Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

с ПР АЗ ДНИКОМ, ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ! Завтра — День учйтеля. Ны­ нешний праздник особенный. Он отмечается в необычной обста­ новке: утвержденные Верхов- ны.м Совето.м СССР Основы За ­ конодательства о народном об­ разовании и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сельской школе вызва ли новый подъем творческой энергии учительства, привлекли особое внимание общественно­ сти к вопросам просвещения. 1".ынолняя решения XXIV съез­ да КПСС, работники народного образования района настойчиво борются за повышение качест­ ва обучения н воспитания .моло­ дого поколения, за осуществле­ ние перехода ко всеобщему среднему образованию. В районе из года в год по­ вышается успеваемость и каче­ ство знаний учащихся, увеличи­ вается число школ, где целые коллективы добиваются полной .успеваемости. Ыесколько лет подряд работают без второгод­ ников Кругловская, Новочемо- дановская восьмилетние школы. В истекшем учебном году в пя­ ти восьмилетних школах из 15 не было второгодников. Полной .успеваемости добились почти во всех начальных школах. В школах нашего района и детских дошкольных учрежде­ ниях трудятся около 350 учите­ лей и воспитателей. Многие из них стали настоящими масте­ рами педагогического труда, но­ сителями передовой практики обучения и воспитания детей. Среди них В. П. Чернова и Л. Я. Родионова из Лев-Толстов- ской средней, В. И. Сиротина, .V. П. Алабина. М. С. Полежае­ ва из средней школы Л"» 42 име­ ни Л. Н. Толстого, Н. Я. Нести- форова из Гагаринской средней. В. А. Вель.месова из Топовской восьмилетней. В. П. Черняева из Астаповскон вось.милетней, В. .V. Самохина из Троицкой. Е. А. Белоножкина из Барятин­ ской начальной школ и многие другие. Они хорошо учат детей, развивают и поддерживают у них интерес к учебе, жажду к ВЫСОКАЯ МИССИЯ знаниям, понимая, что забота об улучшении качества препода­ вания является особенно посто­ янной сегодня, в условиях на­ учно-технического прогресса. Решающую роль в повьшю- нии эффективности учебно-вос­ питательного процесса, заинте­ ресованности учащихся играет создание современных учебных кабинетов. Если их оборудова­ ние несколько лет тому назад было делом отдельных энтузиа­ стов — директоров, учителей школ, то теперь — это требо­ вание жизни. По кабинетной си­ стеме обучения работают сей­ час средние школы поселка, То- повская восьмилетняя и другие. Ведется переход на кабинетную систему обучения в других сред­ них и восьмилетних школах, но очень медленно. Задача состоит в том, чтобы каждому учителю, каждому предметнику заняться оборудование.м кабинетов. Начало текущего учебного года в школах района ознаме­ новалось дальнейшим повыше­ нием уровня учебно-воспита­ тельной работы. Учителя отве­ чают практическими делами на заботу партии и правительства о народном образовании. Но у нас еще много нерешен­ ных проблем. Нельзя мириться с тем, что значительная часть учащихся не успевает. Вызы­ вает тревогу невоюокое качест­ во знаний учащихся в ряде школ. Многие учащиеся перехо­ дят из класса в класс с посред­ ственными знаниями по многим предметам. Особое внимание должно быть обращено на ук­ репление учебно-.материальной базы школ. Каждый педагогический кол­ лектив обязан принять все ме­ ры к безусловному выполнению учебных планов и программ по каждому предмету, выполнению контрольных, лабораторных и практических работ. Усилия педагогических кол­ лективов должны быть направ­ лены на значительное улучше­ ние трудового воспитания и профессиональной ориентация, совершенствование нравствен­ ного, эстетического, правового и физического развития школь­ ников. Коммунистическая партия. Советское государство, весь наш народ глубоко уважают учителя. Он всегда чувствует партийное руководство, принци­ пиальную требовательность партии, ее постоянную помощь и заботу. Выступая на Всесоюз­ ном съезде учителей, Л. И. Брежнев сказал: «Учитель, об­ разно говоря, осуществляет связь времен. Он звено в цепи поколений». Будем же достойны этой вы­ сокой миссии! С. ХОЖАИНОВ. заведующий роно. ЧУДЕСНЫЙ .)1Н1’ 10Й1АН1Н На любимом у р о к е в школе тихо: идут занятия. Особешир интррегио в карпшето истории. !1дрсь ведет уррпс учи- тел1. 1шгринй <1>едор1РВИЧ Хау- етов. Он 1 )аееказывает так ии- те 11 есн 1 Р, что через .минуту :т- р'рынаешь, где находишься: пе­ ред глазами предстает револю­ ционный Париж и, кажется, Грудто бы Т 1.1 сама сражаешься иа баррикадах вместе с отваж­ ными коммунарами... Квгеиип Федорович задает иртросы. Поднимаются маль­ чишки II девчонки, четко отве- чакрт учителю. С 1 )азу видно, что хорошо знают и любят этот предмет. Да и как не любить егрр, сели эту любовь привил нам 1 и 1 геннй Федорович. За многолетнюю работу он выпус- ТИ.1 не одно поколение ребят, которые благодарны ему за его . нрроовь и отзывчивость, за его даброту. П пусть бу.дет уверен 1'жге||||й Федорович, чтрр мы ео- храмнм теплр! его доброты и су- М 1 ‘р‘м от.дать его людям. |•л^геиIIЙ Федррровнч не раз раегказывал о своих студенче­ ских годах, о своей юности, р р'ррм, как ррн воева.т. Ему блн- 31 РК наш чир и интересы, п он умеег вместе с вами мечтать. От .этррпр 1 Н 1 становится простым и близким нам. И, наверное, нсрзтому ребята охотжр делятся (• Евгением Федоровичем свои­ ми срркровеннымн мыслями. Тишину нарушает басовитый зшриок. Очень жаль, что урок кончился так быстро. Перемена, шр |)сбята ие спешат покинуть класс. Псе собрались вокруг \чите. 1 Я... 3. КОРОТЕЕВ.Л. юикор. Октябрьский ветер метет по до­ рогам разноцветную листву, треп­ лет еще зеленокудрый ивняк, буй­ ствующий по берегам Ягодной Рясьр. В синей воде тихой речуш­ ки, разделяющей село Топки на две половины, четко отражаются аккуратные домики. Валентина Алексеевна Бельмесова, учитель­ ница местной восьмилетки, всей душой полюбила эти красивьре ме­ ста. Двенадцатьрй год преподает она биологию, учит детей познавать чудесньрй мир природьр. Молодой педагог старается привить своим ученикам чувство любви к род­ ному краю. Валентина Алексеевна развернула в школе большую опьртническую работу. Она хочет доказать, что на нашей богатой черноземами земле можно куль­ тивировать многие необычные для здешних мест виды сельскохозяй­ ственных культур. На опытном и коллекционном участках, заведует которыми биолог, в этом году их произрастало 118 видов. Учительница сумела поставить опытничество на высокой научной основе. Учащиеся школы прово­ дят различные эксперименты на делянках огорода по заданиям Всесоюзного института растение­ водства, Воронежской опытной станции. Краснодарского научно- исследовательского института. Удивляются в селе, глядя на подсолнечник белозерный сорта «Гигант». До четырех метров вы­ махал ввысь, а макушка — с доб­ рое решето, — и семечки отбор­ ные. Нынешним летом все любо­ вались цветной, кольраби, брюс­ сельской, краснокочанной и дру­ гими видами капусты. С ранней весны школьное опыт­ ное поле было расцвечено яркими красками цветов. Благоухающие ароматами нежные пионы, розы радовали мальчишек и девчонок, которые с трогательной заботой ухаживали за насаждениями. Все пето они по очереди трудились на участке. Валентина Алексеевна вспомина­ ет тот день, когда она впервые пе­ реступила порог этой школы. Бы­ ло и радостно, и тревожно. Она сама была только что со школьной скамьи. После окончания Мичурин­ ского сельскохозяйственного тех­ никума с дипломом агронома по просьбе районного отдела народ­ ного образования она приехала в Топки. — Тогда но хватало учителей биологии, — рассказывает Вален­ тина Алексеевна. — Работа с деть­ ми мне нравилась, вот и согласи­ лась. Сразу же поступила на заоч­ ное отделение Мичуринского пе­ дагогического института. И не­ сколько лет назад успешно закон­ чила биологический факультет. Три года назад в селе построи­ ли новую школу. И Валентина Алексеевна радовалась вместе с учениками светлым, просторным классам: вот теперь-то здесь есть где развернуться. Осуществилась давняя мечта всего коллектива, и учителя сразу стали прикидьшать, как лучше оборудовать кабинеты. Взялась за дело и она. Под руко­ водством учительницы школьники четвертых-восьмых классов собра­ ли богатые коллекции местных ра­ стений, образцы пород почвы, ви­ ды выращиваемых в совхозе куль­ тур. Трудились все с увлечением, и вскоре кабинет биологии стал своеобразным методическим цент­ ром в районе для учителей по это­ му предмету. В Топовской школе ^ыл проведен специальный семи­ нар. ...На уроках Валентины Алексе­ евны Бельмесовой царит деловая обстановка. Ученики с жадностью ловят каждое ее слово. А она, по­ добно волшебнику, раскрывает им секреты живой материи: вводит в тайны строения клетки листа, учит ценить и видеть совершенст­ во форм растений и животных... И перед детьми раскрывается чу­ десный мир познания. Ю. РУДАКОВ. Па снимке: В. А. Бельмесова. Фото А. Гавриловой. К о л л е к т и в преподавателей Знаменской восьмилетней школы в своей оаботе большое внимание уделяет профессио­ нальной ориентации учащихся. Выбор профессии в конечном счете определяет жизненный путь человека. Поэтому очень ваншо в период формирования подростка, как личности, воспи­ тать в нем все те качества, ко­ торые необходи.мы для плодо­ творной трудовой деятельности. Немалую помощь в этом ока­ зывает руководство совхоза «Знаменский». Между коллек­ тивом школы н тружениками хо­ зяйства поддерживается самая тесная связь. Учащиеся живо интересуются нроизво-'ственны- ми вопросами и полеводства, и животноводства, часто соверша­ ют экскурсии на фермы, в сов­ хозную мастерскую. Труд родителей в выборе про­ фессии подчас играет решающую роль, и поэтому учительский коллектив всегда идет навстре­ чу тем учащимся, которые изъ­ являют желание в свободное время помогать отцам, матерям. С большим удовольствием по­ могают своим родителям на жи­ вотноводческих фермах восьми­ классницы Люба Куняева. Валя Матвеева, учащаяся 7 класса Лида Торшина, Лена Макеева 113 5 класса, четвероклассник Игорь Зайцев. СВЯЗЬ с жизнью Ие случайно после окончания школы остались работать в род­ ном хозяйстве Владимир Вар- чев, Николай Блуднищев, Миха­ ил Анисимов. Сейчас они тру­ дятся в совхозной мастерской слесарями. Выпускник прошло­ го года .Михаил Матвеев рабо­ тает трактористом. Не изменил своему решению остаться в хо­ зяйстве и Владимир Максимов. Кстати, почти все они продолжа­ ют свое образование в вечерней школе. Традиционными стали в шко­ ле встречи с руководителями совхоза и передовика.ми произ­ водства. Надолго останется в памяти ребят вечер под названием «Связь трех поколений*, на ко­ торый были приглашены первый председатель бывшего колхоза в селе Знаменке Лаврентий Фи­ липпович Вдовин, старейший ра­ ботник хозяйства —кузнец Алек­ сей Егорович Гусев н другие ве­ тераны труда. В прошлом году не менее ин­ тересно прошла встреча с вете- панами народного образования. Перед учащимися выступили бывший директор Знаменской сельской школы заслуженный учитель РСФСР Анна Алексеев­ на Дубинина, учителя, много лет проработавшие в этой шко­ ле. Антонина Алексеевна Сели­ верстова, Елизавета Петровна Цуканова. Каждый классный руководи­ тель ежедневно п 1 Х)водит с уча­ щимися беседы о труде. Причем перед учащимися старших клас­ сов ставятся глубокие и серьез­ ные вопросы. В 7 —8 классах, например, в ближайшее время будут проведены беседы «Кого называют ударником коммуни­ стического труда?», «Что такое НОТ?». Немалая работа проделана созданным в школе ученическим производственным звеном. Ре­ бята на площади трех гектаров посадили капусту и помидоры. Сами ухаживали за растениями, поливали, вносили удобрения— и вырастили хороший урожай овощей. В период жатвы звено отлично потрудилось на очист­ ке и транспортировке зерна. Учащиеся начальных классов на 77 гектарах, занятых под семен­ ной пшеницей, провели видовую прополку. При задании шесть гектаров школьники за четыре дня убрали картофель с площа­ ди около девяти гектаров, а так­ же выбрали 12 тонн семенного картофеля. Недавно на торжественной раднолинейке секретарь партко­ ма совхоза Д. Н. Мерзликип го­ рячо поблагодарил учащихся за большой вклад в совхозное про­ изводство. Многих ребят руко­ водство хозяйства представило к награждению денежными пре­ миями. Немало и других добоых дел на счету учащихся нашей шко­ лы. По заданию Московского института клубнеплодов и Во­ ронежского института растение­ водства ребята вырастили 15 сортов картофеля и 12 —проса. Слово.\ 1 , учительский коллек­ тив стремится привить детям любовь.к труду в самых его раз­ нообразных проявлениях, всеми доступными средствами. И сегодня, накануне праздни­ ка Дня учителя, мне хочется сказать, что паши педагоги и впредь будут уделять такому важному вопросу, как профори­ ентация учащихся, неослабное внимание. Л. ОСЕТРОВА, директор Знаменской воеьмн- летнен школы. На снимке: учительница Алек- сан.дра Павловна Рязанцева про­ водит с учащимися очередную бе­ седу по профориенташш. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz