Путь Ильича. 1959 г. (п. Лев-Толстой Липецкой обл.)
2 П У Т Ь И Л Ь ' И Ч А 17 ию н я 1959 г. № 70 (3267) А . Ш . Г о р ь к и й о р е л и г и и В еликий п рол ет арский писа т ель А. М. Го рький прош ел су ров ую школу жиз ни. Испы тав с детств а «свинцовы е ме р зости» б у рж у азного стро я, наблю д а я вопиющую н есп ра в едливость жиз ни , о н . уже в то в р емя п риш ел к от рицанию бога. В о д ном из своих ран них произв еде ний Горький пи сал: «М не г ово рили—на н ебе живет бо г. Н е мо г я себе п р едст авить , чтоб кто-то н е боялся жить т ак высоко и о ди н. М не г ово рили—он уп равл яет жиз нью и вс еми людь ми. Но всеми людьми в наш ем доме уп равл ял дедушк а , а н е бо г... Мне г ово рили , что бо г ро дит детей, но я ч ащ е слы ш ал , что это дел ают ж е нщи ны». В р ели гии писат ель видел особый в р ед для р усской р е волюции, потому что о на ос л еплял а ч еловек а , убив ала в н ем волю к бо рьб е, п ризыва л а ,к «сми р е нию» и «т е рп е нию». С о громной х удожест ве нной силой показал он пол -; в правой нож н ую н есовместимость р ели гии с инт е р ес ами ч еловек а. А.М. Горький провозглаша ет ве р у в человек а , в е го творч еские силы, п рославл яет т р уд лю дей, созд ающих вс е п р ек рас но е на з емле « Все— в чело веке, все для человек а! —го ворит С атин , г е рой пь есы «Н а д н е».—Чело-век! Это — великолеп но! Это зв учит... гор до!» Уст ами С атина Горький р е шитель но отв е рга ет п ропов едь р ели гиозного утеше ни я ст ран ника Л уки: «Ложь оп рав дыв а ет ту тяжесть, кото ра я раз д авила р уку рабоч е го... и об вин яет уми рающих с голо д а.. Кто слаб душой и кто жи вет чужими сок ами ,— тем ложь н уж на. , од них она по д де ржива ет, д р у ги е —п рикры ваютс я ею... А кто с ам с ебе хозяи н ... кто н ез ависим и н е ж р ет чужо го — зач ем тому ложь? Ложь— р ели ги я рабов и хоз яев... П рав д а—бог сво бо д ного ч еловек а!» По дче ркива я жестокость и н есп рав едливость жиз ни в б у рж у азном общ естве, А. М. Го рький вм есте с тем пок а зывал , что «всесиль ный бог» и вс евозмож ны е святые н е способ ны что-либо изм е нить в действитель ности. В б еседе с пис ат елями- уд арниками Горький говорил: « Бо г , якобы созд авший з емлю, ок а зыва ется, н е з нал , что, к ром е Ев ропы , Азии, Аф рики , на н ей сущест вует еще Аме рика и Австрали я и о громно е количество ост ровов. Вс е это отк рыл и уз нал раз ум человек а. Бо г н е учил нас л ет ать по воз духу, пл авать по д водой, ст роить маши ны , говорить по т еле фо н у, о н нич ему н е на учил, потому чуо е го н е было ниг де к ром е к ак в наш ем вооб ра ж е нии...» В пов ести «Жиз нь Матв ея Кожемяки на» , разоблача я п ропов ед ников ев анг ельской мо рали «любви к ближ- п е ни я, Го рький стр емится д ать | условиях: е го били , истяз али пон ять человеку кл ассовый смысл этой морали. О св ятых, кот орым ц е рковь призывала че ловек а с тр епетом в душе по кло нитьс я, оди н из г е ро ев этой повести — Тиу нов гово рит: «Обратит е в ниманьиц е: почит ай , все святые на Р уси —к н язья, боя р е, дво р я н е, а св ятых купцов, мещ ан , алибо м ужиков—вовсе н ет». С большой силой А. М. Го рький изоблича ет р ели гию в пов ести «Фом а Гор деев». В этом п роизв еде нии он соз д ал прав дивые об разы грабит елей и ме рзавц ев, п рикрывающих свои зло дея ни я име н ем бо га и молитвами. К упец М а яки н в своих ч е рных дел ах часто ссыла ется на бога , молится, к р ест ным знам е н ем осе н яет гр удь, расс ужд а ет о ев ань- г ельских з апов едях. Вместе с тем молодо го и ч ест ного Фо м у Го р деев а он по уч а ет, что к человеку на до подходить, де ржа «в л евой р уке мед, а Жизнь , б рат м учили голо дом, о н забол ел и уме р. Хот я и были у Яшки кое-к аки е гр ешки, но в рай он попал. В «раю» он увидел, к ак вс е бездель ничали и ск у ч али , и больше всех скуч ал сам бог С аваоф. Яшк е ст ало уж асно гр уст но , н е хотелось ни пить ,- ни есть, И Яшк а проситс я у бо га обратно на з емлю. —Чуд ак!— усмех н улся гос по дь.—Д а в едь тебя т ам оп ять колотить будут! Ниче го!—сказал Яшка.— Поколот ят з а дело— н е пож а л уюсь, а зр я будут бить— н е д амс я!.. Ты ме н я ве рни на за д на з емлю, а я т ам^ вы учусь на балалайк е и грать , и ко г д а второй раз помр у, т ак б уду тебе веселые пес ни п еть с б алалайкой...». В памфл ете «Оди н из коро л ей р еспублики» А. М. Го рь кий нарисовал образ совр е ме нного ам е риканского мил- лион е ра-кровопийцы , умело пользующе гос я р ели ги ей, к ак За глянем в общежития Фома , оче нь просто по ет авл е- с р едством обм ана и наживы , на: или вс ех грызи , иль ле- Ст арик с иск усстве нными че жи в гр язи...». Ст алкива ясь с подоб ными лю дьми, наблю д а я их п р еступ ле ни я, Фом а прихо дит к убеж де нию , что р ели ги я вы го д на только лиц еме рам и зло деям. О н из умле н т ем, что люди ве р ят в бо га и так ж естоко об ходятся с д р у гими лю дьми. Из уст Фомы вы рываютс я гн ев ны е слов а в а д р ес куп цов: «Вы н е жиз нь строили- вы помойн ую яму сдел али!.. Помнит е вы бо га? П ят ак ваш бог!.. Сколько наро ду к ровью плакало от в еликих дел в аших? И в а ду в ам , сво лочи, мест а н ет по з асл у гам вашим...» А. М. Горький разоблачил библ ейскую ск азк у о ра е и а де. Ее назнач е ни е: з апла тить лю дям з а а довы муче ни я на з емле мыль ными п узы р я ми на дежды на от дых « на том св ете». Д а и «от дых» этот н е соответствует п ризва нию ч еловек а. В сказк е «Яш к а» Горький рассказыва ет о м альчик е, кото ром у зем на я жиз нь со вс еми ее мук ами оказалась до рож е, чем рай ско е безделье на «томсв ете». Яшк а жил в (н евы носимых , нем у» , см ирения и тер- Облож ка новой книги .История Коммунисти ческой лартии_Совотского Союза'. люстями, ус аж е нными золоты ми з уб ами , высохший и д р яб лый, но уве р е нный в сил е своей вл асти , говорит: «...Р е ли ги я н еобходим а для бед ных. Мне о на нравитс я... О человек, если хочешь сп асти душу, н е ж ал ей и нич е го н е т рогай з десь, на з емле! Ты насла дишься жиз нью посл е сме рти—на н ебе все для те бя! До г д а л ю р в е р ят в это— с ними л е гко , иметь дело. Д а. Р ели ги я—м асло. Ч ем обиль н ее мы будем см азывать ею м ашин у жиз ни , тем ме ньш е будет т р е ни я ч аст ей, тем ле г ч е з а д ача машиниста...» Бо р ясь п ротив р ели гии , А.М. Го рький стр емился помочь лю дям освободиться от духов ных п ут и воо р ужить их свет лыми идеями бо рьбы за ком м у низм. Горький’ в е рил в тор ж ество п рав ды, в н еизбеж н ую победу нового общ еств а , г де н е будет у гн ете ни я человек а ч еловеком. О н с восторгом встр етил соци алистич ескую р еволюцию, восхищ алс я подви гами сов етско го наро д а. Загл ядыв а я в будущее, Го рь кий писал , что «люди поле зут еще на Марс , будут пе р елив ать мор я с од но го м ест а в а д р у го е, выльют мо р е в пусты ню и орос ят ее, пост а в ят себе де рзнов е нны е з а д ачи». Это вр емя п ришло. «Вс е в .чело веке, все для челове к а!»—эти слова Горь кого зв уч ат как девиз советской жиз ни. А страстна я и вои нств ую щ а я бо рьба в елико го г ум аниста против р е ли гии помога ет совет ским людям п р еодоле в ать п е р ежитки ст аро го мира , р ешить ис то рич ескую з а д а ч у воспит ани я' н о в о г о ч еловек а , активно г о строит еля комму низ ма. Л. Сумарев. На д н ях чле ны экономико бытовой комиссии , созд анной при РК ВЛК СМ, п ров ели р ейд по общежитиям 22-й дист ан ции п ути, НГЧ-9, ко н дукто р ского р езе рва , побив али в комнат е отдых а паровозных брига д и общежитии-и нт е рна т е п ри школ е № 42 име ни Л. Н. Толстого. З десь чле ны комиссии ознакомились с со сто я ни ем общежитий,с бытовы ми условиями п роживающ ей т ам моло дежи. Бочка Меда и ложка дегтя Пе рво е, куд а зашли чл е ны р ейдовой комиссии—был а ком ната от дых а паровозных брига д. Оче нь хорошо з десь. К р у гом чистота и пор ядок. Всюду акк у ратно заправл е н ны е койки с чисте нькими по ст ель ными прина длеж ност ями. Для п роживающих коман ди ро ванных рабочих и чл е нов па ровозных брига д п р едост авл е ны вс е условия для здо рового от дых а. В сп еци ально отв е де нной комнат е—большой стол, к нижны е шк афы. В н ей все г д а есть свежие газ еты «П рав д а» , «Комсомольск а я п рав д а» , «Гу док». Словом, здесь о быте и отдыхе рабочих забот ятся. Од нако , со всем хо рошим увиде нным з десь, взо р у комис сии п р едст ал о ди н отрица т ель ный штрих. Проживающий в о д ной из комнат Николай Зотов , уходя на зан ятия в техк абин ет, ост авил свою кой к у н ез аправл еп ной. Вокр у г разбросаны книги , н е на м е сте е го о дежд а , на т умбочке ост алс я н еуб ранным бритв е н ный прибор. Вот уж действи тель но ког д а ложка де гт я по р тит бочк у мед а. Т ака я н едисципли нирован ность н екото рых жильцов , н е м ало компром ети р ует хо роший быт , созд анный в комнат е от дых а паровозных брига д п ри депо. О быте рабочих не заботятся Общежитие 22-й дист анции п ути. В од ной из комнат жи в ут постоя нны е жильцы—де вушки, путевые рабочи е. К ак и сл едов ало ожи д ать —у них чистота и пор ядок. Но вот ком ната напротив. Проживают з десь в р еме нно коман ди рован ны е рабочи е. К артина с поро г а сраз у ст ановитс я доволь но- таки н еп ригл яд на я. Сте ны по- обиты , низки е койки, на них стары е м атрацы и о деял а. И само е н ехо рош ее—леж ат на койках по душки, в кото рых вс е го по горсти п е рь ев или в аты. Из 10 таких по душек мож но собрать о д н у и то с т р удом. Живут в этой ком на т е девушки, ком ан ди рованны е со ст. Политово. С к аким возм уще ни ем они стали сыпать жалобы чл е нам комиссии , кото ры е з аключа ютс я в том, что спят о ни на плохих пост елях, вместо по душки под голов у лож ат в е рх-’ нюю о дежду, а по дч ас и дв а к ул ака. В этом общ ежитии двое ч асов , но они сломаны. Стоят—и никто н е хочет их от р емо нтировать. Есть в этом общ ежитии ко ме н д ант т. Смолья нинов. Ког д а чл е ны р ейдовой комиссии об ратились к н ему с воп ро сом , к асаюп ушся улучше ни я бытовых условий п рошиваю- , щих здесь рабочих ,о н «а явил, что помочь нич ем в этом деле н е может и лишь посоветов ал обратитьс я к начальник у ди ст анции п ути т. Золотову. Убо рщица ж е это го общ е жития з а явил а: -— У р уководств а дист анции п ути ук р епилось м н е ни е т а ко е, что п роживают , мол, в р е ме нны е люди и о них забо титьс я н е следует. Се го д н я живут од ни , з автра— д р у ги е. Если т ако е м н е ни е ук р епи лось у р уководителей дист ан ции п ути в от нош е нии , о рга низации самых обыкнов е нных бытовых условий, то о куль ту рном досу г е здесь и гово рить н е п рихо дится. В дист ан ции п ути есть телевизо р , но вот уже го д, к а к он н е рабо та ет. Не о рганизована з десь ком ната от дых а , г де мож но было бы моло дым рабочим к ульту рно поси деть и побесе дов ать м ежду собой, почит ать св ежие газ еты и жу рналы , но вы е к ниги , пои грать в люби мы е их и гры. Недостатков много и здесь Хорошо в общ ежитии ко н дукто рского р езе рва. Пор ядок здесь к р у гом. К уд а ни бро сишь взгл яд— чистот а , све жевык раш е нны е две ри , ок на при д ают новизн у помеще нию. Об уст ро е нном быт е говорит и хорошо обор удов анна я кух н я, раз дев алка. О д нако ср еди все го положит ель ного при вхо д е в это общежитие б роса ет ся в гл а за отс утствие н еоб ходимо го колич еств а ст ульев. Жильц ам часто прихо дится с а диться * н е на ст ул, а на койк у. Нехо рош ее впеч атл е ни е ос т алось у чле нов р ейдовой б рига ды и п ри пос еще нии ин т е рната школы № 42 им е ни Л. Н. Толстого. Г де, к ак ни т ут, уч ащимс я долж ны были бы прививатьс я хо роши е вку-~ сы в от нош е нии организации быта. Но нич е го по доб ного з десь уч ащи еся н е видят. Н а ст е нах н ет пл акатов , к артин. В н еп ригл яд ном ви де и с амо пом еще ни е. * Существе нны е н едост атки вскрыли чл е ны бытовой ко миссии в общ ежитиях желез но до рожного у зл а. Они их изложили отв етстве нным това рищам , пок азали на яву им эти н едост атки. П усть р уко водители этих п р едп ри ятий и уч р ежде ний позабот ятся о на сто ящих бытовых условиях рабочих , п роживающих в об щ ежитиях и н е раз деляют их на посто я нных и вр еме нно коман ди рованных. Ибо от ор ганизации насто ящих быто вых условий и культу рного досу га для тех и д р у гих з а вис ят п р ежде все го инт е р есы п роизво дств а. А ког д а хорошо жив ется и есть возмож ность нормально от дых ать , то, нё^ сомн е нно ,и работа ет человек гораз до лучше, п роизво дитель н ее. П. Андрианов, В. Пономарева, В. Абрашин, Т. Лужецкая, члены рейдовой бригады.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz