Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1974 г. (п. Лев-Толстой)

С л о в о «судьба» часто употребляется в литературе и в разговорной речи, причем в различных значениях. Если спросить рядового верующего из православных, как он понима­ ет судьбу. Он скажет — это действие божьей воли. А чело­ век богословски более грамот­ ный ответит, что вера в судьбу —суеверие и не следует смеши­ вать божественное предопреде­ ление с судьбой. Люди, отошед­ шие от религии, или никогда не бывшие религиозными, как пра­ вило. говорят, что никакой судь­ бы не существует, и лишь неко­ торые из них скажут, что в бога они не верят, но судьба как не­ что непредвиденное и неотвра­ тимое, очевидно, существует. С просьбой разъяснить, что называется судьбой и может ли она влиять на жизнь человека, нередко обращаются к лекторам слушатели антирелигиозных и литературоведческих лекций. Помню, после одной из лекций я получил записку, в которой, в частности, говорилось; «Атеи­ сты утверждают, что вера з судьбу — суеверие. Чем же объяснить, когда некоторые со­ ветские писатели, например. Ибрагим Рахимов и Петр Про­ скурин. назвали свои романы «Судьба»? Все это, естественно, наводит на размышления и тр^ует от­ вета на вопрос в свете науки. Вера в судьбу старше веры в богов современных религий, особенно таких, как христианст во, ислам, буддизм, иудаизм. Уже в рабовладельческих госу­ дарствах Греции и Рима за не­ сколько столетий до возникно­ вения христианства существова­ ла вера в судьбу. Древние гре­ ки верили в трех богинь, кото­ рые якобы определяли судьбы не только людей, но и богов. Погинь этих называли «мойра», что означает участь, доля. В древнем Риме верили в богиню судьбы, случая и счастья Фор­ туну. -• Наука дает основание пола­ гать, что вера в судьбу зароди­ лась еще раньше — в доклассо- БЕСЕДЫ АТЕИСТА РАЗМЫШЛЕНИЕ О С У Д Ь Б Е вом родовом обществе, когда у людей возникли первые пред­ ставления о существовании сверхъестественных сил. Уже тогда появились ложные мысли о том, что над явлениями в ок­ ружающем человека мире и над самими людьми господству­ ет какая-то неотвратимая сила, с которой люди якобы бессиль­ ны бороться. Эта сила пред­ ставлялась недоступной челове­ ческому пониманию. Считалось, что ее намерения лучше всего можно постичь при посредстве гаданий (по звездам, по внут­ ренностям животных, позднее— по линиям ладони, на игральных картах и т. д.). Отсюда до сего времени здравствующие разного рода гадалки и предсказатели, особенно многочисленные в ка­ питалистических странах. Русское слово «судьба» свя­ зано со словом «суд » и в сохра­ нившемся от старины смысле имеет также значение неумоли­ мой сверхъестественной силы. Богословы современных рели­ гий отмежевались от веры в судьбу по тем мотивам, что на их богов (христианскую «трои­ цу», магометанского Аллаха н т. д.) можно влиять в желаемом для верующих направлении мо­ литвами и выполнением соот ветствующих религиозных обря­ дов. Утверждается также, что верующие способны восприни­ мать поучения бога и через это познавать его. При вере в богов, признаваемых всемогущими, судьба, когда-то господствовав­ шая над богами, вытеснена в область бытовых суеверий (ог слова «всуе» — напрасно). Однако сохраняется тесная связь между верой в бога и ве­ рой в судьбу. Их объединяет об­ щая идейная основа — призна­ ние сверхъестественного. Они выросли на общем корне — при­ давленности людей жизненны­ ми условиями. Всякая религия, как и вера’ в судьбу, обрекает людей на покорность сверхъе­ стественным силам, уводит их от правильного мирюпонимания в царство лжи и са.мообмана. Вера в бога, как бы он ни на зывался, является также суе­ верием. Религиозные и бытовые суе­ верия враждебны науке и до стоинству человека. Человек — не безвольное, пассивное суще­ ство. Все более полно познавая законы природы и общества, лю­ ди шаг за шагом увеличивают свою власть над природой и процессами общественной жиз­ ни. Особенно велики достижении во всех областях общественного развития при социализме. Здесь на основе успешного строитель­ ства материально-технических основ нового общества обеспечи­ вается все возрастающее благо­ состояние не для незначитель­ ного меньшинства, как в усло­ виях эксплуататорского строя, а для всех людей. Создается реальная возможность и посто­ янного Д.УХОВНОГО обогащени.ч каждого человека. Уходят в прошлое религиозные и быто­ вые суеверия, мешающие раз­ вертыванию творческой активно­ сти и инициативы трудящихся. Люди перестают чувствовать себя пешками в руках сверхъе­ стественных сил, а чувствуют се­ бя хозяевами своего жизненного пути. Их судьба все менее за­ висит от разного рода неблаго­ приятных случайностей, кото­ рые преодолеваются организо­ ванностью и энергией трудовых коллективов, преданностью де­ лу народа н сознательностью миллионов отдельных тружени­ ков. В заключение ответим на вопрос, почему словом «судь­ ба» пользуются не только суе­ верные люди, но и люди, борю­ щиеся против суеверий. Для этого обратимся к некоторым сведениям о жизни слов, к нау­ ке о языке. Язык является сред­ ством общения между всеми членами данного народа, кото­ рый на нем говорит. Одним и тем же словом пользуются длл выражения своих мыслей раз­ личные классы, различные груп­ пы населения, люди разных взглядов и убеждений. Тем са­ мым одни и те же слова способ­ ны стать носителями разного содержания. Отсюда нетрудно понять, что различные люди, в данном слу­ чае суеверные и несуеверные, могут использовать и исполь­ зуют одно н то же слово в раз­ личном значении: у первых сло­ во «судьба» связывается-с приз­ нанием сверхъестественного, у вторых это совершенно отсут­ ствует. Нет ничего предосудитель ного, если роман, в котором рассказывается о строителях газопровода Бухара — Урал, о напряженной борьбе людей с препятствиями, о торжестве но­ вой жизни (речь идет о романе Ибрагима Рахимова), писатель назвал «Судьба». Это относится и к одноименному роману Пет­ ра Прюскурина, герои которого действуют в другой, но столь же реальной обстановке. Здесь нет дани сверхъестественному. В названиях этих произведении заложено желание авторов обобщенно, одним вместитель­ ным словом обозначить сложную борьбу люден за свое будущее. Таковы размышления, кото­ рыми мне вкратце хотелось по делиться с читателями. Н. ГУБАНОВ, доктор философских наук, 1 рофессор. В Нанайском р а й о н е Хабаровский край. Сегодняшний день нанайского села — новые ка­ менные дома, школы, промышлен­ ные предприятия, новые современ­ ные профессии. Среди нанайцев есть учителя и врачи, художники и артисты. Нанайский писатель Григорий Хеджер получил Госу­ дарственную премию РСФСР име­ ни Горького за роман-трилогию «Амур широкий». В нанайском районе бережно хранят традиции национального искусства^. Здесь живут мастерицы национального орнамента, самобытные художни- кн-резчикн по дереву н бересте. Чико Киле нз нанайского села Дада — непременный участник выставок народного творчества. Ей присуждена почетная грамота Союза художников РСФСР. На снимке: методист хабаров­ ского Дома народного творчества К. П. Белобородова беседует ср старейшей нанайской мастерицей Чнко Киле. “ Фото Ю. Муравина. (Фотохроника ТАСС). НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАРАКАЛПАКИИ Коллекцию, собранную на круп ­ нейшем в Средней Азии Нукус­ ском юрто-войлочном комбинате, пополнили десять цветных кошм, которые создали К. Айтжанов и С. Торткулбаева. Эти популярные в Каракалпакской автономной рес­ публике мастера перенесли на вой­ лочные полотнища древний нацио­ нальный орнамент. Каждую кош ­ му отличает особая неповтори­ мость красок. Эти образцы — ос­ нова нового производства деко­ ративных «текиметов» — цветных кошм. Кошма была издавна популяр­ ным видом народного промысла в Каракалпакистане. Она украшала юрту, защищала чабанов и земле­ дельцев от ветра, холода и жары. Построенный двенадцать лет на­ зад комбинат выпускал раньше в основном промышленный войлок —для утепления труб, газопрово­ дов. А сейчас здесь, не забывая о нуждах строителей, ежегодно производят 500 тонн бытового войлока. Чтобы наладить выпуск цветной кошмы, коллективу пред­ приятия понадобилось смонтиро­ вать машины, способные обраба­ тывать шерсть высшего качестве. В Каракалпакистане сейчас взят курс на дальнейшее развитие на­ родных промыслов. Тысячи юрт выпускает ежегодно чимбайский комбинат. Легкая и удобная при пегювозке чимбайская юрта стала украшением степей Узбекистана, Казахстана, Туркмении. В Ходжей- ли строится первая в автономной республике ковроткацкая фаб­ рика мощностью 10 тысяч квадрат­ ных метров продукции в год. Сла­ вится своими медниками родина средневекового ученого Абу Рей- хана аль-Бируни — город Бируни. Созданы крупные гончарные це­ хи в Чимбае, Турткуле, намечено открыть их и в других районных центрах автономной республики. М. ЧИМБЕРГЕНОВ. Житомирская область. Советский народ глубоко чтит память героев, павших в боях за освобождение нашей страны от не- -мецко-фашистских захватчиков. В рядах интернациональной партизанской армии, сражавшейся в 1943 году на территории Украины, действовал словацкий партизанский отряд, возглав- .|яе.мый Яном Палепкой. В музее партизан­ ской славы села Словечно недалеко от Овруча хранятся экс­ понаты, документы и фотографии, рассказывающие о совмест­ ном боевом содружестве советских и словацких партизан. На снимке: музей партизанской славы в. селе Словечно. Фото В. Самохоцкого. (Фотохроника ТАСС). Зам. редактора С. КУЗИН. «ПУТЬ ИЛЬИЧА» •ыхохнт три раза в неделм: в * вторник, четверг и субботу. НАШ АДРЕС: Ул. Коммунистическая, 6 Редакция газеты «Путь Ильича» Телефоны: редактора—2-13-83, заместителя редактора—2-14-22, ответственного секретаря — 2-11-12, отдела экономики сель­ ского хозяйства — 2-11-22, от­ дела писем — 2-12-62, бухгал­ терии — 2-14-12. Лев-Толстовская типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ул. Коммунистическая, 6. Телефон: 2-11-13. Тираж 4.002 экз. Заказ Л'» 963 Т Е Л Е В И Д Е Н И Е 26 сентября. Первая програм­ ма. 9.00 — Программа передач. 9.05—Цветное телевидение. Ут­ ренняя гимнастика. 9.20 — Но- вссти. 9.30 — Цветное телеви­ дение. «Мы подружились у Артеке». 10.30 —«Челюскин­ ская эпопея». 11.30 — Цветное телевидение. «Творчество наро­ дов мира». 15.00 — Программ,! передач. 15.05 — Премьера телевизионного документально­ го фильма «.Моя Осетия». 15.50 —«Шахматная школа». 16.20— —«.М. Горький — певен рабг>- чего класса». 17.00 — Р. Шу­ ман — Концерт для виолонче­ ли с оркестром. 17.30 — «Па­ мять огненных лет». 18.00 — Новости. 18.15 — Цветное те­ левидение. «Загадки и отгад­ ки». 18.35 — «Играй, мой ба­ ян». 19.05 — «Навстречу ново­ му учебному году в сети пар­ тийного просвещения». 19.35 — Цветное телевидение. Премьера телевизионного многосерийно­ го ху.тожественного фильма «Ну, что же ты, папа!» 2-я се­ рия. 21.00—«В'ремя». Информа­ ционная программа. 21 30 — —«ЛГастера искусств». 22.50 — Цветное телевидение. Концерт. Вторая программа. 20.00 — Реклама. 20.15 — Цветное те­ левидение. «Спокойной ночи малыши!» «Тетя Валя расска­ зывает...» 20.30 — Для юно­ шества. «От 14 до 18». 21.00— «Наука сегодня». 21.30 — «Первая девушка» Художест- ьенный фильм. 27 сентября. Первая програм­ ма. 9.00 — Программа передач. 9.05 — Цветное телевидение Утренняя гимнастика. 9.20 — Нсвости. 9.30 — Цветное теле­ видение. Программа мульти пликационных фильмов: «Чу­ ня», «Вовка в тридевятом цар­ стве». 10.00 — «Играй, мо '1 баян». 10.30 — «.Мастера ис­ кусств». 15.05 -- Программа передач. 15.10 — Премьера телевизионного документаль­ ною фильма «Товарищ Серго». 15.45 — «Очерки истории ни­ шей Родины». 16.15 — «Брига- дг». Телевизионный очерк. 16.45 —Концерт. 17.15 — «Книжная лавка». 18.00 — Новости. 18.15 —Цветное телеви.гение. «Поч­ тальон и почта». 18..30 — «В рнонерской республике нашей» 19.00 — На вопросы телезрите­ лей отвечает член-корреспон­ дент АН СССР В. Г. Афанась ев. 19.35 — Премьера телевизи­ онного многосерийного худо­ жественного фильма «Ну, что же ты, папа!» 3-я серия. 21.00 — «Время». Информационная программа. 21.30—Цветное те­ левидение. «Артлото». 22.45— Спортивная программа. Вторая программа. 19.00 — «Москва». 19.30 — «Новинки грузинской музыки». 20.15 - Цветное телевидение. «Спокой­ ной ночи, малыши» «Добрый паровозик». 20.30 — «Отвечает на вопросы москвичей». 20.45— «Русская речь». 21.30 — Цвет­ ное телевидение. «Павел Корча­ гин». Художественный фильм. Про.довольственные магази­ ны и заготконтора райпо принимают от населения в неог­ раниченном количестве продо­ вольственный картофель по це­ не 12 копеек за килограмм. 2—3 В Лев-Толстовском комбина­ те бытового обслуживания на­ селения с 25 сентября работает шерстобитка. Р А Й О Н Н Ы Й Д О М К У Л Ь Т У Р Ы 27—28 сентября Новый художественный фильм ПУТЬ в ПОЛУТЬМЕ Начало сеансов в 17—19—21 ч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz