Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

О д и н из главных доводов, зу которые выдвигают в поль­ религии ее защитники, зву­ чит примерно так: религия по­ лезна тем, что несет людям уте­ шение, успокаивает, снимает психическое напряжение, дает душевную разрядку и, таким об­ разом, помогает в невзгодах и бедах. Этот довод кажется убе­ дительным не только привер- 5кенцам религии, но и многим людям, которые, хотя и не ве­ рят в бога, но не имеют твер­ дых атеистических убеждений, недостаточно разбираются к хит­ росплетениях богословских до­ казательств. Вот почему так необходима популярная литература, которая вооружила бы убедительными аргл'.ментами для понимания ис­ тинного смысла религиозного утешения, помогала бы верую­ щим людям понять его иллю­ зорную, антигуманную сущ­ ность. Именно эти.м целя.м служат вышедшие в этом году и допол­ няющие друг друга брошюры: доктора философских наук И. А. Крывелева «Религиозное утешение и его социальная роль» и кандидата философских наук, бывшего кандидата бого­ словия А. Б. Черткова «Чем утешает религия?». Автор первой нз них сосре­ доточивает внимание, главным образом, па социальной роли религиозного утешения в экс­ плуататорском обществе. Он приводит много примеров из ис­ торической, художественной и богословской литературы, кото­ рые ярко и убедительно иллю­ стрируют ленинские положения: РЕЛИГИОЗНОЕ УТЕШЕНИЕ: ГУМАННО ЛИ ОНО? НОВЫЕ КНИГИ ПО А Т Е И ЗМ ^ «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит сми­ рению п терпению в земной жизни, утешая надеждой на не­ бесную награду» (Поли. собр. соч., т. 12, стр. 1-12), а тот, «кто утешает раба, вместо того, что­ бы подни.мать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам» (т. 26, стр. 237). Броп)юра эта рассчитана прежде всего на пропагандистов научного атеизма, вооружает их материалом для разъяснения верующим таких вопросов, над которы.ми они обычно не заду­ мываются: если мир создан бо­ гом премудро и совершенно, то почему в нем существуют не­ справедливости и страдания, по­ чему приходится утешать страж­ дущих н обездоленных? С ка­ кой целью всемилостливьи) н любящий бог актом грехопаде­ ния Ада.ма и Евы обрек челове­ чество на вечные .муки и стра­ дания: почему не дала своих ре­ зультатов искупительная жерт­ ва Христа, почему и после нее люди продолжают страдать? Действительно ли идея загроб­ ного бессмертия и райского бла­ женства столь утешительна, как это утверждают религиозные проповедники и т. д. В другой брошюре обманчи­ вый механизм религиозного уте- шительства раскрывается как бы изнутри. Автор показывает его несостоятельность н вред. Он дает исчерпывающе отрица­ тельный ответ на вопрос: дейст­ вительно ли религиозное утеше­ ние — благо для людей и так ли уж оно им необходи.мо, как хотят доказать это защптппкп религии? «Религиозное утешение,—пи­ шет .\. В. Чертков,—построено па ложных, фантастических представлениях и па всевоа.мож- ных иллюзиях. Верующие пред­ ставляют себе мир не таким, каков он в действительности, а таким, какн.м они хотят его ви­ деть. Конечно, подобные пред­ ставления очень удобны н по­ этому очень привлекательны. Они в известной мере н на не­ которое время могут облегчить душевные страдания верующе­ го человека. Но вся беда 1 ! то.».:, что они неверны». Религиозное утешение приз­ рачно. Оно строится на иллю­ зии, на обмане и самообмане, на несбыточных'надеждах, уводит человека от действительности в мир сладких, но нереальных грез. В брошюре подробно разби­ рается н убедительно опровер­ гается аргументация защитни­ ков религии, сравнивающих ре­ лигиозное утешение с теми ле­ чебными наркотическими сред­ ствами, которые применяются в медицине, чтобы снять боль, об­ легчить страдания больного. Да, врачи применяют такие лекар­ ства. но лишь в особых случа­ ях — во вре.мя операции, остро­ го болевого приступа и т. д. Но такое снятие боли отнюдь не за­ меняет лечения самой болезни, выясиеиия и устранения ее при­ чин. Религи!! же не ищет причин духовного недуга тех. кто обра­ щается к ней за ,\ЮПИиис.\;, да она и не может их устранить. Религиозное утешение целико.\[ сводится к наркотическому де 1 ' 1 - ствию: заглушить душевные страдания иллюзорной надеж­ дой, поманить несбыточным по­ сулом. Поэтому-то Карл Маркс и сравнил религию с опиумом, уводящим человека г, 111 )мзрач- ный мир об.мапчииы.ч сновиде­ ний. а В. 11, .'1епип назвал ее духовной сивухой, притупляю­ щей волю человека, лишающей его сил, необходимых для борь­ бы за своп права п достоинство. А. Б. Чертков показывает еще одну очень вредную сторону ре­ лигиозного утешения. Утешая верующих иллюзиями загробно­ го блаженства, религия в то же время призывает их «услаж­ даться страданиями», «радо­ ваться скорбям», видеть в них особый знак божьего благоволе­ ния. Нот какими уродливы.ми, антнгу.маиными. мротивны.ми че­ ловеческой природе сторонами оборачивается с виду безобид­ ное и даже, по мнению верую­ щих, полезное религиозное уте­ шение! В заключение хотелось бы высказать одно замечание. Ино­ гда отрицательное отношение I; утешению религиозному распро­ страняют на всякое утешеияе вообще (как это делает, в час т­ ности, И. А. Крывелев). этим., согласиться нельзя. Каки.м бы совершенным и сиравсд.пня.! я ни было наше общество, в нн людей все равно будут встре­ чаться такие обстоятсвльства. когда помочь человеку моясио, пожалуй, лишь утешение.м (на пример, смерть близких). И только из-за того, что утсчиоиия кто-то ищет в религии, ист ну,!, ды вообще вычеркивать из оба хода это хорошее слово, а и:с арсенала наших иравствсит. 1 .х ценностей — это понятие, ш>.т иое гуманного смысл;:. Об этом хорошо говорит л . Б. Чертков, показывая, что рели­ гиозное утешение — лишь част­ ный случай, причем случай ши тологический, отклонение от нормы. Естественным же для нравственного мир;: человев'а является утешение, не иска­ женное религиозными иллюзия­ ми — утешение дружески.м уча­ стием. С()стр; 1 л;ишем, ст 1 )о.мло- нием помочь. Обозреваемые брошюры мож­ но рекомендовать широьюму кругу чит; 1 телей: и иро 1 шгаи,чи стам, содержание лекций и бе­ сед которых станет достоянием многотысячной аудито))!!!!, и| ]юем, кто интересуется пробле­ мами нравственности. Б. МАРТЬЯНОВ. Заместитель главного редактора журнала «Наука н религия». ЛЮБОПЫТНО Деревянные кружева под охраной Старый деревянный дом на улице Мамнна-Сибиряк;! и Свердловске, изукран 1 ен- иый резьбой, признан п;\мят- ииком деревянного зодчест­ ва. Свердловск бурно строит­ ся, меняет в старых кварта­ лах дерево на камень, одно- этажье — на высотные соо­ ружении. Однако здесь еще и сейчас есть много домов, 1Я1енший вид которых сви­ детельствует о большом ма­ стерстве прежних уральских 1.ЛОТНИКОВ и резчиков, куз ненов и каменотесов. Обла­ стное отделение общество ох­ раны па.мятников истории н культуры взяло на учет око­ ло сотни таких домов. Мест­ ные архитекторы подробно изучат и.х', сфотографируют, оценят. Лучшие образцы деревянного зодчества за­ тем будут переданы под го­ ст дарственную охрану как па.мятники архитектуры. (Корр. Т.\СС). Свердловск. Брестская область. Есть в колхозе «За мир» Корелнчского рай- сиа до.м, напо.т: 1 еимый звонким разноголосьем, смехом, пением. Его так и называют «Колокольчик». .\ хозяева в нем — ребятишки. Правление колхоза уделяет детям большое виимаЕше. не жалеет средств на благоустройство и содержание детского сада. Воспитан­ ники «Колокольчика» находятся на полном колхозном обеспечении. Недавно им сшили пра.здиичиые костюмы, красивые платья для вы­ ступлений. У малышей много игрушек, специальный зал оборудован различными спортивными снарядами. На снимке: танец «Матрешки» в исполнении воспитанников дет­ ского сада «Колокольчик». Фото А. Николаева. (Фотохроника ТАСС). В Е С Т И И З С Т Р А Н С О Ц И А Л И З М А «ПУТЬ ИЛЬИЧА» еиходит три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6 Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны редактора -,-2-13-83, \ заместителя реда)1тора—2-14-22, ответственного секретаря — 2-11-12, отдела экопомикн сель- С1.0Г0 хозяйства — 2-11-22, от­ дела писе.м — 2-14-16, бухгал­ терии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Управления издательств, пелиграфии и книжной торговли Ул, Коммунистическая. 6 Телефон; 2-11-13. Тираж 4.020 экз. Заказ Л'е 1099. Т к .1 Е В И Д Е II II Е 11 ноября. Первая програм­ ма. 9.00 — Новости. 9.10 —Ут­ ренняя гимнастика. 9.30 — Концерт, посвященный Дню советской милиции. 14.05 — Программа .документальных фильмов: «Ступени роста» (Ка­ занская студия кинохроники); «Хлопкороб и вода» («Узбек- телефильм»). 14.30 — «Мами­ на школа». 15.00 — В. .Маяков­ ский — «Необычайное приклю­ чение». 15.30 — Основы совет­ ского законодательства. «Тру­ довой .договор». 16.00 —«Джон Рид». 16.45 — Концерт ансамб­ ля песни и пляски Московского всешюго округа. 17.15—В эфи­ ре — «.Молодость». 18.00 — 1-1овости. 18.15 — «Народное творчество». 19.00 — Лауреа­ ты Государственных премий СССР 1975 гола в области иа- \кн и техники. 19.30 — Премь­ ера те.девизионного многосе­ рийного художественного филь­ ма «Рожденная революцией». 4-я серия. 21.00 — «Время». Информационная програм.ма. 21.30 — .Меж.дународпая това­ рищеская встреча по хоккею. Сборная ЧССР — Сборная СССР. По окончании — Ново- Вторая программа. 21.30 — Короткометражные художест­ венные фильмы: «Водяной», «Зонтик». 12 ноября. Первая програм­ ма. 14.05 — «Страна зовет». Кииопрограмма. 15.05 — «Сло­ во ученому!» 15.20 — «Поэзия». 15.50 — «Расскажу о нашей бригаде». 16.00 — Фильм — детям. «У заставы «Красные камни». 17.15 —• «Отзовитесь, горнисты!». 18.00 — Новости. 18.15 — «Осенний хоровод». 18.30 — «Человек и закон». 19.00 — Чемпионат Европы по футболу. Сборная СССР — Сборная Швейцарии, 20.45 — «Играет Л. Коган». 21.00 — «Время». Информационная программа. 21.30 —«Лица дру­ зей». 22.15 — «По концертным залам Москвы». По окопчанни — Новости. Вторая программа. 21.30 — «Л4ечта». Художественный фильм. «Мосфильм». Многочисленные улицы Х :1 ноя с рассието.м заполн>{ют по­ токи велосипеднетои. И нсегда, выходя н ;1 работу, я встречаю людей, которые вместе со мной по улице Чап <Р.у напр; 1 вляются в сторону Зап;1Дпого озера. И<1 его берегах расположены учеб­ ные корпуса Ханойского пед; 1 ГО- гнческого института. Б этсьм го­ ду ему исполняется К) лет. Ин­ ститут был создан в годы тя­ желой войны против ин()стр;|н- ной агрессии. Бывали дни, ког­ да на территории иедагогиче ского института часто падали бо.мбы, но лишь в часы налетов прерывалась учеба. За 10 лет на четырех фа­ культетах подготовлено более 5 тысяч педагогов. В стенах института обучают русскому, английскому, французско,му и китайскому языкам. Самый многочисленный факультет — русский. Здесь учатся 7.50 че­ ловек. .Много выпускников институ­ та сегодня преподают в шко­ лах и институтах демократи­ ческого Вьетнама. Правитель­ ство ДРВ высоко оценило за­ слуги большого коллектива пре­ подавателей II профессоров в подготовке национальных кад­ ров. Институт награжден тремя орденами ДРВ. С .момента основания этого вуза большую помощь препода­ вательскому коллективу, да н студентам, оказывают братские соцпалистическиё страны, и в первую очередь Советский Со- ю: 1 . Па втором этан^е учебного корпуса факультета русского языка II литературы есть /(оспа Почета. П ;1 ней помещены фото­ графии советских преиодавате лей, работавших в этом иисти тузе. Этих фотографий сегодня более шестидесяти. В период са.мых уж; 1 сиых бомб; 1 рдировок Х;шоя в 1!)72 году в имституте работал;! со ветская мреподавате.тьскаявВ грушш и составе 12 человек, Двое из них — Иван Федоро­ вич Пахолдин, преподаватель Киевского педагогического ин­ ститута, и С)льга Петровна Мо­ розова, преподавателымщ;! русского языка п литературы .Минского университета —- бы­ ли удостоены вьетнамских ор денов Дружбы. Мало, пожалуй, сегодня в ДРВ высших учебных заведе­ ний, где не работали бы по­ сланцы советских вузов. У вьетнамцев есть обычай: в дин особой радости только самым дорогим людям дарить лотос, цветок — символ благодарно­ сти, преданности п- друн;бы. Иа долю советских преподавателей всегда выпадают самые кр; 1 сп- вые букеты лотосов. Ханой. В. БУРБУЛИС, корр. ТАСС. Редактор Н. КОБЗЕВ. -Тев-Толстовско.му отделению Госбанка па постоянную ра­ боту требуется кассир. Оплата согласно штатному расписа­ нию, ’ 2_3 Лев-Толстовскому автобусному филиалу на по­ стоянную работу требуются шоферы на автобусы ПАЗ-672. Оклад 120 рублей, выплачиваются премнальные. Обращаться в кассу автобусной станции. 2—2 Лев-Толстовско.му райобъе.динеиию «Сельхозтехника» иа по­ стоянную работу требуются: шоферы иа автомобили ГАЗ-53, .\4.\\3-555, ЗИЛ-130, шофер иа автокран, слесари по ремонту автомобилей н тракторов, электросварщики, токари. За справками обращаться в отдел кадров райобъедииеиия «Сельхозтехника». 2—4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz