Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

с АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛА НА новом ЭТАПЕ в прошедшую пятницу состоялось пленарное заседание ав­ густовского совещания учителей района. С докладом «О зада­ чах учителей района в свете постановления ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» высту пил секретарь райкома КПСС В. В. АЛЕКСАНДРОВ. С докла­ дом «Об итогах учебно-воспитательной работы школ района за 1972—1973 учебный год» выступил заведующий роно С. П. АОЖАИНОВ. В прениях выступили 10 человек. В работе совещания при­ нял участие первый секретарь райкома КПСС А. С. ГУСАНОВ. Ниже публикуются заметки с пленарного совещания. Н А СВОЕ традиционное ав­ густовское совещание учи­ теля района приехали под впе­ чатлением постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сельской школе, VI сес­ сии Верховного Совета СССР, которая утвердила основы зако­ нодательства по народному об­ разованию. Во всех этих доку­ ментах определена широкая про­ грамма развития и совершенст­ вования народного образования, знаменующая собой целый этап. Чего достигли педагогические коллективы школ района, как лучше приступить к выполнению этой большой программы, что предстоит сделать уже в насту­ пающем учебном году, — об этом говорили докладчики и вы­ ступающие. Среди условий, необходимых для осуществления среднего образования, первостепенное значение имеет выполнение за­ кона о всеобщем восьмилетием обучении. В прошлом учебном году в этом направлении в рай­ оне имелись некоторые сдвиги. Однако, у нас еще есть школы, где учащиеся боосают учебу, не окончив вось.мн классов. Осо­ бенно тревожно с этим в Гага­ ринской средней, Карповской восьмилетней школах. Стопроцентное выполнение восьмилетиего всеобуча — пер­ вый показатель, который харак­ теризует воспитательную дея­ тельность педагогических кол­ лективов. Поэто.му каждый слу­ чай отсева необходимо тщатель­ но разбирать, принимать все ме­ ры, чтобы возвратить ученика в школу. Верным путем для выполне­ ния закона о восьмилетием псеобуче является совершенст­ вование учебно-воспитательно­ го процесса в школе, такая его организация, которая предот­ вращает отсев и второгодниче­ ство. Вопросы учебной и воспи­ тательной ра^ты стояли в центре внимания совещания. Выло отмечено, что в прошлом учебном году повысилась успе­ ваемость, сократилось количест­ во второгодников. В 23 школах из 39 достигнута стопроцентная успеваемость. Более 200 учите­ лей не имеют второгодников. Наиболее успешно закончили учебный год следующие школы: Ли 42 имени Л. Н. Толстого, Зо­ лотушинская средние, Митягин- ская, Кругловская, Кузовлев- ская восьмилетние. Однако в Астаповской, Первомайской ус­ певаемость по сравнению с 1971 — 1972 учебным годом снизилась. Ухудшилось качест­ во знаний в Лев-Толстовской и Гагаринской средних школах. Результаты майских конт­ рольных работ показали, что много недостатков имеется в преподавании математики и рус­ ского языка. Приводился такой факт. Значительная часть вось­ миклассников не умеет выде­ лять причастные и деепричаст­ ные обороты, многие не овладели правописанием падежных окон­ чаний имен существительных и прилагательных. Есть недостатки в препода­ вании литературы. биологии, физики и других предметов. Причин здесь много. Но одной из главных, как подчеркивалось в докладах и выступлениях, яв­ ляется то, что в районе значи­ тельная часть учителей не име­ ет высшего образования, В рай­ оне 36 учителей 1.Х—X клас­ сов не имеют высшего образо­ вания и не 5 'чатся. На совеща­ нии выступил ректор Липецкого пединститута Б. Н. Бабин. Он отметил, что некоторые учителя недобросовестно учатся на за- очно.м отделении. Он также сказал. что очень мало выпускников школ района избирает профессию учи­ теля. В нынешне,м году, напри­ мер. в ЛГПИ подали заявление лишь девять выпускников, что меньше, чем в любо.м друго.м районе области. Этим во ,многом и объясняется текучесть педа­ гогических кадров; практика по­ казала. что окончившие инсти­ тут охотно едут в свои родные села, в свой район и остаются работать там. В районе много учителей, ко­ торые работают творчески, доби­ ваются высокой успеваемости учащихся. К ним относится М. В. Кочкина, О. А. Полякова. В. И. Больных, Н. Я. Нестифо- рова и другие. Но опыт их ра боты распространяется слабо. Много недостатков и в работе кустовых .методических объеди­ нений. Среди многих проблем совре­ менной педагогической науки и практики в центре внимания сейчас переход на кабинетную систему обучения. Эта система открывает большие возможности для совершенствования качест­ ва обучения, создает условия для повышения эффективности урока, комплексного использо­ вания технических средств, на­ учной организации труда учите­ ля. Яркое тому подтверждение — опыт Лев-Толстовской сред­ ней и Топовской восьмилетнен школ. В новом учебном году нач­ нется переход на кабинетную систему в средней школе № 42 имени Л. Н. Толстого, Золоту­ шинской, Гагаринской, Головин- щинской школах. Всего в шко­ лах района предстоит создать 100 кабинетов. Это сложное де­ ло. Его выполнение зависит не только от укрепления и разви­ тия материальной базы, но и от энтузиазма самих учителей. Важнейшей задачей общеоб­ разовательной школы является подготовка учащихся к актив­ ной трудовой и общественной деятельности, сознательному вы­ бору профессии. В школах райо­ на накоплен определенный опыт по организации политехническо­ го обучения и профессиональ ной ориентации учащихся, осо­ бенно в Лев-Толстовской, Зна­ менской, Топовской школах. За­ дача профориентации — это воспитание у школьников инте­ реса, любви к труду земледель­ ца. Сельскохозяйственное про­ изводство — одна из наиболее обширных и жизненно важных отрас.лей экономики страны. И пополнение большой армии зем­ ледельцев молоды.ми образо­ ванными людьми — важнейшая задача сельской школы. В работе по профориентации необходимо использовать такие фор.мы, как ученические произ­ водственные бригады, строи­ тельные отряды, опытничество. .Хорошо поставлена опытниче­ ская работа в Топовской школе. Учитель биологии этой школы В. .Л. Бельмесова рассказала на совещании, что у них создан коллекционный участок. Юные натуралисты ведут переписку с учеными Мичуринского и Крас­ нодарского сельскохозяйствен­ ных инститл'тов. получают от них задания. В нынешнем году выращено много цветов. Рабо­ та на участке заинтересовала многих учащихся. Все это поло­ жительно влияет на успевае­ мость школьников, прививает им радость коллективного труда. Вместе с тем в некоторых школах района работа по п{юф- ориентацни поставлена неудов­ летворительно. Так, в Головин- щинской средней школе два го­ да назад решили организовать факумьтативные занятия для учащихся, но намерения своего не осуществили. В школе пет даже плана работы по профори ентации. Подобное же положе­ ние создалось в Домачевской. Кузовлевской, Загрядчинско >1 восьмилетних школах. Вопросу коммунистического воспитания учащихся было мно­ го впи.мания уделено в докла­ дах и выступлениях первого секретаря райкома ВЛКСМ ,\1. А. Рындина, секретаря ко­ миссии по делам несовершенно­ летних при райисполкоме К,- С. .Лысенко, воспитателя группы продленного дня из Гагарин­ ской средней школы В. И. Горе­ ловой и других. Было отмечено, что в школах получило большое распростра­ нение движение красных сле­ допытов. Яркий то-му пример — Лев-Толстовская средняя шко­ ла, где создана комната боевой славы. Ребята разыскали родст­ венников более сорока воинов, похороненных в нашем поселке. -Заметно улучшилось состояние военно-патриотического воспи­ тания в Новочемодановской. •Знаменской восьмилетних шко­ лах. Однако в воспитательной ра­ боте имеется много недостатков, о чем свидетельствуют случаи правонарушений со стороны уча- ЩИ.ХСЯ. Это является следстви­ ем того, что в отдельных школах запущена профилактическая ра­ бота по предупре-ждению право­ нарушений, мало внимания уде­ ляется трудновоспитуемым де­ тям. В реализации задач коммуни­ стического воспитания важная роль принадлежит комсо.моль- ским и пионерским организаци- я.м школ. Интересно и разнооб­ разно строится работа этих ор­ ганизаций в средних школах по­ селка, Знаменской восьмилет­ ней. Комитеты комсомола и со­ веты дружин вовлекли всех чле­ нов ВЛКСМ и пионеров в раз­ личные предметные кружки. Учащиеся этих школ ведут сбор металлолома, .макулатуры, а вы­ рученные деньги перечисляют во Всесоюзный фонд «Пионер- стрся». Но и здесь есть недостатки. В комсомольской и пионерской ра­ боте слабо используются зна­ ния, полученные ребятами па уроках. В школах есть комсо­ мольцы и пионеры, которые не успевают, остаются на второй год. Исправить эти недостатки можно лишь последовательной целенаправленной работой все.х учителей, пионервожатых, ком­ сомольских работников. Необхо­ димо быстрее преодолеть пороч­ ную практику деятельности от «мероприятия до мероприятия». Улучшение всего учебно-вос­ питательного процесса во мно­ гом зависит от состояния мате­ риально-технической базы на­ ших школ. За прошедшие пять лет сданы в эксплуатацию зда­ ния Золотупшнской, Головии- щипскон средних. Топовской. Ильинской во<-ьмнлетних школ. В настоящее время строится здание Первомайской и Ммтя- гиископ школ. Директор средней школы Л'о 42 имени Л. Н. Тол­ стого Б. И. Кузовкпп 11 ассказал, что в их школе построен интер­ нат на 120 мест. В укреплении материальной базы школ активное участие при- нн.мают коллективы предприя­ тий промышленности и транс­ порта, колхозов и совхозов рай­ она. Примером в этом могут слу­ жить совхоз имени М. Го 1 )ького. колхоз «Красный путиловец', дистанция пути. В соответствии с планом раз­ вития народного образования до конца пятилетки в районе две восьмилетние школы будут пре­ образованы в средние, умень­ шится количество начальных школ. Поэтому при средних шко­ лах необходимо строить интер­ наты. Там, где это необходимо, будут строиться дома для учите­ лей. И при тако.м объеме строи­ тельных работ без привлечения средств колхозов и сов.хозов ни­ как не обойтись. Должны возра­ сти их вложения на приобрете­ ние оборудования и техники для школьных мастерских, техниче­ ских средств обучения, спортив­ ного инвентаря и т. д. К этому обязывает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», в котором говорится о дальнейшем развитии матери­ альной базы школ за счет средств колхозов и совхозов. Па совещании были обсужде­ ны также вопросы улучшения заочного образования молоде­ жи, дошкольного воспитания и другие. Совещание прошло под зна­ ком того, что школьное дело — дело партийное, государствен­ ное. Учителя выразили уверен­ ность, что опираясь па широкую помощь и поддержку партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, сельские Советы, приложат все силы, знания и опыт, чтобы создать необходи­ мые условия для улучшения ра­ боты общеобразовательной шко­ лы. УРОУКАЙ КАРТОФЕЛЯ РАДУЕТ Десять лет я уже выращиваю картофель. В текущем году по­ севы его у нас в Центральном отделении составляют 200 гек­ таров. Плантация закреплена за четырьмя .механизаторами. Вме­ сте со мной, в частности, тру­ дятся Александр Букатин, Гри­ горий Марухнн. Мы са.мн сади- ■ти клубни, обрабатывали поле, а теперь будем и убирать. Урожай нынче хороший. Ду­ маю, что центнеров по 140 с каждого гектара собере.м. К'онеч- но. большое влияние на это ока­ зало достаточное увлажнение почвы. Но мы не жалели сил и для у.хода за плантацией. Осенью в почву было внесено .много пе­ регноя, а зате.м при посадке клубней внесли и минеральные удобрения. Чтобы уничтожить сорняки, провели междурядную обработку и окучивание рядков. Для уборки клубней у нас в отделении и.меется четыре кар­ тофелекопателя и четыре ком­ байна. Как показывает практика прошлых лет, наиболее успешно мы использовали копатели, а комбайны не дали желае.мого эффекта. В прошлом году, на­ пример, почва была сильно ис­ сушена, поэто.му комбайны за­ бивало глыбами земли. По нын­ че мы. конечно, попытаемся их применить. Воз.можно, что дело пойдет лучше. Есть еще предло­ жение использовать комбайны только для подбора клубней. Как только начнется уборка, мы Испытаем все варианты, бу- •Лем стараться закончить копку в к'ороткпе сроки. Главная паша задача — сполна убрать бога­ тый уронсай, дать больше кар тофеля государству. По плану наше отделение должно сдать 1.000 тонн клубней. С учетом видов на урожай .это задание мы. конечно, выполним и имеем возможность продать дополни­ тельное количество картофеля. Технику к уборке мы подго­ товили своев 1 Юменно. Но обста­ новка нынче сложилась такая, что приходится одновременно выполнять ряд полевых работ. Поэтому мы сейчас оказываем по.мощь в косовице и снлосова- ипи кукурузы. А как только по­ дойдут с)юки копки клубней, приложим все силы, чтобы за­ вершить эту работу быстро и с Х 01 ЮШН.Ч качеством. В. ЕР,МИЛОВ, картофелевод совхоза «Зиа.менскнй». Н ЕСКОЛЬКО лет назад в Центральном отделении сов­ хоза имени М. Горького была от­ крыта столовая. Помнится, в первые месяцы не все было хо­ рошо там. Но вот заведовать столовой стала Валентина Пет­ ровна Фили.монова. Она с боль- ши.м желанием взялась за не­ легкое дело. И за короткое вре­ мя добилась, чтобы обеды в сто- С К Р О М Н Ы Е Т Р У Ж Е Н И Ц Ы ловой нравились .механизаторам, приезжим строителям и всем, кто заходит сюда поесть. Заслуга в этом принадлежит и повару Валентине Александ­ ровне Малаховой. В период Уборки урожая она не жалеет сил, чтобы вовремя приготовить пищу для хлеборобов. На току, где я работаю, в тракторной бригаде часто мож­ но услышать благодарность скромным труженицам В. П. Филимоновой и В, А. Малахо­ вой. И. ОЛЬШЕВСКИЙ. рабочий. На помощь хлеборобам района в ,тнп уборки приехало много ра­ бочих промышленных преднрнятин. И среди них шофер из Лниецко- го монтажного уираилення «Юговостокэлектро.чонтлЖ' .Ллександр Прокофьевич Корнилов. С начала жатвы он работает на перевозках зерна в колхозе «Красный путиловец». По 13—14 рейсов от ко.мбайнон на ток дела .1 водитель в погожие дни. Он перевез более 5.000 центнеров зерна. .\лександр Прокофьевич возил зерно и на .хлебоприемный п\нкт. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz