Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)
с АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛА НА новом ЭТАПЕ в прошедшую пятницу состоялось пленарное заседание ав густовского совещания учителей района. С докладом «О зада чах учителей района в свете постановления ЦК КПСС и Сове та Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» высту пил секретарь райкома КПСС В. В. АЛЕКСАНДРОВ. С докла дом «Об итогах учебно-воспитательной работы школ района за 1972—1973 учебный год» выступил заведующий роно С. П. АОЖАИНОВ. В прениях выступили 10 человек. В работе совещания при нял участие первый секретарь райкома КПСС А. С. ГУСАНОВ. Ниже публикуются заметки с пленарного совещания. Н А СВОЕ традиционное ав густовское совещание учи теля района приехали под впе чатлением постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сельской школе, VI сес сии Верховного Совета СССР, которая утвердила основы зако нодательства по народному об разованию. Во всех этих доку ментах определена широкая про грамма развития и совершенст вования народного образования, знаменующая собой целый этап. Чего достигли педагогические коллективы школ района, как лучше приступить к выполнению этой большой программы, что предстоит сделать уже в насту пающем учебном году, — об этом говорили докладчики и вы ступающие. Среди условий, необходимых для осуществления среднего образования, первостепенное значение имеет выполнение за кона о всеобщем восьмилетием обучении. В прошлом учебном году в этом направлении в рай оне имелись некоторые сдвиги. Однако, у нас еще есть школы, где учащиеся боосают учебу, не окончив вось.мн классов. Осо бенно тревожно с этим в Гага ринской средней, Карповской восьмилетней школах. Стопроцентное выполнение восьмилетиего всеобуча — пер вый показатель, который харак теризует воспитательную дея тельность педагогических кол лективов. Поэто.му каждый слу чай отсева необходимо тщатель но разбирать, принимать все ме ры, чтобы возвратить ученика в школу. Верным путем для выполне ния закона о восьмилетием псеобуче является совершенст вование учебно-воспитательно го процесса в школе, такая его организация, которая предот вращает отсев и второгодниче ство. Вопросы учебной и воспи тательной ра^ты стояли в центре внимания совещания. Выло отмечено, что в прошлом учебном году повысилась успе ваемость, сократилось количест во второгодников. В 23 школах из 39 достигнута стопроцентная успеваемость. Более 200 учите лей не имеют второгодников. Наиболее успешно закончили учебный год следующие школы: Ли 42 имени Л. Н. Толстого, Зо лотушинская средние, Митягин- ская, Кругловская, Кузовлев- ская восьмилетние. Однако в Астаповской, Первомайской ус певаемость по сравнению с 1971 — 1972 учебным годом снизилась. Ухудшилось качест во знаний в Лев-Толстовской и Гагаринской средних школах. Результаты майских конт рольных работ показали, что много недостатков имеется в преподавании математики и рус ского языка. Приводился такой факт. Значительная часть вось миклассников не умеет выде лять причастные и деепричаст ные обороты, многие не овладели правописанием падежных окон чаний имен существительных и прилагательных. Есть недостатки в препода вании литературы. биологии, физики и других предметов. Причин здесь много. Но одной из главных, как подчеркивалось в докладах и выступлениях, яв ляется то, что в районе значи тельная часть учителей не име ет высшего образования, В рай оне 36 учителей 1.Х—X клас сов не имеют высшего образо вания и не 5 'чатся. На совеща нии выступил ректор Липецкого пединститута Б. Н. Бабин. Он отметил, что некоторые учителя недобросовестно учатся на за- очно.м отделении. Он также сказал. что очень мало выпускников школ района избирает профессию учи теля. В нынешне,м году, напри мер. в ЛГПИ подали заявление лишь девять выпускников, что меньше, чем в любо.м друго.м районе области. Этим во ,многом и объясняется текучесть педа гогических кадров; практика по казала. что окончившие инсти тут охотно едут в свои родные села, в свой район и остаются работать там. В районе много учителей, ко торые работают творчески, доби ваются высокой успеваемости учащихся. К ним относится М. В. Кочкина, О. А. Полякова. В. И. Больных, Н. Я. Нестифо- рова и другие. Но опыт их ра боты распространяется слабо. Много недостатков и в работе кустовых .методических объеди нений. Среди многих проблем совре менной педагогической науки и практики в центре внимания сейчас переход на кабинетную систему обучения. Эта система открывает большие возможности для совершенствования качест ва обучения, создает условия для повышения эффективности урока, комплексного использо вания технических средств, на учной организации труда учите ля. Яркое тому подтверждение — опыт Лев-Толстовской сред ней и Топовской восьмилетнен школ. В новом учебном году нач нется переход на кабинетную систему в средней школе № 42 имени Л. Н. Толстого, Золоту шинской, Гагаринской, Головин- щинской школах. Всего в шко лах района предстоит создать 100 кабинетов. Это сложное де ло. Его выполнение зависит не только от укрепления и разви тия материальной базы, но и от энтузиазма самих учителей. Важнейшей задачей общеоб разовательной школы является подготовка учащихся к актив ной трудовой и общественной деятельности, сознательному вы бору профессии. В школах райо на накоплен определенный опыт по организации политехническо го обучения и профессиональ ной ориентации учащихся, осо бенно в Лев-Толстовской, Зна менской, Топовской школах. За дача профориентации — это воспитание у школьников инте реса, любви к труду земледель ца. Сельскохозяйственное про изводство — одна из наиболее обширных и жизненно важных отрас.лей экономики страны. И пополнение большой армии зем ледельцев молоды.ми образо ванными людьми — важнейшая задача сельской школы. В работе по профориентации необходимо использовать такие фор.мы, как ученические произ водственные бригады, строи тельные отряды, опытничество. .Хорошо поставлена опытниче ская работа в Топовской школе. Учитель биологии этой школы В. .Л. Бельмесова рассказала на совещании, что у них создан коллекционный участок. Юные натуралисты ведут переписку с учеными Мичуринского и Крас нодарского сельскохозяйствен ных инститл'тов. получают от них задания. В нынешнем году выращено много цветов. Рабо та на участке заинтересовала многих учащихся. Все это поло жительно влияет на успевае мость школьников, прививает им радость коллективного труда. Вместе с тем в некоторых школах района работа по п{юф- ориентацни поставлена неудов летворительно. Так, в Головин- щинской средней школе два го да назад решили организовать факумьтативные занятия для учащихся, но намерения своего не осуществили. В школе пет даже плана работы по профори ентации. Подобное же положе ние создалось в Домачевской. Кузовлевской, Загрядчинско >1 восьмилетних школах. Вопросу коммунистического воспитания учащихся было мно го впи.мания уделено в докла дах и выступлениях первого секретаря райкома ВЛКСМ ,\1. А. Рындина, секретаря ко миссии по делам несовершенно летних при райисполкоме К,- С. .Лысенко, воспитателя группы продленного дня из Гагарин ской средней школы В. И. Горе ловой и других. Было отмечено, что в школах получило большое распростра нение движение красных сле допытов. Яркий то-му пример — Лев-Толстовская средняя шко ла, где создана комната боевой славы. Ребята разыскали родст венников более сорока воинов, похороненных в нашем поселке. -Заметно улучшилось состояние военно-патриотического воспи тания в Новочемодановской. •Знаменской восьмилетних шко лах. Однако в воспитательной ра боте имеется много недостатков, о чем свидетельствуют случаи правонарушений со стороны уча- ЩИ.ХСЯ. Это является следстви ем того, что в отдельных школах запущена профилактическая ра бота по предупре-ждению право нарушений, мало внимания уде ляется трудновоспитуемым де тям. В реализации задач коммуни стического воспитания важная роль принадлежит комсо.моль- ским и пионерским организаци- я.м школ. Интересно и разнооб разно строится работа этих ор ганизаций в средних школах по селка, Знаменской восьмилет ней. Комитеты комсомола и со веты дружин вовлекли всех чле нов ВЛКСМ и пионеров в раз личные предметные кружки. Учащиеся этих школ ведут сбор металлолома, .макулатуры, а вы рученные деньги перечисляют во Всесоюзный фонд «Пионер- стрся». Но и здесь есть недостатки. В комсомольской и пионерской ра боте слабо используются зна ния, полученные ребятами па уроках. В школах есть комсо мольцы и пионеры, которые не успевают, остаются на второй год. Исправить эти недостатки можно лишь последовательной целенаправленной работой все.х учителей, пионервожатых, ком сомольских работников. Необхо димо быстрее преодолеть пороч ную практику деятельности от «мероприятия до мероприятия». Улучшение всего учебно-вос питательного процесса во мно гом зависит от состояния мате риально-технической базы на ших школ. За прошедшие пять лет сданы в эксплуатацию зда ния Золотупшнской, Головии- щипскон средних. Топовской. Ильинской во<-ьмнлетних школ. В настоящее время строится здание Первомайской и Ммтя- гиископ школ. Директор средней школы Л'о 42 имени Л. Н. Тол стого Б. И. Кузовкпп 11 ассказал, что в их школе построен интер нат на 120 мест. В укреплении материальной базы школ активное участие при- нн.мают коллективы предприя тий промышленности и транс порта, колхозов и совхозов рай она. Примером в этом могут слу жить совхоз имени М. Го 1 )ького. колхоз «Красный путиловец', дистанция пути. В соответствии с планом раз вития народного образования до конца пятилетки в районе две восьмилетние школы будут пре образованы в средние, умень шится количество начальных школ. Поэтому при средних шко лах необходимо строить интер наты. Там, где это необходимо, будут строиться дома для учите лей. И при тако.м объеме строи тельных работ без привлечения средств колхозов и сов.хозов ни как не обойтись. Должны возра сти их вложения на приобрете ние оборудования и техники для школьных мастерских, техниче ских средств обучения, спортив ного инвентаря и т. д. К этому обязывает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», в котором говорится о дальнейшем развитии матери альной базы школ за счет средств колхозов и совхозов. Па совещании были обсужде ны также вопросы улучшения заочного образования молоде жи, дошкольного воспитания и другие. Совещание прошло под зна ком того, что школьное дело — дело партийное, государствен ное. Учителя выразили уверен ность, что опираясь па широкую помощь и поддержку партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, сельские Советы, приложат все силы, знания и опыт, чтобы создать необходи мые условия для улучшения ра боты общеобразовательной шко лы. УРОУКАЙ КАРТОФЕЛЯ РАДУЕТ Десять лет я уже выращиваю картофель. В текущем году по севы его у нас в Центральном отделении составляют 200 гек таров. Плантация закреплена за четырьмя .механизаторами. Вме сте со мной, в частности, тру дятся Александр Букатин, Гри горий Марухнн. Мы са.мн сади- ■ти клубни, обрабатывали поле, а теперь будем и убирать. Урожай нынче хороший. Ду маю, что центнеров по 140 с каждого гектара собере.м. К'онеч- но. большое влияние на это ока зало достаточное увлажнение почвы. Но мы не жалели сил и для у.хода за плантацией. Осенью в почву было внесено .много пе регноя, а зате.м при посадке клубней внесли и минеральные удобрения. Чтобы уничтожить сорняки, провели междурядную обработку и окучивание рядков. Для уборки клубней у нас в отделении и.меется четыре кар тофелекопателя и четыре ком байна. Как показывает практика прошлых лет, наиболее успешно мы использовали копатели, а комбайны не дали желае.мого эффекта. В прошлом году, на пример, почва была сильно ис сушена, поэто.му комбайны за бивало глыбами земли. По нын че мы. конечно, попытаемся их применить. Воз.можно, что дело пойдет лучше. Есть еще предло жение использовать комбайны только для подбора клубней. Как только начнется уборка, мы Испытаем все варианты, бу- •Лем стараться закончить копку в к'ороткпе сроки. Главная паша задача — сполна убрать бога тый уронсай, дать больше кар тофеля государству. По плану наше отделение должно сдать 1.000 тонн клубней. С учетом видов на урожай .это задание мы. конечно, выполним и имеем возможность продать дополни тельное количество картофеля. Технику к уборке мы подго товили своев 1 Юменно. Но обста новка нынче сложилась такая, что приходится одновременно выполнять ряд полевых работ. Поэтому мы сейчас оказываем по.мощь в косовице и снлосова- ипи кукурузы. А как только по дойдут с)юки копки клубней, приложим все силы, чтобы за вершить эту работу быстро и с Х 01 ЮШН.Ч качеством. В. ЕР,МИЛОВ, картофелевод совхоза «Зиа.менскнй». Н ЕСКОЛЬКО лет назад в Центральном отделении сов хоза имени М. Горького была от крыта столовая. Помнится, в первые месяцы не все было хо рошо там. Но вот заведовать столовой стала Валентина Пет ровна Фили.монова. Она с боль- ши.м желанием взялась за не легкое дело. И за короткое вре мя добилась, чтобы обеды в сто- С К Р О М Н Ы Е Т Р У Ж Е Н И Ц Ы ловой нравились .механизаторам, приезжим строителям и всем, кто заходит сюда поесть. Заслуга в этом принадлежит и повару Валентине Александ ровне Малаховой. В период Уборки урожая она не жалеет сил, чтобы вовремя приготовить пищу для хлеборобов. На току, где я работаю, в тракторной бригаде часто мож но услышать благодарность скромным труженицам В. П. Филимоновой и В, А. Малахо вой. И. ОЛЬШЕВСКИЙ. рабочий. На помощь хлеборобам района в ,тнп уборки приехало много ра бочих промышленных преднрнятин. И среди них шофер из Лниецко- го монтажного уираилення «Юговостокэлектро.чонтлЖ' .Ллександр Прокофьевич Корнилов. С начала жатвы он работает на перевозках зерна в колхозе «Красный путиловец». По 13—14 рейсов от ко.мбайнон на ток дела .1 водитель в погожие дни. Он перевез более 5.000 центнеров зерна. .\лександр Прокофьевич возил зерно и на .хлебоприемный п\нкт. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz