Путь Ильича. 1977 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1977 г. (п. Лев-Толстой)

НАВСТРЕЧУ 60 ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ РАСЦВЕТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С т р а н и ц а ЛГя2 Готовясь к юбилею Работники народного образо­ вания района вместе со всеми трудящимися готовятся достой­ но встретить 60-летие Великого Октября. Учительство испыты­ вает при этом чувство законной гордости за успехи в развитии экономики, культуры, повыше­ нии народного благосостояния, которые достигнуты нашей ве­ ликой Родиной под руководст­ вом Коммунистической партии. Достигнуты большие успехи и в развитии народного образо­ вания. Оно за последнее десяти­ летие поднялось на новую ка­ чественную ступень. В 1967 памятном году пятидесятилетия Советской власти начался пере­ вод общеобразовательной шко­ лы на новое содержание обуче­ ния. Ныне эта работа заверша­ ется. Освоение новых программ проходило в условиях заверше­ ния перехода ко всеобщему среднему образованию молоде­ жи. Если десять лет назад про­ должали среднее образование около 70 процентов подростков нашего района, окончивших во­ семь классов, то в нынешнем году его продолжают все вы­ пускники 8 классов. Этому спо­ собствовало повышение качест­ ва обучения и воспитания уча­ щихся, переход к осуществле­ нию всеобщего среднего образо­ вания. За минувшее десятилетие со­ вершенствовалась школьная сеть, число средних школ в рай­ оне увеличилось с пяти до вось­ ми, что позволило расширить охват молодежи средним обра­ зованием. Укрепилась матери­ альная база школ. За это вре­ мя построено школьных зданий почти на тысячу мест. Введены в строй действующих также рай­ онный Дом пионеров, интернаты при средних школах поселка. Значительно улучшилось ос­ нащение школ современным обо­ рудованием, наглядными посо­ биями и техническими средства­ ми обучения. Заново оборудова­ но более 80 учебных кабинетов. Это позволило перювести ряд школ на кабинетную систему занятий. Много сделано в этом направлении в Золотушинской, № 42 имени Л. Н. Толстого сре­ дних школах и других. Укрепление учебно-матери­ альной и технической базы школ шло параллельно с совер­ шенствованием педагогического мастерства учителей. Все они прошли за минувшее десятиле­ тие курсовую переподготовку для работы по новым програм­ мам. Улучшился качественный состав учителей, повысилось их мастерство. В каждом педагоги­ ческом коллективе имеется не­ мало учителей, чей опыт стано­ вится достоянием других. Среди них В. Е. Грушин из Головин- щинской, Н. Я. Нестифорова из Гагаринской, М. М. Матюнина из Лев-Толстовской, А. Ф. Ба­ ранова из школы № 42 имени Л. Н. Толстого, 3. В. Потапова из Золотушинской школ, дирек­ тора Знаменской и Топовской восьмилетних школ Л. Н. Осет- рова и Л. А. Перепелова. За последние 10 лет работа по трудовому воспитанию и профориентации учащихся полу­ чила в нашем районе свое даль­ нейшее развитие. Для этого ис­ пользуется весь учебный про­ цесс. Особое значение придает­ ся урокам труда в средних клас­ сах и политехническим трудо­ вым практикумам в старших классах. Работают ученические производственные бригады и звенья, которые обрабатывают около 700 гектаров земли. Бри­ гады выращивают зерновые и овощные культуры, организуют уход за животными. В течение ряда лет выпускники школ по­ лучают удостоверения тракто- риста-машиниста или шофера. Хорюшо работают ученичес­ кие производственные бригады Головинщинской, Гагаринской школ. За ними закреплена зем­ ля, выделена необходимая тех­ ника. В школу приходят специа­ листы сельского хозяйства, пе­ редовики производства. И не случайно выпускники этих школ остаются работать в сельском хозяйстве. Подготовка к 60-летию Вели­ кого Октября в школах ведется по всем направлениям их мно­ гообразной деятельности. В ны­ нешнем юбилейном году ведет­ ся строительство зданий Зна­ менской и Кузовлевской школ. Школы пополняются современ­ ным учебным оборудованием, наглядными пособиями и техни­ ческими средствами. Каждый работник просвеще­ ния района приложит максимум сил и энергии для того, чтобы успешно выполнить поставлен­ ные задачи, успешно завершить текущий год, своевременно и качественно подготовиться к но­ вому учебному году, достойно встретить 60-летие Великого Октября. С. ХОЖАИНОВ, заведующий роно. Ц И Ф Р Ы и Ф А К Т Ы в районе насчитывается 34 школы из них 8 средних, 12 вось­ милетних, 14 начальных. * * * За истекшее пятилетие Пер­ вомайская, Домачевская и Ми- тягинская восьмилетние школы были преобразованы в средние. * * * В 1972 году в 9—10 классах насчитывалось 310 учащихся, в 1977 их число увеличилось до 375 человек. ♦ ♦ * Если в 1972 году в сельских школах было 53 процента учи­ телей с высшим образованием, го в 1977 году эта цифра уве­ личилась до 68 процентов. * « * На строительство новых зда­ ний школ в прошедшей пяти­ летке было затрачено 473,7 тысячи рублей. >|с >)| Если в 1972 году в группах продленного дня для детей ро­ дителей, занятых на производ­ стве, занималось 725 человек, то в текущем учебном году— 980 человек. Из них — 805 в сельских школах. Школа К» 42 имени Л. Н. Толстого — самая большая в нашем районе по числу учащихся. Она располагает всем необходимым для занятий. За последние десять лет здесь построены новый учебный корпус, здание интерната, мощная котельная, благоустроена террито­ рия. Педагогический коллектив школы одним нз первых в районе осу­ ществил переход )13 кабинетную систему преподавания. Учителя мно­ го делают для улучшения качества зианнн учащихся, но профориен­ тации. На этом снимке вы видите учителя географии Дмитрия Иванови­ ча Ряховского. Он проводит занятие с группой старшеклассников. Фото А. Гавриловой. И аттестат, и профессия Лев-Толстовская средняя шко­ ла. В стенах ее обучается 445 учащихся, в том числе около двухсот человек из колхозов и совхозов. Здесь на опытных участках, в теплице трудом ре­ бят возделывается рассада овощ­ ных культур, которая потом пе­ редается на плантации колхо­ зов и совхозов. Занимаются ре­ бята и разведением цветов. Здесь многие полюбили про­ фессию шофера. В школе обо­ рудован кабинет по автоделу, имеется грузовая автомашина. Из года в год увеличивается число учащихся, которые полу­ чают права на управление авто­ мобилем. На днях государственная ав­ тоинспекция принимала экзаме­ ны у выпускников 1977 года. Из 34 учащихся, сдавших экза­ мены, 31 была присвоена про­ фессия шофера 3-го класса. Ка­ кими радостными были в эти- минуты глаза ребят. Отличные знания показали в теории и практическом вождении автомо­ биля Валерий Шибин, Геннадий Цыганов, Василий Кузнецов. Елена Федоренко, Светлана Ка­ линина. Среди получивших права ре­ бята из совхоза им. Л. Толстого Александр Шарыкин и Алек­ сандр Денисов, из совхоза име­ ни М. Горького — Сергей Круц- ко, Олег Балабанов, из колхоза имени XX партсъезда — Сергей Носов и Евгений Кузовлев и другие. Любовь к технике прививает учитель В. Т. Тарасов. Виктор Тихонович обучает молодежь и сам продолжает учиться в вузе. Е. АЛАБИН, начальник отдела кадров управления сельского хозяйства райисполкома. Р АБОЧИИ и крестьянин до­ революционной России не имел возможности дать детям образование — это было тогда уделом немногих счастливцев. Когда в первые годы Совет­ ского государства началась борь­ ба с неграмотностью, то по­ давляющее большинство населе­ ния совершенно не умело чи­ тать и писать. А ведь это были как раз те, кто в первую оче­ редь должен был понять все, что дала народу революция, усвоить слово партии, указывав­ шей путь к новой жизни. Партия знала: чтобы вывести неграмотную крестьянскую Рос­ сию на путь новой жизни, нуж­ но во что бы то ни стало преодо­ леть вековую темноту и отста­ лость, сделать всех людей обра­ зованными. И поэтому с первых дней своего существования пар­ тия неустанно заботилась о раз­ витии народного образования. Самой мне пришлось закан­ чивать общеобразовательную школу в городе Данкове в годы гражданской войны. Школа по­ мещалась в здании бывшей женской гимназии. Учиться бы­ ло трудно, в стране свирепство­ вали разруха и голод, не хвата ло самых необходимых вещей. ТРУДНЫЕ, ПРЕКРАСНЫЕ ГОДЫ Не было дров: классы по су­ ществу не отапливались. На день ученикам выдавали по 200 граммов хлеба — это все. что могла выделить из своего скуд­ ного запаса республика детям. Обрывки оберточной бумаги, старые газеты служили тетра­ дями. Приходилось мириться с эти­ ми трудностями: мы хорошо по­ нимали, что идет гражданская война. Голодные, кое-как одетые мы все свои силы отдавали уче­ бе, — знали, что скоро наши знания потребуются молодой Советской республике. Мы чув­ ствовали: неграмотность — враг новой жизни, ничуть не менее страшный, чем интервенты и белогвардейцы. Партия учила, что преодолеть вековое невежество и темноту удастся только в том случае, если за дело возьмется вся гра­ мотная часть населения страны. И все сознательные люди от­ кликнулись на призыв коммуни­ стов. Было организовано специ­ альное общество «Долой негра­ мотность». Его членами стали миллионы. Но учителей все-та­ ки не хватало. С 17 лет я начала работать в Свищевской начальной школе. Несмотря на то, что с той да­ лекой поры прошло уже много лет, до сих пор с трепетом в ду­ ше вспоминаю свои первые уро­ ки, первых учеников. Борода­ тые старики, женщины с деть­ ми на руках, бывшие фронто­ вики... Тяга к знаниям, к учебе была поистине огромной, тиши­ на в классе — удивительной. Напряженно, боясь пошевелить­ ся, слушали они меня, тогда еще совсем молоденькую девчонку: каждый из учеников годился бы мне в отцы или в матери. Толь­ ко изредка приходилось преры­ вать урок: начинал плакать у кого-нибудь грудной ребенок. Запомнилось на всю жизнь, как корявые, мозолистые кресть­ янские руки, привыкшие толь­ ко ловко владеть косой да со­ хой, непослушны.ми пальцами выводили вкривь и вкось пер­ вые в их жизни написанные слова; «Мы не рабы! Рабы не мы!» В портфеле каждого ученика лежат сейчас красивые учебни­ ки. Сотнями миллионов в год выпускаются они в нашей стра­ не. А как отличаются они от учебников тех лет! Но с каким трепетом брали их в руки те, кто в двадцать, тридцать, а то и в пятьдесят лет открывал впервые в жизни учебник. С 1928 года я начала рабо­ тать в Астаповской семилетней школе колхозной молодежи. Не­ возможно в короткой статье рассказать о всех трудностях тех лет. Достаточно того факта, что в школе нас было всего две учительницы. Ребята учились охотно. Мы отдавали им свое свободное вре­ мя: занимались с ними дополни­ тельно, старались, чтобы зна­ ния у них были крепкими, рас­ тили достойную смену старше­ му поколению. Учителя также вели большую пропагандистскую работу среди местного населения, несли в массы слово партии. Обстанов­ ка в стране была сложной: на­ чиналась коллективизация и нам, как представителям совет­ ской интеллигенции, приходи­ лось не раз ловить на себе злоб­ ные, косые взгляды кулаков. Но нас не пугало это. Мы пони- улали, что правда на нашей сто­ роне. Постепенно постоянная забо­ та партии, государства о народ­ ном образовании начала давать свои положительные результа­ ты. Открывались курсы по по­ вышению квалификации учите­ лей. в село начали прибывать молодые, грамотные кадры. И я в 1934 году закончила Тамбов­ ский педагогический институт. С 1935 года и вплоть до ухо­ да на пенсию работала в Зна­ менской восьмилетней школе. Родина высоко оценила мой труд, я была награждена орде­ нами «Знак почета» и Трудово­ го Красного Знамени. ...Суровые, прекрасные годы —годы нашей юности, годь/ становления нашего советского образования. Несмотря на труд­ ности, мы воспитывали настоя- • щих советских людей, достой­ ных высокого звания человека. А. ДУБИНИНА, заслуженная учительница школ РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz