Путь Ильича. 1959 г. (п. Лев-Толстой Липецкой обл.)
2 П У Т Ь И Л Ь И Ч А 1 апреля 1969 г. № 33 (3235) В е л и к и й : п и с а т е л ь з еж л и р у с с к о й Се годня исполняется 150 лет со дня рождения Н. В. ГОГОЛЯ *• •* * ТВОРЕЦ БЕССМЕРТ НЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России'4 (Н. Г. Чернышевский), С тех самых пор, когда ; ц в 1831 году 22-летний - I . В. Гоголь выпустил в & свет свои «Вечера н ах у - ж торе близ Диканьки», на- \ бирая которые, весело и * неудержимо смеялись пер '{' выв его читатели-набор щики, пришло в молодо му писателю признание. «Сейчас, — писал Алек- Ш сандр Сергеевич Пушкин, ||р | — прочел «Вечера близ >§1 Диканьки». Они изумили -й меня. Вот настоящая ве- селость, искренняя, не- : | принужденная, без ж е манства, без чопорности. | А местами к ак ая поэзия, ^ к а к а я чувствительность. Ф Все это так необыкновеа- но в нашей литературе, 1 | что я доселе не обра- « зумился...». -1 С тех пор не меркла У слава гениальных того- 1 левских творений. От по коления к поколению про изве д е н и я е г о завов' вывали читающую Россию. Род. н ая Украина, где провел дет ство и отрочество писатель, чиновный Петербург, где жил и работал он с 19 л ет,—все, что вынес Николай Василье вич Гоголь из наблюдений, все что познал в истории и быте народа,—все в живых впечатлениях отразилось с ве- ликой^страстью и мастерством в творениях художника. Произведения И. В. Гоголя не просто читались—они бу дили совесть, тревожили умы. Не одно поколение училось по ним жить: ненавидеть угне тателей, любить родной на род, уметь бороться з а его свободу и счастье. Кто не узнал с детских лет и не по любил на всю жизнь гоголев ского «Тараса Бульбу»? Вот уже 128 лет, как светлый образ Тараса властно вошел и живет в сознании людей. И сколько раз с 'тех пор в их сердцах призывом звучали его слова о русском товарищест ве! Все, кто пережил.Великую Отечественную войну, помнят: эти слова передавались по ра дио, они жгли сердца с г а зетных листов; переписанные от руки и вырезанные из г а зет, они хранились вместе с самыми дорогими документами и письмами близких на груди у бойцов и -партизан , прошли по всем дорогам войны. Недаром советский писатель Борис Горбатов назвал свою повесть «Семья Т араса». Гор дым предшественником его Т а раса был гоголевский Бульба —беззаветный борец за неза висимость русского государст в а , человек сказочной смело сти, безмерной предавности родной земле. «Да разве найдутся на све те такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»—сколько раз повторяли эти слова советские люди, когда на пути встава ли трудности и невзгоды. Их, эти слова, можно встретить и теперь в записных книжках юношей и девушек, осваиваю щих целинные земли, едущих на новостройки в районы Си бири и Востока, отправляю щихся в походы и экспедиции, чтобы открыть, завоевать Ро дине новые богатства. Великий и страстный сати рик, Н. В. Гоголь оставил нам наследство испепеляющую ненависть во всему, что уни жает в человеке человеческое, ненависть в мерзостям жизни, порожденным угнетательским строем. Вот уже более ста лет не сходит со сцены гоголевский «Ревизор», миллионы людей зачитываются «Мертвыми ду шами». Гоголь на века жи вописал и выставил на всеоб щее обозрение страшные кар тины помещичьего и чинов ничьего быта, чудовищный произвол, царивший на Руси. Писатель гневно восстал про тив взяточничества, казно крадства, угодничества, мел ких обывательских интересов, опустошающих души людей, против тех, кто, пользуясь благами чужого труда, погряз в лени, обжорстве, лихоимст ве. З а Плюшкиными и собаке- вичами встают живые души, замордованные насмерть, сама Русь, подавленная в замучен ная. Но и в этой беспросветной мгле, в век бесправия и горя народного видело горячее серд це писателя великое и свет лое будущее России. Он леле ял в душе образ такой Роди ны, когда «косясь, постора- ниваютса и дают ей дорогу другие народы и государства». Кто не помнит вдохновенных слов о Руси-тройке, которыми он закончил первый том «Мерт вых душ». Вчитайтесь в них: «Эх, тройка, п т и ц а - тройка! кто тебя выду мал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться,—в той .земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем размет нулась на полсвета, да и ступай считать версты... Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгони- р . 'р мая тройка несешься?.. Русь, куда ж несешься ты?..» Великий Октябрь во- плотил в жизнь самые К | смелые надежды и меч- ЩШ ты т ех ,' кто думал и ЯШ творил во имя счастья Ц Ц своего народа. И не слу Н | чайно делегаты X X : | | | | съезда КПСС," говоря об 1111 огромных успехах Со- ■ г ’ ветской страны, вспом- Я в р нили Н. В. Гоголя. Всво шш ей речи член Президиу ма ЦК КПСС, секретарь ЦК А. Б. Аристов сказал: «...Ро дина наша, как мечтал о вей Гоголь, уподобляя ее русской тройке, действительно несется вперед, несется к Солнцу, в коммунизму, заставляя «по- стораниваться» капиталисти ческие страны». Эти слова съезд встретил бурной оваци- * * * Чем дорог цам Гоголь? Творчество Гоголя высоко ценил В. 1 . Ленин. Он неод нократно пользовался гоголев сними образами для разобла чения меньшевиков и кадетов, врагов и предателей револю ции. У Ленина часто встреча ются такие понятия, как ма ниловщина, хлестаковщина. Разоблачая наглость, вранье и лицемерие эсеров, Владимир Ильич сравнивал их с Ноздре вым. Гоголь и сейчас помогает советским людям бороться с явлениями, которые порой еще встречаются в нашей жизни: с мещанством и лицемерием, со взяточниками, пройдохами, бездельниками. Наследство Н. В. Гоголя горячо любят и бережно хра нят народы нашей страны. Те перь пришло то желанное вре мя, о котором так страстно мечтал Некрасов: «...когда мужик... Белинского и Гого ля с базара понесет». В на шей стране сейчас 400 тысяч библиотек. И в каждой из них есть книги Николая Василье вича Гоголя. Миллионы совет- Гением литературной эпохи по всей справедливости мож но назвать Гоголя. Все, что есть действительно живого в явлениях современной изящ ной словесности, идет от него. Гоголевское направление до сих пор остается в нашей ли тературе сильным и плодо творным. Нам Гоголь дорог, как великий патриот, который верил в необъятные силы свое го народа, который своим об личением темных сторон кре постной жизни помог прогрес сивным деятелям русской куль туры в их борьбе за лучшее будущее. Нам Гоголь дорог мощью своего художественно го гения. Сила его образов— ярких, наглядных, емких, жиз ненно-типичных — необычайна. Живая действительность об разов Гоголя сохраняется и сейчас. Слово и образ велико го писатели-сатирика бывают нам еще нужны не только в повседневном быту, но и как острое оружие в больших бит вах жизни. В. И. Ленин часто цитировал Гоголя. Много раз гоголевские типы встречаются на страни цах сочинений В. И. Ленина особенно Манилов («манилов щина»). В. И. Левин клеймит народников-интеллигентов име нем гоголевского помещика:1 «Манилов сидит в каждом на роднике », «маниловские фра зы», «маниловские мечтания» —вот что характеризует, по Ленину, вредное и враждебное для революционного движения. Неоднократно использовал Ленин образы Ивана Иванови ча и Ивана Никифоровича, х а рактеризуя меньшевиков и к а детов. Русский писатель чувство вал, какие свежие силы скры ты в простом русском народе. И это свое убеждение он вы разил в многочисленных лири ческих отступлениях, прони зывающих всю поэму Гоголя «Мертвые души». Гоголь цени* в русском народе его трудо любие и удаль, бойкий ум. Предвидя великое будущее России, Гоголь сравнивает ее с птицей - тройкой, неудержи мо несущейся вперед: «Русь, куда несешься ты, дай ответ ? Не дает ответа. Чудным зво ном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, посторани- ваются и дают ей дорогу дру гие народы и государства». Своими гениальными творе ниями Н. В. Гоголь обогатил русскую и мировую литерату ру, создал бессмертные обра зы, сыграл огромную роль в развитии русского литератур ного языка. А. ЛАЗУТИНА, р аботница районной библиотеки. Не любить Гоголя—нельзя Советский народ гордится богатейшим литературным на следием Гоголя, внесшего неоценимый вклад в вокровищ- ницу мировой литературы. Го голь принадлежит в тем пи сателям , чьи лучшие творения стали неотъемлемой частью нашей советской культуры и помогают нам воспитывать му жественных строителей комму нистического общества, борцов за мир. Я люблю Гоголя за то, что он горячо любил свою родину, свой народ. Из произведений Гоголя мне особенно нравятся «Вечера на хуторе близ Диканьки». Украи на впервые предстала передо мною во всем очаровании и поэтичности ее природы, с ее смелым и свободолюбивым на родом. Любимыми моими про изведениями, с которыми я по знакомилась в школе, являют ся «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души». В повести «Та рас Бульба» Гоголь изобразил героическую борьбу русского и украинского народа с поль ской шлихтой. В сражениях с ских людей имеют личные биб -1 поляками складывались могу- лиотеки, и на их полках сто ят томики великого писателя. По книгам Н. В. Гоголя со ветские люди познают прош лое, учатся крепче любить на ше настоящее и со всей стра стью души бороться з а свет лое будущее человечества. А. МЛЫНЕК. чие героические характеры, рождалось подлинное патрио тическое чувство, скреплялась нерушимая дружба украинско го и русского народов. Автор показал те великие силы, ко торые заключены в народе, его свободолюбие, его н еи сся каемый патриотизм. Гениальным произведепиим Гоголя является «Ревизор», полвое негодующей и бес пощадной сатиры по отноше нию ко всему чиновничье-кре- постническоыу режиму. В этой комедии он «собрал все дур ное в России в одну кучу... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в т е х - случаях, где больше всего требуется от человека спра ведливости, и за одним разом посмеялся над всем». В «Ре визоре» была показана цар ская дворянская Россия во всей ее безобразной наготе. «Мертвые души»— вершина творчества Гоголя. В своей ооэмв Гоголь показал траги ческое положение миллионов крепостных крестьян, порабо щенных бездушными эксплуа таторами, потерявшими чело веческий облик, живущими паразитической жизнью и я в ляющимися «мертвыми душа ми», владеющие живыми, пол ными сил людьми. Нам дороги идеалы, за ко торые боролся Гоголь оружием художественного слова, нас роднит с ним его вера в твор ческие силы народа, в его светлое будущее, [нам дорога его проповедь добра и его н«Ё нависть к злу. Не любить его нельзя. А. ИВАНОВА, ученица 10 кл асса среднейшко лы№42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz