Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

З А В Т Р А — Д ЕН Ь УЧ И Т Е Л Я С П РА ЗД Н И КОМ , ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ1 «...Труд учителя тем ценен и прекрасен , что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в ж и зни человек — рабочим или ученым , космонавтом или колхозным механизатором , — кажды й с чувством благодарности вспоминает своего перво го учителя, свою ш колу . Учитель, обра зно говоря , осуществляет связь времен , он — звено в цепи поколений . Он ка к бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творче ­ ским». Л. И. БРЕЖНЕВ. ВЕДУЩИЕ В МИР ЗНАНИИ Завтра многомиллионная ар­ мия советских учителей отме­ тит свой праздник. Установле­ ние его — яркое подтверждение заботы партии и правительства о народном образовании, о тех, кто ведет подрастающее поко­ ление в мир знании. В обстановке высокой полити­ ческой и трудовой активности народа встречает свои праздник учительство нашего района. Пе­ дагогические коллективы школ за три минувших года пятилет­ ки добились определенных ус­ пехов. Значительно повысилась успеваемость, сократился от­ сев учащихся, увеличилось чис­ ло молодых людей, стремящихся получить среднее образование. За это время в три раза сокра­ тилось число второгодников. Решениями XXIV съезда КПСС в нынешнем пятилеппг определено завершить перехо,; ко всеобщему среднему образо­ ванию. Необходимым условием этого является повседневное совершенствование учебно-вос­ питательного процесса. В этом направлении учительством рай­ она сделано немало. Завершает­ ся переход на новое содержание; обучения. Новые программы и. учебники прочно вошли в жизнь. Они способствовали повышению воспитательной роли урока. Воз­ росли творческая активность учителей, их стремление к са­ мообразованию, повышению М.1- стерства, к освоению достиже­ ний педагогической науки и пе­ редового опыта. Хорошо поработали учителя района в 1973— 1974 учебном году. Успеваемость составила 99,1 процента против 98,3 про­ цента в 1972— 73 учебном го­ ду. Почти 40 процентов уча­ щихся успевали на «хорошо» и «отлично». По итогам прошло­ го учебного года педагогические коллективы 21 школы из 34 закончили учебный год с полной успеваемостью. Стопроцентная успеваемость в Мнтягинской, Кругловской, Ильинской. ,3аг- рядчинской, НовочемоданоЕ- ской, Племянниковскон восьми­ летних и в большинстве началь­ ных школах. Повысилось качест­ во знаний в средних школах по­ селка, а также в Головинщик- ской, Кузовлевской и Знамен­ ской школах. Качество обучения, урове'ш знаний, воспитание учащихся — все это зависит от учителя. Вот почему Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство неуклонно прютворяют в жизнь ленинские заветы об учителе. В нашем районе работают свыш-? трехсот учителей и воспитате лей. Среди них — четверо за­ служенные учителя школ РСФСР, 40 награждены знач­ ком «Отличник народного про­ свещения». Многие учителя награждены орденами и медаля­ ми. Прошлый учебный год более двухсот учителей закончили без второгодников. Среди учи- телей-предметников немало на­ стоящих мастеров педагогиче­ ского труда. Это Т. А. Ка- калина из Кузовлевской, В. II. Черняева из Астаповской, В. П. Чернова, В. И. Больных, 3. Я. Фарыгина из Лев-Толстовской, Н. Я. Нестифорова из Гагарин­ ской, О. М. Гончарова из Золо­ тушинской, М. И. Агафонова из Новочемодановской, А. А. Сто­ рожевых из Орловской, Л. Г. Карикова из Знаменской школ. -Много сделано учительством района и по дальнейшему улуч­ шению воспитательной работы с детьми. На уроках, во вне­ урочное время во многих шко­ лах осуществлялось идейно-по­ литическое, военно-патриотиЧе- ское, нравственное, эстетиче­ ское, трудовое и физическое воспитание учащихся. В центре внимания учителей остается и вопрос трудового вос­ питания учащихся. В речи на Х\'П съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев подчеркнул, что вос­ питание юношей и девушек .) духе уважения и любви к труду всегда было и остается важней­ шей заботой Ком.мунистической партии и одной из главных за­ дач Ленинского комсомола. Большого .эффекта добиваются школы, где воспитание связано с общественно-полезным трудо.м. В школах нашего района созда­ но 19 ученических производст­ венных бригад и звеньев, объе­ диняющих более 1.300 человек. Все больше внедряется в шко лах опытническая работа. При­ мером того, как надо вести ее может служить Топовская зось- милетпяя школа. На пришколь­ ном участке здесь выращивает­ ся более 100 видов растени 11 . Участок постоянно содержится в образцовом состоянии. Заслу га в этом директора Л. А. Перс- пеловой и учителя биологии В. А. Бельмесовой. В текущем учебном году на­ мечено завершить переход ко всеобщему средне.му образова­ нию. Это потребует слаженной работы всех учителей. Большие задачи стоят перед учительст­ вом района в свете постановле­ ния ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологи­ ческих кадров в партийной ор­ ганизации Белоруссии». С Н 0 В 011 силой выступает непременное требование к учителю — знать рюбят, любить их, формировать у них коммунистическое миро­ воззрение, готовность принять эстафету у старшего поколения. Растить кол.чективистов, вер­ ных прюдолжателей дела отцов, глубоко ответственных за судьбы коммунистического стрюитель- ства, — вот главная задача и верный залог успехов советского учительства. Нет сомнения, что учителя не пожалеют сил для воспитания подрастающего поколения. Они будут бороться за построени-з коммунизма с такой же воле 1 к с таким же .мужеством, с таким же напряжением, как н все па­ ши советские люди. С. ХОЖАИНОВ, заведуюпшя роно. ^'чительница иностранного языка Э.мма .Августовна Бурдакова совсем недавно пришла работать в Лев-Толстовскую среднюю школу. Своим педагогическим, мастерством, любовью к детям завоевала за служенный авторитет среди коллектива школы, родителей. Она постоянно работает над повышением своих знаний, ищет новые, более эффективные методы и приемы обучения. Все это помо- 1 ает ей проводить уроки на высоком идейном и методнческо.ч уров­ не. На снимке; учительница Э. А. Бурдакова проверяет до.машнес задание по английскому языку Светланы Ефановой. Фото А. Гавриловой. Прекрасны.м при.меро.ч учителя-воспитателя, передающего детям эстафету времени, служат преподаватели русского языка и литера­ туры средней школы № 42 имени Л. Н. Толстою Анна Васильевна Ряховская (слева) и Надежда Алексеевна Ефанова. Они работают по новым учебным програ.ммам, творчески применяют активные .методы обучения. Фото А. Гавриловой. А К Т И В Н Ы Е Л Е К Т О Р Ы Учителя района составляют кос­ тяк первичных организаций обще­ ства «Знание». Их часто можно видеть среди животноводов, ме­ ханизаторов, рабочих предприятий промышленности и служб желез­ нодорожного узла. Учителя-лекторы несут в трудо­ вые коллективы слово партии, рас­ сказывают о всем новом, передо­ вом, о событиях в стране и за ру­ бежом. Свои лекции они стремят­ ся увязывать с местными фактами. Побывайте на лекциях, которые читают учительница Золотушин­ ской средней школы Мария Ми­ хайловна Мещерякова, учительни­ ца Племянниковской восьмилетней школы Антонина Ивановна Оскол­ кова и многих других, и вы убе­ дитесь, как умело, доходчиво строят они свои выступления. На предприятиях поселка боль­ шим успехом у рабочих пользуют­ ся выступления лекторов директо­ ра средней школы N9 42 имени Л. Н. Толстого Бориса Ивановича Кузовкина и завуча по воспита­ тельной работе этой же школы Серафимы Федотьевны Дьяконо­ вой. Идет новый учебный год. Учите­ ля-лекторы вместе с основным своим делом будут продолжать и лекционную пропаганду. И се­ годня, накануне Дня учителя, хо­ чется пожелать им больших успе­ хов на педагогическом и лекцион­ ном поприще. П. КУЗОВЛЕВ, ответственный секретарь рай­ онного отделения общества «Знание». В ТЕСНОМ СОДРУЖЕСТВЕ в вопросах трудового воспи­ тания, правильного выбора ме ста в жизни большое .место от­ водится школе. Она призвана н-г только давать знания, но и вос­ питывать ком.муннстическое от­ ношение к труд\', а на селе — прививать любовь к сельско.му хозяйству. За последнее время в Золо­ тушинской средней школе боль­ шое вии.маине в учебно-воспита­ тельной! работе уделяется тру- дово.му воспитанию и ирофесси- о!шлыюй ориентации учагцихся.- Это не случайно. Каждый год в совхоз все больше поступает новой техники, а чтобы ек. управлять, требуются молодые, грамотные кадры. И школа яв­ ляется резервом в укреплении совхозного производства квали­ фицированными кадрами. Большую роль в это.м вопрю- се играет тесное сотрудничест­ во школы с совхозом. Год от го­ да оно становится более широ­ ким и многосторонним. Уже несколько лет в школе работает кабинет машиноведе­ ния, где учащиеся 9— 10 клас­ сов изучают устройство и пра вила вождения сельскохозяйсг- венных машин. После оконча­ ния школы вьшускники вместе с аттестатом зрелости получа­ ют права механизатора. За последние три года 33 выпускника школы остались трудиться в совхозе. Более по­ ловины из них стали механиза­ торами. Многими из них гордит­ ся рабочий коллектив совхоза. Это трактористы В. Какалин, Ю. Щиров, С. Колосов, шофер А. Дмитриев, рабочие В. Наза­ ров, М. Шурин и многие другие. Только в этом году во­ семь выпускников школы оста­ лись в совхозе. Закреплению молодежи на селе способствует хорошо по­ ставленная работа по про<|х)ри- ентации. В школе имеются стен­ ды «Они трудятся по-коммуни­ стически», «Все работы хоро шн - выбирай на вкус», ко торые- рассказывают о пере­ довиках совхозного производст­ ва. их достижениях, о том, ка­ кие профессии сейчас важны для сельского хозяйства. В прошлом учебном году про­ водились вечера встреч с пе­ редовиками производства, вете­ ранами труда. На вечера приг­ лашались доярка А. М. Дьяко­ ва, свинарки Н. Ф. Яшина, Н. Ф. Волчкова. Они рассказы­ вали о тех переменах, которые произошли в совхозе за послед­ ние пять лет, что для комплекс ной механизации нужны знания, умение, молодые, сильные ру­ ки. Вскоре после этих встр>е ^1 учащиеся школы совершили экскурсию на фермы, в мастео- скую совхоза. Помимо теоретических знаний школьники получают практиче­ ские навыки. И большая роль в этом принадлежит школьной ученической производственной бригаде. В это.м году члены этой бри­ гады взяли шефство над овощ­ ной плантацией. С ранней вес­ ны школьники посадили расса­ ду. Все лето ухаживали за ней, и их усилия не пропали даром. Хороший урожай вырастила эта бригада. Члены бригады убрали в совхозе 19 гектаров карто­ феля. 3,5 гектара кабачков, 3 гектара моркови, 1,5 столовой и 3 гектара кормовой свекльь В школе имеется опытнический участок, на котором юные ис­ следователи проводят опыты и проходят производственну!о практику. Руководит всей учеб­ но-опытнической работой би­ олог школы В. Ф. Ченцова. Под ее руководством успешно работала производственная уче­ ническая бригада. Весной этого года ученик де­ вятого класса Николай Какалин принимал участие в областном школьном конкурсе пахарей. По итогам конкурса занял при­ зовое место. Летом многие старшеклассни­ ки помогали совхозу в уборке урожая. Работали штурвальны­ ми на комбайнах, помогали об­ служивать автомашины. Полу­ ченные ими практические навы­ ки помогут в дальнейшей учебе по овладению техникой. Содружество школы и произ­ водства крепнет с каждым го­ дом. Заметно улучшилась ма териальная база школы, имеют­ ся сейчас все условия для тру­ дового обучения. Совхоз в этом оказывает большую помощь, вы­ делил для школы тяжелый трак тор со всеми прицепными сель­ скохозяйственными орудиями, кабинет машиноведения попол­ нился новыми плакатами, таб­ лицами, деталями и узлами сельхозмашин различных ма рок, имеется в школе грузовая автомашина. Практические на­ выки езды старшеклассники получат на своих машинах. Большие планы наметила на этот учебный год производст­ венная бригада. Теперь в ее ря­ дах будет сто человек. Создан в школе и отряд механизато- ров-старшеклассников. Все за­ боты по выращиванию и уходу за овощной плантацией школа полностью берет на себя, ока­ жет совхозу также помощь в выращивании и уборке карто­ феля на площади 20 гектаров. Совместные усилия школы и совхоза по трудовому воспита­ нию положительно скажутся на закреплении молодежи на селе. В. ОГНЕВА, завуч средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz