Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

ШКОЛА НА НОВОМ ЭТАПЕ 6 января состоялась районная конференция учителей. С докладом «Об итогах декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС и задачах работников народного образования района, вытекающих из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенстзова. НИИ обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. В прениях выступили десять человек. В работе конференции приняли участие и выступили ректор Липецкого педагогического института Б. Н. БАБИН и заведу­ ющий отделом пропаганды и агитации райкома КПСС В. А ШАЛИМОВ. Участники конференции приняли социалистически* обяза­ тельства по подготовке школ к 1978—79 учебному году. На этой странице публикуется отчет о работ* январской учительской конференции. Наша конференция, говорит докладчик М. А. Рындин, про. ходит в обстановке высокой по­ литической и трудовой актив­ ности советского народа, выз- ганной решениями декабрьско­ го (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, гессии Верховного С о в е т а СССР, положениями и выво­ дами речи Генерального секре­ таря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета С^ССР товарища Л. И. Брежне­ ва на Пленуме. Каждый кол­ лектив, каждый человек стре­ мится внести достойный вклад в дело коммунистического строительства. Не остаются в стороне и педагогические кол_ .чективы школ района. Они де­ лают все для того, чтобы все­ мерно улучшать учебно-воспи- тательный процесс, повышать Еффективность и качество сво­ ей работы. В новой Конституции СССР Еаписано, что система народно­ го образования обеспечивает общеобразовательную и профес­ сиональную подготовку граж­ дан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физи­ ческому развитию молодежи, 1 ’отовит ее к труду и общест- генной деятельности. Это поло­ жение конкретизирует принятое в канун нового года постановле­ ние Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер­ шенствовании обучения, воспи­ тания учащихся общеобразова­ тельных школ и подготовки их к труду», в котором говорится о том, что надо так поставить школьное образование, при ко­ тором все выпускники овладе­ вали бы не только знанием ос­ нов наук, но и конкретными трудовыми навыками для рабо­ ты в народном хозяйстве. В ус­ ловиях развитого социализма подрастающее поколение всту­ пает в жизнь, имея среднее об­ разование, что создает новые возможности для дальнейшего роста производительности тру­ да, духовной культуры и созна­ ния масс, формирования нового человека. В школах района закончилось первое полугодие. Многие педа­ гогические коллективы сосре­ доточивали свои усилия на по­ вышении эффективности и ка­ чества учебно-воспитательного процесса, добивались того, что­ бы каждый урок .способствовал развитию познавательных инте­ ресов учащихся, приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний. Многое в этом направлении сделали учи­ теля Лев-Толстовской средней, школы № 42 имени Л. Н. Тол­ стого, Гагаринской средней. Топовскон, Знаменской, Кар- повской, Загрядчинской восьми­ летних школ. Успеваемость в целом по рай­ ону за первое полугодие соста необходимо бороться за сохра­ нение контингента учащихся. В первом полугодии наблюдался их отсев из Домачевской, Золо­ тушинской, Первомайской сред­ них школ, а из Головинщинской средней школы три ученика бы­ ли отправлены в спецшколы. Это свидетельствует о том, что педагогические коллективы не пытаются решать проблему «трудных» подростков, не изыс­ кивают путей совершенствова­ ния воспитательной работы, не повышают в этом деле роль классных руководителей. Недо­ оценивается пока педагогичес­ кое просвещение родителей. В формировании гармонично развитой личности важная роль знаний принадлежит трудовому воспи­ танию. Наша школа возникла как школа политехническая, трудовая. И этому принципу она Сейчас трудовое воспитание приобрета. Дело в том, что армия работников, за­ нятая в сфере материального Снижение качества учащихся объясняется в первую очередь тем. что отдельные учи­ теля Ъринизилн требователь­ ность к са.мим себе. На уроки из.меняла никогда, они приходят или без планов, или с планами, составленными ®т особую значимость, схематично, без учета возраст­ ных и психологических особен ностей ребят, без учета степени производства, будет теперь по. трудности изучаемого материа- подняться молодежью со сред- ла, не применяют и.меющнхся «им образованием. Если раньше технических средств и нагляд- школа стремилась к тому, что- ных пособий. Такого рода недос- бы как можно больше ее вы- татки наблюдаются в Митягин- пускников поступили в высшие ской средней, Сланской восьми- учебные заведения, то теперь летней Школах. ее задача состоит в том, чтобы В наших школах есть немало готовить своих воспитанников учителей, которые при.меняют к непосредственной работе на на своих уроках самые новейшие производстве. щивается более ста видов ра­ стений. Ребята содержат свое маленькое поле в образцовом состоянии. Слабо поставлено трудовое воспитание учащихся во многих восьмилетних школах. В боль­ шинстве из них нет мастерских, оборудования, инструментов. Нередки сЛучаи, когда уроки труда заменяются другимш предметами. Сланская, Племян- никовская, Кузовлевская, Аста- повская школы отказались от пришкольных участков, и ребя­ та остались как бы отстранен­ ными от трудового участия в возделывании сельскохозяйст­ венных культур. Многое в воспитании зависит от профессиональной подготов­ ки преподавателей по труду. Сейчас пять учителей учатся заочно в Липецком пединститу­ те. Этого, конечно, мало, ведь в вссьмилетних школах нет ни одного учителя, имеющего спе­ циальное образование по трудо­ вому воспитанию. А в Перво­ майской средней школе препо­ дает труд человек, не имеющий даже среднего образования. В настоящее время в 9—10 классах время на трудовое обу­ чение увеличивается с двух до четырех часов в неделю. Поэто­ му необходимо вместе с шефст­ вующими колхозам,'!, совхозами, предприятиями составить кон­ кретный план коренной перест- С январского с овещания учит елей достижения педагогической нау­ ки и практики. Среди них Н. Я. Нестис^рова из Гагаринской, Т. А. Кузовлева из Кузовлев- ской, В. П. Чернова и В. И. Вольных из Лев-Толстовской школ. Мастерами своего дела за­ рекомендовали себя заведующие ^то в условиях Октябрьской, Троицкой и Срез- зательного невской В постановлении Центрально, го Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальней­ шем совершенствовании обуче­ ния, воспитания учащихся об­ щеобразовательных школ и под­ готовки их к труду» отмечается, всеобщего обя- среднего образова. [г гг, п школами ЛИЯ нынешняя постановка тру Н. Ф. Осипова. В. -А,. Самохина - дового обучения не отвечает возросшим требованиям обще­ ственного производства и науч_ учительница начальных классов технического пмгпрс Л М нп Ипьинскпй ППГЬМИПРТНЙЙ ШКППК1 «"-технического прогресса. хИно- и А. Д. Парамонова. Богатый опыт работы с детьми накопила Ильинской восьмилетней школы М. К. Алтухова. Однако есть и такие учителя, которые отстали от жизни, поль­ зуются тем багажом знаний, ко- гие выпускники вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточ­ ного представления об основ- торый приобрели 10—15 лет массовых профессиях и ис- назад. Аттестационная комиссия пытывают затруднения при пе. в свое время предложила 27 на работу в народное хо- учителям повысить свою квали- зяйство. Поэтому необходим ре- фикацию, но они не последова­ ли доброму совету. Сейчас ставится задача, что­ бы к 1980 года' все учителя- предметники в средних школах имели только высшее образова- шительный поворот школы к улучшению подготовки молоде­ жи к труду, к овладению оп­ ределенной профессией. Нельзя сказать, что трудовое воспитание, профессиональная ние. Над этим, предстоит много ориентация отсутствуют в на. поработать. Достаточно сказать, ших школах. Например, хоро- что из 225 учителей, работаю- шо зарекомендовали себя уче- щнх в районе, только 121 име- нические производственные бри- ет высшее образование. Низок гады Гагаринской и Головин. этот показатель в Первомайской, щинской школ. В этих же шко- Домачевской, Головинщинской лах, а также в Золотушинской средних, Кузовлевской, Аста- и Лев-Толстовской ребят обуча­ ют механизаторским професси­ ям. Здесь оборудованы кабине, ты машиноведения, регулярно Одной из форм повышения проводятся занятия. Но в связи квалификации учителей являет повской, НоБочемодановской Знаменской восьмилетних шко лах. с те,м, что машины, закреплен- за школами, значительно ся заочное обучение в институ- ные _____ . _____ ___ _ тах. Но тут не все обстоит бла- устарели и не всегда на ходу, гопол^ чно. Успеваемость учите- многие школьники, получив лей-заочников Снизитась более права на управление техникой чем на 30 процентов. Отдельные не имеют достаточных навыков из них не выезжают на сессии, вождения. И нередко получает- имеют академическую задолжен- ся так, что им вновь приходит- н^ть . Этот вопрос необходимо ся поступать на курсы и пере- АП^Vттит^ч н а яип а ^к ^ннV _____ _ ^ **'"*'’“ обсудить на январских педсове тах. Проблема комплектования годно мы запрашиваем 35—40 воспитания. ---- ----------------- учителей. Но не всегда получа- механи- вила 98,3 процента. Это несколь- ем надежное пополнение. Поэто- з^^орские специальности, оста. ко выше, чем за тот же период м.у возникает необходимость го- работать в сельском хо- товить свои кадры путе.м напржв- зяйстве. Иную картину можно ления в педагогические институ- «эблюдать в Домачевской, Пер- ты выпускников школ района, вомайской и Митягинской сред. Однако к этому надо ^зтносить- школах. Там даже нет каби- ся очень серьезно, тщательно «втов машиноведения. Все заня- отбирать кандидатов. В прош лом году этому не придали осо прошлого учебного года. Одна ко качество знаний в некоторых школах заметно снизилось. Ес­ ли в первом полугодии 1976— 1977 учебного года в средних школах 555 учащихся успевали на «хорошо» и «отлично», то ныне таких ребят 530. Значи­ тельно уменьшилось число от­ личников в Головинщинской, Первомайской средних, Новоче учиваться. Несмотря на некоторые не­ достатки, в выше названных тия по труду в мастерской. проходят только Выпускники ны. бого значения, в результате из нешнего года, окончив школу, 22 выпускников вступительные останутся без специальности. Больше внимания уделять опытнической следует работе. экзамены выдержали лишь . . . шесть человек. При этом следа’- модановской, Сланской. Племян- ет учесть, что поступали они вне Хорошо она организована в То- никовской восьмилетних шко- конкурса. повской восьмилетней школе, да’с. Дал»в докладчик сказал, чт* На нрншкольном учаотк» выра- ройки всей системы трудового обучения. В средних школах следует создавать учебно-мето­ дические кабинеты по профес­ сиональной ориентации, сплани­ ровать работу на период летней трудовой четверти. Не раз поднимался вопрос об обеспечении учащихся горячим питанием. Однако в этом направ­ лении ,мало что сделано. В сель­ ских средних школах, кроме Га­ гаринской, нет даже обычных буфетов. По-иному поставлено дело в Топовской восьмилетней школе. Все учащиеся получают горячее цптание. Обед из трех блюд стоит всего 20 копеек. Особое внимание следует про­ являть об охране здоровья де­ тей. Надо регулярно прюводить медицинские осмотры, улучшать санитарно-гигиеническое состоя­ ние школ, развивать физкуль­ туру и спорт. На днях Центральный Ко.ми- тет КПСС и Совет Министров СССР приняли еще одно поста­ новление «О переходе на бес­ платное пользование учебника- .ми учащимися общеобразова­ тельных школ». Сно предусмат­ ривает осуществить этот пере- .ход в 1978—1983 годах. Учеб­ ники будут издаваться раз в че­ тыре года с последующей допе­ чаткой учебной литературы. Букварь будет издаваться еже­ годно и оставляться школьни­ кам по окончании первого клас­ са. Ставится задача довести со­ держание этого постановления до каждого учащегося, воспи­ тать у них бережное отношение к книге. С этой целью надо про­ водить смотры и конкурсы на лучшую сохранность учебной ли­ тературы. Работники народного образо­ вания, сказал в заключение до­ кладчик, сделают все от них за­ висящее. чтобы воспитать детей настоящими строителями ком­ мунизма. Первы.м в прениях выступил директор Золотушинской сред­ ней школы Ю. Б. Потапов. Он отметил, что их коллектив не­ мало делает по трудовому вос­ питанию и профессиональной ориентации учащихся. Школа располагает достаточным обору­ дованием для проведения уро­ ков труда. Имеется хорошая мастерская, а также учебно­ опытный участок, где ребята приобретают трудовые навыки. Проводятся встречи с*передови­ ками производства совхоза име­ ни М. Горького, ветеранами тру­ да. с людьми различных про­ фессий. Учащиеся 9—10 клас­ сов изучают сельскохозяйствен­ ные машины. Совхоз выделил средства для оборудования ка- бШ1ета машиноведения, который позволит улучшить профессио­ нальную подготовку школьни­ ков. У нас действует ученическая производственная бригада, она оказывает помощь совхозу. Ру­ ководство хозяйства обещает выделить школе земельный уча­ сток и технику, чтобы ребята трудились самостоятельно. Это будет способствовать закрепле­ нию кадров на селе. Классный руководитель Зна­ менской восьмилетней школы В. С. Тырнова остановилась * своем выступлении на роли ко­ митета комсомола в учебно-вос­ питательном процессе. В коми­ тет входят учебный, идейно-по­ литический, трудовой, эстетиче­ ский и спортивный секторы. Цель з'чебного сектора — раз­ вивать у ребят ответственное от­ ношение к занятиям. По мере необходимости пост всеобуча ор­ ганизует работу со слабыми учениками. Это дает положи­ тельные результаты. Вот уже несколько лет школа работает без второгодников. Задачами трудового сектора являются оборудование классов, мелкий текущий ремонт здания, организация дежурств, соблю. дение чистоты и порядка, бла­ гоустройство двора. Ребята ос­ ваивают те.хнические средства обучения и помогают учителям использовать их на уроках. Доб­ рой традицией стало проведение 1 трудовых операций по оказанию ' полтащи совхозу. Выступивший на конферен­ ции директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого В. И. Кузовкин подчеркнул, что педагогические колл е к т и в ы должны стремиться к тому, чтобы учащийся смог освоить не только основы наук, но и вплотную подойти к овладению определенной профессией. А этого можно достигнуть в том случае, когда каждый изучае­ мый предмет будет тесно увя­ зываться с нашей жизнью. Учительница биологии Топов­ ской восьмилетней школы В. А. Бельмесова рассказала о том, как учащиеся приобретают на уроках и во внеурочное время трудовые навыки. Она также поделилась опытом организации работы на пришкольном участ­ ке. О трудовом воспитании уча­ щихся младших классов расска­ зала заведующая Срезневской начальной школой А. Д. Нара- монова. Главное, подчеркнула она,—сформировать у детей творческое отношение к пору­ ченному делу. Работе с детьми дошкольно­ го возраста посвятила свое вы­ ступление заведующая район­ ным детским садом Р. С. Нику- шина. Она подробно останови­ лась на том, как воспитатели приучают детей с самого ранне­ го возраста к самостоятельному труду. Усилия учителей но восиита- нию всесторонне развитой лич­ ности не пропадают даром, ска­ зал на конференции директор Новочемодановской восьмилет­ ней школы В. И. Симонов. Мно­ гие наши выпускники остаются работать в колхозе, продолжая образование. Среди них шофер А. Рыжков, зоотехник В. Дмит­ риев, колхозники В. Фомин, Е. Дмитриев. На конференции также вы­ ступили секретарь райкома ВЛКСМ л . в. Сементковская, директор Лев-Толстовской сред­ ней школы. С. П. Хожаинов, прокурор района В. С. Юшков. Участники январской учи­ тельской конференции приняли к руководству и неуклонному исполнению решения декабрь­ ского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, постановление Цент­ рального Комитета КПСС и Со­ вета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовни их к труду».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz