Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)
к 5 0 - л е т и ю Д а г е с т а н с к о й А С С Р новости тЕ)йнРГ1оГ В КИПЯЩЕМ СЛОЕ Оригинальный проект мощ но го производственного комплекса по крекин гу , то есть термическом у разложению нефтепродуктов для получения высококачественного бензина, создали советские уче ные и инженеры . С макетом это го производства начали вчера зна комить посетителей политехниче ско го музея столицы. Электрифицированный макет крекин г-установки дает полное представление о новом, вы соко производительном производстве топлива для автомобильного тран спорта. Раньше в нефтеперераба тывающей промышленности кре кин г-процесс осуществлялся с по мощ ью неподвижного катализато ра— ускорителя разложения неф тепродуктов . В новой схеме ис пользуется наиболее прогрессив ный способ: процесс протекает «в кипящем слое» очень активного цеолитсодержащего катализатора. Как же будет работать новое предприятие? Вначале нефтяное сырье нагре вается до 550 градусов Цельсия в трубчатой печи с объемнона стильным пламенем. Затем оно поступает в реактор , где под вли янием катализатора происходит его разложение на бензин, д р у гие ценные компоненты — метан, этан, этилен, пропилен. Реактор и регенератор , служащий для вос становления катализатора, распо ложены на одном уровне и дей ствуют непрерывно. Этим и дос тигается весьма высокая произво дительность оборудования. По новой схеме кр е ки н г-пр о цесса в нашей стране соор уж а ется промышленное предприятие. ]Р е п О р т а Ж и з Ц е нтр а Оальией к о с м и ч е с к о и с в я з и Р е з е р в ы—з емные и лунные В от уже более четырех ча сов самоходный автомат движется по лунному морю Дождей. Но, находясь в аппа ратной ПУЛа — пункта управ ления луноходом, — этого не видишь. Какие ландшафты рас крываются перед ним, по какой местности идет? Здесь нет при вычных экранов, воспроизводя щих все, что видят телеглаза автомата. В просторном поме щении работают десятки людей, для которых луноход, как ма шина в целом, словно бы не су ществует. Аппарат на восьми колесах, ощетинившийся антен нами, с откинутой панелью сол нечной батареи тут словно бы расчленяется на составные ча сти. И каждый специалист на блюдает, как ведет себя, как работает только отдельный ор ган или система. Но затем вся эта информация стекается в од но место, и луноход вновь пред стает в своем единстве и цело стности. А п п а р а т н а я ПУЛа — это служба бортинженеров экипажа лунохода. Вдоль стен выстрои лись узкие металлические шка- фы-«стойки». Из них медленно, едва заметно для глаза, выпол зают бумажные ленты. Они ло жатся на столики, за которыми сидят специалисты. Ленты с ин формацией о работе системы терморегулирования, о состоя нии энергетики на борту, о по ложении остронаправленной ан- тены, о крене и дифференте лу нохода, приводе солнечной ба тареи, штампе для измерения физико-механических характе ристик грунта... Самописцы вы черчивают на лентах сплошные, пунктирные, зубчатые или кри вые линии. В свободной от шкафов ча сти зала установлен пульт борт инженеров. Перед ними два эк рана. Один — поменьше, со светозащитным козырьком. На нем частокол тонких зеленова тых линий с будто нанизанны ми подвижными электронны.мн светлячками. Бортинженер по положению этих «светлячков» относительно контрольных де лений определяет параметры различных систем лунохода. На другом экране информация вы свечивается кодовы.ми обозначе ниями в виде цифр и букв. По ступает она сюда после обра ботки на электронной вычисли тельной машине центра. Такой же экран установлен и перед командиром экипажа. Вортинженера лунохода в не котором смысле можно срав нить с бортинженером самоле та. И тот и другой следят за показаниями приборов, докла дывают командирам о поведе нии различных систем машин. Однако у инженера лунохода задачи более сложные. Ведь ав томат впервые ходит по Луне! «Светлячок» на экране борт инженера пополз вниз: увели чивается крен влево. — Смотрите за левым бор том,—раздается по радио голос командира, находящегося по со седству в ПУЛе. У «стойки», где регистриру ют крен и дифферент, специа листы внимательно просматри вают ленту... Луноход остановился, чтобы определить плотность грунта. Но специальный штамп, упер шись в лунную поверхность, не провернулся. Грунт оказался прочным. Сеанс заканчивается. На борт пошли команды заключитель ной серии. — Прошу внимательно сле дить за приводом солнечной ба тареи, — обращается бортин женер к специалистам. На стол инженера ложатся листочки с расшифрованной ин формацией. Он изучает ее и до кладывает командиру экипажа о запасах электроэнергии, тем пературе телевизионных камер, положении солнечной батареи. Самописцы на многих стой ках уже отключились. А энер гетики по-прежнему изучают ленту, выходящую из их стой ки — аппаратура лунохода еще потребляет энергию... — Все параметры на борту в норме, — говорит в заключе ние бортинженер. За последние два сеанса лу ноход прошел рекордное рас стояние. Может быть, дорога улучшилась? — Дело не только в релье фе местности, по которой идем, —говорит руководитель группы управления.— Сказываются на копленный экипажем опыт, глу бокое знание возможностей ма шины, а также и лучшее «чув ство» Луны. Если раньше, на пример, крены машины порой вызывали излишнюю осторож ность, то теперь экипаж дейст вует более уверенно. Полнее используются резервы лунохо да — и земные, и лунные. — Впервые в последних се ансах, — продолжает он, — мы проводили смену экипажа во время движения лунохода. Это делалось потому, что сеансы были длительными и очень на сыщенными, а такая смена в принципе повышает надежность выполнения эксперимента. Здесь также решалась задача отработки методики оператив ной смены экипажа без прекра щения работы. Смена экипажа оказалась по лезной. Движение лунохода ста ло еще интенсивнее. Свежий экипаж провел машину за свою смену сразу на 200 метров. В этом также сказывается рост мастерства командиров экипа жа, водителей, штурманов, борт инженеров. В. СМИРНОВ. В О З Д У Х д л я БОГАЧЕЙ «Свободное» предпринима тельство «свободного мира» оз начает торговлю всем, что мож но продать ради наживы и де нег. Рабочие в капиталистичес ких странах шутят, что пред приниматели продавали бы им воздух для дыхания, если бы это было возможным. Газета «Юманите» сообщила, что в одном из магазинов Фран ции, принадлежащих американ ской фирме «Устон», выпущен рождественский каталог подар ков. Среди них указан «ориги- ЗАРУБЕЖНАЯ и п ф о р л € € Ш ц ^ л я ЗАГОВОРЩИКИ НЕ УНИМАЮТСЯ С.Л.НТЬЯГО. в Сантьяго и дру- вать выступление трудящихся про- гих городах Чили развернула под- тив правительства. По сведениям рывную антиправительственную газеты, заговорщики регулярно со- нальный воздушный подарок», деятельность правая подпольная бнраются на квартире одного из Речь идет о надувном доме. организация, в которую входят бывших членов правительства и Дом снабжен системой аппа- „дяболее реакционные элементы, а обсуждают планы своих действий, ратов для очистки воздуха, соз- .ру^^се представители крупны.х мо- Однако народ Чили, поддержн- дающих идеальный микрокли- яополий. Как сообщает газета вающий свое правительство, не мат. Это «маленький земной члены этой организации даст втянуть себя в провокации рай» подчеркивается в рекламе, ^дд^ят своей целью создать напря- и сорвет все замыслы реакции. Но этот рай является таким, в стране и спровоциро- (ТАСС), что не каждый богач рискнет войти в него. Подарок стоит «всего-навсего» 1,7 миллиона! . ' ' франков. { США. Полицейские репрессии , «Юманите» иронически заме-^остаются единственным чает по этому поводу, что тем.} яа справедливые требова- '' >; кто не имеет необходимой с\м-||^негритянского населения стра-- мы, отчаиваться не следует,^ ^ Прогуливаясь под закопченным 5 протестующего против расо небом рабочих кварталов, они {вой дискриминации, могут помечтать о то.м, что да-^ |.]д снимке: воорхчденные до з\ ло бы использование этих де-> . нег для борьбы с промышлен-> “ов полицейские разгоняют демоп- ным загрязнением воздуха, для'страцию жителей Нового Орлеана, улучшения условий жизни тру-^ выступающих в поддержку иогрн- дящихся. Такие мечты, пишет ^ яязации Черные пан газета, приводят к печальному, ^ но справедливому выводу: «Об-^'''вры». щество, продающее все, вплоть ^ Снимок из газеты «Пью-Порк до воздуха, нуждается в лече-{ иьюс». Н И И » . _ , (Корр. ТАСС). Фотохроника Т.ЛСС Коллектив Днепропетровского радиозавода с 1971 года присту пит к серийному выпуску ряда но вых телевизоров, радиол и при емников. Эти аппараты будут от личаться от своих предшествен ников более совершенной формой, улучшенным оформлением и каче ством работы. На снимке: «Весна-5» — унифи цированный настольный телевизор П1 класса с размером экрана по диагонали 47 сантиметров. У не го отличное качество изображения и звука. Фото А. Запары. Фотохроника Т.ЛСС На голубых экранах 19 января. 11,15 — «Встреча ный спектакль по сказке Гауфа. в ЦДРИ». 12.40 — Новости. 16.45 18.00 — Новости. 18.05 — «Дож- — Программа передач. 16.50 — ди». Телевизионный художествен- Новости. 17.00 — Для школьни- ный фильм. 19.00 — Чемпионат ков. «Творчество юны.х». 17.30 — СССР по хоккею. СКА (Л )—«Ди- «Леиинский университет миллио- намо» (М). 21.15 — «Время». Ин- нов». 18,(Ю — Новости. 18.05 — (Ьормашшнная программа. 21.45 — Фестиваль советских республик. Лауреаты Государственной пре- Узбекская ССР. 19.30 — «Егерь», ' ’пи РСФСР в области театра. «Хористка», «Произведение искус- 23.00 — Цветное телевидение. «Ру- ства». Телевизионные художест- мянится вечер». Концерт. 23.30 — венные фильмы по рассказам А. П. Повости. Программа передач. Чехова. 20.15 — «Вре.мя». Инфор- — в— мационная программа. 20.45 -«По эт, драматург, публицист». К 60- летию со дня рождения А. Соф- ронова. 22.00 — Концерт лауреа тов международных конкурсов. 22.45— Спортивный дневник. 23.15 —Новости. Программа передач. 20 января. 16.45 — Программа передач, 16.50 — Новости. 17.00 — «Карлик Нос». Телевцзиои- Редактор Н. КОБЗЕВ. Рознице райпотребсоюза ТРЕБУЮТСЯ продавцы и ученики продавцов. 2 — 3 «Путь Ильича» выходит три раза в неделю ; во вторник, четверг и субботу. Наш адрес: ул. Коммунистическая , 6. Редакция газеты «Путь Ильича». Телефоны: редактора — 115, заместителя редактора и отв. секретаря — 79, общий — 111. Заказ № 51, Лея-Толстояская типография облуправпення по печати. Тираж 3.785.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz