Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

__ , тг э т о ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАЖДЫЙ Памятка населению по з а щит е от о р у ж и я м а с с о в о г о п о р аже н и я Гражданская оборона — д е л о в с е г о н а р о д а Эта страница, подготовленная редакцией совместно со шта­ бом гражданской обороны района, предлагается в помощь не­ военизированным формированиям и всему населению в связи с началом нового учебного года. Вся 20-часовая программа по защите от оружия массового поражения будет опублико­ вана в нескольких страницах и специальных подборках. Неуклонно претворяется в жизнь Програм.ма мира, раз­ работанная историческим XXIV съездом нашей партии. Ярким подтверждением это­ го является завершающий этап Совещания по безопас­ ности и сотрудничеству в Европе, закончившийся в Хельсинки подписанием гла­ вами 35 государств важней­ ших коллективно выработан­ ных документов. Совещание открыло новые возможности для решения центральной за­ дачи нашего времени — уп­ рочения мира и безопасности народов. Главное сейчас в том, чтобы дополнить поли­ тическую разрядку военной. Дело в том. что хотя опас­ ность ракетно-ядерной вой­ ны и уменьшилась, в капи­ талистических странах про­ должается гонка вооружений, реакционные круги всеми си­ лами препятствуют процессу разрядки международной на­ пряженности. Это вызывает глубокую озабоченность со­ ветского народа, нашей пар­ тии и правительства, обязы­ вает нас оставаться бдитель­ ными, принимать необходи­ мые меры к тому, чтобы Воо­ руженные Силы и Граждан­ ская оборона страны были в постоянной готовности. Минувший учебный год в систе.ме гражданской обороны был годом осо­ бенным. Практическая подго­ Высокое качество обуче­ ния невоенизированных фор- .мпрований должно быть до­ стигнуто путем решительно­ го повышения уровня мето­ дической подготовки руково­ строй», в службах охраны общественного порядка, ме­ дицинской. Особенно хорошо поставлена учеба на желез­ нодорожном узле (начальник объекта И. В. Каунов). Здесь Задачи нового учебно го г о д а товка штабов, служб, невое­ низированных формирований и населения по учебны.м про­ граммам проходила в обста­ новке высокого патриотичес­ кого подъема в связи с празднованием 30-летия По­ беды над фашизмом. Всесто­ ронне осмысливая опыт ге­ роических военных лет, опыт .местной противовоздушной обороны, советские люди все больше проникаются созна­ нием необходимости овладеть способами защиты от совре­ менного оружия, практичес­ кими навыками ведения спа­ сательных и неотложных ава­ рийно-восстановительных ра­ бот, научиться выполнять производственные планы в самых сложных чрезвычай­ ных условиях. дящего и командно-начальст­ вующего состава. Освоение новой прогрессивной подго­ товки объектов народного хозяйства, сил гражданской обороны и основных катего­ рий населения — комплекс­ ных объектовых учений — явилось важнейшим положи­ тельным итогом 1975 учеб­ ного года. Прошедший учебный год показал, что штабами и службами гражданской обо­ роны в 1975 учебном году проделана определенная ра­ бота по подготовке невоенн- зированных фор.мированин и населения района к защите от современного оружия. Хо­ рошо была поставлена учеба в колхозах имени Кирова, «Родина», е м у «Межколхоз- хорошо оборудован учебный пункт. Организовано сор'ев- нование за лучшие знания гражданской обороны. Наряду с этим в органи­ зации и подготовке населе­ ния к защите от современно­ го оружия имелись сущест­ венные недостатки. Не все службы гражданской оборо­ ны района, объекты народно­ го хозяйства, колхозы и сов­ хозы выполнили план боевой подготовки невоенизнрован- ных формирюваний. Недоста­ точно внимания вопросам гражданской обороны уделя­ ют в восьмнлетннх школах района. Начальники ГО объ­ ектов — швейного цеха объ­ единения «Сокол», ЭТУСа, колхоза имени Ленина — и их штабы недостаточно при­ нимают мер по улучшению организации и проведения практического обучения фор­ мирований II населения, це­ леустремленного проведения подготовки руководящего, ко­ мандно-начальствующего и личного состава формирова­ ний ГО непосредственно на самих объектах. Медленно усовершенствуется учебно­ материальная база. Прием нормативов 10 комплекса ГТО и их пропаганда органи­ зованы недостаточно. Особен­ но плохо поставлена учеба в КБО (начальник объекта А. Н. Сорока). В декабре начинается но­ вый учебный год в невоени­ зированных формированиях. Надо ширюко развернуть со­ циалистическое соревнование за лучшую подготовку в но­ вом учебном году, за органи­ зованное начало занятий, за своевременное и качествен­ ное выполнение учебных пла­ нов с тем, чтобы добиться дальнейшего укрепления всей системы гражданской оборо­ ны. В. НИКИТИН. мачалышк штаба граждапскон обороны района. ЯДЕРОНЕ ОРУЖИЕ-СШОЕ МОЩНОЕ Рис. I. Распростраиеш 1 е ударной волны н использование ме стных предметов для защиты от нее. УДАРНАЯ ВОЛНА Я ДЕРНЫЙ взрыв сопровож- ддется ослепит е л ь н о й вспышкой и резким звуком, напоминающим раскат грома. При воздушном взрыве вслед за вспышкой образуется ог­ ненный шар, а при наземном —огненное полушарие, кото­ рые через несколько секунд исчезают. На месте огненного шара (полушария) появляется клубящееся облако. При на земном взрыве оно приобре­ тает грибовидную форму, увле­ кает за собой на большую вы­ соту измельченный и подверг­ нувшийся радиоактивному за­ ражению грунт. Подхваченное ветром радиоактивное облако уносится на десятки и сотни километров от места взрыва. Поражающими факторами ядерного взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение. характе­ ризуется большой разруши­ тельной силой. Она с огром­ ной скоростью распространя­ ется во все стороны от места взрыва и на значительных рас­ стояниях по пути своего дви­ жения разрушает здания, со­ оружения и поражает незащи­ щенных людей (рис. 1). После того, как увидите яр­ кую вспышку, ударная волна может настигнуть вас лишь через несколько секунд. Это­ го времени достаточно, чтобы занять находящееся рядом ук- рь 1 тие или в крайнем случае лечь на землю. Яркая вспышка обычно вид­ на на десятки и даже сотни километров от места взрыва, откуда ударная волна может и не дойти до вас, но меры за­ щиты все-таки примите. СВЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ — поток световых лучей, исходя­ щих из области огненного ша­ ра (полушария). Действует оно всего 8—15 секунд, т. е. пока не исчезнет огненный шар. Световое излучение может вызвать ожоги кожи и пора­ жение глаз, массовые возгора­ ния сооружений и материалов Но и от светового излучения есть защита. Оно не проника­ ет через непрозрачные мате­ риалы. и потому любые укры­ тия и предметы, создающие тень (каменные ограды, раз­ личные сооружения и т. д.), полностью или частично защи­ тят вас. ПРОНИКАЮЩАЯ РАДИАЦИЯ —невидимый, но грозный враг! Зто поток гамма-лучей и нейт­ ронов, испускаемых из зоны ядерного взрыва во все сторо­ ны в течение нескольких се­ кунд. Если человек подвергнется воздействию проникающей ра­ диации, у него может возник­ нуть лучевая болезнь различ­ ней степени тяжести. Вы долж­ ны знать, что проникающая ра­ диация поражает незащищен­ ных людей только на расстоя­ нии, не превышающем 2—3 ки­ лометра от места взрыва. Ее воздействие на человека мо- ■■Л • г ■•■.'•'ч.. V '- . ■. 1 '■ Чин-.. , . .... . П 'т ш т ат Грунт Рис. 2. Слои полониипого ослабления проинкающеп радиа­ ции разлмчиы.ми материалами. жет быть ослаблено различны ми материалами. Обратите внимание на рис. 2, Он наглядно показывает, что чем плотнее будет использо­ ваться для защиты материал, тем больше он ослабит прони­ кающую радиацию. ЗАПОМНИ­ ТЕ! Каменные заборы, подва­ лы домов, земляные насыпи помогут вам защититься ог проникающей радиации. РАДИОАКТИВНОЕ ЗАРАЖЕ­ НИЕ — это результат выпаде­ ния из облака наземного ядер­ ного взрыва огромного коли­ чества радиоактивных веществ, которые, постепенно оседая на ; поверхность земли или воды по направлению его движения, создают зараженный участок, называемый радиоактивным следом. В зависимости от степени заражения этот участок условно делят на три зоны: умеренно­ го, сильного и опасного зара­ жения (рис. 3). Степень радиоактивного за­ ражения местности непостоян­ на и довольно быстро умень­ шается. Запомните, что уро­ вень радиации, установившийся через 1 час после взрыва, че­ рез 2 часа уменьшится почти вдвое, спустя 3 часа — в четы­ ре раза, а через 7 часов— в десять раз. Через двое суток уровень радиации, а также слепень заражения продоволь­ ствия и воды снижаются в 100 раз. Попадание радиоактивных веществ внутрь организма че­ ловека с зараженнь>м возду­ хом, водой и продуктами пи­ тания может привести к луче­ вым поражениям. Но главную опасность для человека пред­ ставляет внешнее облучение организма, в результате кото­ рого у пострадавших в зави­ симости от дозы облучения может развиться лучевая бо­ лезнь различной степени тяже­ сти. Рис. 3. Образование радио­ активного следа от наземного ядерного взрыва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz