Путь Ильича. 1972 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1972 г. (п. Лев-Толстой)

с а в г у с т о в с к о г о совещания учителей ШКОЛА НА НОВОМ ЭТАПЕ Как уже сообщалось в нашей газете, 24 августа состоялось совещание учителей района. С докладом «О мерах по вы­ полнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы» выступил заведующий роно С. П. ХОЖАИНОВ. В прениях приняло участие 10 человек. Ниже публикуется отчет с совещания. п ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК — КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образо­ ванию молодежи и дальнейше­ му развитию общеобразователь­ ной школы», сказал докладчик, является конкретной програм­ мой практического осуществле­ ния решений XXIV съезда КПСС. Это новое проявление заботы ленинской партии о шко­ ле, действенная помощь в ее многообразной и сложной дея­ тельности. И работники народ­ ного образования района вос­ приняли этот документ с боль­ шим одобрением. Педагогические коллективы школ района проделали нема­ лую работу. За последние годы произошел определенный сдвиг в выполнении плана восьмилет­ него всеобуча. Если в 1969 го­ ду от состава учащихся перво­ го класса 1961 года окончило 8 классов 92,3 процента, то в 1972 году этот показатель воз­ рос и составил 96,1 процента. Но в некоторых школах по различным причинам убыль уча­ щихся была большой, в Лев- Толстовской средней — четыре процента, № 42 имени Л. Н. Толстого— пять процентов. По­ этому учителя.м необходимо до­ биваться, чтобы все подростки окончили восемь классов и про­ должали учебу дальше. Полное использование всех форм среднего образования во многом будет зависеть от того, как организована работа с уча­ щимися в восьмилетнен школе. В получении среднего образова­ ния ведущая роль остается за общеобразовательной школой. Однако в районе неблагопо­ лучно с комплектованием 9-х классов. Если большинство вы­ пускников 8-х классов Лев-Тол- стовской, Головинщинской сред­ них, Топовской восьмилетней школ продолжают учиться в девятых классах, то лишь не­ многие выпускники Первомай­ ской, Кузовлевской, Ильинской, Астаповской, Кругловской п Сланской школ поступили в средние школы. Мало сделано по комплектоваанш девятых классов в Гагаринской. Золоту­ шинской средних школах. Необходимо поэтому в остав­ шееся время сделать все воз­ можное, чтобы привлечь выпуск­ ников восьмых классов, не по­ ступивших в другие учебные за­ ведения, учиться в девятых классах. Многое здесь можно сделать по лншш заочного обу­ чения. В постановлении партии и правите.пьства указывается на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процес­ са. В прошедшем учебном году в районе успеваемость состави­ ла 98,7 процента, что на 0,4 процента выше, че,м это было в предыдущем 1970— 1971 учеб­ ном году. Сократилось число не­ успевающих учащихся, увеличи­ лось число школ, закончивших учебный год с полной успевае­ мостью. Более 200 учителей района закончили учебный год без второгодников. Наиболее успешно работали Митягинская, Знаменская, Кузовлевская, Ас- таповская восьмилетние, Троиц­ кая, Ново-Кузь.минская началь­ ные школы. Однако в Золотушннской средней, Топовской, Племянни- ковской, Сланской восьмилетних школах допущено снижение ус ­ певаемости. Снизилось качество знаний учащихся в Гагаринской, Головинщинской, Ильинской, Домачевской и Б.-Карповской школах. Далее докладчик говорит о том, как идет переход на новые программы. Успешно он осуще­ ствляется в начальных классах. Умело проводят уроки К. Ф. Мальцева из Лев-Толстовской, A. Д. Парамонова из Срезнев­ ской, В. А. Самохина из Троиц­ кой школ и другие учителя. Успехов в освоении новых про­ грамм добились Н. Я. Нестнфо- рова из Гагаринской, В. П. Чер­ нова из Лев-Толстовской, Т. А. Какалина из Кузовлевской, B. Е. Грушин из Головинщин­ ской школ и другие учителя- предметники. Эти учителя уделяют много внимания уроку — основной форме обучения и воспитания. Они учитывают требования вре­ мени, следят за методическими новинками, передовым опытом. Однако в работе по новым программам есть и существен­ ные недостатки, особенно в пре­ подавании математики, русско­ го языка. Слабые знания наши учащиеся показали на област­ ных олимпиадах по математике. физике, химии. В это.м году шко­ лы не выпустили ни одного .ме­ далиста. На выпускных экза.ме- нах в десятых н восьмых клас­ сах отдельные учащиеся пока­ зали очень слабые знания. Дальнейшее улучшение учеб­ ного процесса, повышение эф­ фективности труда учителей не­ разрывно связано с использо- вание.м преимуществ кабинет­ ной системы обучения, приме­ нением технических средств. В районе в шести школах имеются хорошо оборудованные кабине­ ты физики, математики. По хи­ мии, биологии, русскому языку и литературе имеются классы- кабинеты в большинстве школ. Ныне почти в каждой школе имеются свои киноаппараты, магнитофоны, телевизоры, а в некоторых — радиоузлы. Хоро­ ший опыт применения техниче­ ских средств накопили Круглов- ская. Новочемодановская, Лев- Толстовская и .\г>42 имени Л. Н. Толстого школы. Однако количество кабинетов из года в год остается одинако­ вым. А ведь поставлена задача — к концу пятилетки все школы должны перейти на кабинетную систему. Вопрос этот сложный. Его решение будет зависеть от строительства новых зданий. Но сейчас в новых типовых зда­ ниях Золотушинской, Головин­ щинской, Топовской, Ильинской школ не используются возмож­ ности кабинетной системы. Не проявляют настойчивости и не берут на себя труда по ор­ ганизации кабинетов учителя- предметники. А для создания, например, кабинета биологии в каждой школе есть все возмож­ ности. Школа призвана осущест­ влять идейно-нравственное, тру­ довое, эстетическое и физичес­ кое воспитание. Са.мой дейст­ венной воспитательной формой остается изучение жизни и дея­ тельности В. И, Ленина, его революционных соратников, вос­ питание на боевых и трудовых традициях народа. В школах района получили большое раз­ витие клубы интернациональной дружбы. Созданы комнаты и уголки боевой и трудовой сла­ вы. Хорошо налажена военно- патриотическая работа в -’1еп- Толстовской, Б.-Знаменской, Л’о 42 имени Л. Н, Толстого школах. Улучшилась постановка рабо­ ты по профорпентациг; в Золо- тушинской и средних школах поселка. В некоторых школах хорошо работают ученичес1ше производственные бригады. Не­ плохо поставлена опытничес1;а,-1 работа в Лев-Толстовской сред- не1 школе. А вот в Загрядчи.1- ско1й Сланской, Головинщин- скои н других шко.ла.х раб01а на учас'-ашх не ведется. Плохо со- деряшлись они в Племянников- ской. Домачепской. Ьузовло:;- сьои школах. Педагогнческп.м коллективам шко.т при актшзиой помощи ру­ ководи: елей колхозов и совхо­ зов надо смелее внедрять цен­ ный опыт В|'рхне-1\олыоель- ско^^ 1 Иязовнцкой ШКОЛ нашей области, где опытническая рабо­ та поставлена хорошо. 1г сокре.менных условиях воз­ растает огветственность учите­ ля перед оОщество.и за обуче­ ние и воспитание молодого ио- ко.тення. Для ст1шули1юнания роста квалификации, педагоги­ ческого мастерства н творческой инициативы преподавательских кадров вводится систематичес­ кая аттестация учителей обще­ образовательных школ. Наибо­ лее отличившимся учителя.м по результатам аттестации будут присваиваться звания «Старши;! учитель», «Учитель-методист». В нашем районе работает бо­ лее 350 учителей и воспитате­ лей. Из них только 134 имеют высшее образование. Это очень мало. Ь‘ сожалению, отдельные учителя не продолжают учить­ ся заочно в педагогических ву­ зах. А некоторые из заочников не выполняют учебные планы. Докладчик остановился также на вопросах работы кустовых методических объединений, дальнейшем укреплении мате­ риальной базы школ, на дея­ тельности дошкольных учрежде­ ний. Первым в прениях выступил директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Б. И. Ку- зовкнн. Он сказал, что педаго­ гический коллектив школы до­ бился определенных успехов в учебной и воспитательной рабо­ те. Однако многое предстоит сделать для улучшения качест­ ва знаний учащихся, особенно по математике, иностранным языкам. Б. И, Кузовкин сказал, что пе­ реход на кабинетную систему требует больших затрат. Поэто­ му коллективам иредприятн|1 поселка необходимо оказывать более действенную помощь школе. Например, локомотивное депо постоянно помогает шко­ ле. А вот другие предприятия поселка, служб железнодорож­ ного узла пока стоят в стороне. Об опыте работы Гагарпн- ского кустового методического объединения рассказала в сво­ ем выступлении завуч этой шко­ лы А. С. Зотова. Кол.чекхнв ^ школы установил конгакг с пе- • дагогнчеашмп коллективами 1'оповскон,. .Загрядчниской, Га- ГИНСК011, Бычковской. Зыков- ской школ. Например, в Топов­ ской ШК’ОЛ е с ООЛЬШОЙ НО.ЧЬСО!! прошел один из есдш.шров. 1)3аи.-\июе общение иодюгаег уч1теляд1 школ в учебно-иосин- гательнс.-:-,! процессе. Г! современных условиях, ска­ зала директор Нругловскои воеьмилетией шко.чы О. А. По­ лякова, учителю очень трудно обоГгшсь без научноГ! организа­ ции труда. ПОТ 1юзвол;;ет иа.н справиться с козра; тающи.м {)б1,е.мом работы. Она -также рассказала о том. что руково.нг телн совхоза именн 1\1.'Го|)ы;о- го проявляют ностошшую забо­ ту о школе. Так, в ,)то.м :'оду Х03Ш1СГВ0 пыдели.чо 900 руб­ лен на приобретение техничес­ ких средств. В Новочемодановскои вось­ милетней школе, сказал в сво­ ем выступлении ее директор В. И. Симонов, придается боль­ шое значение использованию технических средств. Учителя всегда пользуются киноапиара- туро1Й К работе с техническими средствами привлечены у ча- щнеся. Выступление райвоенкома В. Т. Васина было посвящено улучшению военно-патриотичес­ кого воспитання учащихся. Он сказал, что начальная военна;^ подготовка в наступающем уче(|И ном году будет введена в Зол (^^ тушинской и Головинщинской средних школах. Поэтому в каж­ дой необходимо оборудовать ка­ бинеты, использовать опыт во­ енно-патриотического воспита­ ния, наконленныГ! в средних школах поселка. На совещании также высту­ пили учительница Лев-Толстов­ ской средней школы, Заслужен­ ная учительница школ РСФСВ Н. Н. Бачурина, первьи! секре­ тарь ра1шома ВЛКСМ М. А. Рындин, учительница .Пев-Тол- стовской средней школы А. И. Баранова, заместитель директо­ ра областного института усовер­ шенствования учителей В. П. Пищулин, председатель испол­ кома районного Совета депута­ тов трудящихся В. П. Толстых. В работе совещания принял участие первый секретарь рай­ кома КПСС А. С. Губанов. Большая группа учителе!! за успехи в деле народного обра­ зования была награждена По­ четными грамотами райкома КПСС и райисполкома. Группа молодых учителей награждена Почетными грамотами райкома ВЛКСМ. Совершенствование своего мастерства учителя района осущест­ вляют, учась заочно в педагогических вуза.х, занимаясь на курсах, семинарах, в методических объединениях. Одной из форм в системе повышения квалификации являются и занятия в секциях в период августовских совещаний, ^■чителя на­ чальных классов, предметники слушают здесь содержательные .то- клады, знакомятся с опытом учебно-воспнтагелышм работы, В этом году секционные занятия проходят в классах и кабинетах . 1ев-Толстовскон средней школы. На снимках: идут занятия в секциях. Вверху—учителем географии; внизу слева—-учителе!'! русского языка; внизу справа—учителей на­ чальных классов. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz