Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)
В П Е Р Е Д О В О М С О В Х О З Е Т АКОМ ОН, У . 1 ДИС Улдис Фриштик одинаково уверенно чувствует себя на тракторе и комбайне, за сле сарным верстаком и в кузнице. Вот и нынче он первым в кол хозе «Ливаги» закончил подго товку техники к весеннему се ву. Молодой механизатор креп ко удерживает за собой звание лучшего в хозяйстве. А началось все с весны, ког да Улдис сажал картофель. По севной материал тогда шел не стандартный. «Ложечки» и «пальцы» картофелесажалки не захватывали крупные клубни, резаные — тоже. Предлагался дедовский способ — взяться за лукошки. Но Фриштик вместе с Вилисом Упмалисом решили по-другому. Они изменили за хватывающее устройство на Н О В ЫЕ Ф И Л Ь МЫ в основе сценария «Дирек тор» — история о том, как в стране был построен первый автомобиль, история его первых «шагов», трудных и ответствен ных. Но, конечно же, главное не в показе этого процесса само го по себе, как такового, а в том, как этот процесс отражал ся на людях, как он влиял на их личность, психологию, ха рактер. Прообраз главного героя, Алексея Зворыкина, читается, в общем-то, без осо^го труда: этим прообразом явился Иван Лихачев, легендарный директор автозавода, носящего его имя. (Да. легендарный!.. Легендар ными бывают имена не одних только комбригов, летчиков или полярников!) Но, конечно же, я был далек от того, что бы буквально воспроизводить биографию Лихачева или же де лать «фотокопию» характера. Я отбирал те или иные, казав шиеся мне наиболее яркими, значительными, интересными подробности, факты и эпизоды из жизни Лихачева, дополняя, заостряя, переосмысливая их во многом. Моей задачей было соз дать отнюдь не сценарий био графического фильма о Лихаче ве, а на основе реальных фак тов из жизни вполне определен ного, конкретного лица создать типизированный образ, показать типичную судьбу талантливого человека из самой гущи народа. Алексей Зворыкин — отнюдь не аскет, он цовсе не чурает ся земных благ. Но менее все го движет им стремление вы биться в люди. Он озабочен другим: «вывести в люди» свою страну. Именно поэтому темой филь ма стало идейное, политическое формирование крупного ^ госу- дарютвенного деятеля, чей рост как бы символизирует путь то го поколения государственных деятелей ленинской закалки, на плечи которых легла величай шая в истории задача строи тельства государства нового ти па. А построить его было нель зя, не создав (по сути, заново, на пустом месте!) промышлен ность, хозяйство, экономику! «Директор» — мой третий сценарий, реа.лизованный Алек сеем Салтыковым. Фильм этот должен был быть второй сов местной нашей работой, но из- за трагической гибели Евгения картофелесажалке, и каждый клубень пошел в дело. За это он был удостоен почетного вым пела. В конце рабочей недели председатель и парторг приех.а- ли в поле поздравить Фришти- ка с очередной победой. Меха- нитаторы пошутили: — Председатель, заказывай новый вымпел, этот стал непе реходящим. — Шутка, а в ней — прав да. Все вспоминали прошлогод нюю историю. Тогда Фриштик работал вместе с женой Вини- той. Вместе они завоевали зва ние «Лучший механизатор Тал синского района». Вннита тут же прикрепила к комбайну вым пел, а рядом букетик незабу док: «красиво?» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО Впрочем, ответа не требова лось. А вымпел до конца жат вы так и остался на комбайне, хотя официально он назывался переходящим. В харшктере Улднса не толь ко брать высоты, но и удержи вать их. Разработанное им ра ционализаторское предложение сделало картофелесажалки без отказными в работе. По пред ложению и примеру Улдиса колхозные механизаторы теперь готовят комбайны для работы на холмистой местности. Он пе ределал списанный зерноубо рочный комбайн в агрегат для заготовки зеленого корма. Та кой он, Улдис. Ри г а М. КЕРЕЖИН, корреспондент ТАСС. Д И Р Е К Т О Р“ Волгоградская область. Воды Волги н Дона, направленные че ловеком по нскусственно.му руслу, вдо.хнули жизнь в безводные про сторы Нижнего Поволжья. Люди, пришедшие в обновленную степь, распа.халн ее мощными машина ми, построили многоэтажные жи лые дома, школу, ремонтные мас терские, животноводческие фермы, различные культурные и бытовые учреждения. Новый совхоз, воз никший в засушливых степях, был назван «Волго-Дон». Сегодня ордена Ленина совхоз «Волго-Дон» — хозяйство высо ткой культуры земледелия, одно ♦ из лучших в Волгоградской обла- ♦сти. Только в минувшем году го- ♦сударству продано свыше 130 ты- ^сяч центнеров зерна (это почти ^три плана-заказа), на 25 тысяч ^центнеров перевыполнено задан;зе 5 по продаже овощей, на 2 тысячи ^центнеров — молока, на 500 ты- 1сяч — яиц. Сверхплановая при- тбыль по совхозу превысила мил лион рублей, а за пятилетку — ^4 миллиона. Таков результат хо зяйствования советского человека на земле, которая ранее счита лась непроизводительной. На снимках: новый гастроном :чз совхозе «Волго-Дон». Сегодня совхозную улицу трудно отличить от городской. Многоэтажные жи лые дома со всеми видами ком мунальных удобств, новый Дом культуры, гостиница, универмаг, клуб, кафе, школа, детский ком бинат н многие другие производ ственные, культурные и бытовые учреждения создают ее ансамбль. Техник Лариса Николаевна Да выдова (слева) II депутат Вер ховного Совета СССР Герой Со циалистического Труда бригадир овощеводов Зоя Ивановна Яков лева в химической лаборатории совхоза. . Здесь ставятся специ альные опыты по изучению влия ния различных удобрений на ка чественный химический состав почвы и рост растений. Возвращаются с очередной тре нировки футболисты совхозной команды (слева направо) тренер, мастер спорта СССР Николай Ерофеев, крановщик Владимир Закревский, сяесарь Петр Готте и газосварщик Евгений Соснов. В совхозе «Волно-Дон» каждый четвертый —физкультурник. Здесь создан спортивный клуб «Волго- Дон», па совхозном стадионе про водятся спартакиады. Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС Урбанского работа над карти ной была прекращена на неоп ределенное время, и второй ра ботой стало «Бабье царство». Тем не менее «Директор» для меня (да и для Салтыкова то же) является не то что бы про должением, но как бы разви тием в другом качестве и на другом материале темы, нача той нашим «Председателем». «Директор» — не просто оче редная вариация темы крупно го руководителя; разница не в том, что там — проблемы ру ководства сельским хозяйством, а здесь — промышленностью. И там, и здесь мне хотелось показать образ человека широ кого, масштабного, незауряд ную, яркую личность, наделен ную темпераментом, сильной волей, человеческими страстя ми. Но если Егор Трубников появляется на экране уже зре лым человеком, вполне сложив шейся личностью, то здесь мне хотелось прюследить именно ис токи такого характера, прюсле- дить пути формирювания и ста новления этой личности. Мне думается, что Николай Губенко очень достоверно по казывает не то.лько внешнее вы ражение этого процесса, фор мальные приметы рхюта лично сти герюя, но и глубоко анали зирует сущность этого прю- цесса. А. Салтыкова всегда отлича- .ло у.мение найти того единст венного актерж, творческая ин дивидуальность которого мак симально совпадала бы с самой сущностью образа. Так бы.ло и с М. Ульяновы.м в «Председа теле», еще более удивительный пример — Рим.ма Маркова в «Бабьем царстве». И когда я видел на экране этих актеров, у меня было ощущение, что ни какие другие исполнители были бы невозможны. Это ощущение у меня было, когда я видел на экране Евге ния Урбанского: да, да, именно таким (и только таким!) и был мой Алексей Зворыкин! Поэто му после той стржшной катаст рофы, унесшей жизнь Урбан ского, мне казалось, что все кончено навсегда, что другой исполнитель прюсто-напросто невозможен. И Алексей Салты ков проявил не прюсто незау рядное мужество, найдя в се бе силы вернуться к работе, столь трагически оборвавшейся в самом разгаре, начать все сначала, но и удивите.льное ре жиссерское зрение, позволив шее ему увидеть в новом ис полнителе то, что было зало жено в нем, но до поры скры то для всех других (в том чис ле и для самого актера). И ког да я увидел на экране Николая Губенко, то еще раз убедился в способности Салтыкова острю и глубоко понять замысел ав тора — это понимание в дан ном случае выразилось в том, что новый Алексей Зворыкин идеально отвечал моему пред ставлению о главном герое. Ю. НАГИБИН, автор сценария. --------- ♦ ♦ -------- От редакции. Фильм «Дирек тор» можно посмотреть 14 и 15 апреля в районном Доме куль туры. „ КОЧУЮЩИЕ " СКИРДЫ По заснеженному полю дви жется огромная скирда соломы. Ее буксируют прямо к живот новодческой ферме два-три трактора. Так предложили пе ревозить скирды братья Дарага — агроном Николай Николае вич и бригадир тракторной бри гады Василий Николаевич, что трудятся в совхозе «Заря ком мунизма» Яготинского района на Киевщине. За один рейс четырю механи затора (тремя тракторами) до ставляют на ферму не менее 800 центнеров корма. Транс портировка обходится 20 — 25 рублей. На тракторных же са нях, как это делалось до сих пор, можно перевезти лишь 15 На голубых экранах 13 апреля. 17.00 — Программа передач. 17.05 — Новости. 17.15— «Объектив». 18.00—Новости. 18.05 —Для школьников. «На приз клу ба «Золотая шайба». 18.30 — «Ле нинский университет миллионов». 19.00 — Концерт. 19.35 — «Мнр хижинам, война дворцам». Пре.мь- ера телевизионного художествен ного фильма. 1-я серия. 20.40 — «Трибуна писателя». 21.00— «Вре мя». Инфор.мацнонная программа. 21.30 — «Рассказ о. моем друге». Премьера телевизионного док?- .ментального фильма. Часть 2-я. 22.30 — Спортивная передача. По окончании — Новости. Программа передач. 14 апреля. 16.45 — Программ! передач. 16.50 — Новости. 17.00— Для школьников. «Лети, наша песня!» 17.40 — «Правофланговые пятилетки». 18.00 — Новости. 18.05 Цветное телевидение. Для детей. «Кот в сапогах», «Приключение Пети». Мультипликационные филь мы. 19.00 — «Мир хижинам, вой на дворцам». Премьера телевизи онного художественного фильма. 2-я серия. 20.05 — «У нас в гос тях — поэт Роберт Рождествен ский». 20.30 — «Время». 21.00 — Цветное телевидение. Чемпионат СССР по хоккею. ЦСК.А — «Хи мик» (Воскресенск). 3-й период. 21.45 — Концерт. 22.30 — В эфи ре—«Молодость». 23.30 — 1!ово- сти. Программа передач. 20 центнеров, и обходится каж дый рейс не менее десяти руб лей. Механизаторы сконструиро вали несложную волокушу, ко торая состоит из восьми дву тавровых балок и металличе ского троса. Через систему про ушин трос опоясывает скирду. Трактористы по сигналу стар шего механизатора включают скорости и скирда трогается с места. Прш такой транспорти ровке потери кормов исключа ются. Если скирда большая, ее ■разрезают пополам. Для этого сконструирован специальный скирдорез. Он представляет со бой трос, на котором под раз ными углами установлены штифты, напоминающие зубья хорошо разведенной пилы. В КОЛОМИЕЦ. (Корр. ТАСС). Кие в Редактор Н. КОБЗЕВ. Рознице райпотребсоюза на постоянную работу т р е б у е т с я заведующий хозяйственным магазином. 2 — 2 «Путь Ильича» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. Заказ № 316. Лее-Толстовскае типогрефна обвуправмшя во явчвп. Наш адрес; ул. Коммунистическая, б. Редакция газеты «Путь Ильича», Телефоны: редактора —115, заместителя редактора и отв. секретаря —79, общий —111, Тираж 3.826 зкз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz