Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Светлана МЕКШЕН ♦ V ♦ ❖ ❖ г «- г ❖ ♦ ♦ ❖ ♦ ♦ ❖ ❖ * ♦ ❖ « ♦ > 2 > ♦ Р А С С К А З Март был на исходе. И хо­ тя еще под окном высился сугроб, Алешка торопился: скворцы должны прилететь со дня на день. И до.мик для них был почти готов. Оста­ лось прибить крышу. Но вот беда — гвоздей не хватало. Алешка взял клещи и по­ лез на чердак. Там валялась СКВОРЕЧНИК >! ■>| ; I V; ■г*! I■ I ! - всякая рухлядь: может дос­ ка с гвоздями попадется или еще что. За трубой он обна­ ружил посылочный ящик. «Тут гвоздей хватит еще на один скворечник», — поду­ мал Алешка. Он выдернул несколько штук, спустился с чердака и стал распрямлять их. За работой Алешка поза­ был, что с утра ничего не ел. Да и вчера ужин был так себе: жиденький суп без хле­ ба. А где его возьмешь, хлеб-то? Вот снег растает, тогда хоть картошки прошло­ годней можно насобирать, а там зелень всякая пойдет. Только на улицу страшно вы­ ходить. Немцев полно. Да злые какие-то. Наверное, под Сталинградом им попало. Вот и бёсятся. — Иди поешь, — мать вышла из чулана и постави­ ла на стол тарелку. — У со- седеС! горстку муки взяла. Не суп—объеденье. Алешка за минуту упра­ вился с едой и снова принял­ ся за дело. И вот забит по­ следний гвоздь, скворечник можно вешать на тополь, что стоит под окном. Парнишка оделся в старую отцовскую фуфайку, взял скворечник и кусок проволоки и вышел в палисадник. Осторожно по ветвям забрался на самую вершину и стал прилаживать птичий домик. Немцев Алешка не заме­ тил. Они стояли у соседней избы и наблюдали за нн.м. Один из них вскинул авто­ мат и прицелился. Алешка сначала услышал, как над головой просвистели пули, а потом уже — автоматную очередь. Он вздрогнул, руки отхватнлнсь от толстого су­ ка. Опомнился только в суг­ робе. На улицу выбежала мать и с криком: «Убили, ироды!»— бесилась к сыну. А немцы гоготали во все горло. — Нет, .мам, не убили,— сказал Алешка, выбираясь из снега, поднял расстрелен ный скворечник и вместе с матерью вошел в избу. — Проклятые, отца убили и тебя хотели у меня отнять, — плакала женщина. Алешкина отца немцы рас­ стреляли минувшей осенью за связь с партизанами. А сегодня и Алешка был на волосок от смерти. — Не выходи больше, а скворечник выбрось, — по­ советовала мать. Но Алешка быстро успо­ коился и принялся ремонти­ ровать птичий домик. Дыр­ ки от пуль он замазал садо­ вым варом. — Мам, а может скворцы прилетят завтра, — задум­ чиво сказал мальчик. — Ну, и что? — спросила мать, — А где им жить, если я не повешу скворечник? Мать больше ничего не сказала. Алешка до самого вечера сидел у окна и с.мот- рел на плывущие с юга об­ лака. Когда стемнело, легли спать. Алешка вспомнил, как перед самой войной он окон­ чил первый класс. Пото.м пришли немцы и школы не стало. Еще он вспомнил о том, как с отцом вешали скворечник. Тогда отец сам лазил на тополь: Алешка-то был совсем маленький. «А вдруг скворцы приле­ тят завтра?» — снова поду­ мал Алешка. Он прислушал­ ся, Мать дышала ровно, зна­ чит спала. Алешка тихо встал, оделся. Чтобы не раз­ будить мать, до самого поро­ га шел босиком, и только тогда засунул ноги в ва­ ленки. На улице было тепло. Где-то на другом конце де­ ревни лаяли собаки да ора­ ли песни пьяные немцы. Алешка быстро взобрался на тополь и крепко привязал скворечник к стволу. Через пять минут он уже спал. Утро выдалось тихим и ясным. Алешка открыл гла­ за, потом вспомнил о скво­ речнике и бросился к окну. На тополе сидели две черные птички. — Скворцы, мама! При­ летели! Мать подошла к окну. Увидев скворечник и рядом с ним скворцов, она потре­ пала сына за волосы: — Ну и партизан же ты. Шла весна. Весна осво­ бождения от оккупации. ...Более тридцати лет про­ шло с тон поры. Алешка, ныне Алексей Григорьевич, работает председателем кол­ хоза. Каждый год в канун Дня Победы я посылаю ему открытки с одинаковым тек­ стом: «Поздравляю с празд­ ником! Пусть никто, нигде, никогда не стреляют по скво­ речникам!». В , .М Е Д В Е Д Е В . П А Н Т Е Л Е Е В Н А в начале дня — собранье неурочное. Президиум при этом на виду . И Пантелеевна , разнорабочая, Сиди т в почетном, во втором ряду . Не о тступи ть и никуда не спр ятаться . Закрой глаза — вся жизнь пройдет, как час. А ты вовсю крепись, чтоб не расплакаться Не на поминки, чай, пришли сейчас. Не тронь годки — их не вместить заранее Ни в грамоту почетную, ни в речь. Что знает сердце — не постичь собранию И памятью чужой не уберечь. А сердца-то и не было, наверное. Ко гда уш ла ты от родимых мест. Поставив в землю мертвую , холерную Впервые в жизни свой семейный крест. И позже сердце ничего не значило. Растрачивая твой недетский пыл, Ко гда , сдирая руки, ты батрачила За то , чтоб только теплый угол был. Помалу свыклась с кличкою— «забитая» . Смирилась: чтоб об имени туж и ть .. . И только дума давняя , забы тая Нутро точила и мешала жить . А д ум а ть ни к чему, да и не велено. ...Но как-то продотрядовский смельчак Тебя окликнул : «С луш ай , Пантелеевна. Поедешь с нами, может? Или — как?» Ты поняла чутьем, не разумением. Что он — всерьез. И сердцем обмерла. К а к солнышко выходит нз затмения. Т а к ты пошла на голос — как была. И началась твоя страница главная . Где слова не исправить, не стереть. За то, что ты на ней — со всеми равная. Не страшно было даже умереть, А ты жила , дыханием наполнена Сражающейся , строящей страны . Ты цену жизни поняла доподлинно. Не зная собственным рукам цены. Землянки рыла и одежду ш топала . Пни корчевала и хлебы пекла. Была всегда в работе — а не около. Иначе не умела , не могла. Ж але ла об одном: не шибко грамотна . И все ж , не в осужденье прошлых бед. Наказывала детям , что, мол, срама-то Ни от каки х работ на свете нет. До разговоров прочих — не охочая. Ж и знь прожила ... И жаловаться грех. Собрание идет. Разнорабочая — В ряду почетном. На гла за х у всех. Р И С У Н О К Учитель — постаревший гимназист. Не вынося макетную х а л т ур у . Просил изобразить кленовый лист Со всю великолепную н а тур у . И не было конца моей тоске. И не было конца урока близко. Я видела : распят был на доске Оригинал булавкою английской . Гл а за скосив в открытое окно, Я слыш ала , как доходя до ража , Учитель рисования умно Нам толковал значение пейзажа . Но вот он замолчал , лотом спросил, В самом себе уверенный заранее: «Надеюсь , я все ясно объяснил? Теперь проверим классное задание» . Он шел меж парт. прекрасного знаток . Святой блюститель здравого рассудка . И. право, ж аль , что прозвенел звонок — Н он не видел моего рисунка . А у меня заданью вопреки Рисунок был совсем другого плана : Росли дома , неслись грузовики . Взмывали к облакам аэропланы. А в центре — как , наверно, быть могло И не казалось преувсличеньем — Зимой и летом дерево цвело. Т а к просто, без названья и значенья. * * * Не в укор сердобольной судьбе Я узнала тебя по себе — Т а к строитель с тоской узнает Дом , в котором никто не живет . Ты глядиш ь на меня с высоты, А гла за , словно окна , пусты . Бросишь слово. И щелкнешь замком. И обдашь невзначай сквозняком . Задаеш ь то вопрос, то другой , Б уд то шаришь ступеньку ногой. Разговор норовишь повернуть Т а к , чтобы в дверь запасную нырнуть . Извиняешься : «Времени нет...» — Вырубаешь до сумерек свет. И уходиш ь , не помня уж е . Что стоишь на чужом этаж е . Виж у я : экономно живешь И огня понапрасну не жжешь . И одна только радость пока: Что затылок прочней косяка . ,, >^4...* .д а " Н А О П У Ш К Е . М у д ры е мы с л и ...Смер ть героев подобна за­ к а ту солнца ... К . М А Р К С . .. .Н уж н о верить в свои соб­ ственные силы ... В . И. Л Е Н И Н . М уж ество — добродетель, в силу которой люди в опас­ ностях совершают прекрасные дела , руководясь законом и повинуясь ему... А Р И С Т О Т Е Л Ь . М уж ество есть презрение с тр а ха . Оно пренебрегает опасностям , грозящими нам, вызывает их па бой и сокру­ шает, Л , С Е Н Е К А , Что есть храбрость , как не сила снесть любое испытанье. Не упорство перед горем и с судьбою пререкание! Ш . Р У С Т А В Е Л И . Не тот мужествен , кто лезет на опасность, не чувствуя с тра ­ ха . а гот, кто может подавить самый сильный с тр а х и д у ­ мать об опаспостп, не поччи- Iп я я сь с тр а х у . ! К . УШ И Н С К И Й . Извечно так: Хлеб вырос в должный срок. Дождя н солнца В стебли взял досыта. И колосом на землю не полег, А встал на поле гордо н открыто. Людским трудом согретые поля Давали силы с каждою неделей. Н о в ы ш х л е б Чтоб нам кивала колосом земля. Чтоб ломти хлеба на столе белели. Чтоб веселило нас его тепло. К себе горячим духом приглашая. Чтоб славилось отборное зерно Во имя всех грядущих урожаев. В . Т К а Ч Е Н К О . ♦ ТАБУН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz