Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

с АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КО ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ 20 августа в Доме культуры состоялось августовское совещание учителей района. С докладом «О задачах педагоги­ ческих коллективов школ по совершенствованию уровня обу­ чения и воспитания учащихся в условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию» выступил заведующий роно С. П. ХОЖАИНОВ . С докладом «О повышении роли ком­ сомольских и пионерских организаций школ в идейно-полити­ ческом воспитании и развитии общественной активности уча­ щихся» выступил секретарь райкома ВЛКСМ Ю. П. РУДА ­ КОВ . На совещании выступили секретарь райкома КПСС В. В. АЛ ЕКСАНД РО В и заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС В. И. Щ ЕГЛОВ . В работе совещания принял участие первый секретарь рай­ кома КПСС А. С. ГУБАНОВ . Ниже публикуются заметки с совещания. Д Е В Я Т А Я пятилетка знаме­ нательна для работников просвещения те.м, что в стране завершается переход ко всеоб­ щему среднему образованию. Поэтому в докладах, выступле­ ниях основное внимание было обращено не только на анализ сделанного, но и на то. что еще предстоит решить в наступаю­ щем учебном году, который войдет в историю школ, как год завершения перехода ко всеоб­ щему среднему образованию. В нынешней пятилетке в рай­ оне многое сделано для перехо­ да ко всеобщему среднему об­ разованию. Построено пять школьных зданий, девять домов для учителей. Совсем недавно сдано в эксплуатацию новое здание Митягинской школы. В стадии завершения здание До- мачевскоп школы. Большая ра­ бота проведена по оснащению школ учебно-наглядными посо­ биями, оборудованием, техниче­ скими средствами обучения. Из года в год увеличивается в районе число молодежи, про­ должающей среднее образова­ ние после окончания восьмого класса. Успешно осуществляет­ ся переход ко всеобщему сред­ нему образованию в средних школах поселка, Топовской и Митягинской восьмилетних. Вместе с тем, в Гагаринской, Золотушинской, Первомайской, Домачевской, Орловской шко­ лах в этом допускается от­ ставание. Задача состоит в том. чтобы в наступающем учебном году направить в средние учеб­ ные заведения не менее 98 про­ центов выпускников восьмых классов. Для решения этой проблемы ныне и в новой пятилетке необ­ ходимо постоянно воспитывать у подростков т я гу к знаниям, устойчивую потребность в них. Ведущим путем для получения среднего образования остается общеобразовательная школа. Однако с приемом в 9 классы в ряде школ района сложилось тревожное положение. Это объ­ ясняется , прежде всего, низким уровнем подготовки вось.мп- классннков и плохо поставлен­ ной работой по профориента­ ции. Переход ко всеобщему сред- не.му образованию невозможен без широкого вовлечения моло- деяш в вечерние и заочные шко­ лы . В прошедшем учебном году 60 учащихся окончили школу рабочей .молодежи и районную очно-заочную школу, 2 2 — по­ лучили восьмилетнее образова­ ние, 257 — переведены в сле­ дующие классы . Однако и здесь много упущений. Педагогичес­ кие коллективы многих школ безответственно относятся к за­ очному обучению работающей молодежи. В новом учебном году пред­ стоит учить 335 молодых рабо­ чих. И сейчас следует настой­ чиво комплектовать заочную школу. Особенно в селах Гага- рино. Золотухе, Ильинке, Топ­ ках, Кузовлево, Митягино, Лс- тапово. Одно 11 из важнейших проб­ лем, от которой зависит завер­ шение перехода ко всеобщему средне.му ооразованию, являет­ ся осуществление закона о восьмилетием всеобуче. Однако этот закон не выполняется в Зо- лотушипской, Лев-Толстовской № 42 имени Л . И. Толстого, ГагаринскоГ!, Первомайско1| средними школами и некоторы­ ми други.ми. Причины заключа­ ются в том, что в этих школах не уделяется должного внима­ ния работе со слабоуспевающи­ ми детьми, плохо решаются воп­ росы организации подвоза и го­ рячего питания учащихся. Осуществление восьмилетне­ го всеобуча, перехода к сред­ нему образованию неразрывно связано с совершенствованием методов обучения, повышение.м эффективности . учебно-воспита­ тельного процесса. В основном в наших школах преодолено вто­ рогодничество. ЛВшувшпй учеб­ ный год завершен с лучшими по­ казателями по успеваемости, чем 1973— 1974. С полной ус­ певаемостью закончили учебный год 24 педагогических коллек­ тива и 273 учителя. Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся в Ку- зовлевской, Топовской, Орлов­ ской, .Знаменской, Сланской школах. Стало больше учащих­ ся, успевающих на хорошо и отлично, в Головпнщинской, Домачевской и Кругловской школах, а вот в Золотушиископ, Первомайской. Загрядчинской, Племянниковской и 11льпнской качество знаний учащихся сни­ зилось. Несколько лет работает без второгодников коллектив учите­ лей Митягинской восы\п 1 летней школы. В нынешней пятилетке все учащиеся, поступившие в школу, окончили восьмой класс. Выступивший па совещании ди­ ректор этой школы И. И. Пого- нии, рассказал об опыте митя- гннскнх учителей. Много внимания в прошед­ шем учебном году уделялось обучению в начальных классах. Прочные знания дают своим воспитанникам М. С . Подоль­ ская из Кругловской. В . -Л. Са­ мохина из Троицкой, И. С. По­ лянская из Митягинской, М. К . -Алтухова из Плышско!! началь­ ных школ и другие. Они умело организуют уроки, применяют многообразные методы и прие­ мы обучения, добиваются высо­ кой активности учащихся. Так работает и учительница Срез­ невской начальной школы Д. Парамонова, которая на совеща­ нии поделилась своим опытом воспитания. Однако и в начальном обуче­ нии в некоторых школах района допускается много недостатков. Это касается Лев-Толстовской, Первомайской средних, Озер- ской, Зыковской и Остро-Камен- ской нача.льных школ. Па совещании много внима­ ния было уделено анализу пре­ подавания русского языка и ли­ тературы, математики. Прове­ денные в прошлом году провер­ ки, контрольные работы свиде­ тельствуют о том, что препода­ вание по этим предметам в ря­ де школ оставляет желать луч­ шего. Усиление теоретической подготовки учеников в должной .мере не сопровождалось повы­ шением грамотности учащихся. В значительной части сочине­ ний темы раскрывались поверх­ ностно, схематично. Много не­ достатков в преподавании рус­ ского языка в Лев-Толстовской, Головпнщинской, Первомайской, Золотушиископ средних школах. Вопросы трудового воспита­ ния школьников являются пред­ метом особой заботы. Некото­ рые педагогические коллективы совместно с хозяйственными ру­ ководителями и общественными организациями прово,дят боль­ шую работу по подготовке уча­ щихся к трудовой жизни. Для осуществления этого в школах имеются учебные мастер­ ские, кабинеты машиноведения, учебно-опытные участки . У л уч ­ шилась и работа производствен­ но-ученических бригад. Пнтерес- ньи'| опыт накоплен в Гагарин­ ской средней школе. Здесь си­ лами ученической бригады вы­ ращиваются овощи, картофель. За бригадой закреплена необхо­ димая техника. Выступая па совещании, ди­ ректор этой школы Г . С . Граче­ ва рассказала о том, как у них организована , работа по проф­ ориентации учащихся. Вопросам трудового воспитания было по­ священо и выступление дирек­ тора Топовской школы Л . .А. Пепепеловой. Хорошее начинание сделано в Лев-Толстовской соедпе!': шко­ ле. Здесь был организован тру­ довой отряд старшеклассников, который работал на обработке кормовой свеклы в совхозе име­ ни ,П. Толстого. Много делается учащимися Головинщпнской средней школы, которые выра­ щивают для колхозов «Родина» и «Заветы Ильича» овоши. Однако в трудовом обучении имеются сеш>езные недостатки. В ЗолотушинскоГц Первомай­ ской средних школах програм­ ма по техническому труду не выполняется. Перестали зани­ маться опытнической работой в Кругловской, .Астапонско!!, Кузовлевской восьмилетних школах. Учебный процесс неотделим от воспитательного. В школах много сделано по улучшению идейно-политнческого, военно- патриотического, нравственного, эстетического воспитания уча­ щихся. Интересная работа про­ водилась в школах района в пе­ риод подготовки к 30-летпю П<Р беды. Педагогическими коллек­ тивами школ проделана некото­ рая работа по улучшению лет­ него отдыха детеГь Велика роль в воспитании подрастающего поколения ком­ сомольских и пионерских орга­ низаций. Умело строилась их работа в средних школах посел­ ка, а также в Зна.менской, Голо- винщинской и других. Здесь хо­ рошо работают кружки «Паш ленинский комсомол», интерес­ но проходят пионерские сборы, проводятся вечера вопросов и ответов. / 1 ,ля коммунистического вос­ питания, формирования всесто­ ронне развито|'| личности следу­ ет полнее использовать свобод­ ное время учащихся. Сейчас все большее распространение полу­ чает организация клубов по ин­ тересам. К сожалению, таких клубов в районе нет. Нет их в учреждениях культуры и даже в Доме пионеров. Одним из важных направле­ ний подготовки школьников к трудовой жизни стало правовое воспитание. В наступающем учебном году восьмиклассники будут изучать новьи! школьны й предмет «Основы советского г ^ сударства и права». По введе­ нием нового учебного предмета сфера правового воспитания не исчерпывается. Следует рас­ сматривать правовые вопросы на уроках по другим предметам. Пробле.мам воспитания уча­ щихся были посвящены выступ­ ления прокурора района В . С. Юшкова и организатора вне­ классной работы Лев-Толстов­ ской средней школы П. Л . Иваи- никовоЩ На совещании высту­ пили учительница Головинщпп- ской средней школы С . А . Да­ нилова и директор детсада .КМ ! М. П. Травина. Ныли обсуждены также воп­ росы развития физкультуры и спорта в гпколах, методической работы. Шел разговор о каби­ нетной системе обучения, до­ школьном воспитании, закреп­ лении кадров учителей! на селе. Большой группе учителей ли вручены зн ; 1 чкн «О тл и ч |Я ^ народного просвещения» и По­ четные грамоты. Среди награж­ денных директор ЗнаменскоГ! школы Л . П. Осетрова, учитель­ ницы Лстаповской школы .4. А . Воробьева и В . I I . Черняева, за­ ведующая Гагинской начал!>ной школой Т . А , Кршова, учитель ница Лев-Толстовской сродней школы М. Н. Полушкина, заве­ дующая районным детсадом Р . С , Пикушина, учительниц;! Гагаринской средней школы Л . ,А. Перепелова и учител 1 )Ииц ;1 Золотушинской средней школ 1.1 Г . В . Швидченко. На снимке (слева направо); учитель физики Гагаринской сре.тией школы П. Ф. Кондрашов, учительница русского языка и литерату­ ры средней школы .У» 42 имени Л . Н. Толстого Т. Я. Рудакова, учи­ тельницы из Племянниковской восьмилетней школы 3. П. Колмы- кова и В. П. Панкова, директор Знаменской восьмилетией школы Л . Н. Осетрова н директор Сланской восьмилетней школы В. А. Г у ­ банов. Фото А. Гавриловой. СЕМЬЯ Ж И В О Т Н О В О Д О В Рано оживает село Топки в летнее время. Едва на восточ­ ном небосклоне зардеет заря, а утренний покой уже нарушают животноводы, механизаторы. Одни спешат на ферму, другие — к своим машинам. Но рань­ ше других поднимается семья Бельмесовых. Первой встречает рассвет хозяйка Варвара Гри­ горьевна. Услышав ее осторож­ ные шаги по дому, встает ее муж Паве.ч Петрович. Они не хотят будить крепкий сон доче­ ри Нины. А за это она в оби­ де на родителей: жалеют ее. как маленькую. А по сравнению с .младшими братьями и сестрами она старшая не только по воз- расху'. но и по трудовой биогра­ фии. Бель.месовых главный зоотех­ ник совхоза Валентина Дмитри­ евна Ершова назвала семьей ншвотноводов. ...Почти всю свою трудовую жизнь Варвара Григорьевна по­ святила животноводству. В пер­ вые годы ухаживала за откор­ мочным пого. 1 0 в 1 >ем. Каждый бычок прибавлял в весе за с у т ­ ки на килограмм. А позже она стала у.хаживать за телятами- молочникамн. Вот тогда и полу­ чила первые навыки работника животноводства дочь. Нина училась в школе. .А во время летних каникул ее мож­ но было часто видеть на фер­ ме. Н не случайно в своем со­ чинении о летнем отдыхе школь­ ница вдохновенно описала тру­ довые будни животноводов, за­ кончив его такими словами: «...Хорошо работать на ферме, а те.м более, когда видишь плоды своего труда, я полюбила эту профессию». Нина оказалась верной свое­ му слову. Она действительно по- люби.ла профессию животново­ да. -А поэтому после окончания школы пришла трудиться на фер.му. Девушка приняла груп­ пу первотелок. Нелегко при­ шлось раздаивать их. Но моло­ дая доярка справилась с этим успешно. Сейчас первотелки да­ ют более 1 0 килограммов моло­ ка в сутки , это на килограмм больше, чем получают другие доярки молочнотоварной фермы. Второй год работает дояркой Нина Бельмесова. Но ее труд уже высоко оценен парткомом, профсоюзной организацией сов­ хоза «Пламя», Она возглавляет соревнование в бор 1 >бе за повы­ шение продуктивности к отде­ лении. Па вопрос, как она смогла добиться повышенных удоев от закрепленных коров, Пина от­ кровенно рассказала о секретах пришедшего мастерства. Нема­ ло поучительных наставлении давала мать. Но этим дочь не довольствова.лась: кроме мате­ ринских советов, она перенима­ ла опыт лучших доярок фермы. Когда ночные сумерки плот­ ной пеленой окутают село, к до­ му подходит Павел Петрович. Па усталость он не обижается. Два десятка лет пасет совхоз­ ное стадо, а зп.мой трудится скотнико.м. — Пригнал стадо па ночлег, — сообщил он. — А теперь отдыхат!). Сейчас придут п мои животноводы. Глава семьи не ошибся. По тропке шли Варвара Григорьев­ на и Пина. Они вместе встреча­ ли вечернюю зарю Е. С Е Р Г Е Е В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz