Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)
№41 ( 515 ) 22 октября 2024 года 12 ЛИПЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ Ф антастическим кажется, что на малом участке Черноземья, который составляет лишь три процента европейской территории, ро - дилось по меньшей мере двенадцать классиков русской литературы. Алек - сандр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов корнями-предками также уходят в липецкую землю. Однако в Кропотове поэт нас не ждёт Кропотово, село Становлянского рай - она, родовое имение Лермонтовых, — се - годняшнее рукотворное белое пятно на литературно-культурной карте России. А ведь здесь бывал сам Михаил Юрьевич Лермонтов. В становлянской земле прах его отца, родственников и тех людей, о ком думал поэт, с кем был знаком и дружен. В Ка - занской церкви села Васильевка венча - лись родители гения России. Ничего здесь не оставило время, и частицы непосредственной драгоцен - ной памяти о поэте были уничтожены: даже дуб с вензелем «Л», собственноруч - но вырезанным на стволе Лермонтовым, не склоняется и не шумит, а бесславно спилен. Но культура в наше время удер - живает свой окоп, ведя тяжёлые арьер - гардные бои. О поэте, который, как дух, вы - шел из липецкой земли, наша земля помнит. Научная общественность, работники культуры не оставляют мечты восстановления родового имения Лермонтовых. Ведь со - хранились у потомков его рода фо - тографии дома в Кропотове, есть и чертежи строений. Всё есть, нет только усадьбы Лермонтовых. Помню, как в прошлую юби - лейную дату, 105-летие поэта, доктор филологических наук Владимир Андреев, приехавший из Мичуринска на конференцию в Липецк, рассказывал, как идёт восстановление музея-усадьбы «Мара» своего земляка, поэта Евгения Баратынского. Учёный был инициатором этого дела, а усадьба находилась в разрушенном со - стоянии. Тогда он и представители липецкой науки подписали коллек - тивное письмо на имя губернатора Игоря Артамо - нова с просьбой посодействовать хотя бы началу восстановления лермонтовско - го Кропотова в Липецкой области. Ведь литературным, художественным, краеведче - ским этот вопрос является только по фор - ме, а по существу — это вопрос мировоззре - ния, этики, морали. Приписанный Лермонтову пасквиль Пожалуй, Танталу было легче, чем по - томкам и почитателям сохранить и саму литературную память о Лермонтове от заб - вения и откровенной фальсификации. Чего стоит оскорбительная клевета, которая вливалась в головы школьников о якобы лермонтовском стихотворении «Прощай, немытая Россия» как о «вершине поэти - ческой лирики поэта». Всего лишь восемь хрестоматийных строк: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей». Это стихотворение вышло спустя НАШЕЙ СВЕТЛОЙ ЗЕМЛИ УКРАШЕНЬЕ 46 лет после смерти Лермонтова. 46 лет по тем временам — это целая жизнь. Ви - димо, чтобы добавить правдоподобия, была сочинена история о том, что Лер - монтов прочитал стишок какому-то че - ловеку, и тот его прямо с ходу запомнил и хранил в себе, держа в тайне, десяти - летиями! Вставить в школьную программу под именем Лермонтова этот фальсификат могли только люди, ненавидящие Рос - сию. Но они не учли то, что Лермонтову нет равных среди поэтов в филигранной точности: метрике стиха, фактах, лексике, красках и чувстве композиции (Лермон - тов был ещё и основательным художни - ком, оставившим нам около 500 образцов своего художественного творчества). Однажды моему знакомому, канди - дату математических наук Владимиру Калинину из Минска, поступил заказ из Института языкознания — провести про - граммный (компьютерный) анализ язы - ка поэтов и писателей. — Я увлёкся Лермонтовым, когда пи - сал программы анализа метрики стихов, — рассказывал Владимир Семёнович о своей работе. — Поэт поразил меня разнообразием метрик и неукоснитель - ностью следования выбранной метрике. В этом ему в русской поэзии нет рав - ных! И тогда у меня возникла мысль: стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» не вяжется с осталь - ными сочинениями Михаила Юрьевича. Я посмотрел примечания. Оказалось, автографа этого стихотворения нет. И Лермонтов нигде не использует слово «паша» по отношению к царским чи - новникам. И нигде не употреблено сло - восочетание «немытая страна». То есть мы видим два уникальных выражения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz