ар мии. В. СЫСОЕВА, зав. детским отделом райбиблиотеки. К 150.ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Разочарованный в светской жизни, огорченный невозмож ностью улучшить жизнь своих крестьян. Толстой решает на править свою жизнь по новому руслу. В мае 1851 года офицер Ни колай Николаевич Толстой, служивший на Кавказе, после длительного отпуска возвра щался в свою часть, которая стояла в станице Старогладков. ской. Сюда он приехал не один, с ним был его младший брат Лев, молодой человек двадцати двух лет, недоучившийся сту дент и неудачливый помещик, «пустяшный малый», как доб родушно-снисходительно назы вали его порой родные, жизнь которого все еще не могла уста новиться..' И хотя поездка закончилась благсполучно,«а путешествие по Волге от Саратова до Астрахани в лодке было поэтично и оча ровательно», как написал Лев Николаевич в одном из писем, он был немножко грустен и об раз жизни вначале показался не таким привлекательным, как он того ожидал, и край не на. столько красив, но как бы там пи было, жизнь его измени лась. Вскоре после приезда он уча ствует в первом «деле» —на беге русского отряда на гор ский аул. Продолжение. Начало в № 37. ВЕЛИКИЙ русский п и с а т ел ь Здесь, на Кавказе, Толстой стал писателем. Свои первые впечатления отразил в нроиз. ведениях, особенно в рассказах «Набег» и «Рубка леса». В них Толстой впервые создал реали. стические образы мужественных и самоотверженных русских солдат. «В русском, настоящем рус ском солдате никогда не заме тите хвастовства, ухарства, же лания отуманиться, разгоря читься во время опасности: на против, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные чер ты его характера». (Л. Толстой «Рубка леса»). Но первый общественный за мысел Толстого был иной. Осенью 1852 года читате.чн «Современника» прочли в 9-й книжке журнала повесть «Исто, рия моего детства», подписан ную инициалами Л. Н. Так на чался путь писателя, продол жавшийся шестьдесят лет, вплоть до трагических ноябрь ских дней 1910 года, когда уми рающий Толстой лежал в доми ке начальника станции Астапо во, о которюй узна.ч тогда весь мир. Дебют Толстого был счаст ливым —его не ждала судьба «Ганса Кюхельгартена» Гоголя или первого сборника Некрасо ва «Мечты и звуки». В отличие от многих знаменитых писате. леи он сразу вошел в литерату ру как зрюлый мастер. Повесть «Детство» является первой частью задуманного ро мана «Четыре эпохи развития». Этот рюман должен был состо ять из четырюх частей. Написа ны были только три части: «Детство», «Отрючество» и «Юность». Рукопись «Детства» прюизвела насто.чько сильное впечатление на Н. А. Некрасо ва, бывшего в то время редак тором журнала «Современник», что он написал Толстому: «Я прючел Вашу рукопись «Дет ство». Она имеет в себе на столько интереса, что я ее на. печатаю... простота и действи. тельность содержания составля ют неотъемлемые достоинства этого произведения». (1852 г. Август. Петербург. Н. Некра сов). В «Детстве», «Отрочестве», «Юности» Толстой выступает большим мастерюм, раскрываю щим «диалектику души» — сложную борьбу, составляющую содержание внутренней, душев ной жизни человека. Анализ человеческих переживаний име ет у Толстого своей задачей предъявить высокие требова ния к человеку. Разоблачая праздность и по рочность бар, показывая под невольное положение крестьян, их тяжелую жизнь. Толстой ставит перед читателем основ ные вопросы своей эпохи—ка нуна 60.x годов. Народ у Тол. стого показан носителем высо ких моральных качеств. Любовь к народу, сочувствие его тяжелой жизни определяют все дальнейшее творчество ве ликого писателя, проходят крас, ной нитью через все его прюиз- ведения. «Детство»—повесть о не скольких днях в жизни ребенка к в то же время—о целом пе риоде становления человека, когда «невинная веселость, беспредельная потребность люб ви были единственными побуж дениями в жизни». Однако пи. сатель не только воссоздает этот цельный ясный поэтиче ский мир детства,— он показы вает нам первые страдания дет ской души и первые признаки появления сложного, рефлекти. руюпщго, уже теряющего свою простоту и естественность чело века. Уже в «Детстве» прюявились те характерные черты таланта писателя, о которых несколько лет спустя скажет в своей статье Н. Г. Чернышевский: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психи ческой жизни и непосредствен ная чистота нравственного чув. ства, придающие... особенную физиономию прюизведениям графа Толстого... всегда оста нутся существенными черяами его таланта, какие бы новые стороны ни высказывались в нем при дальнейшем его разви тии». В «Отрочестве» герой Толсто го делает все новые и нбвые от. крытия, каждое из них беэвоз. вратно уносит частицу того цельного, любовного отношения к миру, какое было свойственно ему прежде. И одна из самых грустных и в то же •время не преложных истин открываю щихся Николеньке,—мысль о социальном неравенстве, о бед ности и богатстве. Это «откр)ы. тие» в дальнейшем определяет многое в судьбе герюя. Но потеряв детскую непосред ственность, герой Толстого при- обрютает не только ложные, господствующие в аристокра. тическом кругу представления о взаимоотношениях между людь ми, —растет и крепнет его мысль, что в свою очередь не сет залог возрюждения. Сами представления и предржссудки людей, окружающих его, долж ны предстать перед судом его мысли и подвергнуться беспо щадному анализу. Вот почему «Детство», «Отрочество» и «Юность»— повествование не только об утратах, но и о при обретениях, а заключительные страницы трилогии — ржссказ о житейском крахе героя—оп тимистичны. Ведь этот крах яв ляется крахом ложного и искус ственного в его жизни н вызы. вает новый моральный порыв. М. ГЛАГОЛЕВА, старшин научный сотрудник филиала Государственного музея Л. Н. Толстого. (Продолжение следует)[, '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz