Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)
ли иным }Кивет в селе по.чм 1 )и ист Мерно гудит двигатель колхоз, ной электростанции. Над генера. 1 сром склонилась женщина, вни мательно прислушиваясь к како. му.то подозрительному стуку. «Лишь бы не подшипники», — вслух произнесла она, рукой про. щупывая нагреваемость гнезда. Нет! Едва уловимое дребезжание издает ослабевший щиток. Жен. щкна облегченно вздохнула и при вычно, по-мужски, отверткой за. крепила щит. Протирая промасленные руки, она остановилась у распахнутой двери. Окна домов приветливо свет или ей ярким электрическим светом. Вот изливаются его лучи по белоснежному покрову из ши. роких окон восьммлетней школы. Хотя и вечер, но там кипит жизнь; проводится внеклассная работа. Зажглась лампочка Ильича и в доме колхозницы Анны Николаев, ны Тырновой. Шестеро детей у нее. И для хозяйки, и для ребят нужен вечером хороший свет. Но почему тускло в доме колхозницы Марии Николаевны Крупецкой?... Женщина продолжает стоять, вглядываясь в каждый дом, в каждое светящееся и темное ок- но. Ей известна судьба почти каж дой семьи, ее думы, заботы... ...Рано познала Полина хлебо робский труд. Будучи еще девчон. кой, она часто убегала из дома на колхозный ток. И место ее было обычно у зерноочистительной ма шины. Не по годам крепкая, упру гая, она в труде не уступала взрослым. А когда машинист ис правлял какую-нибудь неисправ ность, то Полина охотно предлага. ла свои услуги. —Что ты не за свое дело бе решься?—ворчали на нее женщи. ны.—Или мужиков нет? ПРИМЕРОМ Полина застенчиво отходила в сторону, крепко сжимая размяк, шие от смазки натруженные ла дони. Но больше всего девушка люби ла отвозить зерно от комбайнов. Ее интересовали уборочные маши, ны. Не раз намеревалась она по. пасть работать в агрегате—на со ломокопнителе, но от нее отмахи вались: мол, мала еще. Но на следующий год Полина добилась своей цели: всю страд ную пору не покидала подмостка соломокопнителя. И вот неожиданное решение, ко торое вызвало в семье много про. тиворечий. Полина прямо, откро. венно высказала свое намерение: еду учиться на курсы комбайне ров. Горькой слезой залилась мать, огорченная не женской спе циальностью, которую выбрала дочь. Лишь отец уклонился от прямого совета. После успешного окончания кур сов Полину направляют в Ново. Чемодановскую МТС. Не совсем гостеприимно встретили ее здесь. Инженер, хотя и знал ее тягу к технике, но отнесся к новичку не. доверчиво. Сначала ее направили на ремонт старых машин. К ней приглядывались, взвешивали, при кидывали: будет ли в женских, тем более молодых руках, послуш. на техника? Лишь перед самой уборкой практикантка получила назначение —штурвальным на прицепной ком. байн. За один сезон Полина вы держала серьезный экзамен. Как. то в конце уборочной страды забо. лел комбайнер. На машину было решено послать другого. Но хозя ин степного корабля уверенно за. явил; —Не нужно, Полина справится сама. И она оправдала доверие старшего товарища. ...Более пятнадцати лет водила степные корабли по колхозному полю Полина Абрамовна Бирчико. ва. За штурвалом комбайна она прошла еще один более серьезный экзамен—кандидатский стаж. И ие даром, когда коммунисты прини. Мали ее в свои ряды, то ее первой характеристикой была трудовая слава, активное участие в обсуж. дении задач стоящих перед парт, организацией. По состоянию здоровья ей при. шлось покинуть уборочные маши ны. Но расстаться с техникой она не могла. И когда ей предложили должность дежурного колхозной электростанции, то она с радостью согласилась. И здесь проявился ее беспокойный характер. В один из майских вечеров в по мещении правления колхоза со. стоялось партийное собрание. Коммунисты были озабочены со. стоянием посевов сахарной свек. лы. Из доклада секретаря партко. ма стало известно, что есть нема, ло участков-«сирот», на которых уже подняли головы сорняки. Предложений было немало: одни советовали распределить кх по всем свекловичницам, другие пред, лагали принять строгие меры к тем колхозникам, кто отказался от трудового участия на свекло. вичной плантации. Слово попросила Полина Абра мовна. —Закрепите за мной гектар по севов,—заявила она. И окинув взглядом присутствую, щих, добавила; —Может, моему примеру после дуют те, кто бросил свои участки, и... жены руководителей артели. Ранним утром следующего дня, когда теплые лучи солнца едва коснулись земли, Полина Абрамов, на вместе с бригадирог; была уже й поле. Она сама себе выбрала участок на который уже наседал ^зеленый пожар». И когда жен. шина-механизатор прошла уже вторую борозду, на плантацию по. дошли другие свекловичницы. Среди них оказались и «новички», которых раньше на поле не было. Все свое свободное время от де журства Полина Абрамовна про водила на плантации. Ценой мно гих усилий ей удалось спасти за крепленный участок от сорняков, сделав одновременно прорывку растений^ Заботливо, по-хозяйски, провела их проверку, оставив на каждом погонном метре не менее 4—5 крепких ростков. Сама, рань ше других убрала участок. Многие тогда завидовали увесистым кор ням. А они действительно оказа. лись «увесистыми». Закрепленный участок дал по 270 центнеров са харной свеклы. Ее гектар принес хозяйству 432 рубля чистой при были. Поистине богатый гектар! С этого времени за Полиной Абрамовной унаследовалось вто рое призвание—свекловода. А коммунистка снова ищет себе дел. Каждую весну ее можно уви- На снимке: П. А. Бирчикова. Хроника культурной жизни Очень интересно НЕОБЫЧНАЯ Ш КОЛА Новосибирск. На одной нз ти хих улиц городка Сибирского от деления Академии наук СССР и красивом здапни разместилась .специализированная физико-мате матическая и химическая школа- интернат. Уже 400 юношей и деву шек, получив отличную подготов ку и аттестаты зрелости, покину ли стены этого необычного учеб ного заведения. I Необычен-и прием в фнзматхи.м- 3 школу. Сюда в 8-е и 9-е классы принимаются наиболее способные ребята—победители трех туров Вссснбирской физико-математиче- скои и химической олимпиады школьников. Сейчас в школе обучается около 500 учеников. Занятия с ними по особой программе, разработанной ученым советом учебного заведе ния, ведут квалифицированные пе- .дагогп и ученые. Школьникам соз даны прекрасные условия для плодотворной учебы и отдыха. На снимках: внизу —подготов ка к урокам. Слева—ученики 10- класса Виталий Ким с Сахалина (впереди) и .Александр Малышев из Хабаровска на лыжной прогул- Повое в сельском хозяйстве „ механический ПОВАР“ «Механическим поваром» назва ли животновс.ды машину, изготов ленную на Днепровском механиче ском заводе в кооперации с дру гими п|едприятиями Запорожья. Она предназначена для кормоку хонь ферм крупного рогатого екз- та. Машина универсальная; приго товляет различные кормовые сме си влажностью от 60 до 80 про центов. Одновременно' она способ на запаривать 900 килограммов соломенной сечки, затрачивая на это всего 40—50 минут, в десять —двенадцать раз меньше, чем другие .машины подобного назна чения. «Механический повар» в своем 12-кубовом баке, к которо му по.дводнтся пар, не только за паривает измельченную солому, но II обрабатывает ее кальциннро- памной содой, сдабривает концен тратами. Машина также измельча ет корнепло.ды, с.мешивает их с сечкои и концентратами. За 16 часов работы агрегат гото вит кор.мовые смеси для двух ты-- сяч животных. Машину «С-12» за порожцы с.делали по чертежам ки евских конструкторов, внеся в проект ря.д усовершенствований. В ближайшее время 50 «механи ческих поваров» начнут работать в кормоцехах н кормокухнях за порожских хозяйств, специализи рующихся на откор ме крупного рогатого скота. И еще о.тна немаловажная осо бенность этой ботвы: растет она вверх—вьется по натянутой про волоке нлн шпагату. Благодаря этому полнее используется пло щадь теплиц. С каждого квадрат ного метра можно получать з? о,днн оборот ,до 25 килограм.мов огурцов. ОДНОСТЕБЕЛЬНЫЕ ОГУРЦЫ Селекционеры Молдавского ин ститута орошае 1 иого земледелия и овощеводства П. И. Дворников и А. X. Маштакова облегчили тру.т овощеводов. Они вывели новый сорт тепличных огурцов, у кото рых одностебельиая ботва. При щипывать такую ботву нет необ ходимости, поскольку пасынки на ней ие появляются. ДВУХЭТАЖНЫЕ КОРОВНИКИ Двухэтажный коровник постро ен в сельхозартели имени XXII съезда КПСС Старобельского рай она. Нижний этаж рассчитан на размещение в четыре ряда 200 ко- |:ов. Все процессы по уходу за скотом механизированы. На втором этаже—хранилище для грубых, концентрированных II сочных кормов. Здесь же нахо дится и механизированный цех пе реработки корма. Отсюда по тран спортерам он подается в каждую кормушку. Такие двухэтажные коровник?! намечно построить.и в других хо зяйствах области. Как-то в нашей школе разнес лась весть; для старшеклассников будут прочитаны лекции по лите ратуре научным сотрудником сто. личного музея Л. Н. Толстого Вла. димиром Ивановичем Зайцевым. В назначенный час зал был пе. реподнен. И вот В. И. Зайцев на чинает свою лекцию о Сергее Есе нине. Лектор читает живо, уалече: 1 но. Спустя несколько минут—и слуша. тели в его власти. Они покорены и глубокой эрудицией лектора, и его простой, доходчивой речью, и проникновенным чтением стихо творений поэта, и уместными же. стами, нужными для дорисовки тех о^азов , о которых говорил Владимир Иванович. Перед учащимися вставал образ замечательного, выдающегося поэта, прожившего короткую, но яркую, мятежную жизнь. Вот лектор говорит о личности С. Есенина, его 'большом чувстве к близким. Родине, о его попыт ке разобраться «в пестрой пута нице» всех тех литературных тече ний, во взглядах литературных об ществ и общественных групп, ко торых было немало в 20-х годах. Лектор разъясняет взгляды по эта на революцию, на титаниче. скую деятельность В. И. Ленина, говорит о стремлении С. Есенина разобраться в идеологической ломке, о его страстном желании понять роль, которую играл В. И. Ленин в этих грандиозных собы. тиях. Поэт поражен тем, что сделал В. И. Ленин для России, он воск лицает; —Я не пойму, какой силой су мел поднять он шар земной! Как зачарованные слушали ре. бята, стараясь не пропустить ни одного слова. Затем лектор переходит к оцен. ке творчества Есенина Горьким, Маяковским. Лекция закончена. Ребята горячо аплодируют. „Огонек" в сельском клубе в один из субботних вечеров празднично о.детые юноши п де вушки спешили в Остро-Камеи- ский клуб,-Первый раз комсомоль цы этого отделения проводили мо лодежный «Огонек», а ^юэто.му и немножко волновались. Все ли пройдет так, как задума ли? Ведь этот «Огонек» не только вечер отдыха молодежи. Цель его д[ угая: рассказать правду о рели гиозном празднике «Николов день». I Более сорока юношей и девушек : заняли места в зале. Заведующая I клубом Раиса Холуева открыла деть и на кукурузной плантации. Она участвует на севе этой куль туры. ...Тихо. Спит село. И будто на страже безмолвной ночи стоит де журный колхозной электростанции коммунистка Полина Абрамовна Бирчикова. А завтра? Немного от. дохнув, она отправится в колхоз ную механическую мастерскую. Там куется сейчас фундамент бу. дущему урожаю, готовится к вес не техника, прицепной инвентар:>. Ведь она там партгрупорг. Е. СНИТКО. На следующий день В. И. Зай. цез прочитал лекцию на тему: «Советская поэзия 50—60-х го. дов». И зал снова полон. На этот раз были приглашены и девяти, классники. Лектор говорит об основных чертах советской поэзии, о ее бо. гатой тематике, о гуманизме на шей поэзии, о его глубине и значи. тельностн. Лектор характеризует творчест во Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Возне сенского и других. Особое место в своей лекции он отвел теме Великой Отечественной войны в советской поэзии. —Война,—это боль сердца, ще мящее чувство невозвратимых ут рат—говорит он. И зал, затаив дыхание, слушает его. Перед слушателями встают те ужасы, горе, страдания, кото рые пережил наш народ в эти трудные годы. И в то время, когда лектор читал стихи о героизме на шего народа, о е. о стойкости и му. жестве во время войны, то, каза. лось, в зале было слышно грозное дыхание этой героической эпохи. ' Следует отметить, что через всю лекцию он проводит красной нитью мысль: человек и Родина неразделимы, показывает это на очень ярких и сильных стихах со. ветских поэтов. Какой интерес вызвали лекции, нетрудно заметить. И не только интерес: на следующий день мож. но было видеть в руках у старше классников томики стихов Евге. ния Евтушенко, Михаила Светло, ва, Роберта Рождественского и других поэтов. А ведь это очень важно, тем бо. лее, что школьная программа на эту тему отводит незначительное количество часов. А. РЯХОВСКАЯ, учителышца школы Л“ 42. вечер, а затем представила слово учительнице школы рабочей моло дежи Марии Георгиевне Зацепи ной, которая доходчиво объяснила собравшимся, как церковь учреди ла этот праздник, что скрывается в этом церковном «чу,цо^ворце». Затем была литературная викто рина. Загадывались интересные загадки, а за лучший ответ вруча лись памятные призы. Весело было в этот вечер в Ост- ро-Каменскоы сельском клубе. На долго он запомнился молодежи се ла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz