Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1971 г. (п. Лев-Толстой)

В П Е Р Е Д О В О М С О В Х О З Е Т АКОМ ОН, У . 1 ДИС Улдис Фриштик одинаково уверенно чувствует себя на тракторе и комбайне, за сле­ сарным верстаком и в кузнице. Вот и нынче он первым в кол­ хозе «Ливаги» закончил подго­ товку техники к весеннему се­ ву. Молодой механизатор креп­ ко удерживает за собой звание лучшего в хозяйстве. А началось все с весны, ког­ да Улдис сажал картофель. По­ севной материал тогда шел не­ стандартный. «Ложечки» и «пальцы» картофелесажалки не захватывали крупные клубни, резаные — тоже. Предлагался дедовский способ — взяться за лукошки. Но Фриштик вместе с Вилисом Упмалисом решили по-другому. Они изменили за­ хватывающее устройство на Н О В ЫЕ Ф И Л Ь МЫ в основе сценария «Дирек­ тор» — история о том, как в стране был построен первый автомобиль, история его первых «шагов», трудных и ответствен­ ных. Но, конечно же, главное не в показе этого процесса само­ го по себе, как такового, а в том, как этот процесс отражал­ ся на людях, как он влиял на их личность, психологию, ха­ рактер. Прообраз главного героя, Алексея Зворыкина, читается, в общем-то, без осо^го труда: этим прообразом явился Иван Лихачев, легендарный директор автозавода, носящего его имя. (Да. легендарный!.. Легендар­ ными бывают имена не одних только комбригов, летчиков или полярников!) Но, конечно же, я был далек от того, что­ бы буквально воспроизводить биографию Лихачева или же де­ лать «фотокопию» характера. Я отбирал те или иные, казав­ шиеся мне наиболее яркими, значительными, интересными подробности, факты и эпизоды из жизни Лихачева, дополняя, заостряя, переосмысливая их во многом. Моей задачей было соз­ дать отнюдь не сценарий био­ графического фильма о Лихаче­ ве, а на основе реальных фак­ тов из жизни вполне определен­ ного, конкретного лица создать типизированный образ, показать типичную судьбу талантливого человека из самой гущи народа. Алексей Зворыкин — отнюдь не аскет, он цовсе не чурает­ ся земных благ. Но менее все­ го движет им стремление вы­ биться в люди. Он озабочен другим: «вывести в люди» свою страну. Именно поэтому темой филь­ ма стало идейное, политическое формирование крупного ^ госу- дарютвенного деятеля, чей рост как бы символизирует путь то­ го поколения государственных деятелей ленинской закалки, на плечи которых легла величай­ шая в истории задача строи­ тельства государства нового ти­ па. А построить его было нель­ зя, не создав (по сути, заново, на пустом месте!) промышлен­ ность, хозяйство, экономику! «Директор» — мой третий сценарий, реа.лизованный Алек­ сеем Салтыковым. Фильм этот должен был быть второй сов­ местной нашей работой, но из- за трагической гибели Евгения картофелесажалке, и каждый клубень пошел в дело. За это он был удостоен почетного вым­ пела. В конце рабочей недели председатель и парторг приех.а- ли в поле поздравить Фришти- ка с очередной победой. Меха- нитаторы пошутили: — Председатель, заказывай новый вымпел, этот стал непе­ реходящим. — Шутка, а в ней — прав­ да. Все вспоминали прошлогод­ нюю историю. Тогда Фриштик работал вместе с женой Вини- той. Вместе они завоевали зва­ ние «Лучший механизатор Тал­ синского района». Вннита тут же прикрепила к комбайну вым­ пел, а рядом букетик незабу­ док: «красиво?» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО Впрочем, ответа не требова­ лось. А вымпел до конца жат­ вы так и остался на комбайне, хотя официально он назывался переходящим. В харшктере Улднса не толь­ ко брать высоты, но и удержи­ вать их. Разработанное им ра­ ционализаторское предложение сделало картофелесажалки без­ отказными в работе. По пред­ ложению и примеру Улдиса колхозные механизаторы теперь готовят комбайны для работы на холмистой местности. Он пе­ ределал списанный зерноубо­ рочный комбайн в агрегат для заготовки зеленого корма. Та­ кой он, Улдис. Ри г а М. КЕРЕЖИН, корреспондент ТАСС. Д И Р Е К Т О Р“ Волгоградская область. Воды Волги н Дона, направленные че­ ловеком по нскусственно.му руслу, вдо.хнули жизнь в безводные про­ сторы Нижнего Поволжья. Люди, пришедшие в обновленную степь, распа.халн ее мощными машина­ ми, построили многоэтажные жи­ лые дома, школу, ремонтные мас­ терские, животноводческие фермы, различные культурные и бытовые учреждения. Новый совхоз, воз­ никший в засушливых степях, был назван «Волго-Дон». Сегодня ордена Ленина совхоз «Волго-Дон» — хозяйство высо­ ткой культуры земледелия, одно ♦ из лучших в Волгоградской обла- ♦сти. Только в минувшем году го- ♦сударству продано свыше 130 ты- ^сяч центнеров зерна (это почти ^три плана-заказа), на 25 тысяч ^центнеров перевыполнено задан;зе 5 по продаже овощей, на 2 тысячи ^центнеров — молока, на 500 ты- 1сяч — яиц. Сверхплановая при- тбыль по совхозу превысила мил­ лион рублей, а за пятилетку — ^4 миллиона. Таков результат хо­ зяйствования советского человека на земле, которая ранее счита­ лась непроизводительной. На снимках: новый гастроном :чз совхозе «Волго-Дон». Сегодня совхозную улицу трудно отличить от городской. Многоэтажные жи­ лые дома со всеми видами ком­ мунальных удобств, новый Дом культуры, гостиница, универмаг, клуб, кафе, школа, детский ком­ бинат н многие другие производ­ ственные, культурные и бытовые учреждения создают ее ансамбль. Техник Лариса Николаевна Да­ выдова (слева) II депутат Вер­ ховного Совета СССР Герой Со­ циалистического Труда бригадир овощеводов Зоя Ивановна Яков­ лева в химической лаборатории совхоза. . Здесь ставятся специ­ альные опыты по изучению влия­ ния различных удобрений на ка­ чественный химический состав почвы и рост растений. Возвращаются с очередной тре­ нировки футболисты совхозной команды (слева направо) тренер, мастер спорта СССР Николай Ерофеев, крановщик Владимир Закревский, сяесарь Петр Готте и газосварщик Евгений Соснов. В совхозе «Волно-Дон» каждый четвертый —физкультурник. Здесь создан спортивный клуб «Волго- Дон», па совхозном стадионе про­ водятся спартакиады. Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС Урбанского работа над карти­ ной была прекращена на неоп­ ределенное время, и второй ра­ ботой стало «Бабье царство». Тем не менее «Директор» для меня (да и для Салтыкова то­ же) является не то что бы про­ должением, но как бы разви­ тием в другом качестве и на другом материале темы, нача­ той нашим «Председателем». «Директор» — не просто оче­ редная вариация темы крупно­ го руководителя; разница не в том, что там — проблемы ру­ ководства сельским хозяйством, а здесь — промышленностью. И там, и здесь мне хотелось показать образ человека широ­ кого, масштабного, незауряд­ ную, яркую личность, наделен­ ную темпераментом, сильной волей, человеческими страстя­ ми. Но если Егор Трубников появляется на экране уже зре­ лым человеком, вполне сложив­ шейся личностью, то здесь мне хотелось прюследить именно ис­ токи такого характера, прюсле- дить пути формирювания и ста­ новления этой личности. Мне думается, что Николай Губенко очень достоверно по­ казывает не то.лько внешнее вы­ ражение этого процесса, фор­ мальные приметы рхюта лично­ сти герюя, но и глубоко анали­ зирует сущность этого прю- цесса. А. Салтыкова всегда отлича- .ло у.мение найти того единст­ венного актерж, творческая ин­ дивидуальность которого мак­ симально совпадала бы с самой сущностью образа. Так бы.ло и с М. Ульяновы.м в «Председа­ теле», еще более удивительный пример — Рим.ма Маркова в «Бабьем царстве». И когда я видел на экране этих актеров, у меня было ощущение, что ни­ какие другие исполнители были бы невозможны. Это ощущение у меня было, когда я видел на экране Евге­ ния Урбанского: да, да, именно таким (и только таким!) и был мой Алексей Зворыкин! Поэто­ му после той стржшной катаст­ рофы, унесшей жизнь Урбан­ ского, мне казалось, что все кончено навсегда, что другой исполнитель прюсто-напросто невозможен. И Алексей Салты­ ков проявил не прюсто незау­ рядное мужество, найдя в се­ бе силы вернуться к работе, столь трагически оборвавшейся в самом разгаре, начать все сначала, но и удивите.льное ре­ жиссерское зрение, позволив­ шее ему увидеть в новом ис­ полнителе то, что было зало­ жено в нем, но до поры скры­ то для всех других (в том чис­ ле и для самого актера). И ког­ да я увидел на экране Николая Губенко, то еще раз убедился в способности Салтыкова острю и глубоко понять замысел ав­ тора — это понимание в дан­ ном случае выразилось в том, что новый Алексей Зворыкин идеально отвечал моему пред­ ставлению о главном герое. Ю. НАГИБИН, автор сценария. --------- ♦ ♦ -------- От редакции. Фильм «Дирек­ тор» можно посмотреть 14 и 15 апреля в районном Доме куль­ туры. „ КОЧУЮЩИЕ " СКИРДЫ По заснеженному полю дви­ жется огромная скирда соломы. Ее буксируют прямо к живот­ новодческой ферме два-три трактора. Так предложили пе­ ревозить скирды братья Дарага — агроном Николай Николае­ вич и бригадир тракторной бри­ гады Василий Николаевич, что трудятся в совхозе «Заря ком­ мунизма» Яготинского района на Киевщине. За один рейс четырю механи­ затора (тремя тракторами) до­ ставляют на ферму не менее 800 центнеров корма. Транс­ портировка обходится 20 — 25 рублей. На тракторных же са­ нях, как это делалось до сих пор, можно перевезти лишь 15 На голубых экранах 13 апреля. 17.00 — Программа передач. 17.05 — Новости. 17.15— «Объектив». 18.00—Новости. 18.05 —Для школьников. «На приз клу­ ба «Золотая шайба». 18.30 — «Ле­ нинский университет миллионов». 19.00 — Концерт. 19.35 — «Мнр хижинам, война дворцам». Пре.мь- ера телевизионного художествен­ ного фильма. 1-я серия. 20.40 — «Трибуна писателя». 21.00— «Вре­ мя». Инфор.мацнонная программа. 21.30 — «Рассказ о. моем друге». Премьера телевизионного док?- .ментального фильма. Часть 2-я. 22.30 — Спортивная передача. По окончании — Новости. Программа передач. 14 апреля. 16.45 — Программ! передач. 16.50 — Новости. 17.00— Для школьников. «Лети, наша песня!» 17.40 — «Правофланговые пятилетки». 18.00 — Новости. 18.05 Цветное телевидение. Для детей. «Кот в сапогах», «Приключение Пети». Мультипликационные филь­ мы. 19.00 — «Мир хижинам, вой­ на дворцам». Премьера телевизи­ онного художественного фильма. 2-я серия. 20.05 — «У нас в гос­ тях — поэт Роберт Рождествен­ ский». 20.30 — «Время». 21.00 — Цветное телевидение. Чемпионат СССР по хоккею. ЦСК.А — «Хи­ мик» (Воскресенск). 3-й период. 21.45 — Концерт. 22.30 — В эфи­ ре—«Молодость». 23.30 — 1!ово- сти. Программа передач. 20 центнеров, и обходится каж­ дый рейс не менее десяти руб­ лей. Механизаторы сконструиро­ вали несложную волокушу, ко­ торая состоит из восьми дву­ тавровых балок и металличе­ ского троса. Через систему про­ ушин трос опоясывает скирду. Трактористы по сигналу стар­ шего механизатора включают скорости и скирда трогается с места. Прш такой транспорти­ ровке потери кормов исключа­ ются. Если скирда большая, ее ■разрезают пополам. Для этого сконструирован специальный скирдорез. Он представляет со­ бой трос, на котором под раз­ ными углами установлены штифты, напоминающие зубья хорошо разведенной пилы. В КОЛОМИЕЦ. (Корр. ТАСС). Кие в Редактор Н. КОБЗЕВ. Рознице райпотребсоюза на постоянную работу т р е б у е т с я заведующий хозяйственным магазином. 2 — 2 «Путь Ильича» выходит три раза в неделю; во вторник, четверг и субботу. Заказ № 316. Лее-Толстовскае типогрефна обвуправмшя во явчвп. Наш адрес; ул. Коммунистическая, б. Редакция газеты «Путь Ильича», Телефоны: редактора —115, заместителя редактора и отв. секретаря —79, общий —111, Тираж 3.826 зкз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz