Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)
ПРОПАГАНДИСТ-ИДЕЙНЫЙ НАСТАВНИК 12 декабря 1975 года в зале заседаний райкома КПСС со стоялась методическая конференция пропагандистов на тему: «Пропагандист — идейный наставник, организатор масс». На конференции с докладом «Единство учебной, воспита тельной и организаторской работы в деятельности пропаган диста» выступила учительница средней школы № 42 име ни Л. Н. Толстого Р. П. БАШЛЫКОВА. С рефератами выступили пропагандисты Л. А. ПЕРЕПЕ- ЛОВА, Е. Ф. ХАУСТОВ, Э. А БУРДАКОВА, А. Д. ДЕНИ СОВА, В. Т. ВАСИЛЬЦЕВ, А. А. КАРТАВЫХ, В. Д. ЕР ШОВА. В заключение работы теоретической конференции пропа гандистов выступил секретарь райкома КПСС В. В. АЛЕК САНДРОВ. ' Ниже печатаются материалы с конференции. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА А. А. КАРТАВЫХ Вот уже многие годы я веду занятия в школе основ марксиз ма-ленинизма при парторганиза ции Лев-Толстовской дистанции пути.Слушатели — люди с раз личным образованием, возрас том. Это в основном шоферы дрезин, мотовозов, бригадиры пути, работники мастерских. Мне приходится очень тща тельно готовиться к каждому занятию. В своей работе исполь зую такую форму изложения но вого материала, как рассказ. А для закрепления изложенного— собеседование, практические за дания, консультации. Положительные результаты дают записи на занятиях. Ког да мы столкнулись с такими тер минами, как способ производст ва, производительные силы и производственные отношения, базис и настройка, многие сра зу не могли осмыслить их. По этому слушатели составили под робные конспекты. А на после дующих занятиях повторяли пройденный материал. Излагая тему, я не стрем люсь рассматривать все вопро сы, а освещаю главное и пыта юсь вызвать интерес слушате лей к глубокому изучению ма териала. Часто на заняТ|Шх вы слушиваю их мнения, а затем делаю обобщения. Так активн- 31фуется внимание слушателей. Вот один из прнмероз. Изу чая тему о научно-техническом прогрессе на современном эта пе. я поставил вопрос: «Что мо гут сделать на предприятии слу шатели в этом важном деле?» Рассказ перешел в беседу. А через некоторое время слу шатели мастер-наладчик В. В. Шульгин, шофер А. М. Горде ев, механик Н. М. Марухин, электросварщик В. Я. Прошин и другие стали активными ра ционализаторами. Их предложе ния способствуют* росту произ водительности труда, экономии электроэнергии н материалов. Я стремлюсь к тому, чтобы слушатели не только разбира лись в вопросах теории, но н по- партийному, принципиально оценивали свои действия на ра боте, в быту, во всей жизни. Для этого на занятиях всегда стараюсь создать обстановку, благоприятствующую обмену мнения.ми, чтобы слушател!! не уходили от наболевших вопро сов, откровенно говорили о том. что их волнует. Политическая учеба положи тельно влияет на производствен ную и общественную деятель ность слушателей. Особенно она возросла за период подготовки и обмена партийных докумен тов. Вот некоторые при.меры. Коммунисты А. П. Максимова, В. И. Кузовлев несколько лет назад на партийных собраниях от.малчивались. А ныне они из браны в состав партийного бю ро. Партийная организация ре комендовала коммуниста А. Н. Медведева членом местного ко митета. И он единогласно был избран в местком. А коммунист II. В. Клименко избран заме стителем секретаря ко.мсомоль- ской организации. Многие слушатели школы принимают активное участие в идеологической работе. Среди них М. М. Мачнев, А. М. Горде ев, Н. В. Мирохин. Они явля ются политинформаторами, доб росовестно относятся к этому партийному поручению. И еще Один пример. Члены партии Н. М. Марухин, В. В. Шульгин начали учебу в шко ле основ марксизма-ленинизма рядовыми шоферами. А сейчас назначены механиками путевых машин. Габота пропагандиста не ог раничивается только проведени ем занятий в школе основ .марк сизма-ленинизма. Она продолжа ется и в рабочее время в бесе дах. Мне часто прн.ходится про водить такие беседы на рабочих местах. Н они способствуют по вышению производительности труда. Однажды, беседуя с рабочими п 5 'тевой колонны, где работают несколько слушателей школы, я рассказал о той роли, которую вносят путейцы в развитие же лезнодорожного транспорта. Бе седа вызвала живой интерес. В этот день рабочие на сорок .ми нут раньше вре.мени открыли пе регон для движения поездов. Как и все рабочие предприя тия, слушатели приняли повы шенные обязательства в честь XXV съезда КПСС и успешно работают над нх выполнением. Учительница средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Р. П. Башлыкова, которую видите на снимке, принимает активное участие в обшествеинон жизни района. Вот уже многие годы она выполняет партийное поручение пропагандиста. Несмотря на занятость, Раиса Павловна много времени отводит на подготовку к партийным занятиям. И каждое нз них в школе основ ^^арксизма-ленинизма по курсу «КПСС — руководящая и ор ганизующая сила коммунистического строительства» при парторга низации хлебоприемного пункта проходит живо, интересно, с высо кой активностью слушателей. Фото А. Гавриловой. ЗНАНИЯ —ПРОИЗВОДСТВУ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА 3. А. БУРДАКОВОЙ Главным в работе пропаган диста считаю то, чтобы полити ческая учеба активно влияла на трудовые успе.хи слушателей, способствовала их ^вовлечению в общественную работу. Этого можно добиться только в том случае, если каждое занятие бу дет волновать слушателя, вызы вать у него интерес и созна тельное отношение к теории. На первом месте такой метод ведения занятий, активизирую щий слушателей, как собе седование. При проведении со беседования забочусь о то.м, что бы у всех слушателей было стремление поделиться своими мыслями, стараюсь вызвать же лание поспорить, предлагая одному доказать справедли вость точки зрения другого. К каждому собеседованию состав ляю рабочий план, в котором детализирую основные вопросы. На занятии всегда должно проявляться умение пропаган диста дать слушателю выска заться, не перебивать его, а в случае затруднения с ответо.м помочь наводящими вопросами. Всегда стре.млюсь к тому, что- Iбы по одному и тому же вопро с у было несколько выступаю- ' щи.х. При изучении курса «КПСС — руководящая и организую щая сила коммунистического строительства» .много вни- .мания уделяю также прак тической стороне дела. Слуша телям даю задание проанализи ровать работу своего це.ча, ка кие изменения произошли за го ды девятой пятилетки. Инте ресное сообщение по этому вопросу сделал машинист водо качки В. Н. Трубицын. Когда по теме курса разбира ли вопрос: какую роль играет социалистическое соревнова ние на творческую активность рабочих, то по этому вопросу выступил -Л. II. Балабанов. Он, в частности, отметил, что толь ко за этот год было подано семь рацпредложений. Коллектив цеха досрочно выполнил план девятой пятилетки по всем показателям и вот уже пять лет носит почетное звание кол лектива коммунистического труда. Какой бы вопрос программно го материала ни изучался, обя зательно слушатели приводят примеры из опыта работы свое го предприятия, анализируют показатели. При такой поста новке учебы, когда теоретиче ский материал тесно увязывает ся с конкретными делами пред приятия, заставляет каждого слушателя строже относиться к своей основной работе. Учеба помогает и.м л) чше понимать по литику нашей партии, задачи коммунистического строительст ва, разбираться в вопросах .меж дународного положения. Все слушатели в цехе водо снабжения — хорошие произ водственники, почти три четвер ти являются ударниками комму нистического труда, активны.мн рационализаторами. АКТИВНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА А. Д. ДЕНИСОВОЙ Второй год я веду занятия в экономической школе «Осно вы экономических знаний». Ос- аовпая кате горня слушателей— животноводы колхоза «Заветы Ильича». Одним из средст:! раз.иши у слушателей глубокого интере са к теоретическому .материа лу является использование ме стного материала. В нашем колхозе на молоч нотоварной ферме есть хорошо оборудованный красный уголок, где проходят занятия. Здесь имеются обязательства доярок, телятниц, фермы и кол.хоза в целом, а также диаграммы, рас сказывающие о развитии отрас лей колхозного производства за годы девятой пятилетки. 11емалую помощь в учебе оказывают специалисты хозяй ства. Выступая на занятиях, они информируют слушателе)! о жизни колхоза, о ходе со- ревноваш)я, о выполнении при нятых обязательств. . Основная цель, которую я | ставлю на каждое занятие. — добиться, чтобы каждый слуша тель умело применял получен ные знания в своей практиче ской работе. При изучении вопросов о се- бестоимосги продукции, произ водительности труда, прибыли широко использую диагра.ммы, схемы, таблицы. Выполнение практических заданий развивает у слушате лей стремление активно вме шиваться в жизнь. Вспомина ется такой случай. В осеннее время в кол.чозе резко упал)) надои молока. Па одном нз занятий группе слушателе)! поручили проанализировать от ставание фермы и о результа тах рассказать на занятии. Разговор получился принциш)- альный. Приводя живые приме ры и данные, товарищи убед))- телыш показали причины от ставания, было высказано ие.ма-^ ло ценных предложений. ’ Мне. как ) 1 ропаганднсту, очень приятно, что слушател)) стремятся полученные знания применять на практике. Веди разговор на занятш) о себесто имости продукции, доярки отме чали, что еще не всегда рац)ю- нально используются кор.ма, качество молока еще низкое. Здесь они сами вноо)ли предло жения о то)у 1 , как улучи)ит). этот показатель. После разгово ра у некоторых изменилось от ношение к работе: стали рачи тельнее относиться к кормам, на ферме был установлен очи ститель-охладитель молока. Эконо.мические знания по.мо- гают животноводам лучше справляться с поставленными задачами. Доярки А, П. Зуба рева, В. В, Лобачева, В. П. Ко- лобанова досрочно выполн))ли годовые обязательства. Ф ОРМИРОВАНИЕ и совер шенствование навыков ра боты слушателей с политиче ской, экономической литерату рой. первоисточниками -— важ ная задача каждого пропаганди ста. От того, как работают слу шатели с кн) 1 гой, зависит их активность и интерес к изучае мому материалу. Большое место в учебно.м плане по курсу «КПСС-- руко водящая и организующая сила коммунистического строительст ва», который я веду среди слушателей Центрального от деления совхоза «Пламя», от водится изучению работ осново положников марксизма-лени низма. С начала этого учебного года я познакомила слушателей с «Манифесто.м Коммунистичес кой )гартин» К. Маркса и Ф. Эн гельса, с ленинскими работами РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА Л. А. ПЕРЕПЕЛОВОЙ «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Государство и революция», «Как нам реор ганизовать рабкрин» н другими. Шестой год я веду занятия и .хорошо изучила состав своих слушателей, поэтому при рабо те с пол)1Тнческон литературой подхожу к каждому дифферен цированно. Методические прие мы воспитания навыков работы с книгой могут быть разными. Здесь, как и во всей пропаган дистской работе, шаблона быть не может. Начинала с разви тия у слушателей навыков .мето дически правильного и ос.мыс- ленного чтецня, то есть учила на.ходить основной тезис, аргу менты н вывод автора. Потом, когда слушатели овладели эти.м приемом, стала требовать пе ресказа прочитанного, записи, конспектирования. При изучении «.Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса боль шое .место отводила самостоя тельной работе слушателе)!. За нятие проходило в фор.ме коле ментированного чтения с после- дующн.м конспектирование.м. Я ставила наводящий вопрос, предлагала прочесть один из заранее на.меченных отрывков, сделать его совместный разбор и зап))сать самое важное. 'Произведение В. П. Ленина «Как нам реорганизовать раб- крнн» небольшое по объему. Здесь подошла к изучен)ш не сколько по-другому. Коллек тивно прочли всю работу, об судили и составили план. А до ма слушатели сделали выписки из произведения по основным пунктам плана. Изучение философских произ ведений со слушателями всегда начинаю обычно с истории на писания той или иной работы, знакомлю со структурой произ ведения, рассказываю о содер жании, историческом значении его. Слушатели с разны.м обра зовательным уровнем и теорети ческой подготовкой. Поэтому од ни готовятся устно, другие от вечают письменно на поставлен ные вопросы, третьи составля ют план, четвертые—конспект. Иногда предлагаю вести запи си в виде плана, в которо.м рас- сматр) 1 ваемые в произведении вопросы перечисляются в после довательном, связанном, логиче ски обоснованном порядке. У отдельных слушателей воз никают затруднения при кон спектировании партийных доку ментов. Это вызывается сжа тостью изложения и порой тол кает некоторых на путь механи ческого переписывания: дескать, здесь все важно, все главное. В данной ситуации, чтобы избе жать ошибок, подключаю к ак тивной работе подготовленных слушателей. Им заранее даю задание, на занятие они прихо дят уже с хорошо продуманным планом. по 1 Могают остальным выделить в тексте главное. На выки самостоятельной работы с книгой помогают слушателям глубже понять изучае)иын ма териал. активнее выступать на семинарских занятиях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz