Путь Ильича. 1972 г. (п. Лев-Толстой)
с а в г у с т о в с к о г о совещания учителей ШКОЛА НА НОВОМ ЭТАПЕ Как уже сообщалось в нашей газете, 24 августа состоялось совещание учителей района. С докладом «О мерах по вы полнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы» выступил заведующий роно С. П. ХОЖАИНОВ. В прениях приняло участие 10 человек. Ниже публикуется отчет с совещания. п ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК — КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образо ванию молодежи и дальнейше му развитию общеобразователь ной школы», сказал докладчик, является конкретной програм мой практического осуществле ния решений XXIV съезда КПСС. Это новое проявление заботы ленинской партии о шко ле, действенная помощь в ее многообразной и сложной дея тельности. И работники народ ного образования района вос приняли этот документ с боль шим одобрением. Педагогические коллективы школ района проделали нема лую работу. За последние годы произошел определенный сдвиг в выполнении плана восьмилет него всеобуча. Если в 1969 го ду от состава учащихся перво го класса 1961 года окончило 8 классов 92,3 процента, то в 1972 году этот показатель воз рос и составил 96,1 процента. Но в некоторых школах по различным причинам убыль уча щихся была большой, в Лев- Толстовской средней — четыре процента, № 42 имени Л. Н. Толстого— пять процентов. По этому учителя.м необходимо до биваться, чтобы все подростки окончили восемь классов и про должали учебу дальше. Полное использование всех форм среднего образования во многом будет зависеть от того, как организована работа с уча щимися в восьмилетнен школе. В получении среднего образова ния ведущая роль остается за общеобразовательной школой. Однако в районе неблагопо лучно с комплектованием 9-х классов. Если большинство вы пускников 8-х классов Лев-Тол- стовской, Головинщинской сред них, Топовской восьмилетней школ продолжают учиться в девятых классах, то лишь не многие выпускники Первомай ской, Кузовлевской, Ильинской, Астаповской, Кругловской п Сланской школ поступили в средние школы. Мало сделано по комплектоваанш девятых классов в Гагаринской. Золоту шинской средних школах. Необходимо поэтому в остав шееся время сделать все воз можное, чтобы привлечь выпуск ников восьмых классов, не по ступивших в другие учебные за ведения, учиться в девятых классах. Многое здесь можно сделать по лншш заочного обу чения. В постановлении партии и правите.пьства указывается на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процес са. В прошедшем учебном году в районе успеваемость состави ла 98,7 процента, что на 0,4 процента выше, че,м это было в предыдущем 1970— 1971 учеб ном году. Сократилось число не успевающих учащихся, увеличи лось число школ, закончивших учебный год с полной успевае мостью. Более 200 учителей района закончили учебный год без второгодников. Наиболее успешно работали Митягинская, Знаменская, Кузовлевская, Ас- таповская восьмилетние, Троиц кая, Ново-Кузь.минская началь ные школы. Однако в Золотушннской средней, Топовской, Племянни- ковской, Сланской восьмилетних школах допущено снижение ус певаемости. Снизилось качество знаний учащихся в Гагаринской, Головинщинской, Ильинской, Домачевской и Б.-Карповской школах. Далее докладчик говорит о том, как идет переход на новые программы. Успешно он осуще ствляется в начальных классах. Умело проводят уроки К. Ф. Мальцева из Лев-Толстовской, A. Д. Парамонова из Срезнев ской, В. А. Самохина из Троиц кой школ и другие учителя. Успехов в освоении новых про грамм добились Н. Я. Нестнфо- рова из Гагаринской, В. П. Чер нова из Лев-Толстовской, Т. А. Какалина из Кузовлевской, B. Е. Грушин из Головинщин ской школ и другие учителя- предметники. Эти учителя уделяют много внимания уроку — основной форме обучения и воспитания. Они учитывают требования вре мени, следят за методическими новинками, передовым опытом. Однако в работе по новым программам есть и существен ные недостатки, особенно в пре подавании математики, русско го языка. Слабые знания наши учащиеся показали на област ных олимпиадах по математике. физике, химии. В это.м году шко лы не выпустили ни одного .ме далиста. На выпускных экза.ме- нах в десятых н восьмых клас сах отдельные учащиеся пока зали очень слабые знания. Дальнейшее улучшение учеб ного процесса, повышение эф фективности труда учителей не разрывно связано с использо- вание.м преимуществ кабинет ной системы обучения, приме нением технических средств. В районе в шести школах имеются хорошо оборудованные кабине ты физики, математики. По хи мии, биологии, русскому языку и литературе имеются классы- кабинеты в большинстве школ. Ныне почти в каждой школе имеются свои киноаппараты, магнитофоны, телевизоры, а в некоторых — радиоузлы. Хоро ший опыт применения техниче ских средств накопили Круглов- ская. Новочемодановская, Лев- Толстовская и .\г>42 имени Л. Н. Толстого школы. Однако количество кабинетов из года в год остается одинако вым. А ведь поставлена задача — к концу пятилетки все школы должны перейти на кабинетную систему. Вопрос этот сложный. Его решение будет зависеть от строительства новых зданий. Но сейчас в новых типовых зда ниях Золотушинской, Головин щинской, Топовской, Ильинской школ не используются возмож ности кабинетной системы. Не проявляют настойчивости и не берут на себя труда по ор ганизации кабинетов учителя- предметники. А для создания, например, кабинета биологии в каждой школе есть все возмож ности. Школа призвана осущест влять идейно-нравственное, тру довое, эстетическое и физичес кое воспитание. Са.мой дейст венной воспитательной формой остается изучение жизни и дея тельности В. И, Ленина, его революционных соратников, вос питание на боевых и трудовых традициях народа. В школах района получили большое раз витие клубы интернациональной дружбы. Созданы комнаты и уголки боевой и трудовой сла вы. Хорошо налажена военно- патриотическая работа в -’1еп- Толстовской, Б.-Знаменской, Л’о 42 имени Л. Н, Толстого школах. Улучшилась постановка рабо ты по профорпентациг; в Золо- тушинской и средних школах поселка. В некоторых школах хорошо работают ученичес1ше производственные бригады. Не плохо поставлена опытничес1;а,-1 работа в Лев-Толстовской сред- не1 школе. А вот в Загрядчи.1- ско1й Сланской, Головинщин- скои н других шко.ла.х раб01а на учас'-ашх не ведется. Плохо со- деряшлись они в Племянников- ской. Домачепской. Ьузовло:;- сьои школах. Педагогнческп.м коллективам шко.т при актшзиой помощи ру ководи: елей колхозов и совхо зов надо смелее внедрять цен ный опыт В|'рхне-1\олыоель- ско^^ 1 Иязовнцкой ШКОЛ нашей области, где опытническая рабо та поставлена хорошо. 1г сокре.менных условиях воз растает огветственность учите ля перед оОщество.и за обуче ние и воспитание молодого ио- ко.тення. Для ст1шули1юнания роста квалификации, педагоги ческого мастерства н творческой инициативы преподавательских кадров вводится систематичес кая аттестация учителей обще образовательных школ. Наибо лее отличившимся учителя.м по результатам аттестации будут присваиваться звания «Старши;! учитель», «Учитель-методист». В нашем районе работает бо лее 350 учителей и воспитате лей. Из них только 134 имеют высшее образование. Это очень мало. Ь‘ сожалению, отдельные учителя не продолжают учить ся заочно в педагогических ву зах. А некоторые из заочников не выполняют учебные планы. Докладчик остановился также на вопросах работы кустовых методических объединений, дальнейшем укреплении мате риальной базы школ, на дея тельности дошкольных учрежде ний. Первым в прениях выступил директор средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого Б. И. Ку- зовкнн. Он сказал, что педаго гический коллектив школы до бился определенных успехов в учебной и воспитательной рабо те. Однако многое предстоит сделать для улучшения качест ва знаний учащихся, особенно по математике, иностранным языкам. Б. И, Кузовкин сказал, что пе реход на кабинетную систему требует больших затрат. Поэто му коллективам иредприятн|1 поселка необходимо оказывать более действенную помощь школе. Например, локомотивное депо постоянно помогает шко ле. А вот другие предприятия поселка, служб железнодорож ного узла пока стоят в стороне. Об опыте работы Гагарпн- ского кустового методического объединения рассказала в сво ем выступлении завуч этой шко лы А. С. Зотова. Кол.чекхнв ^ школы установил конгакг с пе- • дагогнчеашмп коллективами 1'оповскон,. .Загрядчниской, Га- ГИНСК011, Бычковской. Зыков- ской школ. Например, в Топов ской ШК’ОЛ е с ООЛЬШОЙ НО.ЧЬСО!! прошел один из есдш.шров. 1)3аи.-\июе общение иодюгаег уч1теляд1 школ в учебно-иосин- гательнс.-:-,! процессе. Г! современных условиях, ска зала директор Нругловскои воеьмилетией шко.чы О. А. По лякова, учителю очень трудно обоГгшсь без научноГ! организа ции труда. ПОТ 1юзвол;;ет иа.н справиться с козра; тающи.м {)б1,е.мом работы. Она -также рассказала о том. что руково.нг телн совхоза именн 1\1.'Го|)ы;о- го проявляют ностошшую забо ту о школе. Так, в ,)то.м :'оду Х03Ш1СГВ0 пыдели.чо 900 руб лен на приобретение техничес ких средств. В Новочемодановскои вось милетней школе, сказал в сво ем выступлении ее директор В. И. Симонов, придается боль шое значение использованию технических средств. Учителя всегда пользуются киноапиара- туро1Й К работе с техническими средствами привлечены у ча- щнеся. Выступление райвоенкома В. Т. Васина было посвящено улучшению военно-патриотичес кого воспитання учащихся. Он сказал, что начальная военна;^ подготовка в наступающем уче(|И ном году будет введена в Зол (^^ тушинской и Головинщинской средних школах. Поэтому в каж дой необходимо оборудовать ка бинеты, использовать опыт во енно-патриотического воспита ния, наконленныГ! в средних школах поселка. На совещании также высту пили учительница Лев-Толстов ской средней школы, Заслужен ная учительница школ РСФСВ Н. Н. Бачурина, первьи! секре тарь ра1шома ВЛКСМ М. А. Рындин, учительница .Пев-Тол- стовской средней школы А. И. Баранова, заместитель директо ра областного института усовер шенствования учителей В. П. Пищулин, председатель испол кома районного Совета депута тов трудящихся В. П. Толстых. В работе совещания принял участие первый секретарь рай кома КПСС А. С. Губанов. Большая группа учителе!! за успехи в деле народного обра зования была награждена По четными грамотами райкома КПСС и райисполкома. Группа молодых учителей награждена Почетными грамотами райкома ВЛКСМ. Совершенствование своего мастерства учителя района осущест вляют, учась заочно в педагогических вуза.х, занимаясь на курсах, семинарах, в методических объединениях. Одной из форм в системе повышения квалификации являются и занятия в секциях в период августовских совещаний, ^■чителя на чальных классов, предметники слушают здесь содержательные .то- клады, знакомятся с опытом учебно-воспнтагелышм работы, В этом году секционные занятия проходят в классах и кабинетах . 1ев-Толстовскон средней школы. На снимках: идут занятия в секциях. Вверху—учителем географии; внизу слева—-учителе!'! русского языка; внизу справа—учителей на чальных классов. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz