Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)

в Центральном К о м и т е т е Т Г п с ^ с ОБ УЛУЧШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В принятом ЦК КПСС постано- . влении по этому вопросу под­ черкивается, что на современном этапе коммунистическо го стро­ ительства с его высокими темпа­ ми научно-технического про гре с ­ са, качественными изменениями в э кономи ке производства и харак­ тере труда неуклонно возрастают требования к экономическом у об ­ разованию кадров, широких масс трудя 1 дихся. Экономическая под ­ готовка выступает в качестве важ­ ного условия повышения научного уровня хозяйствования, роста ини­ циативы, активности трудяш,ихся в управлении производством , в осу ­ ществлении намеченной XX IV съездом КПСС программы разви­ тия народного хозяйства. В последние годы партийные, профсоюзные и государственные органы усилили внимание к эко ­ номическому образованию . М но ­ гие руководящ ие работники, спе­ циалисты народного хозяйства, рабочие, колхозники и служащие овладевают экономическими зна­ ниями в различных формах повы­ шения производственной квали­ фикации; о коло 14 миллионов че­ ловек — в системе партийной учебы, в школах коммунистичес­ ко го труда и народных универси­ тетах. Более чем в два раза уве­ личен прием студентов по э коно ­ мическим специальностям в выс­ шие и средние специальные учеб­ ные заведения. Полнее освещают проблемы и опыт социалистичес­ ко го хозяйствования печать, ра­ дио и телевидение. Положительно оценивая прово ­ дим ую в области экономической пропаганды работу, ЦК КПСС вместе с тем указал, что ее раз ­ мах и содержание еще не отве­ чают требованиям XX IV съезда КПСС. Некоторые руководящ ие ра­ ботники министерств и ведомств, предприятий, совхозов и колхо ­ зов, особенно начальники цехов и отделов, мастера, бригадиры и звеньевые недостаточно владеют навыками э кономическо го анали­ за хозяйственной деятельности, не всегда могут обосновывать принимаемые решения и оцени ­ вать результаты работы с пози ­ ций экономической эффектив­ ности производства. Высшая школа все еще не удо ­ влетворяет потребности народ- но “о хозяйства в экономистах, обладающих глубокими знаниями э кономики производства, научной организации труда и управления, в совершенстве владеющих совре ­ менной вычислительной техникой и методами ее использования в экономических расчетах. М ногие рабочие, служащие и колхозники не охвачены экономи ­ ческим обучением , плохо инфор­ мированы о положении дел в своем цехе, на предприятии, в отрасли и народном хозяйстве. В пропаганде экономической те­ ории и политики КПСС нередко допускается отрыв от конкретных задач развития производства, а также одностороннее увлечение лишь организационно - техничес­ кой стороной деятельности трудо ­ вых коллективов без гл убо ко го раскрытия социально - политичес­ ко го опыта хозяйствования. Не у всех работников выработаны го ­ сударственный подход к реше ­ нию задач производства, чувство ответственности за выполнение планов и обязательств, нетерпи­ мость к бесхозяйственности и на­ рушениям трудовой дисциплины. в целях улучшения и расшире­ ния экономических знаний слабо используются возможности систе­ мы повышения квалификации раз­ личных категорий трудящихся, многие формы массовой, произ ­ водственной пропаганды. В ле к ­ циях и беседах, статьях и б р ош ю ­ рах, научно-популярных и заказ ­ ных кинофильмах порой глубоко не раскрывается экономическое и социальное значение достижений науки, техники и передового опы ­ та, что снижает к ним интерес, замедляет внедрение в произ ­ водство. Недооценка э кономическо го об ­ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТРУДЯЩИХСЯ разования отрицательно сказыва­ ется на уровне управления и хо-. зяйствования, эффективности об ­ щественного производства, на со ­ стоянии экономическо го воспита­ ния трудящихся. Придавая важное значение эко ­ номическому образованию и вос­ питанию кадров, широких масс трудящихся в развитии их твор­ ческой активности по осуществле­ нию решений XX IV съезда пар­ тии, Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб­ лик, крайкомы , обкомы партии, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, министерства и ведомства, партийные органи ­ зации и руководителей предпри ­ ятий, объединений, совхозов и колхозов принять меры к корен ­ ному улучшению экономическо го образования кадров, инженеров, техников, специалистов всех от­ раслей народного хозяйства, ши­ роких масс рабочих и колхозни ­ ков. В основу экономическо го обра­ зования трудящихся ре ком ендо ­ вано положить изучение вырабо­ танной на XX IV съезде экономи ­ ческой политики партии, законо ­ мерностей экономическо го раз­ вития общества, ленинских прин­ ципов и методов хозяйствования, экономики и организации произ ­ водства. Экономическое обра з о в а н и е трудящихся долж но тесно увя­ зываться с организацией всей экономической работы на пред ­ приятиях, в объединениях, совхо­ зах и колхозах, способствовать повышению уровня хозяйствова­ ния, успешному выполнению за­ даний девятой пятилетки. Необхо­ димо подчинить экономическую учебу развитию творческой ак­ тивности трудящихся в борьбе за дальнейшее повышение эффек­ тивности производства, воспита­ нию у каждо го работника ком ­ мунистического отношения к тр у ­ ду и социалистической собствен­ ности. Важно обеспечить сочета­ ние экономическо го обучения с применением полученных знаний на практике, широким привлече­ нием всех трудящихся к реше­ нию вопросов экономической жизни трудовых коллективов. ЦК КПСС признал необходи­ мым рассматривать экономичес ­ кую подготовку как обязательную , важную сторону квалификации каждо го работника. Перед партийными, проф сою з ­ ными, комсомольскими , государ ­ ственными и хозяйственными о р ­ ганами поставлена задача обеспе­ чить высокий уровень содерж а ­ ния экономическо го образова­ ния: руководящих кадров и спе­ циалистов народного хозяйства — в области марксистско -ленинской экономической теории и эконо ­ мической политики партии; совре ­ менной науки и практики управ­ ления производством ; совершен­ ствования методов воспитания и организации людей; рабочих, служащих и колхозни ­ ков — по вопросам экономичес ­ кой политики партии, основам экономических знаний и научной организации труда и производ ­ ства, практике экономической де­ ятельности предприятий и колхо ­ зов. ЦК КПСС поручил союзным и сою зно -республиканским мини­ стерствам и ведомствам опреде ­ лить с учетом особенностей от­ раслей и производства прим ер ­ ный объем экономических знаний для каждой категории работни­ ков, периодичность и формы их обучения; разработать совместно с Министерством высшего и сред ­ него специального образования СССР и Государственным ком и ­ тетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию примерные учебные планы и программы экономичес ­ ко го обучения в системе повыше­ ния квалификации руководящих кадров всех звеньев народного хозяйства, специалистов, рабочих, служащих и колхозников . В постановлении подчеркивает­ ся, что система экономическо го обучения должна строиться диф­ ференцированно, с учетом специ­ фики предприятий, отраслей на­ родного хозяйства, характера тру ­ да различных категорий работ­ ников и включать в себя дальней­ шее улучшение экономической подготовки : руководящих кадров и специ ­ алистов народного хозяйства — в институтах, на факультетах и к у р ­ сах повышения квалификации, в школах и теоретических семина­ рах партийно-хозяйственного ак­ тива, университетах марксизма-ле ­ нинизма; рабочих, служащих и колхозни ­ ков — в профессионально-техни­ ческих училищах, учебных комби ­ натах, агрозоош колах , во всех формах повышения производ ­ ственной квалификации, партий­ ной учебы, в школах коммунисти ­ ческого труда и народных уни­ верситетах; всех слоев населения — при помощи средств массово-полити­ ческой, производственной пропа­ ганды и культурно-просветитель­ ной работы. Министерству высшего и сред ­ него специального образования СССР совместно с министерства­ ми и ведомствами, имеющими высшие и средние специальные учебные заведения, предложено принять дополнительные меры к дальнейшему повышению качест­ ва подготовки экономистов и улучшению экономическо го обра­ зования студентов вузов и уча­ щихся техникумов всех специаль­ ностей, к укреплению учебно-ма­ териальной базы экономических учебных заведений и факульте­ тов. Поставлена также задача по­ высить квалификацию преподава­ телей экономических дисциплин, уровень экономической подготов­ ки профессорско-преподаватель­ ско го состава по техническим и естественным наукам. Государственному комитету Со­ вета Министров СССР по про ­ фессионально-техническому обра­ зованию поручено обеспечить бо ­ лее глубо кую экономическую подготовку учащихся профтех­ училищ, внести соответствующие дополнения в учебные планы и программы . Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб­ лик, крайкомы , обкомы , гор комы и райкомы партии, все партийные организации осуществлять посто­ янное руководство экономичес­ ким образованием трудящихся, рассматривать его ка к важное направление воспитания, подго ­ товки работников к труду и по­ вышения его производительности. Особое внимание обращается на всестороннюю и тщательную подготовку к ш иро ком у развер­ тыванию э кономическо го обуче ­ ния различных категорий работ­ ников с 1972 — 73 учебного года. Установлено, что экономическая учеба трудящихся осуществляет­ ся систематически, ка к правило, без отрыва от производства. При изучении про грамм по экономи ­ ческим вопросам в системе повы­ шения квалификации сохраняются порядо к и условия, предусмот­ ренные соответствующими поста­ новлениями правительства. Работа по планированию и ор ­ ганизации э кономическо го обра­ зования возлагается на министер­ ства и ведомства, руководителей предприятий, колхозов и учреж ­ дений. Им поручено обеспечить необходимые условия для успеш­ ного проведения экономической учебы, укрепить учебную базу, используя в этих целях средства, выделяемые на подготовку и по­ вышение квалификации кадров. П р и з н а н о целесообразным включать мероприятия по эконо ­ мической подготовке кадров в коллективные договоры и планы социального развития коллективов предприятий, учитывать их в со­ циалистических обязательствах. ЦК КПСС указал на необходи­ мость повысить требования к уровню экономических знаний при присвоении разрядов, клас- ности рабочим и колхозникам , при выдвижении специалистов на новые должности . ВЦСПС и Гос­ комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы поручено разработать пре­ дложения о внесении соответству­ ющих изменений в тарифно-ква­ лификационные справочники. В качестве одной из перво ­ очередных задач партийных, профсоюзных и государственных хозяйственных органов ЦК КПСС считает подбор и подготовку про ­ пагандистов и преподавателей для всех форм экономическо го обра ­ зования. Рекомендовано привлечь к экономическом у обучению тру ­ дящихся наиболее подготовлен­ ных коммунистов, руководителей предприятий и колхозов, специ­ алистов народного хозяйства, ра­ ботников экономических служб предприятий, министерств и ве­ домств, научно-исследовательских экономических институтов, про ­ фессоров и преподавателей ву­ зов. К началу 1972 — 73 учебного го ­ да повсеместно должны быть проведены краткосрочные курсь! и семинары пропагандистов. Для подготовки кадров пропаганди­ стов по экономике предложено использовать институты, факуль­ теты и курсы повышения квали­ фикации руководящих кадров и специалистов народного хозяй­ ства, занятия на экономических факультетах вечерних универси­ тетов марксизма-ленинизма и на­ родных университетов. Оказание научно-методической помощи пропагандистам и пре ­ подавателям возложено на М и ­ нистерство высшего и среднего специального образования СССР, Институт управления народным хозяйством, отраслевые институты повышения квалификации спе­ циалистов, дома и кабинеты пар­ тийного просвещения, учебно -ме ­ тодические п о д р а з д е л е н и я ВЦСПС, министерств и ведомств. Комитету по печати при Сове­ те Министров СССР, Политизда­ ту, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзному об ­ ществу «Знание» дано поручение издать к началу 1972 — 73 учеб­ ного года для системы экономи ­ ческого обучения учебники, мето ­ дические и наглядные пособия, рассчитанные на специалистов народного хозяйства, рабочих, колхозников и другие категории трудящихся. Центральный Комитет КПСС рекомендовал ЦК КП союзных республик, крайкомам , обкомам , гор ком ам и райкомам партии, всем партийным организациям принять меры к улучшению со- д е р ж а н и я , совершенствованию форм и методов изучения м ар к ­ систско-ленинской экономической теории, политики и практики в системе партийного просвещения: основ экономических знаний — в начальном звене; политической экономии социализма и основ экономической политики— в сред ­ нем звене; актуальных теорети­ ческих и практических проблем экономической политики КПСС, научного управления экономикой , повышения эффективности произ ­ водства — в семинарах, школах актива и университетах мар ксиз ­ ма-ленинизма. ЦК ВЛКСМ поруче ­ но значительно улучшить пропа­ ганду экономических знаний в си­ стеме ком сомольско го полити­ ческого просвещения. Перед Государственным ком и ­ тетом Совета Министров СССР по науке и технике, министер­ ствами и ведомствами, ВЦСПС, обществом «Знание», ВДНХ, про ­ изводственными объединениями, предприятиями и колхозами по­ ставлена задача шире использо­ вать в целях экономическо го обу ­ чения трудящихся систему науч­ но-технической и естественнона­ учной пропаганды, полнее рас­ крывать э кономическую эффек­ тивность использования на прак­ тике достижений науки, техники и передового опыта, ново 1 х о ткры ­ тий и изобретений. В этих целях Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Государственным комитетом Со­ вета Министров СССР по телеви­ дению и радиовещанию. Комите­ том по печати при Совете М и ­ нистров СССР, обществом «Зна­ ние» необходимо принять меры к улучшению содержания устной и печатной экономической , произ- Еодстзенной пропаганды, научно- популярных, учебных кинофиль­ мов и кинолент о достижениях науки, техники и передового опы ­ та, значительно сократить сроки подготовки и производства про­ пагандистских материалов. ЦК КПСС считает необходимым повысить роль массовой пропа­ ганды в экономическом воспита­ нии и образовании трудящихся, улучшить содержание лекций, д о ­ кладов и бесед, занятий в ш ко ­ лах коммунистического труда и народных университетах на э ко ­ номические темы. Шире исполь­ зовать в этих целях формы мас­ сово-политической работы, на­ глядную агитацию, деятельность библиотек, клубов и Д ворцов культуры. Редакциям газет и журналов предложено систематически пуб­ ликовать теоретические статьи, ежемесячные, квартальные и го ­ довые экономические обзоры , на­ учно-популярные комме н т а р и и итогов выполнения государствен­ ных планов развития народного хозяйства, материалы о передо ­ вом опыте социалистического хо ­ зяйствования, обсуждать на стра­ ницах печати актуальные вопросы теории и практики экономическо ­ го развития, дальнейшего совер ­ шенствования механизма хозяй- сгвозания. Поставлена задача улучшить пропаганду экономи ­ ческих знаний по радио и теле­ видению, во всех отраслевых журналах и газетах. Редакции «Экономической га­ зеты» поручено сосредоточить внимание на более широком ос­ вещении вопросов экономической теории и политики партии, ор га ­ низации экономическо го обуче ­ ния трудящихся, систематически публиковать материалы в помощь руководящ им кадрам, специалис­ там, рабочим, колхозникам и слу­ жащим, изучающим экономику производства и передовой опыт хозяйствования. ЦК КПСС предложил Комите­ ту по печати при Совете М и ­ нистров СССР совместно с ВЦСПС, обществом «Знание» и другими ведомствами и органи­ зациями, занимающимися изда­ тельской деятельностью, разра ­ ботать перспективный план изда ­ ния экономической литературы, наглядных пособий по пропаганде экономически^^ знаний, научно- технических достижений и пере­ дово го опыта, популярных эконо ­ мических библиотечек, рассчи­ танных на различные категории работников всех отраслей народ­ ного хозяйства. С ою зу журналистов СССР ре­ комендовано принять меры к повышению экономической под­ готовки журналистов. • Для удо ­ влетворения потребностей редак­ ций газет, журналов , телевиде­ ния, радио, издательств в квали­ фицированных кадрах журналис- тов-экономистов организовать их подготовку из числа специалистов народного хозяйства на курсах при высших учебных заведениях. Партийным органам поручено у к ­ репить кадры редакций газет, журналов , издательств, радио и телевидения квалифицированными специалистами, имеющими эконо ­ мическое образование и навыки пропагандистской работы. Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб­ лик, крайкомы и обкомы партии усилить контроль за деятель­ ностью государственных, хозяй­ ственных и общественных органи­ заций по экономическом у образо ­ ванию и воспитанию трудящихся. Партийным, профсоюзным и го ­ сударственным органам ре ком ен ­ довано ввести в практику еж е ­ годное подведение итогов эконо ­ мического обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz