Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

29 октября 2024 года №42 (516) 13 НАШИ ЛЮДИ Виолончелистка Эльвира Бокова: — У нас музыканты стараются не замыкаться в рамках одной музыкальной традиции. Это делает коллектив не только шире, но и глубже, вообще масштабнее, когда помимо своей классической программы исполняют иностилевую музыку. С прошлого концертного сезона у нас джаз зазвучал по-новому. Представитель нового поколения музыкантов, руководитель джазового оркестра Дмитрий Стульнев нашёл сцепку для музыки, созданной для биг-бенда, и традиционной. Дирижёр и руководитель симфонического оркестра Константин Барков прекрасно умеет собирать классическое произведение и столь же прекрасно чувствует ритмику эстрадно- джазовой музыки. Поэтому тоже будет радовать всех оригинальными программами. Это же такой драйв и для артиста, и для зрителей! А ещё я хотела бы отметить, что, развиваясь, мы не боимся отдавать свои произведения на исполнение другим музыкантам. Надо что-то придумывать, делать, играть и со всеми делиться. Только тогда ты можешь быть хорошим, достойным музыкантом. Это так работает: отдавая, получаешь больше. Новый сезон в Липецком Доме музыки начался чуть раньше обычного — 20 сентября И когда ко мне приходят музыканты и говорят, что хо - тели бы учиться в магистратуре, аспирантуре или асси - стентуре, делаю всё, чтобы они эти планы осуществили. Мы делаем ставку на развитие молодых. Пусть они пой - дут дальше в иные, высшие музыкальные структуры. Дом музыки стал кузницей кадров не только для липец - ких коллективов, но и для московских, петербургских. Да, чуть-чуть обидно, но, с другой стороны, в этом наше предназначение — способствовать развитию собствен - ных музыкантов, делать всё, чтобы именно липецкие исполнители везде звучали, звенели, их становилось всё больше. Увидеть уже сейчас, как будет в дальней - шем развиваться и широко распространяться культура Липецкой земли именно благодаря этим артистам. Вместе творить чудо — Мне кажется, всему коллективу это даёт об- ширный взгляд на мир, расширяет музыкальное сознание посредством творчества молодых испол- нителей. У вас же столько смелых, нестандартных сочетаний в концертной деятельности! Я знаю, что симфонический оркестр Дома музыки может за- просто исполнить не только классику, но и классику рока, например. — Да, мы коллектив в хорошем смысле слова хули - ганский. Мало где можно увидеть, чтобы соединился духовой оркестр с симфоническим. А мы это культи - вируем. Я специально занимаюсь тем, что ищу произ - ведения, где будет возможно соединение, казалось бы, музыкальных антиподов. Если вы откроете афишу, то увидите в открытии сезона программу «Музыка сфер» (6+). К ней я искала сочинения для органа, симфониче - ского оркестра и хора, чтобы слить воедино. В этом еди - нении, мне кажется, наша самая большая сила. Потому что мы — Дом, мы должны быть вместе. Вопрос — ответ — Наталья Георгиевна, в Липецкий Дом музыки зрители часто приходят не только чтобы послушать концертные произведения, но и чтобы пообщать- ся с музыкантами. Как показывает себя практика Q and A (вопрос — ответ)? — Музыка — это активный творческий процесс, и она не существует сама в себе и для себя. Запустив проект «Без рояля» (6+), который получил огромную извест - ность, музыканты вошли в формат прямого общения со зрителями. Ребята играют произведение таким ориги - нальным, камерным ансамблем (кларнет, фагот, виолон - чель и скрипка), а затем зрители задают вопросы. Те, кто хочет понять смысл и формы музыки, вообще как играет тот или иной музыкальный инструмент, сколько нужно заниматься, чтобы так сыграть. То есть в диалоге музы - канты раскрывают какие-то секреты профессионально - го мастерства. Я иногда ругаю их: «Играйте больше!». Но слушателям нравится живое общение. Программа «Без рояля» показала, что она обладает просветитель - ским и даже воспитательным эффектом. Потому что с ней наши артисты выступают не только перед взрос - лыми, но и перед детьми. Территория музыки — Как я поняла, Дом музыки открыт для всех воз- растов без ограничений. Чтобы этого добиться, обра- щаясь к прекрасному искусству музыки, прекрасным должно быть всё, включая здание. В чём особен- ность строения дома, где живёт музыка? — Вообще архитектурная тайна Липецкого Дома му - зыки существует. Она заключается в том, что здание, которое спроектировал прекрасный архитектор Мирон Владимирович Мордухович, с точки зрения акустики является одним из лучших в Липецке. У нас можно раз - говаривать без микрофона. А музыку во время концерта можно слушать даже в холле, в коридоре или — ещё луч - ше — за стеной, что я люблю делать, и все артисты это знают. Звук летит, отскакивает от дальней стены, воз - вращается к тебе через стену, и получается, что звуком оказываешься полностью окружён. Да, есть у нас проблемы. Раньше здесь были деревян - ные стулья и полы, которые улучшали акустику. Сейчас постелили покрытие, это съело 10–20 процентов звука. Но всё равно зал хорош именно для акустических кон - цертов. Не очень хорош, когда электроника выступает, потому что возникает большое эхо. Но проблема реша - ется хорошими акустическими системами, профессио- нальными звукорежиссёрами, которые умеют всё это на - ладить. И в Липецке вряд ли будет зал лучше этого по акустике. Здесь есть ещё одна особенность — холл. Когда Мор - духович побывал в здании московской филармонии, он поразился убранством холла: гранит, мраморные колон - ны, мраморные светильники. И наш холл он построил как маленькую копию столичного филармонического — в традициях советского барокко. Мы к своим меропри - ятиям приурочиваем в нём различные выставки: живо - писи, скульптуры. Он стал таким смысловым, фактур - ным пространством внутри Дома музыки. Пути зовут и блещут — Полагаю, тот темп, который задал фестиваль в начале сезона, вы будете сохранять — и в плане экспериментов, и вообще если говорить о большом синтезе искусств в Доме музыки? — Конечно, нас прошлый сезон и начало наступив - шего вдохновили! Будем продолжать органные концер - ты, которые в прошлом году аншлагово были встречены слушателями. Если раньше у нас органисты выступали раз в два месяца, то теперь каждый месяц будет прохо - дить органный концерт. В ноябре к нам приедет извест - ная органистка из Минска Мария Бельтюкова-Цигель - ман. То есть органными концертами мы вошли уже не только во всероссийский, но и в международный формат. Орган у нас будет представлен не только как сольный инструмент, но и в союзе с симфоническим оркестром, а также аккомпанементом к камерному хору. И джазо - вый орган будет. Естественно, не забываем о юбилеях композиторов. В этом году к памятной дате Альфреда Шнитке мы под - готовили программу, впервые здесь прозвучит его музы - ка. Состоится концерт, приуроченный к юбилею Исаака Дунаевского. Ещё одна дата, без которой не обойдёмся, связана с победой в Великой Отечественной войне. У нас есть программа «Музыка победы для симфонического ор - кестра», хора. Она будет трансформирована, обогащена новыми произведениями. Мы продолжаем детскую программу, поддержанную фондом Владимира Спивакова. Конечно, будут гастроли иногородних музыкантов. К нам приедут из Москвы: скрипач Родион Замуруев, виолончелист Рустам Комча - ков и замечательная скрипачка Юлия Игонина. Впервые Липецк посетит с концертом Владислав Косарев, извест - ный исполнитель романса. Путей-планов много. Мне бы хотелось реализовать всё задуманное. ________________________ Текст: Светлана Чеботарёва Фото из архива «Первого номера» ДА, МЫ КОЛЛЕКТИВ В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ СЛОВА ХУЛИГАНСКИЙ. МАЛО ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ, ЧТОБЫ СОЕДИНИЛСЯ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР С СИМФОНИЧЕСКИМ « «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz