Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)
Т р у д ж р е л ж г ж я труд, то есть целесообразная деятельность—первое и основ ное условие существования каждой человеческой личности и всего общества в целом. Труд доставляет людям необходимые средства к жизни; он создал все те материальные и духовные богатства, которыми обладает сегодня человечество. В нашей стране самоотвер женным творческим трудом не скольких поколений построен развитой социализм, успешно осуществляется построение ком мунистического общества. Об щественно полезный труд и его результаты, как говорится в Конституции СССР, определяют положение человека в общест ве. Труд превращается в пер вую жизненную потребность советских людей, стал у нас це лом чести, доблести и геройст. ва, действенным средством ком мунистического восп и т а н и я масс. Он все отчетливее приоб ретает черты труда коммуни стического, когда, по выраже нию В. И. Ленина, люди будут трудиться «по сознательному (перешедшему в привычку) от ношению к необходимости тру да на общую пользу* (ПСС, т. 40, стр. 315). Как же относится к труду ре лигия? Библия—«священная книга» всех христиан и верующих иудейской религии— начинает ся легендой о сотворении мира, которое завершилось «создани ем первых людей»—Адама и Евы; о том, как они нарушили запрет—есть плоды с дерева познания добра и зла и были прокляты богом. «В поте лица твоего будешь есть хлеб»,— таким приговором покарал раз гневанный господь первого че ловека, изгнав его из рая. Это библейское сказание и легло в основу богословского понима ния труда как проклятья божь его, как тяжкого наказания че ловечеству за «первородный грех» прародителей. Человек обречен на тяжелый, изнурительный труд в земной жизни, и за это он «обретет вечное блаженство» за гробом, —социальная, классовая подо- — БЕСЕДЫ АТЕИСТА ------ плека таких религиозных по учений очевидна. «Вполне ес тественно сочувствие эксплуа таторов к религии, учащей «безропотно» переносить зем ной ад ради небесного, будто бы, рая»,—так раскрыл эту подоплеку В. И. Ленин и с сар казмом подчеркнул; «Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня!» (ПСС, Т. 6, стр. 265). Такова была сущность бого словского учения о труде в России до Октябрьской револю ции, такова она и сейчас в ка питалистических странах, не смотря на всяческие оговорки современных зарубежных мо дернистов. Однако в нашей стране, в ус ловиях социалистического обще ства, когда религия не пребы вает в услужении эксплуата торских классов, которых дав ным-давно нет, а все религи озные организации практически стоят на лояльных позициях по отношению к Советскому госу дарству, когда верующие пле чом к плечу с неверующим большинством нашего общества трудятся на благо Родины, -—в таких условиях, разумеется, не могли остаться прежними и церковное учение о труде, отно шение к нему богословов и свя щеннослужителей. Сегодня в церковной пропо. веди уже не услышишь, что труд—это божье проклятие и наказание за «первородный грех». В «священном писании» отыскиваются другие тексты, призванные доказать ценность труда, его богоугодность,—та кие. например, как слова из послания апостола Павла; «Ес ли кто не хочет трудиться, тот и не ешь*. Отсюда делаются выводы, что «труд угоден бо гу», что люди своим трудом продолжают «дело божьего тво рения» и т. д. Нынешний глава русской православной церкви— самой крупной религиозной ор ганизации в нашей стране — патриарх Пимен, вступив в эту должность летом 1971 года, об ратился к духовенству и веру ющим с посланием, в котором говорилось, что для верующего «земной труд», совершаемый чадами церкви во славу божию на благо своего народа, на бла го семьи, есть не что иное, как радостное исполнение долга благотворного для нас послуша ния воле божьей». Такие выводы подкрепляют ся призывами к верующим: хо. рошо работать, не прогуливать, не уклоняться от трудной ра боты, так как любой труд на благо общества является такой же обязанностью верующего, как соблюдение поста, чтение молитвы и другие богоугодные дела. Конечно, призывы хорошо работать на общее благо пох вальны. Но значит ли это, что религия хотя бы в таком вопро се перешла на прогрессивные позиции, и взгляды ее теперь совпадают с требованиями мо рального кодекса строителей коммунизма? Конечно, нет. В подобных высказываниях богословов труд характеризует ся как исполнение долга перед богом, и ставится в один ряд с молитвой и постом. Ценность труда связывается тут прежде всего с верой в бога. Именно труд во имя божье восхваляют проповедники всех религий. Но труд-то—дело земное, челове ческое. Работают люди для се бя, для общества, и в этом ре альном процессе создаются ма териальные и духовные ценно сти, рождаются нравственные оценки труда и трудящегося человека; это одновременно и процесс коммунистического воспитания самих тружеников. «Нам нет надобности, — пи сал Ф. Энгельс,—призывать сначала абстракцию какого-то «бога» и приписывать ей все прекрасное, великое, возвы шенное и истинно человеческое для того, чтобы увидеть вели чие человеческого существа...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 592). Эти слова как нельзя лучше подходят именно к такому истинно человеческо му понятию, как труд. Примыс- ливание бога не только не по могает понять важность и ве личие труда, но, нао^рот, ме шает этому, искажает истинную картину, смещает ценностные ориентиры. Труд в религиозном понимании превращается в средство, с помощью которого верующий стремится заслужить перед богом загробное спасение души, обеспечить ей вечное райское блаженство. Такое ути литарно-эгоистическое представ ление о труде мешает верую щим понять истинную важность, ценность и величие свободного труда, его облагораживающее воздействие на человека, меша ет формированию сознательно го, творческого, истинно ко.мму- нистического отношения к тру ду. Верующий, как правило, равнодушен и к смыслу, и к су ти своего труда. Как видим, за внешне похожи ми на требования коммунисти ческой морали призывами рели гиозных проповедников кроется диаметрально противоположное понимание смысла и целей тру да, его роли в обществе, тех нравственных качеств, которые воспитываются в труде. И долг пропагандистов атеизма—пока зать это коренное, принципиаль ное отличие между религиоз ным и коммунистическим пони манием труда, помогать верую щим избавляться от религиоз ных иллюзий. Сочетание атеистического воспитания с правовым особенно наглядно проявляется сейчас в разъяснении новой Конституции СССР. Пропагандист атеизма прежде всего обратит внимание на то, как воплотились в этом документе ленинские принципы свободы совести. Равенство всех граждан яеред законом, независимо от отношения к ре лигии, права исповедовать лю бую религию или не исповедо вать никакой, отправлять рели гиозные культы или вести анти религиозную пропаганду пред ставляют собой важную сторону социалистической демократии, органически входят в широкий комплекс прав и свобод, гаран тированных советским людям Основным Законом развитого социализма. Б. МАРЬЯНОВ. Заместитель главного редактора журнала «Наука и религия». По сведениям Липецкого гидрометеобюро сегодня ожи даются небольшие осадки, тем. нература дне;м от Одо 5 граду сов мороза, ночью— 5- 10 гра дусов ниже нуля. 2 марта 1978 г. Четверг. Восход солнца—7 ч. 20 м. Заход — 18 час. 05 мин. Долгота дня— 10 ч. 45 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6. Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора —2-13-83, за.местителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2-11-12, отдела экономики сель ского хозяйства — 2-11-22, от дела писем — 2-14-16, бухгал терии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Упраалеиия издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Текет этего номера набирала линотипиетка И. Быкова, вер стала Т. Ермолова, печатала А. Буданова. Корректор Н. Назарова, де журный по номеру В. Медве дев. Тираж 4.154 экз. Заказ № 261. 2 марта. Первая программа. 8.00— «Время». Информацион ная программа. 8.35—Утренняя гимнастика, 8.55—Стихи совет- ски.х поэтов в исполнешш школьников. 9.25—«Путь к Со фии». Телевизионный многосе рийный худ. фильм 4-я се рия. 10.30— Фрагменты из музыки к балетам П. И. Чай ковского. 14.30—Программа до кументальных фильмов. 15.25— «По музеям и выставочным за лам». 15.55—«Родная природа». 16.15— «Изобретатель». 16.45— «Композите^ А. П. Бородин». 17.15—«Один за всех, все за одного!» 18.00—Новости. 18.15 —«Ленинский университет мил лионов». 18.45—Концерт ма стеров искусств Украины. 19.50 — Пре.мьера телевизионного многосерийного художествен ного фильма «Путь к Софии». 5-я серия. 21.00—«Время». Ин формационная программа. 21.30 — «Документальный эк- рам^^1^^1щнча22^^11;;;212222— 3 марта. Первая программа. 8.00— «Время». Информацион ная программа. 8.35—Утренняя гимнастика. 8.55—«Отзовитесь, горнисты!» 9.25—«Путь к Со фии». Телевизионный многосе рийный художеств е и н ы и фильм. 5-я серия. 10.35—«Пес ня. Романс. Вальс». 14.30— Программа телевизионных до кументальных фильмов. 15.10— «Поэзия» Е. Баратынский. 15.40 —«Шахматная школа». 16.10— А. Оганесян—Симфония. 16.45 —«Москва и москвичи». 17.15-^ «Разговор по секрету». 18.00— Новости. 18.15—Премьера теле визионного короткометражного художественного фильма «У нас новенькая». 19.30—Кубок обладателей Кубков по футбо лу. Одна четвертая финала. «Реал Бетис» (Севилья, Испа ния)—«Динамо» (Москва). Пе редача из Испании. 21.00 — «Вре.мя». Информационная програ.чма. 21.30—«Приглаша ет концертная студия в Остан кино». В филиале Ботанического сада .Московского университе та собрано окаю 3.000 видов растений. На левом снимке: на дворе блестит хрусталь сосулек. На среднем снимке: в оран жерее цветет мексиканский крестовник. На правом снимке: работница сада М. И. Журав лева собирает .мандарины. (Фотохроника ТАСС). Лаборатория Кировского био химического завода отправила на парфюмерные фабрики страны первую партию экстракта жень шеня, выращенного в искусствен ных условиях. Он используется при изготовлении питательного крема. На снимке: микробиолог 3. Болтачева ведет наблюдения за ростом ткани женьшеня. Фото Е. Загуляева. (Фотохроника Т.АСС). С П О Р Т П о б е д а б ы л а б л и з к а На днях в городе Ельце про ходили финальные игры на пер венство области по хоккею с мячом. Как сообщалось в нашей газете, хоккеисты Лев-Толстов- ского района завоевали право участвовать в финале, победив в играх своей зоны. В финале противниками на ших хоккеистов были команды городов Лебедяни, Ельца, Ли пецка. Первую встречу левтол- стовцы провели со спортсмена ми из г. Лебедяни. Игра прошла с большим преимуществом на шей команды, которая и закон чила встречу со счетом —4:1 и свою пользу. С таким же результатом лев- толстовцы победили команду г. Липецка. Встреча команд из Льва Толстого и Ельца должна была решить, кто же станет победи телем. Нашим спортсменам до статочно было свести ее вни чью, чтобы завоевать первое ме сто. Дело в том, что ельчане набрали после двух встреч на очко меньше, так как сыграли вничью с лебедянцами. Финальная встреча проходи ла в равной игре. Незадолго до финального свистка счет был ничейный—2:2. И только за несколько минут до окончания игры ельчанам удалось забить третий решающий гол. Наша команда заняла второе .место, показав .хорошую игру и стремление побеждать в каждой встрече. В. ОСЕТРОВ. Редактор Н. КОБЗЕВ. Вниманию владельцев индивидуального автотранспорта! С 1 марта 1978 года заправка нндивндуалыюго автотран спорта бензином и топливной смесью через автозаправочные станции будет производиться только по талона.м на бензин и топливную смесь нового образца. Обмен талонов старого образца на талоны нового образца будет производиться в кассах нефтебаз с 1 марта 1978 года по 1 апреля 1978 года. После указанного срока талоны старого образца обмениваться не будут и их стоимость не будет воз мещена. 1—2 Ранобъедннению «Сельхозтехника» на постоянную работу требуются: газоэлектросварщики, слесари.электрики, тракто рист на экскаватор ЭО-2621, шоферы, товаровед, слесари по сборке сельскохозяйственных машин, тракторист на мехлопату. 4—4 -с-4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz