Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
22 октября 2024 года №41 ( 515 ) 13 ЛИПЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ в одном коротком стихотворении, кото - рые совсем не вяжутся с остальным лер - монтовским творчеством. Я согласна с учёным-математиком. Словарь языка поэта может быть об - ширным, но он не меняется. Более того, Лермонтов, скрупулёзный в деталях, ссылаемый на Северный Кавказ, не мог написать, что едет «за хребет Кавказа», то есть в Закавказье. Есть и более суще - ственный аргумент. Жандармские «мун - диры голубые» при жизни Лермонтова были синими, а голубыми они стали уже после смерти поэта. Мог Лермонтов, поэт и художник, так ошибиться с цве - том только для того, чтобы подобрать рифму к «Россия»? Лермонтов не мог, зато выражение «мундиры голубые» любил употреб- лять поэт-сатирик Дмитрий Минаев, написавший пародию на лермонтовско - го «Демона». И, наконец, самая главная деталь — Лермонтов, хоть и происхо - дил от наёмного шотландца Лермонта и знал в совершенстве пять языков, был русским во всём. А у русских существу - ет определённый предел по отношению к матери-Родине, который ни при каких условиях не переступают. Персонаж из Задонска Однако есть открытия, которые были едва ли возможными, если бы за твор - чество Лермонтова не взялись липецкие ху - дожники. Всё началось с любви к лермонтов - ским текстам, с жела - ния дойти до сути од - ного портрета. Кандидат педагогических наук, до - цент Института культуры и искусства ЛГПУ Татьяна Бербаш иллюстрировала книги Лермонтова. Чтобы добиться точности образа, любой иллюстратор опирается на пор - третную характеристику, данную самим писателем, и всегда интересуется, нет ли прообраза у персонажей. Начиная рабо - тать над « Т а м б о в - ской казна - ч е й ш е й » Лермонтова в 1978 году, Татьяна Ива - новна пыталась прочувствовать сердцем и пером героев поэмы. Ездила в Тамбов, но город не рас - крывался поэти - ческой стороной, и она уехала в Пя - тигорск к Домику поэта, где хранитель лермонтовского му - зея показал ей пор - трет неизвестного ула - на и попросил найти его историю. Портрет этот прибыл в далёком 1939 году в Пятигорск от липчанина В.И. Жу - кова с подписью на посыл - ке: «Портрет м а с л о м улана Чирикова, товарища молодости М.Ю. Лер - монтова, прострелен в одном месте». В посылке также была пачка писем бра - та М.Ю. Лермонтова, И.Н. Лермонто - ва, фотокопия акварели Е.Н. Жуковой, урождённой Чириковой, разбитое блюд - це с гербом Чириковых, принадлежащее М.Ю. Лермонтову, книжечка стихотво - рений В.И. Жукова. Какое отношение имели Чириковы и Жуковы к Лермонтову? Кто такой улан Чириков, изображённый на пор - трете присланной из Липецка посылки? Никто не знал ответы на эти вопросы. И подробно — по пуговке, звёздочкам, цвету мундира, лацканам, приборным цветам — Татьяна Ивановна изучала изображение улана. Годами работала в архивах области, разыскивая биогра - фические сведения. Упорная работа при - несла результаты, которые можно резю - мировать так: на портрете изображён Чириков Павел Николаевич, задонский уездный помещик, бывший штабс-рот - мистр в отставке. Но соединить несоединимые части биографии улана Чирикова и текста «Тамбовской казначейши» помог слу - чай. Сначала напомним анекдотическую историю, вдохновившую поэта написать «Тамбовскую казначейшу». Картёжник и мот Александр Голицын проиграл в карты свою жену княгиню Марию Гав - риловну графу Льву Кирилловичу, сыну гетмана, меценату. После такого казуса произошёл развод и замужество про- игранной жены при живом муже. В све - те, как ни странно, осуждали не мужа, а жену, осмелившуюся выйти замуж да ещё и быть счастливой во втором браке с графом-меценатом. Все пересуды пре - сёк Александр II, пригласивший потан - цевать на балу Марию Гавриловну, пу - блично назвав её графиней. Александр Голицын был нисколько не в обиде и продолжал бывать доме своего прия - теля и своей бывшей жены. Как эта история связана с липецким портретом? Татьяна Ивановна имела предположения, основанные на деталь - ном анализе, что улан Гарин, герой по - эмы, и задонский ротмистр в отставке Чириков — одно лицо: именно его внеш - ность, история юности, характер и отно - шение к жизни взяты в поэму Лермон - товым, приезжавшим в Задонск. С этими мыслями художница при - шла в дом двоюродной праправнучки Лермонтова, Людмиле Александровне Парахиной, жившей тогда в Липецке (умерла в сентябре 2020 года. — Прим. автора). Она-то и вспомнила, как в дет - стве читала в саду у своей бабушки за - данную в школе «Тамбовскую казначей - шу». «Нравится?» — спросила бабушка. — «Не очень». — «А ведь Гарин нам род - нёй доводится». — «Как это?» — «Да он родной брат моей бабушки. Только на - стоящая фамилия у него Чириков…» Тут Татьяна Ивановна дар речи поте - ряла: «Как же так? Почему вы ничего об этом не говорили никогда?» — «Да вы и не спрашивали у меня, всё о Лермон - тове да о Лермонтове, а о Чирикове — никогда. Всё чириковское хранилось у Жукова, он общался с моей бабушкой. Вещи его он отдал в музеи». Сама Людмила Александровна за год до ухода из жизни успела передать лер - монтоведам в Липецке фамильные цен - ности, бережно хранимые потомками: хлопчатобумажные салфетки с вышиты - ми вензелями «Л» и «L». В доме Лермон - товых, да и сам поэт, любили вензеля. ______________________________________ Текст: Светлана Чеботарёва Фото с сайта lermontovdomik.ru Иллюстрации Татьяны Бербаш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz