Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

ПРОПАГАНДИСТ-ИДЕЙНЫЙ НАСТАВНИК 12 декабря 1975 года в зале заседаний райкома КПСС со­ стоялась методическая конференция пропагандистов на тему: «Пропагандист — идейный наставник, организатор масс». На конференции с докладом «Единство учебной, воспита­ тельной и организаторской работы в деятельности пропаган­ диста» выступила учительница средней школы № 42 име­ ни Л. Н. Толстого Р. П. БАШЛЫКОВА. С рефератами выступили пропагандисты Л. А. ПЕРЕПЕ- ЛОВА, Е. Ф. ХАУСТОВ, Э. А БУРДАКОВА, А. Д. ДЕНИ­ СОВА, В. Т. ВАСИЛЬЦЕВ, А. А. КАРТАВЫХ, В. Д. ЕР­ ШОВА. В заключение работы теоретической конференции пропа­ гандистов выступил секретарь райкома КПСС В. В. АЛЕК­ САНДРОВ. ' Ниже печатаются материалы с конференции. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА А. А. КАРТАВЫХ Вот уже многие годы я веду занятия в школе основ марксиз­ ма-ленинизма при парторганиза­ ции Лев-Толстовской дистанции пути.Слушатели — люди с раз­ личным образованием, возрас­ том. Это в основном шоферы дрезин, мотовозов, бригадиры пути, работники мастерских. Мне приходится очень тща­ тельно готовиться к каждому занятию. В своей работе исполь­ зую такую форму изложения но­ вого материала, как рассказ. А для закрепления изложенного— собеседование, практические за­ дания, консультации. Положительные результаты дают записи на занятиях. Ког­ да мы столкнулись с такими тер­ минами, как способ производст­ ва, производительные силы и производственные отношения, базис и настройка, многие сра­ зу не могли осмыслить их. По­ этому слушатели составили под­ робные конспекты. А на после­ дующих занятиях повторяли пройденный материал. Излагая тему, я не стрем­ люсь рассматривать все вопро­ сы, а освещаю главное и пыта­ юсь вызвать интерес слушате­ лей к глубокому изучению ма­ териала. Часто на заняТ|Шх вы­ слушиваю их мнения, а затем делаю обобщения. Так активн- 31фуется внимание слушателей. Вот один из прнмероз. Изу­ чая тему о научно-техническом прогрессе на современном эта­ пе. я поставил вопрос: «Что мо­ гут сделать на предприятии слу­ шатели в этом важном деле?» Рассказ перешел в беседу. А через некоторое время слу­ шатели мастер-наладчик В. В. Шульгин, шофер А. М. Горде­ ев, механик Н. М. Марухин, электросварщик В. Я. Прошин и другие стали активными ра­ ционализаторами. Их предложе­ ния способствуют* росту произ­ водительности труда, экономии электроэнергии н материалов. Я стремлюсь к тому, чтобы слушатели не только разбира­ лись в вопросах теории, но н по- партийному, принципиально оценивали свои действия на ра­ боте, в быту, во всей жизни. Для этого на занятиях всегда стараюсь создать обстановку, благоприятствующую обмену мнения.ми, чтобы слушател!! не уходили от наболевших вопро­ сов, откровенно говорили о том. что их волнует. Политическая учеба положи­ тельно влияет на производствен­ ную и общественную деятель­ ность слушателей. Особенно она возросла за период подготовки и обмена партийных докумен­ тов. Вот некоторые при.меры. Коммунисты А. П. Максимова, В. И. Кузовлев несколько лет назад на партийных собраниях от.малчивались. А ныне они из­ браны в состав партийного бю­ ро. Партийная организация ре­ комендовала коммуниста А. Н. Медведева членом местного ко­ митета. И он единогласно был избран в местком. А коммунист II. В. Клименко избран заме­ стителем секретаря ко.мсомоль- ской организации. Многие слушатели школы принимают активное участие в идеологической работе. Среди них М. М. Мачнев, А. М. Горде­ ев, Н. В. Мирохин. Они явля­ ются политинформаторами, доб­ росовестно относятся к этому партийному поручению. И еще Один пример. Члены партии Н. М. Марухин, В. В. Шульгин начали учебу в шко­ ле основ марксизма-ленинизма рядовыми шоферами. А сейчас назначены механиками путевых машин. Габота пропагандиста не ог­ раничивается только проведени­ ем занятий в школе основ .марк­ сизма-ленинизма. Она продолжа­ ется и в рабочее время в бесе­ дах. Мне часто прн.ходится про­ водить такие беседы на рабочих местах. Н они способствуют по­ вышению производительности труда. Однажды, беседуя с рабочими п 5 'тевой колонны, где работают несколько слушателей школы, я рассказал о той роли, которую вносят путейцы в развитие же­ лезнодорожного транспорта. Бе­ седа вызвала живой интерес. В этот день рабочие на сорок .ми­ нут раньше вре.мени открыли пе­ регон для движения поездов. Как и все рабочие предприя­ тия, слушатели приняли повы­ шенные обязательства в честь XXV съезда КПСС и успешно работают над нх выполнением. Учительница средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Р. П. Башлыкова, которую видите на снимке, принимает активное участие в обшествеинон жизни района. Вот уже многие годы она выполняет партийное поручение пропагандиста. Несмотря на занятость, Раиса Павловна много времени отводит на подготовку к партийным занятиям. И каждое нз них в школе основ ^^арксизма-ленинизма по курсу «КПСС — руководящая и ор­ ганизующая сила коммунистического строительства» при парторга­ низации хлебоприемного пункта проходит живо, интересно, с высо­ кой активностью слушателей. Фото А. Гавриловой. ЗНАНИЯ —ПРОИЗВОДСТВУ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА 3. А. БУРДАКОВОЙ Главным в работе пропаган­ диста считаю то, чтобы полити­ ческая учеба активно влияла на трудовые успе.хи слушателей, способствовала их ^вовлечению в общественную работу. Этого можно добиться только в том случае, если каждое занятие бу­ дет волновать слушателя, вызы­ вать у него интерес и созна­ тельное отношение к теории. На первом месте такой метод ведения занятий, активизирую­ щий слушателей, как собе­ седование. При проведении со­ беседования забочусь о то.м, что­ бы у всех слушателей было стремление поделиться своими мыслями, стараюсь вызвать же­ лание поспорить, предлагая одному доказать справедли­ вость точки зрения другого. К каждому собеседованию состав­ ляю рабочий план, в котором детализирую основные вопросы. На занятии всегда должно проявляться умение пропаган­ диста дать слушателю выска­ заться, не перебивать его, а в случае затруднения с ответо.м помочь наводящими вопросами. Всегда стре.млюсь к тому, что- Iбы по одному и тому же вопро­ с у было несколько выступаю- ' щи.х. При изучении курса «КПСС — руководящая и организую­ щая сила коммунистического строительства» .много вни- .мания уделяю также прак­ тической стороне дела. Слуша­ телям даю задание проанализи­ ровать работу своего це.ча, ка­ кие изменения произошли за го­ ды девятой пятилетки. Инте­ ресное сообщение по этому вопросу сделал машинист водо­ качки В. Н. Трубицын. Когда по теме курса разбира­ ли вопрос: какую роль играет социалистическое соревнова­ ние на творческую активность рабочих, то по этому вопросу выступил -Л. II. Балабанов. Он, в частности, отметил, что толь­ ко за этот год было подано семь рацпредложений. Коллектив цеха досрочно выполнил план девятой пятилетки по всем показателям и вот уже пять лет носит почетное звание кол­ лектива коммунистического труда. Какой бы вопрос программно­ го материала ни изучался, обя­ зательно слушатели приводят примеры из опыта работы свое­ го предприятия, анализируют показатели. При такой поста­ новке учебы, когда теоретиче­ ский материал тесно увязывает­ ся с конкретными делами пред­ приятия, заставляет каждого слушателя строже относиться к своей основной работе. Учеба помогает и.м л) чше понимать по­ литику нашей партии, задачи коммунистического строительст­ ва, разбираться в вопросах .меж­ дународного положения. Все слушатели в цехе водо­ снабжения — хорошие произ­ водственники, почти три четвер­ ти являются ударниками комму­ нистического труда, активны.мн рационализаторами. АКТИВНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА А. Д. ДЕНИСОВОЙ Второй год я веду занятия в экономической школе «Осно­ вы экономических знаний». Ос- аовпая кате горня слушателей— животноводы колхоза «Заветы Ильича». Одним из средст:! раз.иши у слушателей глубокого интере­ са к теоретическому .материа­ лу является использование ме­ стного материала. В нашем колхозе на молоч­ нотоварной ферме есть хорошо оборудованный красный уголок, где проходят занятия. Здесь имеются обязательства доярок, телятниц, фермы и кол.хоза в целом, а также диаграммы, рас­ сказывающие о развитии отрас­ лей колхозного производства за годы девятой пятилетки. 11емалую помощь в учебе оказывают специалисты хозяй­ ства. Выступая на занятиях, они информируют слушателе)! о жизни колхоза, о ходе со- ревноваш)я, о выполнении при­ нятых обязательств. . Основная цель, которую я | ставлю на каждое занятие. — добиться, чтобы каждый слуша­ тель умело применял получен­ ные знания в своей практиче­ ской работе. При изучении вопросов о се- бестоимосги продукции, произ­ водительности труда, прибыли широко использую диагра.ммы, схемы, таблицы. Выполнение практических заданий развивает у слушате­ лей стремление активно вме­ шиваться в жизнь. Вспомина­ ется такой случай. В осеннее время в кол.чозе резко упал)) надои молока. Па одном нз занятий группе слушателе)! поручили проанализировать от­ ставание фермы и о результа­ тах рассказать на занятии. Разговор получился принциш)- альный. Приводя живые приме­ ры и данные, товарищи убед))- телыш показали причины от­ ставания, было высказано ие.ма-^ ло ценных предложений. ’ Мне. как ) 1 ропаганднсту, очень приятно, что слушател)) стремятся полученные знания применять на практике. Веди разговор на занятш) о себесто­ имости продукции, доярки отме­ чали, что еще не всегда рац)ю- нально используются кор.ма, качество молока еще низкое. Здесь они сами вноо)ли предло­ жения о то)у 1 , как улучи)ит). этот показатель. После разгово­ ра у некоторых изменилось от­ ношение к работе: стали рачи­ тельнее относиться к кормам, на ферме был установлен очи­ ститель-охладитель молока. Эконо.мические знания по.мо- гают животноводам лучше справляться с поставленными задачами. Доярки А, П. Зуба­ рева, В. В, Лобачева, В. П. Ко- лобанова досрочно выполн))ли годовые обязательства. Ф ОРМИРОВАНИЕ и совер­ шенствование навыков ра­ боты слушателей с политиче­ ской, экономической литерату­ рой. первоисточниками -— важ­ ная задача каждого пропаганди­ ста. От того, как работают слу­ шатели с кн) 1 гой, зависит их активность и интерес к изучае­ мому материалу. Большое место в учебно.м плане по курсу «КПСС-- руко­ водящая и организующая сила коммунистического строительст­ ва», который я веду среди слушателей Центрального от­ деления совхоза «Пламя», от­ водится изучению работ осново­ положников марксизма-лени­ низма. С начала этого учебного года я познакомила слушателей с «Манифесто.м Коммунистичес­ кой )гартин» К. Маркса и Ф. Эн­ гельса, с ленинскими работами РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ из ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОПАГАНДИСТА Л. А. ПЕРЕПЕЛОВОЙ «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Государство и революция», «Как нам реор­ ганизовать рабкрин» н другими. Шестой год я веду занятия и .хорошо изучила состав своих слушателей, поэтому при рабо­ те с пол)1Тнческон литературой подхожу к каждому дифферен­ цированно. Методические прие­ мы воспитания навыков работы с книгой могут быть разными. Здесь, как и во всей пропаган­ дистской работе, шаблона быть не может. Начинала с разви­ тия у слушателей навыков .мето­ дически правильного и ос.мыс- ленного чтецня, то есть учила на.ходить основной тезис, аргу­ менты н вывод автора. Потом, когда слушатели овладели эти.м приемом, стала требовать пе­ ресказа прочитанного, записи, конспектирования. При изучении «.Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса боль­ шое .место отводила самостоя­ тельной работе слушателе)!. За­ нятие проходило в фор.ме коле ментированного чтения с после- дующн.м конспектирование.м. Я ставила наводящий вопрос, предлагала прочесть один из заранее на.меченных отрывков, сделать его совместный разбор и зап))сать самое важное. 'Произведение В. П. Ленина «Как нам реорганизовать раб- крнн» небольшое по объему. Здесь подошла к изучен)ш не­ сколько по-другому. Коллек­ тивно прочли всю работу, об­ судили и составили план. А до­ ма слушатели сделали выписки из произведения по основным пунктам плана. Изучение философских произ­ ведений со слушателями всегда начинаю обычно с истории на­ писания той или иной работы, знакомлю со структурой произ­ ведения, рассказываю о содер­ жании, историческом значении его. Слушатели с разны.м обра­ зовательным уровнем и теорети­ ческой подготовкой. Поэтому од­ ни готовятся устно, другие от­ вечают письменно на поставлен­ ные вопросы, третьи составля­ ют план, четвертые—конспект. Иногда предлагаю вести запи­ си в виде плана, в которо.м рас- сматр) 1 ваемые в произведении вопросы перечисляются в после­ довательном, связанном, логиче­ ски обоснованном порядке. У отдельных слушателей воз­ никают затруднения при кон­ спектировании партийных доку­ ментов. Это вызывается сжа­ тостью изложения и порой тол­ кает некоторых на путь механи­ ческого переписывания: дескать, здесь все важно, все главное. В данной ситуации, чтобы избе­ жать ошибок, подключаю к ак­ тивной работе подготовленных слушателей. Им заранее даю задание, на занятие они прихо­ дят уже с хорошо продуманным планом. по 1 Могают остальным выделить в тексте главное. На­ выки самостоятельной работы с книгой помогают слушателям глубже понять изучае)иын ма­ териал. активнее выступать на семинарских занятиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz