Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2024 г. (г. Липецк)

15 октября 2024 года №40 ( 514 ) 11 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РЕБЁНКА ОЧЕНЬ ВАЖЕН ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ К ак убрать из школы скуку? Кто поможет роди - телям воспитывать детей? Нужно ли сокращать сроки обучения в школе? На вопросы «Россий - ской газеты» отвечает президент Российской акаде - мии образования Ольга Васильева. В поисках гармонии — Ольга Юрьевна, сейчас активно обсуждают возможность сокращения сроков обучения в шко - ле. Многие предлагают вернуться либо к десяти - летке, либо заканчивать школу в девятом классе. Ваше мнение? — Первый вопрос сейчас: за счёт чего сокращать? «Резать» часть предметов или ужимать часы? Если идти по этому пути, неизбежно получим снижение уровня знаний. А делать образовательную програм - му ещё более насыщенной уже просто невозможно: школьная нагрузка сейчас и так достаточно высока. — Учёные РАО разработали Концепцию разви - тия личности ребёнка в семье. Зачем? Её будут ре - комендовать родителям в школах? — Наиболее актуальная проблема сегодня — гармо - ничное воспитание ребёнка в семье. Мы хотим помочь мамам и папам сделать их общение с детьми более ка - чественным, осмысленным. Ведь ребёнок для любого родителя — не только величайшая ценность, но и ве - личайшая ответственность. А у нас не так часто об этом говорят. Каждому ребёнку нужно бережное, неустан - ное, с особой родительской любовью индивидуальное отношение. Здесь и учёт психологических особенно - стей его развития, и верховенство любви, и ценность детства... Казалось бы, всё это само собой разумеется. Но есть и ещё очень важный момент, на котором — особый акцент. В обществе практически перестали го - ворить о том, что для ребёнка очень важен значимый взрослый. Кто это? Человек, который даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах, ощущения свобо - ды и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает понять ценности этого мира и своего окружения. И, конечно, хорошо и логично, если этим значимым взрослым станет родитель. Но часто, особенно в подростковом возрасте, такими зна - Ольга Васильева: чимыми взрослыми становятся не родители, а стар - шие товарищи, реже — учителя. В концепции выделены распространённые ошибки семейного воспитания — авторитарность, манипули - рование, непоследовательность в поведении родите - лей, гиперопека, жертвенность. Кто главный? — Общеизвестная истина — на Руси всегда были три главных человека: учитель, врач и священник. Остаётся ли сегодня, в век искусственного интел - лекта, педагог для ребёнка главным? — Учитель по-прежнему остаётся для ребёнка важ - ным взрослым — носителем знания и навигатором в море информации, но самое главное, он остаётся вос - питателем чувств. Безусловно, информации сегодня в избытке, доступ к ней почти безграничный. Поэтому учителю всего важнее готовить школьника к самосто - ятельной жизни, научить отбирать информацию, оце - нивать её на достоверность. Научить не идти на поводу у технологий, а ставить их себе на службу. Общая проблема современного образования прак - тически всех стран — скука. Дети скучают в школе, скучают дома и спасаются в гаджетах. Но представим, что завтра вдруг всё отключится. Где ребёнок будет на - ходить информацию, чем себя занимать? Чтобы убрать скуку из школы, она должна притягивать активных молодых учителей с горящими глазами. — Ситуация, которая ставит в тупик многих ро - дителей: ребёнок-отличник в начальной школе в пятом классе начинает приносить тройки и двой - ки. Что делать? — Переход в пятый класс — всегда большие переме - ны для детей: появляются новые учителя, предметы, сверстники, больше учёбы и домашних заданий, разные кабинеты... Вполне естественно, что детям требуется время для адаптации. У ребёнка может появиться чув - ство дискомфорта, даже страха. Всё это, конечно, будет влиять на успеваемость. Если ребёнок переживает какие-то негативные эмоции, поймите и примите это. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему опи - сать их, отметить какие-то особые черты. Важно на- учить ребёнка в сложных школьных ситуациях не бо - яться обращаться за помощью к классному руководите - лю. Да и самим родителям не стесняться: если что-то беспокоит — идите к классному руководителю. Не нужно сразу ослаблять контроль за учебной деятель - ностью ребёнка, мол, всё, ты уже взрослый, давай всё сам. Особенно если в начальной школе он привык к тому, что вы проверяете «домашку» и следите за оценками. Да, при- учать к самостоятельности нужно, но постепенно и без дав - ления. А в целом в пятом классе ребёнок уже должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, если чего-то не понял, делать домашнее задание не на ночь глядя, а заранее. Всё становится сложнее, когда в пятый класс ребё - нок идёт в новую школу. Нагрузка вырастает в разы. Альтернативы пока нет — Правительство не одобрило законопроект об отмене ЕГЭ, но Рособрнадзор собрал массу предложе - ний по совершенствованию Единого. Это нужно? — В любой аудитории, где начинается обсуждение от - мены ЕГЭ, я задаю один и тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом ещё несколько для поступления в вуз? Как говорят учите - ля, «лес рук». Мы всё ещё не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Здесь есть несколько очень важных нюансов. Первый: насколько справедливо поставить ребят, кото - рые последние 10 лет готовились к тому, что им предстоит сдать ЕГЭ, перед фактом, что теперь всё будет по-новому? Не вызовет ли это у них лишь ещё больше стресса, за кото - рый так любят ругать ЕГЭ? Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаём десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, ско - рее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать приём экзаменов? Вступитель - ная кампания — событие огромного масштаба. Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные эк - замены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объёме. Готовы ли они принять этот вызов? Не по - лучим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нём? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться. Время течёт, сама процедура организации ЕГЭ требу - ет постоянной доработки и совершенствования. На мой взгляд, Рособрнадзор при поддержке ведущих экспертов и педагогов с этим хорошо справляется. ______________________________________ Текст: Мария Агранович Фото: Сергей Куксин РЕБЁНОК ДЛЯ РОДИТЕЛЯ— НЕ ТОЛЬКО ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ, НО И ВЕЛИЧАЙШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. А У НАС НЕ ТАК ЧАСТО ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ « « Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер» Концепция развития личности ребёнка в семье:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz