Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1975 г. (п. Лев-Толстой)

М а й с к а я ночная прох­ лада. Составитель поез­ дов коммунист Александр Лукьянович Гуреев на пред­ праздничной вахте. Отправ­ лены уже несколько ж елез­ нодорожных составов. Гра­ фик строго выполняется. А это хороший трудовой пода­ рок празднику Великой По­ беды. Прислушиваясь к глухому перестуку колес вагонов, Александр Лукьянович вспо­ минает 1942 год. Под такой ж е перестук после короткой подготовки в разведшколе военный эшелон доставил еще необстрелянных солдат на Калининское направле­ ние. А на второй день груп­ па молодых воинов уже бы­ ла на передней линии фронта. Нелегким было первое испытание; несколь­ ко вылазок в разведку боем, схватки с вражески.ми дозор­ ными. И вот очередное з а ­ дание, память о котором не сгладили прошедшие го­ ды. ...Под покровом короткой летней ночи группа из семи человек направилась в тыл врага. Цель вылазки была такая: узнать скопление и численность военной техники врага. Разведчики удачно обошли первую линию обо­ роны противника, бесшумно уничтожив на пути выдвину­ тый вперед дозор. Вскоре рассвело. Продвигаться дальше было опасно. Груп­ па тщательно замаскирова­ лась в опаленной березовой роще, взяла под наблюде­ ние шоссейную дорогу, по которой стало усиливаться движение танков, бронетран­ спортеров. Все сведения быстро передавались в штаб. А когда наступили гу­ стые вечерние сумерки, разведчики вышли из укры­ тия и еще углубились в тыл врага. Всю ночь готовился на­ блюдательный пункт. Он был так умело замаскиро- В ТЫЛУ ВРАГА ван, что прошедшая дне.м в десяти .метрах группа не­ мецких солдат не могла его обнаружить. Господствую­ щая над местностью возвы­ шенность, где укрылись на­ ши разведчики, давала воз­ можность вести наблюдение далеко вокруг, видеть кон­ центрацию вражеской тех­ ники, моторизованной пехо­ ты. Переданы последние цен­ ные сведения. Получен при­ каз возвращаться, а вместе с ним поздравление ко.ман- дира дивизии с успешным выполненне.м боевого зада ­ ния. Данные разведгруппы дали возможность нанести противнику неожиданный фланговый удар, уничтожить ^ л ьш о е количество техни­ ки, живой силы. Утрата постигла наших разведчиков. При отходе, когда до нейтральной зоны оставались считанные метры, их заметили немцы, обрушив на горсточку с.мельчаков ураганный огонь из пулеме­ тов и минометов. С.мертель- ное осколочное ранение по­ лучил Николай Макаров, который скончался на руках товарищей, проронив един­ ственное слово: «Идите...» За эту операцию оставши­ еся шесть разведчиков бы­ ли удостоены правительст­ венных наград. Грудь Алек­ сандра Гуреева украсил ор­ ден Красной Звезды. Не р аз приходилось от­ важному разведчику проби­ раться в расположение про­ тивника за «языком». Так было в одну майскую ночь. Вместе с боевым товарищем Владимиром Нечаевым они вышли на «охоту». Бесшум­ но приблизились к боевому охранению, без выстрела сняли часового. В это время из блиндажа вышел офицер и неуверенной походкой на­ правился к насыпи. Стреми­ тельный бросок разведчиков, и немец не успел даже вскрикнуть. Командир не­ мецкой охраны дал цен­ ные сведения нашему ко.мандованню. За эту смелую вылазку разведчи­ ки были награждены ордена- .ми Славы III степени. Победные залпы, изве­ стившие об окончании Вели­ кой Отечественной войны, смелый разведчик услышал на Дальнем Востоке, где принимал участие в боях с японскими захватчиками. К этому времени на его гим­ настерке прибавилось еще несколько боевых медалей. Е. СЕРГЕЕВ. В ТРУДЕ, КАК В БОЮ На снимке: .4. Л. Гуреев. Фото А. Гавриловой. ПО ПУТЯМ-ДОРОГАМФОРНОЫТВМ Женщина-санитар, женщина- регулировщик — эти профессии на войне были распространен­ ными. Но, как и в мирное вре мя, не часто можно было встре­ тить на фронтовых дорогах ав ­ томобиль, за рулем которого сп- ^(ела бы женщина. Елена Нефедова тоже не ду­ мала, что ей доведется управ­ лять машиной. В 42-м ее вме­ сте с другими девушками-коы- <. сомолками деревни Озерки при­ гласил председатель сельсовета и предложил пойти на курсы шоферов. Девушки, немного поколебавшись, согласились. Так неожиданно Елена и ее подруги, которые раньше ни р а­ зу даже не прикасались к ма­ шинам, должны были освоить автомобильное дело. — И получилось как-то удач но, — говорит Елена .Андреев­ на. — Через месяц я уже с.мог- ла управлять машиной. В то время были еще полуторки. На них на,м и пришлось колесить по фронтовым дорогам. Но прежде чем началась бое­ вая жизнь, курсантам довелось узнать, чем пахнет порох. Еще во время учебы они не раз слы шали разрывы вражеских бомб в районе Рязани . .А потом, ког­ да направлялись к фронту, их •эшелон попал под си,тьную бом­ бежку на станции Грязи. — Здесь одну из наших де­ вушек "убило. — говорит Елена ,-Чндреевна. Теперь Елена .Андреевна не помнит фамилии этой девуш­ ки. Кажется, ее звали Татья- V ЦОЙ. Но. как и 33 года назад, она не может примириться с те.м, что веселой девчонки,, которая была запевалой, нет в | живых. С.мерть подруги тогда’ сильно потрясла всех девушек. И каждая из них решила отом­ стить врагу за погибшую. Военная биография ефрейто­ ра Е. -А. Нефедовой началась на третье.м Украинско.м фронте. Чаще всего ей приходилось до­ ставлять на аэродром авиабом­ бы, перевозить раненых из гос питалей, которые попадали под бомбежку. Конечно, грузовая .машина — не санитарная, по­ этому стараласо ехать особенно осторожно, избегая ухабов, что­ бы не причинить лишней боли измученным солдатам. На фронтовых дорогах слу­ чалось всякое. Однажды враже ская бомба разорвалась так близко, что молодую водитель­ ницу и ее маленькую полмтор- ку словно бы приподняло воз­ душной волной. -А сколько было пулеметных обстрелов — этого и не счесть. Зимой нередко преподносил сюрпризы мороз. — Помнится, — говорит Еле­ на .Андреевна, — возвращалась я в зимнюю стужу в свое по.д- разделение. В дороге неожнда!! но прохудился радиатор, вода из него вытекла. Попыталась набить гуда снегу, но толку от этого было мало, мотор вышел из строя. Сама вся продрогла, решила идти пешком. И хоро­ шо, что до своих бы.ло ун{е не­ далеко. На следующий день ма­ шину притащи.ли на буксире, от­ ремонтировали. Тысячи кй.ло.метров по фрон­ товым дорогам изъездила Е. Нефедова. Сейчас эти трудно­ сти позади. С об.легчение.м го­ ворит бывшая фронтовичка. — Тридцать лёт отдыхаем о г •этого лиха. С похвалой отзываются руко водители колхоза имени Киро­ ва о Елене Андреевне Нефедо­ вой. По-прежнему н:нвет она в своей родной .деревне Озерки, ио-ударному трудится на ко.л.хоз- иых полях, па жиг.отноводчес кой ферме. Сегодня односель­ чане поздравят ее с Великой Победой, в которую и она вне­ сла свой вклад. Н. ГАГАРИН. Г ЕРОИЧЕСКИ сражался на фронте 46-й гвардей ский Таманский авиационный орденов Красного Знамени и Суворова III степени женский полк. Он был создан в 1941 году по инициативе известной всей стране летчицы Героя Совет­ ского Союза .ЧАарнны Раско­ вой. .Многие летчицы и штур­ маны летной части совершили выдающиеся подвиги. Двадца­ ти трем из инх присвоено вы­ сокое звание Героя Советско­ го Союза. На среднем снимке слева направо; Вера Тихомирова и .Мария Смирнова на фронте в 1942 году. На левом снимке: гвардии манор в отставке В. Тихоми­ рова. В годы войны она со­ вершила 500-боевых вылетов. Сейчас живет в городе Любер­ цы, .Московской области. На правом снимке: Герой Советского Союза .Мария Смирнова; совершила 916 боевых вылетов. Сейчас живет в городе Калинине, работает в горсовете. Фото Н. Акимова. (Фотохроника Т.АСС). Сегодня замечательный праздник — 30-летне Великой Победы над фашизмом. Ее ко­ вали не только те» кто непо­ средственно сражался в боях с ненавистным враго.м, но н кто самоотверженно трудился в тылу. Немалый трудовой вклад в период Великой Отечественной! войны внесли работники нашего паровозного депо. С первых ме сяцев войны почти в три раза увеличился объем грузоперево­ зок. Беспрерывным потоком шли эшелоны как к фронту, так и в восточном направленн'н. Машинисты работали сутками без с.мен. Нелегко было ремонт­ никам. Часто на помощь сле­ сарям приходили свободные от поездок паровозные бригады. Днем они выполняли ремонт­ ные работы, а ночью уезжали в рейс. Осенью 41-го в наше депо прибыли паровозные бригады из западных областей, на тер­ ритории которых хозяйничали немецко-фашистские захватчи­ ки. Прибывшие паровозники не знали профиля пути наших уч;| стков. На помощь им пришли машинисты-пенсионеры. кото­ р ы е ВЫПОЛНЯЛ!! роль проводн!!- ков, временных наставн!!ков. Несмотря на преклонный воз­ раст, ветераны не уступали в труде молодым, смело вывод!!- лн составы !!з-под обстрела, бомбежек. В конце года защищать Ро- д! 1 ну ушли .многие кочегары. Их место заняли девушки. На хрупкие девичьи плеч ! 1 лег невиданный тяжелый труд. В моей бригаде работала помощ­ ником машиниста Надя М|!хе- енко, э в а к \ ! 1 рованная 1!3 Ве- лорусс!!!!, а кочегаром — Валя Ваг! 1 на 1 !з Чаплыг! 1 нского района. Выполнять нелегк! 1 е мужск!!е обязанности !!х заста- в!!ла ненависть к врагу, жела- н! 1 е внести свой вклад в приб- л!!жение победы. П он!! н!!ког- да не жаловал!1Сь на усталост!>. Труд этих девушек в пер!!од войны был отмечен значкам!! «Почетный железнодорожн!!к». Однажды в депо прибыли с фронта гвардейские м!!нометы — «Катюш!!», которые тре(юва- л ! 1 сложного ремонта. Восста- нов! 1 ть грозное оружие доверн- л ! 1 лучшему газосварщику Кон­ стантину Павловичу Протопопо­ ву. Но 18 часов в сутки труд! 1 л- ся ремонтн!!к, выполнив ' ра­ боты на два дня раньше. Токарь В!!ктор Иавлов!!ч Чернавсков обуч! 1 л своей про- фессн!! жену, которая быстро осво! 1 ла токарное дело !! заме- Н!!ла станочн1!ков. ушедших на фронт. Немало наровозн!!ков пал!! 1 !од огнем воздушных немецких 1 1 ! 1 ратов. в Ельце во время ыас- сированного налета бомбард!!- ровщ!!кон взрывная волна смер- те.'и.но контуз 1 !ла пенснонера- ма!ннн! 1 ста 11вана Вас!!льевича Пес!!форона. Смертью храбрых !юг!!б кочегар !!з моей бр! 1 га- ды Иван Коврежкнн. тяжелое ранен!!е !! 0 луч! 1 л по.мощник ма- Ш!!Н! 1 ста Петр Пилюга. Память о тех, кто отдал свою ж! 1 знь, находясь за ры­ чагам!! управлен! 1 я паровозом, у горящей топк!!, навсегда оста­ нется в наш!!х сердцах. Большую нагрузку выдернса- л!1 работник!! депо, ДРУГ!1Х служб нашей станц!!!! в !!ернод подготовк!! ! 1 проведен 1 !я и з ­ вестной битвы на Курской дуге. ■Эшелоны с военными груза.ч!!! двнгал!!сь <•караванным» ме­ тодом, ПОЧТ!! беспрерывно. Пе.мало замечательиь!х стра- Н!!ц вписал!! тружен!!ки Лев- Толстовского депо в !!СТ 0 рИ ! 0 Великой Отечественной войны. МНОГ!!е из Н!!Х удостоены высо­ ких правительственных наград. Но самой высокой наградой для нас было сознание того, что 1 |;!ш нелегкий труд в воен- нь!е годы был вкладом во все- м!фно-!!Стор|1чсскую победу со- В 0 ТСК 0 1 Ч) народа над фашизмом. М. КУЗЬЛНШ, МаШ!!Н!!СТ1!е1!С!!0Иер, почстиыГ! железнодорожник. ШЛИ СОСТАВЫ НА МОСКВУ Самоотверженно работал!! в тылу наш!! железнодорожн!!К1! В октябре. 1941 года на стан- цн ! 1 Лев Толстой был создан военно-восстанов!!тельный уч;!- сток .Московско-Донбасской ж е­ лезной дороги. Почти все рабо чие и специалисты был ! 1 лев толстовцами. В задачу коллек­ тива участка входило восстанов­ ление разрушенных железно­ дорожных объектов !1 ЛНН!!Й связи. Мы обслуживали бо.н.шой участок в направлениях до станций Ельца, Волово, М!!хай- лово и Горбачово. В конце 1941 года на этих направлениях же­ лезнодорожные П у Т ! ! , ЛИН!1!1 связи, здания станц!ш был ! 1 сильно разрушены. Левтолстовцы работали, не покладая рук. Никогда н никто не считался со временем. Каж­ дый жил одной мыслью —бы­ стрее восстановить разрушен­ ное с тем, чтобы по железной дороге пошли грузы к Москве. Па одной !!3 летучек работа- Л !1 В. Ф, В!!кулин, Д. К. Зубков, М. II. Пншаков. Пом­ ню, в течен!!е четырех часов они восстанавл! 1 вал!! связь !!а станци!! Птан!>. И вдруг диспетчер Ва- лент! 1 на Давь!дова !!ередала !1М указан!!е выехать на стан- ц ! ! ! 0 Волово. Здесь наш ! 1 же­ лезнодорожник!!, рискуя жиз­ нью, обезвредили лежащую НОД рел!.сам!! М !1Ну, КОТО ру !!! оставил здесь отстуг!иющ!Н 1 враг. П вскоре путь был вос­ становлен, по нему проследо­ вали грузы на Москву. Добрым слово.м сегодня хо­ чется вспомнить I! других р;|- ботииков участка: К. С. Без­ лепкина, И. II. Щет!!нк! 1 на, на­ чальника участка И. В. Васнл 1 >- ковского, его заместителя .А. И. Алексеева ! 1 многих других. И. ФИЛАТОВ, быв!!!!!» !1ИСТруКТ0р ! !0Л !!Т - массоЕЮЙ работы вое!!!!о-восста- 1 !0В !1тель!10Г0 участка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz