Путь Ильича. 1961 г. (п. Лев-Толстой)
ПУ Т Ь ИЛ Ь ИЧА 19 ноябрг 1961 г. № 137 (3641] С е г о д н я — 2 5 0 л е г п с о д н я р э к д, е н л д / Ч . В , А о ч э н о с о в а В Е Л И К И Й с ы н 1 р о с с и и ЕГО ИМЕНАМ ДОРОГО % Исполнилось 250 лет со дня рождения Михаила Васильеви ча Ломоносова—великого рус ского ученого, поэта, мысли- теля-материалиста и просвети теля. Имя его дорого каждому советскому человеку. Сын простого поморского крестьянина, М. В. Ломоносов был воплощением лучших черт русского народа: его трудолю бия, страстного стремления к науке и знаниям, глубокой любви к Родине, свободолюбия и гордой независимости. Он непоколебимо верил в духов ные силы своего народа, в его творческую мощь, горячо меч тал о широком развитии на родного образования, о том времени, когда его Отечество будет иметь многочисленные кадры своих ученых. Он энер гично пролагал пути к широ кой демократизации науки в России. М. В. Ломоносов был гени альным человеком. Он не толь ко вобрал в себя лучшие до стижения мировой культуры своего времени, но и стремил ся поставить их на службу на роду. Неустанный новатор в науке, он-смело ломал уста ревшие традиции, не останав ливаясь ни перед _ какими на учными авторитетами, е с л и они мешали движению вперед. Михаил Васильевич обладал универсальными знаниями. В области общего миропонима ния он был основоположником той струи русской материали стической философии, которую познсе развили А. Н. Радищев и декабристы, В. I". Белинский, А. И. Герцен и Н. Г. Черны шевский — русские предшест венники марксизма. Богато и разнообразно на учное творчество М. В. Ломо носова в области естественных наук. Он разработал теорию атомно-молекулярного строе ния вещества, механическую теорию теплоты, теорию стро ения газов. Этими .работами он' углубил достижения мировой науки. В середине XVIII века М. В. Ломоносов сформулировал за кон сохранения и превраще ния вещества и энергии в при роде, который прочно вошел в науку только через 120 лет. Большой вклад внес он в раз витие астрономии: впервые вы сказал мысль о наличии атмо сферы на Венере, догадки о солнечных протуберанцах, о строении кометных хвостов, разработал теорию, полярных сияний. В условиях засилья церкви он смело пропаганди ровал высказывания француз ских ученых о множественнс- сти миров во Вселенной и на личии жизни на других плане тах. М. В. Ломоносов был одним из основателей метеоро логии и первым организа тором метеорологиче ских исследований в России. Он ирид а в а л большое значение этой науке, которая должна вскрывать причины ат мосферных явлений и определять прогноз по годы, столь необходи мый в жизни, особенно в мореплавании и сель ском хозяйстве. Ломоно сов много сделал для развития отечественной географии, геодезии, по лярной океанографии и мореплавания. Огромно значение его трудов в области геоло гии, в познании исто рии и строении Земли, ее минеральных бо гатств, в развитии науки о поч ве. В своих сочинениях Ломо носов показал себя борцом против -религии, против биб лейских мифов. Так, он рас критиковал библейскую леген ду всемирного потопа; доказал, что образование земных слоев происходило и происходит не прерывно; правильно оценил окаменелости как остатки жи вых организмов; выяснил ор ганическое происхождение тор фа, каменного угля, нефти, ян таря и др. М. В. Ломоносов выступал за отделение религии от нау ки, за запрещение вмешатель ства церкви в организацию на учных исследований и в цен зуру научных публикаций. Вс'й свою жизнь он стремил ся соединять теорию с прак тикой. Так, его „теория света и цветов" привела к „мозаич ному художеству": изготовле нию цветного стекла, к пост ройке Усть-Рудицкой фабрики с гидросиловой установкой. В своей книге „Первые ос нования металлургии или руд ных дел" он уделил много вни мания пропаганде идеи меха низации трудоемких работ, по дробно остановился на возмож ности использования при этом энергии текучих вод, описал ряд гидравлических двигате лей того времени. М. В. Ломоносов разработал новую теорию движения воз духа и газов в рудниках и пламенных печах, которая ста ла основой техники руднич ной вентиляции. На этой тео рии до сих пор основывается строительство всех пламенных, особенно сталеплавильных пе чей. Занимаясь исследованиями атмосферы, он создал теорию упругой силы воздуха и вплот ную подошел к изобретению „аэродромной машины", то есть летательного аппарата, который может подниматься в атмосферу. В черновом наброске одной из речей Ломоносов отмечал, что России требуется много ученых людей. Их, в частно сти, требует „земледельст- во“, предзнание погод", „ме жевание" зе.мель. Он мечтал о создании в стране научно-ис следовательского учреждения, связанного с вопросами разви тия земледелия. Великий просветитель, М. В. Ломоносов был создателем русской грамматики, осново- ппложнико.м литерату’р н-о г о языка и русской поэзии. В об ласти исторической науки он был борцом против фальсифи кации истории русского наро да, против теории о том, буд то славяне создали русское го сударство при помощи варя гов. Он страстно мечтал о рус ском универси тете, который был бы со здан на демократи ч е с к о й основе, со свободным до ступом к высшему образо ванию всех слоев общества, с русскими профессорами. Он считал, что университет этот должен быть образцом для всех будущих русских универ ситетов, в возникновение ко торых он глубоко верил. Убедившись в том, что в „Петербурге, поблизости с цар ским двором, где дела верши ли невежественные царедвор цы и недружелюбные иност ранцы, настоящего русского университета создать нельзя. М. В. Ломоносов разработал план его учреждения в Моск ве. И вот в 1755 году Москов ский университет был открыт. Он действительно послужил и служит образцом для высших учебных заведений, и не толь ко нашей страны, но и всего мира. Советский народ глубоко це нит культурное наследие про шлого и свято чтит всех, кто беззаветно служил своему на роду, способствовал развитию и процветанию Отечества. И в пе^звом ряду великих Сынов России стоит имя великого ученого и горячего патриота М. В. Ломоносова. Д. Гордеев, Профессор Московского государственного универси тета имени М. В. Ломоносова. Ц И Ф Р Ы и Ф А К Т Ы * Огромным вкладом в р а з витие научной металлургии явился труд М. В. Ломоносо ва „Первые основания ме таллургии, или рудных дел“ (1742 г.), изданный в 1763 го ду очень большим тиражом для того времени— 1225 эк земпляров. * В 1752— 1754 годах М. В. Ломоносовым соста в п е н „Курс истиной физической химии" . Это был первый в мире курс физической хи мии. * Итоги своих исследова ний в области электричест ва М. В , Ломоносов в 1756 году обобщил в работе „Тео рия электричества, р а зр а ботанная математическим пу тем“. Этот труд Ломоносова остался незаконченным. * В студенческие годы Ло МОНОСОВ начал писать стихи Его патриотическая “Ода на взятие Хотина " (1739 г.), написанная з а границей,яви лась первым произведением новой русской поэзии. М. В. Ломоносов создал „Российскую грамматику" (1755 г.), которая выдержала 14 изданий, была переведена на немецкий, французский и новогреческий языки, послу жила образцом для с о с т а в ления других грамматик рус екого языка. * В развитии русской ис ториографии большую роль сыграли исторические рабо ты М. В. Ломоносова, среди них: „Древняя Российская история от начала Россий ского народа до кончины в е ликого князя Ярослава Пер вого , или до 1054 года" (1766 г.) , „Краткой Рос сий ской Летописец с родосло вием" (1760 г.) и другие. * М. В. Ломоносовым и его учениками были выполнены 43 мозаичные картины, с р е ди них самая значительная —„Полтавская баталия" , от личающаяся момументально- стью , богатством и силой красок. Н А Ш А Г О Р Д О С Т Ь Михаила Васильевича Ломо носова по праву называют ве ликим сыном великого народа. Он первым проложил русско му народу дорогу в науку. Сам всесторонне образованный че.ловек, он пророчески писал: ...Может собстве н н'ы х Платонов и быстрых р а 3 у м о м Невтонов Российская зем.тя рождать Теперь сбылись пророческие слова великого ученого. Со ветская Россия идет во главе мировой науки, оставив дале ко позади хваленую Амери ку. Наша страна стала роди ной мирного использования атома, первойпокорила космос, Послав туда двух своих сооте чественников. Приоритет- русской пауки, у колыбели которой стоял "м. В. Ломоносов, неоспорим. Вот по чему весь советский народився мировая общественность так высоко чтят 250-летшгйюбилей со дня его рожде ния . Широко отмечают эту дату учащиеся и педагогический колле.ктив средней школыХ942 ^ имени Л. И. Толстого. Во всех классах силами учащих ся старших классов проводят ся беседы о жизни и деятель ностп М. В. Ломоносова. Школь ный радиоузел провел цикл ломоносовских чтений. Стар шеклассники орга н и 3 у ю т групповые чпткя-его произве дений. Кстати, следует заме тить, что в эти дни в школь ной библиотеке возрос спрос на художественные и научные произведения Ломоносова. Учащиеся оформили фото монтаж. Более тридцати кра сочныхиллюстраций рассказы-. вают о жизненном пути М. В. Ломоносова. Вчера состоялся обп 1 ешколь- ный вечер, посвященный 250- летпю со дня рождения вели кого русского ученого. и. Борисов. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ В Лев-Толстовской средней школе нема ло обучается . детей рабочих и служащих совхоза имени Льва Толстого. Врт почему стало правилом для учителей средней шко лы проводить роди тельские собрания не посредственно по ме сту жительства роди- тел^ей. И на этот раз оно состоялось в по мещении совхозной начальной школы на Центральном отделе нии. С большим интере сом участники собра ния прослушали до клад преподавате л я А, И. Барановой о жизни и деятельно сти великого учено го, поэта, мыслителя материалиста и про светителя Михаила Васильевича Ломоно сова, 250-летие со дня рождения которого отмечается сегодня. Затем силами уча стников художествен ной самодеятельно сти школы для ро дителей был дан кон церт. Торжественно и ра достно отметили лев- толстовцы славный юбилей великого сы на России. А. Вярзельскгя, завуч школы. В е л чие мыс л и т е л я Многочисленные посетители заполни.ли позавчера зрительный зал райо1шого Дома культуры, где состо ялся торжественный вечер представителей обществен ных организаций и трудящихся райцентра, посвящен ный 250-летшо со дня рождения великого ученого, мы слптеля и поэта земли русской М. В. .Ломоносова. На сцене—укращевный портрет Ломоносова. Внимательно слушают собравшиеся доклады о науч ной деятельности М. В. Ломоносова, о его работах в области географии, о Ломоносове — поэте. Содержа тельные доклады прочитали учителя 42-й и районной средней школ М. В. Кочкина, А. II. Баранова и В. Я. Беляева. А. Воробьев. ГЕНИИ НАШЕГО ОТ ЕЧЕ С Т ВА Труженики се.льхозартели имени XX партсъезда в тор жественной обстановке отмети ли 250-летие со дня рождения великого гения нашего оте чества Михаила Васильевича Ломоносова. Вчера, в канун юбилея, в сельском клубе со стоялся вечер, посвященный этой дате. Учителя местной восьмилетней школы рассказа ли собравшимся о деятельно сти М. В. Ломоносова в раз личных областях знаний. Во всех классах шко л ы проведены .томоносовскпе чте ния. в. Кочуров. ^ С о е д и н я я н е о б ы к н о в е н н у ю с и л у в о л и с н е о б ы к н о в е н н о ю с и л о й п о н я т и я , Л о м о н о с о в о б н я л в с е о т р а с л и п р о с в е щ е н и я . Ж а ж д а н а у к и б ы л а с и л ь н е й ш е ю с т р а с т ь ю с е й д у ш и , и с п о л н е н н о й с т р а с т е й . И с т о р и к , р и т о р , . ч е х а н и к , х и м и к , м и н е р а л о г , х у д о ж н и к и с т и х о т в о р е ц , о н в с е и с п ы т а л и в с е п р о н и ш . А . С . П у ш к и н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz