Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

П ОЕЗД медленно прибли­ жался и станции. Иван М и - гачев часто прохаживался по вагону, сердце его тревожно билось. Ему не верилось, что так быстро пролетели два года солдатской службы , а теперь он возвращался домой. Встречать его приехали три брата: Анатолий, Николай, Ва­ силий. Крепко , п о -м уж с ки об ­ нялись, перебросились несколь­ кими фразами, сели в машину и поехали домой. Дол го не забыть материнские слезы, радостные встречи д р у ­ зей. Но незаметно кончилось время отдыха, нужно было оп ­ ределять свою судьбу. Только теперь Иван по-настоящему по ­ нял, что пришла пора о конча ­ тельно решить, где он нужнее всего, ка кую избрать профес­ сию? Правда, на службе он приоб ­ рел специальность строителя- монтажника , но думал о д р у ­ гом . И вот в ноябре 1971 года в совхозе открылись курсы трактористов. Иван твердо ре ­ шил стать механизатором , по­ тому что ему ни как не хотелось отставать от своих братьев Анатолия и Николая, которые работали здесь же в совхозе трактористами, а Василий— шо­ фером. Д о поздне го вечера проси ­ живал он за учебниками, позна­ вал все хитрости сложной ма­ шины. Н ередко просил брать­ ев взять его с собой в поле. — Подожди немного , вот по ­ лучишь права, тогда и возьму, — говорил Анатолий. Но не долго пришлось ждать Ивану этого счастливого дня. Незаметно прошли шесть меся­ цев учебы. Практику проходил тут же, в совхозной мастерской . Здесь уж е изучал каждый узел, каж д ую деталь не по кни ­ ге, а с м оло тком и гаечным клю чом . Это была для него хо­ рошая школа, о ко торой он ча­ сто вспоминал позже . В один из апрельских вечеров, когда все собрались за семейным столом, Иван с гордостью зая­ вил: — Завтра, Анатолий, ты мне ...Весна была в самом разга ­ ре. Она ка к бы говорила: не зевай, механизатор, береги вла­ гу, дорож и каждой минутой з о ­ лотого времени. Работали в две смены, каждый час отдава­ ли будущему урожаю . Чуть только забрезжит рас­ свет, Иван уж е в поле. Соседи удивлялись, ко гда же он успе- РАССКАЗЫ О ПОБЕДИТЕЛЯХ СОРЕВНОВАНИЯ ГОРДОСТЬ СЕЛА уже не откажешь, возьмешь в поле. С сегодняшнего дня я настоящий тракторист, — и бе ­ режно достал из кармана но­ венькое удостоверение и по ка ­ зал его братьям. — Ладно, собирайся, поедем вместе, — сказал Анатолий. Целый день они провели в поле, закрывали влагу на уча­ стке, где предстояло сеять пшеницу. А поздно вечером вышел Иван из кабины тра к ­ тора, размялся, посмотрел на черную , дышащ ую паром зем ­ лю, взял горсточ ку в ладони и почувствовал: от земли не уйти. На следующий день Иван Мигачев пошел к бригадиру тракторной бригады и был за­ числен в штат большой меха­ низаторской семьи. — Хочешь стать настоящим механизатором , дорож и своим делом , а все остальное приде 1 . Поставили Ивана напарником к опытному трактористу Нико ­ лаю Яковлевичу Головенко. Увидев новый, еще блестевший на солнце желтой краской ДТ-75М, Иван воскликнул : — Теперь я потягаюсь со своими братьями! вает отдыхать. Но не до сна было в ту пору . Ведь Анатолий и Николай уже имели опыт ра­ боты. Дела у них спорились, каждый из них за смену пере ­ выполнял норму . Ему никак не хотелось отставать от них. «Главное, — думал Иван, — чтобы техника не подводила». Поэтому перед каждым выез­ дом проводил тщательный ос­ мотр, смазывал узлы, следил за уровнем масла. Ведь в по­ ле часто приходится работать одному , тут тебе никто ничего не подскажет, не поможет. Первый экзамен на зрелость Иван выдержал. Весна 1972 го ­ да прошла для него успешно. Приходилось и культивировать, и сеять, а летом сволакивать солому, осенью пахать зябь. Дневная выработка доходила до восьми-девяти гектаров вместо 4,9 по норме. Все виды полевых работ выполнял каче­ ственно и точно в срок . Особенно тяжелой оказалась вспашка зяби. За лето не вы­ пало ни одно го настоящего дождика . Первые борозды ос­ тавляли после себя крупные комья земли, еще не остывшей от летнего зноя. Трактор шел тяжело, оставляя за собой о б ­ лака пыли. М но го пришлось потрудиться в эту осень Ивану, но сразу показал свой, мига- чевский, характер. Каждый раз, выезжая в поле, ставил задачу: пока не сделаю полторы нор ­ мы, с поля не уеду. И слово свое держал . По итогам со­ циалистического соревнования занял первое место, получил премию . Анатолий и Николай поздравляли брата с первой трудовой победой . Но на этом соперничество м еж д у ними не кончилось, а, наоборот, ра з го ­ ралось с новой силой. Зимой братья ремонтирова­ ли прицепной инвентарь, тра к ­ торы, вывозили удобрения на поля. Незаметно подошла весна 1973 года. Ивану поручили об ­ рабатывать поле площадью в 190 гектаров под к у кур у з у . Все работы он провел в лучшие сроки . И ку кур у за выросла на славу. Накануне нового года радо ­ стная весть пришла в совхоз «Гагаринский». За успехи в со ­ циалистическом соревновании ком сомолец 1^ван Мигачев Ука- зом Президиума ве р хо вно го ТГовета СССР был награжден медалью «За трудовое отли­ чие». Первые поздравления он получил от братьев Анатолия, Николая, Василия. — Смотри, не зазнавайся, — пошутил Николай. — Ну, куда уж мне без вас, — застенчиво ответил Иван. ...Живут на селе четыре тру ­ долюбивых человека, четыре брата-механизатора. Они— гор ­ дость села Гагарине. М. АЛЕКСЕЕВ . Т Р У Д О В О Е СОПЕРНИЧЕСТВО Животноводы Центра.пьного отделения совхоза имени Льва Толстого успешно завершили первый месяц 1974 года. Нема­ лую роль в этом сыграло раз­ вернувшееся социалистическое соревнование. Второй год я соревнуюсь с Тамарой Васильевной Черно­ вой. За мной закреплено 30 ко­ ров. В прошлом году надоила по 2.351 килограмму мо.лока от каждой коровы. На 1974 год наметила для себя новый ру­ беж. За январь надоила по 205 килограммов молока от коровы, а моя соперница по соревнова­ нию — по 177. Продуктивность скота во многом зависит от правильного кормления, ухода. На ферме я уже работаю 2 2 года, накопила определенный опыт. Когда у Т. В. Черновой что-то не полу­ чается. всегда ей помогаю. На корма обижаться не при­ ходится. Каждой корове в су*>- ки даем по 15 'килограммов ма, по столько же сенажа, се­ на— по 5, концентратов— но 3 килограмма. У нас рабвтает кормоцех, концентраты даей только в приготовленном виде. Суточные надои в моей группе возросли до 8,5 килограмма мо­ лока от коровы. На килограмм меньше получает .моя подруга по соревнованию. Каждые десять дней иа фер­ ме подводятся итоги. За трютью декаду января я полу­ чила премию. Но хотелось-бы сделать замечание: на февраль месяц задание до нас йё дове­ ли, а ведь началась уже вторая декада. М. ЧУГУНОВА, доярка. ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня «Есть женщины в русских селеньях...» Эти слова великого русско­ го поэта Н. А. Некрасова можно отнести к Ольге Павловне Бирюко­ вой. Рано началась ее трудовая жизнь. Она одинаково хорошо уме­ ет выполнять различную крестьянскую работу. В колхозе «Заветы Ильича» ее знают как мать, воспитавшую 11 детей. Ольга Павловна стремится привить своим детям любовь к труду, к учебе. Она очень довольна, что сын Василий работает на животноводческой ферме, и его ставят в пример другим. Дети понемногу подрастают. Старшие по.чогают ухаживать за малышами. И Ольга Павловна нашла возможность работать в кол­ хозе. Не искала, что полегче; предложили пойти телятницей—согла­ силась. В январе добилась высоких привесов животных. На снимке: О. П. Бирюкова с Олей п Витей. Фото А. Гавриловой. Педагоги, роднте.чи стали все чаще говорить о группах прод­ ленного дня. Это вызвано тем. что такая форма работы с уча­ щимися во внеурочное время получает все большее распрост­ ранение. Прочно прививается она и в сельских школах. Прак­ тика свидетельствует о том, что правильно организованная ра­ бота групп продленного дня. оказывает большое влияние на весь учебно-воспитательный процесс. Коллектив учителей Знамен­ ской восьмилетпей школы уде­ ляет много вни.мания группам продленного дня. Помнится, в первые годы создания групп у нас было мало сторонников. Некоторые учителя не верили а гос пользу. А родители сомне­ вались; как там дети будут полдня, кто накор.мит их, при­ смотрит за ними? Но шло время и холодок не­ доверия постепенно таял. И за­ слуга в этом, конечно, воспи­ тателей групп продленного дня Клавдии Владимировны Баш­ лыковой и Екатерины Абрамов­ ны Сафоновой. Много труда они приложили к тому, чтобы учащимся было интерюсно в группах. Для этого регулярно проводили с детьми различные игры. Следует сказать, что для их прюведения в школе есть многое: скакалки, воланы и ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ • ракетки для игры в бадминтон, настольные игры п другое. Конечно, воспитатели не за­ бывают о главном — учащиеся должны в группах приготовить уроки к следующему дню. К. В Башлыкова и Е. А. Сафонова строго контролируют. как школьники выполняют домаш­ ние задания по русскому язы­ ку, математике. Мы с радостью стали замечать, что успевае­ мость учащихся начала повы­ шаться. Особенно улучшилась она у детей, родители которых рабо­ тают механизаторами, живот­ новодами. У них очень мало времени для того, чтобы прове­ рить, выполнили ли их дочь или сын домашнее задание. А теперь, когда по большин­ ству школьных предметов осу­ ществлен переход на новые учебные программы, многим родителям в этом случае надо более тщательно проверять до­ машние задания, особенно по математике и русскому языку. И выполнение уроков в группе, под контролем учителей, сказы­ вается благотворно на качестве знаний учащихся. Вся работа в группах прод­ ленного дня ведется строго по планам: перспективным и не­ дельным. В школе есть так на­ зываемый «журнал связи». Он заполняется учителями и вос­ питателями групп. Такие запи­ си в журнале помогают в инди­ видуальной работе с учащими­ ся. Воспитатели много внимания уделяют детскому чтению. Вместе с учителями литерату­ ры они подбирают книги, учи­ тывая возрастные особенности школьников. Очень интересно прюшло в одной из групп обсуж­ дение книг А. Гайдара «Тимур и его команда», М. Прилежае­ вой «Жизнь В. И. Ленина»-. Занятия в кружках ташке благотворно сказываются не только на успеваемости учащих­ ся, но и прививают глубокий интерес к учебе, школьной жиз­ ни, развивают их кругозор. В нынешнем учебном году, благодаря помощи администра­ ции совхоза, для учащихся ор­ ганизовано питание в совхозной столовой. Дети здесь получают молочные блюда. Педагогический коллектив и в дальнейшем будет совершен­ ствовать работу групп прод­ ленного дня. Л. ОСЕТРОВА, директор Знаменской восьмилетней школы., Б е с е д а с ч и т а т е л е м Сегодня за одной из благо­ роднейших миссий человека — возделыванием земли, выращива­ нием хлеба — обязательно сто ­ ит механизаторская квалифика­ ция. «Живешь на селе — умей управлять техникой!» — точен призыв времени. Напомним : в расчете на каж до го работника сельско го хозяйства страны сей­ час приходится 13 лошадиных сил мощности технического пар­ ка колхозов и совхозов. Машинные «лошадиные силы» во м но гом определят и судьбу урожая 1974 года. В ряду глав­ нейших резервов и задач сказа ­ но о них в Обращении ЦК КПСС к партии, к советскому народу: «С наибольшей эффективностью использовать каждый гектар зем ­ ли, каж д ую машину, каждый цент­ Р ЕШАЮЩАЯ СИЛА нер кормов , каж д ую тонну удоб ­ рений». Эффективное использование каждой машины в поле и на фер ­ ме — одна из важнейших про15- лем сельского хозяйства. Во лхно- гих хозяйствах техника работает еще далеко не с полной на груз ­ кой : не хватает механизатороз. Д аже в таком благодатном крае, ка к Кубань, их недостает. Но осо­ бенно ощущается нехватка кад ­ ров механизаторов в колхозах Тульской, Калининской, Калуж ­ ской, Костромской , Рязанской, Смоленской областей. По той же причине велики простои техники в хозяйствах Узбекистана, Казах­ стана, Армении , Грузии и д ру ­ гих республик. Механизаторы в современном сельском хозяйстве — решающая сила. И поэтому усиление заботы о них — дело первоочередное. Мы были свидетелями обсужде ­ ния этого вопроса на заседаниях коллегий сою зно го и республи­ канско го министерств сельского хозяйства, на заседании сою зно ­ го Совета колхозов. За последние три года сельские профессионально - технические училища страны подготовили бо ­ лее 1,2 миллиона механизаторов. О коло 700 тысяч человек получи­ ли технические профессии на к у р ­ сах в колхозах, совхозах и объе­ динениях «Сельхозтехники». Но всего этого недостаточно. Сей­ час принимаются меры по даль­ нейшему развитию сети сельских училищ и организации ш иро ко го механизаторского всеобуча. Добры й пример дру гим подает Тамбовская область. Здесь созда­ но 300 учебно-курсовых ком би ­ натов и пунктов для подготовки и повышения квалификации ме ­ ханизаторов с отрывом и без от­ рыва от производства. Кром е то­ го, организованы четыре специа­ лизированных межрайонных ком ­ бината, учащиеся которых осваи­ вают смежные профессии. Более 160 школ области выдают своим вы пускникам вместе с аттестата­ ми зрелости свидетельства трак- ториста-машинистоа Ш класса и права шоферов. Большая работа по подготовке и закреплению механизаторов проводится в Белоруссии, Молда­ вии, в Алтайском крае; Омской , Ростовской, Кировоградской , Вин­ ницкой , Д непропетровской и не­ которых других областях. Как показывает опыт, решению проб ­ лемы особенно благоприятствует улучшение организации и условий труда людей. Разрешить задачу помогает специализация". Хозяй­ ства переходят на обслуживание, техники специализированными звеньями мастеров-наладчиков. При таком разделении труда зна­ чительно улучшается режим ра ­ боты и повышается эффектив­ ность использования машины. Службы сельскохозяйственных министерств и других ведомств разрабатывают сейчас кон кре т ­ ные меры по улучшению подго ­ товки и закреплению кадров м е ­ ханизаторов в хозяйствах. Д . СМИРНОВ. (ТАСС):

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz