Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1966 г. (п. Лев-Толстой)

ли иным }Кивет в селе по.чм 1 )и ист Мерно гудит двигатель колхоз, ной электростанции. Над генера. 1 сром склонилась женщина, вни­ мательно прислушиваясь к како. му.то подозрительному стуку. «Лишь бы не подшипники», — вслух произнесла она, рукой про. щупывая нагреваемость гнезда. Нет! Едва уловимое дребезжание издает ослабевший щиток. Жен. щкна облегченно вздохнула и при­ вычно, по-мужски, отверткой за. крепила щит. Протирая промасленные руки, она остановилась у распахнутой двери. Окна домов приветливо свет или ей ярким электрическим светом. Вот изливаются его лучи по белоснежному покрову из ши. роких окон восьммлетней школы. Хотя и вечер, но там кипит жизнь; проводится внеклассная работа. Зажглась лампочка Ильича и в доме колхозницы Анны Николаев, ны Тырновой. Шестеро детей у нее. И для хозяйки, и для ребят нужен вечером хороший свет. Но почему тускло в доме колхозницы Марии Николаевны Крупецкой?... Женщина продолжает стоять, вглядываясь в каждый дом, в каждое светящееся и темное ок- но. Ей известна судьба почти каж­ дой семьи, ее думы, заботы... ...Рано познала Полина хлебо­ робский труд. Будучи еще девчон. кой, она часто убегала из дома на колхозный ток. И место ее было обычно у зерноочистительной ма­ шины. Не по годам крепкая, упру­ гая, она в труде не уступала взрослым. А когда машинист ис­ правлял какую-нибудь неисправ­ ность, то Полина охотно предлага. ла свои услуги. —Что ты не за свое дело бе­ решься?—ворчали на нее женщи. ны.—Или мужиков нет? ПРИМЕРОМ Полина застенчиво отходила в сторону, крепко сжимая размяк, шие от смазки натруженные ла­ дони. Но больше всего девушка люби­ ла отвозить зерно от комбайнов. Ее интересовали уборочные маши, ны. Не раз намеревалась она по. пасть работать в агрегате—на со­ ломокопнителе, но от нее отмахи­ вались: мол, мала еще. Но на следующий год Полина добилась своей цели: всю страд­ ную пору не покидала подмостка соломокопнителя. И вот неожиданное решение, ко­ торое вызвало в семье много про. тиворечий. Полина прямо, откро. венно высказала свое намерение: еду учиться на курсы комбайне­ ров. Горькой слезой залилась мать, огорченная не женской спе­ циальностью, которую выбрала дочь. Лишь отец уклонился от прямого совета. После успешного окончания кур­ сов Полину направляют в Ново. Чемодановскую МТС. Не совсем гостеприимно встретили ее здесь. Инженер, хотя и знал ее тягу к технике, но отнесся к новичку не. доверчиво. Сначала ее направили на ремонт старых машин. К ней приглядывались, взвешивали, при­ кидывали: будет ли в женских, тем более молодых руках, послуш. на техника? Лишь перед самой уборкой практикантка получила назначение —штурвальным на прицепной ком. байн. За один сезон Полина вы­ держала серьезный экзамен. Как. то в конце уборочной страды забо. лел комбайнер. На машину было решено послать другого. Но хозя­ ин степного корабля уверенно за. явил; —Не нужно, Полина справится сама. И она оправдала доверие старшего товарища. ...Более пятнадцати лет водила степные корабли по колхозному полю Полина Абрамовна Бирчико. ва. За штурвалом комбайна она прошла еще один более серьезный экзамен—кандидатский стаж. И ие даром, когда коммунисты прини. Мали ее в свои ряды, то ее первой характеристикой была трудовая слава, активное участие в обсуж. дении задач стоящих перед парт, организацией. По состоянию здоровья ей при. шлось покинуть уборочные маши­ ны. Но расстаться с техникой она не могла. И когда ей предложили должность дежурного колхозной электростанции, то она с радостью согласилась. И здесь проявился ее беспокойный характер. В один из майских вечеров в по­ мещении правления колхоза со. стоялось партийное собрание. Коммунисты были озабочены со. стоянием посевов сахарной свек. лы. Из доклада секретаря партко. ма стало известно, что есть нема, ло участков-«сирот», на которых уже подняли головы сорняки. Предложений было немало: одни советовали распределить кх по всем свекловичницам, другие пред, лагали принять строгие меры к тем колхозникам, кто отказался от трудового участия на свекло. вичной плантации. Слово попросила Полина Абра­ мовна. —Закрепите за мной гектар по­ севов,—заявила она. И окинув взглядом присутствую, щих, добавила; —Может, моему примеру после­ дуют те, кто бросил свои участки, и... жены руководителей артели. Ранним утром следующего дня, когда теплые лучи солнца едва коснулись земли, Полина Абрамов, на вместе с бригадирог; была уже й поле. Она сама себе выбрала участок на который уже наседал ^зеленый пожар». И когда жен. шина-механизатор прошла уже вторую борозду, на плантацию по. дошли другие свекловичницы. Среди них оказались и «новички», которых раньше на поле не было. Все свое свободное время от де­ журства Полина Абрамовна про­ водила на плантации. Ценой мно­ гих усилий ей удалось спасти за­ крепленный участок от сорняков, сделав одновременно прорывку растений^ Заботливо, по-хозяйски, провела их проверку, оставив на каждом погонном метре не менее 4—5 крепких ростков. Сама, рань­ ше других убрала участок. Многие тогда завидовали увесистым кор­ ням. А они действительно оказа. лись «увесистыми». Закрепленный участок дал по 270 центнеров са­ харной свеклы. Ее гектар принес хозяйству 432 рубля чистой при­ были. Поистине богатый гектар! С этого времени за Полиной Абрамовной унаследовалось вто­ рое призвание—свекловода. А коммунистка снова ищет себе дел. Каждую весну ее можно уви- На снимке: П. А. Бирчикова. Хроника культурной жизни Очень интересно НЕОБЫЧНАЯ Ш КОЛА Новосибирск. На одной нз ти­ хих улиц городка Сибирского от­ деления Академии наук СССР и красивом здапни разместилась .специализированная физико-мате­ матическая и химическая школа- интернат. Уже 400 юношей и деву­ шек, получив отличную подготов­ ку и аттестаты зрелости, покину­ ли стены этого необычного учеб­ ного заведения. I Необычен-и прием в фнзматхи.м- 3 школу. Сюда в 8-е и 9-е классы принимаются наиболее способные ребята—победители трех туров Вссснбирской физико-математиче- скои и химической олимпиады школьников. Сейчас в школе обучается около 500 учеников. Занятия с ними по особой программе, разработанной ученым советом учебного заведе­ ния, ведут квалифицированные пе- .дагогп и ученые. Школьникам соз­ даны прекрасные условия для плодотворной учебы и отдыха. На снимках: внизу —подготов­ ка к урокам. Слева—ученики 10- класса Виталий Ким с Сахалина (впереди) и .Александр Малышев из Хабаровска на лыжной прогул- Повое в сельском хозяйстве „ механический ПОВАР“ «Механическим поваром» назва­ ли животновс.ды машину, изготов­ ленную на Днепровском механиче­ ском заводе в кооперации с дру­ гими п|едприятиями Запорожья. Она предназначена для кормоку­ хонь ферм крупного рогатого екз- та. Машина универсальная; приго­ товляет различные кормовые сме­ си влажностью от 60 до 80 про­ центов. Одновременно' она способ­ на запаривать 900 килограммов соломенной сечки, затрачивая на это всего 40—50 минут, в десять —двенадцать раз меньше, чем другие .машины подобного назна­ чения. «Механический повар» в своем 12-кубовом баке, к которо­ му по.дводнтся пар, не только за­ паривает измельченную солому, но II обрабатывает ее кальциннро- памной содой, сдабривает концен­ тратами. Машина также измельча­ ет корнепло.ды, с.мешивает их с сечкои и концентратами. За 16 часов работы агрегат гото­ вит кор.мовые смеси для двух ты-- сяч животных. Машину «С-12» за­ порожцы с.делали по чертежам ки­ евских конструкторов, внеся в проект ря.д усовершенствований. В ближайшее время 50 «механи­ ческих поваров» начнут работать в кормоцехах н кормокухнях за­ порожских хозяйств, специализи­ рующихся на откор ме крупного рогатого скота. И еще о.тна немаловажная осо­ бенность этой ботвы: растет она вверх—вьется по натянутой про­ волоке нлн шпагату. Благодаря этому полнее используется пло­ щадь теплиц. С каждого квадрат­ ного метра можно получать з? о,днн оборот ,до 25 килограм.мов огурцов. ОДНОСТЕБЕЛЬНЫЕ ОГУРЦЫ Селекционеры Молдавского ин­ ститута орошае 1 иого земледелия и овощеводства П. И. Дворников и А. X. Маштакова облегчили тру.т овощеводов. Они вывели новый сорт тепличных огурцов, у кото­ рых одностебельиая ботва. При­ щипывать такую ботву нет необ­ ходимости, поскольку пасынки на ней ие появляются. ДВУХЭТАЖНЫЕ КОРОВНИКИ Двухэтажный коровник постро­ ен в сельхозартели имени XXII съезда КПСС Старобельского рай­ она. Нижний этаж рассчитан на размещение в четыре ряда 200 ко- |:ов. Все процессы по уходу за скотом механизированы. На втором этаже—хранилище для грубых, концентрированных II сочных кормов. Здесь же нахо­ дится и механизированный цех пе­ реработки корма. Отсюда по тран­ спортерам он подается в каждую кормушку. Такие двухэтажные коровник?! намечно построить.и в других хо­ зяйствах области. Как-то в нашей школе разнес­ лась весть; для старшеклассников будут прочитаны лекции по лите­ ратуре научным сотрудником сто. личного музея Л. Н. Толстого Вла. димиром Ивановичем Зайцевым. В назначенный час зал был пе. реподнен. И вот В. И. Зайцев на­ чинает свою лекцию о Сергее Есе­ нине. Лектор читает живо, уалече: 1 но. Спустя несколько минут—и слуша. тели в его власти. Они покорены и глубокой эрудицией лектора, и его простой, доходчивой речью, и проникновенным чтением стихо­ творений поэта, и уместными же. стами, нужными для дорисовки тех о^азов , о которых говорил Владимир Иванович. Перед учащимися вставал образ замечательного, выдающегося поэта, прожившего короткую, но яркую, мятежную жизнь. Вот лектор говорит о личности С. Есенина, его 'большом чувстве к близким. Родине, о его попыт­ ке разобраться «в пестрой пута­ нице» всех тех литературных тече­ ний, во взглядах литературных об­ ществ и общественных групп, ко­ торых было немало в 20-х годах. Лектор разъясняет взгляды по­ эта на революцию, на титаниче. скую деятельность В. И. Ленина, говорит о стремлении С. Есенина разобраться в идеологической ломке, о его страстном желании понять роль, которую играл В. И. Ленин в этих грандиозных собы. тиях. Поэт поражен тем, что сделал В. И. Ленин для России, он воск­ лицает; —Я не пойму, какой силой су­ мел поднять он шар земной! Как зачарованные слушали ре. бята, стараясь не пропустить ни одного слова. Затем лектор переходит к оцен. ке творчества Есенина Горьким, Маяковским. Лекция закончена. Ребята горячо аплодируют. „Огонек" в сельском клубе в один из субботних вечеров празднично о.детые юноши п де­ вушки спешили в Остро-Камеи- ский клуб,-Первый раз комсомоль­ цы этого отделения проводили мо­ лодежный «Огонек», а ^юэто.му и немножко волновались. Все ли пройдет так, как задума­ ли? Ведь этот «Огонек» не только вечер отдыха молодежи. Цель его д[ угая: рассказать правду о рели­ гиозном празднике «Николов день». I Более сорока юношей и девушек : заняли места в зале. Заведующая I клубом Раиса Холуева открыла деть и на кукурузной плантации. Она участвует на севе этой куль­ туры. ...Тихо. Спит село. И будто на страже безмолвной ночи стоит де­ журный колхозной электростанции коммунистка Полина Абрамовна Бирчикова. А завтра? Немного от. дохнув, она отправится в колхоз­ ную механическую мастерскую. Там куется сейчас фундамент бу. дущему урожаю, готовится к вес­ не техника, прицепной инвентар:>. Ведь она там партгрупорг. Е. СНИТКО. На следующий день В. И. Зай. цез прочитал лекцию на тему: «Советская поэзия 50—60-х го. дов». И зал снова полон. На этот раз были приглашены и девяти, классники. Лектор говорит об основных чертах советской поэзии, о ее бо. гатой тематике, о гуманизме на­ шей поэзии, о его глубине и значи. тельностн. Лектор характеризует творчест­ во Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Возне­ сенского и других. Особое место в своей лекции он отвел теме Великой Отечественной войны в советской поэзии. —Война,—это боль сердца, ще­ мящее чувство невозвратимых ут­ рат—говорит он. И зал, затаив дыхание, слушает его. Перед слушателями встают те ужасы, горе, страдания, кото­ рые пережил наш народ в эти трудные годы. И в то время, когда лектор читал стихи о героизме на­ шего народа, о е. о стойкости и му. жестве во время войны, то, каза. лось, в зале было слышно грозное дыхание этой героической эпохи. ' Следует отметить, что через всю лекцию он проводит красной нитью мысль: человек и Родина неразделимы, показывает это на очень ярких и сильных стихах со. ветских поэтов. Какой интерес вызвали лекции, нетрудно заметить. И не только интерес: на следующий день мож. но было видеть в руках у старше­ классников томики стихов Евге. ния Евтушенко, Михаила Светло, ва, Роберта Рождественского и других поэтов. А ведь это очень важно, тем бо. лее, что школьная программа на эту тему отводит незначительное количество часов. А. РЯХОВСКАЯ, учителышца школы Л“ 42. вечер, а затем представила слово учительнице школы рабочей моло­ дежи Марии Георгиевне Зацепи­ ной, которая доходчиво объяснила собравшимся, как церковь учреди­ ла этот праздник, что скрывается в этом церковном «чу,цо^ворце». Затем была литературная викто­ рина. Загадывались интересные загадки, а за лучший ответ вруча­ лись памятные призы. Весело было в этот вечер в Ост- ро-Каменскоы сельском клубе. На­ долго он запомнился молодежи се­ ла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz