Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)

ВСЕМЕРНО УЛУЧШАТЬ РАБОТУ ШКОЛ Три дня продолжалось районное августовское совещание учителей. 25 августа в районном Доме куль­ туры состоялось пленарное заседа­ ние, На котором были подведены итоги прошлого учебного года и намечены задачи на новый. С до­ кладом выступил заведующий рай­ онным отделом народного обра­ зования А. Н. Больных. В центре внимания всей работы учительского совещания были воп­ росы дальнейшего повышения учебно-воспитательного процесса в школе, вытекающие из решений XXIII съезда КПСС. В течение пя­ тилетия предстоит завершить в ос­ новном введение всеобщего’ сред­ него образования для .молодежи. К концу пятилетки число учащи.чся в школах увеличится более чем в два раза. Это явится новым эта­ пом культурной революции в на­ шей стране. • Большая работа по воспитанию подрастающего поколения проде-г. лана нашим учительством в истек­ шем учебном году. Заметно повы­ силось состояние преподавай™,, что, в свою очередь, позво.лило дать учащимся прочные знания.. В 1965—66 учебном году школы рай­ она окончили 4.113 учащихся. Это высокая цифра по сравнению с прошлыми годами. Многие учителя успешно реша­ ют задачи обучения и воспитания учащихся, уделяют большое вни­ мание повышению качества урока, разнообразят его формы. Увлека­ тельно и разнообразно проводят уроки учителя т. Самохина (с. Тро никое), т. Полякова (с. Круглое), т. Красинская (с. Сланское), т. Кузнецова (с. Гагарнно), тт. Ко- чурова и Кузовлева (с. Кузовлево) и многие другие. На их уроках все ученики заняты активной по­ знавательной деятельностью. Эти учителя умело сочетают изучение нового материала с пройденным, развивают у школьников самостоя­ тельное мышление. Полноценные знания дают своим питомцам учи­ теля средней школы № 42 имени Л, Н. Толстого тт. Зайцева, Кры- санова, Алабина, Тепцова, Балан­ дина, Ряховская, Полежаев, заслу­ женная учителньица школ РСФСР т. Демина и другие. В прошлом году из 385 выпускников средних школ 29 закончили с золотыми и серебряными медалями. Это гово­ рит о том, что в школах нз года в год повышается качество препо­ давания, умело прививается школь никам любовь к учебе и труду. Однако в постановке учебно-.зос- питательной работы в школах у нас имеется еще много недостат­ ков. В истекшем учебном году на второй год оставлено 150 учаиш.х- ся, что составляет три с лишним процента к общему контингенту школьников. Эту цифру мы долж­ ны расцен] 1 вать как брак в работе педагогических коллективов. Осо­ бенно большой процент второгод­ ников падает на Лев-Толстовскую и Гагаринскую средние школы. Карповскую и Домачевскую вось- мнлетние. Хуже всего то. что все второгод­ ники имеют неудовлетворительные оценки по русскому языку и мате­ матике. В том, что у нас еще велик процент неуспевающих, большая вина не только учителей-предмет- ников, но и руководителей школ, которые недостаточно контролиру­ ют работу учителей, ыа,то посеща­ ют уроков, не ведут индивидуаль­ ной работы с неуспевающими. В Головннщинской школе неко­ торым учащимся были даны за­ дания на осень. Однако учителя, чтобы не обременять себя излиш­ ней работой, решили оставить всех четырех школьников на второй год. Подобные примеры имеют ме­ сто и в других школах. Чтобы быть образованным чело­ веком, надо в совершенстве вла­ деть своим родным языком. Одна­ ко контрольные работы по русско- С августовского совещания учителей района .му языку и экзамены показали, что у большинства учащихся сла­ бы знания и навыки в области ор­ фографии и пунктуации, невелик словарный запас. Они не научи­ лись еще стилистически правильно излагать свои мысли, неправильно конструируют предложения, плохо знают значение того или иного слова. А отсюда и низкая успевае­ мость по этому предмету. .Многие учащиеся имеют слабые знания по математике и физике. Уроки по этим пред.метам зачастую проводятся шаблонно, без приме­ нения технических методов обуче­ ния и т. д. Немало недостатков имеется з преподавании обществоведения, географии, химии и других пред­ метов. В настоящее время осуществля­ ется переход к всеобщему средне­ му образованию. Уже с нового учебного года прием учащихся в девятые классы должен составить 72,4 процента от всего количества выпускников восьмых классов. Если в прошлом году в девятые классы было принято 150 учащих­ ся, то в нынешнем году их должно быть 270. Однако заявлений пока подано 220. Это говорит о том, что среди восьмиклассников и их родителей со стороны учителей плохо велась разъяснительная ра­ бота о необходимости получения среднего образования. Такое упу­ щение мы должны поправить до начала учебного года. Среди учащихся еще слабо ве­ дется патриотическое воспитание на революционных традициях, на героических примерах Великой Отечественной войны и мирного созидательного труда. Кое-где мы имеем положительные примеры, однако, в целом эта работа остав­ ляет ж-елать много лучшего. У учашщхся не развиваются в должной мере чувства личной от­ ветственности за себя и коллектив, за выполнение долга и обязанно­ стей юного гражданина. Поэтому еще у нас встречаются факты ху­ лиганства среди школьников. Зна­ чит, в новом учебном году педа­ гогические коллективы должны ко­ ренным образо.м улучшить воспи­ тательную работу, тесно увязывать ее с обучением на уроках по всем предметам. В воспитании человека ком.му- нистического общества большое' место занимает вечернее обучение молодежи. Однако в нашем райо­ не эта работа поставлена из рук вон плохо. В начале минувшего учебного года в вечерние классы поступило 120 человек, окончило же всего лишь 20. А вечерние классы при Гагаринской, Карпов- ской, Головинщннской иДомачев- ской школах вовсе распались. О чем, как не о формализ.ме, говорит тот факт, что руководители Гага­ ринской школы даже не побеспо­ коились составить расписание для занятий вечерних классов. В но­ вом учебном году надо в обяза­ тельном порядке выполнить план по вечернему обучению. К новому учебному году не­ сколько окрепла материальная ба­ за наших школ. В новых школь­ ных зданиях начнут заниматься учащиеся деревень: Николаевка, Кордюки, Алексеевка. Во многих школах проведен капитальный ре­ монт. Продолжается строительство Головинщинской, Золотушинской, Гагарннской, Кругловской школ. В новом году будут работать три интерната и шесть групп продлен­ ного дня. Во всех школах будет организовано питание учащихся. В школах значительно пополни­ лось оборудование, приобретены новые наглядные пособия и т. д. Первого сентября в школы при­ дут 4.150 учащихся. Их будут обу­ чать и воспитывать 315 учителей. Это знающие, умудренные опытом педагоги. Нет сомнения в том, что они отдадут все свои силы делу воспитания будущих строителей ком.мунизма. Мы должны окру­ жить народного учителя всеобщей заботой и сердечным внимание.м с тем, чтобы он все силы и знания мог отдать своему благородному делу. О том, как подготовилась к но­ вому учебному году Кузовлевская восьмилетняя школа, рассказал ее директор В. Д. Кочуров. В школе сложился хороший педагогический коллектив. Классные комнаты по­ полнились новы.м оборудованием, много прибавилось наглядных по­ могает нам, мы приведем здание в надлежащий вид или построим новое. Директор Кругловской средней школы О. А. Полякова рассказала об успехах возглавляемого ею пе­ дагогического коллектива. В ми­ нувшем году по сравнению с пре­ дыдущим успеваемость в школе повысилась почти на 4 процента. Это результат кропотливого труда всех учителей, наиболее полного исполнения минимума методиче­ ских требований. Возрос процент учащихся, которые имеют только .хорошие и отличные оценки. Но нас волнует вопрос трудо- собий. К новому году методиче- устройства выпускников. Учителей ская секция разраоотала темы лек­ ций и докладов по учебно-воспита­ тельному процессу, о методах и способах работы с неуспевающими учениками и т. д. Однако нас, заявил В. Д. Ко­ чуров, беспокоит вопрос общест­ венного питания, В прошлом году Лев-Толстовское сельпо организо­ вало в нашей школе горячее пита­ ние. Потом же все было от­ менено. Кажется, руководители торгующих организаций не жела­ ют выполнять своих прямых обя­ занностей по отношению к школе. И еще. В повышении качества и эффективности обучения большая роль принадлежит руководителям школ. Но нас, директоров, часто отрывают от работы, по нужному и не нужному поводу вызывают в райцентр. Так, в декабре прошло­ го года я имел 12 вызовов, почти по столько же в марте и мае этого года. Разве можно здесь всерьез говорить об усилении воспитатель­ ной работы со стороны директора? Вдруг в зал районного Дома культуры ворвались звуки пионер­ ского горна, раздалась чеканная дробь барабана. Это пришли при­ ветствовать своих воспитателен юные пионеры. С детской непосред­ ственностью, с чувством горячей любви, они говорили о своих учи­ телях, выражали им сердечную благодарность за их нелегкий и кропотливый труд, желали им доб­ рого здоровья и новых творческих удач. Бурными аплодисментами проводили участники совещания своих маленьких воспитанников. И вновь продолжается деловой разговор. На трибуне заведующая Троицкой начальной школы В. А. Самохина. —Хотя у нас школа и началь­ ная,—сказала она,—но мы стара­ емся поддерживать прочную и тесную связь с жизнью колхоза «Родина», на территории которого живем, с практикой коммунисти­ ческого строительства. Мы знако­ мим наших школьников с работой их родителей, проводим беседы об их папах и мамах, завели подшив­ ку районной газеты, где рассказы­ вается о передовиках нашего кол- .хоза. Все это вызывает у детей горячую любовь к колхозному про­ изводству. Нередко сами родители выступают перед детьми и расска­ зывают о своем труде. Сейчас в разгаре уборка сахар­ ной свеклы. Все женщины—а они в основном матери наших школь­ ников—будут заняты на свекло­ вичных плантациях. Чтобы дети не были предоставлены самим себе, мы расширяем внеклассную рабо­ ту, проводим различные мероприя­ тия. Но всего этого мало. Есть острая необходимость организо­ вать при школе группу продлен­ ного дня. И другое. Здание нашей школы плохое. В перспективе предпола­ гается ее закрыть, а учащихся пе­ ревести в Головинщинскую школу. Спрашивается, посильно ли перво­ класснику ходить в школу за пять—семь километров? Поэтому нет смысла ликвидировать нашу школу. Думается, что с помощью колхоза, который очень хорошо по­ обвиняют в том, что очень ма.чо учащихся остается на селе. Это, конечно, правильно, мы в чем-то недорабатываем. Но главное за­ ключается в том, что на селе еще не созданы условия для нашей мо­ лодежи, которая выходит из стен школы высокообразованной, эсте­ тически развитой, с большими культурными запросами. Многие из них не находят применения своим знаниям. Из минувшего вы­ пуска только шесть человек могли устроиться в мардерские совхоза имени М. Горького. А остальным руководители ничего не смогли предложить. Весной комиссия рай­ исполкома по трудоустройству выпускников обещала нашим деся­ тиклассницам направить их учить­ ся на парикмахеров и швей, к че­ му они имели большое стремление. Однако все это осталось пустой затеей. А Р. Н, Мальцеву, преподавате­ ля производственного обучения Лев-Толстовской средней школы, беспокоит вопрос об отсутствии материальной базы для обучения учащихся профессии шофера. В минувшей году, сказала она, мы выпустили 43 ученика с правами шофера третьего класса. Из них 35 сейчас уже работают на различ­ ных участках народного хозяйст­ ва. А вот в нынешнем году авто­ машина пришла в негодность, и вести производственное обучение ребят профессии водителя автома­ шины невозможно, хотя среди ре­ бят очень мног'о желающих стать шоферами. Большой интерес у присутствую­ щих вызвало выступление учи­ тельницы русского языка и лите­ ратуры средней школы № 42 A. В. Ряховской. Она рассказала, как их педагогический коллектив успешно совмещает процесс обуче­ ния и воспитания школьников. С этой целью в школе силами уча­ щихся оборудован класс-музей B. И. Ленина. Заниматься в нем предоставлено право- лучшему классу. И надо было видеть гор­ дость и радость ребят, которым выпала эта честь, чтобы убедиться в полезности такого начинания. Преподаватели истории Я. И. Ша­ рапов и А. В. Сидякин из числа девятиклассников подготовили эк­ скурсоводов, которые рассказыва­ ли родителям, школьникам о жиз­ ни и деятельности Владимира Ильича. Хорошее начинание сделали и-- наши юные пионеры. Они решили собрать материалы о левтолстов- цах-орденоносцах, о всех погиб­ ших. Они завели переписку с ро­ дителями погибших, со школьни­ ками тех мест, где пали наши зем­ ляки. Такая внеклассная работа не только развивает патриотические чувства гордости за нашу страну, но и обогащает знания школьни­ ков. Вопросу организации быта учи­ телей посвятила свое выступление учительница Первомайской вось­ милетней школы Е. И. Моисеева. Слов нет, о народном учителе V нас проявляется большая забота. Но зачастую из-за нераспоряди­ тельности того или иного руково­ дителя, работника У нас прояв­ ляется чувство досады и горечи на неуют сельского педагога. Наше село отдаленное, и мы испытываем большие неудобства со снабжени­ ем товарами первой необходимо­ сти. Как ни странно, но приходится сказать на сегодняшнем совещании о хлебе насущном. На.м уже надо­ ело чуть ли не ежедневно ездить в райцентр за хлебом. Е. И. Моисеева, а также учи­ тельница Гагаринской средней школы В. И. Горелова высказали пожелание об улучшении туристи­ ческой работы с учащимися во время летних каникул, сделали критические замечания в адрес об­ ластной станции юных техников, областной туристической базы, райкома комсомола. Большой интерес у присутст­ вующих вызвало выступление директора Лев-Толстовской сред­ ней школы И. Я. Кошелева. В ча­ стности, он заострил внимание на внедрении в школах технических средств обучения. С помощью этих средств, заявил он, мы наверняка добьемся стопроцентной успевае­ мости. Нужно хотя бы в местных условиях, если не достает центра­ лизованных поставок, организо­ вать размножение диафильмов, звуковых средств и т. д. Нужно также улучшить круж­ ковую работу. У нас как-то при­ выкли считать нормальным, что необязательно вести внеклассную работу по таким предметам, как география, биология, история и т. д. А это отрицательно сказыва ется на знаниях учащихся, И. Я. Кошелев поднял вопрос о необходимости расширения прав педагогических коллективов. На совещании выступили также зав. методкабинетом роно В. И. Потапова, н. о. председателя райпо требсоюза В. Г. Архипкин, секре­ тарь райкома комсомола В. В. Александров, зам. заведующего областным отделом народного об­ разования Э. Р. Лахина. В работе совещания принял уча­ стие и выступил с речью первый секретарь райкома КПСС А. С. Губанов. Остальные два дня августовско­ го совещания учителя занимались в различных секциях. Сахалин. Уголь, добываемый открытым способом в Лермонтов­ ском шахтоуправлении, по своей себестоимости самый экономичный на острове. Добыча тонны угля в открытом разрезе обходится государству вдвое дешевле, чем в ша.хте. На снимке: вскрышные работы на открытом разрезе Лермонтов­ ского шахтоуправления. Фото Ю. Муравина. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz