Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)
З А В Т Р А — Д ЕН Ь УЧ И Т Е Л Я С П РА ЗД Н И КОМ , ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ1 «...Труд учителя тем ценен и прекрасен , что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в ж и зни человек — рабочим или ученым , космонавтом или колхозным механизатором , — кажды й с чувством благодарности вспоминает своего перво го учителя, свою ш колу . Учитель, обра зно говоря , осуществляет связь времен , он — звено в цепи поколений . Он ка к бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творче ским». Л. И. БРЕЖНЕВ. ВЕДУЩИЕ В МИР ЗНАНИИ Завтра многомиллионная ар мия советских учителей отме тит свой праздник. Установле ние его — яркое подтверждение заботы партии и правительства о народном образовании, о тех, кто ведет подрастающее поко ление в мир знании. В обстановке высокой полити ческой и трудовой активности народа встречает свои праздник учительство нашего района. Пе дагогические коллективы школ за три минувших года пятилет ки добились определенных ус пехов. Значительно повысилась успеваемость, сократился от сев учащихся, увеличилось чис ло молодых людей, стремящихся получить среднее образование. За это время в три раза сокра тилось число второгодников. Решениями XXIV съезда КПСС в нынешнем пятилеппг определено завершить перехо,; ко всеобщему среднему образо ванию. Необходимым условием этого является повседневное совершенствование учебно-вос питательного процесса. В этом направлении учительством рай она сделано немало. Завершает ся переход на новое содержание; обучения. Новые программы и. учебники прочно вошли в жизнь. Они способствовали повышению воспитательной роли урока. Воз росли творческая активность учителей, их стремление к са мообразованию, повышению М.1- стерства, к освоению достиже ний педагогической науки и пе редового опыта. Хорошо поработали учителя района в 1973— 1974 учебном году. Успеваемость составила 99,1 процента против 98,3 про цента в 1972— 73 учебном го ду. Почти 40 процентов уча щихся успевали на «хорошо» и «отлично». По итогам прошло го учебного года педагогические коллективы 21 школы из 34 закончили учебный год с полной успеваемостью. Стопроцентная успеваемость в Мнтягинской, Кругловской, Ильинской. ,3аг- рядчинской, НовочемоданоЕ- ской, Племянниковскон восьми летних и в большинстве началь ных школах. Повысилось качест во знаний в средних школах по селка, а также в Головинщик- ской, Кузовлевской и Знамен ской школах. Качество обучения, урове'ш знаний, воспитание учащихся — все это зависит от учителя. Вот почему Коммунистическая пар тия и Советское правительство неуклонно прютворяют в жизнь ленинские заветы об учителе. В нашем районе работают свыш-? трехсот учителей и воспитате лей. Среди них — четверо за служенные учителя школ РСФСР, 40 награждены знач ком «Отличник народного про свещения». Многие учителя награждены орденами и медаля ми. Прошлый учебный год более двухсот учителей закончили без второгодников. Среди учи- телей-предметников немало на стоящих мастеров педагогиче ского труда. Это Т. А. Ка- калина из Кузовлевской, В. II. Черняева из Астаповской, В. П. Чернова, В. И. Больных, 3. Я. Фарыгина из Лев-Толстовской, Н. Я. Нестифорова из Гагарин ской, О. М. Гончарова из Золо тушинской, М. И. Агафонова из Новочемодановской, А. А. Сто рожевых из Орловской, Л. Г. Карикова из Знаменской школ. -Много сделано учительством района и по дальнейшему улуч шению воспитательной работы с детьми. На уроках, во вне урочное время во многих шко лах осуществлялось идейно-по литическое, военно-патриотиЧе- ское, нравственное, эстетиче ское, трудовое и физическое воспитание учащихся. В центре внимания учителей остается и вопрос трудового вос питания учащихся. В речи на Х\'П съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев подчеркнул, что вос питание юношей и девушек .) духе уважения и любви к труду всегда было и остается важней шей заботой Ком.мунистической партии и одной из главных за дач Ленинского комсомола. Большого .эффекта добиваются школы, где воспитание связано с общественно-полезным трудо.м. В школах нашего района созда но 19 ученических производст венных бригад и звеньев, объе диняющих более 1.300 человек. Все больше внедряется в шко лах опытническая работа. При мером того, как надо вести ее может служить Топовская зось- милетпяя школа. На пришколь ном участке здесь выращивает ся более 100 видов растени 11 . Участок постоянно содержится в образцовом состоянии. Заслу га в этом директора Л. А. Перс- пеловой и учителя биологии В. А. Бельмесовой. В текущем учебном году на мечено завершить переход ко всеобщему средне.му образова нию. Это потребует слаженной работы всех учителей. Большие задачи стоят перед учительст вом района в свете постановле ния ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологи ческих кадров в партийной ор ганизации Белоруссии». С Н 0 В 011 силой выступает непременное требование к учителю — знать рюбят, любить их, формировать у них коммунистическое миро воззрение, готовность принять эстафету у старшего поколения. Растить кол.чективистов, вер ных прюдолжателей дела отцов, глубоко ответственных за судьбы коммунистического стрюитель- ства, — вот главная задача и верный залог успехов советского учительства. Нет сомнения, что учителя не пожалеют сил для воспитания подрастающего поколения. Они будут бороться за построени-з коммунизма с такой же воле 1 к с таким же .мужеством, с таким же напряжением, как н все па ши советские люди. С. ХОЖАИНОВ, заведуюпшя роно. ^'чительница иностранного языка Э.мма .Августовна Бурдакова совсем недавно пришла работать в Лев-Толстовскую среднюю школу. Своим педагогическим, мастерством, любовью к детям завоевала за служенный авторитет среди коллектива школы, родителей. Она постоянно работает над повышением своих знаний, ищет новые, более эффективные методы и приемы обучения. Все это помо- 1 ает ей проводить уроки на высоком идейном и методнческо.ч уров не. На снимке; учительница Э. А. Бурдакова проверяет до.машнес задание по английскому языку Светланы Ефановой. Фото А. Гавриловой. Прекрасны.м при.меро.ч учителя-воспитателя, передающего детям эстафету времени, служат преподаватели русского языка и литера туры средней школы № 42 имени Л. Н. Толстою Анна Васильевна Ряховская (слева) и Надежда Алексеевна Ефанова. Они работают по новым учебным програ.ммам, творчески применяют активные .методы обучения. Фото А. Гавриловой. А К Т И В Н Ы Е Л Е К Т О Р Ы Учителя района составляют кос тяк первичных организаций обще ства «Знание». Их часто можно видеть среди животноводов, ме ханизаторов, рабочих предприятий промышленности и служб желез нодорожного узла. Учителя-лекторы несут в трудо вые коллективы слово партии, рас сказывают о всем новом, передо вом, о событиях в стране и за ру бежом. Свои лекции они стремят ся увязывать с местными фактами. Побывайте на лекциях, которые читают учительница Золотушин ской средней школы Мария Ми хайловна Мещерякова, учительни ца Племянниковской восьмилетней школы Антонина Ивановна Оскол кова и многих других, и вы убе дитесь, как умело, доходчиво строят они свои выступления. На предприятиях поселка боль шим успехом у рабочих пользуют ся выступления лекторов директо ра средней школы N9 42 имени Л. Н. Толстого Бориса Ивановича Кузовкина и завуча по воспита тельной работе этой же школы Серафимы Федотьевны Дьяконо вой. Идет новый учебный год. Учите ля-лекторы вместе с основным своим делом будут продолжать и лекционную пропаганду. И се годня, накануне Дня учителя, хо чется пожелать им больших успе хов на педагогическом и лекцион ном поприще. П. КУЗОВЛЕВ, ответственный секретарь рай онного отделения общества «Знание». В ТЕСНОМ СОДРУЖЕСТВЕ в вопросах трудового воспи тания, правильного выбора ме ста в жизни большое .место от водится школе. Она призвана н-г только давать знания, но и вос питывать ком.муннстическое от ношение к труд\', а на селе — прививать любовь к сельско.му хозяйству. За последнее время в Золо тушинской средней школе боль шое вии.маине в учебно-воспита тельной! работе уделяется тру- дово.му воспитанию и ирофесси- о!шлыюй ориентации учагцихся.- Это не случайно. Каждый год в совхоз все больше поступает новой техники, а чтобы ек. управлять, требуются молодые, грамотные кадры. И школа яв ляется резервом в укреплении совхозного производства квали фицированными кадрами. Большую роль в это.м вопрю- се играет тесное сотрудничест во школы с совхозом. Год от го да оно становится более широ ким и многосторонним. Уже несколько лет в школе работает кабинет машиноведе ния, где учащиеся 9— 10 клас сов изучают устройство и пра вила вождения сельскохозяйсг- венных машин. После оконча ния школы вьшускники вместе с аттестатом зрелости получа ют права механизатора. За последние три года 33 выпускника школы остались трудиться в совхозе. Более по ловины из них стали механиза торами. Многими из них гордит ся рабочий коллектив совхоза. Это трактористы В. Какалин, Ю. Щиров, С. Колосов, шофер А. Дмитриев, рабочие В. Наза ров, М. Шурин и многие другие. Только в этом году во семь выпускников школы оста лись в совхозе. Закреплению молодежи на селе способствует хорошо по ставленная работа по про<|х)ри- ентации. В школе имеются стен ды «Они трудятся по-коммуни стически», «Все работы хоро шн - выбирай на вкус», ко торые- рассказывают о пере довиках совхозного производст ва. их достижениях, о том, ка кие профессии сейчас важны для сельского хозяйства. В прошлом учебном году про водились вечера встреч с пе редовиками производства, вете ранами труда. На вечера приг лашались доярка А. М. Дьяко ва, свинарки Н. Ф. Яшина, Н. Ф. Волчкова. Они рассказы вали о тех переменах, которые произошли в совхозе за послед ние пять лет, что для комплекс ной механизации нужны знания, умение, молодые, сильные ру ки. Вскоре после этих встр>е ^1 учащиеся школы совершили экскурсию на фермы, в мастео- скую совхоза. Помимо теоретических знаний школьники получают практиче ские навыки. И большая роль в этом принадлежит школьной ученической производственной бригаде. В это.м году члены этой бри гады взяли шефство над овощ ной плантацией. С ранней вес ны школьники посадили расса ду. Все лето ухаживали за ней, и их усилия не пропали даром. Хороший урожай вырастила эта бригада. Члены бригады убрали в совхозе 19 гектаров карто феля. 3,5 гектара кабачков, 3 гектара моркови, 1,5 столовой и 3 гектара кормовой свекльь В школе имеется опытнический участок, на котором юные ис следователи проводят опыты и проходят производственну!о практику. Руководит всей учеб но-опытнической работой би олог школы В. Ф. Ченцова. Под ее руководством успешно работала производственная уче ническая бригада. Весной этого года ученик де вятого класса Николай Какалин принимал участие в областном школьном конкурсе пахарей. По итогам конкурса занял при зовое место. Летом многие старшеклассни ки помогали совхозу в уборке урожая. Работали штурвальны ми на комбайнах, помогали об служивать автомашины. Полу ченные ими практические навы ки помогут в дальнейшей учебе по овладению техникой. Содружество школы и произ водства крепнет с каждым го дом. Заметно улучшилась ма териальная база школы, имеют ся сейчас все условия для тру дового обучения. Совхоз в этом оказывает большую помощь, вы делил для школы тяжелый трак тор со всеми прицепными сель скохозяйственными орудиями, кабинет машиноведения попол нился новыми плакатами, таб лицами, деталями и узлами сельхозмашин различных ма рок, имеется в школе грузовая автомашина. Практические на выки езды старшеклассники получат на своих машинах. Большие планы наметила на этот учебный год производст венная бригада. Теперь в ее ря дах будет сто человек. Создан в школе и отряд механизато- ров-старшеклассников. Все за боты по выращиванию и уходу за овощной плантацией школа полностью берет на себя, ока жет совхозу также помощь в выращивании и уборке карто феля на площади 20 гектаров. Совместные усилия школы и совхоза по трудовому воспита нию положительно скажутся на закреплении молодежи на селе. В. ОГНЕВА, завуч средней школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz