Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)
С л о в о «судьба» часто употребляется в литературе и в разговорной речи, причем в различных значениях. Если спросить рядового верующего из православных, как он понима ет судьбу. Он скажет — это действие божьей воли. А чело век богословски более грамот ный ответит, что вера в судьбу —суеверие и не следует смеши вать божественное предопреде ление с судьбой. Люди, отошед шие от религии, или никогда не бывшие религиозными, как пра вило. говорят, что никакой судь бы не существует, и лишь неко торые из них скажут, что в бога они не верят, но судьба как не что непредвиденное и неотвра тимое, очевидно, существует. С просьбой разъяснить, что называется судьбой и может ли она влиять на жизнь человека, нередко обращаются к лекторам слушатели антирелигиозных и литературоведческих лекций. Помню, после одной из лекций я получил записку, в которой, в частности, говорилось; «Атеи сты утверждают, что вера з судьбу — суеверие. Чем же объяснить, когда некоторые со ветские писатели, например. Ибрагим Рахимов и Петр Про скурин. назвали свои романы «Судьба»? Все это, естественно, наводит на размышления и тр^ует от вета на вопрос в свете науки. Вера в судьбу старше веры в богов современных религий, особенно таких, как христианст во, ислам, буддизм, иудаизм. Уже в рабовладельческих госу дарствах Греции и Рима за не сколько столетий до возникно вения христианства существова ла вера в судьбу. Древние гре ки верили в трех богинь, кото рые якобы определяли судьбы не только людей, но и богов. Погинь этих называли «мойра», что означает участь, доля. В древнем Риме верили в богиню судьбы, случая и счастья Фор туну. -• Наука дает основание пола гать, что вера в судьбу зароди лась еще раньше — в доклассо- БЕСЕДЫ АТЕИСТА РАЗМЫШЛЕНИЕ О С У Д Ь Б Е вом родовом обществе, когда у людей возникли первые пред ставления о существовании сверхъестественных сил. Уже тогда появились ложные мысли о том, что над явлениями в ок ружающем человека мире и над самими людьми господству ет какая-то неотвратимая сила, с которой люди якобы бессиль ны бороться. Эта сила пред ставлялась недоступной челове ческому пониманию. Считалось, что ее намерения лучше всего можно постичь при посредстве гаданий (по звездам, по внут ренностям животных, позднее— по линиям ладони, на игральных картах и т. д.). Отсюда до сего времени здравствующие разного рода гадалки и предсказатели, особенно многочисленные в ка питалистических странах. Русское слово «судьба» свя зано со словом «суд » и в сохра нившемся от старины смысле имеет также значение неумоли мой сверхъестественной силы. Богословы современных рели гий отмежевались от веры в судьбу по тем мотивам, что на их богов (христианскую «трои цу», магометанского Аллаха н т. д.) можно влиять в желаемом для верующих направлении мо литвами и выполнением соот ветствующих религиозных обря дов. Утверждается также, что верующие способны восприни мать поучения бога и через это познавать его. При вере в богов, признаваемых всемогущими, судьба, когда-то господствовав шая над богами, вытеснена в область бытовых суеверий (ог слова «всуе» — напрасно). Однако сохраняется тесная связь между верой в бога и ве рой в судьбу. Их объединяет об щая идейная основа — призна ние сверхъестественного. Они выросли на общем корне — при давленности людей жизненны ми условиями. Всякая религия, как и вера’ в судьбу, обрекает людей на покорность сверхъе стественным силам, уводит их от правильного мирюпонимания в царство лжи и са.мообмана. Вера в бога, как бы он ни на зывался, является также суе верием. Религиозные и бытовые суе верия враждебны науке и до стоинству человека. Человек — не безвольное, пассивное суще ство. Все более полно познавая законы природы и общества, лю ди шаг за шагом увеличивают свою власть над природой и процессами общественной жиз ни. Особенно велики достижении во всех областях общественного развития при социализме. Здесь на основе успешного строитель ства материально-технических основ нового общества обеспечи вается все возрастающее благо состояние не для незначитель ного меньшинства, как в усло виях эксплуататорского строя, а для всех людей. Создается реальная возможность и посто янного Д.УХОВНОГО обогащени.ч каждого человека. Уходят в прошлое религиозные и быто вые суеверия, мешающие раз вертыванию творческой активно сти и инициативы трудящихся. Люди перестают чувствовать себя пешками в руках сверхъе стественных сил, а чувствуют се бя хозяевами своего жизненного пути. Их судьба все менее за висит от разного рода неблаго приятных случайностей, кото рые преодолеваются организо ванностью и энергией трудовых коллективов, преданностью де лу народа н сознательностью миллионов отдельных тружени ков. В заключение ответим на вопрос, почему словом «судь ба» пользуются не только суе верные люди, но и люди, борю щиеся против суеверий. Для этого обратимся к некоторым сведениям о жизни слов, к нау ке о языке. Язык является сред ством общения между всеми членами данного народа, кото рый на нем говорит. Одним и тем же словом пользуются длл выражения своих мыслей раз личные классы, различные груп пы населения, люди разных взглядов и убеждений. Тем са мым одни и те же слова способ ны стать носителями разного содержания. Отсюда нетрудно понять, что различные люди, в данном слу чае суеверные и несуеверные, могут использовать и исполь зуют одно н то же слово в раз личном значении: у первых сло во «судьба» связывается-с приз нанием сверхъестественного, у вторых это совершенно отсут ствует. Нет ничего предосудитель ного, если роман, в котором рассказывается о строителях газопровода Бухара — Урал, о напряженной борьбе людей с препятствиями, о торжестве но вой жизни (речь идет о романе Ибрагима Рахимова), писатель назвал «Судьба». Это относится и к одноименному роману Пет ра Прюскурина, герои которого действуют в другой, но столь же реальной обстановке. Здесь нет дани сверхъестественному. В названиях этих произведении заложено желание авторов обобщенно, одним вместитель ным словом обозначить сложную борьбу люден за свое будущее. Таковы размышления, кото рыми мне вкратце хотелось по делиться с читателями. Н. ГУБАНОВ, доктор философских наук, 1 рофессор. В Нанайском р а й о н е Хабаровский край. Сегодняшний день нанайского села — новые ка менные дома, школы, промышлен ные предприятия, новые современ ные профессии. Среди нанайцев есть учителя и врачи, художники и артисты. Нанайский писатель Григорий Хеджер получил Госу дарственную премию РСФСР име ни Горького за роман-трилогию «Амур широкий». В нанайском районе бережно хранят традиции национального искусства^. Здесь живут мастерицы национального орнамента, самобытные художни- кн-резчикн по дереву н бересте. Чико Киле нз нанайского села Дада — непременный участник выставок народного творчества. Ей присуждена почетная грамота Союза художников РСФСР. На снимке: методист хабаров ского Дома народного творчества К. П. Белобородова беседует ср старейшей нанайской мастерицей Чнко Киле. “ Фото Ю. Муравина. (Фотохроника ТАСС). НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАРАКАЛПАКИИ Коллекцию, собранную на круп нейшем в Средней Азии Нукус ском юрто-войлочном комбинате, пополнили десять цветных кошм, которые создали К. Айтжанов и С. Торткулбаева. Эти популярные в Каракалпакской автономной рес публике мастера перенесли на вой лочные полотнища древний нацио нальный орнамент. Каждую кош му отличает особая неповтори мость красок. Эти образцы — ос нова нового производства деко ративных «текиметов» — цветных кошм. Кошма была издавна популяр ным видом народного промысла в Каракалпакистане. Она украшала юрту, защищала чабанов и земле дельцев от ветра, холода и жары. Построенный двенадцать лет на зад комбинат выпускал раньше в основном промышленный войлок —для утепления труб, газопрово дов. А сейчас здесь, не забывая о нуждах строителей, ежегодно производят 500 тонн бытового войлока. Чтобы наладить выпуск цветной кошмы, коллективу пред приятия понадобилось смонтиро вать машины, способные обраба тывать шерсть высшего качестве. В Каракалпакистане сейчас взят курс на дальнейшее развитие на родных промыслов. Тысячи юрт выпускает ежегодно чимбайский комбинат. Легкая и удобная при пегювозке чимбайская юрта стала украшением степей Узбекистана, Казахстана, Туркмении. В Ходжей- ли строится первая в автономной республике ковроткацкая фаб рика мощностью 10 тысяч квадрат ных метров продукции в год. Сла вится своими медниками родина средневекового ученого Абу Рей- хана аль-Бируни — город Бируни. Созданы крупные гончарные це хи в Чимбае, Турткуле, намечено открыть их и в других районных центрах автономной республики. М. ЧИМБЕРГЕНОВ. Житомирская область. Советский народ глубоко чтит память героев, павших в боях за освобождение нашей страны от не- -мецко-фашистских захватчиков. В рядах интернациональной партизанской армии, сражавшейся в 1943 году на территории Украины, действовал словацкий партизанский отряд, возглав- .|яе.мый Яном Палепкой. В музее партизан ской славы села Словечно недалеко от Овруча хранятся экс понаты, документы и фотографии, рассказывающие о совмест ном боевом содружестве советских и словацких партизан. На снимке: музей партизанской славы в. селе Словечно. Фото В. Самохоцкого. (Фотохроника ТАСС). Зам. редактора С. КУЗИН. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» •ыхохнт три раза в неделм: в * вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6 Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора—2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2-11-12, отдела экономики сель ского хозяйства — 2-11-22, от дела писем — 2-12-62, бухгал терии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Тираж 4.002 экз. Заказ Л'» 963 Т Е Л Е В И Д Е Н И Е 26 сентября. Первая програм ма. 9.00 — Программа передач. 9.05—Цветное телевидение. Ут ренняя гимнастика. 9.20 — Но- вссти. 9.30 — Цветное телеви дение. «Мы подружились у Артеке». 10.30 —«Челюскин ская эпопея». 11.30 — Цветное телевидение. «Творчество наро дов мира». 15.00 — Программ,! передач. 15.05 — Премьера телевизионного документально го фильма «.Моя Осетия». 15.50 —«Шахматная школа». 16.20— —«.М. Горький — певен рабг>- чего класса». 17.00 — Р. Шу ман — Концерт для виолонче ли с оркестром. 17.30 — «Па мять огненных лет». 18.00 — Новости. 18.15 — Цветное те левидение. «Загадки и отгад ки». 18.35 — «Играй, мой ба ян». 19.05 — «Навстречу ново му учебному году в сети пар тийного просвещения». 19.35 — Цветное телевидение. Премьера телевизионного многосерийно го ху.тожественного фильма «Ну, что же ты, папа!» 2-я се рия. 21.00—«В'ремя». Информа ционная программа. 21 30 — —«ЛГастера искусств». 22.50 — Цветное телевидение. Концерт. Вторая программа. 20.00 — Реклама. 20.15 — Цветное те левидение. «Спокойной ночи малыши!» «Тетя Валя расска зывает...» 20.30 — Для юно шества. «От 14 до 18». 21.00— «Наука сегодня». 21.30 — «Первая девушка» Художест- ьенный фильм. 27 сентября. Первая програм ма. 9.00 — Программа передач. 9.05 — Цветное телевидение Утренняя гимнастика. 9.20 — Нсвости. 9.30 — Цветное теле видение. Программа мульти пликационных фильмов: «Чу ня», «Вовка в тридевятом цар стве». 10.00 — «Играй, мо '1 баян». 10.30 — «.Мастера ис кусств». 15.05 -- Программа передач. 15.10 — Премьера телевизионного документаль ною фильма «Товарищ Серго». 15.45 — «Очерки истории ни шей Родины». 16.15 — «Брига- дг». Телевизионный очерк. 16.45 —Концерт. 17.15 — «Книжная лавка». 18.00 — Новости. 18.15 —Цветное телеви.гение. «Поч тальон и почта». 18..30 — «В рнонерской республике нашей» 19.00 — На вопросы телезрите лей отвечает член-корреспон дент АН СССР В. Г. Афанась ев. 19.35 — Премьера телевизи онного многосерийного худо жественного фильма «Ну, что же ты, папа!» 3-я серия. 21.00 — «Время». Информационная программа. 21.30—Цветное те левидение. «Артлото». 22.45— Спортивная программа. Вторая программа. 19.00 — «Москва». 19.30 — «Новинки грузинской музыки». 20.15 - Цветное телевидение. «Спокой ной ночи, малыши» «Добрый паровозик». 20.30 — «Отвечает на вопросы москвичей». 20.45— «Русская речь». 21.30 — Цвет ное телевидение. «Павел Корча гин». Художественный фильм. Про.довольственные магази ны и заготконтора райпо принимают от населения в неог раниченном количестве продо вольственный картофель по це не 12 копеек за килограмм. 2—3 В Лев-Толстовском комбина те бытового обслуживания на селения с 25 сентября работает шерстобитка. Р А Й О Н Н Ы Й Д О М К У Л Ь Т У Р Ы 27—28 сентября Новый художественный фильм ПУТЬ в ПОЛУТЬМЕ Начало сеансов в 17—19—21 ч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz