Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)
в Центральном К о м и т е т е Т Г п с ^ с ОБ УЛУЧШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В принятом ЦК КПСС постано- . влении по этому вопросу под черкивается, что на современном этапе коммунистическо го стро ительства с его высокими темпа ми научно-технического про гре с са, качественными изменениями в э кономи ке производства и харак тере труда неуклонно возрастают требования к экономическом у об разованию кадров, широких масс трудя 1 дихся. Экономическая под готовка выступает в качестве важ ного условия повышения научного уровня хозяйствования, роста ини циативы, активности трудяш,ихся в управлении производством , в осу ществлении намеченной XX IV съездом КПСС программы разви тия народного хозяйства. В последние годы партийные, профсоюзные и государственные органы усилили внимание к эко номическому образованию . М но гие руководящ ие работники, спе циалисты народного хозяйства, рабочие, колхозники и служащие овладевают экономическими зна ниями в различных формах повы шения производственной квали фикации; о коло 14 миллионов че ловек — в системе партийной учебы, в школах коммунистичес ко го труда и народных универси тетах. Более чем в два раза уве личен прием студентов по э коно мическим специальностям в выс шие и средние специальные учеб ные заведения. Полнее освещают проблемы и опыт социалистичес ко го хозяйствования печать, ра дио и телевидение. Положительно оценивая прово дим ую в области экономической пропаганды работу, ЦК КПСС вместе с тем указал, что ее раз мах и содержание еще не отве чают требованиям XX IV съезда КПСС. Некоторые руководящ ие ра ботники министерств и ведомств, предприятий, совхозов и колхо зов, особенно начальники цехов и отделов, мастера, бригадиры и звеньевые недостаточно владеют навыками э кономическо го анали за хозяйственной деятельности, не всегда могут обосновывать принимаемые решения и оцени вать результаты работы с пози ций экономической эффектив ности производства. Высшая школа все еще не удо влетворяет потребности народ- но “о хозяйства в экономистах, обладающих глубокими знаниями э кономики производства, научной организации труда и управления, в совершенстве владеющих совре менной вычислительной техникой и методами ее использования в экономических расчетах. М ногие рабочие, служащие и колхозники не охвачены экономи ческим обучением , плохо инфор мированы о положении дел в своем цехе, на предприятии, в отрасли и народном хозяйстве. В пропаганде экономической те ории и политики КПСС нередко допускается отрыв от конкретных задач развития производства, а также одностороннее увлечение лишь организационно - техничес кой стороной деятельности трудо вых коллективов без гл убо ко го раскрытия социально - политичес ко го опыта хозяйствования. Не у всех работников выработаны го сударственный подход к реше нию задач производства, чувство ответственности за выполнение планов и обязательств, нетерпи мость к бесхозяйственности и на рушениям трудовой дисциплины. в целях улучшения и расшире ния экономических знаний слабо используются возможности систе мы повышения квалификации раз личных категорий трудящихся, многие формы массовой, произ водственной пропаганды. В ле к циях и беседах, статьях и б р ош ю рах, научно-популярных и заказ ных кинофильмах порой глубоко не раскрывается экономическое и социальное значение достижений науки, техники и передового опы та, что снижает к ним интерес, замедляет внедрение в произ водство. Недооценка э кономическо го об ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТРУДЯЩИХСЯ разования отрицательно сказыва ется на уровне управления и хо-. зяйствования, эффективности об щественного производства, на со стоянии экономическо го воспита ния трудящихся. Придавая важное значение эко номическому образованию и вос питанию кадров, широких масс трудящихся в развитии их твор ческой активности по осуществле нию решений XX IV съезда пар тии, Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб лик, крайкомы , обкомы партии, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, министерства и ведомства, партийные органи зации и руководителей предпри ятий, объединений, совхозов и колхозов принять меры к корен ному улучшению экономическо го образования кадров, инженеров, техников, специалистов всех от раслей народного хозяйства, ши роких масс рабочих и колхозни ков. В основу экономическо го обра зования трудящихся ре ком ендо вано положить изучение вырабо танной на XX IV съезде экономи ческой политики партии, законо мерностей экономическо го раз вития общества, ленинских прин ципов и методов хозяйствования, экономики и организации произ водства. Экономическое обра з о в а н и е трудящихся долж но тесно увя зываться с организацией всей экономической работы на пред приятиях, в объединениях, совхо зах и колхозах, способствовать повышению уровня хозяйствова ния, успешному выполнению за даний девятой пятилетки. Необхо димо подчинить экономическую учебу развитию творческой ак тивности трудящихся в борьбе за дальнейшее повышение эффек тивности производства, воспита нию у каждо го работника ком мунистического отношения к тр у ду и социалистической собствен ности. Важно обеспечить сочета ние экономическо го обучения с применением полученных знаний на практике, широким привлече нием всех трудящихся к реше нию вопросов экономической жизни трудовых коллективов. ЦК КПСС признал необходи мым рассматривать экономичес кую подготовку как обязательную , важную сторону квалификации каждо го работника. Перед партийными, проф сою з ными, комсомольскими , государ ственными и хозяйственными о р ганами поставлена задача обеспе чить высокий уровень содерж а ния экономическо го образова ния: руководящих кадров и спе циалистов народного хозяйства — в области марксистско -ленинской экономической теории и эконо мической политики партии; совре менной науки и практики управ ления производством ; совершен ствования методов воспитания и организации людей; рабочих, служащих и колхозни ков — по вопросам экономичес кой политики партии, основам экономических знаний и научной организации труда и производ ства, практике экономической де ятельности предприятий и колхо зов. ЦК КПСС поручил союзным и сою зно -республиканским мини стерствам и ведомствам опреде лить с учетом особенностей от раслей и производства прим ер ный объем экономических знаний для каждой категории работни ков, периодичность и формы их обучения; разработать совместно с Министерством высшего и сред него специального образования СССР и Государственным ком и тетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию примерные учебные планы и программы экономичес ко го обучения в системе повыше ния квалификации руководящих кадров всех звеньев народного хозяйства, специалистов, рабочих, служащих и колхозников . В постановлении подчеркивает ся, что система экономическо го обучения должна строиться диф ференцированно, с учетом специ фики предприятий, отраслей на родного хозяйства, характера тру да различных категорий работ ников и включать в себя дальней шее улучшение экономической подготовки : руководящих кадров и специ алистов народного хозяйства — в институтах, на факультетах и к у р сах повышения квалификации, в школах и теоретических семина рах партийно-хозяйственного ак тива, университетах марксизма-ле нинизма; рабочих, служащих и колхозни ков — в профессионально-техни ческих училищах, учебных комби натах, агрозоош колах , во всех формах повышения производ ственной квалификации, партий ной учебы, в школах коммунисти ческого труда и народных уни верситетах; всех слоев населения — при помощи средств массово-полити ческой, производственной пропа ганды и культурно-просветитель ной работы. Министерству высшего и сред него специального образования СССР совместно с министерства ми и ведомствами, имеющими высшие и средние специальные учебные заведения, предложено принять дополнительные меры к дальнейшему повышению качест ва подготовки экономистов и улучшению экономическо го обра зования студентов вузов и уча щихся техникумов всех специаль ностей, к укреплению учебно-ма териальной базы экономических учебных заведений и факульте тов. Поставлена также задача по высить квалификацию преподава телей экономических дисциплин, уровень экономической подготов ки профессорско-преподаватель ско го состава по техническим и естественным наукам. Государственному комитету Со вета Министров СССР по про фессионально-техническому обра зованию поручено обеспечить бо лее глубо кую экономическую подготовку учащихся профтех училищ, внести соответствующие дополнения в учебные планы и программы . Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб лик, крайкомы , обкомы , гор комы и райкомы партии, все партийные организации осуществлять посто янное руководство экономичес ким образованием трудящихся, рассматривать его ка к важное направление воспитания, подго товки работников к труду и по вышения его производительности. Особое внимание обращается на всестороннюю и тщательную подготовку к ш иро ком у развер тыванию э кономическо го обуче ния различных категорий работ ников с 1972 — 73 учебного года. Установлено, что экономическая учеба трудящихся осуществляет ся систематически, ка к правило, без отрыва от производства. При изучении про грамм по экономи ческим вопросам в системе повы шения квалификации сохраняются порядо к и условия, предусмот ренные соответствующими поста новлениями правительства. Работа по планированию и ор ганизации э кономическо го обра зования возлагается на министер ства и ведомства, руководителей предприятий, колхозов и учреж дений. Им поручено обеспечить необходимые условия для успеш ного проведения экономической учебы, укрепить учебную базу, используя в этих целях средства, выделяемые на подготовку и по вышение квалификации кадров. П р и з н а н о целесообразным включать мероприятия по эконо мической подготовке кадров в коллективные договоры и планы социального развития коллективов предприятий, учитывать их в со циалистических обязательствах. ЦК КПСС указал на необходи мость повысить требования к уровню экономических знаний при присвоении разрядов, клас- ности рабочим и колхозникам , при выдвижении специалистов на новые должности . ВЦСПС и Гос комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы поручено разработать пре дложения о внесении соответству ющих изменений в тарифно-ква лификационные справочники. В качестве одной из перво очередных задач партийных, профсоюзных и государственных хозяйственных органов ЦК КПСС считает подбор и подготовку про пагандистов и преподавателей для всех форм экономическо го обра зования. Рекомендовано привлечь к экономическом у обучению тру дящихся наиболее подготовлен ных коммунистов, руководителей предприятий и колхозов, специ алистов народного хозяйства, ра ботников экономических служб предприятий, министерств и ве домств, научно-исследовательских экономических институтов, про фессоров и преподавателей ву зов. К началу 1972 — 73 учебного го да повсеместно должны быть проведены краткосрочные курсь! и семинары пропагандистов. Для подготовки кадров пропаганди стов по экономике предложено использовать институты, факуль теты и курсы повышения квали фикации руководящих кадров и специалистов народного хозяй ства, занятия на экономических факультетах вечерних универси тетов марксизма-ленинизма и на родных университетов. Оказание научно-методической помощи пропагандистам и пре подавателям возложено на М и нистерство высшего и среднего специального образования СССР, Институт управления народным хозяйством, отраслевые институты повышения квалификации спе циалистов, дома и кабинеты пар тийного просвещения, учебно -ме тодические п о д р а з д е л е н и я ВЦСПС, министерств и ведомств. Комитету по печати при Сове те Министров СССР, Политизда ту, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзному об ществу «Знание» дано поручение издать к началу 1972 — 73 учеб ного года для системы экономи ческого обучения учебники, мето дические и наглядные пособия, рассчитанные на специалистов народного хозяйства, рабочих, колхозников и другие категории трудящихся. Центральный Комитет КПСС рекомендовал ЦК КП союзных республик, крайкомам , обкомам , гор ком ам и райкомам партии, всем партийным организациям принять меры к улучшению со- д е р ж а н и я , совершенствованию форм и методов изучения м ар к систско-ленинской экономической теории, политики и практики в системе партийного просвещения: основ экономических знаний — в начальном звене; политической экономии социализма и основ экономической политики— в сред нем звене; актуальных теорети ческих и практических проблем экономической политики КПСС, научного управления экономикой , повышения эффективности произ водства — в семинарах, школах актива и университетах мар ксиз ма-ленинизма. ЦК ВЛКСМ поруче но значительно улучшить пропа ганду экономических знаний в си стеме ком сомольско го полити ческого просвещения. Перед Государственным ком и тетом Совета Министров СССР по науке и технике, министер ствами и ведомствами, ВЦСПС, обществом «Знание», ВДНХ, про изводственными объединениями, предприятиями и колхозами по ставлена задача шире использо вать в целях экономическо го обу чения трудящихся систему науч но-технической и естественнона учной пропаганды, полнее рас крывать э кономическую эффек тивность использования на прак тике достижений науки, техники и передового опыта, ново 1 х о ткры тий и изобретений. В этих целях Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Государственным комитетом Со вета Министров СССР по телеви дению и радиовещанию. Комите том по печати при Совете М и нистров СССР, обществом «Зна ние» необходимо принять меры к улучшению содержания устной и печатной экономической , произ- Еодстзенной пропаганды, научно- популярных, учебных кинофиль мов и кинолент о достижениях науки, техники и передового опы та, значительно сократить сроки подготовки и производства про пагандистских материалов. ЦК КПСС считает необходимым повысить роль массовой пропа ганды в экономическом воспита нии и образовании трудящихся, улучшить содержание лекций, д о кладов и бесед, занятий в ш ко лах коммунистического труда и народных университетах на э ко номические темы. Шире исполь зовать в этих целях формы мас сово-политической работы, на глядную агитацию, деятельность библиотек, клубов и Д ворцов культуры. Редакциям газет и журналов предложено систематически пуб ликовать теоретические статьи, ежемесячные, квартальные и го довые экономические обзоры , на учно-популярные комме н т а р и и итогов выполнения государствен ных планов развития народного хозяйства, материалы о передо вом опыте социалистического хо зяйствования, обсуждать на стра ницах печати актуальные вопросы теории и практики экономическо го развития, дальнейшего совер шенствования механизма хозяй- сгвозания. Поставлена задача улучшить пропаганду экономи ческих знаний по радио и теле видению, во всех отраслевых журналах и газетах. Редакции «Экономической га зеты» поручено сосредоточить внимание на более широком ос вещении вопросов экономической теории и политики партии, ор га низации экономическо го обуче ния трудящихся, систематически публиковать материалы в помощь руководящ им кадрам, специалис там, рабочим, колхозникам и слу жащим, изучающим экономику производства и передовой опыт хозяйствования. ЦК КПСС предложил Комите ту по печати при Совете М и нистров СССР совместно с ВЦСПС, обществом «Знание» и другими ведомствами и органи зациями, занимающимися изда тельской деятельностью, разра ботать перспективный план изда ния экономической литературы, наглядных пособий по пропаганде экономически^^ знаний, научно- технических достижений и пере дово го опыта, популярных эконо мических библиотечек, рассчи танных на различные категории работников всех отраслей народ ного хозяйства. С ою зу журналистов СССР ре комендовано принять меры к повышению экономической под готовки журналистов. • Для удо влетворения потребностей редак ций газет, журналов , телевиде ния, радио, издательств в квали фицированных кадрах журналис- тов-экономистов организовать их подготовку из числа специалистов народного хозяйства на курсах при высших учебных заведениях. Партийным органам поручено у к репить кадры редакций газет, журналов , издательств, радио и телевидения квалифицированными специалистами, имеющими эконо мическое образование и навыки пропагандистской работы. Центральный Комитет КПСС обязал ЦК КП союзных респуб лик, крайкомы и обкомы партии усилить контроль за деятель ностью государственных, хозяй ственных и общественных органи заций по экономическом у образо ванию и воспитанию трудящихся. Партийным, профсоюзным и го сударственным органам ре ком ен довано ввести в практику еж е годное подведение итогов эконо мического обучения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz