Путь Ильича. 1977 г. (п. Лев-Толстой)
Сотни левтолстовцев собрались щ т н у а е р Н н н т н а о о ы й р с й ж н э и е к о с м с т т к п к в е о р е з ны с и н л т ц ыи е и в ю й и а . : м н п о и о в т ч о и е й н т г н , о л е п и о т п с е в р р я а а во открыть новую экспозицию было предоставлено наше.му го- стю — ответственному секретарю Липецкой областной писательской организации Ю. Я. Шифриной. Слева от нее (на переднем плане) л—е с в о а т , р с у п д р н а и в к а .ф—ил д и и ал р а ек Мто . р А ф . и Г л л и а а г л о а В. М. Кузовкина. На снимке справа; первую эк. скурсию проводит заведующая экспозиционным отдело.м д го ар в ст Л ве \ н ос н к о в г е о Э м . уз Д е . я А Л р . да Н е , ва Т , о к л Г р с о т а с о й у ний слева — участник ремонтно- реставрационны.ч работ Е. Л . Яко- бувич. Фото А. Гавриловой. ВЕЧНО ЖИВЕТ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ПОСВЯЩЕННОЙ Л. Н. ТОЛСТОМУ в будущем году исполнится к 1 о 5 г 0 о ле р т ус с с о ко д г н о я р п о и ж са д т е е н л и я я в Л е ь л в и а ч Н а и й к н о о лае и в н и т ч е а рес Т н о о л го сто х г у о д , ож н н ео и б к ы а, в н ц ыи и й и р , » а . з « и з т е е р л к я ала нар р о у д сс н к ы о х й н р а е с в т о р л о ю е Вся страна готовится широко отметить эту дату. Советские • л нщ юи и я д е и Т б о в л л о а с с г т п о о р г г о и о в н е и н н м е и а е юка т р к е п л в р и ыо к и з в ы з и в и в е , а д ю е а н ка я кшн н е а м су у щно дн н ю еоб.х н од е и и м сч о е е рп се а г е о м д о прекрасное богатство. ско И м н у те н р а е с с ле к ди л юичн Л о . ст Н и . и То т л в с о т р о ч г е о л п н в о е о е н . и н с в С т о в и г з ы о н а е лш м а е о у х г з р 2 е ф о я 5 и м 0 Лл е и н ч . а е Н л л в . а о н в Т а е о Г шк л о с с е п т у й о о д б г а с о ы т р р в с н т а а а станции Лев Толстой в День л к п р е о д ы зи н т ц и и и х я и д , н н о р я в а х о с й с ж к л и а и з з ын т и е в р а а в ю т е щу л р и е н к й о о й г о о п э ч к о о е т с с л б о л в и е ж к а а ющ и ем п у р с и я ур ю оч б е и н л н е о ю й . к Со п ст р о и - > ялся торжественный митинг, на '^ ^ о т о р о м присутствовали сотни жителей поселка. ны Дл м я ес с т о а в , ет св ск яз и а х нн люы д е ей с с и в м я е щ н е е н м г т в е е е н л т и с ь к н а о л о й ьн т о в о, г л о а ч с т т п о и ис е в а щ о т е ж ел д н я ь а . п З з е а н р р а юв м о е г С о н о а в мире социалистического госу- • б п д р р а и я ^ л я т т в и и а я п В п о . о д И д у . е в р Л е жк е о н и в и в е а н ч л е г н о в и р с ю я е чо п м а о е м д р я о о ти писателя, придавал им щиро- кпй, истинно государютвенный размах . н ле ал В , О . к к Д т а я к . б у Б р жя он е ч В - в Б . р п у е И р е . в выи Л ч е ен д и в н н с и по п д м о а и с л Л ча у т н а а т ч ь ар в ско б м о у льш ук о а м зан к и о е лич « е н с а т п в е е прюизведения стого в первую кла о с ч с е и р к е о д в ь . * . То 3 л 0 с м н н ы е а а я р в и а т П е м а т е о н л 1 п и я 9 о я н 1 с 8 а т Л » а н , . г о о а Н в д л а . в е Т н 1 Л и о 9 е л е 2 н с 1 и т « н о О г г о б о п д о о у « д х Я п р р и е а с дактирует декрет о превращении Я ни сн к о . й 6 П ап о р л юян ля ы 1 в 92 м 0 уз г е о й д - а за Лпо е в н е и д н л п и од за п ц и и с иыв « а Д ет ом де а кр Л е ь т ва «О То н л а с ц т и о о г н о а » в Москве» и превращении его в н м и у е з : ей в , се п с р о и х ч р е а м ни о т н ь в да т е о т м ук ви а д за е, н к н и а и к и н з б в а ы б н л о е о т п и р п л и р с к и я ос т Л н а о . к в ж Т е е н о н л о о ст с с т о о и м х . р к а Л о н м е е наты на станции Астапово, где скончался Толстой. Ш ли годы. И этот уголок же- л к е а з з но Л д е о н р и ю н ж а н , ик с и о , хр в а ыни п л о и лня т я аки н м а , каким он был во врюмя смерти п го иса н т а е ч л а я л . ь Иник в а от с в та д н о ц м и е и быИ в . ш И е. Озолнна, превращенного в фи- л.гал Государственного музея Л . Н . Толстого, открылась новая литературная свя —ще К нн ак ая ую па ц м е я л э т ь к и с с п т п о а и в з с и и а ц л т и и е я л п , я е . р п е о д собой сотрудники музея при с к о и з м да в н о и п и ро э с к о с м по о з б и р ц а и т и и ? ли —сь м с ы та к директору Государственного му- зея Л . Н . Толстого в Москве А . В . Соломатину. п ко оз —и я ц р и к П и о ри н и а с м о с з о д х д о а е т н р е и ж л и а о т с е ь н л о ь н в н о е о й т р о э л к а ь с с с н к е а м за п т е ь ри п о о д с е ет ж и и те з л н я и м за о меч п а о т сл ел ед ь ного художника слова, но и очень эмоционально донести до них мысли и рщздумья Толстого о судьбе русского народа, о судьбе искусства. ч д е а т р П с н о я о л с п ь т е з ь р у е п я д а с а ь р т т ь и с й л с н е у ры ч д а м е еч м о н р , у гг ю м ш н и б е з л а а ц х г и о о = ям, советским органам района з ш а ен о и к и аза э н т н их ую за н д а а М ч ’ , п а ом т о а щ к ь же в р по е = благодарить всех левтолстовцев за радушие и гостеприимство. При входе в филиал взгляд е п т о с с я ети н т а еля бо н л е ь в шо о л й ьно ф з о а т д о е гр р а ж ф и и в и а , запечатлевшей момент выноса гроба с телом Л . Н . Толстого п и н о з а з я и д ц о у м и д и а а ч . О а з с о Фо л з о н д т н а о т а г . е р л а Э е ф т й и о я н н о е в с о о й с м р н э а е к з н у с вводит зрителя в курс дела, эмоционально настраивает его, я гр в а л ф яе о т м ся к к о ак вс б е ыму ск т о о р м б у н , ым о э ч п е и м пойдет речь дальше. Бережно поддерживаемый десятками рук. плывет, качается над головами гроб. Опустив ' головы, стоят мужчины, женщины ... народ, т т о о т рог с о ам о ы н й та н к ар м о н д о , го о д с у уд м ь а б л е , и ко к духовному единству с которым стремился всю свою жизнь. тер П и р а о л х ы од э и к м сп в оз п и е ц р и в и ы , й ра з з а м л е . щ Мен а - , с н т т а ы о н е г и о ч з е д в с е к с Я о ь й с , но р р й а а с б с П о к о т а л е з я ы н Л в е а . . ю ТН т о . л о с Т т о т о л и й с д н п т о и о а в о к в з а л н в з е а о н н с 1 ы т 9 и в 1 о с 0 в вс о г е и о .м х ду т в . в ел о и р З ч ч д и е е с н с к ь и и х п г р р п е а л н д а публицистические с в т т а е а л д т е ь н т и о и г я и д , а х н . у а д Э д о т ж о ко е т т с о т а р к в ы ен и м н и ы ос о е т н а п в р р ш а о б и и о е з ся незаконченными роман «Нет в мире виноватых», комедия «От ней все качества», повесть «Три дня, в деревне» и многое, м п ю о н т з о и у г ц т о и в е е и р д ж р я у д р г к е о н о е и . я и М б з у а р т р и е жм р у о и а а з о л н т ы ы ве х р э л к га и с . теруатурюведов будто Толстой к ч к е о г н о цу су жщ и е з с н т и вен « н и о сп го ис у а жлс е я с » оз и да н т и ь не мог. е в т е . н Э н к ч а с т я п о оз м и д н е ц о я и г т я о е г л х р ь о а н р н о о н с ша т я о ь п ху Т о д о к о л а ж з с ы т е о в с г т а о была в этот период неотделима от общественной. В 1910 году он получил свыше 50 писем от н п ыис х ат д е е л я е т й е , ле у й че в н с ы ех х, ст о р б а щ н ес м т и в р ен а. В гостях у Толстого побывали видный финский общественный д ск е и я й тел у ь че А н р ы в й ид и Ер п н ер еф ев е о л д ь ч д и , к яп К о о н - ниси Масутаро , деятели русской т к у у р л г ьту и ры ак и тер иск Мус а с л т о в г а о ; д т р еа а т м р а а .А. И . Сумбатов-Южин , актер П . Н . Орленев, скульптор П . П. Трубецкой и многие другие. Толстой получил в 1910 году около 100 писем от крестьян и свыше 40 от их детей. В этих л с м п е а и ы м н с м и ь ( м е к п а о и х п п с и о а и и т с о е г ) л о в п е р е р м т е е о , .. д в и с а Ч т т р а а ь а с в с д т л я о ь е с н т э с ы ь т , и в л и х ю э ж п б к и е и с позиции. Здесь же и письма видных русских литераторов. Все это как бы подтверждает слова Горького; «Весь мир, вся з д е у мл к я с н м е о м тр у ит пр н о а тя н н е у г т о ы ... О ж то и в в с ы ю е , трепетные нити». В марте 1910 года в Ясную Поляну приезжал художник B . Н . Мешков, тогда же им был с н п д ыл е о й л х а а п н я ор к т п о р п о е с и т л я е Л д с . ни Н к й о . т Т ор о п о л р г с и о т ж о Ю и го з . , н н е И н е . л И е г . у.м Зд н е о с в ь ой же хр н ан ах и о т д с я я тс в я э р т и о с м ун з о а к дочери писателя Т . Л . Толстой- Сухотиной — «Л . Н . Толстой з к а ов П р а а о б к и о аз т П а о . н й» П , . р Т и Т о с л р у с у н т б к о е й и цк В о . и го Н . . с М ре е д ш и крестьян. В экспозиции собран и удачно представлен материал, проливающий свет на причины у н х ы о . да Пи Т с о а л т с е т л о ь го т и яг з от Я и с л н с о я й с П в о о л ей я , как ему казалось, праздной жизнью, он хотел жить так, как живет простой народ, в этом он н с в т о и о й д 2 й е 8 л це н о п л а к у ь в т т н с я ь е о б г с к р д т я а и д , о п с г 1 т о а 9 и к р 1 ж и м 0 д е о а н н е и г и т о юи д . а Я д с у Т н х о о у в л ю Поляну, в которой родился и прюжил большую часть жизни. А ли в , то н р а ы .мо н й ов в о з й гля э д к , сп о о ч з е и н ц ь и в и ер н н а у шю форму подачи и композиционно, го расположения материалов с м п п м т у о и и е т л . е а о с к шг а а д д е р ю е с о т т т т к и с в с у н т я и м в а я е е м н , и Т ( т ч ю , о а е л м н р р с о а и е т с с , д о т с у г фк и юо а , о : з т т о ы с о о я г н в р ) р а и о а ю д ф в н р щ ми ы а и я е с х т и ер б и л а и л з ыких п п и ут са е т ш е е л с я т , ви п я ричем да м н а ы крупным планом, а материалы- «вбспоминания» (называем их так условно) более мелким. Так , по-видимому, было и в самой жми и н зн ал и. ос Т т о а л в с л т е о н й ны в х д н о м ро д г р е уз в е с й по й родных, годы своей юности, итожил прошлое. мо З ж д н е о с с ь ть по п с р е о т с и л т е е д л и ь ть им ве е с е ь т п в у о т з ь Т г ст р о ы а л ф н ст и и о и г и о м Ш , о у н а в а м и с о т д р ыи д т р и е н б й с о к л О о ь п г шт о и и . н е г о д й ф е о П п т и у о т с C д е а е . т т р е А ж л . к п ь а р Т о о д щ л и е а с з л т л а о ь л д й н н . о о е е с в т н П а и п р н к и и о а с в в ь е к м д и Т о е , о н л а с п ж т р е в о о н ы г ч о е д бе л н я но о г д о но н г е о б с ы еб л я о : , « т Н ол и ь ч к е о го ро о с с л о о п ч о м р т у а и в т с н о о т я г в т о г о , ь о . л ч . с . т о » т о д ы В е д м с » а п ы ; о и м с « л н Н ж и и а ш е т р л е к о а - о е д н м г и о г я с о « ы л п П о т р и д ы е е с д » н ь . дож В н и и ся к т а на В с . тен И ах . ка Р р о т с и и н н ы ско х г у о с к « т о Л ыл . а н е е Н в » . ныи Т . о « л У с Ш т с о а е й м с о т в р р д ы О и п н М т о а и » р н . и о иП й р Н П ед и у ставлен последний набросок к роману «Нет в мире виноватых», т в ел кот п о о р к о а м зат Л ь ев ге Н р и о к я о , ла и ев щ и у ч ще х г о о смысл жизни, справедливости и добра. Здесь же неотправленное п ро и м сьм г о ово С р . ит А с . я Т « о Я лст и ой т , еп в ер к ь о , то и все эти дни чувствую себя очень дурно». быв М а а н т и е е р м иал Л ы . , Н с . вяз Т а о н л н с ы т е ог с о пр н е а станции «Астапово» , являются кульминационным стержнем новой экспозиции, ее основным ядром. Они расположены по числам, начиная с 31 октября и ля к ю о т нч с а о я бо 7 й но к я а б к ря б , ы и к п а р л е е д н с д т а а р в ь с л ч р т о е у и т ю е к в щ о э и э т и й т и о б в д е с н с е и пр . т и о с , Н т ч р о т а о ст б н п е о р сп ои р ф и с и х с к о т с д р и и а только кажущееся , внешнее: страницы его наполне н вь ы юТр , и е и в гн о с е г т а в р о а м н д а , а р н и а и с я б т м о а и л ет . ью с , и ка л ж ю ды бо м часом. Предчувствие огрюмной н л е я от о в х р в а а т т и ы м в о а й ет бе в д а ы с, и за хо п т и я са в т ы е. заходя в музей, уже знаете, о чем здесь рассказывается, все равно сердцу больно. В этом зале тихо, дусмотрительно задра п п о и л ро п в р а е н сукном. И в этой тишине очень громко звучит содержание т л р е а е л мн е м .. г . ы ра б м о св л м о е : й н. Т . о г л о У с л т о о к с й а , ж б д т о о о л й е л н и т .. е к . л у б е ю о г щий от радости, то рвущийся от горя. вид 3 ц 1 а о П кт . я Фбр . я А . ле И к з се п е и в с а ь : м « а ...К оч а е к только Лев зался в дверя Н х и ( к в о а л г а о е н в а и —ч А п . ок С а .) . . .в с е . . . как-то сразу встали, что-то особенное сказалось в этом, а в проходе все, бывшие с т н т а и ы м к м . ов о а п б я о н з а п а ж р п и и и л б с и ы ь, т г и с о д и л е о л в в а ын А н » с . а т я ап Д Т о н о в е л о в : «Ехали хорошо, но в 5-м часу п с т т ц т о у ыи а р в и » л е а . . о д Л П 4 а з ю л 0 о н . с б о п л е б О р е з и е д н с т к т н ы ь а р е й , н а е о с н п в н ы и о а т л ч е о и а м л с д ь ь в н е т и е в к м к о А п с м е с т н р т а а н а а не: «Я люблю теб п я ис и ьм ж о ал к ею ж о е т всей души, пить иначе, но че н м е м п о о г с у ту п п о а с юту .. . Прощай, милая Соня» . Первые б д т ы е а л р т е м и г и с р к а о м г Т м о о ы л у , с н т т с о е р г р е о - д о и ф н и н а ц и е х р с а т и а о н жп ц р и а и н ю Астапово, первые сообщения газет о болезни писателя. л р гр е е О н ч а с м и н н в ым о о ый в н . в о р К й а э о с т с м о к к м а а а т з к е з ы р а я в и л р а а е к ю л , о — , т п и э р т о к о е н р д и т а с т е с и н а л в е о о подлой деятельности царского правительства, стягивающего жандармерию к Астапову , и о н п го о о д м с л у и о н й я о р д д о а е г , я о п те м о л д р ь о а н с к о л о с а б т в е и ш са е С г в о я и щк гу е б м н о е н л н о ь а Оптиной Пустыни Варсонофия С ко ц в е ь л ю ь . ю Ра п с р с и к м аз и ы ре в н а и ю я т ег о о н с и ц и ер о с г т о ыря х че л й юд и е с й кр Р ен ос н с е и й и л к ю в б е в л и ик п о р м о у писателю и учителю. Здесь и бюллетени, скупо говорящие о быстро прогрессирующей лезни Толстого. Фотографи б и о .. . с е з у е м й м у р и ач п н б е л ы р и е е з ж , к и и п в х о а . н е у т К р а ы ж е с д в ыл а и л й и ца в п шо- д е с е р в с у о я щ го е р 6 н е и . н е оя к б о р р я р . е Б сп ю о л н л д е е т н е т н а ь. га С з о е о т б ы «Утро России» об улучшении работы телеграфа и усилении наряда полиции. Тревожные сообщения о резком ухудшении с з л к д е а о г я р р о а м м в ы ь м я с а л Т ь о », л в с р т а о с г г с о а к . з а З е з д т ы е у с в ь аю ж «Кщ е и а т е я е в о л п го е о , с е л г г е о о д в н о д и р у я х х щ а ч , а а я с ч а т х о о б ж у и о м г з и р н р о и а м ю н Т о щ о й л и с й т с о и в забытьи долго водил перстами, сложенными для писания, по одеялу. 7 ноября. Под эти.м числом помещена одна телеграмма в черной траурной рамке. с н к а в я а . . С Р к у о с н с ч к а и л е ся В » е . домости. С « р М о о ч Комната, в которой он умер . Здесь все осталось также, как и было 67 лет назад. н ли одо е р е. ожники бережно со Жхр е а л н е и з I Проходим в комнату траура. Она отделана в черный цвет. На черном фоне огромные в получеловеческий рост черно, б в е о л ж ы а е ет ф в от п о о г с р л а е ф д и н и и . й Р п о у с т с ь ия сво п е р г о о к в о ел н и еч к н о о го й сы в н е а ре и ни у ц ч е и й теля и . дут Б , е с и идут люди... Сцены прощания крестьян со своим заступником. Вот слова одного из участников д со а б , ы з т е и м й но тех к л л е а т н . яю«Я сь , сыте н бе нар о о т имени русского народа ... Ты был бы счастлив, если бы знал, что умер здесь среди крестьян, которые любят, еще больше будут любить тебя». ние Зд и е г с у ь ме ж н е а п В о а м р е с щон е о н ф о ия со . об ч щ т е о Лми ев ри Т в о ш л и ст сь ой с у ц м е е р р к , ов та ь к ю. и И не оп п я р т и ь л ва а н ви ия на с т о еле в г с р е а х мм кон— цо с в об з о е л м е н з о н г о о ч ш а а в р ш а и . х П ся ерв в ыол е не с н о и об я щ х е р н а и б я оч о их на и студентов в Одессе , Николаеве, г т К и ь и ю х ев г п е о и , р с о Ю а д т а р е х л ь , я е . ве в В , ы Т з ц в о е а н м н т с н р к ые е е з и а с л м д а е р —р у посмертная маска с н т и о н Ч г а е о : т . к « о Ум в е ы р де Т л о я л ю ст тс о я й Л , с . и л Н о о в . т а о Т ш о Л л л е а в прошлое дореволюционная Россия, слабость и бессилие ко- ф я ко х и т и о . р г о о е й б н р и и в а с ы л о р ь в н а а з о н и г ы о ли в сь " х П у р д в о о и ж з ф в н и е и л д к е о н а с и » о . р П о о д д н н о и г м о ал г а н сь ева н , ов ш ая ла во а л к н т а ивн н а а я подготовка ко второй русской революции... Последний зал рассказывает о бессмертии творчества Тол= с н н т о и о й е го Лд . у . х Х Н о о в . р н о Т о шо й л о с ж т п и о о з го н ка и з в а с н с о о о в в е р т з е с н м к а о е ч г н е о общества. Представлены здесь д р п о о е жд р о е н в в и о к д о мы в ир Т к а о , л е с г т и о о л г п л о рю о н с и а т з р я в а е з ц ы д и е к и н и ия х н м у а . Здесь можно услышать запись голоса Л . Н . Толстого. нин П а р : и « в В еде е н го ы на сл сл о е в д а ст В ве . е И ст . ь Л т е о. что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это с н л а е с д л с е т д в с о т м в . о р б а э б р о е т т ае и т на р д ос э с т и и й м ск н и а й пролетариат». Отвергая «толстовщину» с ее юродством и мягкотелостью, с т р т е и е е а л я в н е л й а е н и , н и в и к с н я о о о г в й д з е л а т п у с р н к » о и е п е н о п а в у с е г и д а л ь л юи а ем « у , н г е н к п е о р т т о а о люди высоко ценят в творчестве Толстого его всеобъемлющий реализм, его гуманистический пафос и г « о бу Т к р о л н л а ы с с т й с о о й в п о— р г о о э т т е о г с о т с п п р п о о р д ш о с т т л и в о в а е » в . н с а я ш ко е . Но прошлое, которое актуально и сегодня. Произведения его продолжают будить ненависть к ка с л тро и ю е жщ и е зни п , он к ы от н о е рый обре о к б а р е е т народы на муки капиталисти^ ческого рабства. Новая экспозиция сделана очень удачно. с л т и в а о л м м г у о з р е д я ос с ти во з П л а н о е к н н и а и д р е а о м е д ш , и ь по ч ф р у и в о дивший этого замечательного русского писате А л . я. СУТОРМИН ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz