Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1973 г. (п. Лев-Толстой)

НЕСТИ З НАНИЯ ЛЮДЯМ— почетнЬш долг лектора ! •■■Г“ II’"" ' ' 4^. -"л •"V ; И З О П Ы Т А Л Е К Ц И О Н Н О Й Р А Б О Т Ы ‘I .... “Чи- ретарь партийной органи­ зации школы Н. Н. Бачу­ рина, характеризуя кан­ дидата в депутаты , особо подчеркивала , что Ан то ­ нина Ф едо тьевн а вот уже многие годы является не­ штатным лектором рай­ кома КП СС . И хотя А . Ф . Тушева выполня- ников, родительские собрания и многое др у го е . А сколько внимания требую т хозяйствен ­ ные вопросы, да если еще учесть, что при школе ведется строительство нового интерна­ та. К тому же Антонина Ф е ­ дотьевна является заведую ­ щей нештатным отделом школ райкома партии. Большую ра­ боту проводит, будучи д еп у ­ татом районного Совета деп у ­ татов тр удящ ихся , часто встре­ чается со своими избирателя­ ми, добивается выполнения их элексир бодрости . Ко гда ви­ дишь, как внимательно тебя слушаю т , когда после лекции задаю т вопросы, то с удовлет­ ворением сознаешь , что твое выступление пришлось по д у ­ ше лю дям , вызвало у них тя гу побольше познать в этой обла­ сти. Поэтому всегда с желани­ ем идешь на публичные вы­ ступления , хочется отдать с л у ­ шателям то, что знаешь сама . Антонина Ф едо тьевна спе ­ циализируется на обществен­ но - политической тематике . 1 В Т О Р А Я П Р О Ф Е С С И Я Н Е ТА К давно мне пришлось побывать на предвыборном собрании коллектива учителей и служащих Лев-Толстовской средней школы . Вопрос повест­ ки дня был один : выставление кандидата в депутаты район­ ного Совета депутатов тр уд я ­ щихся. И первой кандидатурой была названа дирек тор школы Антонина Ф едо тьевн а Тушева . Эта кандидатура была едино­ душно поддержана . Примечательно то, что сек- ет немало и дру ги х обществен ­ ных поручений, упор на ее лек тор скую работу Нина Ни­ колаевна сделала не зр я : это партийное поручение Антонина Ф едо тьевн а считает своей вто­ рой профессией . Много времени, конечно, от­ нимает основная работа . Тут и посещение уроков, разбор их с учителями , производствен­ ные совещания, педагогические советы , участие в различных массовых мероприятиях школь- В ЕЛИКИ и почетны задачи, стоящие перед лектором . Он должен в доходчивой и по­ нятной ф орм е нести в массы идеи марксизма-ленинизма , разъяснять политику нашей партии, знакомить слушателей с новейшими достижениями техники, науки, сельско го хо­ зяйства . Работая учителем с 1944 го­ да , а впоследствии директором школы , мне по роду своей д е я ­ тельности много приходится вы­ ступать с докладами и лекция­ ми перед трудящ ими ся своего ных мыслей , связанных с темой . Эти предварительные записи и позволяют составить план л е к ­ ции и учесть последователь­ ность ее изложения . После того , как подобран не­ обходимый материал и состав­ лен план лекции, можно при­ ступать к работе над ней. И вот тут-то учитывается аудито­ рия, для которой готовится лек ­ ция. При широчайшей информа­ ции, которую получает каждый житель нашей страны через те­ левидение , радио, кино, печать КАК Я ГОТОВЛЮСЬ к ЛЕКЦИЯ поселка и района, учителями Ю го-Восточной железной до­ роги. Тематика , с которой прихо­ дится выступать, самая разно­ образная, но в ней можно вы­ делить самые основные направ­ ления . Это — общественно-по­ литическая, педагогическая и естественно-научная . В своем большинстве выбор тем диктуется текущим мом ен ­ том и связан с решением тех задач , которые стоят перед школой или тем коллективом , где выступаешь. Вм есте с вы­ бором тем определяе тся кон­ тингент слуш ателей , для кото­ рых будет читаться лекция . О том . кто б уде т слуш ать лекцию , во многом зависит подбор м а­ териала и его сложность . С лекцией на одну и ту же тему можно выступать перед рабо­ чими и служащими предприя­ тий, родителями , учащимися или на семинаре пропаганди­ стов. Во всех этих случаях со­ держ ание лекции должно о тли ­ чаться и быть рассчитано имен­ но на эту аудиторию . После того , как определена тема , составляе тся план лекции. В план лекции включаются в основном узловые вопросы, раскрывающие тем у . Прежде чем составить план лекции на избранную тему , необходимо просмотреть большое количе­ ство материала , связанного с темой. Большим подспорьем при подготовке лекции на общ ест­ венно-политическую тем у явля­ ются политические журналы . Очень много необходимого ма­ териала можно найти в ж урна­ лах «Политическое самообразо ­ вание», «Партийная жизнь» и дру гие . При чтении статей обяза­ тельно делаю выписки основ- и дру гие источники, бывает очень трудно выбрать подхо­ дящие вопросы, которые бы заинтересовали слуш ателей . Поэтому очень существенно отобрать такой материал , кото­ рый увлек бь 1 слуш ателей и возникла бы связь лектора с аудиторией , без которой нель­ зя рассчитывать на успех лек ­ ции. Моральное удовлетворение получаешь тогда , когда чувст­ вуешь, что лекция заинтересо­ вала слуш ателей , когда они реагирую т на те или иные воп­ росы . В своей практике я всегда стремлю сь излагать м а тери а ! простым , доступным языком , избегаю слова малопонятные и иностранного происхождения . А если уж без них никак не обойтись, то подробно ра зъяс­ няю их значение в каждом кон­ кретном случае . Речь лектора не должна изобиловать слож- чь»ми предложе^'иями. Все это способствует тому , что слуш а­ тели лучше воспринимают из­ лагаемый материал , запомина­ ют цифры и фак ты . Кстати, цифрами тоже нельзя злоупо т­ реблять . При общении с аудиторией немаловажное значение имеет и поведение самого лектора . Есть отдельные докладчики , которые и минуты не постоят на месте , а словно маятники шагаю т из стороны в сторону по сцене . Некоторые излишне ж е стикулирую т . Такое поведе­ ние отвлекает внимание слуш а­ телей , мешает им уловить ос­ новные моменты излагаемой темы . Поведепие лектора дол ­ жно быть непринужденным . Б , К У З О В К И Н . неш татный лектор Р К К П С С . наказов. И при всем этом Антонина Ф едо тьевн а находит время для разработки новых лекций и для выступлений с ними. А ведь эта работа тр ебуе т тоже много терпения , глубоких зн а ­ ний, широкой эрудиции и не­ заурядного ораторского ис­ кусства . Всего этого Антонине Ф едо тьевне . как говорят, не занимать. И нагрузка не в тя гость , если относиться к ней со всей душой , если она при­ носит радость . А вот что говорит по этому поводу сама А . Ф . Тушева : — Каждая встреча с аудито­ рией как бы вливает в меня главным образом на пропаган­ де ленинского теоретического наследия . Как историку, эта отрасль знаний ей наиболее близка . В прошлом году А . Ф . Тушева разработала на общ е­ ственно-политические темы пять лекций, в том числе две в связи с подготовкой к 50-ле­ тию образования ССС Р . Глубокой по содержанию , теоретически насыщенной сд е ­ лала она лекцию «Образова­ ние Сою за ССР — торжество ленинской национальной по­ литики». В ней шаг за шагом освещается нелегкий путь на­ шего государства от первых дней Великого О ктября до страны развитого социализма . Антонина Ф едо тьевна широко использовала в лекции ленин­ ские работы , показала разви­ тие партией теоретических во­ просов построения коммуни­ стического общества, обра зо ­ вания новой исторической общности людей — советского народа . Такой же глубиной мысли отличается и лекция «Марк­ сизм -ленинизм — идейное ин­ тернациональное учение» и дру гие лекции. Помимо этой тематики А . Ф . Тушева часто разрабатывает и читает лекции по педагогике . С ними она выступает не толь­ ко перед родителями , но и в населенных пунктах микро­ района своей школы. Характерно , что Антонина Ф едо тьевна находит общий язык с любой аудиторией . Она выступает и перед рабочими промышленных предприятий и железнодорожного узла , жи­ вотноводами и механизатора­ ми. И всегда после прочитан­ ной лекции можно услышать лестные отзывы о ней. А это и есть высшая оценка работы лектора - общественника. С. С Е С Л А В И Н С К И П . На снимке: .\ . Ф . Тушева . Фото А . Гавриловой. В НАШ ЕЙ первичной органи­ зации общества «Знание» насчитывается 15 членов. Это в основном учителя Круглов- ской восьмилетней школы . Нужно сказать , что все они имеют богатый опыт лекцион­ ной работы , любят ее и охот­ но передаю т свои знания тр у ­ дящим ся . Всю свою работу мы строим строго по единому тематиче­ скому плану, который состав- лется поквартально и утверж ­ дается на собрании членов об­ щества или заседании бюро первичной организации . В план включаются как уже разрабо­ танные темы лекций, так и те, которые предстоит еще под­ готовить. Затем мы его ра з­ множаем и вывешиваем на видных местах . Таким образом , люди заранее знают, где , ког­ да и на какую тему б уде т про­ читана лекция . Кроме того , в день, когда состоится публич­ ное выступление, мы еще раз широко оповещаем население об этом . Каждая разработанная лек ­ ция предварительно прослу­ шивается на собрании членов общества . Иногда материал ее отдается для проверки д р у го ­ му лек тору , специализирую ­ щ емуся по той же тематике . После замечаний, высказанных членами общества или рецен­ зентом , лектор вносит соответ­ ствующие поправки и только тогда выступает с ней. Наши лекторы выступают не только в сельском клубе , но и непосредственно там , где тр у ­ д ятся лю ди : в красных у гол ­ ках, на ф ерм ах , в тр ак торно . полеводческой бри гаде , на свекловичных плантациях. Мы в НОГУ с жизнью стремим ся к тому, чтобы охва­ тить лекционной пропагандой все слои населения. У нас немало таких лекторов , которые стали подлинными мастерами ораторского ис­ кусства . Вот, к примеру Ольга Андреевна Полякова — дирек тор нашей школы . !Чесмотря на большую занятость по р а ­ боте, она систематически вы­ ступает перед слушателями с подготовленными лекциями . Тслько в нынешнем году она Еь«ступила 13 раз . Ею подго­ товлены лекции « X X IV съезд КПСС об укреплении многона­ ционального советского госу­ дарства» , « X X IV съезд КПСС о советском народе, как но­ вей исторической общности людей» , «Успехи националь­ ных республик в экономиче­ ском и культурном развитии», «Провал агрессии СШ А во Вьетнаме» и другие . Оль га Андреевна — частый гость у животноводов и поле­ водов. Ее вьютупления всегда оставляю т заметный след у слуш ателей , пополняют их зна­ ния, расширяют кру гозор . Заслуженной популярностью пользую тся выступления на­ ших учителей В. Н. Овсяннико­ ва, Н. А . Полякова, М. С . По­ дольской . М. С . Сысоевой и дру ги х , В живой и доходчи­ вой форм е они излагают ма­ териал , тесно увязываю т его с фактами из местной жизни. Большинство лекций они соп­ ровождают показом наглядных пособий, демонстрацией диа­ фильмов , дополняю т их и др у ­ гими техническими средства­ ми. Бюро первичной организа- иии уделяе т большое внимание иачеству читаемых лекций. Это, как я уже говорила выше, об­ суждение их на собраниях чле­ нов общества или передача р е ­ цензенту для оценки. Но, кро­ ме того , мы широко практику­ ем такой вид контроля, как прослушивание лекции в ауди­ тории. Потом в беседе с лекто ­ ром ем у указывается на удач- ньге моменты в выступлении, а такж е и на недостатки . Это во многом помогает лекторам в работе. Но у нас пока не все хорошо. Для рабочих отделения мало еще читается лекций по сель ­ скохозяйственной тематике . Дело в том , что у нас в о тде­ лении всего только один спе­ циалист. Я несколько раз про­ сила главных специалистов сов­ хоза имени М. Горького поча­ ще читать у нас лекции. Но они обходят наше село сторо ­ ной. Обращ алась в партком совхоза по этому же вопросу, но все остается по-прежнему. Не часто жалую т нас своим посещением и юристы . Хочется надеяться , что к на­ шему голосу прислушаются , и у нас больше б уде т читаться лекций на сепьскохозяйствен- нь>е и правовые темы . 3 . К Р А С И Н С К А Я , п[)елседатеV^ь Кругловской первичной организации общества «Знание». На снимке: директор .молзавода Коротки.\ читает леками раоочим предприятия. Фото А . Гавриловой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz