Путь Ильича. 1977 г. (п. Лев-Толстой)
НАВСТРЕЧУ 60 ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ РАСЦВЕТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С т р а н и ц а ЛГя2 Готовясь к юбилею Работники народного образо вания района вместе со всеми трудящимися готовятся достой но встретить 60-летие Великого Октября. Учительство испыты вает при этом чувство законной гордости за успехи в развитии экономики, культуры, повыше нии народного благосостояния, которые достигнуты нашей ве ликой Родиной под руководст вом Коммунистической партии. Достигнуты большие успехи и в развитии народного образо вания. Оно за последнее десяти летие поднялось на новую ка чественную ступень. В 1967 памятном году пятидесятилетия Советской власти начался пере вод общеобразовательной шко лы на новое содержание обуче ния. Ныне эта работа заверша ется. Освоение новых программ проходило в условиях заверше ния перехода ко всеобщему среднему образованию молоде жи. Если десять лет назад про должали среднее образование около 70 процентов подростков нашего района, окончивших во семь классов, то в нынешнем году его продолжают все вы пускники 8 классов. Этому спо собствовало повышение качест ва обучения и воспитания уча щихся, переход к осуществле нию всеобщего среднего образо вания. За минувшее десятилетие со вершенствовалась школьная сеть, число средних школ в рай оне увеличилось с пяти до вось ми, что позволило расширить охват молодежи средним обра зованием. Укрепилась матери альная база школ. За это вре мя построено школьных зданий почти на тысячу мест. Введены в строй действующих также рай онный Дом пионеров, интернаты при средних школах поселка. Значительно улучшилось ос нащение школ современным обо рудованием, наглядными посо биями и техническими средства ми обучения. Заново оборудова но более 80 учебных кабинетов. Это позволило перювести ряд школ на кабинетную систему занятий. Много сделано в этом направлении в Золотушинской, № 42 имени Л. Н. Толстого сре дних школах и других. Укрепление учебно-матери альной и технической базы школ шло параллельно с совер шенствованием педагогического мастерства учителей. Все они прошли за минувшее десятиле тие курсовую переподготовку для работы по новым програм мам. Улучшился качественный состав учителей, повысилось их мастерство. В каждом педагоги ческом коллективе имеется не мало учителей, чей опыт стано вится достоянием других. Среди них В. Е. Грушин из Головин- щинской, Н. Я. Нестифорова из Гагаринской, М. М. Матюнина из Лев-Толстовской, А. Ф. Ба ранова из школы № 42 имени Л. Н. Толстого, 3. В. Потапова из Золотушинской школ, дирек тора Знаменской и Топовской восьмилетних школ Л. Н. Осет- рова и Л. А. Перепелова. За последние 10 лет работа по трудовому воспитанию и профориентации учащихся полу чила в нашем районе свое даль нейшее развитие. Для этого ис пользуется весь учебный про цесс. Особое значение придает ся урокам труда в средних клас сах и политехническим трудо вым практикумам в старших классах. Работают ученические производственные бригады и звенья, которые обрабатывают около 700 гектаров земли. Бри гады выращивают зерновые и овощные культуры, организуют уход за животными. В течение ряда лет выпускники школ по лучают удостоверения тракто- риста-машиниста или шофера. Хорюшо работают ученичес кие производственные бригады Головинщинской, Гагаринской школ. За ними закреплена зем ля, выделена необходимая тех ника. В школу приходят специа листы сельского хозяйства, пе редовики производства. И не случайно выпускники этих школ остаются работать в сельском хозяйстве. Подготовка к 60-летию Вели кого Октября в школах ведется по всем направлениям их мно гообразной деятельности. В ны нешнем юбилейном году ведет ся строительство зданий Зна менской и Кузовлевской школ. Школы пополняются современ ным учебным оборудованием, наглядными пособиями и техни ческими средствами. Каждый работник просвеще ния района приложит максимум сил и энергии для того, чтобы успешно выполнить поставлен ные задачи, успешно завершить текущий год, своевременно и качественно подготовиться к но вому учебному году, достойно встретить 60-летие Великого Октября. С. ХОЖАИНОВ, заведующий роно. Ц И Ф Р Ы и Ф А К Т Ы в районе насчитывается 34 школы из них 8 средних, 12 вось милетних, 14 начальных. * * * За истекшее пятилетие Пер вомайская, Домачевская и Ми- тягинская восьмилетние школы были преобразованы в средние. * * * В 1972 году в 9—10 классах насчитывалось 310 учащихся, в 1977 их число увеличилось до 375 человек. ♦ ♦ * Если в 1972 году в сельских школах было 53 процента учи телей с высшим образованием, го в 1977 году эта цифра уве личилась до 68 процентов. * « * На строительство новых зда ний школ в прошедшей пяти летке было затрачено 473,7 тысячи рублей. >|с >)| Если в 1972 году в группах продленного дня для детей ро дителей, занятых на производ стве, занималось 725 человек, то в текущем учебном году— 980 человек. Из них — 805 в сельских школах. Школа К» 42 имени Л. Н. Толстого — самая большая в нашем районе по числу учащихся. Она располагает всем необходимым для занятий. За последние десять лет здесь построены новый учебный корпус, здание интерната, мощная котельная, благоустроена террито рия. Педагогический коллектив школы одним нз первых в районе осу ществил переход )13 кабинетную систему преподавания. Учителя мно го делают для улучшения качества зианнн учащихся, но профориен тации. На этом снимке вы видите учителя географии Дмитрия Иванови ча Ряховского. Он проводит занятие с группой старшеклассников. Фото А. Гавриловой. И аттестат, и профессия Лев-Толстовская средняя шко ла. В стенах ее обучается 445 учащихся, в том числе около двухсот человек из колхозов и совхозов. Здесь на опытных участках, в теплице трудом ре бят возделывается рассада овощ ных культур, которая потом пе редается на плантации колхо зов и совхозов. Занимаются ре бята и разведением цветов. Здесь многие полюбили про фессию шофера. В школе обо рудован кабинет по автоделу, имеется грузовая автомашина. Из года в год увеличивается число учащихся, которые полу чают права на управление авто мобилем. На днях государственная ав тоинспекция принимала экзаме ны у выпускников 1977 года. Из 34 учащихся, сдавших экза мены, 31 была присвоена про фессия шофера 3-го класса. Ка кими радостными были в эти- минуты глаза ребят. Отличные знания показали в теории и практическом вождении автомо биля Валерий Шибин, Геннадий Цыганов, Василий Кузнецов. Елена Федоренко, Светлана Ка линина. Среди получивших права ре бята из совхоза им. Л. Толстого Александр Шарыкин и Алек сандр Денисов, из совхоза име ни М. Горького — Сергей Круц- ко, Олег Балабанов, из колхоза имени XX партсъезда — Сергей Носов и Евгений Кузовлев и другие. Любовь к технике прививает учитель В. Т. Тарасов. Виктор Тихонович обучает молодежь и сам продолжает учиться в вузе. Е. АЛАБИН, начальник отдела кадров управления сельского хозяйства райисполкома. Р АБОЧИИ и крестьянин до революционной России не имел возможности дать детям образование — это было тогда уделом немногих счастливцев. Когда в первые годы Совет ского государства началась борь ба с неграмотностью, то по давляющее большинство населе ния совершенно не умело чи тать и писать. А ведь это были как раз те, кто в первую оче редь должен был понять все, что дала народу революция, усвоить слово партии, указывав шей путь к новой жизни. Партия знала: чтобы вывести неграмотную крестьянскую Рос сию на путь новой жизни, нуж но во что бы то ни стало преодо леть вековую темноту и отста лость, сделать всех людей обра зованными. И поэтому с первых дней своего существования пар тия неустанно заботилась о раз витии народного образования. Самой мне пришлось закан чивать общеобразовательную школу в городе Данкове в годы гражданской войны. Школа по мещалась в здании бывшей женской гимназии. Учиться бы ло трудно, в стране свирепство вали разруха и голод, не хвата ло самых необходимых вещей. ТРУДНЫЕ, ПРЕКРАСНЫЕ ГОДЫ Не было дров: классы по су ществу не отапливались. На день ученикам выдавали по 200 граммов хлеба — это все. что могла выделить из своего скуд ного запаса республика детям. Обрывки оберточной бумаги, старые газеты служили тетра дями. Приходилось мириться с эти ми трудностями: мы хорошо по нимали, что идет гражданская война. Голодные, кое-как одетые мы все свои силы отдавали уче бе, — знали, что скоро наши знания потребуются молодой Советской республике. Мы чув ствовали: неграмотность — враг новой жизни, ничуть не менее страшный, чем интервенты и белогвардейцы. Партия учила, что преодолеть вековое невежество и темноту удастся только в том случае, если за дело возьмется вся гра мотная часть населения страны. И все сознательные люди от кликнулись на призыв коммуни стов. Было организовано специ альное общество «Долой негра мотность». Его членами стали миллионы. Но учителей все-та ки не хватало. С 17 лет я начала работать в Свищевской начальной школе. Несмотря на то, что с той да лекой поры прошло уже много лет, до сих пор с трепетом в ду ше вспоминаю свои первые уро ки, первых учеников. Борода тые старики, женщины с деть ми на руках, бывшие фронто вики... Тяга к знаниям, к учебе была поистине огромной, тиши на в классе — удивительной. Напряженно, боясь пошевелить ся, слушали они меня, тогда еще совсем молоденькую девчонку: каждый из учеников годился бы мне в отцы или в матери. Толь ко изредка приходилось преры вать урок: начинал плакать у кого-нибудь грудной ребенок. Запомнилось на всю жизнь, как корявые, мозолистые кресть янские руки, привыкшие толь ко ловко владеть косой да со хой, непослушны.ми пальцами выводили вкривь и вкось пер вые в их жизни написанные слова; «Мы не рабы! Рабы не мы!» В портфеле каждого ученика лежат сейчас красивые учебни ки. Сотнями миллионов в год выпускаются они в нашей стра не. А как отличаются они от учебников тех лет! Но с каким трепетом брали их в руки те, кто в двадцать, тридцать, а то и в пятьдесят лет открывал впервые в жизни учебник. С 1928 года я начала рабо тать в Астаповской семилетней школе колхозной молодежи. Не возможно в короткой статье рассказать о всех трудностях тех лет. Достаточно того факта, что в школе нас было всего две учительницы. Ребята учились охотно. Мы отдавали им свое свободное вре мя: занимались с ними дополни тельно, старались, чтобы зна ния у них были крепкими, рас тили достойную смену старше му поколению. Учителя также вели большую пропагандистскую работу среди местного населения, несли в массы слово партии. Обстанов ка в стране была сложной: на чиналась коллективизация и нам, как представителям совет ской интеллигенции, приходи лось не раз ловить на себе злоб ные, косые взгляды кулаков. Но нас не пугало это. Мы пони- улали, что правда на нашей сто роне. Постепенно постоянная забо та партии, государства о народ ном образовании начала давать свои положительные результа ты. Открывались курсы по по вышению квалификации учите лей. в село начали прибывать молодые, грамотные кадры. И я в 1934 году закончила Тамбов ский педагогический институт. С 1935 года и вплоть до ухо да на пенсию работала в Зна менской восьмилетней школе. Родина высоко оценила мой труд, я была награждена орде нами «Знак почета» и Трудово го Красного Знамени. ...Суровые, прекрасные годы —годы нашей юности, годь/ становления нашего советского образования. Несмотря на труд ности, мы воспитывали настоя- • щих советских людей, достой ных высокого звания человека. А. ДУБИНИНА, заслуженная учительница школ РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz