Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)
М а й с к а я ночная прох лада. Составитель поез дов коммунист Александр Лукьянович Гуреев на пред праздничной вахте. Отправ лены уже несколько ж елез нодорожных составов. Гра фик строго выполняется. А это хороший трудовой пода рок празднику Великой По беды. Прислушиваясь к глухому перестуку колес вагонов, Александр Лукьянович вспо минает 1942 год. Под такой ж е перестук после короткой подготовки в разведшколе военный эшелон доставил еще необстрелянных солдат на Калининское направле ние. А на второй день груп па молодых воинов уже бы ла на передней линии фронта. Нелегким было первое испытание; несколь ко вылазок в разведку боем, схватки с вражески.ми дозор ными. И вот очередное з а дание, память о котором не сгладили прошедшие го ды. ...Под покровом короткой летней ночи группа из семи человек направилась в тыл врага. Цель вылазки была такая: узнать скопление и численность военной техники врага. Разведчики удачно обошли первую линию обо роны противника, бесшумно уничтожив на пути выдвину тый вперед дозор. Вскоре рассвело. Продвигаться дальше было опасно. Груп па тщательно замаскирова лась в опаленной березовой роще, взяла под наблюде ние шоссейную дорогу, по которой стало усиливаться движение танков, бронетран спортеров. Все сведения быстро передавались в штаб. А когда наступили гу стые вечерние сумерки, разведчики вышли из укры тия и еще углубились в тыл врага. Всю ночь готовился на блюдательный пункт. Он был так умело замаскиро- В ТЫЛУ ВРАГА ван, что прошедшая дне.м в десяти .метрах группа не мецких солдат не могла его обнаружить. Господствую щая над местностью возвы шенность, где укрылись на ши разведчики, давала воз можность вести наблюдение далеко вокруг, видеть кон центрацию вражеской тех ники, моторизованной пехо ты. Переданы последние цен ные сведения. Получен при каз возвращаться, а вместе с ним поздравление ко.ман- дира дивизии с успешным выполненне.м боевого зада ния. Данные разведгруппы дали возможность нанести противнику неожиданный фланговый удар, уничтожить ^ л ьш о е количество техни ки, живой силы. Утрата постигла наших разведчиков. При отходе, когда до нейтральной зоны оставались считанные метры, их заметили немцы, обрушив на горсточку с.мельчаков ураганный огонь из пулеме тов и минометов. С.мертель- ное осколочное ранение по лучил Николай Макаров, который скончался на руках товарищей, проронив един ственное слово: «Идите...» За эту операцию оставши еся шесть разведчиков бы ли удостоены правительст венных наград. Грудь Алек сандра Гуреева украсил ор ден Красной Звезды. Не р аз приходилось от важному разведчику проби раться в расположение про тивника за «языком». Так было в одну майскую ночь. Вместе с боевым товарищем Владимиром Нечаевым они вышли на «охоту». Бесшум но приблизились к боевому охранению, без выстрела сняли часового. В это время из блиндажа вышел офицер и неуверенной походкой на правился к насыпи. Стреми тельный бросок разведчиков, и немец не успел даже вскрикнуть. Командир не мецкой охраны дал цен ные сведения нашему ко.мандованню. За эту смелую вылазку разведчи ки были награждены ордена- .ми Славы III степени. Победные залпы, изве стившие об окончании Вели кой Отечественной войны, смелый разведчик услышал на Дальнем Востоке, где принимал участие в боях с японскими захватчиками. К этому времени на его гим настерке прибавилось еще несколько боевых медалей. Е. СЕРГЕЕВ. В ТРУДЕ, КАК В БОЮ На снимке: .4. Л. Гуреев. Фото А. Гавриловой. ПО ПУТЯМ-ДОРОГАМФОРНОЫТВМ Женщина-санитар, женщина- регулировщик — эти профессии на войне были распространен ными. Но, как и в мирное вре мя, не часто можно было встре тить на фронтовых дорогах ав томобиль, за рулем которого сп- ^(ела бы женщина. Елена Нефедова тоже не ду мала, что ей доведется управ лять машиной. В 42-м ее вме сте с другими девушками-коы- <. сомолками деревни Озерки при гласил председатель сельсовета и предложил пойти на курсы шоферов. Девушки, немного поколебавшись, согласились. Так неожиданно Елена и ее подруги, которые раньше ни р а зу даже не прикасались к ма шинам, должны были освоить автомобильное дело. — И получилось как-то удач но, — говорит Елена .Андреев на. — Через месяц я уже с.мог- ла управлять машиной. В то время были еще полуторки. На них на,м и пришлось колесить по фронтовым дорогам. Но прежде чем началась бое вая жизнь, курсантам довелось узнать, чем пахнет порох. Еще во время учебы они не раз слы шали разрывы вражеских бомб в районе Рязани . .А потом, ког да направлялись к фронту, их •эшелон попал под си,тьную бом бежку на станции Грязи. — Здесь одну из наших де вушек "убило. — говорит Елена ,-Чндреевна. Теперь Елена .Андреевна не помнит фамилии этой девуш ки. Кажется, ее звали Татья- V ЦОЙ. Но. как и 33 года назад, она не может примириться с те.м, что веселой девчонки,, которая была запевалой, нет в | живых. С.мерть подруги тогда’ сильно потрясла всех девушек. И каждая из них решила отом стить врагу за погибшую. Военная биография ефрейто ра Е. -А. Нефедовой началась на третье.м Украинско.м фронте. Чаще всего ей приходилось до ставлять на аэродром авиабом бы, перевозить раненых из гос питалей, которые попадали под бомбежку. Конечно, грузовая .машина — не санитарная, по этому стараласо ехать особенно осторожно, избегая ухабов, что бы не причинить лишней боли измученным солдатам. На фронтовых дорогах слу чалось всякое. Однажды враже ская бомба разорвалась так близко, что молодую водитель ницу и ее маленькую полмтор- ку словно бы приподняло воз душной волной. -А сколько было пулеметных обстрелов — этого и не счесть. Зимой нередко преподносил сюрпризы мороз. — Помнится, — говорит Еле на .Андреевна, — возвращалась я в зимнюю стужу в свое по.д- разделение. В дороге неожнда!! но прохудился радиатор, вода из него вытекла. Попыталась набить гуда снегу, но толку от этого было мало, мотор вышел из строя. Сама вся продрогла, решила идти пешком. И хоро шо, что до своих бы.ло ун{е не далеко. На следующий день ма шину притащи.ли на буксире, от ремонтировали. Тысячи кй.ло.метров по фрон товым дорогам изъездила Е. Нефедова. Сейчас эти трудно сти позади. С об.легчение.м го ворит бывшая фронтовичка. — Тридцать лёт отдыхаем о г •этого лиха. С похвалой отзываются руко водители колхоза имени Киро ва о Елене Андреевне Нефедо вой. По-прежнему н:нвет она в своей родной .деревне Озерки, ио-ударному трудится на ко.л.хоз- иых полях, па жиг.отноводчес кой ферме. Сегодня односель чане поздравят ее с Великой Победой, в которую и она вне сла свой вклад. Н. ГАГАРИН. Г ЕРОИЧЕСКИ сражался на фронте 46-й гвардей ский Таманский авиационный орденов Красного Знамени и Суворова III степени женский полк. Он был создан в 1941 году по инициативе известной всей стране летчицы Героя Совет ского Союза .ЧАарнны Раско вой. .Многие летчицы и штур маны летной части совершили выдающиеся подвиги. Двадца ти трем из инх присвоено вы сокое звание Героя Советско го Союза. На среднем снимке слева направо; Вера Тихомирова и .Мария Смирнова на фронте в 1942 году. На левом снимке: гвардии манор в отставке В. Тихоми рова. В годы войны она со вершила 500-боевых вылетов. Сейчас живет в городе Любер цы, .Московской области. На правом снимке: Герой Советского Союза .Мария Смирнова; совершила 916 боевых вылетов. Сейчас живет в городе Калинине, работает в горсовете. Фото Н. Акимова. (Фотохроника Т.АСС). Сегодня замечательный праздник — 30-летне Великой Победы над фашизмом. Ее ко вали не только те» кто непо средственно сражался в боях с ненавистным враго.м, но н кто самоотверженно трудился в тылу. Немалый трудовой вклад в период Великой Отечественной! войны внесли работники нашего паровозного депо. С первых ме сяцев войны почти в три раза увеличился объем грузоперево зок. Беспрерывным потоком шли эшелоны как к фронту, так и в восточном направленн'н. Машинисты работали сутками без с.мен. Нелегко было ремонт никам. Часто на помощь сле сарям приходили свободные от поездок паровозные бригады. Днем они выполняли ремонт ные работы, а ночью уезжали в рейс. Осенью 41-го в наше депо прибыли паровозные бригады из западных областей, на тер ритории которых хозяйничали немецко-фашистские захватчи ки. Прибывшие паровозники не знали профиля пути наших уч;| стков. На помощь им пришли машинисты-пенсионеры. кото р ы е ВЫПОЛНЯЛ!! роль проводн!!- ков, временных наставн!!ков. Несмотря на преклонный воз раст, ветераны не уступали в труде молодым, смело вывод!!- лн составы !!з-под обстрела, бомбежек. В конце года защищать Ро- д! 1 ну ушли .многие кочегары. Их место заняли девушки. На хрупкие девичьи плеч ! 1 лег невиданный тяжелый труд. В моей бригаде работала помощ ником машиниста Надя М|!хе- енко, э в а к \ ! 1 рованная 1!3 Ве- лорусс!!!!, а кочегаром — Валя Ваг! 1 на 1 !з Чаплыг! 1 нского района. Выполнять нелегк! 1 е мужск!!е обязанности !!х заста- в!!ла ненависть к врагу, жела- н! 1 е внести свой вклад в приб- л!!жение победы. П он!! н!!ког- да не жаловал!1Сь на усталост!>. Труд этих девушек в пер!!од войны был отмечен значкам!! «Почетный железнодорожн!!к». Однажды в депо прибыли с фронта гвардейские м!!нометы — «Катюш!!», которые тре(юва- л ! 1 сложного ремонта. Восста- нов! 1 ть грозное оружие доверн- л ! 1 лучшему газосварщику Кон стантину Павловичу Протопопо ву. Но 18 часов в сутки труд! 1 л- ся ремонтн!!к, выполнив ' ра боты на два дня раньше. Токарь В!!ктор Иавлов!!ч Чернавсков обуч! 1 л своей про- фессн!! жену, которая быстро осво! 1 ла токарное дело !! заме- Н!!ла станочн1!ков. ушедших на фронт. Немало наровозн!!ков пал!! 1 !од огнем воздушных немецких 1 1 ! 1 ратов. в Ельце во время ыас- сированного налета бомбард!!- ровщ!!кон взрывная волна смер- те.'и.но контуз 1 !ла пенснонера- ма!ннн! 1 ста 11вана Вас!!льевича Пес!!форона. Смертью храбрых !юг!!б кочегар !!з моей бр! 1 га- ды Иван Коврежкнн. тяжелое ранен!!е !! 0 луч! 1 л по.мощник ма- Ш!!Н! 1 ста Петр Пилюга. Память о тех, кто отдал свою ж! 1 знь, находясь за ры чагам!! управлен! 1 я паровозом, у горящей топк!!, навсегда оста нется в наш!!х сердцах. Большую нагрузку выдернса- л!1 работник!! депо, ДРУГ!1Х служб нашей станц!!!! в !!ернод подготовк!! ! 1 проведен 1 !я и з вестной битвы на Курской дуге. ■Эшелоны с военными груза.ч!!! двнгал!!сь <•караванным» ме тодом, ПОЧТ!! беспрерывно. Пе.мало замечательиь!х стра- Н!!ц вписал!! тружен!!ки Лев- Толстовского депо в !!СТ 0 рИ ! 0 Великой Отечественной войны. МНОГ!!е из Н!!Х удостоены высо ких правительственных наград. Но самой высокой наградой для нас было сознание того, что 1 |;!ш нелегкий труд в воен- нь!е годы был вкладом во все- м!фно-!!Стор|1чсскую победу со- В 0 ТСК 0 1 Ч) народа над фашизмом. М. КУЗЬЛНШ, МаШ!!Н!!СТ1!е1!С!!0Иер, почстиыГ! железнодорожник. ШЛИ СОСТАВЫ НА МОСКВУ Самоотверженно работал!! в тылу наш!! железнодорожн!!К1! В октябре. 1941 года на стан- цн ! 1 Лев Толстой был создан военно-восстанов!!тельный уч;!- сток .Московско-Донбасской ж е лезной дороги. Почти все рабо чие и специалисты был ! 1 лев толстовцами. В задачу коллек тива участка входило восстанов ление разрушенных железно дорожных объектов !1 ЛНН!!Й связи. Мы обслуживали бо.н.шой участок в направлениях до станций Ельца, Волово, М!!хай- лово и Горбачово. В конце 1941 года на этих направлениях же лезнодорожные П у Т ! ! , ЛИН!1!1 связи, здания станц!ш был ! 1 сильно разрушены. Левтолстовцы работали, не покладая рук. Никогда н никто не считался со временем. Каж дый жил одной мыслью —бы стрее восстановить разрушен ное с тем, чтобы по железной дороге пошли грузы к Москве. Па одной !!3 летучек работа- Л !1 В. Ф, В!!кулин, Д. К. Зубков, М. II. Пншаков. Пом ню, в течен!!е четырех часов они восстанавл! 1 вал!! связь !!а станци!! Птан!>. И вдруг диспетчер Ва- лент! 1 на Давь!дова !!ередала !1М указан!!е выехать на стан- ц ! ! ! 0 Волово. Здесь наш ! 1 же лезнодорожник!!, рискуя жиз нью, обезвредили лежащую НОД рел!.сам!! М !1Ну, КОТО ру !!! оставил здесь отстуг!иющ!Н 1 враг. П вскоре путь был вос становлен, по нему проследо вали грузы на Москву. Добрым слово.м сегодня хо чется вспомнить I! других р;|- ботииков участка: К. С. Без лепкина, И. II. Щет!!нк! 1 на, на чальника участка И. В. Васнл 1 >- ковского, его заместителя .А. И. Алексеева ! 1 многих других. И. ФИЛАТОВ, быв!!!!!» !1ИСТруКТ0р ! !0Л !!Т - массоЕЮЙ работы вое!!!!о-восста- 1 !0В !1тель!10Г0 участка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz