Путь Ильича. 1962 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1962 г. (п. Лев-Толстой)

П У Т Ь I I Л| Ь II Ч А 7 янйаря 1962 г . (3660) Этой статьей мы 1 начинаем печатание ^ бесед о моральном кодексе строи­ теля коммунизма. В ближайших номерах нашей газеты будут по­ мещены также статьи: „Мораль всего трудящегося че­ ловечества", „Жизнеутверждающий характер моральных принципов", „Превращение нравственных принципов в привычку". РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в Программе нашей па р т и и впервые сформулирован мораль­ ный кодекс строителя коммуниз­ ма. Это событие величайшего смысла и значения. Оно знамену­ ет собой новый этап в развитии нравственных отношений между людьми. В истории старого, эксп.туата- торского общества было немало своеобразных моральных кодек­ сов. Но все они не выдерживали испытания времене.м, потому что расходились с реальны.ми усло­ виями жизни человека или "были отдаленной мечтой передовых лю­ дей. Расхождение .между прннщша- мн морали и реальной жизнью приводило к неразбери.хе в умах людей. Моральные принципы тре­ бовали относиться к человеку как к другу, а на практике лю­ ди вынуждены были действовать по закону джунглей, где господ­ ствует право сильного, то есть поступать по принципу: „человек человеку—волк“. Мораль требовала уважать и выполнять законы. Но в жизни, где одни господствуют, а другие должны подчиняться их воле,'лю­ ди ви^.ели: „закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Мораль требовала уважения к че­ ловеку и его достоинству, я на практике — „бей по зубам", .да так, чтобы был „удар зубодроби­ тельный, удар-скуловорот". Рас­ хождение .между словом и делом, моральными принципами и реаль­ ной жизнью В. И. Ленин называл самой отвратительной чертой ста­ рого общества. В моральном кодексе строите­ ля коммунизма воплощены те нравственные принципы, которые вырабатывались прогрессивными общественными снла.ми, особенно рабочим классом, на протяжении всей .многовековой истории чело­ вечества. Вместе с те.м в нем вы­ ражены этические требования, которые могли родиться и роди­ лись только в условиях довре­ менной фазы ко.ммуиис тпческого преобразования мира. Естественно, в моральном ко­ дексе строителя ком.мунизма нет противоречий между требования-] МП морали и реальной жизнью. С уничтожением частной собствен ности на средства производства и эксплуатации человека челове ком навсегда ушел в прошлое принцип буржуазной морали; „че ловек человеку—волк". На. с.чену ему пришел новый гуманный прнн цип: „человек человеку—друг, то­ варищ, брат". Каждый день, читая газеты или слушая радио, мы узнаем о бла­ городных поступках советских лю­ дей. Рискуя собственной жизнью, ученица ремесленного училища бросается навстречу быстро мчащемуся • поезду, снимает с рельсов замешкавшегося четырех­ летнего ребенка и ложится с ни.м на шпалы, с замиранием сердца прислушиваясь к проносящимся над головой вагонам; шофер ав­ тобуса, переполненного людь.мн, ложится под колеса, чтобы свои.м телом задержать скользящую под уклон машину; многие годы со- се,ди ухаживают за пнвалидом войны) становятся ему близкими и родны-ми людьми... В подобных гуманных актах, которых в нашей жизни множество, проявляется сущность нового человека, впспи- т'аиного Коммунистичсск'ой пар­ тией, Советской властью. Соцналщим принес людям иные представления о богатстве. Идеа» лы советских людей сталг: выше, благороднее н не идут пи в ка­ кое сравнение с мещанскими пде-' алами защитников капитализма. Смысл, цель II содержание жизни раньше люди видели в том, чтобы накопить побольше вещец^ по­ больше урвать для себя, для сво­ ей кубышки. Ныне, когда комму- низ.м' несет все.м людям удовлет­ ворение нх разумных потребно­ стей, больше нужно делать для чем людей, для общего блага, поо больше общественное богатство, те.м богаче жизнь. Социализм дал людям воз.можность правильно сочетать общественные и личные интересы. Защитники кагшталпстического строя надеются, что • ком.мунизм не в состоянии будет решить за­ дачу воспитания нового челове­ ка. Они утверждают, что человек по 11 рпво.де своей существо по­ рочное, потому II неисправимое. Он от рождения ленив, стремит­ ся постоянно воевать с другими людьми, ставить свои интересы выше интересов всех остальных. Из этих „нравственных" устано­ вок само собою следует вывод; раз нельзя изменить природу че­ ловека, значит, нужно смириться с действительностью, довольство- ватым! тем, что есть, и не пы­ таться переделать мир. Иегеды о моральном , код ек се с т р о н ш е л л комм у н г 1 зм а Эту гнилую теорию социализм опроверг на .практике. „Неиспра­ вимая" природа человека оказа­ лась исправимой II притом в луч­ шем и полезио.м для самого че­ ловека направлении. Капитали­ стический .мир привил много вредных привычек и взглядов. За четыре с лишни.м десятилетия социализм уничтожил многие из ипх. Но еще остались пережитки прошлого—тунеядство, воровство, хулиганство, пьянство и т. д. По мере строительства коммунизма они будут, несомненно, преодоле­ ны. В.месте с тем советский че­ ловек нравственно совершенст­ вуется, II процесс этот будет все вре.мя продолжаться. Нравственное совершенствова­ ние связано с возрастанием роли нравственных начал в жизни об­ щества. „В процессе перехода к коммунизму,—сказано в Про- грам.ме партии,—все более возраста ет роль нравственных начал в жиз­ ни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается зна­ чение административного регули­ рования Бзаи.моотношений между людьми". От.мнрание государства II переход к общественному само­ управлению В. И. Ленин связывал не только с новым отношением к трз'ду и общественной деятель­ ности, по II с нравственным раз­ витием личности. В настоящее время правовое н нравственное регулирование тес­ но переплетается друг с другом, идет рука об руку. При этом сфера принуждения все время су­ жается, а сфера убеждения рас­ ширяется. Это подтверждается, в нашей жизни такими явления­ ми, как возрастание роли обще­ ственного мнения, коллектива, об щественных организаций. В то же время большинство населения соблюдает все советские законы добровольно, по долгу совести, а не из страха. В перспективе нормы права н нормы нравственности сольются в единое целое, превратятся в нравственные принципы, которые высокосознательные труженики ко.ммунистического общества бу­ дут соблюдать добровольно. Да II юридические организации со временем П 1 'евратятся в органы общественного самоуправления. Отношения между людьми будут в основно.м регулироваться не ме­ рами принуждения, а мерами убе­ ждения, моральными принципами. Но это, конечно, не значит, что в коммунистическом обществе совершенно не будцт никаких на­ рушений. Нет, II тогда, возможно отдельные лица будут нарушать правила коммунистического обще жития, что потребует не только морального осуждения, но и при­ менения организационных .мер. Развив нравственную природу человека, социализм обеспечил переход к регулированию отно­ шений между людьми на осно­ ве морального кодекса строителя коммунизма, изложенного в но­ вой Программе нашей партии. Весь мир изумляется величию принципов этого, кодекса. Э. СТРУКОВ. КРЕМЕНЧУГСКАЯ ГЭС . Ее мощность 625 тысяч киловатт. Это станция открытого типа, без здания машинного зала. Она уже выработала более 1,5 миллиарда? киловатт-часов электроэнергии. ОЧЕМ ГОВОРЯТ ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ Д.чя успешного осуществле- в результате проверки преоб- шш задачи иов.ышешш уровня ладали «5» и «4». Особешю учебно-воспитате.чьной работы отрадны резу.тьтаты по рус- II особенно общеобразователь- скому языку в Первомайской, ной подготовки учащихся важ- Карповской семи.детних шко- ное значение имеет пропаган- лах. а в Барятинской и Ново- •да и внедрение в обучение Кузьминской школах все уча- всего нового, иер.едового, что щиеся получили полонштель- достигнуто псдагогиче с к о й ные оценки но этому предмету. практикой, лучшими учителя­ ми. Надо сказать, что в нашем районе ®этому уделяется не­ мало внимания. Мы проводим ирактикумы-семииары для учи­ телей начальных классов, а также преподавателей русско­ го языка, математики и ру­ ководителей школ. Они помо­ гают познать цовое в работе II способствуют иовышешш ка­ чества учебы в школах. До­ статочно сказать, что успе­ ваемость в истекшем ио.луго- дии повысилась на 2,3 про­ цента в сравнении с тем же периодом прошлого года. С целью проверки знаний и навыков учащихся в свете Закона о школе в декабре 1961 года повсеместно были проведены контро.лъные рабо­ ты по русскому языку II ма- тематпке. Следует отметить, что из положительных оценок Но еще ГОЯЛЛ поистине золотая осень, С полей .ушел богатый урожай, гул т рак т оров не умо.ткал. Ме­ ха низаторы 3 акла ды- ва.ти фундамент под у])ожай будущего 1 'ода. Томны работ 0 Ы.ДИ незавидными. Са мые простые подсчеты показывали, что подъем зяби может затя­ нуться, как говорят, до бе­ лых мух. Об этом 11 состоялся бо.ль- Р А с СКАЗЫ О КОММУНИСТАХ НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ шой разговор иа одном из пар­ тийных собраний отделения. Ишщпатива к о мм у н и с т о в Ведь получалось так; семья нашла горячий отк.лпк среди была как-будто одна, задачи механизаторов. В ряды борцов роша.ди общие, а труди.тисьвсо по-разному. Одни отдавали способна ирепдо.деть любые нисти ч е с к и и т р у д. преграды впереди предстояло еще Этот разговор бил продол- одно ответственное испытание .жен на совещании механиза- —подготовка техники к весне тонов Коммунисты высказали четвертого года семилетки. И свое мнение,' что их коллек- борцы за коммунистический ТИБ может бороться за почет- труд принимают единодушное нос звание и.меноватьсп брига- решение продолжить пред- дой 1 е.оммуш 1 СТ 11 ческого труда, съездовскую вахту . все силы и знания, другие— работали не в полную нагруз- лу. В чем де.ло? — Надо поднять ответствен- Н 0 СТ 1 , каждого ме.ханизатпра за порученный участок,—пред­ ложил' 110 М 0 Щ 1 ШК бригадира Иван Нитрофаишшч Башлыков. 1 это долл.'пы сделать мы, КОММУНИСТЫ. \ много ли их в брига­ де? — ус 0 М 1 Ш. 1 С я кто-т О .— Раз , два и почелся. — Дело ис в количестве, а а уыепьн поднять ^людей. — пояснил слесарь Гаврил Ива­ нович Тушов.—Бывает и так. что инициатива одного стано­ вится такой силой, которая за будущий высокий урожай стали в.ливаться новые силы. Эаметно изменились отиоше- Ш 1 Я трактористов к труду. Ча­ сто в пересменке можно было ус.лышать такие е.лова; — Ну как , в норму уло- жп.лся? — Гектара на два даже пе­ ревыполнил. В ;ттпх простых, с О ни вы­ ступают инициаторами сорев­ нования в совхозе за досроч­ ный II высококачественный ре­ монт тракторного парка и нрицешюго инвентаря. И здесь с особой яркостью проявились ростки нового коммунистиче­ ского отношения к труду. Сре­ ди механизаторов ремонтников не услышишь слов «твое», «мое», у них все «наше-» — общее. По состоянию здоровья тракторист Сторожевых не мог кронных ирпиять участия в ремонте. ^ . Мл Т^'ПЛП ТТОНРТкТП чл словах чувствовалась заоота не только :ш своп дола, а за дела своего товарища но тру­ ду , всего коллектива. В брига­ де с каждым днем росло чис­ ло передовиков. Победа,- одержанная меха­ низаторами в предсъездовском соревиованни, явилась первым экзаменом в борьбе за комму- Но закрепленный за ним трак­ тор скоро уже будет готов. Крепкое слово у Домачев- екпх механизаторов. Они за­ вершают, подготовку прицеп­ ных орудий. А скоро из ма- стерско'й выйдут последние два трактора. п. ЯРНЫХ, секретарь парторганизации Домачевского отделения сов.хоза „Остро-Каменский". Контрольные диктанты по­ казали, что многие учителя .русского языка по-настояще­ му перестрои.ти преподавание в свете новых требований. Так , например, А. В. Ряхов- ская, Н. Н. Бачурина, В . Я . Беляева, Т . Ф. Пшеничнико­ ва, Л. С. Белова поистине яв­ ляются маяками, указываю- 1 ЦИМИ путь другим уЧНТе.! 1 ЯМ к творческой работе." Несколько ниже но сравне­ нию с русским языком ])С- зультаты по математике. Но опять-таки они лучше прош­ логодних. II тут следует от­ метить Еарповскую, Племян- никовскую II особенно Совхоз­ ную школы. Здесь большинст­ во учащихся получи.до только от.дичиые и хорошие оценки. Конечно, успехи в этих и других школах ие ириш.ди са­ ми но себе. Они достигнуты в результате того, что учите­ ля повседневно и серьезно ра­ ботают над улучшением ме­ тодики проведения урока, про­ являют инициативу в работе. I как результат, уроки их насыщены но содер.жанию и разнообразны но форме. • Но везде ли так обстоит дело? К сожалению, нет. Есть еще в районе школы, которые и по результатам контрольных работ и по успеваемости за полугодие плетутся в хвосте, имеют результаты даже ниже районных. К ним относятся Кругловская, Домач е в с к а^я, Кузовлевская, Львовская и Ост ро-Камепская школы. А это привело к тому, что в районе не успевают 260 учащихся, пли ' две таких школы, как Карповская. Т а ­ кое положение более, чем не­ терпимо. Значительная доля вины за неуспеваемость учащихся ло­ жится иа руководителей школ. Многие из них подчас не зна­ ют положения дел с усиевае- мостью в томили другомклас се. Вторая половина учебного года является наиболее ответ ственной в работе школ. Вот почему надо так поставить весь учебпо-воспитателышй процесс, чтобы не . допустить ни одного случая второгодни­ чества. А. ТУШЕВА, заведующая районе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz