Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
ШКОЛА НА НОВОМ ЭТАПЕ 6 января состоялась районная конференция учителей. С докладом «Об итогах декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС и задачах работников народного образования района, вытекающих из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенстзова. НИИ обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. В прениях выступили десять человек. В работе конференции приняли участие и выступили ректор Липецкого педагогического института Б. Н. БАБИН и заведу ющий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС В. А ШАЛИМОВ. Участники конференции приняли социалистически* обяза тельства по подготовке школ к 1978—79 учебному году. На этой странице публикуется отчет о работ* январской учительской конференции. Наша конференция, говорит докладчик М. А. Рындин, про. ходит в обстановке высокой по литической и трудовой актив ности советского народа, выз- ганной решениями декабрьско го (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, гессии Верховного С о в е т а СССР, положениями и выво дами речи Генерального секре таря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета С^ССР товарища Л. И. Брежне ва на Пленуме. Каждый кол лектив, каждый человек стре мится внести достойный вклад в дело коммунистического строительства. Не остаются в стороне и педагогические кол_ .чективы школ района. Они де лают все для того, чтобы все мерно улучшать учебно-воспи- тательный процесс, повышать Еффективность и качество сво ей работы. В новой Конституции СССР Еаписано, что система народно го образования обеспечивает общеобразовательную и профес сиональную подготовку граж дан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физи ческому развитию молодежи, 1 ’отовит ее к труду и общест- генной деятельности. Это поло жение конкретизирует принятое в канун нового года постановле ние Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер шенствовании обучения, воспи тания учащихся общеобразова тельных школ и подготовки их к труду», в котором говорится о том, что надо так поставить школьное образование, при ко тором все выпускники овладе вали бы не только знанием ос нов наук, но и конкретными трудовыми навыками для рабо ты в народном хозяйстве. В ус ловиях развитого социализма подрастающее поколение всту пает в жизнь, имея среднее об разование, что создает новые возможности для дальнейшего роста производительности тру да, духовной культуры и созна ния масс, формирования нового человека. В школах района закончилось первое полугодие. Многие педа гогические коллективы сосре доточивали свои усилия на по вышении эффективности и ка чества учебно-воспитательного процесса, добивались того, что бы каждый урок .способствовал развитию познавательных инте ресов учащихся, приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний. Многое в этом направлении сделали учи теля Лев-Толстовской средней, школы № 42 имени Л. Н. Тол стого, Гагаринской средней. Топовскон, Знаменской, Кар- повской, Загрядчинской восьми летних школ. Успеваемость в целом по рай ону за первое полугодие соста необходимо бороться за сохра нение контингента учащихся. В первом полугодии наблюдался их отсев из Домачевской, Золо тушинской, Первомайской сред них школ, а из Головинщинской средней школы три ученика бы ли отправлены в спецшколы. Это свидетельствует о том, что педагогические коллективы не пытаются решать проблему «трудных» подростков, не изыс кивают путей совершенствова ния воспитательной работы, не повышают в этом деле роль классных руководителей. Недо оценивается пока педагогичес кое просвещение родителей. В формировании гармонично развитой личности важная роль знаний принадлежит трудовому воспи танию. Наша школа возникла как школа политехническая, трудовая. И этому принципу она Сейчас трудовое воспитание приобрета. Дело в том, что армия работников, за нятая в сфере материального Снижение качества учащихся объясняется в первую очередь тем. что отдельные учи теля Ъринизилн требователь ность к са.мим себе. На уроки из.меняла никогда, они приходят или без планов, или с планами, составленными ®т особую значимость, схематично, без учета возраст ных и психологических особен ностей ребят, без учета степени производства, будет теперь по. трудности изучаемого материа- подняться молодежью со сред- ла, не применяют и.меющнхся «им образованием. Если раньше технических средств и нагляд- школа стремилась к тому, что- ных пособий. Такого рода недос- бы как можно больше ее вы- татки наблюдаются в Митягин- пускников поступили в высшие ской средней, Сланской восьми- учебные заведения, то теперь летней Школах. ее задача состоит в том, чтобы В наших школах есть немало готовить своих воспитанников учителей, которые при.меняют к непосредственной работе на на своих уроках самые новейшие производстве. щивается более ста видов ра стений. Ребята содержат свое маленькое поле в образцовом состоянии. Слабо поставлено трудовое воспитание учащихся во многих восьмилетних школах. В боль шинстве из них нет мастерских, оборудования, инструментов. Нередки сЛучаи, когда уроки труда заменяются другимш предметами. Сланская, Племян- никовская, Кузовлевская, Аста- повская школы отказались от пришкольных участков, и ребя та остались как бы отстранен ными от трудового участия в возделывании сельскохозяйст венных культур. Многое в воспитании зависит от профессиональной подготов ки преподавателей по труду. Сейчас пять учителей учатся заочно в Липецком пединститу те. Этого, конечно, мало, ведь в вссьмилетних школах нет ни одного учителя, имеющего спе циальное образование по трудо вому воспитанию. А в Перво майской средней школе препо дает труд человек, не имеющий даже среднего образования. В настоящее время в 9—10 классах время на трудовое обу чение увеличивается с двух до четырех часов в неделю. Поэто му необходимо вместе с шефст вующими колхозам,'!, совхозами, предприятиями составить кон кретный план коренной перест- С январского с овещания учит елей достижения педагогической нау ки и практики. Среди них Н. Я. Нестис^рова из Гагаринской, Т. А. Кузовлева из Кузовлев- ской, В. П. Чернова и В. И. Вольных из Лев-Толстовской школ. Мастерами своего дела за рекомендовали себя заведующие ^то в условиях Октябрьской, Троицкой и Срез- зательного невской В постановлении Центрально, го Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальней шем совершенствовании обуче ния, воспитания учащихся об щеобразовательных школ и под готовки их к труду» отмечается, всеобщего обя- среднего образова. [г гг, п школами ЛИЯ нынешняя постановка тру Н. Ф. Осипова. В. -А,. Самохина - дового обучения не отвечает возросшим требованиям обще ственного производства и науч_ учительница начальных классов технического пмгпрс Л М нп Ипьинскпй ППГЬМИПРТНЙЙ ШКППК1 «"-технического прогресса. хИно- и А. Д. Парамонова. Богатый опыт работы с детьми накопила Ильинской восьмилетней школы М. К. Алтухова. Однако есть и такие учителя, которые отстали от жизни, поль зуются тем багажом знаний, ко- гие выпускники вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточ ного представления об основ- торый приобрели 10—15 лет массовых профессиях и ис- назад. Аттестационная комиссия пытывают затруднения при пе. в свое время предложила 27 на работу в народное хо- учителям повысить свою квали- зяйство. Поэтому необходим ре- фикацию, но они не последова ли доброму совету. Сейчас ставится задача, что бы к 1980 года' все учителя- предметники в средних школах имели только высшее образова- шительный поворот школы к улучшению подготовки молоде жи к труду, к овладению оп ределенной профессией. Нельзя сказать, что трудовое воспитание, профессиональная ние. Над этим, предстоит много ориентация отсутствуют в на. поработать. Достаточно сказать, ших школах. Например, хоро- что из 225 учителей, работаю- шо зарекомендовали себя уче- щнх в районе, только 121 име- нические производственные бри- ет высшее образование. Низок гады Гагаринской и Головин. этот показатель в Первомайской, щинской школ. В этих же шко- Домачевской, Головинщинской лах, а также в Золотушинской средних, Кузовлевской, Аста- и Лев-Толстовской ребят обуча ют механизаторским професси ям. Здесь оборудованы кабине, ты машиноведения, регулярно Одной из форм повышения проводятся занятия. Но в связи квалификации учителей являет повской, НоБочемодановской Знаменской восьмилетних шко лах. с те,м, что машины, закреплен- за школами, значительно ся заочное обучение в институ- ные _____ . _____ ___ _ тах. Но тут не все обстоит бла- устарели и не всегда на ходу, гопол^ чно. Успеваемость учите- многие школьники, получив лей-заочников Снизитась более права на управление техникой чем на 30 процентов. Отдельные не имеют достаточных навыков из них не выезжают на сессии, вождения. И нередко получает- имеют академическую задолжен- ся так, что им вновь приходит- н^ть . Этот вопрос необходимо ся поступать на курсы и пере- АП^Vттит^ч н а яип а ^к ^ннV _____ _ ^ **'"*'’“ обсудить на январских педсове тах. Проблема комплектования годно мы запрашиваем 35—40 воспитания. ---- ----------------- учителей. Но не всегда получа- механи- вила 98,3 процента. Это несколь- ем надежное пополнение. Поэто- з^^орские специальности, оста. ко выше, чем за тот же период м.у возникает необходимость го- работать в сельском хо- товить свои кадры путе.м напржв- зяйстве. Иную картину можно ления в педагогические институ- «эблюдать в Домачевской, Пер- ты выпускников школ района, вомайской и Митягинской сред. Однако к этому надо ^зтносить- школах. Там даже нет каби- ся очень серьезно, тщательно «втов машиноведения. Все заня- отбирать кандидатов. В прош лом году этому не придали осо прошлого учебного года. Одна ко качество знаний в некоторых школах заметно снизилось. Ес ли в первом полугодии 1976— 1977 учебного года в средних школах 555 учащихся успевали на «хорошо» и «отлично», то ныне таких ребят 530. Значи тельно уменьшилось число от личников в Головинщинской, Первомайской средних, Новоче учиваться. Несмотря на некоторые не достатки, в выше названных тия по труду в мастерской. проходят только Выпускники ны. бого значения, в результате из нешнего года, окончив школу, 22 выпускников вступительные останутся без специальности. Больше внимания уделять опытнической следует работе. экзамены выдержали лишь . . . шесть человек. При этом следа’- модановской, Сланской. Племян- ет учесть, что поступали они вне Хорошо она организована в То- никовской восьмилетних шко- конкурса. повской восьмилетней школе, да’с. Дал»в докладчик сказал, чт* На нрншкольном учаотк» выра- ройки всей системы трудового обучения. В средних школах следует создавать учебно-мето дические кабинеты по профес сиональной ориентации, сплани ровать работу на период летней трудовой четверти. Не раз поднимался вопрос об обеспечении учащихся горячим питанием. Однако в этом направ лении ,мало что сделано. В сель ских средних школах, кроме Га гаринской, нет даже обычных буфетов. По-иному поставлено дело в Топовской восьмилетней школе. Все учащиеся получают горячее цптание. Обед из трех блюд стоит всего 20 копеек. Особое внимание следует про являть об охране здоровья де тей. Надо регулярно прюводить медицинские осмотры, улучшать санитарно-гигиеническое состоя ние школ, развивать физкуль туру и спорт. На днях Центральный Ко.ми- тет КПСС и Совет Министров СССР приняли еще одно поста новление «О переходе на бес платное пользование учебника- .ми учащимися общеобразова тельных школ». Сно предусмат ривает осуществить этот пере- .ход в 1978—1983 годах. Учеб ники будут издаваться раз в че тыре года с последующей допе чаткой учебной литературы. Букварь будет издаваться еже годно и оставляться школьни кам по окончании первого клас са. Ставится задача довести со держание этого постановления до каждого учащегося, воспи тать у них бережное отношение к книге. С этой целью надо про водить смотры и конкурсы на лучшую сохранность учебной ли тературы. Работники народного образо вания, сказал в заключение до кладчик, сделают все от них за висящее. чтобы воспитать детей настоящими строителями ком мунизма. Первы.м в прениях выступил директор Золотушинской сред ней школы Ю. Б. Потапов. Он отметил, что их коллектив не мало делает по трудовому вос питанию и профессиональной ориентации учащихся. Школа располагает достаточным обору дованием для проведения уро ков труда. Имеется хорошая мастерская, а также учебно опытный участок, где ребята приобретают трудовые навыки. Проводятся встречи с*передови ками производства совхоза име ни М. Горького, ветеранами тру да. с людьми различных про фессий. Учащиеся 9—10 клас сов изучают сельскохозяйствен ные машины. Совхоз выделил средства для оборудования ка- бШ1ета машиноведения, который позволит улучшить профессио нальную подготовку школьни ков. У нас действует ученическая производственная бригада, она оказывает помощь совхозу. Ру ководство хозяйства обещает выделить школе земельный уча сток и технику, чтобы ребята трудились самостоятельно. Это будет способствовать закрепле нию кадров на селе. Классный руководитель Зна менской восьмилетней школы В. С. Тырнова остановилась * своем выступлении на роли ко митета комсомола в учебно-вос питательном процессе. В коми тет входят учебный, идейно-по литический, трудовой, эстетиче ский и спортивный секторы. Цель з'чебного сектора — раз вивать у ребят ответственное от ношение к занятиям. По мере необходимости пост всеобуча ор ганизует работу со слабыми учениками. Это дает положи тельные результаты. Вот уже несколько лет школа работает без второгодников. Задачами трудового сектора являются оборудование классов, мелкий текущий ремонт здания, организация дежурств, соблю. дение чистоты и порядка, бла гоустройство двора. Ребята ос ваивают те.хнические средства обучения и помогают учителям использовать их на уроках. Доб рой традицией стало проведение 1 трудовых операций по оказанию ' полтащи совхозу. Выступивший на конферен ции директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого В. И. Кузовкин подчеркнул, что педагогические колл е к т и в ы должны стремиться к тому, чтобы учащийся смог освоить не только основы наук, но и вплотную подойти к овладению определенной профессией. А этого можно достигнуть в том случае, когда каждый изучае мый предмет будет тесно увя зываться с нашей жизнью. Учительница биологии Топов ской восьмилетней школы В. А. Бельмесова рассказала о том, как учащиеся приобретают на уроках и во внеурочное время трудовые навыки. Она также поделилась опытом организации работы на пришкольном участ ке. О трудовом воспитании уча щихся младших классов расска зала заведующая Срезневской начальной школой А. Д. Нара- монова. Главное, подчеркнула она,—сформировать у детей творческое отношение к пору ченному делу. Работе с детьми дошкольно го возраста посвятила свое вы ступление заведующая район ным детским садом Р. С. Нику- шина. Она подробно останови лась на том, как воспитатели приучают детей с самого ранне го возраста к самостоятельному труду. Усилия учителей но восиита- нию всесторонне развитой лич ности не пропадают даром, ска зал на конференции директор Новочемодановской восьмилет ней школы В. И. Симонов. Мно гие наши выпускники остаются работать в колхозе, продолжая образование. Среди них шофер А. Рыжков, зоотехник В. Дмит риев, колхозники В. Фомин, Е. Дмитриев. На конференции также вы ступили секретарь райкома ВЛКСМ л . в. Сементковская, директор Лев-Толстовской сред ней школы. С. П. Хожаинов, прокурор района В. С. Юшков. Участники январской учи тельской конференции приняли к руководству и неуклонному исполнению решения декабрь ского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, постановление Цент рального Комитета КПСС и Со вета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовни их к труду».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz