Путь Ильича. 1959 г. (п. Лев-Толстой Липецкой обл.)
4 П У Т Ь И Л Ь И Ч А 2 сентября 1959 г. № 103 (3300) Б Е С Е Д Ы Н А А Н Т И Р Е Л И Г И О З Н Ы Е Т Е М Ы „ Прест ольны е" праздники и их вред Когда у верующих спра ш и в а ю т, что т а к о е «престол ь- ные» праздники, то редко кто из них может ответить на этот вопрос. В самом деле, как они'возникли, в чем их сущ ность? В свое время, когда древ няя Русь еще не была еди ным государством и состояла из многих разрозненных кня жеств, правящая в е р х уш к а - князья и крупные бояре ста рались для освящения своей власти обзавестись «святыми» и «угодниками», которые бы считались «небесными покро вителями» их княжеств и вот чин. Задавленным нищетой и бесправием крепостным кре стьянам внушалось, что власть и привилегии каждого князя и боярина охраняются на не бесах специальными «святы ми», что поэтому всякое про тиводействие этой власти есть не что иное, как попытка во спротивиться «воле бога». Впоследствии каждый при ход стал иметь своих местных «святых» и «богородиц»: в церквах устанавливались ико ны с их изображением, счи талось, что здесь их земной «престол». Духовенство поуча ло верующих, что эти «свя тые» лучше других понимают нужды населения данного при хода, села или местечка', что от их «промысла» зависят ус пехи сельскохозяйственных работ, приплод скота, счастье и благополучие каждой семьи. Поэтому люди должны особен но чтить своих «святых по кровителей», всячески угож дать им, устраивать в честь их специальные торжества— «престольные» праздники. В дни таких праздников в местных церквах совершались пышные богослужения, уси ленно пропагандировались все наиболее реакционные сторо ны религии. В сознание веру ющих церковь особенно рьяно внедряла идеи классового ми ра. Она поучала, что эксплу ататоры и эксплуатируемое перед лицом «святых заступ ников» — братья, призывала вместе, единой христианской семьей смиренно молиться им. Служители церкви проповедо вали, что только таким путем, а не борьбой с «сильными ми ра сего» трудящиеся могут об легчить свое земное существо вание. В праздниках в честь ме стных «святых» церковь на шла одно из средств своего обогащения. После празднич ных богослужений духовенст во обходило дома верующих и принимало от них приноше ния: деньги, кур, яйца, зер но и т. д. Нередко за «ба тюшкой» тянулся целый обоз таких приношений. Б м у - т о святой покровитель» действи тельно «помогал». «Престольные» праздники, насаждавшие среди трудовых людей религиозные предрас судки, темноту и невежество, являлись вместе с тем своеоб разной отдушиной для их го ря и отчаяния, к которым при водили каторжный, подневоль ный труд, нищета и беспра- ви е^В сказках «о святых з а ступниках», в сопровождавшем «престольные» праздники без удержном пьянстве люди то пили «...свой человеческий об раз, свои требования на сколь ко-нибудь достойную человека жизнь» (В. И. Ленин, Соч., т. 10, стр. 66). Во время «престольных» праздников всякий труд счи тался «тяжким грехом». А ведь многие из них приходи лись на самое горячее время, когда «день год кормит», на время посева, сенокоса, убор- 1 КНИ ГИ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ | М И Н У Л И Н В . П .— 2 5 у р о ко в ф о т о г р а ф и и . П р а кт и ч е с ко е р у ко в о д с т в о . И зд . 2 - е , 1 9 5 8 г ., 4 7 9 с т р ., ц е н а 11 р у б л е й . Кн и г а я в л я е т с я л у ч ш и м п о с о б и е м д л я н а ч и н а ю щ и х ф о т о л ю б и т е л е й . М И Н У Л И Н В . П .— ф о т о - р е ц е п т у р н ы й с п р а в о ч н и к д л я ф о т о л ю б и т е л е й . 1 9 5 8 г ., 2 2 3 с т р ., ц е н а 5 — 3 5 . С п р а в о ч н и к с о д е р ж и т н а и б о л е е у п о т р е б и т е л ь н ы е р е ц е п т ы , н е о б х о д и м ы е д л я р а ц и о н а л ь н о й о б р а б о т ки э к с п о н и р о в а н н ы х с в е т о ч у в с т в и т е л ь н ы х м а т е р и а л о в . Я в л я е т с я н а с т о л ь н о й кн и г о й д л я в е я но г о ф о т о л ю б и т е л я . П О П О В В . С ., М А Н С У Р О В Н . Н ., Н И Н О Л А Е В С . А .— Э л е кт р о т е х н и ка . И зд . 6 - е , п е р е р а б о т а н н о е , 1 9 5 8 г ., 4 2 3 с т р ., ц е н а 1 0 — 8 5 . Н н и г а я в л я е т с я у ч е б н и к о м д л я н е э л е н т р о т е х н и ч е - с н и х т е х н и ку м о в . М о ж е т бы т ь и с п о л ь з о в а н а т а к ж е к а к у ч е б н о е п о с о б и в д л я у ч а щ и х с я 1 0 - х к л а с с о в с р е д н е й ш ко л ы . С А ЗО Н О В Н . А .— Р у ко в о д с т в о д л я с ел ь с ко г о э л е кт р о м о н т е р а . И зд . 4 - е , 4 1 6 с т р . , ц е н а 7 — 7 0 . Н н и г а с о д е р жи т с л е д у ю щ и е о снов ны е р а зд е л ы : о б щ ую э л е кт р о т е х н и ку , э л е к т р и ч е с ки е м а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е ; п р о и зв о д с т в о , р а с п р е д е л е н и е и п р и м е н е н и е э л е кт р и ч е с ко й эне р г и и в с е л ь с ко м х о зя й с т в е ; м о н т а ж э л е кт р о о б о р у д о в а н и я , э кс п л у а т а ц и ю э л е кт р о у с т а н о в о к. Н О В А ЛЕ В А . М . и д р .— У ч е б н и к п ч е л о в о д а . И зд 2 - е , п е р е р а б о т а н н о е и д о п о л н е н н о е . 1 9 5 8 г ., 6 3 6 с т р ., ц е н а 1 1 — 5 5 . Н н и г а я в л я е т с я у ч е б н и к о м д л я с е л ь с ко х о зя й с т в е н н ы х ш ко л , а т а кж е п р а к т и ч е с ки м п о с о б и е м д л я п ч е л о в о д о в , а г р о н о м о в , з о о т е х н и ко в и в е т р а б о т н и - ко в . * * Л и т е р а т у р а в ы сы л а ет с я н а л о ж е н н ы м п л а т е ж о м (б е з з а д а т к а ). З а ка з ы н а п р а в л я й т е по а д р е с у : М о с кв а , В — 1 6 8 , 5 -я Ч е р е м у ш ки н с к а я , 1 4 , с Н н и г а — п о ч т о й ». ш ки урожая. Какой огромный ущерб это наносило и без то го хилому хозяйству крестьян! Недаром еще в старину сло жились многие пословицы и поговорки, в которых высмеи вались обжорство и пьянство во время «престол ь н ы х» праздников, показывался их вред для хозяйства: «Угодни ки на пьянку угодливы -ч т о день, то праздник», «Для бражников и чашников быва ет много праздников», «День свят, а дела стоят», «Празд ники часты, а руки одиноки» и т. д. В нашей стране ликвидиро ваны классовые корни рели гии, а огромные успехи сво бодного от эксплуатации тру да воочию показывают, что советские люди прекрасно об ходятся без «святых покрови телей» и успешно строят под линно счастливую жизнь на земле—коммунизм. Однако в силу традиции, унаследован ной ет прошлых поколений, «престольные» праздники еще сохранились в сознании и бы ту некоторых советских лю дей.. Они и сейчас наносят не малый вред хозяйству и лю дям, мешают строить комму низм. Как сообщалось в нашей печати, в Ветлужском районе, Горьковской области, в тече ние прошлого года верующие отмечали 66 «престольных» праздников. Чрезмерное употребление спиртных напитков во время «престольных» праздников не редко приводит к дракам, серь езному расстройству здоровья верующих и даже к трагиче ским случаям. Так, в Горьков ской области в такой «свя той» день перепившиеся браж ники убили юношу, окончив шего школу с золотой ме далью. Вместе с другими пережит ками религии эти праздники воспитывают верующих в ду хе покорности «всемогущей воле бога», мешают им пра вильно познавать мир и со знательно участвовать в его преобразовании. Поэтому идей ная борьба против религии и ее обрядов—это борьба за цо- вого человека, за приобщение всех советских людей к а к тивному строительству новой, счастливой жизни. У нас имеется немало хо роших народных праздников, и среди них—местных. Мно гие колхозники отмеч а ю т «День урожая», годовщину об разования своего колхоза, ум но и весело проводят «Празд ники песни», «Дни чествова ния передовиков производст ва» и т. д. Обрела право на жизнь «Русская масленица». Эти праздники являются тор жеством свободного труда, днями культурного отдыха и разумных развлечений. Они могут и должны окончатель но вытеснить такой отврати тельный пережиток старого рабского быта, каким являют ся «престольное» праздники. В . Б ы с т р о в . Ш Ш Ё Ш КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. С т р о и т е л и Уханьского металлургического комбината заканчивают соору жение доменной печи № 2 - одной из крупнейших в стра не. НА СНИМКЕ: проверка ка чества сварки на одном из участков строительства. которые не хотят прекраще ния холодной войны. Сейчас они всячески стремятся не допустить улучшения совет ско-американских отношений и даж е выступают против об мена визитами между Н. С. Хрущевым и Д. Эйзенхауэром. К этим противникам мира от носятся, в частности, США П и т ь и п й о Р П О Ц Р и И М бывший президент П У Т Ь К О О В С П Б Ч В Н И Ш хрумэн, владельцы круп- мирного сосуществования Приближающийся обмен ви зитами Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хруще ва и президента США Д. Эй зенхауэра расценивается ми ровой общественностью, вид ными политическими и госу дарственными деятелями за рубежом как крупнейшее меж дународное событие послед них лет. «Повсюду,—подчер кивает французская газета «Либерасьон»,—только и гово рят о встрече Хрущева с Эй зенхауэром, открывающей но вый этап в развитии мирного сосуществования». Предстоя щие взаимные визиты глав правительств США и СССР, з а явил король Афганистана Му хамед Захир Шах, вселяют надежды на-лучш ее будущее для всего мира. По мнению премьер-министра Индии Неру, государственным деятелям, хо тят они того или нет, теперь «придется мыслить в рамках мирного сосуществования». Подчеркивая важность пред стоящих визитов Н. С. Хру щева в США и Д. Эйзенхау эра в СССР, значительная часть зарубежной печати от мечает, что эти визиты стали возможными лишь в резуль тате активной, целеустремлен ной и гибкой советской внеш ней политики, которая исполь зует все средства для устра нения военной угрозы. Однако на Западе, в том числе и в США, есть еще до вольно влиятельные круги, нейших американских во енных предприятий, мно гие генералы и а д м и р а л ы . Осуждая позицию таких лю дей, президент США Эйзен хауэр на состоявшейся 25 ав густа в Вашингтоне пресс-кон ференции заявил: надо по нять, что предстоящий рбмен визитами связан с вопросами, касающимися судьбы всего человечества. Важно, чтобы это поняли и западно-германские правящие круги во главе с канцлером Аденауэром. Делая ставку На" решение спорных вопросов пу тем войны и проводя полити ку атомного вооружения Фе деративной Республики Гер мании, эти круги, к а к ука зывается в послании Н. С. Хрущева К. Аденауэру от 18 августа, по сути дела идут на акт самоубийства и унич тожения своей страны. В этом послании товарищ Н. С. Хру щев вновь подчеркивает важ ность мирного сосуществова ния капиталистических и со циалистических стран, а так же большое значение предсто ящих бесед с Президентом США. «Возможно,—говорится в послании, — мы находимся накануне переломного истори ческого момента в политике двух существующих блоков— от дальнейшего обособления к постепенному сближению и урегулированию нерешенных вопросов в целях обеспечения мирного сосуществования всех- государств». С. Герман. ПОМОЩЬ.. ХАНОЙ. (ТАСС). Как сооб щает Вьетнамское телеграф ное агентство, министерство иностранных дел Демократи ческой Республики Вьетнам опубликовало заявление, в ко тором выражает решительный протест против решения США предоставить королеве к о м у правительству Лаоса так на зываемую «чрезвычайную по мощь». В качестве одной из стран, подписавших Женевские сог лашения, и как соседняя с Лаосом страна Демократиче ская Республика В ьетнам ,го ворится в заявлении, выража ет решительный протест про тив решения правительства» США усилить свое вмешатель ство в дела Лаоса. Правительство ДРВ преду преждает, что продолжение В УСИЛЕНИИ НАПРЯЖЕННОСТИ правительством США своей по литики вмешательства в Ла осе приведет к серьезным пос ледствиям, 'ответственность за которые лежит полностью на американском правительстве. КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ * В Нью-йоркский порт прибыло советское экспедиционное судно Морского гидрофизического ин ститута Академии наук СССР .Михаил Ломоносов*. В составе экспедиции 70 научных сотруд ников, которые примут участие в первом международном конгрессе океанографов. * Между Венгерской Народной Республикой и Японией достигну то соглашение о восстановлении дипломатических отношений. В ближайшее время обе страны об меняются посланниками. Редактор С. П. ХОЖАИНОВ. Адрес редакции: пос. Лев Толстой, Липецкая обл., ул Коммунистическая, дом >64, телефовы: редактора —32,общий—91 Типография издательства Лев-Толстовской районной газеты .Путь Ильича*, Липецкой области Тир. 2025 Зак 500
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz