Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)
с АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КО ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ 20 августа в Доме культуры состоялось августовское совещание учителей района. С докладом «О задачах педагоги ческих коллективов школ по совершенствованию уровня обу чения и воспитания учащихся в условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию» выступил заведующий роно С. П. ХОЖАИНОВ . С докладом «О повышении роли ком сомольских и пионерских организаций школ в идейно-полити ческом воспитании и развитии общественной активности уча щихся» выступил секретарь райкома ВЛКСМ Ю. П. РУДА КОВ . На совещании выступили секретарь райкома КПСС В. В. АЛ ЕКСАНД РО В и заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС В. И. Щ ЕГЛОВ . В работе совещания принял участие первый секретарь рай кома КПСС А. С. ГУБАНОВ . Ниже публикуются заметки с совещания. Д Е В Я Т А Я пятилетка знаме нательна для работников просвещения те.м, что в стране завершается переход ко всеоб щему среднему образованию. Поэтому в докладах, выступле ниях основное внимание было обращено не только на анализ сделанного, но и на то. что еще предстоит решить в наступаю щем учебном году, который войдет в историю школ, как год завершения перехода ко всеоб щему среднему образованию. В нынешней пятилетке в рай оне многое сделано для перехо да ко всеобщему среднему об разованию. Построено пять школьных зданий, девять домов для учителей. Совсем недавно сдано в эксплуатацию новое здание Митягинской школы. В стадии завершения здание До- мачевскоп школы. Большая ра бота проведена по оснащению школ учебно-наглядными посо биями, оборудованием, техниче скими средствами обучения. Из года в год увеличивается в районе число молодежи, про должающей среднее образова ние после окончания восьмого класса. Успешно осуществляет ся переход ко всеобщему сред нему образованию в средних школах поселка, Топовской и Митягинской восьмилетних. Вместе с тем, в Гагаринской, Золотушинской, Первомайской, Домачевской, Орловской шко лах в этом допускается от ставание. Задача состоит в том. чтобы в наступающем учебном году направить в средние учеб ные заведения не менее 98 про центов выпускников восьмых классов. Для решения этой проблемы ныне и в новой пятилетке необ ходимо постоянно воспитывать у подростков т я гу к знаниям, устойчивую потребность в них. Ведущим путем для получения среднего образования остается общеобразовательная школа. Однако с приемом в 9 классы в ряде школ района сложилось тревожное положение. Это объ ясняется , прежде всего, низким уровнем подготовки вось.мп- классннков и плохо поставлен ной работой по профориента ции. Переход ко всеобщему сред- не.му образованию невозможен без широкого вовлечения моло- деяш в вечерние и заочные шко лы . В прошедшем учебном году 60 учащихся окончили школу рабочей .молодежи и районную очно-заочную школу, 2 2 — по лучили восьмилетнее образова ние, 257 — переведены в сле дующие классы . Однако и здесь много упущений. Педагогичес кие коллективы многих школ безответственно относятся к за очному обучению работающей молодежи. В новом учебном году пред стоит учить 335 молодых рабо чих. И сейчас следует настой чиво комплектовать заочную школу. Особенно в селах Гага- рино. Золотухе, Ильинке, Топ ках, Кузовлево, Митягино, Лс- тапово. Одно 11 из важнейших проб лем, от которой зависит завер шение перехода ко всеобщему средне.му ооразованию, являет ся осуществление закона о восьмилетием всеобуче. Однако этот закон не выполняется в Зо- лотушипской, Лев-Толстовской № 42 имени Л . И. Толстого, ГагаринскоГ!, Первомайско1| средними школами и некоторы ми други.ми. Причины заключа ются в том, что в этих школах не уделяется должного внима ния работе со слабоуспевающи ми детьми, плохо решаются воп росы организации подвоза и го рячего питания учащихся. Осуществление восьмилетне го всеобуча, перехода к сред нему образованию неразрывно связано с совершенствованием методов обучения, повышение.м эффективности . учебно-воспита тельного процесса. В основном в наших школах преодолено вто рогодничество. ЛВшувшпй учеб ный год завершен с лучшими по казателями по успеваемости, чем 1973— 1974. С полной ус певаемостью закончили учебный год 24 педагогических коллек тива и 273 учителя. Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся в Ку- зовлевской, Топовской, Орлов ской, .Знаменской, Сланской школах. Стало больше учащих ся, успевающих на хорошо и отлично, в Головпнщинской, Домачевской и Кругловской школах, а вот в Золотушиископ, Первомайской. Загрядчинской, Племянниковской и 11льпнской качество знаний учащихся сни зилось. Несколько лет работает без второгодников коллектив учите лей Митягинской восы\п 1 летней школы. В нынешней пятилетке все учащиеся, поступившие в школу, окончили восьмой класс. Выступивший па совещании ди ректор этой школы И. И. Пого- нии, рассказал об опыте митя- гннскнх учителей. Много внимания в прошед шем учебном году уделялось обучению в начальных классах. Прочные знания дают своим воспитанникам М. С . Подоль ская из Кругловской. В . -Л. Са мохина из Троицкой, И. С. По лянская из Митягинской, М. К . -Алтухова из Плышско!! началь ных школ и другие. Они умело организуют уроки, применяют многообразные методы и прие мы обучения, добиваются высо кой активности учащихся. Так работает и учительница Срез невской начальной школы Д. Парамонова, которая на совеща нии поделилась своим опытом воспитания. Однако и в начальном обуче нии в некоторых школах района допускается много недостатков. Это касается Лев-Толстовской, Первомайской средних, Озер- ской, Зыковской и Остро-Камен- ской нача.льных школ. Па совещании много внима ния было уделено анализу пре подавания русского языка и ли тературы, математики. Прове денные в прошлом году провер ки, контрольные работы свиде тельствуют о том, что препода вание по этим предметам в ря де школ оставляет желать луч шего. Усиление теоретической подготовки учеников в должной .мере не сопровождалось повы шением грамотности учащихся. В значительной части сочине ний темы раскрывались поверх ностно, схематично. Много не достатков в преподавании рус ского языка в Лев-Толстовской, Головпнщинской, Первомайской, Золотушиископ средних школах. Вопросы трудового воспита ния школьников являются пред метом особой заботы. Некото рые педагогические коллективы совместно с хозяйственными ру ководителями и общественными организациями прово,дят боль шую работу по подготовке уча щихся к трудовой жизни. Для осуществления этого в школах имеются учебные мастер ские, кабинеты машиноведения, учебно-опытные участки . У л уч шилась и работа производствен но-ученических бригад. Пнтерес- ньи'| опыт накоплен в Гагарин ской средней школе. Здесь си лами ученической бригады вы ращиваются овощи, картофель. За бригадой закреплена необхо димая техника. Выступая па совещании, ди ректор этой школы Г . С . Граче ва рассказала о том, как у них организована , работа по проф ориентации учащихся. Вопросам трудового воспитания было по священо и выступление дирек тора Топовской школы Л . .А. Пепепеловой. Хорошее начинание сделано в Лев-Толстовской соедпе!': шко ле. Здесь был организован тру довой отряд старшеклассников, который работал на обработке кормовой свеклы в совхозе име ни ,П. Толстого. Много делается учащимися Головинщпнской средней школы, которые выра щивают для колхозов «Родина» и «Заветы Ильича» овоши. Однако в трудовом обучении имеются сеш>езные недостатки. В ЗолотушинскоГц Первомай ской средних школах програм ма по техническому труду не выполняется. Перестали зани маться опытнической работой в Кругловской, .Астапонско!!, Кузовлевской восьмилетних школах. Учебный процесс неотделим от воспитательного. В школах много сделано по улучшению идейно-политнческого, военно- патриотического, нравственного, эстетического воспитания уча щихся. Интересная работа про водилась в школах района в пе риод подготовки к 30-летпю П<Р беды. Педагогическими коллек тивами школ проделана некото рая работа по улучшению лет него отдыха детеГь Велика роль в воспитании подрастающего поколения ком сомольских и пионерских орга низаций. Умело строилась их работа в средних школах посел ка, а также в Зна.менской, Голо- винщинской и других. Здесь хо рошо работают кружки «Паш ленинский комсомол», интерес но проходят пионерские сборы, проводятся вечера вопросов и ответов. / 1 ,ля коммунистического вос питания, формирования всесто ронне развито|'| личности следу ет полнее использовать свобод ное время учащихся. Сейчас все большее распространение полу чает организация клубов по ин тересам. К сожалению, таких клубов в районе нет. Нет их в учреждениях культуры и даже в Доме пионеров. Одним из важных направле ний подготовки школьников к трудовой жизни стало правовое воспитание. В наступающем учебном году восьмиклассники будут изучать новьи! школьны й предмет «Основы советского г ^ сударства и права». По введе нием нового учебного предмета сфера правового воспитания не исчерпывается. Следует рас сматривать правовые вопросы на уроках по другим предметам. Пробле.мам воспитания уча щихся были посвящены выступ ления прокурора района В . С. Юшкова и организатора вне классной работы Лев-Толстов ской средней школы П. Л . Иваи- никовоЩ На совещании высту пили учительница Головинщпп- ской средней школы С . А . Да нилова и директор детсада .КМ ! М. П. Травина. Ныли обсуждены также воп росы развития физкультуры и спорта в гпколах, методической работы. Шел разговор о каби нетной системе обучения, до школьном воспитании, закреп лении кадров учителей! на селе. Большой группе учителей ли вручены зн ; 1 чкн «О тл и ч |Я ^ народного просвещения» и По четные грамоты. Среди награж денных директор ЗнаменскоГ! школы Л . П. Осетрова, учитель ницы Лстаповской школы .4. А . Воробьева и В . I I . Черняева, за ведующая Гагинской начал!>ной школой Т . А , Кршова, учитель ница Лев-Толстовской сродней школы М. Н. Полушкина, заве дующая районным детсадом Р . С , Пикушина, учительниц;! Гагаринской средней школы Л . ,А. Перепелова и учител 1 )Ииц ;1 Золотушинской средней школ 1.1 Г . В . Швидченко. На снимке (слева направо); учитель физики Гагаринской сре.тией школы П. Ф. Кондрашов, учительница русского языка и литерату ры средней школы .У» 42 имени Л . Н. Толстого Т. Я. Рудакова, учи тельницы из Племянниковской восьмилетней школы 3. П. Колмы- кова и В. П. Панкова, директор Знаменской восьмилетией школы Л . Н. Осетрова н директор Сланской восьмилетней школы В. А. Г у банов. Фото А. Гавриловой. СЕМЬЯ Ж И В О Т Н О В О Д О В Рано оживает село Топки в летнее время. Едва на восточ ном небосклоне зардеет заря, а утренний покой уже нарушают животноводы, механизаторы. Одни спешат на ферму, другие — к своим машинам. Но рань ше других поднимается семья Бельмесовых. Первой встречает рассвет хозяйка Варвара Гри горьевна. Услышав ее осторож ные шаги по дому, встает ее муж Паве.ч Петрович. Они не хотят будить крепкий сон доче ри Нины. А за это она в оби де на родителей: жалеют ее. как маленькую. А по сравнению с .младшими братьями и сестрами она старшая не только по воз- расху'. но и по трудовой биогра фии. Бель.месовых главный зоотех ник совхоза Валентина Дмитри евна Ершова назвала семьей ншвотноводов. ...Почти всю свою трудовую жизнь Варвара Григорьевна по святила животноводству. В пер вые годы ухаживала за откор мочным пого. 1 0 в 1 >ем. Каждый бычок прибавлял в весе за с у т ки на килограмм. А позже она стала у.хаживать за телятами- молочникамн. Вот тогда и полу чила первые навыки работника животноводства дочь. Нина училась в школе. .А во время летних каникул ее мож но было часто видеть на фер ме. Н не случайно в своем со чинении о летнем отдыхе школь ница вдохновенно описала тру довые будни животноводов, за кончив его такими словами: «...Хорошо работать на ферме, а те.м более, когда видишь плоды своего труда, я полюбила эту профессию». Нина оказалась верной свое му слову. Она действительно по- люби.ла профессию животново да. -А поэтому после окончания школы пришла трудиться на фер.му. Девушка приняла груп пу первотелок. Нелегко при шлось раздаивать их. Но моло дая доярка справилась с этим успешно. Сейчас первотелки да ют более 1 0 килограммов моло ка в сутки , это на килограмм больше, чем получают другие доярки молочнотоварной фермы. Второй год работает дояркой Нина Бельмесова. Но ее труд уже высоко оценен парткомом, профсоюзной организацией сов хоза «Пламя», Она возглавляет соревнование в бор 1 >бе за повы шение продуктивности к отде лении. Па вопрос, как она смогла добиться повышенных удоев от закрепленных коров, Пина от кровенно рассказала о секретах пришедшего мастерства. Нема ло поучительных наставлении давала мать. Но этим дочь не довольствова.лась: кроме мате ринских советов, она перенима ла опыт лучших доярок фермы. Когда ночные сумерки плот ной пеленой окутают село, к до му подходит Павел Петрович. Па усталость он не обижается. Два десятка лет пасет совхоз ное стадо, а зп.мой трудится скотнико.м. — Пригнал стадо па ночлег, — сообщил он. — А теперь отдыхат!). Сейчас придут п мои животноводы. Глава семьи не ошибся. По тропке шли Варвара Григорьев на и Пина. Они вместе встреча ли вечернюю зарю Е. С Е Р Г Е Е В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz