Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)
ВСЕМЕРНО УЛУЧШАТЬ РАБОТУ ШКОЛ Три дня продолжалось районное августовское совещание учителей. 25 августа в районном Доме куль туры состоялось пленарное заседа ние, На котором были подведены итоги прошлого учебного года и намечены задачи на новый. С до кладом выступил заведующий рай онным отделом народного обра зования А. Н. Больных. В центре внимания всей работы учительского совещания были воп росы дальнейшего повышения учебно-воспитательного процесса в школе, вытекающие из решений XXIII съезда КПСС. В течение пя тилетия предстоит завершить в ос новном введение всеобщего’ сред него образования для .молодежи. К концу пятилетки число учащи.чся в школах увеличится более чем в два раза. Это явится новым эта пом культурной революции в на шей стране. • Большая работа по воспитанию подрастающего поколения проде-г. лана нашим учительством в истек шем учебном году. Заметно повы силось состояние преподавай™,, что, в свою очередь, позво.лило дать учащимся прочные знания.. В 1965—66 учебном году школы рай она окончили 4.113 учащихся. Это высокая цифра по сравнению с прошлыми годами. Многие учителя успешно реша ют задачи обучения и воспитания учащихся, уделяют большое вни мание повышению качества урока, разнообразят его формы. Увлека тельно и разнообразно проводят уроки учителя т. Самохина (с. Тро никое), т. Полякова (с. Круглое), т. Красинская (с. Сланское), т. Кузнецова (с. Гагарнно), тт. Ко- чурова и Кузовлева (с. Кузовлево) и многие другие. На их уроках все ученики заняты активной по знавательной деятельностью. Эти учителя умело сочетают изучение нового материала с пройденным, развивают у школьников самостоя тельное мышление. Полноценные знания дают своим питомцам учи теля средней школы № 42 имени Л, Н. Толстого тт. Зайцева, Кры- санова, Алабина, Тепцова, Балан дина, Ряховская, Полежаев, заслу женная учителньица школ РСФСР т. Демина и другие. В прошлом году из 385 выпускников средних школ 29 закончили с золотыми и серебряными медалями. Это гово рит о том, что в школах нз года в год повышается качество препо давания, умело прививается школь никам любовь к учебе и труду. Однако в постановке учебно-.зос- питательной работы в школах у нас имеется еще много недостат ков. В истекшем учебном году на второй год оставлено 150 учаиш.х- ся, что составляет три с лишним процента к общему контингенту школьников. Эту цифру мы долж ны расцен] 1 вать как брак в работе педагогических коллективов. Осо бенно большой процент второгод ников падает на Лев-Толстовскую и Гагаринскую средние школы. Карповскую и Домачевскую вось- мнлетние. Хуже всего то. что все второгод ники имеют неудовлетворительные оценки по русскому языку и мате матике. В том, что у нас еще велик процент неуспевающих, большая вина не только учителей-предмет- ников, но и руководителей школ, которые недостаточно контролиру ют работу учителей, ыа,то посеща ют уроков, не ведут индивидуаль ной работы с неуспевающими. В Головннщинской школе неко торым учащимся были даны за дания на осень. Однако учителя, чтобы не обременять себя излиш ней работой, решили оставить всех четырех школьников на второй год. Подобные примеры имеют ме сто и в других школах. Чтобы быть образованным чело веком, надо в совершенстве вла деть своим родным языком. Одна ко контрольные работы по русско- С августовского совещания учителей района .му языку и экзамены показали, что у большинства учащихся сла бы знания и навыки в области ор фографии и пунктуации, невелик словарный запас. Они не научи лись еще стилистически правильно излагать свои мысли, неправильно конструируют предложения, плохо знают значение того или иного слова. А отсюда и низкая успевае мость по этому предмету. .Многие учащиеся имеют слабые знания по математике и физике. Уроки по этим пред.метам зачастую проводятся шаблонно, без приме нения технических методов обуче ния и т. д. Немало недостатков имеется з преподавании обществоведения, географии, химии и других пред метов. В настоящее время осуществля ется переход к всеобщему средне му образованию. Уже с нового учебного года прием учащихся в девятые классы должен составить 72,4 процента от всего количества выпускников восьмых классов. Если в прошлом году в девятые классы было принято 150 учащих ся, то в нынешнем году их должно быть 270. Однако заявлений пока подано 220. Это говорит о том, что среди восьмиклассников и их родителей со стороны учителей плохо велась разъяснительная ра бота о необходимости получения среднего образования. Такое упу щение мы должны поправить до начала учебного года. Среди учащихся еще слабо ве дется патриотическое воспитание на революционных традициях, на героических примерах Великой Отечественной войны и мирного созидательного труда. Кое-где мы имеем положительные примеры, однако, в целом эта работа остав ляет ж-елать много лучшего. У учашщхся не развиваются в должной мере чувства личной от ветственности за себя и коллектив, за выполнение долга и обязанно стей юного гражданина. Поэтому еще у нас встречаются факты ху лиганства среди школьников. Зна чит, в новом учебном году педа гогические коллективы должны ко ренным образо.м улучшить воспи тательную работу, тесно увязывать ее с обучением на уроках по всем предметам. В воспитании человека ком.му- нистического общества большое' место занимает вечернее обучение молодежи. Однако в нашем райо не эта работа поставлена из рук вон плохо. В начале минувшего учебного года в вечерние классы поступило 120 человек, окончило же всего лишь 20. А вечерние классы при Гагаринской, Карпов- ской, Головинщннской иДомачев- ской школах вовсе распались. О чем, как не о формализ.ме, говорит тот факт, что руководители Гага ринской школы даже не побеспо коились составить расписание для занятий вечерних классов. В но вом учебном году надо в обяза тельном порядке выполнить план по вечернему обучению. К новому учебному году не сколько окрепла материальная ба за наших школ. В новых школь ных зданиях начнут заниматься учащиеся деревень: Николаевка, Кордюки, Алексеевка. Во многих школах проведен капитальный ре монт. Продолжается строительство Головинщинской, Золотушинской, Гагарннской, Кругловской школ. В новом году будут работать три интерната и шесть групп продлен ного дня. Во всех школах будет организовано питание учащихся. В школах значительно пополни лось оборудование, приобретены новые наглядные пособия и т. д. Первого сентября в школы при дут 4.150 учащихся. Их будут обу чать и воспитывать 315 учителей. Это знающие, умудренные опытом педагоги. Нет сомнения в том, что они отдадут все свои силы делу воспитания будущих строителей ком.мунизма. Мы должны окру жить народного учителя всеобщей заботой и сердечным внимание.м с тем, чтобы он все силы и знания мог отдать своему благородному делу. О том, как подготовилась к но вому учебному году Кузовлевская восьмилетняя школа, рассказал ее директор В. Д. Кочуров. В школе сложился хороший педагогический коллектив. Классные комнаты по полнились новы.м оборудованием, много прибавилось наглядных по могает нам, мы приведем здание в надлежащий вид или построим новое. Директор Кругловской средней школы О. А. Полякова рассказала об успехах возглавляемого ею пе дагогического коллектива. В ми нувшем году по сравнению с пре дыдущим успеваемость в школе повысилась почти на 4 процента. Это результат кропотливого труда всех учителей, наиболее полного исполнения минимума методиче ских требований. Возрос процент учащихся, которые имеют только .хорошие и отличные оценки. Но нас волнует вопрос трудо- собий. К новому году методиче- устройства выпускников. Учителей ская секция разраоотала темы лек ций и докладов по учебно-воспита тельному процессу, о методах и способах работы с неуспевающими учениками и т. д. Однако нас, заявил В. Д. Ко чуров, беспокоит вопрос общест венного питания, В прошлом году Лев-Толстовское сельпо организо вало в нашей школе горячее пита ние. Потом же все было от менено. Кажется, руководители торгующих организаций не жела ют выполнять своих прямых обя занностей по отношению к школе. И еще. В повышении качества и эффективности обучения большая роль принадлежит руководителям школ. Но нас, директоров, часто отрывают от работы, по нужному и не нужному поводу вызывают в райцентр. Так, в декабре прошло го года я имел 12 вызовов, почти по столько же в марте и мае этого года. Разве можно здесь всерьез говорить об усилении воспитатель ной работы со стороны директора? Вдруг в зал районного Дома культуры ворвались звуки пионер ского горна, раздалась чеканная дробь барабана. Это пришли при ветствовать своих воспитателен юные пионеры. С детской непосред ственностью, с чувством горячей любви, они говорили о своих учи телях, выражали им сердечную благодарность за их нелегкий и кропотливый труд, желали им доб рого здоровья и новых творческих удач. Бурными аплодисментами проводили участники совещания своих маленьких воспитанников. И вновь продолжается деловой разговор. На трибуне заведующая Троицкой начальной школы В. А. Самохина. —Хотя у нас школа и началь ная,—сказала она,—но мы стара емся поддерживать прочную и тесную связь с жизнью колхоза «Родина», на территории которого живем, с практикой коммунисти ческого строительства. Мы знако мим наших школьников с работой их родителей, проводим беседы об их папах и мамах, завели подшив ку районной газеты, где рассказы вается о передовиках нашего кол- .хоза. Все это вызывает у детей горячую любовь к колхозному про изводству. Нередко сами родители выступают перед детьми и расска зывают о своем труде. Сейчас в разгаре уборка сахар ной свеклы. Все женщины—а они в основном матери наших школь ников—будут заняты на свекло вичных плантациях. Чтобы дети не были предоставлены самим себе, мы расширяем внеклассную рабо ту, проводим различные мероприя тия. Но всего этого мало. Есть острая необходимость организо вать при школе группу продлен ного дня. И другое. Здание нашей школы плохое. В перспективе предпола гается ее закрыть, а учащихся пе ревести в Головинщинскую школу. Спрашивается, посильно ли перво класснику ходить в школу за пять—семь километров? Поэтому нет смысла ликвидировать нашу школу. Думается, что с помощью колхоза, который очень хорошо по обвиняют в том, что очень ма.чо учащихся остается на селе. Это, конечно, правильно, мы в чем-то недорабатываем. Но главное за ключается в том, что на селе еще не созданы условия для нашей мо лодежи, которая выходит из стен школы высокообразованной, эсте тически развитой, с большими культурными запросами. Многие из них не находят применения своим знаниям. Из минувшего вы пуска только шесть человек могли устроиться в мардерские совхоза имени М. Горького. А остальным руководители ничего не смогли предложить. Весной комиссия рай исполкома по трудоустройству выпускников обещала нашим деся тиклассницам направить их учить ся на парикмахеров и швей, к че му они имели большое стремление. Однако все это осталось пустой затеей. А Р. Н, Мальцеву, преподавате ля производственного обучения Лев-Толстовской средней школы, беспокоит вопрос об отсутствии материальной базы для обучения учащихся профессии шофера. В минувшей году, сказала она, мы выпустили 43 ученика с правами шофера третьего класса. Из них 35 сейчас уже работают на различ ных участках народного хозяйст ва. А вот в нынешнем году авто машина пришла в негодность, и вести производственное обучение ребят профессии водителя автома шины невозможно, хотя среди ре бят очень мног'о желающих стать шоферами. Большой интерес у присутствую щих вызвало выступление учи тельницы русского языка и лите ратуры средней школы № 42 A. В. Ряховской. Она рассказала, как их педагогический коллектив успешно совмещает процесс обуче ния и воспитания школьников. С этой целью в школе силами уча щихся оборудован класс-музей B. И. Ленина. Заниматься в нем предоставлено право- лучшему классу. И надо было видеть гор дость и радость ребят, которым выпала эта честь, чтобы убедиться в полезности такого начинания. Преподаватели истории Я. И. Ша рапов и А. В. Сидякин из числа девятиклассников подготовили эк скурсоводов, которые рассказыва ли родителям, школьникам о жиз ни и деятельности Владимира Ильича. Хорошее начинание сделали и-- наши юные пионеры. Они решили собрать материалы о левтолстов- цах-орденоносцах, о всех погиб ших. Они завели переписку с ро дителями погибших, со школьни ками тех мест, где пали наши зем ляки. Такая внеклассная работа не только развивает патриотические чувства гордости за нашу страну, но и обогащает знания школьни ков. Вопросу организации быта учи телей посвятила свое выступление учительница Первомайской вось милетней школы Е. И. Моисеева. Слов нет, о народном учителе V нас проявляется большая забота. Но зачастую из-за нераспоряди тельности того или иного руково дителя, работника У нас прояв ляется чувство досады и горечи на неуют сельского педагога. Наше село отдаленное, и мы испытываем большие неудобства со снабжени ем товарами первой необходимо сти. Как ни странно, но приходится сказать на сегодняшнем совещании о хлебе насущном. На.м уже надо ело чуть ли не ежедневно ездить в райцентр за хлебом. Е. И. Моисеева, а также учи тельница Гагаринской средней школы В. И. Горелова высказали пожелание об улучшении туристи ческой работы с учащимися во время летних каникул, сделали критические замечания в адрес об ластной станции юных техников, областной туристической базы, райкома комсомола. Большой интерес у присутст вующих вызвало выступление директора Лев-Толстовской сред ней школы И. Я. Кошелева. В ча стности, он заострил внимание на внедрении в школах технических средств обучения. С помощью этих средств, заявил он, мы наверняка добьемся стопроцентной успевае мости. Нужно хотя бы в местных условиях, если не достает центра лизованных поставок, организо вать размножение диафильмов, звуковых средств и т. д. Нужно также улучшить круж ковую работу. У нас как-то при выкли считать нормальным, что необязательно вести внеклассную работу по таким предметам, как география, биология, история и т. д. А это отрицательно сказыва ется на знаниях учащихся, И. Я. Кошелев поднял вопрос о необходимости расширения прав педагогических коллективов. На совещании выступили также зав. методкабинетом роно В. И. Потапова, н. о. председателя райпо требсоюза В. Г. Архипкин, секре тарь райкома комсомола В. В. Александров, зам. заведующего областным отделом народного об разования Э. Р. Лахина. В работе совещания принял уча стие и выступил с речью первый секретарь райкома КПСС А. С. Губанов. Остальные два дня августовско го совещания учителя занимались в различных секциях. Сахалин. Уголь, добываемый открытым способом в Лермонтов ском шахтоуправлении, по своей себестоимости самый экономичный на острове. Добыча тонны угля в открытом разрезе обходится государству вдвое дешевле, чем в ша.хте. На снимке: вскрышные работы на открытом разрезе Лермонтов ского шахтоуправления. Фото Ю. Муравина. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz