Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)
ДИЗЕЛЬ... НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ Шестьдесят девять лет на зад был построен первый теп ловой двигатель, который по имени изобретателя стал на зываться д-нзелетн. Высокая экономичность и работа на топливе низкого качества бы- Л 1 Г главными преимуществами нового агрегата. Многолетний опыт эксплуа тации дизелей в СССР и за рубежом позволил конструк торам создать двигатели, тре бующие ремонта то.лько после пробега в 400—500 тысяч ки лометров против 180—200 ты- ■сяч километров для карбюра- торны.х двигателей. Такие результаты работы ди зелей на грузовика.х не могли остаться без вни.маиия конст рукторов легковых автомоби лей. Английская фирма ди зельных двигателей «Пер кинс», например, выпустила две модели дизелей, которые стали устанавливать на неко торые легковые автомобили. Интересно отметить и экспе римент, проведенный на совет ских автомобилях «Волга» и «москвич». Небольшие партии этих машин эксплуатируются сейчас в европейских странах. В Англии и Бельгии, напри мер, на «москвич» устанавли вают четырехцилиндровый ди зель с рабочим объемом 1.620 кубических сантиметров. При 3.600 оборотах в минуту дви гатель развивает мощность 45 лошадиных сил, расходуя на 100 километров пути около пя ти литров горючего. Четырехцилиндровый дизель с рабочим объемом 3.860 ку бических сантиметров ставят и на «Волгу». Несмотря на важность эко номического эффекта, дизель не определяет полностью экс плуатационных качеств маши ны. Большое значение имеет общая характеристика мотора, а в _этом отношении дизель по ка значительно уступает бен зиновому двигателю. Работает он с большим шумом и вибра цией, имеет недостаточную приемистость, дизель тяжелее карбюраторного двигателя и требует более жесткую подве ску. В настоящее время ведут ся работы по применению в дизелях легких сплавов, но это удорожает двигатель. Немаловажной проблемой не только техники, но и здраво охранения , является дымление дизельных двигателей. Причи ны его могут быть разные. Чаще всего—неумелое вожде ние автомобиля. Для нормаль ной работы дизель требует бо лее «чуткого» отношения, чем карбюраторный. Обычный, допустимый кон структорами дым не настолько вреден, чтобы , угрожать здо ровью людей. Наиболее опас ным является черный, густой дым, выбрасываемый неис правным двигателем, и так называемый холодный дым, получаемый при неполном сгорании топлива. Он содер жит большое количество ядо витых веществ. Эти недостат ки дизелей — серьезный барь ер на их пути к легко.вому ав томобилю. Однако экспери ментальные работы по усовер шенствованию дизелей и уста новке их на легковые автомо били не прекращаются. Так, в Японии фирмой «Тойота» соз дается дизель, который придет на смену карбюраторным мо торам с объемом цилиндров до 1.500 куб. сантиметров. Большую работу по созда нию и последованию в эксплу атационных условиях отечест венного дизеля проводят и со- ветокие коиетрукторы. Сейчас уже сняты с производства .двухтактные дизели, отличав шиеся повышенным дымлени ем н шумтюй работой. Конст рукторы все больше отдают предпочтение четырехтактным моторам. Большое облегчение в их поиск внесли химики, создав новое топливо широко го фракционного состава. Ис пытания показали, что воздух, который в избытке поступает в цилиндры, обеспечивает пол ное сгорание топлива. Специалисты считают, что теперь дизель, получив новое топливо, стал соперничать с лучшими образцами карбюра торных моторов. В недалеком будущем нм предполагается оснастить большинство грузо виков и автобусов. Появилась и уникальная «Волга», под капотом которой бесшумно ра ботает дизель. Его создали со трудники Научно-исследова тельского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) специально для лег кового автомобиля. (АПН). 20 сентября исполнилось 70 лет со дня рождения совет ского писателя Федора Ивано вича Панферова (1896-1960). Читателям хорошо изве-стиы его романы «Бруски», «В стра не поверженных», «Волга-ма тушка река» и др. Фотохроника ТАСС. Донецкий врач А. Б. Хаес стал первым акванавтом, отваживши.м- ся «поселиться» в глубинах Чер ного моря. Его друзья по к.лубу любителей подводных псследова- пин, разбившие свой лагерь на западном побережье Крымского полуострова, проводили акванав та на 11-метровую глубину, где заранее был установлен изготов ленный из листов стали домик. Акванавт отлично перенес пер вые сутки пребывания под водой и провел исследования, цель ко торых выявить влияние повышен ного давления на организм чело века во время длительного пребы вания под водой. К домику, п.меющему три п.ллю.минатора, пристроен специальный люк-там- бур, позволяющий свободно вы ходить в воду. Позже в подводном доме, цмеюпгем площа.ть 3 квадратных метра, поселился еще один аква навт — Инженер из Москвы Д. Н. Галактионов. Эксперимент про шел успешно. На берегу в районе спуска пер вого подводного дома разбит ла герь подводников — участникоэ эксперимента. Здесь вырос ма ленький научный городок со сво ей электростанцией и ко.мпрессо- ром, биохимической и физиологи ческой лабораториями. На снимке: группа акванавтов (■слева направо) Юрий Барац (Донецк), Юрий Советов (До нецк), Яков Брандис (Донецк), Алексан.лр Хаес (Донецк), Дмит рий Галактионов (.^4осква) и Сергей Гуляр (Донецк).' Фото К. Валихова. Фотохроника ТАСС. Первые акванавты Черного моря Ло у ем у мы так говорим ОСТА ТЬСЯ С НОСОМ Это выражение, имеющее зна чение «потерпеть неудачу в чем- либо», «уйти, ничего не добив шись», требует объяснения преж де всего потому, что слово, «нос» в нем не имеет никакого отноше ния к органу обоняния, а связано, совершенно неожиданно для со временного языкового сознания с глаголом «.нести». Выражение «остаться с носом» или «уйти с носом» обязано сво им происхождением распростра ненному в древней Руси взяточ ничеству. Для того чтобы добить ся нужного решения в суде или в каком-либо ином учреждении, не обходимо было дать взятку. И вот то, что просители тайком, спрятав под полой, приносили с собой в качестве .взятки, и назы валось не «взяткой», а, так ска зать, деликатно «приносом» или более коротко «носом». Значит, н «принос», и «нос» являлись про изводными от глаголов «принес ти», «гнести» (так же, как «при воз», «воз» — от глаголов «при везти», «везти» или «пр]1Ход», «ход» —от глаголов «приходить», «ходить» и т. п,). Бели судья или дьяк брали предложенный им «нос», это зна чит, что можно было надеяться на благоприятное решение; если же они отказывались от взятки, . это оз!начало или что подношение показалось ' недостаточным, или что противная сторона опередила н уже дала взятку. И вот в этих- то случаях проситель «уходил со своим носом» или «оставался со своим носом» — он уже не мог ни на что надеяться. \ ч ВЕСНИНОТВА аргентинской полиции ГАВАНА. Полиция совершила палет на по.мещение организации Коммунистической партии Арген тины в г. Мендоса. Как передает из Буэнос-Айреса корреспондент агентства Пренса Латина, поли цейские во время налета сожгли на костре обнаруженные в поме щении книги, в то.м числе произ ведения классической литературы, сочинения по истории, а также технические материалы, портреты и картины. Произвол полиции вы звал гнев аргентинского народа. (ТАСС). Наводнение в Индии ДЕЛИ. В результате недавних наводнений в штате Пенджаб (Северо-Западная Индия) было повреждено около 5 тысяч кре стьянских жилищ, говорится в опубликованном здесь официаль ном бюллетене. (ТАСС). Долорес Ибаррури: демократия в Испании победит в Марклеберге (близ Лейпци га) работает XIV' сельскохозяй ственная выставка Германской .Демократической Республики. Эта школа передового опыта про пагандирует лучшие достижения кооперативного способа ведения сельского хозяйства. На снимке: сельскохозяйствен ный производственный кооператив «Альтмарк» из Девица (район Остербург), занявший первое ме сто среди экспонатов выставки (кооперативов типа 1) и получив ший диплом, демонстрирует свои успехи в развитии высокомолоч ного животноводства. Фото АДН—ТАСС. О БУДАПЕШТ. Председатель Коммунистической партии Испа нии .Долорес Ибаррури выразила уверенность в том, что испанский народ сокрушит франкистскую диктатуру. Как сообщает агентство МТИ, Д. Ибаррури выступила на мас совом мнтинг.е трудящихся Че- пельского металлургического ком бината в венгерской столице, ку да она прибыла во главе делега ции КИИ. Говоря о борьбе демо кратических сил Испании, она, в частности, заявила: В последние годы в истории на шего народа произошел поворот. Борьба против франкистской дик татуры распространилась на боль шую часть страны, «охватывает все более широкие слои общест ва. Требование свободы и демо кратии на заводах, в институтах и университетах, во всех районах нашей страны поднимается с ог ромной силой, и надежда на по беду справедливого дела объеди няет коммунистов и католиков, социалистов и националистов, студентов и преподавателей, свя щенников и атеистов. Эту спло ченность диктатура уже не в си лах подавить, она не в силах вос препятствовать развертыванию борьбы масс. (ТАСС). Протест представителя министерства обороны ПЕКИН. Утром 9 сентября два американских истребителя «Ф-105» вторглись в воздушное пространство КНР над Гуаиси- Чжуанским автономным районом и обстреляли деревни и крестьян. Представите.ть министерства обороны Китая заявил США энергичный протест. (ТАСС). 21 сентября. 17.20 — «Наука производству». Тел е ж у р и а л. Передача из Свердловска. 17.50— «Музыкальный маяк». 18.00 —«Па норама Родины». 18.30— «С пес ней в сердце». Концерт заслу женного артиста УССР К- Огне вого. Передача из Киева. 19.00^ Литературный театр. Б. Горба тов— «Большая вода». 19.40 — «Физкультура и спорт». 20,30 — Телевизионные новости. 21.00 — «Земле—новую силу». Об опыте мелиоративных работ. 21.25 — Концерт ансамбля песни и танца Болгарской народной армии. Пе редача из Соф.ии. 22.05— Г.' Дони цетти — «Гувернер в затрудни тельном положении». Телевизион ный фильм-опера. 22 сентября. 16.55— Програл^VIа передач. 17.00— Для школьников. «Парус». Литературный альма нах. Передача из Ленинград.^. 17.30 —«Экран Большой химии». Передача из Ленинграда. 18.00— Телевизионные новости, 18.30 — Финальная встреча по хоккею с шайбой на приз газеты «Совет ский спорт». В перерывах — Те левизионные новости. 21.00 —Про грамма Иркутской студии теле видения. Редактор Н. КОБЗЕВ. «Путь Ильича» выходит три раза в неделю: _______в среду, пятницу и воскресенье. Наш адрес: ул. Коммунистическая, редакция районной газеты «Путь Ильича». Телефоны: редактора>»116, общий^111, Заказ 404, Поо, Лев Толстой, Иадательство областного управления по печати. Тираж 3,000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz