Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

№40 ( 514 ) 15 октября 2024 года 20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД Юбилейный, 40-й фестиваль «Липецкие театральные встречи» состоялся ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ СО… ВСТРЕЧИ щей стороне — дирек - тору театра Юрию Ити - ну — за приглашение. Более 20 лет назад Юрий Константинович был моим педагогом в ГИТИСЕ, поэтому вдвойне рада встретиться с ним на Липецкой земле. У вас роскошный театр ев - ропейского уровня. Повесть о человеке? Народная артистка России Ольга Бог - данова сыграла в «Капитанской дочке» роль императрицы Екатерины Великой. В этой героине её особенно восхищает безусловная любовь к России. И умение ценить каждого человека. Например, ка - питана Миронова, который с остальными жителями крепости отказался присягать самозванцу. — Это событие в историческом мас - штабе вроде бы незначительное, — рас - суждает Ольга Михайловна, — но Екате - рину II впечатлила самоотверженность коменданта. Мне кажется, в этом про - является абсолютное величие — женщи - ны и императрицы. По-моему, каждый правитель, вступая на престол, должен понимать, что он служит людям, су - ществует для них. И помнить каждого преданного ему человека, о чём Пушкин и напоминает в повести. Взгляд из будущего Спектакль пришлось специально адаптировать к липецкой площадке (по - воротныйкруг сценытеатра драмы—12м, московского театра — 26 м. — Прим. авт.). Например, отказаться от пятиметрового бутафорского сугроба. И большого дере - ва «в саду Царского Села». По мнению режиссёра, эти новшества пошли только на пользу постановке: стали для актё - ров проверкой на прочность. Ещё одна особенность: липчане увидели на сцене сразу двух Гринёвых. Постаревшего, ко - торый вспоминает историю своей жизни. И молодого Петрушу. В остальном — всё по Пушкину. Честь — никому — В любом классическом произведе - нии есть аналогия с жизненными исто - риями, — продолжает Павел Сафонов. — Любовь Гринёва и Маши разворачивается на фоне пугачёвского восстания. Герои оказываются в непростой ситуации, но не предают свои идеалы. В жизни нам тоже приходится выбирать. Пушкин напоми - нает, что главное — оставаться собой, «бе - речь честь смолоду». Круглые даты — Этот год богат на юбилеи, — отме - тила директор академического театра Рос - сийской армии Милена Авимская. — У нас вМоскве стартовал 95-й театральный сезон, фестивалю «Липецкие театральные встре - чи» — 40 лет. Ещё одна дата — 225 лет со дня рождения Пушкина. Открывать теа - тральные встречи в Липецке, где мы впер - вые, в столь значимый год ответственно и почётно. Очень благодарны принимаю - П раздник настоящего искусства длиной в две недели. Пятнадцать спектаклей. Специальные гости из Москвы, Смоленска, Калуги, Севасто - поля, Сергиева Посада, Твери. Классику посвящается В этом году фестиваль посвящён 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому выбор по - становки в день открытия фестиваля не - случаен: на сцене академического театра драмы имени Толстого показали спек - такль «Капитанская дочка» (12+). Работа режиссёра Центрального академического театра Российской армии Павла Сафоно - ва — классическое прочтение бессмерт - ной повести. Новые старые смыслы — Наряжать пушкинских героев в джинсы или снабжать их смартфонами точно не мой вариант, — делится Павел Валентинович. — Не знаю других спосо - бов привлечения зрителей в театр, кро - ме как воссоздать на сцене те смыслы, которые Пушкин вкладывал в текст. Ду - маю, что мы максимально постарались это сделать. Актёры — с помощью своего таланта, выразительной пластики, ак - центов в костюмах (во втором акте уже погибшие обитатели крепости появля - ются как воспоминание — одетые в белое с ярко-красными деталями в одежде). Художники — благодаря впечатляющему сценическому пространству с «кадрами» первых свиданий Петра Гринёва и Маши Мироновой в Оренбурге, заснеженной крепости, казни коменданта и его супру - ги, приезда Маши к императрице. Звук и слово Какой же юбилейный фестиваль без премьер? «Пушкин и музыка» (6+) — со - вместный проект академического теа - тра драмы и Липецкой государственной филармонии смог показать мощь и силу пушкинской поэзии и прозы через призму звуков. Литературное слово и музыка в ис - полнении симфонического оркестра стали равноправными участниками действия. — «Пушкин и музыка» — классический случай, когда творчество гения вдохновило организаторов на новый проект, — расска - зывает директор академическо - го театра драмыЮрий Итин. — Все музыкальные (ав - торские) произведения в программе, благода - ря которым Пушкин зазвучал по-новому, — это националь - ная идея и гордость России. Отдельные композиции, по-мо - ему, вообще «вшиты» в наше сознание как культурный код. Зритель может не знать название оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (6+), но увертюру к ней хотя бы раз слышал. Не конфликт, а стихия — Для проекта режиссёр Пётр Куликов выбрал «внутреннего» рассказчика, — про - должает Юрий Константинович, — которо - го сыграл артист нашего театра Владимир Юрьев. Он вкратце рассказывал о каждом литературном произведении в программе, взаимодействовал с дирижёром. Как скре - па, объединял фрагменты разных текстов в единое целое, «прошитое» музыкой. Глав - ная задача была — не испортить две «сти - хии», ведь звук и слово не должны кон - фликтовать. Судя по отзывам зрителей, это удалось. Пушкин в движении На спектакле зрители услышали знако - мые сошкольной скамьи отрывкииз «Сказ - ки о царе Салтане» (0+), повести «Метель» (12+), поэм «Руслан и Людмила» (6+), «Цыганы» (12+), драмы «Борис Годунов» (12+) и других шедевров. Под аккомпане - На фестивале «Липецкие театральные встречи» также выступили: Смоленский камерный театр («Пиковая дама») (16+); Калужский областной драматический театр («Маскарад») (16+), Севастопольский академический театр танца имени Вадима Елизарова («Сказка о рыбаке и рыбке» (0+), («Бахчисарайский фонтан») (12+); драматический театр г. Сергиев Посад «Театральный ковчег» в Дубраве («Дядя Ваня») (12+); Мелиховский театр «Чеховская студия» («Вишнёвый сад») (12+), актриса Олеся Казанцева с моноспектаклем «Пиаф. Любовь не по нотам» (16+) и актёр Александр Баргман с моноспектаклем «Душекружение» (16+) по творчеству Владимира Набокова. МЕЛЬПОМЕНА ПОЗВАЛА В проекте «Пушкин и музыка» артисты театра драмыи симфонического оркестра—равноправные участники действия Режиссёр спектакля «Капитанская дочка» Павел Сафонов рассказывает корреспонденту ЕленеМещеряковой о сложностях постановки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz