Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1978 г. (п. Лев-Толстой)

Т р у д ж р е л ж г ж я труд, то есть целесообразная деятельность—первое и основ­ ное условие существования каждой человеческой личности и всего общества в целом. Труд доставляет людям необходимые средства к жизни; он создал все те материальные и духовные богатства, которыми обладает сегодня человечество. В нашей стране самоотвер­ женным творческим трудом не­ скольких поколений построен развитой социализм, успешно осуществляется построение ком­ мунистического общества. Об­ щественно полезный труд и его результаты, как говорится в Конституции СССР, определяют положение человека в общест­ ве. Труд превращается в пер­ вую жизненную потребность советских людей, стал у нас це­ лом чести, доблести и геройст. ва, действенным средством ком­ мунистического восп и т а н и я масс. Он все отчетливее приоб­ ретает черты труда коммуни­ стического, когда, по выраже­ нию В. И. Ленина, люди будут трудиться «по сознательному (перешедшему в привычку) от­ ношению к необходимости тру­ да на общую пользу* (ПСС, т. 40, стр. 315). Как же относится к труду ре­ лигия? Библия—«священная книга» всех христиан и верующих иудейской религии— начинает­ ся легендой о сотворении мира, которое завершилось «создани­ ем первых людей»—Адама и Евы; о том, как они нарушили запрет—есть плоды с дерева познания добра и зла и были прокляты богом. «В поте лица твоего будешь есть хлеб»,— таким приговором покарал раз­ гневанный господь первого че­ ловека, изгнав его из рая. Это библейское сказание и легло в основу богословского понима­ ния труда как проклятья божь­ его, как тяжкого наказания че­ ловечеству за «первородный грех» прародителей. Человек обречен на тяжелый, изнурительный труд в земной жизни, и за это он «обретет вечное блаженство» за гробом, —социальная, классовая подо- — БЕСЕДЫ АТЕИСТА ------ плека таких религиозных по­ учений очевидна. «Вполне ес­ тественно сочувствие эксплуа­ таторов к религии, учащей «безропотно» переносить зем­ ной ад ради небесного, будто бы, рая»,—так раскрыл эту подоплеку В. И. Ленин и с сар­ казмом подчеркнул; «Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня!» (ПСС, Т. 6, стр. 265). Такова была сущность бого­ словского учения о труде в России до Октябрьской револю­ ции, такова она и сейчас в ка­ питалистических странах, не­ смотря на всяческие оговорки современных зарубежных мо­ дернистов. Однако в нашей стране, в ус­ ловиях социалистического обще­ ства, когда религия не пребы­ вает в услужении эксплуата­ торских классов, которых дав­ ным-давно нет, а все религи­ озные организации практически стоят на лояльных позициях по отношению к Советскому госу­ дарству, когда верующие пле­ чом к плечу с неверующим большинством нашего общества трудятся на благо Родины, -—в таких условиях, разумеется, не могли остаться прежними и церковное учение о труде, отно­ шение к нему богословов и свя­ щеннослужителей. Сегодня в церковной пропо. веди уже не услышишь, что труд—это божье проклятие и наказание за «первородный грех». В «священном писании» отыскиваются другие тексты, призванные доказать ценность труда, его богоугодность,—та­ кие. например, как слова из послания апостола Павла; «Ес­ ли кто не хочет трудиться, тот и не ешь*. Отсюда делаются выводы, что «труд угоден бо­ гу», что люди своим трудом продолжают «дело божьего тво­ рения» и т. д. Нынешний глава русской православной церкви— самой крупной религиозной ор­ ганизации в нашей стране — патриарх Пимен, вступив в эту должность летом 1971 года, об­ ратился к духовенству и веру­ ющим с посланием, в котором говорилось, что для верующего «земной труд», совершаемый чадами церкви во славу божию на благо своего народа, на бла­ го семьи, есть не что иное, как радостное исполнение долга благотворного для нас послуша­ ния воле божьей». Такие выводы подкрепляют­ ся призывами к верующим: хо. рошо работать, не прогуливать, не уклоняться от трудной ра­ боты, так как любой труд на благо общества является такой же обязанностью верующего, как соблюдение поста, чтение молитвы и другие богоугодные дела. Конечно, призывы хорошо работать на общее благо пох­ вальны. Но значит ли это, что религия хотя бы в таком вопро­ се перешла на прогрессивные позиции, и взгляды ее теперь совпадают с требованиями мо­ рального кодекса строителей коммунизма? Конечно, нет. В подобных высказываниях богословов труд характеризует­ ся как исполнение долга перед богом, и ставится в один ряд с молитвой и постом. Ценность труда связывается тут прежде всего с верой в бога. Именно труд во имя божье восхваляют проповедники всех религий. Но труд-то—дело земное, челове­ ческое. Работают люди для се­ бя, для общества, и в этом ре­ альном процессе создаются ма­ териальные и духовные ценно­ сти, рождаются нравственные оценки труда и трудящегося человека; это одновременно и процесс коммунистического воспитания самих тружеников. «Нам нет надобности, — пи­ сал Ф. Энгельс,—призывать сначала абстракцию какого-то «бога» и приписывать ей все прекрасное, великое, возвы­ шенное и истинно человеческое для того, чтобы увидеть вели­ чие человеческого существа...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 592). Эти слова как нельзя лучше подходят именно к такому истинно человеческо­ му понятию, как труд. Примыс- ливание бога не только не по­ могает понять важность и ве­ личие труда, но, нао^рот, ме­ шает этому, искажает истинную картину, смещает ценностные ориентиры. Труд в религиозном понимании превращается в средство, с помощью которого верующий стремится заслужить перед богом загробное спасение души, обеспечить ей вечное райское блаженство. Такое ути­ литарно-эгоистическое представ­ ление о труде мешает верую­ щим понять истинную важность, ценность и величие свободного труда, его облагораживающее воздействие на человека, меша­ ет формированию сознательно­ го, творческого, истинно ко.мму- нистического отношения к тру­ ду. Верующий, как правило, равнодушен и к смыслу, и к су­ ти своего труда. Как видим, за внешне похожи­ ми на требования коммунисти­ ческой морали призывами рели­ гиозных проповедников кроется диаметрально противоположное понимание смысла и целей тру­ да, его роли в обществе, тех нравственных качеств, которые воспитываются в труде. И долг пропагандистов атеизма—пока­ зать это коренное, принципиаль­ ное отличие между религиоз­ ным и коммунистическим пони­ манием труда, помогать верую­ щим избавляться от религиоз­ ных иллюзий. Сочетание атеистического воспитания с правовым особенно наглядно проявляется сейчас в разъяснении новой Конституции СССР. Пропагандист атеизма прежде всего обратит внимание на то, как воплотились в этом документе ленинские принципы свободы совести. Равенство всех граждан яеред законом, независимо от отношения к ре­ лигии, права исповедовать лю­ бую религию или не исповедо­ вать никакой, отправлять рели­ гиозные культы или вести анти­ религиозную пропаганду пред­ ставляют собой важную сторону социалистической демократии, органически входят в широкий комплекс прав и свобод, гаран­ тированных советским людям Основным Законом развитого социализма. Б. МАРЬЯНОВ. Заместитель главного редактора журнала «Наука и религия». По сведениям Липецкого гидрометеобюро сегодня ожи­ даются небольшие осадки, тем. нература дне;м от Одо 5 граду­ сов мороза, ночью— 5- 10 гра­ дусов ниже нуля. 2 марта 1978 г. Четверг. Восход солнца—7 ч. 20 м. Заход — 18 час. 05 мин. Долгота дня— 10 ч. 45 м. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» выходит три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6. Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора —2-13-83, за.местителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2-11-12, отдела экономики сель­ ского хозяйства — 2-11-22, от­ дела писем — 2-14-16, бухгал­ терии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Упраалеиия издательств, полиграфии и книжной торговли. Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Текет этего номера набирала линотипиетка И. Быкова, вер­ стала Т. Ермолова, печатала А. Буданова. Корректор Н. Назарова, де­ журный по номеру В. Медве­ дев. Тираж 4.154 экз. Заказ № 261. 2 марта. Первая программа. 8.00— «Время». Информацион­ ная программа. 8.35—Утренняя гимнастика, 8.55—Стихи совет- ски.х поэтов в исполнешш школьников. 9.25—«Путь к Со­ фии». Телевизионный многосе­ рийный худ. фильм 4-я се­ рия. 10.30— Фрагменты из музыки к балетам П. И. Чай­ ковского. 14.30—Программа до­ кументальных фильмов. 15.25— «По музеям и выставочным за­ лам». 15.55—«Родная природа». 16.15— «Изобретатель». 16.45— «Композите^ А. П. Бородин». 17.15—«Один за всех, все за одного!» 18.00—Новости. 18.15 —«Ленинский университет мил­ лионов». 18.45—Концерт ма­ стеров искусств Украины. 19.50 — Пре.мьера телевизионного многосерийного художествен­ ного фильма «Путь к Софии». 5-я серия. 21.00—«Время». Ин­ формационная программа. 21.30 — «Документальный эк- рам^^1^^1щнча22^^11;;;212222— 3 марта. Первая программа. 8.00— «Время». Информацион­ ная программа. 8.35—Утренняя гимнастика. 8.55—«Отзовитесь, горнисты!» 9.25—«Путь к Со­ фии». Телевизионный многосе­ рийный художеств е и н ы и фильм. 5-я серия. 10.35—«Пес­ ня. Романс. Вальс». 14.30— Программа телевизионных до­ кументальных фильмов. 15.10— «Поэзия» Е. Баратынский. 15.40 —«Шахматная школа». 16.10— А. Оганесян—Симфония. 16.45 —«Москва и москвичи». 17.15-^ «Разговор по секрету». 18.00— Новости. 18.15—Премьера теле­ визионного короткометражного художественного фильма «У нас новенькая». 19.30—Кубок обладателей Кубков по футбо­ лу. Одна четвертая финала. «Реал Бетис» (Севилья, Испа­ ния)—«Динамо» (Москва). Пе­ редача из Испании. 21.00 — «Вре.мя». Информационная програ.чма. 21.30—«Приглаша­ ет концертная студия в Остан­ кино». В филиале Ботанического сада .Московского университе­ та собрано окаю 3.000 видов растений. На левом снимке: на дворе блестит хрусталь сосулек. На среднем снимке: в оран­ жерее цветет мексиканский крестовник. На правом снимке: работница сада М. И. Журав­ лева собирает .мандарины. (Фотохроника ТАСС). Лаборатория Кировского био­ химического завода отправила на парфюмерные фабрики страны первую партию экстракта жень­ шеня, выращенного в искусствен­ ных условиях. Он используется при изготовлении питательного крема. На снимке: микробиолог 3. Болтачева ведет наблюдения за ростом ткани женьшеня. Фото Е. Загуляева. (Фотохроника Т.АСС). С П О Р Т П о б е д а б ы л а б л и з к а На днях в городе Ельце про­ ходили финальные игры на пер­ венство области по хоккею с мячом. Как сообщалось в нашей газете, хоккеисты Лев-Толстов- ского района завоевали право участвовать в финале, победив в играх своей зоны. В финале противниками на­ ших хоккеистов были команды городов Лебедяни, Ельца, Ли­ пецка. Первую встречу левтол- стовцы провели со спортсмена­ ми из г. Лебедяни. Игра прошла с большим преимуществом на­ шей команды, которая и закон­ чила встречу со счетом —4:1 и свою пользу. С таким же результатом лев- толстовцы победили команду г. Липецка. Встреча команд из Льва Толстого и Ельца должна была решить, кто же станет победи­ телем. Нашим спортсменам до­ статочно было свести ее вни­ чью, чтобы завоевать первое ме­ сто. Дело в том, что ельчане набрали после двух встреч на очко меньше, так как сыграли вничью с лебедянцами. Финальная встреча проходи­ ла в равной игре. Незадолго до финального свистка счет был ничейный—2:2. И только за несколько минут до окончания игры ельчанам удалось забить третий решающий гол. Наша команда заняла второе .место, показав .хорошую игру и стремление побеждать в каждой встрече. В. ОСЕТРОВ. Редактор Н. КОБЗЕВ. Вниманию владельцев индивидуального автотранспорта! С 1 марта 1978 года заправка нндивндуалыюго автотран­ спорта бензином и топливной смесью через автозаправочные станции будет производиться только по талона.м на бензин и топливную смесь нового образца. Обмен талонов старого образца на талоны нового образца будет производиться в кассах нефтебаз с 1 марта 1978 года по 1 апреля 1978 года. После указанного срока талоны старого образца обмениваться не будут и их стоимость не будет воз­ мещена. 1—2 Ранобъедннению «Сельхозтехника» на постоянную работу требуются: газоэлектросварщики, слесари.электрики, тракто­ рист на экскаватор ЭО-2621, шоферы, товаровед, слесари по сборке сельскохозяйственных машин, тракторист на мехлопату. 4—4 -с-4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz