Путь Ильича. 1962 г. (п. Лев-Толстой)
П У Т Ь I I Л| Ь II Ч А 7 янйаря 1962 г . (3660) Этой статьей мы 1 начинаем печатание ^ бесед о моральном кодексе строи теля коммунизма. В ближайших номерах нашей газеты будут по мещены также статьи: „Мораль всего трудящегося че ловечества", „Жизнеутверждающий характер моральных принципов", „Превращение нравственных принципов в привычку". РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в Программе нашей па р т и и впервые сформулирован мораль ный кодекс строителя коммуниз ма. Это событие величайшего смысла и значения. Оно знамену ет собой новый этап в развитии нравственных отношений между людьми. В истории старого, эксп.туата- торского общества было немало своеобразных моральных кодек сов. Но все они не выдерживали испытания времене.м, потому что расходились с реальны.ми усло виями жизни человека или "были отдаленной мечтой передовых лю дей. Расхождение .между прннщша- мн морали и реальной жизнью приводило к неразбери.хе в умах людей. Моральные принципы тре бовали относиться к человеку как к другу, а на практике лю ди вынуждены были действовать по закону джунглей, где господ ствует право сильного, то есть поступать по принципу: „человек человеку—волк“. Мораль требовала уважать и выполнять законы. Но в жизни, где одни господствуют, а другие должны подчиняться их воле,'лю ди ви^.ели: „закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Мораль требовала уважения к че ловеку и его достоинству, я на практике — „бей по зубам", .да так, чтобы был „удар зубодроби тельный, удар-скуловорот". Рас хождение .между словом и делом, моральными принципами и реаль ной жизнью В. И. Ленин называл самой отвратительной чертой ста рого общества. В моральном кодексе строите ля коммунизма воплощены те нравственные принципы, которые вырабатывались прогрессивными общественными снла.ми, особенно рабочим классом, на протяжении всей .многовековой истории чело вечества. Вместе с те.м в нем вы ражены этические требования, которые могли родиться и роди лись только в условиях довре менной фазы ко.ммуиис тпческого преобразования мира. Естественно, в моральном ко дексе строителя ком.мунизма нет противоречий между требования-] МП морали и реальной жизнью. С уничтожением частной собствен ности на средства производства и эксплуатации человека челове ком навсегда ушел в прошлое принцип буржуазной морали; „че ловек человеку—волк". На. с.чену ему пришел новый гуманный прнн цип: „человек человеку—друг, то варищ, брат". Каждый день, читая газеты или слушая радио, мы узнаем о бла городных поступках советских лю дей. Рискуя собственной жизнью, ученица ремесленного училища бросается навстречу быстро мчащемуся • поезду, снимает с рельсов замешкавшегося четырех летнего ребенка и ложится с ни.м на шпалы, с замиранием сердца прислушиваясь к проносящимся над головой вагонам; шофер ав тобуса, переполненного людь.мн, ложится под колеса, чтобы свои.м телом задержать скользящую под уклон машину; многие годы со- се,ди ухаживают за пнвалидом войны) становятся ему близкими и родны-ми людьми... В подобных гуманных актах, которых в нашей жизни множество, проявляется сущность нового человека, впспи- т'аиного Коммунистичсск'ой пар тией, Советской властью. Соцналщим принес людям иные представления о богатстве. Идеа» лы советских людей сталг: выше, благороднее н не идут пи в ка кое сравнение с мещанскими пде-' алами защитников капитализма. Смысл, цель II содержание жизни раньше люди видели в том, чтобы накопить побольше вещец^ по больше урвать для себя, для сво ей кубышки. Ныне, когда комму- низ.м' несет все.м людям удовлет ворение нх разумных потребно стей, больше нужно делать для чем людей, для общего блага, поо больше общественное богатство, те.м богаче жизнь. Социализм дал людям воз.можность правильно сочетать общественные и личные интересы. Защитники кагшталпстического строя надеются, что • ком.мунизм не в состоянии будет решить за дачу воспитания нового челове ка. Они утверждают, что человек по 11 рпво.де своей существо по рочное, потому II неисправимое. Он от рождения ленив, стремит ся постоянно воевать с другими людьми, ставить свои интересы выше интересов всех остальных. Из этих „нравственных" устано вок само собою следует вывод; раз нельзя изменить природу че ловека, значит, нужно смириться с действительностью, довольство- ватым! тем, что есть, и не пы таться переделать мир. Иегеды о моральном , код ек се с т р о н ш е л л комм у н г 1 зм а Эту гнилую теорию социализм опроверг на .практике. „Неиспра вимая" природа человека оказа лась исправимой II притом в луч шем и полезио.м для самого че ловека направлении. Капитали стический .мир привил много вредных привычек и взглядов. За четыре с лишни.м десятилетия социализм уничтожил многие из ипх. Но еще остались пережитки прошлого—тунеядство, воровство, хулиганство, пьянство и т. д. По мере строительства коммунизма они будут, несомненно, преодоле ны. В.месте с тем советский че ловек нравственно совершенст вуется, II процесс этот будет все вре.мя продолжаться. Нравственное совершенствова ние связано с возрастанием роли нравственных начал в жизни об щества. „В процессе перехода к коммунизму,—сказано в Про- грам.ме партии,—все более возраста ет роль нравственных начал в жиз ни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается зна чение административного регули рования Бзаи.моотношений между людьми". От.мнрание государства II переход к общественному само управлению В. И. Ленин связывал не только с новым отношением к трз'ду и общественной деятель ности, по II с нравственным раз витием личности. В настоящее время правовое н нравственное регулирование тес но переплетается друг с другом, идет рука об руку. При этом сфера принуждения все время су жается, а сфера убеждения рас ширяется. Это подтверждается, в нашей жизни такими явления ми, как возрастание роли обще ственного мнения, коллектива, об щественных организаций. В то же время большинство населения соблюдает все советские законы добровольно, по долгу совести, а не из страха. В перспективе нормы права н нормы нравственности сольются в единое целое, превратятся в нравственные принципы, которые высокосознательные труженики ко.ммунистического общества бу дут соблюдать добровольно. Да II юридические организации со временем П 1 'евратятся в органы общественного самоуправления. Отношения между людьми будут в основно.м регулироваться не ме рами принуждения, а мерами убе ждения, моральными принципами. Но это, конечно, не значит, что в коммунистическом обществе совершенно не будцт никаких на рушений. Нет, II тогда, возможно отдельные лица будут нарушать правила коммунистического обще жития, что потребует не только морального осуждения, но и при менения организационных .мер. Развив нравственную природу человека, социализм обеспечил переход к регулированию отно шений между людьми на осно ве морального кодекса строителя коммунизма, изложенного в но вой Программе нашей партии. Весь мир изумляется величию принципов этого, кодекса. Э. СТРУКОВ. КРЕМЕНЧУГСКАЯ ГЭС . Ее мощность 625 тысяч киловатт. Это станция открытого типа, без здания машинного зала. Она уже выработала более 1,5 миллиарда? киловатт-часов электроэнергии. ОЧЕМ ГОВОРЯТ ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ Д.чя успешного осуществле- в результате проверки преоб- шш задачи иов.ышешш уровня ладали «5» и «4». Особешю учебно-воспитате.чьной работы отрадны резу.тьтаты по рус- II особенно общеобразователь- скому языку в Первомайской, ной подготовки учащихся важ- Карповской семи.детних шко- ное значение имеет пропаган- лах. а в Барятинской и Ново- •да и внедрение в обучение Кузьминской школах все уча- всего нового, иер.едового, что щиеся получили полонштель- достигнуто псдагогиче с к о й ные оценки но этому предмету. практикой, лучшими учителя ми. Надо сказать, что в нашем районе ®этому уделяется не мало внимания. Мы проводим ирактикумы-семииары для учи телей начальных классов, а также преподавателей русско го языка, математики и ру ководителей школ. Они помо гают познать цовое в работе II способствуют иовышешш ка чества учебы в школах. До статочно сказать, что успе ваемость в истекшем ио.луго- дии повысилась на 2,3 про цента в сравнении с тем же периодом прошлого года. С целью проверки знаний и навыков учащихся в свете Закона о школе в декабре 1961 года повсеместно были проведены контро.лъные рабо ты по русскому языку II ма- тематпке. Следует отметить, что из положительных оценок Но еще ГОЯЛЛ поистине золотая осень, С полей .ушел богатый урожай, гул т рак т оров не умо.ткал. Ме ха низаторы 3 акла ды- ва.ти фундамент под у])ожай будущего 1 'ода. Томны работ 0 Ы.ДИ незавидными. Са мые простые подсчеты показывали, что подъем зяби может затя нуться, как говорят, до бе лых мух. Об этом 11 состоялся бо.ль- Р А с СКАЗЫ О КОММУНИСТАХ НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ шой разговор иа одном из пар тийных собраний отделения. Ишщпатива к о мм у н и с т о в Ведь получалось так; семья нашла горячий отк.лпк среди была как-будто одна, задачи механизаторов. В ряды борцов роша.ди общие, а труди.тисьвсо по-разному. Одни отдавали способна ирепдо.деть любые нисти ч е с к и и т р у д. преграды впереди предстояло еще Этот разговор бил продол- одно ответственное испытание .жен на совещании механиза- —подготовка техники к весне тонов Коммунисты высказали четвертого года семилетки. И свое мнение,' что их коллек- борцы за коммунистический ТИБ может бороться за почет- труд принимают единодушное нос звание и.меноватьсп брига- решение продолжить пред- дой 1 е.оммуш 1 СТ 11 ческого труда, съездовскую вахту . все силы и знания, другие— работали не в полную нагруз- лу. В чем де.ло? — Надо поднять ответствен- Н 0 СТ 1 , каждого ме.ханизатпра за порученный участок,—пред ложил' 110 М 0 Щ 1 ШК бригадира Иван Нитрофаишшч Башлыков. 1 это долл.'пы сделать мы, КОММУНИСТЫ. \ много ли их в брига де? — ус 0 М 1 Ш. 1 С я кто-т О .— Раз , два и почелся. — Дело ис в количестве, а а уыепьн поднять ^людей. — пояснил слесарь Гаврил Ива нович Тушов.—Бывает и так. что инициатива одного стано вится такой силой, которая за будущий высокий урожай стали в.ливаться новые силы. Эаметно изменились отиоше- Ш 1 Я трактористов к труду. Ча сто в пересменке можно было ус.лышать такие е.лова; — Ну как , в норму уло- жп.лся? — Гектара на два даже пе ревыполнил. В ;ттпх простых, с О ни вы ступают инициаторами сорев нования в совхозе за досроч ный II высококачественный ре монт тракторного парка и нрицешюго инвентаря. И здесь с особой яркостью проявились ростки нового коммунистиче ского отношения к труду. Сре ди механизаторов ремонтников не услышишь слов «твое», «мое», у них все «наше-» — общее. По состоянию здоровья тракторист Сторожевых не мог кронных ирпиять участия в ремонте. ^ . Мл Т^'ПЛП ТТОНРТкТП чл словах чувствовалась заоота не только :ш своп дола, а за дела своего товарища но тру ду , всего коллектива. В брига де с каждым днем росло чис ло передовиков. Победа,- одержанная меха низаторами в предсъездовском соревиованни, явилась первым экзаменом в борьбе за комму- Но закрепленный за ним трак тор скоро уже будет готов. Крепкое слово у Домачев- екпх механизаторов. Они за вершают, подготовку прицеп ных орудий. А скоро из ма- стерско'й выйдут последние два трактора. п. ЯРНЫХ, секретарь парторганизации Домачевского отделения сов.хоза „Остро-Каменский". Контрольные диктанты по казали, что многие учителя .русского языка по-настояще му перестрои.ти преподавание в свете новых требований. Так , например, А. В. Ряхов- ская, Н. Н. Бачурина, В . Я . Беляева, Т . Ф. Пшеничнико ва, Л. С. Белова поистине яв ляются маяками, указываю- 1 ЦИМИ путь другим уЧНТе.! 1 ЯМ к творческой работе." Несколько ниже но сравне нию с русским языком ])С- зультаты по математике. Но опять-таки они лучше прош логодних. II тут следует от метить Еарповскую, Племян- никовскую II особенно Совхоз ную школы. Здесь большинст во учащихся получи.до только от.дичиые и хорошие оценки. Конечно, успехи в этих и других школах ие ириш.ди са ми но себе. Они достигнуты в результате того, что учите ля повседневно и серьезно ра ботают над улучшением ме тодики проведения урока, про являют инициативу в работе. I как результат, уроки их насыщены но содер.жанию и разнообразны но форме. • Но везде ли так обстоит дело? К сожалению, нет. Есть еще в районе школы, которые и по результатам контрольных работ и по успеваемости за полугодие плетутся в хвосте, имеют результаты даже ниже районных. К ним относятся Кругловская, Домач е в с к а^я, Кузовлевская, Львовская и Ост ро-Камепская школы. А это привело к тому, что в районе не успевают 260 учащихся, пли ' две таких школы, как Карповская. Т а кое положение более, чем не терпимо. Значительная доля вины за неуспеваемость учащихся ло жится иа руководителей школ. Многие из них подчас не зна ют положения дел с усиевае- мостью в томили другомклас се. Вторая половина учебного года является наиболее ответ ственной в работе школ. Вот почему надо так поставить весь учебпо-воспитателышй процесс, чтобы не . допустить ни одного случая второгодни чества. А. ТУШЕВА, заведующая районе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz