Путь Ильича. 1972 г. (п. Лев-Толстой)
С т о ю у пшеничного поля. Еще вчера тут ходила под ветром золотая волна колосистой пшени- ць^. Свалили в покос последние загонки. Ударил дождь. Но про шел час-другой, и скошенная масса под жарким солнцем быст ро подсохла. Вдоль валков идут уборочные агрегаты. Радость на душе у каждого механизатора. Озимая пшеница «Кавказ» дает по 50 центнеров с гектара и больше. Другие сорта урожаем менее щедры. Но в условиях нынешне го года на это обижаться не при ходится... Гудят моторы. Плывут степные корабли. Как и в начале жатвы, хлопцы не гонятся за гектарами, главное — намолот. Вот добивает последние валки Александр Пол торацкий. На глазах вырос чело век. До армии работал в бригаде трактористом. Отслужил положен ный срок, вернулся в родную ме ханизаторскую семью. Всю зи му занимался, изучал комбайн. И теперь на мостике зернового са мохода. Ничего, что за день толь ко на 7 гектарах обмолочен уро жай. Зато выдал из бункера 300 центнеров зерна — считай, по 43 центнера с гектара! И на этот раз похвалили Александра, вручили переходящий красный вымпел. Комбайнер-комсомолец по намо лоту зерна занимает первое ме сто в колхозе. Спасибо тебе, Александр! И тебе, Алексей По- повиченко. И Григорию Кривчен ко, Степану Ильеву — всем вам, механизаторам, большое спасибо! ДУМА о ХЛЕБЕ За сметку, инициативу, хлебороб ское мастерство. Гляжу на каждого и думаю: они-то и есть настоящие творцы урожая. Благодаря их поистине самоотверженному, героическому труду выращен и спасен урожай. Остались позади большие трево ги. А крепко они в этом году нас одолевали. С осени клали мы зерно в сухую землю. Зима была суровая, бесснежная. И весна не с добром пришла — ранняя, вет реная. И лето тоже — ливни, гра добой. Если у нас сейчас все в норме, то надо прямо сказать, что выручили опыт хлеборобский, агротехника — все то, что мы на зываем высокой культурой земле делия. Радуюсь: остались с хле бом. И не только мы, иовоукра- инцы. По всей области урожай не плохой. С каждого из 640 тысяч гектаров намолотили в среднем по 25 с лишним центнеров зерна. Но Кировоградщина — это еще не вся Украина. Есть области, где озимые погибли. Болит душа, например, за хлебную Таврию — херсонцам, как мне известно, пришлось много пересеять и крымчанам. Наши соседи, полтав чане и днепропетровцы, тоже по теряли десятки тысяч гектаров. Конечно, это не потерянные пло щади, они пересеяны — кукуру зой, другими культурами. Но ведь главный хлеб Украины—пше ница! В былые времена при таких по годных условиях не избежать бы голода даже на наших тучных черноземах. У стариков в памяти много страшных голодовок. А вот и документ недавно нашелся пре любопытный. На одном из хлебо робских совещаний нам прочитал его первый секретарь обкома пар тии М. М. Кобыльчак. Это выдерж ка из царского указа «О приго товлении хлеба из барды и соло менной муки, как могущего заме нить употребление обыкновенно го ржаного хлеба». Царь предпи сывал властям Елисаветграда: «Ознакомить поселян со спосо бом приготовления сего хлеба и поставить их в большую уверен ность, что оный несравненно вкус нее и здоровее приготовляемого ими с мякиной или древесной ко рою». Вот ведь оно как было! И на моей памяти, когда крестьянин с а м х о зяй ст в о в ал на з е м л е , х л е б насущный тоже не у каждого и не всегда имелся. В нашей воло сти, например, только четыре хо зяйства были с хлебом от урожая до урожая — те, кто лошадей и инвентарь мог содержать. Мне было восемь лет, когда ма ма со слезами на глазах сказала: «Ты, Сашко, уже подрос, сам ку сок хлеба можешь заработать». И отдала меня внаймы за харчи. Горько ей было отдавать меня, и харчи были горькими. А ничего не поделаешь: все-таки одним ртом в семье меньше. Сейчас никому такое и во сне не приснится. Чего-чего, а хлеба у нас вдоволь. Посмотрите, вот он на полках магазинов — пшенич ный и ржаной, паляницы, булочки, бублики. Торты, печенье, крупы. Все это хлеб. Это большое наше завоевание, большое счастье. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб. Не только куском — бухан ками швыряются. Был я как-то на футболе в Кировограде. Ухожу со стадиона—мальчишки наперегонки булку футболят. А бутылки пустые собирают, чтобы в магазин сдать. Просто сердцу больно: бутылке цена двенадцать копеек, а хлебу ведь цены нет. Вернее, его цену копейками не измеришь. То, что он у нас дешево продается, еще не значит, что он достается де шево. Буханка хлеба впитала в се бя не только хлеборобский труд, но и труд шахтера, металлурга, конструктора, химика, машино строителя — всего рабочего клас са, всего общества. И не случай но, когда стихия дурит, так не только у нашего брата, хлеборо ба, но и у горожанина камень на сердце. Значит — доходит. Под давлением стихии доходит. Так по чему, независимо ни от какой стихии, не впитывается с молоком матери в плоть и кровь нашего человека то уважение к хлебу, ко торое нам привилось? На селе еще во многих семьях по тради ции к хлебу относятся, как к свя тыне. У меня внучка Ирочка, чет вертый годик ей. Она приучена, она знает, что не только кусочек хлеба, но и крошки не должны пропасть: сметет их в ладошку и высыпет куда надо. Так меня при учила моя мама, так я своих де тей приучил, и внучку приучили к этому. Так должно быть в каждой семье. От поколения к поколе нию. А ведь не везде так ведется. Сказать бы, что общественность не обращает внимания? Так нет. Запомнились мне многие выступ ления в печати, а особенно боль шой разговор в «Правде Украи ны» по письму инженера Алек сеева «Ломоть хлеба». Сколько было откликов, в которых люди разных профессий, разного воз раста с чувством глубокой трево ги говорили о расточительстве по отношению к хлебу! И дельных предложений было высказано не мало. А что изменилось? С болью в сердце смотрю на сельские дороги: хотя и не так часто, но многовато еще встреча ется россыпей янтарного зерна. А загляните сегодня в нашу Но- воукраинку. Пройдитесь по кафе и столовым, посмотрите, как наре зают хлеб толстыми скибками, го рой наваливают его на столы. Смотришь — один нож протирает хлебом, другой вилку чистит, как в живое тело тебе втыкает. Кусок Окончание на 4-н стр. в Винницком районе Винницкой области создана специализирован ная автобаза областного управле ния молочной промышленности. Ее автомобили .доставляют моло ко из колхозов на молочный завод. Это позволило высвободить кол- хозиы!! транспорт, многих людей. На снимке: молоковозы автоба зы на дороге. Фото Е. Копыта. (Фотохроника ТАСС) ■<[0 ПИСЬМО в РЕДАКЦИЮ ПОРА КОНЧАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО На улице Комарова, где мы живем, строится линия водо провода. Точнее строилась. Вот уже почти два месяца работы здесь не ведутся. По обеим сто ронам траншеи вдоль улицы высятся горы земли. Время близится к осени. Нужно заво зить дрова, уголь, но из-за пе рерытой улицы мы не можем этого сделать. Вполне основательна тревога жителей и за детей, которые не смотря ни на какие запреты, все же переходят на противопо ложную сторону улицы. А пе рейти глубокую траншею по узенькой досочке даже из взрослых не каждый осмелива ется, Работники же ремстрон- участка не позаботились сделать трапы, как это должно быть по правилам техники безопасности. И то. чего мы так боялись, случилось. Наш трехлетняй сы нишка Олег упал в траншею и разбил голову о трубу. ■Хотелось бы узнать от работ ников ремстройучастка. когда же они, наконец, закончат ра боту. чтобы мы могли жить спо койно? В этом вопросе удивля ет нас и безответственность за казчиков — работников комби ната жилищно-коммунальных предприятий и благоустройства. Их. очевидно, совсем не волну ет то. что ре.мстронучасток пре кратил работу. ЛАГУТИНЫ, жители улицы Комарова. Т р и б I/ н п ае .н^> е д е л ь ц и ТЕХНИКЕ — ВТОРУЮ ЖИЗНЬ в статье механика колхоза имени XX партсъезда М. В. Ку- зовлева, помещенной в нашей газете, рассказывалось о том, что механизатор зтого хозяйства Алексей Иванович Морковин уже пять лет трудится на тракторе, который за это время еще не был я капитальном ремонте. Мы попросили Алексея Ивановича рассказать, как это ему удалось! Н Е СЕКРЕТ, что любая ма шина при бережном отно шении служит дольше. Это в полной мере относится и к трак торам. Мне не раз приходилось за мечать, какую халатность про являют некоторые механизато ры. Даже, например, своему родно.му брату Александру, ко торый тоже работает тракторис том, я неоднократно выговари вал за то, что не бережет как следует трактор. Мыслимо ли, на самом деле; только два года прошло, как он получил трак тор, а уже перебирал отдельные узлы! Или вот такой случай. При ехал как-то в нашу бригаду на резку соломы тракторист Евге нии Дмитриевич Кузовлев. Трак тор у него тоже ДТ-75, но мо тор 90-сильный, получили его недавно. Ради интереса я залез в кабину н попробовал рычаги. И сразу определил, что они не имеют положенного по инст рукции свободного хода. Как ты. говорю. Женя, допускаешь та кое нарушение? А он с беспеч ностью ответил мне: ничего, дескать, до весны дотерпит. Это же. извините за выраже ние, варварское отношение к технике. Не мудрено, что трак- Соревнуясь с животноводами колхоза имени Кирова, работники молочной фермы колхоза имени Ленина прилагают все усилия тому, чтобы добиться первенства. И если посмотреть за последние несколько дней районную свс.гку, то видно, что митягннцам не раз удавалось опережать соседей. Это- I му способствует заботливый уход за скотом, стремление лучше на поить и накормить коров. В числе передовых доярок кол хоза — .Александра Егоровна -М.1- шунина. которую вы видите на снимке. В течение летних месяце» она ежедневно надаивает по 10- I! килограммов молока от каж дой коровы, борется за хорошее качество продукции. Как II весь коллектив фермы. Александра Егоровна готовится достойными трудовыми подаркам;; встретить прпб.тпжающнйся празд ник - .эО-летне СССР. Фото -А. Гавриловой. тор у него еще новый, а уже каретки полетели. Я считаю, что ДТ-75 — ма- щина очень хорошая. Если срав нить с ДТ-54, то даже кабиной выгодно отличается: 01!а про сторная, достаточ!ю герметич ная. Главное, что требуется от тракториста,— внимательное от ношение, повседневный забот ливый уход. На своем тракто ре, например, я даже не менял еще накладки муфты сцепле ния, хотя обычно эта деталь быстро выходит из строя. За двадцать три года работы я ис пытал различные тракторы, и признал, что ДТ-75 - самый лучший. У го ра Д б 1 о ен ч я ег п о рав д и н л я о: п о о б с я л з е ат к е а л ж ь д н о о очищаю и мою машину. Через каждые 60 часов рабо ты прочищаю масляные фильт ры, а также фильтры очистки топлива. Перед сменой обычно прихожу раньше, чтобы еще раз проверить машину. Если нужно. заменяю прокладку, чтобы не подтекало масло, про мываю сетки воздухоочистителя и смазываю маслом. И я дово лен тем, что за пять лет у трак тора не было течи масла Не заменял и топливный насос. Всего этого может добиться каждый, если будет содержать машину в чистоте. А то быва ет так: приезжает тракторист со смены, бросает трактор, хотя на нем толща грязи. Не только двигатель, даже топливный бак не очистит. А когда откроет крышку, чтобы заправить маши ну, грязь попадает в бак. в ре зультате выходит из строя топ ливный насос. Как и у всякой машины, на до правильно регулировать зазо ры клапанного механизма, муф ты сцепления и другие. Быва ет, иногда забываешь, какого размера они должны быть. В этом случае заглядываю в учеб ник по тракторному делу. А это чрезвычайно важно. Если, ска жем, зазор между лапками муфты сцепления и выжимным подшипником ненормальный, может выйти из строя не толь ко сама муфта, но и коробка перемены передач. При движении трактора, а особенно во время работы надо правильно пользоваться переда чами. Если на третьей не тянет, включай вторую или даже пер вую. Иногда же молодой трак торист по-ухарски «врубает» седь.мую. хотя ехать надо на первой. Все это ведет к пере грузке мотора и порче его. Своевременный уход за трак тором позволяет мне работать без простоев, в полтора-два ра за перевыполнять задания. И так в любую погоду - и зимой и летом, в дождь н грязь. В прошлом году, например, я уби рал кукурузу, затем свеклу, а после этого успел еще вспахать 300 с лишним гектаров зяби. Выработка за год составила 1,111 гектаров мягкой пахоты. У некоторых трактористов бытует правило: чуть какая не исправность, они требуют новые запасные части. А ведь можно отремонтировать. Был такой случай и у меня — я заменил восемь опорных катков. Дело в том, что во время пахоты при ходится сильно давить на плуг, а значит, и повышается нагруз ка на задний мост трактора. По этой причине быстрее выходят из строя опорные катки. И вот. когда я поставил новые катки, они показали себя хуже в ра боте. Пришлось вновь ставить старые, которые н по сей день не подводят меня. Не ради похвалы скажу, что за эти годы я имею экономию и на запчастях, и на горючем. Кстати, чтобы стимулировать стремление к бережливости у всех трактористов, раньше, ког да еще существовали машинно- тракторные станции, за эконо мию запчастей практиковалось премиальное вознаграждение. Нынче это не применяется. Накануне полевых работ ко всем механизаторам страны об ратились трактористы, комбай неры, шоферы, работники ре монтных мастерских Кирово градской области с призывом бережливо использовать техни ку, добиваться, чтобы она слу жила дольше, давала бы макси мальный эффект. Я горячо под держиваю эту инициативу и ду маю. что все мзханизаторы на шего района включились в это соревнование. А. МОРКОВИН, тракторист колхоза мме;ш .\.Х партсъе.чда. Р Л/\ЛУ\ААЛ/ЧЛ/Ч^ЛЛ/ЧЛЛ/ЧЛ/\Л/\А/\АЛЛ/ЧЛ/\/\/\/Ч/ЧЛ>ЛЛ/Ч/\ААЛ/Ч С о в х о з н ы е н о в о с е л ь я в совхозе имени Льва Толсто го все больше развертывается жилищное строительство. За два года новоселье справили 21 семья рабочих и служащих хозяй ства. Среди новоселов механиза тор Василий Николаевич Полуэк тов, свинарь Александр Василье вич Бузырев и другие. Квартиры строятся со всеми удобствами: водопроводом, ван нами, газом. В каждой квартире зал, две спальни, кухня, простор ный коридор, терраса. Строятся также сараи и помещения для личного скота. В этом году новоселья справят еще 10 семей тружеников совхо за. А. ДЕНИСОВ, председатель рабочкома.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz