Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)
НЕСТИ З НАНИЯ ЛЮДЯМ— почетнЬш долг лектора ! •■■Г“ II’"" ' ' 4^. -"л •"V ; И З О П Ы Т А Л Е К Ц И О Н Н О Й Р А Б О Т Ы ‘I .... “Чи- ретарь партийной органи зации школы Н. Н. Бачу рина, характеризуя кан дидата в депутаты , особо подчеркивала , что Ан то нина Ф едо тьевн а вот уже многие годы является не штатным лектором рай кома КП СС . И хотя А . Ф . Тушева выполня- ников, родительские собрания и многое др у го е . А сколько внимания требую т хозяйствен ные вопросы, да если еще учесть, что при школе ведется строительство нового интерна та. К тому же Антонина Ф е дотьевна является заведую щей нештатным отделом школ райкома партии. Большую ра боту проводит, будучи д еп у татом районного Совета деп у татов тр удящ ихся , часто встре чается со своими избирателя ми, добивается выполнения их элексир бодрости . Ко гда ви дишь, как внимательно тебя слушаю т , когда после лекции задаю т вопросы, то с удовлет ворением сознаешь , что твое выступление пришлось по д у ше лю дям , вызвало у них тя гу побольше познать в этой обла сти. Поэтому всегда с желани ем идешь на публичные вы ступления , хочется отдать с л у шателям то, что знаешь сама . Антонина Ф едо тьевна спе циализируется на обществен но - политической тематике . 1 В Т О Р А Я П Р О Ф Е С С И Я Н Е ТА К давно мне пришлось побывать на предвыборном собрании коллектива учителей и служащих Лев-Толстовской средней школы . Вопрос повест ки дня был один : выставление кандидата в депутаты район ного Совета депутатов тр уд я щихся. И первой кандидатурой была названа дирек тор школы Антонина Ф едо тьевн а Тушева . Эта кандидатура была едино душно поддержана . Примечательно то, что сек- ет немало и дру ги х обществен ных поручений, упор на ее лек тор скую работу Нина Ни колаевна сделала не зр я : это партийное поручение Антонина Ф едо тьевн а считает своей вто рой профессией . Много времени, конечно, от нимает основная работа . Тут и посещение уроков, разбор их с учителями , производствен ные совещания, педагогические советы , участие в различных массовых мероприятиях школь- В ЕЛИКИ и почетны задачи, стоящие перед лектором . Он должен в доходчивой и по нятной ф орм е нести в массы идеи марксизма-ленинизма , разъяснять политику нашей партии, знакомить слушателей с новейшими достижениями техники, науки, сельско го хо зяйства . Работая учителем с 1944 го да , а впоследствии директором школы , мне по роду своей д е я тельности много приходится вы ступать с докладами и лекция ми перед трудящ ими ся своего ных мыслей , связанных с темой . Эти предварительные записи и позволяют составить план л е к ции и учесть последователь ность ее изложения . После того , как подобран не обходимый материал и состав лен план лекции, можно при ступать к работе над ней. И вот тут-то учитывается аудито рия, для которой готовится лек ция. При широчайшей информа ции, которую получает каждый житель нашей страны через те левидение , радио, кино, печать КАК Я ГОТОВЛЮСЬ к ЛЕКЦИЯ поселка и района, учителями Ю го-Восточной железной до роги. Тематика , с которой прихо дится выступать, самая разно образная, но в ней можно вы делить самые основные направ ления . Это — общественно-по литическая, педагогическая и естественно-научная . В своем большинстве выбор тем диктуется текущим мом ен том и связан с решением тех задач , которые стоят перед школой или тем коллективом , где выступаешь. Вм есте с вы бором тем определяе тся кон тингент слуш ателей , для кото рых будет читаться лекция . О том . кто б уде т слуш ать лекцию , во многом зависит подбор м а териала и его сложность . С лекцией на одну и ту же тему можно выступать перед рабо чими и служащими предприя тий, родителями , учащимися или на семинаре пропаганди стов. Во всех этих случаях со держ ание лекции должно о тли чаться и быть рассчитано имен но на эту аудиторию . После того , как определена тема , составляе тся план лекции. В план лекции включаются в основном узловые вопросы, раскрывающие тем у . Прежде чем составить план лекции на избранную тему , необходимо просмотреть большое количе ство материала , связанного с темой. Большим подспорьем при подготовке лекции на общ ест венно-политическую тем у явля ются политические журналы . Очень много необходимого ма териала можно найти в ж урна лах «Политическое самообразо вание», «Партийная жизнь» и дру гие . При чтении статей обяза тельно делаю выписки основ- и дру гие источники, бывает очень трудно выбрать подхо дящие вопросы, которые бы заинтересовали слуш ателей . Поэтому очень существенно отобрать такой материал , кото рый увлек бь 1 слуш ателей и возникла бы связь лектора с аудиторией , без которой нель зя рассчитывать на успех лек ции. Моральное удовлетворение получаешь тогда , когда чувст вуешь, что лекция заинтересо вала слуш ателей , когда они реагирую т на те или иные воп росы . В своей практике я всегда стремлю сь излагать м а тери а ! простым , доступным языком , избегаю слова малопонятные и иностранного происхождения . А если уж без них никак не обойтись, то подробно ра зъяс няю их значение в каждом кон кретном случае . Речь лектора не должна изобиловать слож- чь»ми предложе^'иями. Все это способствует тому , что слуш а тели лучше воспринимают из лагаемый материал , запомина ют цифры и фак ты . Кстати, цифрами тоже нельзя злоупо т реблять . При общении с аудиторией немаловажное значение имеет и поведение самого лектора . Есть отдельные докладчики , которые и минуты не постоят на месте , а словно маятники шагаю т из стороны в сторону по сцене . Некоторые излишне ж е стикулирую т . Такое поведе ние отвлекает внимание слуш а телей , мешает им уловить ос новные моменты излагаемой темы . Поведепие лектора дол жно быть непринужденным . Б , К У З О В К И Н . неш татный лектор Р К К П С С . наказов. И при всем этом Антонина Ф едо тьевн а находит время для разработки новых лекций и для выступлений с ними. А ведь эта работа тр ебуе т тоже много терпения , глубоких зн а ний, широкой эрудиции и не заурядного ораторского ис кусства . Всего этого Антонине Ф едо тьевне . как говорят, не занимать. И нагрузка не в тя гость , если относиться к ней со всей душой , если она при носит радость . А вот что говорит по этому поводу сама А . Ф . Тушева : — Каждая встреча с аудито рией как бы вливает в меня главным образом на пропаган де ленинского теоретического наследия . Как историку, эта отрасль знаний ей наиболее близка . В прошлом году А . Ф . Тушева разработала на общ е ственно-политические темы пять лекций, в том числе две в связи с подготовкой к 50-ле тию образования ССС Р . Глубокой по содержанию , теоретически насыщенной сд е лала она лекцию «Образова ние Сою за ССР — торжество ленинской национальной по литики». В ней шаг за шагом освещается нелегкий путь на шего государства от первых дней Великого О ктября до страны развитого социализма . Антонина Ф едо тьевна широко использовала в лекции ленин ские работы , показала разви тие партией теоретических во просов построения коммуни стического общества, обра зо вания новой исторической общности людей — советского народа . Такой же глубиной мысли отличается и лекция «Марк сизм -ленинизм — идейное ин тернациональное учение» и дру гие лекции. Помимо этой тематики А . Ф . Тушева часто разрабатывает и читает лекции по педагогике . С ними она выступает не толь ко перед родителями , но и в населенных пунктах микро района своей школы. Характерно , что Антонина Ф едо тьевна находит общий язык с любой аудиторией . Она выступает и перед рабочими промышленных предприятий и железнодорожного узла , жи вотноводами и механизатора ми. И всегда после прочитан ной лекции можно услышать лестные отзывы о ней. А это и есть высшая оценка работы лектора - общественника. С. С Е С Л А В И Н С К И П . На снимке: .\ . Ф . Тушева . Фото А . Гавриловой. В НАШ ЕЙ первичной органи зации общества «Знание» насчитывается 15 членов. Это в основном учителя Круглов- ской восьмилетней школы . Нужно сказать , что все они имеют богатый опыт лекцион ной работы , любят ее и охот но передаю т свои знания тр у дящим ся . Всю свою работу мы строим строго по единому тематиче скому плану, который состав- лется поквартально и утверж дается на собрании членов об щества или заседании бюро первичной организации . В план включаются как уже разрабо танные темы лекций, так и те, которые предстоит еще под готовить. Затем мы его ра з множаем и вывешиваем на видных местах . Таким образом , люди заранее знают, где , ког да и на какую тему б уде т про читана лекция . Кроме того , в день, когда состоится публич ное выступление, мы еще раз широко оповещаем население об этом . Каждая разработанная лек ция предварительно прослу шивается на собрании членов общества . Иногда материал ее отдается для проверки д р у го му лек тору , специализирую щ емуся по той же тематике . После замечаний, высказанных членами общества или рецен зентом , лектор вносит соответ ствующие поправки и только тогда выступает с ней. Наши лекторы выступают не только в сельском клубе , но и непосредственно там , где тр у д ятся лю ди : в красных у гол ках, на ф ерм ах , в тр ак торно . полеводческой бри гаде , на свекловичных плантациях. Мы в НОГУ с жизнью стремим ся к тому, чтобы охва тить лекционной пропагандой все слои населения. У нас немало таких лекторов , которые стали подлинными мастерами ораторского ис кусства . Вот, к примеру Ольга Андреевна Полякова — дирек тор нашей школы . !Чесмотря на большую занятость по р а боте, она систематически вы ступает перед слушателями с подготовленными лекциями . Тслько в нынешнем году она Еь«ступила 13 раз . Ею подго товлены лекции « X X IV съезд КПСС об укреплении многона ционального советского госу дарства» , « X X IV съезд КПСС о советском народе, как но вей исторической общности людей» , «Успехи националь ных республик в экономиче ском и культурном развитии», «Провал агрессии СШ А во Вьетнаме» и другие . Оль га Андреевна — частый гость у животноводов и поле водов. Ее вьютупления всегда оставляю т заметный след у слуш ателей , пополняют их зна ния, расширяют кру гозор . Заслуженной популярностью пользую тся выступления на ших учителей В. Н. Овсяннико ва, Н. А . Полякова, М. С . По дольской . М. С . Сысоевой и дру ги х , В живой и доходчи вой форм е они излагают ма териал , тесно увязываю т его с фактами из местной жизни. Большинство лекций они соп ровождают показом наглядных пособий, демонстрацией диа фильмов , дополняю т их и др у гими техническими средства ми. Бюро первичной организа- иии уделяе т большое внимание иачеству читаемых лекций. Это, как я уже говорила выше, об суждение их на собраниях чле нов общества или передача р е цензенту для оценки. Но, кро ме того , мы широко практику ем такой вид контроля, как прослушивание лекции в ауди тории. Потом в беседе с лекто ром ем у указывается на удач- ньге моменты в выступлении, а такж е и на недостатки . Это во многом помогает лекторам в работе. Но у нас пока не все хорошо. Для рабочих отделения мало еще читается лекций по сель скохозяйственной тематике . Дело в том , что у нас в о тде лении всего только один спе циалист. Я несколько раз про сила главных специалистов сов хоза имени М. Горького поча ще читать у нас лекции. Но они обходят наше село сторо ной. Обращ алась в партком совхоза по этому же вопросу, но все остается по-прежнему. Не часто жалую т нас своим посещением и юристы . Хочется надеяться , что к на шему голосу прислушаются , и у нас больше б уде т читаться лекций на сепьскохозяйствен- нь>е и правовые темы . 3 . К Р А С И Н С К А Я , п[)елседатеV^ь Кругловской первичной организации общества «Знание». На снимке: директор .молзавода Коротки.\ читает леками раоочим предприятия. Фото А . Гавриловой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz